Научная статья на тему 'Эволюция и сущностные характеристики понятия"предпринимательство"'

Эволюция и сущностные характеристики понятия"предпринимательство" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2226
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / НОВАТОРСТВО / КАПИТАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майданевич Ю.П., Чупрынина К.А., Григорь Н.Н.

В статье проведен обзорный анализ понятия «предпринимательство» на разных этапах его развития, приведены изменения его сущностных характеристик в процессе эволюции и его значение как отдельного вида экономической деятельности. На основе проведенного анализа приведено авторское определения понятия «предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция и сущностные характеристики понятия"предпринимательство"»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 4. С. 54-63.

УДК 338.22

ЭВОЛЮЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Майданевич Ю. П., Чупрынина К. А., Григорь Н. Н.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: maidanevich@rambler.ru

В статье проведен обзорный анализ понятия «предпринимательство» на разных этапах его развития, приведены изменения его сущностных характеристик в процессе эволюции и его значение как отдельного вида экономической деятельности. На основе проведенного анализа приведено авторское определения понятия «предпринимательство».

Ключевые слова предпринимательство, предприниматель, инновации, новаторство, капитал, предпринимательская деятельность, конкуренция.

ВВЕДЕНИЕ

Современная российская экономика является смешанным хозяйством, в котором сочетаются различные типы собственности и формы хозяйствования, рыночные силы и государственное регулирование. Это достаточно сложная система, состоящая из предприятий и их объединений, которые конкурируют и взаимодействуют между собой. Основным фактором современной рыночной экономики, без которого невозможно ее функционирование и развитие, является предпринимательство.

Понятие «предпринимательство» присутствует в экономической литературе достаточно давно, разными исследователями на разных этапах развития технологий и экономических процессов, приводятся различные определение данного понятия.

В последнее время в экономической литературе, научных исследованиях и публикациях большое внимание уделяют вопросам определения сущности понятия «предпринимательства» и фактам его экономического развития. Этому вопросу посвящено достаточное количество исследований. В основном это исследования зарубежных авторов (J. Cieslik, V. Bunyasrie, А. Cuervol, D. Ribeiro, S. Roig и др.), где предпринимательство развивается достаточно давно и является залогом развития страны. Но необходимо выделить и исследования современных российских ученых (И. М. Гавриловой, М. И. Абузярова, Н. В. Решетниковой, В. А. Бочаровой и др.), которые направлены на определение места предпринимательства в экономике России. Однако, несмотря на достаточное количество теоретического материала, данный вопрос раскрыт недостаточно и требует дальнейшего исследования, которое позволит определить значение предпринимательства как отдельного вида экономической деятельности в развитии государства.

Целью исследования является углубленное исследование сущностных характеристик понятия «предпринимательство» в процессе его эволюции для определения его значения как отдельного вида экономической деятельности в развитии государства.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Термин «предприниматель» - это французское слово, образованное от глагола «entreprendre», что означает «делать или брать на себя». Его можно разделить на две части: «entre» - означает «между», и «preneur», что означает «берущий». Таким образом, буквально entre-preneur переводится как «между арендатором».

Термин «предприниматель» впервые появился в литературе в 1253 году, тогда он использовался в различных формах (например, «empreneur»). Данный термин стал широко использоваться в 1500-х и 1600-х годах. Например, С. Шамплен, говоря о своем первом путешествии по реке Святого Лаврентия в 1603 году, написал, что его пригласили совершить поездку «посмотреть страну и что там будут предприниматели» [1].

Элен Верен (1982) написала докторскую диссертацию по литературе, в которой она обсуждает разновидности значений терминов «предприниматель» и «предприятие» в истории. Она отмечает, что предок термина «предприятие» -«emprise» (от латинского imprisia) - смелое предприятие [2]. Она также рассмотрела различия в значении данного понятия с XIII по XVIII века. Текущее значение, которое также относится к руководителю предприятия, впервые появилось в начале XIX века

[3].

Если говорить об истории развития понятия «предпринимательство», то можно выделить трех авторов, которые были одними из первых, попытавшимися раскрыть данное понятие и ответить на вопрос: что делают предприниматели. Понять суть предпринимателя можно из трудов следующих исследователей. Первый, Р. Кантильон (конец XVII - начало XVIII вв.), раскрывал понятие предпринимателя, как человека - собственника капитала, ищущего возможность для инвестиций с доходностью выше средней. При инвестировании капитала присутствует элемент риска, который является ключевым аспектом в рассмотрении предпринимательских проектов и определении самой предпринимательской деятельности [4]. Как отметил Д. А. Шумпетер: «...Р. Кантильон имел четкое представление о функции предпринимателя... Это, конечно, схоластическая доктрина. Но никто до Р. Кантильона не сформулировал это так полно. И это может быть связано с тем, что французские экономисты ... никогда не теряли из виду предпринимательскую функцию и ее центральное значение» [5].

Р. Кантильон описал предпринимателя как человека, который покупает сырье по известной цене, чтобы продать его по неизвестной цене [4]. Согласно определению Р. Кантильона, роль предпринимателя заключается во взаимодействии двух или более субъектов рынка. Он или они являются посредником (или посредниками), которые способствуют рыночным преобразованиям.

После Р. Кантильона автором, оказавшим наибольшее влияние на сферу предпринимательства и формирование его понятия, которое существует уже более ста лет, является Жан-Батист Сэй. Ж.-Б. Сэй сам был предпринимателем и происходил из предпринимательской семьи. Он также был хорошим писателем и писал о том, что кто-то может научить как стать предпринимателем и пытался всех убедить в важности предпринимателей для экономического развития. Он определил

элемент инноваций, как наиболее характерный для предпринимателя; другими словами, он рассматривал предпринимателей как людей, которые могли бы делать что-то новое, людей, которые могли бы делать больше с меньшими затратами, и людей, которые могли бы получить больше, делая что-то новым или другим способом [6; 7]. Поэтому Ж.-Б. Сэй считал предпринимателя субъектом экономической деятельности, чья деятельность приносила дополнительную прибыль. В своем монументальном труде по истории экономики Д. А. Шумпетер указал, что Ж.-Б. Сэй был первым, кто привел четкое различие между предпринимательством и капитализмом [5].

Следующим автором, внесшим значительный вклад в развитие понятия «предпринимательство», является Джозеф Алоис Шумпетер. Данному автору большинство экспертов приписывают объединение понятий предприниматель и инновации. На самом деле, как указал сам Д. А. Шумпетер, он просто принял определение, данное Жан-Батистом Сэйем [5]. Однако он пошел дальше, заявив, что «сущность предпринимательства заключается в восприятии и использовании новых возможностей» [8]. Д. А. Шумпетер определил предпринимателей как людей, необходимых для оживления экономики и организаций. Написанные спустя столетие после Ж.-Б. Сэя его размышления кажутся более сложными и более полными. Он связал инновации предпринимателей с пятью элементами:

1) введение нового товара;

2) внедрение нового метода производства;

3) открытие нового рынка;

4) завоевание нового источника поставок сырья;

5) осуществление преобразований в организации любой отрасли [9].

Важно отметить, что ни одна из комбинаций, предложенных Д. А. Шумпетером для определения инноваций, не включала создание новых предприятий как таковых. В своих работах Д. А. Шумпетер часто упоминал концепцию творческого разрушения, чтобы обозначить вклад инноваций предпринимателями [5]. Следует помнить, что он использовал термин «предприниматель» для обозначения того, что мы сейчас называем внутрипроизводителями, поскольку этот термин не был придуман при жизни Д. А. Шумпетера.

Очевидно, что точка зрения, с которой автор подходит к концепции предпринимательства, влияет на ключевые элементы, которые будут использовать для определения данной концепции. Гуманитарные науки связаны с определенной степенью субъективности, поскольку здесь не обязательно прослеживается четкий ответ на вопрос, как в случае с естественными науками. Определения зависят от первоначальной точки зрения - часто дисциплинарной области, которая определяет призму, через которую люди видят и понимают реальность и выражают свою субъективность.

Интересным элементом для рассмотрения здесь является база данных, на которой такие исследователи, как Ричард Кантильон, Жан-Батист Сэй и Джозеф Алоис Шумпетер основывают свои размышления о предпринимателях, их характеристиках и их роли. Сегодня многие авторы и публикации придают большое значение используемым образам, чтобы классифицировать исследования как

надежные и достоверные и, следовательно, соответствуют научным критериям. Тем не менее, приведенные авторы в области предпринимательства не были исследователями, как мы понимаем термин сегодня. Их точка отсчета, далеко не «репрезентативная выборка», на самом деле она состояла просто из людей, выполняющих роль предпринимателей, которых они знали. Ж.-Б. Сэй и Д. А. Шумпетер наделяли предпринимателей социально-ориентированными ролями, которые, по их мнению, необходимо было развить.

Большой вклад в исследование понятия «предпринимательство» на протяжении ХУ11-Х1Х вв. сделали известные западные экономисты А. Смит, Д. Рикардо и др. Анализ использования капитала с целью получения прибыли был основан А. Смитом, который в своем учении разграничил понятия «оборотный» и «основной» капитал. Использование оборотного и основного капитала в сельском хозяйстве также исследовалось А. Смитом, а именно, он считал, что часть фермерского капитала, расходуемая на сельскохозяйственное оборудование, является основным капиталом, а другая часть - на зарплату и содержание рабочих и другие факторы производства - оборотный капитал. Он получает прибыль из первой части своего капитала, которая остается в собственном распоряжении, а из второй части делает соответствующие расчеты. Итак, к основному капиталу относятся: стоимость рабочего скота и орудий, а расходы на приобретение кормов, обслуживание средств производства и содержание работников составляют оборотный капитал.

А. Смит отмечает, что труд является источником существования человека. Предпринимательская деятельность дает возможность человеку удовлетворять свои потребности за ее счет. Рыночные отношения, по мнению известного исследователя, невозможны без развития конкуренции. Д. Рикардо поддерживает точку зрения А. Смита о необходимости развития конкуренции, так как она устанавливает уровень стоимости товаров, достаточный для того, чтобы заработная плата и другие расходы на содержание факторов производства были пропорциональны стоимости затраченного капитала. При этом предприниматель, как отмечает Д. Рикардо, выбирает такую деятельность, которая ему больше нравится. Каждый предприниматель оптимизирует размещение своего капитала с целью получения максимальных прибылей [10].

Развитие свободной торговли расширяет возможности предпринимательской деятельности. Этому также способствует существование конкуренции и уменьшение государственного контроля. А. Маршалл отмечает, что характерными чертами для торговли и промышленности является самостоятельность, свободный выбор решений, способность к предвидению, свобода производства и предпринимательства. Он обращает внимание на желание предпринимателя получить прибыль, которая является материальным вознаграждением за предпринимательскую деятельность. Взгляды А. Маршалла и других исследователей того времени сосредоточены на исследованиях необходимости существования и развития свободного предпринимательства. Он особо подчеркивает роль прибыли в предпринимательской деятельности, считая ее наиболее устойчивым стимулом.

Аналогичных взглядов придерживается и Дж. М. Кейнс, однако он уделяет особое внимание роли денег. В частности, Дж. М. Кейнс рассматривает

предпринимателя как человека, желающего получить прибыль в денежной форме. Предпринимательская прибыль, таким образом, является показателем преимущества предпринимательства над спекуляцией и максимизируется им. Теория Дж. М. Кейнса полностью изменила предыдущие постулаты экономической теории. Он отметил роль прибыли в предпринимательской деятельности.

Значительный вклад относительно роли предпринимательства играют взгляды выдающегося экономиста и исследователя Й. Шумпетера. Следует признать, что на учении Й. Шумпетера основаны современные взгляды на предпринимательство, которые признают фактор новизны, новаторства [10].

Развитию предпринимательской деятельности посвящены труды таких известных экономистов-исследователей, как А. Хоскинг, который определяет понятие «функции бизнеса», в состав которых входят финансовый учет, кадры, производство, маркетинг, материально-техническое обеспечение. К составляющим элементам предпринимательской деятельности он относит политическую ситуацию, экономические обстоятельства; технологическую, правовую, социально-культурную, институциональную и физическую или географическую среду [10]. Р. Хизрич отмечает, что предпринимательство - это процесс создания новой стоимости, а предприниматель, по его мнению, это - человек, который берет на себя финансовый, психологический и социальный риски и получает соответствующее вознаграждение и удовлетворение от достигнутого.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Л. Мизес. Он связал предпринимательство со способностями предпринимателя лучше других прогнозировать будущее неопределенное состояние рынка, его основные компоненты. «Предприниматель погружен в неопределенные условия будущего. Успех или неуспех зависит от правильности предвидения будущих событий... Единственный источник прибыли - его (предпринимателя) способность лучше других просчитывать потребительский спрос в перспективе. Что отличает предпринимателя, движущегося к успеху, так это факт, что в отличие от других, его не заботит, что было и что будет. Он выстраивает свои дела исключительно в перспективе собственного видения будущего» [11].

Дальнейшему развитию понятия «предпринимательство» способствовали П. Друкер, Б. Карлоф, Б. Санто и др., которые развили положение Л. Мизеса о взаимосвязи предпринимательства и менеджмента. Они рассматривают предпринимательство как «управление, состоящее из трех компонентов стратегических решений: управление риском, активное и системное использование инноваций внутри предпринимательских структур, предвидение инновационных изменений во внешней среде» [12].

Согласно марксисткой теории предпринимательства в его основу заложена социально-экономическая природа, содержание понятия связывают с характером отношений собственности. К. Маркс рассматривал предпринимателя как функционирующего капиталиста, сущность деятельности которого связана с извлечением прибавочной стоимости, т. е. эксплуатацией наемных работников.

Современные исследователи также не дают единого определения сущности предпринимательства. Так, М. Г. Лапуста определяет предпринимательство как

«свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство рассматривается как принципиально новый вид хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты» [13].

Ю. В. Тарануха раскрывает предпринимательство как особый тип хозяйственного поведения, выделяя главным его критерием цель и способ достижения цели. То есть предпринимательство - «это осуществляемая посредством рыночного обмена и направленная на завоевание конкурентных преимущества хозяйственная деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности» [14].

Согласно исследованиям В. Г. Медынского и Л. Г. Скамай, предпринимательство - это «творческая деятельность деловых людей, направленная на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли» [15].

В. С. Балабанов, Е. Н. Борисенко указывают, что «под предпринимательством необходимо понимать ориентированное на коммерческую основу производство продукции и услуг. С научной точки зрения, предпринимательская деятельность не репродуктивная (повторяющаяся), а продуктивная, т. е. означающая освоение новых объектов и форм - будь то рынки, товары и услуги, финансовые и материальные ресурсы, организационные принципы и построения. И в том, и в другом смысле предпринимательство органично связано с активной экономической деятельностью и воплощает в ней свое творческое начало» [16].

Исследовав сущность и содержание предпринимательства, А. Д. Половинкин, В. Е. Савченко выделили три компонента предпринимательства: личностный, экономический и организационно-управленческий. Они раскрывают суть предпринимательства как «систему хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник, рационально соединяющий ресурсы (вещественные и личные факторы производства), организующий и управляющий процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода» [17].

Согласно исследованию С. В. Владимирова и Е. Э. Смолина, предпринимательство - это «сложное социально-экономическое явление, базирующееся на инициативе, активности и самостоятельности субъектов экономической деятельности, в том числе и корпораций - это производство и распределение материальных или иных благ и услуг потребителям на рынке для

получения прибыли или предпринимательского дохода. Одновременно предпринимательство выполняет такие важные социальные функции, как создание новых рабочих мест, пополнение бюджетов государства и местных властей путем выплаты налогов и т. д.» [18].

Согласно Закону Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25 декабря 1990 г.) [19] предпринимательство рассматривается как инициативная созидательная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Еще одной целью предпринимательства является повышение имиджа, статуса предпринимателя.

Но быстрое изменение рынка, развитие технологий, политические изменения, повышение конкурентоспособности стран ставят перед предпринимателями новые задачи, что влияет на их деятельность, и функции, которые они реализуют. Появляются новые виды предпринимательской деятельности, способствующие решению социальных и экономических вопросов (социальное предпринимательство, государственное предпринимательство, цифровое предпринимательство и др.).

Так, исследования вопросов трактовки и содержания предпринимательства на протяжении последнего десятилетия направлены на уточнение понятие предпринимательства как составляющего рыночного хозяйства (С. А. Кузьменко, В. С. Химичева [21]), с одной стороны, составляющей социально-экономической системы России (А. В. Пальбин [22]), с другой, как источник инноваций и движущая сила прогресса (М. И. Абузярова [23]), с третьей.

Кузьменко С. А., Химичева В. С. в своей статье определяют предпринимателя как экономически активного субъекта в своём множестве составляющего субъектную основу любой рыночной системы хозяйства. При этом предприниматель это человек предприимчивый, находчивый, изобретательный и практичный. В своем исследовании ученые указывают, что в процессе организации своей деятельности именно предприниматель должен привлекать все свои способности для её адаптации к постоянным внешним изменениям с целью получения наиболее эффективного и гармоничного взаимодействия его деятельности и внешней среды [21].

По мнению А. В. Пальбина, «предпринимательство является особой социально-экономической системой хозяйствования, в основе которой лежит творческий потенциал предпринимателя осуществляющего на свой риск деятельность по совершенствованию производства продукта, работ, услуг либо формирование новых качественных характеристик с рациональным использованием ресурсов с целью обеспечения устойчивого развития хозяйственных субъектов, их эффективного функционирования на рынке с целью удовлетворения спроса потребителя и получения прибыли предпринимателем» [22]. То есть, по его мнению, сущность предпринимательства на современном этапе развития России заключается, прежде всего, в поиске и реализации качественно новых решений, применении передовых технологий и новаторства, внедрении новых принципов и методов управления, повышении конкурентоспособности, повышении профессиональной квалификации и

интеллектуального уровня предпринимателей, ускорении научно-технического прогресса.

М. И. Абузярова, исследуя понятие «предпринимательство», рассматривает его как источник инноваций и движущую силу прогресса и выделяет его составляющие (социальную, инвестиционную и инновационную). Автором указывается, что каждая отдельная составляющая по-разному проявляются в конкретных формах предпринимательства: малом, среднем и крупном бизнесе. Уровень их проявления зависит от реализуемой государственной политики и способности предпринимательства к оптимальной организации производства, основанной на деловой инициативности и гибкости экономического поведения [23].

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о неоднозначности явления предпринимательства в течение всего процесса исторического развития, разнообразии методологии и инструментария исследований, изменчивости в мотивации деятельности предпринимателя, нечеткости распределения функциональных особенностей деятельности предпринимателя и владельца, предпринимателя и менеджера и отсутствии социальных характеристик слоя предпринимателей. Современная трактовка предпринимательства достаточно разнообразна и требует уточнения.

Считаем, что предпринимательство уместно рассматривать не как постоянное понятие, а как динамичное, развивающееся, постоянно меняющееся и наполняемое новым содержанием под влиянием рыночных и политических изменений, развитием технологий, повышением конкурентоспособности стран и требующее дальнейшего усовершенствования.

ВЫВОДЫ

Обобщая наиболее распространенные определения сущности предпринимательства, их можно сгруппировать и охарактеризовать как:

- вид деятельности (направленный на получение прибыли), базирующийся на самостоятельной, систематической инициативе, на ответственности и инновационной предпринимательской идее;

- поведение хозяйствующего субъекта, особый вид экономической активности, форму участия индивида в системе рыночных отношений;

- совокупность экономических и социальных процессов, регулирующих неравновесную экономическую систему;

- форму реализации личного экономического интереса в условиях взаимодействия с другими экономическими участниками рыночной системы;

- производственную функцию хозяйственной деятельности - обеспечение объединения управления ресурсами, организации финансирования и реализации созданного продукта с предпринимательской способностью его руководителей как особым видом ресурса;

- инновация и движущая сила прогресса;

- инновационный стиль управления предприятием, обеспечивающий эффективное взаимодействие предприятия как открытой социальной системы с окружающей внешней средой.

На основании вышеизложенного считаем, что на современном этапе развития экономики предпринимательство необходимо рассматривать как сложное социально-экономическое явление, включающее ряд видов деятельности (социальную, инвестиционную и инновационную), осуществляемой на свой страх и риск и направленной на совершенствование производства продукта (работ, услуг) и/или формирование новых качественных характеристик с применением современных технологий, обеспечивающих рациональное использование ресурсов и удовлетворение спроса потребителей, что будет способствовать повышению конкурентоспособности и прибыльности предпринимателя.

Список литературы

1. Champlain S., Giguère G. E. (Ed.) Oeuvres complètes de Champlain (Complete works of Champlain). 3 vol., Montreal: Éditions du jour, 1973. 702.

2. Vérin H. Entrepreneurs, entreprise: histoire d'une idée. Paris: Presses Universitaires de France (PUF), 1982. P 31-33.

3. Rey A., Le Robert. Dictionnaire historique de la langue française. Paris: Dictionnaires Le Robert, 1994. 700 p.

4. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en général, London: Fetcher Gyler. Also: Edited with an English translation by Henry Higgs, London:MacMillan (1931). The manuscript was probably written around 1720 and was published after Cantillon was murdered in 1734. It is believed that he himself wrote the French and English versions, 1755.

5. Schumpeter J. A. History of economic analysis, edited by Elizabeth Boody Schumpeter, New York: Oxford University Press; also, London: George Allen & Unwin (6th printing 1967), 1954. P. 222.

6. Say J. B. Cathéchisme d'économie politique, Maison Mame (1972); also translation: Catechism of political economy: on familiar conversations on the manner in which wealth is produced, distributed and consumed by society, London: Sherwood, 1816.

7. Say J. B. Cours d'économie politique et autres essais, Paris: GF-Flammarion (Selection of main writings), 1996.

8. Schumpeter J. A. 'Des Unternehmer', in Ludwig Elster et al. (Eds.) Handworterbuch der Staatsvissen-schaften, (fourth edition, Jena, 1928). In: Hartmann, H. (1959) 'Managers and entrepreneurs: a useful distinction', P. 430-431, Administrative Science Quarterly, P. 429-451.

9. Schumpeter J. A. The theory of economic development, Cambridge, Mass. : Harvard University Press; also: Cambridge, Mass.: Harvard Economic Studies, vol. 46; also: London: Oxford University Press. First original edition in German published in 1912. P. 66.

10. Бартенев С. А. История экономических учений. М.: Юристь, 2002. 456 с.

11. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.

12. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 29.

13. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 26.

14. Тарануха Ю. В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 66-67.

15. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 145.

16. Балабанов В. С., Борисенко Е. Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. С. 151.

17. Половинкин П. Д., Савченко В. Е. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник МГУ. 1996. № 2. С. 3-15.

18. Владимирова С. В., Смолина Е. Э. К вопросу о сущности и экономической природе предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. № 2 (006). 2007. С. 48-51.

19. Закон РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности» / Собр. законодательства РФ. 1990. № 30. 520 с.

20. Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с.

21. Кузьменко С. А., Химичева В. С. Предпринимательство как феномен рыночного хозяйства: экономическая сущность, субъективная определенность, адаптационные свойства. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 3. С. 220-228.

22. Пальбин А. В. Сущность и роль предпринимательства в социально-экономической системе современной России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 48. С. 82-90.

23. Абузярова М. И. Сущность предпринимательства и его место в экономической системе // Теоретико-методологические подходы к формированию системы развития предприятий, комплексов, регионов: Монография (научное издание). Под общей редакцией Ф. Е. Удалова, В. В. Бондаренко. Пенза, 2018. С. 5-23.

Статья поступила в редакцию 11.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.