Научная статья на тему 'Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода'

Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обер-прокурор Св. Синода / Святейший Синод / российская система религиозного управления / Министерство духовных дел и народного просвещения / Chief Prosecutor of the Holy Synod / Holy Synod / Russian system of religious administration / Ministry of Spiritual Affairs and Public Education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Александрович Назаров

Статья представляет расширенный текст доклада, прочитанного на III Научнопрактической конференции, проходившей 14–15 апреля 2022 г. в СанктПетербургской духовной академии. В статье рассматривается эволюция института обер-прокурора Св. Синода с момента создания в 1722 г. до 1917 г. По первоначальному замыслу Петра I обер-прокурор должен был выступать в качестве надзорной инстанции. В таком виде этот государственноконфессиональный институт действовал в XVIII в. В XIX в. произошло постепенное расширение функций обер-прокуратуры. В результате влияние духовной иерархии в системе религиозного управления снизилось, а обер-прокурор превратился в главу Ведомства православного исповедания. Падение влияния обер-прокурора произошло в годы Первой русской революции (1905–1907), а после Февральской революции 1917 г. этот институт был упразднён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Institution of the Chief Prosecutor of the Holy Synod

The article presents an expanded text of the report read at the III Scientific and Practical Conference held on April 14 and 15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The article examines the evolution of the institution of the Chief Prosecutor of the Holy Synod from the moment of its creation in 1722 to 1917. According to the original plan of Peter I, the chief prosecutor was supposed to act as a supervisory authority. In this form, this stateconfessional institution operated in the XVIII century. In the XIX century there was a gradual expansion of the functions of the Chief Prosecutor’s office. As a result, the influence of the spiritual hierarchy in the system of religious administration decreased, and the chief prosecutor turned into the head of the department of the Orthodox confession. The fall of the influence of the chief prosecutor occurred during the First Russian Revolution, and after the February Revolution, this institution was abolished.

Текст научной работы на тему «Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14) 2023

А. А. Назаров

Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода

УДК 271.2-732.3-9+322(470+571)(091) DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_9 EDN ACEPPW

Аннотация: Статья представляет расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции, проходившей 14-15 апреля 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В статье рассматривается эволюция института обер-прокурора Св.Синода с момента создания в 1722 г. до 1917 г. По первоначальному замыслу Петра I обер-прокурор должен был выступать в качестве надзорной инстанции. В таком виде этот государственно-конфессиональный институт действовал в XVIII в. В XIX в. произошло постепенное расширение функций обер-прокуратуры. В результате влияние духовной иерархии в системе религиозного управления снизилось, а обер-прокурор превратился в главу Ведомства православного исповедания. Падение влияния обер-прокурора произошло в годы Первой русской революции (1905-1907), а после Февральской революции 1917 г. этот институт был упразднён.

Ключевые слова: обер-прокурор Св. Синода, Святейший Синод, российская система религиозного управления, Министерство духовных дел и народного просвещения.

Об авторе: Андрей Александрович Назаров

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарные дисциплины Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский биотехнологический университет «Росбиотех». E-mail: 2360562@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

Для цитирования: Назаров А. А. Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (14). С. 9-14.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Andrey A. Nazarov

Evolution of the Institution of the Chief Prosecutor of the Holy Synod

UDC 271.2-732.3-9+322(470+571)(091) DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_9 EDN ACEPPW

Abstract: The article presents an expanded text of the report read at the III Scientific and Practical Conference held on April 14 and 15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The article examines the evolution of the institution of the Chief Prosecutor of the Holy Synod from the moment of its creation in 1722 to 1917. According to the original plan of Peter I, the chief prosecutor was supposed to act as a supervisory authority. In this form, this state-confessional institution operated in the XVIII century. In the XIX century there was a gradual expansion of the functions of the Chief Prosecutor's office. As a result, the influence of the spiritual hierarchy in the system of religious administration decreased, and the chief prosecutor turned into the head of the department of the Orthodox confession. The fall of the influence of the chief prosecutor occurred during the First Russian Revolution, and after the February Revolution, this institution was abolished.

Keywords: Chief Prosecutor of the Holy Synod, Holy Synod, Russian system of religious administration, Ministry of Spiritual Affairs and Public Education.

About the author: Andrey Alexandrovich Nazarov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian

Disciplines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian

Biotechnological University "Rosbiotech".

E-mail: 2360562@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

For citation: A. Nazarov. Evolution of the Institute of the Chief Prosecutor of the Holy Synod. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 9-14.

Прокурорский надзор над деятельностью религиозных учреждений был установлен вскоре после создания органов прокуратуры и введения должности Генерал-прокурора Правительствующего Сената. Указ Петра I от 11 мая 1722 г. гласил: «В Синод выбрать из Офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление Синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции Генерал-Прокурора»1. Полномочия «ока государева» как в Сенате, так и Синоде были аналогичными: «Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которыя к Синодскому разсмотрению и решению подлежат истинно, ревностно и порядочно, без поте-ряния времяни, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал... Так же должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему: тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот же час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть нам, если весьма нужное; а о прочих — в бытность Нашу в Синоде, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет»2.

Роль обер-прокуроров в системе управления Православной Церкви менялась с течением времени. И. К. Смолич в своём труде «История Русской церкви 1700-1917 гг.» объяснял изменение роли обер-прокуратуры трансформацией форм взаимодействия Синода и государя. «В развитии института обер-прокуратуры выделяются две фазы. Первая — со времени основания до 1803 г., в это время власть обер-прокуроров не имела решающего значения в деятельности Св. Синода, который находился ещё в непосредственных отношениях с самим государем. Вторая фаза, начавшаяся в 1817 г., продолжалась до конца синодального периода, в этот период непосредственные отношения между государем и Св. Синодом почти полностью прекратились и обер-прокурор стал в качестве полномочного и всемогущего министра единоличным представителем Святейшего Синода перед правительством, представителем учреждения под названием "Ведомство православного исповедания". 1803-1817гг. — это переходное время, когда под началом князя А. Н. Голицына создавались условия и предпосылки для наступления второй фазы»3.

С нашей точки зрения, периодизация И. К. Смолича не в полной мере отражает эволюцию института обер-прокурора. Мы предлагаем внести определённые изменения в предложенную периодизацию путём увеличения количества факторов, влиявших на его развитие, и этапов развития института обер-прокуратуры. Мы считаем, что помимо фактора взаимодействия императора, обер-прокурора и Синода, следует учитывать также изменение полномочий обер-прокурора, его места и степени влияния в системе государственного и конфессионального управления.

В первый период (1722-1803) полномочия обер-прокуроров в соответствии с указом Петра I ограничивались надзорными функциями: контролем над соблюдением Синодом действующего законодательства. Их вмешательство в управление церковными делами, за исключением периода обер-прокурорства Я. П. Шаховского (1740-1753), было минимальное.

Второй (1803-1817) и третий (1817-1824) периоды связаны с активной деятельностью А. Н. Голицына — близкого сподвижника Александра I. На втором этапе, с 1803 по 1817 гг., произошло не только усиление влияния обер-прокурора на императора, но и началась пропаганда в России экуменического движения. В этот период обер-прокурор занял особое место в государственно-конфессиональной системе

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. № 4001. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830. С. 676.

2 Там же. Т. 6. № 4036. С. 721.

3 Смолич И.К. История русской церкви. М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1998. Кн. VIII. Ч. 1. С. 150.

управления. В 1810 г. А. Н. Голицын возглавил вновь созданное Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Этому управлению были подчинены такие органы конфессионального управления, как Римско-Католическая духовная коллегия, Оренбургское магометанское духовное собрание, Таврическое магометанское духовное правление, региональные лютеранские консистории. Голицын стал основоположником российского экуменического движения. Он содействовал началу деятельности в 1812 г. в Российской империи Британского Библейского общества, поддержал ходатайство пастора Дж. Петерсона об открытии в России Библейского общества. В 1813 г. Голицын стал Президентом Российского Библейского общества.

На третьем этапе (1817-1824) произошло падение роли обер-прокурора в системе религиозного управления. Это произошло после создания в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения. Новое министерство было создано на основе слияния Главного управления духовных дел иностранных исповеданий с Министерством народного просвещения. Министерство состояло из Департамента духовных дел, Департамента народного просвещения и Главного правления училищ.

После того, как А. Н. Голицын возглавил вновь созданное Министерство духовных дел и народного просвещения, обер-прокурор из «ока государева» превратился в чиновника третьего уровня. Сам Голицын, как министр, возглавил российскую систему религиозного управления. Непосредственно в подчинении министра находился руководитель Департамента духовных дел А. И. Тургенев. А уже главе департамента, в свою очередь, был подчинён обер-прокурор Синода П. С. Мещерский. В результате проведенной реформы над Синодом был установлен контроль министра и директора департамента духовных дел. Однако при этом Обер-прокурор получил в дополнение к надзорным функциям административные полномочия, как глава Первого отделения Департамента духовных дел.

Департамент духовных дел состоял из четырех отделений:

1. По делам греко-российского исповедания;

2. По делам римско-католического, греко-униатского и армянского исповеданий;

3. По делам всех протестантских исповеданий;

4. По делам еврейской, магометанской и прочих вер не христианских4.

На отделение по делам греко-российского исповедания были возложены следующие обязанности: готовить доклады и отчеты Синода и Комиссии духовных училищ императору, осуществлять сношения с министерствами, обер-прокурором, прокурорами синодальных контор; производить дела о назначении и увольнении обер-секре-тарей и членов Синода, прокуроров и присутствующих членов синодальных контор, рассматривать дела о награждении духовных и светских служащих православного ведомства5. В этот период произошла бюрократизация Синода. В результате Синод, а за ним и Церковь стали превращаться в ведомство православного вероисповедания. Реформа А. Н. Голицына привела к формированию церковной и светской оппозиции.

4 Полное собрание законов Российской империи. Т. 34. № 27106. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830. С. 815.

5 Там же. С. 815-816.

Обер-прокурор Я. П. Шаховской

Обер-прокурор С. Д. Нечаев

Духовную оппозицию возглавили митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий (Спасский). Лидерами светской оппозиции стали государственные и военные деятели А. А. Аракчеев, А. С. Шишков и Ф. П. Уваров.

Четвёртый период (1824-1835) начался 15 мая 1824 г. с принятия указа о роспуске Министерства духовных дел и народного просвещения, а также об отставке А. Н. Голицына с поста министра и Президента Библейского общества. Упразднение «Двойного министерства» привело не только к восстановлению дореформенного значения института обер-прокурора, но и к его усилению. Первое отделение бывшего Департамента духовных дел «осталось в настоящем его положении под именем Отделения Духовных дел Греко-российского исповедания при Обер-Прокуроре Святейшего Синода»6. В результате обер-прокурор не только восстановился как самостоятельный институт, но и усилил своё влияние в результате сохранения в его подчинении Ведомства православного исповедания. Надзор считался уже недостаточным. Правительство считало целесообразным сохранить созданную в период реформы А. Н. Голицына систему административного управления Церковью. В ходе реформы управление делами Православной Церкви перешло от архиерейского присутствия Синода к обер-прокурору. В результате обер-прокуратура превратилась из надзорного института в орган административного управления.

Пятый период (1835-1905) характеризовался последовательным расширением влияния обер-прокурора. Сначала произошла трансформация обер-прокуратуры в одно из «министерств». Отказавшись от сохранения Министерства духовных дел, правительство не отказалось от министерского принципа управления духовными делами. В период обер-прокурорства С. Д. Нечаева (1833-1836) глава Ведомства Православного исповедания получил министерские полномочия. В марте 1835 г. были приняты указы Николая I, согласно которым обер-прокурор стал приглашаться для участия в заседаниях департаментов Государственного Совета7 и Комитета министров8. Эти указы усилили влияние обер-прокурора. Постепенно влияние обер-прокурора Синода достигло уровня влияния министров и членов Государственного Совета. После того как в 1836 г. Ведомство православного вероисповедания возглавил Н. А. Протасов, была создана особая канцелярия обер-прокурора (1839). В результате синодальное делопроизводство было отделено от делопроизводства обер-прокурора. В том же году был учреждён подчиненный обер-прокурору Хозяйственный комитет, в результате чего управление церковной экономикой перешло в сферу ведения обер-прокурора. В 1839 г. обер-прокурору было подчинено Духовно-учебное управление.

Дальнейшее усиление института обер-прокурора Св. Синода связано с деятельностью Д. А. Толстого (1865-1880). Вновь было принято решение о соединении полномочий руководителя духовного и образовательного ведомства. В 1866 г. обер-прокурор

6 Полное собрание законов Российской империи. Т. 39. № 30037. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830. С. 492.

7 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 10. Отд. 1. № 8001. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1836. С. 281.

8 Там же. Т. 10. Отд. 1. № 8007. С. 283

Синода Д. А. Толстой был назначен на должность министра народного просвещения. Толстой большое внимание уделял вопросам реформирования духовного и светского образования. При его непосредственном участии в 1867 г. были приняты Уставы духовных училищ и семинарий (1867), Устав епархиальных женских духовных училищ (1868), Устав духовных академий (1869). На основе новых уставов была полностью модернизирована система духовного образования. Апогея влияния обер-прокуратура Св. Синода достигла во времена К. П. Победоносцева (1880-1905). Мало кто из государственных деятелей того времени мог соперничать по степени влияния с Константином Петровичем. Имя Победоносцева стало символом целой эпохи и символом консерватизма. Он был противником любых форм ограничения самодержавия, отстаивал необходимость сохранения созданной системы религиозного управления. Символичной стала и дата его отставки — она совпала с ликвидацией абсолютной монархии. Высочайший рескрипт об увольнении К. П. Победоносцев получил 19 октября 1905 г. — через два дня после издания Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.

Последний период существования обер-прокуратуры (1905-1917) совпал с периодом Думской монархии. После отставки К. П. Победоносцева снизилось влияние обер-прокурора не только в правительстве, но и в Церкви. За двенадцать лет на этом посту сменилось десять обер-прокуроров. После Февральской революции Временное правительство поставило вопрос об упразднении обер-прокуратуры. Последним обер-прокурором в июле 1917 г. был назначен видный церковный историк А. В. Кар-ташев. По его предложению 5 августа 1917 г. институт обер-прокурора Св. Синода был упразднён. На основе канцелярии обер-прокурора и Департамента духовных дел иностранных исповеданий было создано Министерство исповеданий, министром был назначен А. В. Карташев. Министерство исповеданий было восстановлено в год столетия со дня основания Министерства духовных дел и народного просвещения. Однако новое министерство просуществовало недолго: оно было упразднено после Октябрьской революции 1917 г.

Источники и литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. 34. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 39. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 10. Отд. 1. СПб.: Тип. Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1836.

5. Смолич И.К. История Русской Церкви. М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1998. Кн. VIII. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.