References:
1. G.A Casinos, L.S Kilimnik Modern methods of seismic buil-and structures. Overview. M .: VNIIIS, 1987. - 65 p.
2. V.S. Polyakov, L.S Kilimnik, Cherkashin AV Modern methods of seismic protection of buildings / VS - M .: Stroyizdat, 1989.- 320 p.
3. V.S. Spitting, A.I. Malganov, I.V. Baldin, Reinforced concrete and stone structures earthquake-resistant buildings and structures: - M .: ASV, 2010. - 290 p. A.D. Abakarov, H.R. Zaynulabidova, I.B. Kurbanov Synthesized aksellero-grammy to Makhachkala // Proceedings of the Institute of Geology of the Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences. - 2010. - №56. - pp. 245-250.
УДК 721.747.575 Байрамова Д.М.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Bayramova D.M.
ARTISTIC-AESTHETIC EXPRESSIVENESS OF INTERNAL SPACE IN THE ARCHITECTURE OF CENTRAL ASIA
Аннотация. Обосновано, что одной из основных задач архитекторов при проектировании туристических комплексов вблизи историко-культурных заповедников является соблюдение композиционных принципов и художественно -эстетической выразительности пространства с целью воспроизведения атмосферы прошлого. Целью исследования является поиск новых форм интерпретации древних культур в современных интерьерах, учитывая нарастающую тенденцию обращения к традиционному стилю в архитектуре и дизайне. Выявлены особенности композиции и художественной выразительности интерьеров в архитектуре Средней Азии. Определены их основные отличительные черты и художественно-эстетическая функция. Установлено, что объемно-пространственная структура здания определяет композицию внутреннего пространства, а также взаимосвязь между внешней и внутренней структурой здания с пространством интерьеров и окружающей средой. Рассмотрены примеры архитектуры объектов туристического обслуживания в историче-
85
ских центрах региона с применением элементов местной средневековой архитектуры.
Ключевые слова: внутреннее пространство, Средняя Азия, традиционные строительные материалы, орнамент, форма, композиция, объекты туристического обслуживания, гостиница.
Abstract. The article is dedicated to the peculiarities of the internal space composition in architecture of Central Asia. There are some main distinguishing features of artistic and aesthetic functions of this direction considered. The purpose of the article is to find forms of ancient cultures interpretation in modern interiors, given the growing tendency of the traditional style use in architecture and design. There are some examples of tourism service facilities in the historic centers of the region with elements of national architecture given. Currently there is an increasing tendency of applying the traditional style in architecture and design using modern building materials. This makes the objects attractive for people interested in different cultures. Entire cities are becoming a modern interpretation of ancient cultures. In the case of designing tourist complexes near the monuments of culture, the direct study of their space-planning structure makes possible to identify the characteristics of the objects architecture, which will recreate the atmosphere of the cultural epoch of that time in a modern style.
Keywords: interior space, Central Asia, hotel, traditional building materials, decoration, decoration, form, composition, tourism service facilities.
Введение. Исторические города Средней Азии обладают ярко выраженной самобытностью традиционной архитектуры, имеющей глубокие местные корни. К архитектурным элементам, отличающим монументальные среднеазиатские постройки прошлых веков, можно отнести следующие: большие купола, минареты, внутренние дворы, арабески, симметрию, стрельчатые арки [1]. Внутренняя структура традиционных зданий часто более выразительная, чем внешняя.
Постановка задачи. Целью исследования является поиск новых форм интерпретации древних культур в современном интерьере, учитывая тенденцию обращения к традиционному стилю в архитектуре и дизайне.
Методы исследования. Изучение основных композиционных принципов и художественно -эстетической выразительности пространства с целью их современной интерпретации и попытки воспроизвести атмосферу прошлого является одной из основных задач архитекторов при проектировании туристических комплексов вблизи историко -культурных заповедников.
Зодчие прошлого в своем творчестве были ограничены различными условиями: географическим положением, экономическими факторами, но прежде всего - художественным каноном. Наряду с этим композиция здания не могла иметь произвольную форму - технические возможности и строительные материалы ограничивали фантазию мастеров-строителей. Поэтому они самовыражались с помощью декораций и символов, совершенствуя роскошь интерьеров.
Ограниченность природных ресурсов естественным путем определила объемно-пространственную композицию и конструкцию зданий. Традиционные строительные материалы — камень и глина, дерево используется реже.
Важными технологическими достижениями в архитектуре, повлиявшими на региональный облик архитектуры, являются использование жженного кирпича с X века и цветных мозаик с XIV века (рис. 1).
Рисунок 1.- Мозаика в медресе Улугбека на площади Регистан, Самарканд (Узбекистан, XV в.)
Стрельчатая арка михраба в прямоугольной раме стала символом мусульманства и основным мотивом архитектуры, каллиграфические религиозные надписи служили ее украшением [2].
Купол является одним из основных элементов среднеазиатской монументальной архитектуры. Если внешняя форма купола воспринимается как венчание объемной формы, то внутренняя часть завершает пространство интерьера (рис. 2).
Рисунок 2. - Купол мавзолея султана Санджара, Мерв (Туркменистан) Страны рассматриваемого региона следуют различным пропорциям этого архитектурного элемента.
Обсуждение результатов. Объемно-пространственная структура здания определяет композицию внутреннего пространства. Взаимосвязи между внешней и внутренней структурой базируются на гармоничном, соразмерном един-
стве наружного объема здания с пространством интерьеров и окружающей средой, результатом которого является художественное завершение целого.
В архитектуре Средней Азии такое единство часто достигалось посредством использования жженого фигурного кирпича в качестве декоративного элемента, который зачастую служил лишь облицовкой сырцовых стен зданий (рис. 3) [3].
Рисунок 3. - Использование фигурного кирпича в интерьере мечети Тал-хатан-баба, город Мерв (Туркменистан, 1095 г.)
Использование декора в небольших проявлениях на фасадах плавно переходило в интерьер. В целом, архитектуру региона характеризуют пластически выразительные интерьеры и множество деталей, а фасады с небольшими проемами и минимумом элементов выражают собой статичность и монументальность.
Рисунок 4. - Богатая декоративная резьба аббасидской мечети в Самарре (Ирак, IX в.) - один из ранних образцов высокохудожественного стиля резной
декорации Среднего Востока Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств - симметрии, ритма, пропорций, масштаба.
Художественно-тектоническая выразительность пространства достигалась пропорциями основных несущих элементов здания - стен, колонн, арок,
куполов на парусах, стрельчатых сводов. Пропорции арочных систем использовались в качестве художественно -пластического языка. Средняя Азия является регионом высокой сейсмичности. По этой причине наиболее распространенной в строительстве конструктивной системой является каркасная схема. Таким образом, интерьерное пространство заполнялось чередованием колонн, превращаясь в арки и задавая тон общему замыслу организации внутреннего пространства.
Ритм заключается в закономерном чередовании элементов композиции и имеет существенное влияние на восприятие объемных и пространственных структур. Выразительность внутренней композиции достигается за счет метрической повторности однотипных элементов - арок, колонн, орнаментов. В объемной и пространственной композиции восприятие идет от целого к частному, но важна временная последовательность смены зрительных образов. За счет подобных средств достигается художественный эффект архитектурной композиции, выразительность закономерного повтора как самих объемов и элементов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними. Узоры в интерьере также часто выполнены ритмично. Расположение орнаментально-декоративных элементов и надписей, их ритм подчинены тектонике стены, соответствуют общему архитектурному замыслу.
Тектоника, как взаимосвязь формы и конструкции здания, закономерность построения пространства, прослеживается в архитектуре мечети в ее планировке. Обычно квадратная или прямоугольная планировка в интерьере выражалась через конструктивную систему стрельчатых арок. Открытый двор окружался аркадой. Часть мечети, которая направлена к священной Мекке, имеет в стене михраб. Его положение фиксировалось куполом. Проектировался айван -большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний двор; с трех сторон он обнесен стеной и открыт с четвертой стороны. Фасады и интерьеры украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, арабесками, майоликой (рис. 5).
Рисунок 5. - Фестоны михраба мечети Машад-ата (Шир-Кабир) в Дехистане (X в.)
Стремление создать у зрителя впечатление ирреальности образа достигалось через семантико -эстетическую организацию орнамента. Это отражалось также в организации интерьера, создавая необходимую атмосферу духовности.
Каждая мировая религия создала систему художественных канонов. В исламе нет изображений икон, скульптур, свет не играл столь большого значения, как в христианских соборах. Акцент делался на монументальности объекта, а также на гробницах святых. Рисунки, составляющие орнамент поверхностей в архитектуре рассматриваемого региона, почти все произошли из правильных фигур — треугольников, пятиугольников, шестиугольников и т. д., и расположены на поверхности в строгой ритмичности.
Пропорции рисунка обычно имеют небольшие размеры, настолько, чтобы рассматривать их с расстояния вытянутой руки, но правильные фигуры создают пропорции общего рисунка стены, то есть создается целостная форма.
Масштабность - соразмерность относительно человека. Исламская архитектура, в частности мечети, часто поражает своими масштабами. Соразмерность окружающих зданий относительно мечети такова, что ее купол и минареты можно разглядеть с дальних точек города. В интерьере масштаб выражается в соотношении размеров разных предметов относительно друг друга и общего объема и тесно связан с пропорциями.
Контраст в художественном образе среднеазиатской архитектуры возникает при использовании контрастных цветов. Архитектурный декор построен на акцентах света и тени, на сопоставлении гладкой неорнаментированной плоскости стены и деталей, плотно насыщенных рельефным орнаментом. Использование глади стены на контрасте с тонким декором из арок и орнамента создает большую художественную выразительность. Красочная гамма довольно тяжела на восприятие, она построена на резком сопоставлении контрастных цветов.
Симметрия в принципе выражает общую направленность всей монументальной восточной архитектуры. Подчеркнутая симметрия возникает в планах, на фасадах и в интерьерах [7,8]. Симметрия простых архитектурных форм базируется на их зеркальном отображении (рис. 6).
Рисунок 6. - Мавзолей султана Санджара, город Мерв (Туркменистан, XII в.) Арабская каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения (рис. 7). Архитекторы порой по-
крывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.
Рисунок 7. - Куфическая надпись в интерьере мавзолея султана Санджа-ра, содержащая имя архитектора - Мухаммеда ибн-Атсыза ас-Серахси
Покрытие стен выполнялось с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения.
В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». В соответствии с фразой, которая должна была быть изображена на стене, на каждой плитке размещались буква, слог или часть слова. Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок) [6].
Широкое применение в восточном зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши (рис. 8). Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу, например, поставить купол на прямоугольное основание [5].
Рисунок 8. - Сталактиты типа «мукарнас» в нишах медресе (XVII в.)
Рисунок 9. - Декоративная резная панель мавзолея в Самарканде. XIV век
Каждая эпоха в истории Средней Азии привнесла в архитектуру и дизайн свои отделочные материалы, используемые для декора. Первые образцы резного ганча появляются в раннее средневековье и встречаются во дворцах Топрак -Кала в Хорезме и Варахши близ Бухары [9]. Позднее ганч получает широкое применение в дизайне и искусстве региона (рис. 9).
Применение традиционного стиля в архитектуре Средней Азии особенно распространено в гостиничных комплексах, расположенных в исторических центрах городов. Например, на фасадах и в интерьерах отелей вблизи площади Регистан в Самарканде (Узбекистан) часто присутствуют национальные узоры, майолика (рис. 10). В оформлении художественного замысла здания использованы традиционные виды прикладного искусства Узбекистана - такие как резьба по дереву и резьба по ганчу. Гостей, прибывающих в регион, привлекают подобные гостиницы, в которых воссоздается атмосфера окружающей исторической застройки.
Рисунок 10. - Отель «Эмир Хан», Самарканд, Узбекистан
Современная интерпретация элементов восточной архитектуры активно отражается в новых постройках на территории Средней Азии. Одним из таких примеров является аэропортовый комплекс международных авиалиний в горо-
де Туркменабад (Туркменистан), (рис. 11). Новый аэропорт для обслуживания города и прилегающих районов области, решено строить в пустыне, в 7 км от города, с собственной инфраструктурой, включая водопровод, канализацию, электропитание и транспортную сеть с веткой железной дороги со станцией. Авторы проекта поставили перед собой задачу создания архитектурного комплекса на территории с расчетной сейсмичностью на уровне 8 баллов. На архитектурные и градостроительные решения повлияло нахождение участка строительства в зоне жаркого и сухого, резко -континентального климата.
Рисунок 11.- Международный аэропорт, г. Туркменабад (Туркменистан). Генплан.
Во время поисков визуального образа комплекса учитывались традиции национальной архитектуры в ее современном прочтении и современный опыт применения эффективных строительных и отделочных материалов. При этом одной из основных задач являлось применение актуальных технологических решений в контексте общих мировых тенденций развития архитектуры современных аэропортов и в соответствии с нормативными параметрами Международной ассоциации воздушного транспорта.
Сложный по составу и организации градостроительный комплекс сформирован отдельными сооружениями, отличающимися по функционально -технологическому принципу, что в условиях сейсмической зоны позволяет расположить здания на необходимом расстоянии друг от друга, а также создать объемы компактных размеров максимально правильной геометрической формы (рис. 11).
В экстерьерах зданий активно использованы мотивы традиционной национальной архитектуры Туркменистана , современные приемы сочетания стекла и камня, декоративных элементов из алюминия и нержавеющей стали.
Визуально прослеживается переход деталей от одного здания к другому, однако при этом каждое сооружение обладает своими отличительными особенностями. В архитектурном облике всех зданий единым образом использован мотив орнамента с включением восьмиконечной звезды - герба государства Туркменистан.
Образ звезды воплощен в контуре плана основного 3-х этажного здания Пассажирского терминала (рис. 12).
Рисунок 12. - Международный аэропорт, г. Туркменабад (Туркменистан). Здание Пассажирского терминала.
Специфика типологии восточной, и более конкретизировано - туркменской архитектуры, проявилась в создании различных по своему назначению и художественному образу типов сооружений исходя из общей парадигмы и с использованием одних и тех же формообразующих элементов и композиционно-планировочных принципов.
С учетом национальных традиций в архитектуре подчеркивается симметрия здания терминала. Силуэт завершается куполом диаметром 30 м и высотой 6 м, отделанным мраморной плиткой, который располагается над зоной регистрации пассажиров. Образ здания дополняют декоративные солнцезащитные конструкции в виде струящихся по стеклу вертикальных полос орнамента.
Силуэт самого высокого сооружения комплекса - башни аэродромного командно-диспетчерского пункта высотой 55 метров, напоминает традиционные башни городов средней Азии. Это уникальное архитектурное сооружение является доминантой, визитной карточкой аэропорта.
Стекло активно используется в образе основных зданий комплекса, продолжая современные мировые тенденции архитектуры.
Светопрозрачные поверхности с использованием «умных» стекол с высокими энергосберегающими качествами и прогрессивные профильные системы также активно используется в облике других сооружений, но учитывая жаркие климатические условия, когда температура летом достигает +50 градусов и выше, обычное стекло заменяется фальшстеклом, а для создания дополнительной тени спроектированы большие вылеты козырьков.
Характерными для южного климата элементами пластического решения комплекса, являются открытые проветриваемые террасы под выносными козырьками-навесами с большим пролетом, дающие возможность погрузить в тень наружные ограждающие конструкции зданий.
Национальная особенность использования белого мрамора отражена в экс-терьерах и интерьерах зданий комплекса. Ритмичность легкого стекла и кладки белого камня, плавный переход к деталям и узорам придает особое очертание архитектурному облику комплекса. За счет подобных средств достигается художественный эффект архитектурной композиции, выразительность закономерного повтора как самих объемов и элементов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними.
Художественно - тектоническая выразительность пространства достигается четким членением структуры здания, когда в качестве художественно - пластического языка используется соотношения стекла к камню. Восприятие формы идет от целого к частному, важна временная последовательность смены отдельных зрительных образов.
Пересечение колонн, арок, видимых в перспективе, кладка камней, красочные узоры, детали и решетки, проникнутые сложным орнаментальным ритмом, - все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм. Расположение орнаментально-декоративных элементов на фасаде и в интерьерах подчинено тектонике стены и соответствует общему архитектурному замыслу.
Рисунки, орнаментирующие поверхности в восточной архитектуре, почти все произошли из правильных фигур - треугольников, пятиугольников, шестиугольников и т. д., рассеянных на поверхности в определенной закономерности. Подобные элементы использованы на поверхностях пола и потолка, в декорировании колонн и отдельных элементов.
Архитектурный декор построен на контрастах света и тени, на сопоставлении гладкой неорнаментированной плоскости стены и деталей, плотно насыщенных рельефным орнаментом. Использование глади стены на контрасте с тонким декором из арок и орнамента придает большую художественную выразительность.
Важную роль в искусстве арабских стран играет орнамент — «музыка для глаз».
Многосветное пространство интерьера Пассажирского терминала, покрытое куполом, акцентирует монументальность объекта - элемент, присущий восточной архитектуре. Использование мягких оттенков и национальных цветов придает своеобразие интерьерам комплекса (рис. 13).
Город Туркменабад когда-то являлся крупным административным центром на пересечении караванных дорог Великого Шелкового Пути. Выдержанная в национальном стиле архитектура аэропорта, выраженаня посредством современных технических и инженерных решений, является примером и
началом для последующего создания сети объектов туристского облуживания в регионе.
Рисунок 13. - Международный аэропорт, г. Туркменабад (Туркменистан).
Здание Пассажирского терминала. Вид на купол
Вывод. В настоящее время все более широко развивается тенденция применения традиционной стилистики в архитектуре и дизайне посредством современных строительных материалов. Это делает здания интересными и привлекательными для людей, интересующихся разными культурами. Целые города становятся современной интерпретацией древних культур.
В случае проектирования туристических комплексов вблизи памятников культуры, непосредственное изучение их объемно -планировочной структуры делает возможным выявить характерные черты в архитектуре объектов, что позволит воссоздать атмосферу того времени в современном исполнении.
В дальнейшем предполагается выявление особенностей традиционного стиля на основе анализа исторически сложившихся принципов архитектуры объектов Средней Азии и специфических элементов археологических памятников отдельных регионов с целью разработки рекомендаций по проектированию туристической инфраструктуры на примере Туркменистана.
Библиографических список:
1. Засыпкин, Б.Н. Архитектура Средней Азии / Б. Н. Засыпкин. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1948. - 161 с.
2. Иманов, М.Н. Исламская архитектура на рубеже тысячелетий / М. Н. Иманов / Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2000. - №3 (19).
3. Мамедов, М., Мурадов, Р. Архитектура Туркменистана от древних поселений до наших дней / М. Мамедов, Р. Мурадов / Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2000. - №3 (19).
4. Искусство и архитектура Туркменистана. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2012.
5. Пугаченкова, Г. А. Очерки искусства Средней Азии / Г. А. Пугаченкова, л. И. Ремпель. - М.: Искусство, 1982. - 288 с.
6. Сарианиди, В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб / В. И. Сарианиди. - Ашхабад: Мирас - 2002. -360 с.
7. Jepbarov, R. Gadymy Merw. Galalar, koskler, kummetler.../ R. Jepbarov. -Ashgabat: Ylym, 2006. - 62 c.
8. Jepbarov, R. Ancient Merv / R. Jepbarov. - Ashgabat: Ylym, 2012. - 55 c.
9. Halliday, T. The Silk Road / T. Halliday, D. Henley, A. Forbes, B. Mayhew, A. Palmer, S. Lawrence - London: Insight Guides, 2008 - 464 c.
References
1. B.N. Zasipkin, Architecture of Central Asia. BN Zasipkin. - M .: Publishing house of the Academy of Arts of the USSR, 1948. - 161 p.
2. M.N. Imanov, Islamic architecture at the turn of the millennium. M.N Imanov. Architecture. Building. Design. - 2000. - №3 (19).
3. M. M. Mamedov, Turkmenistan R. architecture from ancient settlements to the present day. Mamedov, R. Muradov. Architecture. Building. Design. - 2000. - №3
(19).
4. The art and architecture of Turkmenistan. Ashgabat: Turkmenistan gosu-donative Publishing Service, 2012.
5. G.A Pugachenkova, Essays art of Central Asia. Pugachenkova l. I. Rempel. - M .: Art, 1982. - 288 p.
6. V.I Sarianidi Margush. Ancient Eastern kingdom in the old delta of the Murghab river V.I .Sarianidi.- Ashgabat: Miras - 2002. - 360 p.
7. R.Jepbarov, Gadymy Merw. Galalar, koskler, kummetler R. Jepbarov. - Ashgabat: Ylym, 2006. - 62 p.
8. R.Jepbarov, Ancient Merv / R. Jepbarov. - Ashgabat: Ylym, 2012. - 55p.
9. T.Halliday, The Silk Road / T. Halliday, D. Henley, A. Forbes, B. Mayhew, A. Palmer, S. Lawrence - London: Insight Guides, 2008 - 464 p.