Научная статья на тему 'Эволюция архитектуры мечетей Ирана (vn-xvin вв. )'

Эволюция архитектуры мечетей Ирана (vn-xvin вв. ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
480
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / АРХИТЕКТУРА МЕЧЕТЕЙ / ARCHITECTURE OF THE MOSQUES / ИРАН / IRAN / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захеди Шахаб

В статье рассматривается эволюция архитектуры мечетей Ирана. Предложена архитектурная периодизация, которая отражает особенности формирования мечетей Ирана для каждого из периодов. Показана роль иранских архитектурных традиций в становлении исламских школ разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF IRANIAN MOSQUE ARCHITECTURE (VII-XVIII centuries)

In article was considered the evolution of Iranian mosque architecture. Was proposed the architectural periods, which reflects the peculiarities of forming the Iranian mosques of each period. Was demonstrated the role of the Iranian architectural traditions in forming of Islam schools in different countries.

Текст научной работы на тему «Эволюция архитектуры мечетей Ирана (vn-xvin вв. )»

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ МЕЧЕТЕЙ ИРАНА ^П^Ш вв.)

УДК 72.033.39(55)"06/17" ББК 85.11(5Ирн)

Захеди Шахаб

Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Киев, Украина Аннотация

В статье рассматривается эволюция архитектуры мечетей Ирана. Предложена архитектурная периодизация, которая отражает особенности формирования мечетей Ирана для каждого из периодов. Показана роль иранских архитектурных традиций в становлении исламских школ разных стран.

Ключевые слова: эволюция, архитектура мечетей, Иран, историческое наследие

THE EVOLUTION OF IRANIAN MOSQUE ARCHITECTURE (VII-XVIII centuries)

ZakhediShahab

Kiev National University of Construction and Architecture, Kiev, Ukraine Abstract

In article was considered the evolution of Iranian mosque architecture. Was proposed the architectural periods, which reflects the peculiarities of forming the Iranian mosques of each period. Was demonstrated the role of the Iranian architectural traditions in forming of Islam schools in different countries.

Keywords: evolution, architecture of the mosques, Iran, historical heritage

Актуальность темы исследования архитектуры мечетей Ирана объясняется, с одной стороны, наличием обширного архитектурного наследия мусульманского периода на территории Ирана, с другой - несистематизированностью сведений о многих памятниках, особенно в малых городах и поселениях, отсутствием обмерных чертежей и фотофиксации. Несмотря на наличие книг о мусульманской архитектуре в целом, мусульманская архитектура Ирана в них освещена очень кратко. Также сказывается недостаточное количество русскоязычных источников, где бы был комплексно представлен весь многовековой процесс эволюции мусульманской архитектуры Ирана с учетом новейших научных сведений по отдельным памятникам. Из научных трудов последних лет - правда, с акцентом на эволюцию архитектуры Средней Азии различных периодов - стал цикл книг С. Хмельницкого [4, 5]. Эти издания, хотя и посвящены среднеазиатской архитектуре, тем не менее, дополняют сведения об исламской архитектуре Ирана (Персии), учитывая тесные связи между Ираном и Средней Азией -политические, экономические и культурные.

В то же время, наиболее популярным и глобальным русскоязычным источником по-прежнему остается «Всеобщая история архитектуры» [1], однако стало очевидным, что за период, прошедший с выхода этого фундаментального издания, многие сведения о мусульманской архитектуре Ирана были дополнены и уточнены, появился доступ к иранским источникам, возникла необходимость модернизации визуального ряда (фотографии, рисунки, обмерные чертежи). Кроме того, необходимо согласовать

иранские научные издания, освещающие историю архитектуры мечетей Ирана, европейские и российские источники: несовпадения имеются в выделении количества периодов строительства мечетей, архитектурных стилей, типов мечетей, транскрипции названий мечетей при переводе с фарси на другие языки, их датировок и т.д.

На сегодняшний день наследие периода ислама на территории Ирана весьма обширно и разнообразно, а большое количество памятников позволяет проследить эволюцию архитектуры мечетей Ирана. Именно благодаря значительному количеству разновременных объектов можно выявить стилевое многообразие исламской архитектуры Ирана.

В настоящее время остаются недостаточно выявленными вопросы региональных особенностей мечетей Ирана, что мешает реставрации и воссозданию утраченных элементов старинных мечетей при проведении ремонтно-реставрационных работ. Не полностью выявлены взаимосвязи и взаимовлияния между иранской архитектурной школой и остальными исламскими школами, что не позволяет аргументировать особую роль иранских архитектурно-строительных традиций в становлении исламских школ других стран [2, 5]. Глубокое понимание признаков своеобразия иранской исламской архитектуры, сформировавшейся в преемственной связи с доисламскими традициями, будет способствовать сохранению этой преемственности во вновь строящихся мечетях, которые часто строятся по образцам мечетей других стран [6, 7].

Признавая обоснованность приведенной в иных источниках периодизации всей архитектуры Ирана исследуемого периода, в то же время мы считаем, что в определении периодизации строительства мечетей Ирана следует опираться, прежде всего, на глобальные изменения, как-то: отношение к исламу и как результат - расцвет или упадок строительства мечетей. Следовательно, главным определяющим моментом становятся не политические факторы либо архитектурно-строительные изменения, а отношение к исламу и исламской архитектуре. В архитектурной периодизации иранских мечетей предложено выделять три крупных периода:1) У11-У111 вв. н.э. (ранний период); 2) IX-XV вв. н.э. (средний период); 3) ХУ1-нач. XVIII вв. (высокий период).

Как правило, изменения в форме основных элементов иранских мечетей были продиктованы изменениями в конструктивной схеме, а общность форм часто объяснялась общностью конструктивной основы, которая непосредственно влияла на пропорции отдельных элементов, их форму и характер декора. Изменения материала, декора и конструктивных схем были взаимосвязанными и происходили параллельно.

Каждый из трёх периодов развития архитектуры иранских мечетей отличался определёнными строительными материалами, конструкциями и декором [1, 3, 7]:

- от первого к третьему периоду в материале кладки наметился переход от обожженного кирпича квадратной формы, сырцового кирпича и каменной кладки в сторону кладки из обожженного кирпича в сочетании с мозаиками, глазурями и майоликами;

- в разработке методов строительства в условиях сейсмической активности от первого к третьему периоду заметно их усложнение и распространение на новаторские конструкции куполов и сводов: в первом и втором периоде - это применение кирпичной кладки на алебастровом растворе и свода на кирпичных нервюрах, предупреждение осадки фундаментов путём введения продольных связей из дерева-кругляка, в третьем периоде

- усиление продольными связями из кругляка основания купола и сталактитовых сводов;

- в конструкциях сводов в третьем периоде наметились изменения. В первом и втором периодах наиболее распространены бочарный свод и купол на тромпах, купольный свод на колоннах над галереями, монастырский свод без опалубки, с нервюрами, даже тип конструкции грузинского дарбази в деревянной купольной мечети. В третьем периоде их

сменяют коробовые своды, своды на поперечных подпружных арках, плоские своды, изредка - крестовые своды, своды на нервюрах;

- во всех периодах изменения типов конструкций куполов влекли изменения их формы, намечается процесс усложнения конструкций куполов и переход к их многообразию. В раннем и среднем периоде круглый либо восьмигранный в плане купол опирается на пояс тромпов либо на полусферические паруса, в XII веке возникает купол с двойной оболочкой.

В высоком периоде распространяется конструкция купола на тромпах со щитовидными и сталактитовыми парусами, возникает новаторская схема конструкции главного купола на пересекающихся арках, конструкции куполов на сетчатых и ложных парусах, плоские купола.

С конца среднего и, особенно в высоком периоде намечается переход к слиянию декора и конструкции, утрачивается роль конструктивного элемента как основного выразителя функции, конструкция превращается в элемент декора: появляются т.н. «сталактиты», возникшие из конфигурации тромпов как заполнение ниши их внутренней оболочки; в высоком периоде орнаментальную кладку сменяет гладкая, с имитированными в стуке орнаментальными вставками. Особое распространение получают глазури и мозаики, используется сочетание глянцевой фактуры глазурованных поверхностей и матовой фактуры кирпича, алебастровые сталактиты. Методы декоративной отделки из сугубо архитектурных становятся смешанными, связанными с традициями декорирования предметов искусства или предметов обихода.

В первом и втором периодах в конструктивных схемах мечетей Ирана наблюдалась преемственность с доисламскими традициями: заимствовалась конструктивная схема доисламского (сасанидского) периода с системой круглых столбов со сводами и арками.

Поскольку в доисламский период некоторые территории Закавказья входили в состав Сасанидского Ирана, сильное влияние на приграничные с Закавказьем районы Ирана оказала закавказская жилая и культовая архитектура, в частности, в деревянной мечети в г. Нишапуре была применена шатровая деревянная конструкция перекрытия по типу грузинских дарбази.

Под непосредственным влиянием иранских доисламских строительных традиций ахеменидского периода и сасанидского периода происходило становление многих восточных архитектурных школ. В VI веке, в доисламский период, это развитие среднеазиатской школы [2]. В частности, в вторжение в Среднюю Азию в 563-567 годах сасанидского Ирана привело к распространению айвана и чартака в архитектуре стран этого региона. Общими с Ираном были и типы кладки арок и применение с V-VI веков традиционного для Ирана купола на тромпах и сводов на гуртах. Вероятнее всего, модификация композиционно-образного решения «чартака» лежит также и в основе ранних среднеазиатских мавзолеев. При правлении Тимуридов (XIV-XV вв.) в результате завоеваний Ирана в Среднюю Азию привозились не только военные трофеи, но и лучшие мастера, а также заимствовались конструктивные приемы (щитовидные паруса, системы арок).

Иранские архитектурно-конструктивные и декоративные традиции повлияли также на развитие арабской архитектурной школы, арабы заимствовали эти традиции как непосредственно из Ирана, так и из Средней Азии (с падением державы Сасанидов в 651 г. Мерв попал под власть арабского халифата) [2].

В раннем и в начале среднего периодов (примерно в VII-X ст., период правления Аббасидов) основным декоративным средством является резной стук (стюк, штук, итал. -stucco, нем. - Stuck) - искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора, идущий на покрытие

внутренних стен зданий [1, с.149]. Стук или стукко представлял собой простой в изготовлении, довольно-таки недорогой и легко обрабатываемый материал из обожжённого и измельчённого гипса с квасцами и клеем, в некоторых случаях с добавлением мраморной пудры и крошки, алебастра, мела, извести [1, с.147-169]. При высыхании стук приобретал характерный белый цвет и большую прочность, а после полировки становился похожим на мрамор [1, с.147-169].

Резной стук оставался распространённым видом декора не только для всех трёх периодов строительства в Иране, но и во всей Средней Азии, так как изначально резной стук возник в Х веке в г. Бухаре, и тогда же он начал использоваться в Иране [1]. В мечетях Ирана резной стуковый орнамент известен с середины Х века, когда он применялся в Джамэ Наин, декоре на стенах г. Нишапура и г. Савы (1Х-Х вв.) [1, с.149]. Это могли быть орнаментальные растительные мотивы (мотивы виноградной лозы в Джамэ Наин, медальоны с лиственным узором во дворце Нишапура), характерные для мечетей, либо тематические композиции с сюжетами охоты либо придворных развлечений, характерные для дворцов и богатых домов [1, с.149]. Стуковый орнамент был и окрашенным полихромным, цвета сводились к жёлтому, синему и красному - во дворце Нишапура) [1, с.149]. Резной орнаментальный и тематический стуковый орнамент сочетался с орнаментальной и тематической живописью [1, с.149].

В период правления Сельджукидов (Х1-Х11 вв.) в декоре мечетей используются свойственные этому периоду декоративные приёмы [1, с.146-158]:

1) Основным типом декора остаётся так называемый «архитектурный декор»: фигурная кладка из обожжённого кирпича, при которой выступающие и углублённые линии формируют геометрический ковровый узор. Этот тип декора используется для украшения фасадов (кладка фасадов мечетей с применением лент надписей несха или куфи в основании куполов, стволов минаретов с применением лент надписей несха или куфи, кладка интерьеров - панелей, тромпов и пространств между панелями стен и тромпами) с сочетанием фигурного кирпича и плиток резной терракоты. Сдержанный узорчатый декор фигурной кладки тимпанов больших арок и пояса тромпов в сочетании с вставками резной терракоты в тимпанах и софитах малых арок украшает Гомбеде-Хаки - малый купол Джамэ Исфахан, основание купола огибает фриз куфической надписи. Узорчатая кирпичная кладка покрывает стволы минаретов Х1-Х11 ст. двумя способами:

- в виде цельноузорчатого ковра по всей высоте ствола;

- в виде сочетания широких поясов ковровых орнаментов и узких колец куфических надписей из фигурного лекального кирпича, не нарушаемого расположением узких световых проёмов для освещения винтовой лестницы в стволе минарета.

Цвет декора: кирпично-охристый.

2) Распространённым типом декора становится визуально лёгкий резной накладной стуковый орнамент в виде сетки из стеблей и листьев по поверхности кирпичной кладки с затёртыми швами, которая образует фон для узора. Такой орнамент кажется не только хрупким визуально, он действительно непрочен, поскольку легко соскальзывает с поверхности кладки.

Тонкий резной стуковый монохромный орнамент покрывает столбы в интерьере Джамэ Наин, михраб Джамэ Нейриз (943 г.) и восточный угол галерей Джамэ Исфахан (фрагментарный ранний орнамент архаического рисунка Х ст.). Цвет декора: белый и яркий полихромный.

3) Новаторским типом декора, который быстро распространяется, становится возрождаемый с XI века поливной декор периода Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Развитие этого типа декора в сельджукский период проходит несколько этапов: декор,

вначале выделяющий пояс священных надписей на минаретах (мечеть Тариханэ-Дамган в г.Семнан, 1106-1107 гг.), а затем украшающий стены, в виде глазурованных надписей и орнаментов. Цвет декора: голубой, синий.

4) Новаторским типом декора этого периода также является сталактитовый алебастровый декор куполов (известно не менее двух таких примеров) и минаретов (в виде пышного венца под балконом). Цвет декора: белый.

5) Редким является резной деревянный декор, стилистически родственный резному стуку (наборной работы михраб и мимбар, капитель колонны из восьми консолей с октогональной подушкой мечети Мейдан в Демавенде (Х-Х11 ст.).

В конце среднего периода и в начале позднего периода используются такие виды декора [1]:

1) По-прежнему широко используется «архитектурный декор»: фигурная кладка из обожжённого кирпича, при которой выступающие и углублённые линии формируют геометрический ковровый узор (фасад айвана Джамэ Нейриз, 1472 г.). Цвет декора: кирпично-охристый.

2) Широко используется сталактитовый алебастровый декор в качестве декоративного заполнения куполов и тромпов, украшения карнизов и тяг. Цвет декора: белый.

3) Широко используется резной стуковый орнамент, который с XIV века часто становится полихромным. Цвет декора: белый, полихромный.

4) В XIV веке широко используется бездекоративный тип отделки внутренних помещений, возрастает роль алебастра как строительно-отделочного материала, к тому же хорошо работающего в условиях сейсмики: появляется тип гладкой алебастровой штукатурки без декора, алебастр используется в строительных растворах, используется как материал купольной оболочки. Цвет отделочного слоя: белый.

С XIV века усиливаются тенденции декоративизма, особенно ощутимые с 1501 года и обусловленные политикой новой правящей династии Аббасидов. В это время изменяются конструктивные и объёмно-пространственные схемы мечетей, и возникает необходимость декорирования дополнительных элементов (проёмов и проходов здания мечети, айванов). Таким образом, на смену конструкции часто приходит имитация конструкции посредством декорации и значительно возрастает роль декоративной обработки поверхностей различными способами [1]. Используются такие способы декорирования [1]:

1) практически исчезает конструктивно обоснованный «архитектурный декор» кирпично -охристого цвета: сложная фигурная кладка из тёсаного обожжённого кирпича, при которой выступающие и углублённые линии формируют геометрический ковровый узор, и происходит ее трансформация в тип кладки с имитированными в стуке орнаментальными вставками;

2) место орнаментальной кладки занимает резьба по стуку, которой в интерьерах покрываются стены, фризы, она же образует популярные сталактитовые своды. В XIV веке используется три типа резьбы по стуку: высокорельефная резьба часто с многослойным изображением (просуществовала с начала до середины XIV века), плоская резьба с линейно прочерченным орнаментом (появляется в конце XIV века и переходит в более поздние столетия) и плоская резьба с выборкой фона по цветному подслою (с конца XIV века). Изменение характера резьбы напрямую влияло на характер орнаментики: высокорельефная полихромная резьба предполагала выполнение фитоморфного орнамента с чередованием выпуклых крупных элементов и мелкодетализированного фона, мелкорельефная резьба предполагала преобладание

геометрического орнамента с мотивами звёзд и многоугольников, а наибольшее распространение в мелкорельефной резьбе получает орнамент с имитацией исчезнувшей к тому времени узорчатой кладки из тёсаного кирпича с декорированными розетками, виньетками и орнаментальными надписями. Плоской резьбой с выборкой по цветному подслою декорировались только определённые части строений, а именно, софиты арок, поверхности куполов и сводов, фризы, панели. Начиная с XIV века возрастает роль полихромии, которая акцентирует художественно-эстетические качества резного стука. Цвета: белый, полихромия;

3) резной стуковый орнамент на среднем периоде постепенно трансформировался в сталактиты (перс. «хонж» - уголки), которые особо распространились на позднем периоде и применялись уже не только в решении сводов, но и на карнизах, в решении полукуполов и в прочих местах. Сам резной орнамент на позднем периоде постепенно заменяется полихромными глазурованными изразцами. Цвета: белый, сине-зелёный;

4) в среднем периоде возник глазурованный орнамент, который достигает совершенства выполнения к началу XIV века, в начале XIV века палитра основных цветов сводится к синему, белому и голубому (потом палитра расширяется), применяется геометрический и фитоморфный орнамент. Центры Исфахан, Язд, Кирман, Кашан изготавливали люстр-глазурь с радужным отливом, люстровые облицовочные плитки. Наряду с глазурованным орнаментом продолжает применяться неполивная и поливная терракота, в некоторых случаях глазурованные элементы сочетаются со вставками резного стука. В XIV веке возникает тип орнамента с сочетанием белого резного стука и утопленного в него узкого глазурованного синего орнамента в виде полос и приём включения эпиграфического сине-голубого глазурованного орнамента в обожжённый кирпич сталактитов, заполняющих тромпы. Используются методы декоративной отделки глазурями и глазурной мозаики резного стука и резной терракоты. Применение глазурей на фасадах и в интерьерах мечетей в виде глазурованных изразцов в сочетании с неполивным кирпичом и майоликовыми вставками стало характерной особенностью архитектуры высокого периода, особенно периода правления шаха Аббаса I, когда глазурованные изразцы заменили резные мозаики [1].

Именно в высоком периоде распространяются завершения айванов полукуполами с глазурованными сталактитами из резного стука (поверхности и грани которых покрывались глазурованными мозаиками), михраб украшается майоликой и мрамором, купола мечетей изнутри украшаются полихромными мозаиками, используется сочетание глянцевой фактуры глазурованных поверхностей и матовой фактуры кирпича [1]. Цвета: белый, синий, голубой как основные цвета, другие цвета более редки в сочетании с терракотовым;

5) в конце среднего - начале высокого периодов возникла полихромная роспись по гладкой штукатурке стен и сводов и полихромная алебастровая штукатурка. Основные цвета: белый, синий, голубой, зелёный.

Согласно канонам ислама, в мечетях запрещено помещать изображения одушевлённых существ, поэтому декоративное убранство включает растительные и геометрические орнаменты. Типы характерных иранских орнаментов следующие:

а) геометрические - на основе повторения мотивов круга, модификаций овала, шестиконечной звезды и шестиконечной звезды, вписанной в шестигранник, орнамент типа сот на основе шестигранника, орнамент на основе ломаных линий, квадрата, многогранника, ломаного меандра;

6) фитоморфные - на основе стилизованных криволинейных линий с листьями и стилизованными цветами.

Характеристика декоративных методов и тенденций в позднем периоде выглядит следующим образом [1, с.169-179]:

1) уменьшение значимости чистой конструкции и фактуры строительного материала в создании образа здания и доминирование декоративизма посредством декорирования большинства элементов мечети, полихромия на фасадах и в интерьерах, применение подчёркнуто дорогих строительных материалов и мелкодетализированного декора;

2) усиление декоративных тенденций в силу расширения комплексов существующих мечетей и строительства новых по новым эстетическим канонам времён шаха Аббаса I, а также появления из-за изменений в объёмно-пространственных композициях и конструкциях новых элементов (проёмы в стенах мечети и айванов), требующих декорирования (в т.ч. выделения углов новых порталов и дополнительных ниш пучковыми колоннами);

3) смена формы, возникшей как функционально-конструктивная целесообразность, формой, возникшей исключительно из эстетических соображений без привязки к функционально-конструктивной целесообразности.

Для периодов правления определённых династий характерна своя полихромия: доминирующим цветом мечетей периода Тимуридов (1370-1500 гг.) был лазоревый цвет, тогда как доминирующим цветом мечетей периода Сефевидов (1501-1722 гг.) были зеленый, жёлтый, фиолетовый, коричневый, в облицовке главного купола используется тимуридский лазоревый цвет в сочетании с крупным и ярким полихромным фитоморфным орнаментом с крупными завитками. Кофейный оттенок применяется впервые в качестве фона для крупного узора мечети Лотфаллаха [1, 3]. В створках дверей используются аппликации ажурного серебра. Роль полихромии особенно возрастает именно в позднем периоде. Идеалом является противопоставление монументализма и помпезности форм и мелко прорисованного декора.

Доминирующими геометрическими формами в иранских орнаментах были квадрат, шести- и восьмиугольник, сварга - солярный знак «бегущего солнца» (орнамент происходящий из времени зороастризма), звезда и многоугольники, также был распространен линеарный орнамент. Можно проследить как изначально простые орнаменты с сохранением доминирующего мотива простой геометрической формы через преобразование в непрерывный линеарный орнамент последовательно трансформировались вначале в простой, а затем в сложный ковровый орнамент. Подобная ситуация наблюдается в формообразовании мечетей от первого до третьего периода, в видоизменении декора и декоративных приемов, в трансформации конструкций - от простой формы и конструкции к сложной с преобладанием декоративности над функциональностью. И если в ранних мечетях главенствующей была логичная конструкция, определявшая форму и практическое отсутствие декора, то во время позднего периода конструкция трансформируется в излишне декорированный элемент и уже сама начинает восприниматься как элемент декора (примером могут служить вычурные полихромные «сталактиты»).

Выводы

Роль иранских доисламских архитектурно-строительных традиций оказалась значительной в формировании среднеазиатской и арабской архитектурных школ, в других культурах происходил процесс заимствования отдельных элементов ахеменидской и сасанидской архитектуры, строительных конструкций и материалов. При перенесении в другие страны элементы иранской архитектуры трансформировались и затем проникали в Иран с территории Арабского Востока - уже как элементы чуждой Ирану арабской культуры.

Арабскую и среднеазиатскую архитектурные школы можно считать преемственно связанными с иранской архитектурной школой ахеменидского и сасанидского периодов. Завоевание Средней Азии сасанидским Ираном в VI веке привело к распространению религии зороастризма, типичных сасанидских планировок и айванной композиции (вначале в жилой архитектуре, а в период ислама - в культовой), конструкций крыш по типу грузинских дарбази, характерных для Ирана конструкций куполов на тромпах, сводов на гуртах, типов кладки арок. Можно предположить, что модификацией сасанидского зороастрийского «чартака» в соответствии с канонами ислама были первые среднеазиатские мечети с куполом на четырех арках и ранние мавзолеи. При правлении Тимуридов процесс заимствования иранских архитектурно-строительных традиций продолжился и проявился, прежде всего, в усложнении перехода от квадрата основания к куполу с помощью парусов [2].

В период прихода в VII веке на территорию Ирана Арабского халифата влияние иранских архитектурно-строительных традиций ахеменидского и сасанидского периодов ощущалось в ранних дворцах арабской династии Омейядов ^И^Ш вв.) - в использовании приемов планировки иранских сасанидских дворцов, применении айванов во внутренних дворах, купольного зала с внутренним двором перед ним, преобразовании планировочной схемы ахеменидской дворцовой ападаны, трансформации конструкции иранского «чартака», использовании резного стука с характерным сасанидским орнаментом (рис. 1, 2).

Рис. 1. Решение внутри дворовых пространств мечетей стран исламского мира

Впоследствии планировочная схема колонной арабской мечети (испытавшей влияние ахеменидских многоколонных ападан) и купольного павильона с михрабом (модифицированного павильона «чартак») были вторично перенесены на территорию Ирана - уже как элементы архитектуры ранних арабских мечетей.

Формирование мечетей Ирана как специфического типа зданий происходило в общем ключе развития исламской культовой архитектуры, однако начиная с XII, а особенно с XV-XVII веков развитие иранской школы исламского зодчества происходило под влиянием местных региональных традиций, что привело к большей стилистической удалённости архитектурных объектов этого времени от раннеарабских образцов, чем это наблюдалось в ранних иранских мечетях [3]. В иранских мечетях присутствуют элементы, которые являются основными носителями канонов ислама и элементы, которые возникли в более позднее время и также получили каноническое наполнение (минареты, модифицированный купольный «чартак», дополнительные айваны с функциями молельных залов и медресе) [3, 7] (рис. 1, 2).

Рис. 2. Решение внутренних пространств мечетей исламских стран и преемственность традиций многоколонных дворцовых ападан в ранних мечетях Арабского Востока и Ирана

В иранских мечетях отмечен переход от простых форм в сторону усложненных и декорированных форм, от функциональной конструктивности к декорированности, от грубой монохромности к перенасыщенной утонченной полихромии [3].

На основе анализа факторов влияния на формирование исламской архитектуры Ирана была разработана модель формирования архитектуры мечетей Ирана (рис. 3). Такими факторами влияния были территориальные изменения, устойчивость зороастризма, расцвет городов, распространение ислама и установление господства исламских династий. Территориальные изменения приводили к смешению культурных традиций, устойчивость зороастризма - к преемственности с доисламскими традициями, распространение ислама напрямую влияло на процесс строительства мечетей [3, 7].

Рис. 3. Модель формирования архитектуры мечетей Ирана

При этом основное влияние на архитектурно-планировочное решение иранских мечетей оказывали канонические основы ислама, природно-климатические условия и местные архитектурно-строительные традиции. Распространение по всей территории Ирана основного типа мечети с айванами и обширным внутренним двором (часто - с бассейном) наиболее соответствовало климатическим условиям, и, очевидно, именно это объясняет

ограниченное применение в Иране типов купольных мечетей, заимствованных из византийских традиций Грузии, Армении и Турции - в основном в приграничных территориях.

Общность архитектурно-планировочных, композиционных и строительных приёмов мечетей Ирана, Средней Азии, частично Ирака и Афганистана позволяет рассматривать территории этих государств как единую архитектурную школу, на протяжении определённых периодов объединённую в одно царство [1, 2, 3]. Главенствующая роль в этой обширной школе принадлежит именно Ирану, так как именно на территории Ирана исторически возникли, а затем были распространены на территории упомянутых соседних государств такие элементы школ мусульманского зодчества как ахеменидская ападана и сасанидские айван и святилище «чартак» [2]. Кроме того, иранская доисламская школа выступает в роли базиса для среднеазиатской и арабской школ мусульманского зодчества, на основе которого сформировались своеобразные региональные школы.

Литература

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. - М.: Изд-во литературы по строительству, 1969. - Т. 8. - 491 с.

2. Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. - 115 с.

3. Стародуб-Еникеева Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. - 1-е изд. / Стародуб-Еникеева Т. Х. - М.: Белый город, 2004. - 456 с.

4. Хмельницкий С. Между саманидами и монголами: архитектура Средней Азии XI-нач. XIII вв. / Сергей Хмельницкий - Часть I. Берлин-Рига: Gamajun, 1996. - 334 с. Часть II. Берлин-Рига:Gamajun,1997. - 230 с.

5. Хмельницкий С. Между кушанами и арабами: архитектура Средней Азии V-VNI вв. / Сергей Хмельницкий. - Берлин-Рига: Gamjun, 2000. - 290 с.

6. Шалмани Мохамад Хосейн Ахмади. Современная архитектура мечети / Шалмани М. Х. А. - Тегеран: Фархихтеган данешга, 2011. - 444 с.

7. Шатериян Реза. Анализ архитектуры исламских мечетей / Шатериян Р. - Тегеран: Но пардазан, 2011. - 472 с.

References

1. Vseobshcaja istoria architektury v 12 tomach [History of architecture of Islam countries]. Moscow, 1969, vol. 8, 491 p.

2. Pugachenkova G.A. Zodchestvo Centralnoj AziiXV vek [Architekture of Central Azia]. Tashkent,1976, 115 p.

3. Starodub-Enikeeva T.Ch. Sokrovishcha islamskoj architektury [Specific features of Islam architecture, the famous mosques]. Moscow, 2004, 456 p.

4. Hmelnitskij S. Mezdy samanidami I mongolami: architektyra Srednej AziiXI-nach.XIII vv. [Specific features of the Middle Asia' architekture]. Part I, Berlin-Riga, 1996, 334 р. Part II. Berlin-Riga, 1997, 230 р.

5. Hmelnitskij S. Mezdy kushanami I arabami: architektyra Srednej Azii V-VIII vv. [Specific features of the Middle Asia' architekture]. Berlin-Riga, 2000, 290 р.

6. Shalmani Mohamad Hosein Ahmadi. Sovremennaja architektura mecheti [Specific features of mosques]. Tegeran, 2011, 444 p.

7. Shaterian Reza. Analiz architektury islamskich mechetej [Specific features of Islam mosques]. Tegeran, 2011, 472 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Захеди Шахаб

Аспирант, Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Киев, Украина

e-mail: yulia-ivashko@mail.ru DATA ABOUT THE AUTHOR ZakhediShahab

Postgraduate Student of Kiev National University of Construction and Architekture, Kiev, Ukraine

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: yulia-ivashko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.