Научная статья на тему 'Особенности декора в мусульманской архитектуре Ирана'

Особенности декора в мусульманской архитектуре Ирана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
542
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИРАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО / МОТИВЫ ДЕКОРА / СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / IRANIAN ARCHITECTURE / MUSLIM ARCHITECTURE / DECORATIVE ORNAMENTATION / DECOR MOTIFS / SYMBOLIC MEANING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Даруди Айсан

Иранская архитектура с самых ранних времен отличалась богатым декоративным убранством, созданным в камне. Но уже с VIII-IX вв. приобрели популярность резьба по дереву и штукатурке, кирпичные орнаменты, поливные керамические плитки. Цель исследования сравнить мотивы декора, выполненного в разных техниках и материалах, в мусульманской архитектуре Ирана в период VII-XVIII вв.; выявить повторяющиеся мотивы; проанализировать их символический смысл. Научная новизна исследования состоит в изучении семантики архитектурных памятников. Результаты исследования доказывают не только декоративную функцию декора мусульманской архитектуры Ирана, но и религиозно-символическую и мировоззренческую.Since the earliest times, the Iranian architecture had been notable for its gorgeous ornamentation carved in stone. However beginning from the VIII-IX centuries, there was a rise in popularity of wood carving, plaster carving, brick ornaments and glazed ceramic tiles. The aim of the study is to compare the motifs of the decor made in different techniques and materials in the Muslim architecture during the period of the VII-XVIII centuries; identify recurring motifs; analyse their symbolic meaning. Scientific novelty of the research lies in studying semantics of architectural monuments. The findings prove that the decor of Iran’s Muslim architecture performs not only a decorative function but also religious-symbolic and worldview ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности декора в мусульманской архитектуре Ирана»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.6.38

Даруди Айсан

Особенности декора в мусульманской архитектуре Ирана

Иранская архитектура с самых ранних времен отличалась богатым декоративным убранством, созданным в камне. Но уже с УШ-1Х вв. приобрели популярность резьба по дереву и штукатурке, кирпичные орнаменты, поливные керамические плитки. Цель исследования - сравнить мотивы декора, выполненного в разных техниках и материалах, в мусульманской архитектуре Ирана в период УМ-ЛУШ вв.; выявить повторяющиеся мотивы; проанализировать их символический смысл. Научная новизна исследования состоит в изучении семантики архитектурных памятников. Результаты исследования доказывают не только декоративную функцию декора мусульманской архитектуры Ирана, но и религиозно-символическую и мировоззренческую. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/6/38.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 6. C. 201-208. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Теория и история искусства

Theory and History of Art

УДК 72.726.03 Дата поступления рукописи: 07.05.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.6.38

Иранская архитектура с самых ранних времен отличалась богатым декоративным убранством, созданным в камне. Но уже с VIII-IX вв. приобрели популярность резьба по дереву и штукатурке, кирпичные орнаменты, поливные керамические плитки. Цель исследования - сравнить мотивы декора, выполненного в разных техниках и материалах, в мусульманской архитектуре Ирана в период VII-XVIII вв.; выявить повторяющиеся мотивы; проанализировать их символический смысл. Научная новизна исследования состоит в изучении семантики архитектурных памятников. Результаты исследования доказывают не только декоративную функцию декора мусульманской архитектуры Ирана, но и религиозно-символическую и мировоззренческую.

Ключевые слова и фразы: иранская архитектура; мусульманская архитектура; декоративное убранство; мотивы декора; символический смысл.

Айсан Даруди

Санкт-Петербургский государственный университет aysan. darudi@gmail. com

Особенности декора в мусульманской архитектуре Ирана

Проблема исследования состоит в изучении специфики архитектурного декора мусульманских мечетей на территории Ирана. Актуальность темы объясняется тем, что в последние десятилетия особый интерес искусствоведов вызывают не только стилистика и художественная форма памятников и их декора, но и семантика и иконология, отражающие глубокий мировоззренческий и религиозный смысл сооружений. Подобный подход, уже оправдавший себя в отношении христианской архитектуры, результативен и по отношению к памятникам архитектуры мусульманской, в частности по отношению к памятникам Ирана. Для объективности выводов ограничимся эпохой средневековой мусульманской культуры Ирана - VIII-XVIII вв. Методы исследования включают в себя компаративистский анализ архитектурного декора, выполненного в разных техниках, а также художественно-стилистический, иконологический, культурологический методы. Теоретическая база исследования - это публикации, посвященные истории, культуре и архитектуре Ирана. К настоящему времени существует целый ряд исследований, посвященных в целом истории и культуре Ирана [3-5; 8; 9; 11-13], а также отдельным историческим и культурным периодам в его развитии [10; 23]. Соответственно, создана фундаментальная база для изучения явлений культуры и искусства. Есть исследования об отдельных иранских мусульманских памятниках [1; 6; 13; 18; 20; 21; 25]. Существуют обзорные работы по иранскому мусульманскому искусству с описанием этапов его развития [1; 2; 7; 9; 19]. Изданы и публикации, посвященные описанию декора в мусульманском искусстве [16; 17; 21; 24; 26]. Но фундаментальных работ, в которых была бы предпринята попытка сопоставления декора, существующего в разных техниках и материалах в архитектурном убранстве и повторяющегося в предметах декоративно-прикладного искусства, на настоящий момент нет, отсутствуют они и в российской историографии иранского искусства, что свидетельствует о важности данного исследования. Практическая значимость исследования заключается в его пользе в плане подготовки лекций, докладов, экскурсий по тематике иранского искусства.

В процессе исследования для достижения цели мы предполагаем решить следующие задачи: 1) проанализировать иранский архитектурный орнамент, созданный в разных материалах и техниках: в камне, кирпиче, штукатурке, дереве, керамике, - на примере памятников средневекового Ирана (VTII-XVIn вв.); 2) сравнить декор, созданный в разных материалах и техниках, между собой; 3) выявить сходные повторяющиеся мотивы, понять, насколько часто они встречаются; 4) выяснить причину такой повторяемости, сделать попытку открыть семантику иранских декоративных мотивов.

В иранской архитектуре исламского периода большое распространение получил орнамент. Как известно, религиозные сооружения являются одним из основных составляющих элементов ансамблей исламских городов и определяют их идентичность. Вот почему для создания декора в иранских религиозных зданиях были использованы самые богатые декоративные формы.

До принятия ислама, согласно существующей научной литературе [6, а 6; 14, а 87], почти каждый дом иранца был полон изображений, в том числе скульптурных. После принятия ислама скульптура под влиянием новой религии и шариата постепенно исключается из контекста культуры, трансформировавшись в архитектурный декор. Работы по камню с изготовлением рельефов из цветов и растений, а также резьба по штукатурке, создание поливных изразцов стали очень популярными.

Для исламского искусства Ирана характерно единство всех его видов. Это единство проявляется в архитектуре иранских зданий, в деревянной резьбе, гипсовых стукко, кирпичной кладке и в изделиях прикладного искусства. Используя простые геометрические и растительные формы, художники создавали сложные декоративные и семантические комбинации, отличающиеся гармонией и совершенством своих форм.

Изучая декоративные и строительные материалы как с точки зрения качества, так и в техническом отношении, иранские мастера активно применяли штукатурку, кирпич, керамические плитки и, в небольших количествах, камень в отделке исламских религиозных построек.

Однако в целом в исламский период в связи с изменением образа мышления и изменением строительного стиля резьба по камню постепенно теряет свою актуальность, ее заменяют другие материалы, и прежде всего штукатурка. Резьба по камню используется редко, только для выполнения особо важных надписей и создания определенных сообщений или в качестве декоративного элемента в некоторых изолированных местах и помещениях. Фрагменты резьбы по камню с различными шрифтами или растительными орнаментами можно встретить в отдельных частях зданий исламской эпохи, а также они применяются для изготовления надгробий или для лестниц и перил, иногда для убранства каменных изделий прикладного искусства.

На корпусе каменных сосудов из музея Мешхеда и мечети Шаха в Исфахане (см. Илл. 1-4), предназначенных для воды, мы видим орнамент розетки с вписанной внутрь шестиконечной звездой, в свою очередь, составленной из двух наложенных друг на друга треугольников, и орнамент изгибающихся усиков вьющегося растения. Ниже мы убедимся, что названные мотивы получили большое распространение в иранском мусульманском искусстве.

Кирпичная кладка также является одним из важнейших декоративных элементов и неотъемлемой частью исламской архитектуры в Иране. Использование различных видов кирпичной кладки позволяет создать разнообразный декор. Разработка видов кладки в архитектуре иранской мечети началась в начале истории мусульманской архитектуры и продолжалась до XI-XII вв., эпохи своего наиболее активного применения, и в последующий период.

Разумеется, техника строительства делала приоритетным тот или иной декор. Например, башня Кабуза близ Горгана (Х1-Х11 вв.) (см. Илл. 5) имеет убранство в виде сильно выступающих над поверхностью стен, сложенных из кирпича, ребер. Таков же декор башни в Верамине (Х1-Х11 вв.) (см. Илл. 6), мавзолея в Беста-ме (Х1-ХП вв.) (см. Илл. 7).

Подобный декор с трудом можно было бы воспроизвести в других техниках, поэтому после того, как на смену кирпичной узорчатой кладке в XIII в. пришло гипсовое и штукатурное покрытие стен, он исчез.

Но в технике кирпичной кладки выкладывались и уже знакомые нам по каменной резьбе розетки и звезды, как, например, в декоре минарета мечети Джаме Саве в городе Саве (ХЬХП вв.) (см. Илл. 8-11).

С XIII в. наибольшее распространение получают отливки из штукатурки и резьба по штукатурке. Гипсовая штукатурка, которая применялась в течение всего парфянского периода истории Ирана, сначала использовалась для покрытия глинобитных стен с целью защитить их от повреждений и влаги, но она также выполняла и декоративные функции. Со временем ее стали использовать в украшении кирпичных и каменных стен, обычай возведения которых распространился в эпоху Сасанидов. Гипсовая штукатурка была очень дешевой, гипс был легок в использовании и не требовал большого количества времени для получения нужного результата. С помощью гипса можно было создавать различные декоративные узоры. Иранцы придумали множество таких техник создания гипсовой штукатурки, каких нет ни у одной другой нации, никто не мог с ними конкурировать в этой области. Они превратили резные узоры по штукатурке в один из видов изобразительного искусства.

Первая штукатурка, которой покрывают стены, обычно делается из извести, песка, шерсти животных и воды. Такая штукатурка достаточно долго сохнет. Альтернативой известковой штукатурке стала гипсовая штукатурка, которая сохнет быстрее. Этот новый вид штукатурки со временем становится все более популярным, поскольку он может ускорить процесс строительства. Из-за количества слоев покрытия гипсовая стена выглядит толще и может создать воздушную изоляцию, а также хороший звуковой барьер между помещениями. Такая штукатурка может обеспечить более твердую стену, которая уменьшает вероятность ее разрушения. Поскольку гипс пластичен в момент нанесения на стену, он является хорошим выбором для изогнутых или неровных поверхностей. Наконец, гипс внутри штукатурки содержит большое количество воды, которая позволяет стенам противостоять огню. Гипсовая штукатурка хорошо поддается резьбе и на века сохраняет вырезанные формы.

Использование сложных и разнообразных орнаментов, которые часто украшались блестящими красками, способствовало созданию великолепных панно, поражающих воображение зрителей в иранских постройках. Руины, оставшиеся от медресе, мечетей, дворцов раннего исламского периода, еще не демонстрируют их оригинальную славу и величие в полном расцвете, приходящемся на эпохи Тимура, Тимуридов и Сефеви-дов, т.е. на XIV-XVII вв.

Мы выбрали два города Ирана - Наин и Саве, гипсовая архитектура и штукатурка которых считается одним из прославленных сокровищ мирового искусства. Рассмотрим некоторые примеры орнаментов с памятников названных древних городов.

Соборная мечеть Джаме Наиниа (см. Илл. 12-13) (город Наин находится на расстоянии приблизительно 120 километров к востоку от Исфахана) - великая общинная мечеть города Наин в провинции Исфахан. Мечеть является одной из старейших в стране и охраняется Иранской организацией культурного наследия. Мечеть сохраняет свою первоначальную архитектуру. Основание мечети восходит к IX веку. Михраб имеет удивительно красивую лепную декорацию в штукатурке, созданную, вероятно, в IX или X веке. Минарет высотой 28 метров принадлежит эпохе Сельджуков и датируется X веком. Интерьеры и убранство, однако, датируются уже XI в.

На стенах арок и колоннах мечети помещены восьмиугольные геометрические фигуры, а также изображения веток и листьев деревьев. Внутренняя часть арочного перекрытия украшена двумя декоративными лентами, которые имеют решетчатую текстуру, между этими лентами расположен ряд солнцеобразных перекрывающихся фигур и между ними отдельные четные многоугольники. Внутри солнцеобразные фигуры и многоугольники декорированы цветочными и листовыми мотивами. Снаружи и сверху арочного потолка имеется красиво украшенная куфическим шрифтом надпись с арабесками, расположенными внутри винтов с мотивами садовых цветов с многочисленными лепестками. Эти рельефы, вырезанные по гипсовой штукатурке, отличаются большой глубиной, и в этом отношении их можно причислить к горельефам.

Рассмотренные штукатурные работы очень похожи по своей технике на декор аналогичных зданий, например, в Нейшапуре, и в целом рисунки и узоры, используемые в этих зданиях, очень схожи друг с другом, единственное различие заключается в высоте рельефа и в небольших вариациях рисунков, возникших под влиянием местных особенностей. Орнаменты построены на сочетании мотивов растений и геометрических фигур, а также использовании декоративного куфического шрифта.

Город Нейшапур был одним из важнейших культурных и экономических центров Ирана исламской эпохи с УШ по XII в., его именовали невестой исламских городов и считали главнейшим иранским центром богатства и искусства исламского мира.

Учитывая важность этого города для исламской цивилизации, в 1935 году команда археологов выполнила раскопки на месте древних руин Нейшапура, которые продолжались до 1947 года. Одним из наиболее важных открытий археологов было нахождение чрезвычайно важных фрагментов штукатурных работ, которые принадлежали мечетям, медресе и другим общественным и частным зданиям.

Эти фрагменты важны в нескольких отношениях. С одной стороны, они связаны с резьбой и штукатурным искусством эпохи Сасанидов, а с другой стороны, они тесно связаны со стукковой штукатурной орнаментацией и архитектурой других частей иранского исламского мира, которые относятся к этому периоду. Рассмотрение этих фрагментов показывает, что использованные в них узоры подобны узорам периода Саса-нидов и представляют собой смесь геометрических фигур и растительных мотивов, которые гармонично скомбинированы друг с другом. На Иллюстрации 14 показан фрагмент штукатурки. Этот фрагмент выполнен способом литья и резьбы и, вероятно, использовался в качестве одного из элементов повторяющегося орнамента стены. Его рисунок представляет собой орнамент из пальмовых листьев, который дополнен веточками цветов с тремя лепестками, а вокруг украшен арабесками. Орнамент пальмового листа широко применялся в различных исламских искусствах.

На Иллюстрации 15 также представлен фрагмент штукатурки, украшенной в виде орнамента из двух полос, составленного из решетки и треугольника, которые многократно повторяются. На Иллюстрации 16 дана прорисовка декора штукатурки с повторяющимся листом артишока.

По Иллюстрациям 14-15 видно, что для иранского мусульманского орнамента характерно использование больших геометрических фигур (правильные многоугольники, овалы, треугольники), которые накладываются друг на друга и заполняются внутри более мелким орнаментом (ромбы, растительные мотивы), в свою очередь, тоже дробящимся и включающим в себя еще более мелкий декор. Если присмотреться, получается многослойная картина узора, закрывающего поверхность стены как будто многими слоями прозрачного кружева.

На Иллюстрации 17 представлены фрагменты штукатурной «летописи» с куфическим шрифтом, где расстояние между буквами украшено винтообразными арабесками. Вплетаясь в декоративный узор, надпись не всегда была сразу видна. Зритель должен был присмотреться, чтобы обнаружить ее в прихотливом плетении орнамента.

Резьба по дереву не получила в Иране широкого распространения, потому что данный материал был очень дорогостоящим и редким. Но в этой технике мы видим сходные принципы декора и сходные декоративные мотивы.

Важным аспектом мечети Наиния в г. Наин является наличие в ней деревянного минбара (см. Илл. 18-19), деревянной резной двери и другого исторического деревянного убранства. На трибуне минбара имеется надпись шрифтом «Насх», выполненная резьбой и вписанная в обрамление из листьев и ветвей. Надпись имеет дату. По христианскому летоисчислению это 1312 год от Р. Х. Орнамент деревянной резьбы очень близок к орнаментам по штукатурке. Минбар имеет декор в виде квадратов, внутри украшенных прямоугольными вставками. Перила лестницы минбара образованы розетками, пересеченными квадратами. Вкупе, повторяясь, эти мотивы складываются в сложный подвижный узор. Сходный принцип декора мы видим в убранстве деревянной резной двери XIV в. из мечети Джами в г. Семнане (см. Илл. 20).

Во время мусульманского периода в Иране достигло расцвета и искусство изготовления керамической плитки. Многие здания, такие как мечети, школы, гробницы, дворцы, бани, были украшены различными видами плитки, а с конца X в. обнаруживается меньше зданий, которые не были украшены плиткой, чем тех, что были. Типы плиток были самыми разнообразными: одноцветные, мозаичные, семицветные и золотые.

Иногда метод орнаментации из кирпича и плитки был использован в сочетании. Эта комбинация обычна для иранской архитектуры. Этот метод развивался с XIII века. В Иране есть несколько мечетей, таких как мечеть Вакиль (город Шираз), которые украшены сочетанием кирпича и плитки.

Почти во все периоды в Иране надпись на плитках была одним из самых важных и любимых украшений плиточников. Иногда художник использовал линии в куфическом стиле, иногда - в стиле насталика, иногда -в стиле солс и насх, использовались такие мотивы, как прямоугольники, звезды. Самая старая плитка этого типа относится к 1200 г.

Если мы сравним узоры, выполненные в керамике и в стукковой резьбе, соответственно в Мешхеде и в Верамине, то мы можем признать, что в них есть повторяющиеся мотивы (см. Илл. 21-22). В частности, это мотив розетки.

Общий рисунок тромпа в мавзолее Яхья в Верамине (Илл. 22) образован сочетанием разных геометрических фигур: четырехугольников различного вида от ромбов до параллелепипедов, внутрь четырехугольников вписаны другие мотивы: розетки, огурцы, сердечки. Складываясь воедино, разные мотивы образуют цельную картину, которая неистощима по декору своих отдельных деталей.

В убранстве интерьера (см. Илл. 23) и на куполе мечети Лотфоллы (см. Илл. 24) в Исфахане мы видим орнамент стилизованных усиков вьющегося растения. Он встречается нам и в других техниках, в частности в прикладном искусстве (см. Илл. 25).

Подобная повторяемость мотивов геометрического и растительного характера свидетельствует не только о существовании традиции, но и о существовании символического смысла, вкладывавшегося в тот или иной мотив. Каждый узор может быть истолкован, исходя из его алгебраического и религиозного смысла. Эти смыслы соответствуют особенностям построения узоров. Число «один» представляет принцип единства и является символом Бога, оно выражается точкой. Число «два» предлагает принцип двойственности и силу множественности и соответствует линии. Число «три», выражающееся в форме треугольника, представляет принцип троицы. Число «четыре» представляет первенца, символизирует мир природы и имеет своим символом квадратную форму [14].

Геометрические и растительные узоры являются священными в мусульманском мышлении Ирана. В иранском исламском искусстве декоративные элементы становятся наиболее прямым выражением идеи единства и множественности религиозной истины. Орнамент составляет диаграмму единства и является проявлением стабильности в изменениях [15, с. 135]. Это имеет свои корни в древнем иранском искусстве и исламской архитектуре. Круг является божественным и небесным символом, а также символом солнца и небесного освещения, поэтому он занимает особое место в иранском исламском искусстве и архитектуре. Поскольку божественный и небесный символы круга связаны с атрибутом благословения, использование этого геометрического знака может ассоциироваться в религиозном сознании иранца с понятием Божьего благословения. Геометрические многоугольники - это таинственные мотивы, используемые в древнем иранском искусстве, а позже и в иранском исламском искусстве. Эти формы всегда связаны с кодовыми номерами пять, шесть, восемь и т.д. Они основаны на делении круга. Эти космические мотивы считаются символами, которые символизируют первоначальное построение вселенной. Символические геометрические узоры представляют собой знаки природных элементов. Круг является символом существования мира и символом неба и Бога и носит название «шамсе» (см. Илл. 26-28).

Шамсе - это знак Солнца и символ небесного света. Нисходящий треугольник символизирует женское начало, а восходящий символизирует гору и мужское начало, наконец, повторяющиеся треугольники с восходящим и нисходящим символами символизируют единство противоречивых элементов. Ромб и квадрат символизируют землю. Эти мотивы в исламский период являлись украшением архитектурных пространств и повторялись в зданиях до конца периода Сефевидов, т.е. до конца XVII в.

В искусстве и культуре геометрические узоры представляют собой символы природных элементов, а человеческое существование и жизнь зависят от природы, поэтому данные символы очень распространены в иранском искусстве. Как считалось, восхваляя и освящая природу, геометрические знаки символически воссоздавали священные элементы.

Итак, в результате изучения особенностей декора в исламской иранской архитектуре в разные периоды мы приходим к выводу о применении особого типа геометрии, которая находилась под влиянием прогресса математики среди мусульман. В этом тоже одна из причин бума в использовании геометрических фигур, который мы наблюдаем в исламском искусстве Ирана.

Запрет иллюстрации в исламе также можно связать с приоритетом символических понятий.

Различия в орнаментах заключаются в пропорциях, способах их исполнения, точности и элегантности декораций, в то время как в случае тем и сюжетов мотивы имеют высокую степень сходства в каждом периоде развития иранского искусства.

В ходе рассмотрения иранских архитектурных орнаментов мы пришли к следующим выводам. В исламский период в связи с изменением образа мышления и изменением строительного стиля резьба по камню теряет свою актуальность, ее заменяют другие материалы, и прежде всего штукатурка и керамика. Вместе с тем в разных техниках и материалах (резьба по камню, кладка из кирпича, отливка из гипса или резьба по гипсу, керамической плитке, резьба по дереву) на протяжении истории иранского мусульманского искусства встречаются повторяющиеся геометрические и растительные мотивы: многоугольники, ромбы, квадраты, треугольники, вьющиеся усики растений, листья аканфа, шрифты в комбинации с растительными орнаментами. Сам факт повторяемости одних и тех же орнаментов от памятника к памятнику, из техники в технику, из одного материала в другой, из века в век свидетельствует о том, что эти орнаменты выполняли далеко не только чисто декоративную функцию, но и смысловую. Они явно были не только традицией, но и несли в себе глубокий символический смысл, связанный как с мусульманским учением, так и с древними иранскими верованиями, остающийся до конца не разгаданным по сей день. Таким образом, главная особенность декора в иранской мусульманской архитектуре состоит в его сложной мировоззренческой и религиозной семантике, неотрывной от его орнаментальных функций.

Иллюстрации 1-2. Сосуд для омовений. Камень. 1098 г. Центральный музей Астан Кудс Разави, г. Мешхед

Иллюстрации 3-4. Сосуд для омовений. Камень. 1611 г. Мечеть Шаха, г. Исфахан

Иллюстрация 5. Башня Кабуза близ г. Горгана, XI-XII вв.

Иллюстрация 6. Башня, г. Верамин, XI-XII вв.

Иллюстрация 7. Мавзолей в г. Бестаме, XI-XII вв.

Иллюстрации 8-9. Минарет мечети Джаме Саве. Кирпич. XI-XII вв., г. Саве

Иллюстрации 10-11. Мечеть Джаме Саве. Кирпич и резьба по штукатурке. XI-XII вв., г. Саве

Иллюстрация 12. Мечеть Джаме Наиниа. Внутренний двор. Ж^ вв., г. Наин

Иллюстрация 13. Мечеть Джаме Наиниа. Экстерьер. вв., г. Наин

Иллюстрации 14-15. Нейшапур. XX вв. Исламский музей, г. Тегеран

Иллюстрация 16. Нейшапур. XX вв. Исламский музей, г. Тегеран

Иллюстрация 17. Нейшапур. XX вв. Исламский музей, г. Тегеран

Иллюстрации 18-19. Минбар. Дерево. 1300 г. Джаме мечеть, г. Наин

Иллюстрация 20. Фрагмент двери из мечети Джаме Баязида Бастами, XIVв., г. Семнан

Иллюстрация 21. Мечеть Гаухар-Шад, 1405-1417 гг., г. Мешхед

Иллюстрация 22. Мавзолей имамзода Яхья. Стукковый декор тромпа, XIII в., г. Верамин

|

4

Иллюстрация 23. Мечеть Лотфоллы. Интерьер. XVII в., г. Исфахан

Иллюстрация 24. Купол мечети Лотфоллы. XVII в., г. Исфахан

Иллюстрация 25. Фрагмент иранской шелковой ткани. XVI-XVII вв. Метрополитен-музей, г. Нью-Йорк

Иллюстрации 26-28. Мечеть Джаме Йезд. Керамическая плитка с орнаментом Солнце (шамсе). 1324-1365 гг., г. Йезд

Список источников

1. Альжанов А. М., Туманик А. Г. Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-i-pamyatniki-istorii-musulmanskoy-kultovoy-arhitektury (дата обращения: 10.04.2020).

2. Захеди Шахаб. Эволюция архитектуры мечетей Ирана (VII-XVIII вв.) // Архитектура и современные информационные технологии (AMIT). 2017. № 1 (38). C. 94-106.

3. Стародуб-Еникеева Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. 456 с.

4. Стирлен А. Искусство ислама. Распространение персидского стиля от Исфахана до Тадж-Махала. М.: Астрель, 2003. 319 с.

5. ЧУЛ. Jl-.dUii V4. .^xU. ^¿j.jlj^j.^jjixS »lSiilj ¡jAjj .pUjOi »jjJ jJ p'jj' ¿lA '-iji (Аджандом Е. История Ирана. Исследования Кембриджского университета. Тегеран: Джами, 2001. 710 с.).

6. dKii .jjjS jjxI j^j.olj^j.^jjj^^ »lS-ijlj ^^jjj lJ ^il-l— »jjJ jl)" p'jj' ¿jlJ" .o^'Aijil Jl- . ЧУ^Ч (Ануше Х. История Ирана. От периода Сасанидов до Сельджуков. Тегеран: Амир Кабир, 2012. 680 с.).

7. Чyfy Jl- ТМ .Jjl^j ^Ij- ^jajs j^j.olj^J.^x^^l jjA.l^j .^jj^j.. (Басири Р. Исламское искусство. Тегеран: Фар-хансара, 1980. 250 с.).

8. ^jj. p-ijJj^ .pH-l1 p'jj' ^-l'inipli^lj -l^nijr. .plj^J »lSnilj dljl niil j ^il— 4mmj^ :jili . Jl-. ЧУ^Ч . (Бехнам И. Древняя иранская археология. Тегеран: Изд-во Тегеранского университета, 2012. 291 с.).

9. . ЧУЧЧ Jl^i .CiUii ТЛЛ .^ijjj CiljUlil.olj^i.^x^l ^jlx*x j jJa ..^Sljil jjijjl ax?.jj ' djjlj .¿Да .-ijj (Брэнд Х. Р. Исламское искусство и архитектура / пер. с англ. Ардешира Ишраки. Тегеран: Розане, 2012. 288 с.).

10. jjLj.-lljjj .pljjJ j p'jj' jJ ^jj^JJ ^jl^^^ .^il^ ■ 0'"jj'j^ial Jix .Jl- .jjni^ ^SjAjS ^iljix pl^jl^ :jili .o'j^J

4yVi (Вилбур Д. Архитектура Тимура в Иране и Туране / пер. М. Ю. Киани, К. Афсар. Тегеран: Организация культурного наследия, 1994. 1000 с.).

11. ЧУ^Л Jl-.УЛ^ dUii.^nj -u^i »lSiilj Ciljl^jjl.olj^J .^jjj^ jjj^j j^J "^-jJ.o'jj' JJ^ .»j-il. j'-S. (Годар А. Иранское искусство. Тегеран: Изд-во Университета имени Шахида Бехешти, 1966. 384 с.).

12. 4ynv .ТУТ ..dl^ii jIj*j.Cix- »jjj o'jjl ^jL^xjj* ¿jjlJ.Uiujj (Киани М. Ю. История иранского архитектурного искусства исламского периода. Тегеран: Самат, 2016. 232 с.).

13. .^jJ jili.^x^-l jJa .^jail ^JijA ЧУ?Л Jl-.4y\«dl^ii (Коннелл Э. Исламское искусство. Тегеран: Тус, 1989. 320 с.).

14. . ЧУ?Т Jl—.Vf-ЛЛ dUi, .-1l^ -lki »jUi—l '^—-в a-jjA . 'У »jlxi '^jlxax j jJa .djjlj.jlV (Лолер Р. Сакральная геометрия: метафора для системы мироздания // Ежеквартальный журнал искусства и архитектуры. 1983. № 3. С. 85-76).

15. 4yVfJU.dUii ТЛ? .(JLJl ojj dljl^ajl.olj^J . -Л-l jJ ^jJ^x dLkJ 'jjjj-x. (Мададпур М. Проявления духовной мудрости в исламе. Тегеран: Международные публикации, 1995. 286 с.).

16. Чy^V Jl- .TVf dUii jIj*j.Cix- dljl^iil. plj^J.^jl^x dlJjjjj.^j^x.jljj (Маки Неджад М. Архитектурные украшения. Тегеран: Самат, 2016. 276 с.).

17. -la ujjj Jli- .'oj^J'j .jj3' dUii.^jj- jiUpljeJ.^jSli . ЧУЧЧ Jl- У^Л (Оливер В. Иранская золотая керамика. Тегеран: Соруш, 2013. 348 с.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Л«Ч\ Jl^i. ТЧЛ dUii .^S-Aja j ^xk dljlnijl : jil .pljiJ.^jljU. JJli Jjjjj j&j 4^jj.pljjl jJa ^IajI^aI^ .jjJji.^jj -igj (Опхам Папа А. Шедевры иранского искусства. Тегеран: Научные и культурные публикации, 2012. 218 с.).

19. dlj jili.o'jsJ.jl^a' ^j-i jj^^x^c: -^jix .pljjl ^jlx^x .jjjji .^jj. . ЧУЧУ Jl^.tЛf dl^ii (Поуп А. Иранская архитектура. Тегеран: Дат, 2014. 284 с.).

20. ЧУМ Jl^.Ч.ТЛ dUii.4.4^lxjlii jx^il dljliiil ^^l^ jili.o'jiJ.olsiil jlj! .^l5lljjl .^Jlj'j^x ^»jaj (Рафий Мехрабади А. Национальные памятники Исфахана. Тегеран, 1973. 1028 с.).

21. :»jlxi ЧyVf :jU'jji aI^x 'pljj' ^x^l ^jlx^x jj ^jj^s' '^jU^i .T4f (Саджади А. Штукатурка в исламской архитектуре Ирана // Asar. 1995. № 25. C. 214-194).

22. . ЧУ^П Jl^. УЛ-^Л di^o, oll^lj o'jjl ^^jjlJ jlj^ jl pl^jl^ aI^x ' jjjl :o'j^J / pl^lj o'jj' ^^jjlJ ^IaIJj j ^^jjlJ jlj! o^ij^ (Список памятников истории и памятников древнего Ирана // Эвин: журнал Организации по защите памятников древнего Ирана. 1970. № 91. С. 38-45).

23. '^jl^.^AlSiilj jlj^ dljl^iil :o'j«J .pljij^l" »jjJ jJ o'jjl ^x^-l .Jl^ dl^ii . 4yV4 (Хатем Г. Исламская архитектура Ирана в сельджукский период. Тегеран, 2000. 292 с.).

24. .ЧУМ Jl-.ЧЛ. dl^ii.olj^J »lS-iilj dljUlil.olj^i.Mj-?- 2jlJi j u-lJi mj^ .l^j '^jl^^ (Хиджази Р. Деревообработка и дерево-обрабат^1вающая пром^1шленность. Тегеран: Изд-во Тегеранского университета, 1971. 180 с.).

25. ЧУМЛ- .4.f.dl^^i . ^iij dljl^iil 'plsiil.Olsiil ^^jjlJ jl2 ajj^jS.^ uil.jajiA (Хонарфар Л. Сокровище исторических памятников Исфахана: древние памятники, таблички и исторические надписи в провинции Исфахан. Исфахан, 1971. 1040 с.).

26. Ч-f ЧУ^^ .f »jlxi.^iljjl ^jlxax ^^Ajjj Jlijjj .^il^lj' j ^Al nixjjlj^. o'jjJ dlJjjjJ jJ pi -j'-J j pljij?!-' ^jl^ J^^ dlJjjjj.A^l^.Aja^i (Шекофтех А. Оформление сельджукской кирпичной кладки и ее продолжение в украшениях эпохи Хорезмшахи и Илха-ни // Иранский журнал исследований архитектуры. 2015. № 6. С. 106-84).

Decor Peculiarities in Iran's Muslim Architecture

Aysan Daroudi

Saint Petersburg University aysan.darudi@gmail. com

Since the earliest times, the Iranian architecture had been notable for its gorgeous ornamentation carved in stone. However beginning from the VIII-IX centuries, there was a rise in popularity of wood carving, plaster carving, brick ornaments and glazed ceramic tiles. The aim of the study is to compare the motifs of the decor made in different techniques and materials in the Muslim architecture during the period of the VII-XVin centuries; identify гесит^ motifs; analyse their symbols meaning. Saen^f^ novelty of the research lies in studying semantics of architectural monuments. The findings prove that the decor of Iran's Muslim architecture performs not only a decorative function but also religious-symbolic and worldview ones.

Key words and phrases: Iranian architecture; Muslim architecture; deTOrative ornamentation; de^r motifs; symbolic meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.