Научная статья на тему 'Эволюция и особенности системы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами КНР'

Эволюция и особенности системы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / МЕРЫ ЗАЩИТЫ / КОНТРАФАКТ / INTELLECTUAL PROPERTY / CUSTOMS / PROTECTION MEASURES / COUNTERFEIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пржевальская Д.А.,

Данная статья посвящена проблеме защиты прав интеллектуальной собственности в Китайской Народной Республике. Особое внимание уделено роли таможенных органов Китая. Рассматривается процесс становления системы прав интеллектуальной собственности, современные механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами. Проанализированы результаты деятельности таможенных органов Китая по противодействию распространения контрафактной продукции. Обозначены основные проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution and features of the system of protection of intellectual property rights by the customs authorities of China

This article focuses on the problem of protecting intellectual property rights in the People’s Republic of China. Particular attention is paid to the role of customs authorities. The process of formation of the system of intellectual property rights, modern mechanism of protection of rights to objects of intellectual property, used by customs authorities, is considered. The results of the activities of the customs authorities of China to counter the spread of counterfeit products are analyzed. The main problems associated with the protection of intellectual property rights are identified.

Текст научной работы на тему «Эволюция и особенности системы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами КНР»

Эволюция и особенности системы защиты прав интеллектуальной собственности

таможенными органами КНР

Evolution and features of the system of protection of intellectual property rights by the

customs authorities of China

Пржевальская Д.А.

Студент 5 курса

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: przhewalskaya@mail.ru

Przhevalskaya D.A.

Student 5 term

Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs

Russia, Vladimir e-mail: przhewalskaya@mail.ru

Научный руководитель

Сальникова А.В.

канд. ист. наук, доцент

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

e-mail: salnikova-av@mail.ru

Scientific adviser Salnikova A. V.

candidate of historical sciences, associate professor Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs

e-mail: salnikova-av@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена проблеме защиты прав интеллектуальной собственности в Китайской Народной Республике. Особое внимание уделено роли таможенных органов Китая. Рассматривается процесс становления системы прав интеллектуальной собственности, современные механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами. Проанализированы результаты деятельности таможенных органов Китая по противодействию распространения контрафактной продукции. Обозначены основные проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности.

Annotation.

This article focuses on the problem of protecting intellectual property rights in the People's Republic of China. Particular attention is paid to the role of customs authorities. The process of formation of the system of intellectual property rights, modern mechanism of protection of rights to objects of intellectual property, used by customs authorities, is considered. The results of the activities of the customs authorities of China to counter the spread of counterfeit products are analyzed. The main problems associated with the protection of intellectual property rights are identified.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, таможенные органы, меры защиты, контрафакт.

Key words: intellectual property, customs, protection measures, counterfeit.

Система интеллектуальной собственности Китайской Народной Республики является относительно молодой: только в конце 70-х годов прошлого столетия правительство Китая начало осуществлять политические и экономические реформы, которые привели к радикальным изменениям правовой системы. Основной причиной данных перемен послужила необходимость привлечения иностранных инвестиций в китайскую экономику. Повысить инвестиционную привлекательность представлялось возможным при надлежащем уровне обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности.

До 1984 года в Китае не существовало патентного права, однако, после пяти лет дебатов в правительстве 12 марта 1984 года был принят первый патентный закон. 1 апреля 1985 г. Государственное патентное ведомство

Китая приняло первую патентную заявку, и в этот день было подано более 3 455 патентных заявок как отечественными, так и иностранными заявителями. Годом ранее вступил в силу Закон о товарных знаках Китая, обеспечивающий охрану исключительных прав на товарные знаки. В 1985 году были приняты Общие принципы гражданского права, в которых были установлены основные правила, касающиеся авторских прав, товарных знаков и патентов. В 1990 году был принят Закон об авторском праве Китая, который вступил в силу 1 июня 1991 года.

Помимо формирования системы национального законодательства, Китай активно участвовал в присоединении к имеющимся международным договорам и соглашениям. Так в июне 1980 года Китай вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее ВОИС), 19 марта 1985 года присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, 4 октября 1989 года - к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков [3]. Присоединение к вышеупомянутым соглашениям значительно улучшило формирующуюся системы интеллектуальной собственности Китая: многие нормы, касающиеся различных прав интеллектуальной собственности, были приведены в соответствие с международным правом.

Несмотря на упомянутые поправки, основными являются изменения, произошедшие при вступлении Китая во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) в 2001 году. Чтобы присоединиться к ВТО, в период с августа 2000 г. по октябрь 2001 г. в Закон о патентах, Закон о товарных знаках и Закон об авторском праве были внесены поправки с целью выполнения требований Соглашения ВТО по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Соответственно, главной задачей, которую ставило правительство Китая - обеспечение надлежащего уровня защиты прав интеллектуальной собственности за счет гармонизации законодательства.

При этом, несмотря на то, что была сформирована внушительная нормативная база, в процессе реформирования законодательства практически не было уделено внимание защите прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров, соответственно, на протяжении нескольких лет таможенные органы не обладали компетенцией по обеспечению прав интеллектуальной собственности и никак не участвовали в пресечении экспорта продукции, нарушающей права интеллектуальной собственности.

Началом регламентации процедур по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами является принятие документа «Решение Госсовета КНР о дальнейшем усилении работы по защите прав интеллектуальной собственности» в 1994 году.

5 июля 1995 года в Китае было опубликовано Положение «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности», которое впоследствии неоднократно пересматривалось. На сегодняшний день действует редакция от 19 марта 2018 года, статья 3 которой установлено, что государство запрещает экспорт и импорт контрафактных товаров (товаров, нарушающих права на объекты интеллектуальной собственности). Таможенные органы в соответствии с положениями законодательства и настоящего Положения принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и реализуют соответствующие полномочия, предусмотренные Законом КНР «О таможне» [1].

Реализация мер по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами охватывает право товарных знаков, патентное право, авторское право, специальное право на олимпийскую символику и символику Всемирных выставок. Сам механизм таможенной защиты предусматривает два варианта:

- по заявлению правообладателя;

- по инициативе таможенного органа.

При защите прав на основании заявления правообладателя, запуск процедуры осуществляется после того, как правообладателем подано заявление о принятии защитных мер. Помимо заявления, в таможенный орган предоставляются документы, подтверждающие права заявителя, а также доказательства, подтверждающие факт нарушения прав интеллектуальной собственности.

В целях возмещения ущерба, который может быть причинен владельцу товаров, выпуск которых ошибочно приостанавливается, и покрытия расходов таможенных органов правообладатель обязан предоставить денежное обеспечение в размере, не превышающем стоимость товаров.

Проверка и установление факта правонарушения осуществляется в течение 30 рабочих дней после приостановления выпуска товаров.

Приостановление выпуска осуществляется по инициативе таможенного органа в случае, если правообладателем заблаговременно было подано заявление на регистрацию объекта интеллектуальной собственности. То есть данный способ применим для объектов, внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Срок регистрации составляет 10 лет и может быть неоднократно продлен еще на 10 лет.

Данный вариант предполагает следующий порядок действий:

1. Обнаружение таможенным органом товара, обладающего признаками контрафакта.

2. Приостановление выпуска такого товара.

3. Уведомление правообладателя и владельца товаров о приостановлении выпуска товаров в связи с подозрением в нарушении прав интеллектуальной собственности.

4. Предоставление правообладателем обеспечения в сумме не превышающей стоимости товаров в течение 3-х дней после получения уведомления.

5. Проверка и установление факта правонарушения осуществляется в течение 30 рабочих дней после приостановления выпуска товаров.

Можно заметить, что действия таможенных органов практически не отличаются при обоих способах защиты. В данном случае немаловажным являются действия правообладателей. На наш взгляд более эффективной является защита прав интеллектуальной собственности при наличии зарегистрированного в реестре объекта, как для таможенных органов, так для правообладателя. Наличие информации об объекте интеллектуальной собственности сокращает время таможенной очистки, а также повышает процент обнаружения товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности.

Об активности реализации функций по защите прав ИС таможенными органами свидетельствуют данные таможенной статистики, опубликованные Главным таможенным управлением КНР. В 2018 году национальные таможенные органы приняли в общей сложности 49 700 мер по защите прав интеллектуальной собственности и фактически задержали 47 400 партий контрафактных товаров, что на 146,03% больше по сравнению с 2017 годом. Общее количество составляет 24 802 млн. единиц товаров[4].

Чаще всего объектом нарушений являются исключительные права на товарный знак в категории легкой промышленности, обуви и электронных товаров. Причины, почему именно товары этих категорий, очевидны: основная масса мировых компаний сосредотачивают свое производство именно в Китае.

Также отмечается, что в качестве каналов распространения контрафактной продукции зачастую стал использоваться личный багаж и почтовые отправления.

В апреле 2019 года в Шэньянском аэропорту Таосянь в ходе инспекции рейса из Южной Кореи обнаружили в личном багаже двух пассажиров, товары, нарушающие права ИС. Изъятые товары, включая 17

наручных часов, 10 часовых пластин и 5 ремешков для часов, были заподозрены в нарушении прав таких брендов, как Rolex, Cartier, Omega и др. [5].

В последние годы, меры, применяемые таможенными органами по защите прав ИС стали активнее применяться при экспорте продукции.

В декабре 2018 года Наньтунская таможня в ходе проверки экспортируемого товара обнаружила 585 бумажников с логотипами таких брендов, как Louis Vuitton, Chanel, Yves Saint Laurent, и GUCCI. Обратившись к правообладателям торговых марок, таможня установила, что перемещение товаров было несанкционированным и нарушало соответствующие права на зарегистрированные товарные знаки [5].

В январе 2019 года Держатель IPR, Guangzhou Lianxiang Auto Parts Co., Лимитед. 11 января таможне Гунбэй было письменно подтверждено, что 110 000 комплектов энергосберегающих ламп, ранее изъятых таможней в экспортной партии, являются нарушением товарного знака компании «Кобра», зарегистрированного Главным таможенным управлением КНР [5].

В целом, в последние годы интеллектуальной собственности в Китае уделяется особое внимание -осуществляется реализация документа под названием «Государственная программа стратегии развития интеллектуальной собственности». Согласно положениям этого нормативного документа, в долгосрочной перспективе к 2020 года Китай должен стать государством с высоким уровнем развития институтов «создания, использования, защиты и управления» в сфере интеллектуальной собственности. Большое значение в данном случае имеет институт защиты прав, субъектами которого являются таможенные органы.

Однако несмотря на все применяемые меры, Китай остается основным поставщиком товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности. По данным Европейской комиссии в 2017 году доля КНР в общей структуре стран-поставщиков контрафактного товара составила 73,04 %. Для сравнения: на втором месте расположена Турция, поставившей около 4,26 % товаров [2].

Основной причиной называют различия в толковании законодательства местными властями: качество таможенного контроля ниже в менее экономически развитых районах. Таможенные органы ряда провинций практически полностью закрывают глаза на произведенную в Китае и вывозимую за рубеж контрафактную продукцию, при этом всячески защищая права ИС местных организаций, если они нарушены иностранными лицами. В этом вопросе таможенные органы Китая исходят, прежде всего, из приоритета своих национальных интересов, в соответствии с которыми производство контрафактного товара и последующий его сбыт за границей приносит только пользу развитию китайской экономики. Данную проблемы отметил и Джин Хай, заместитель директора Департамента по общим вопросам Главного таможенного управления, на брифинге для СМИ, заявив о проблеме сосредоточения контрафактных товаров в структуре экспорта в восточных прибрежных районах [4].

Таким образом, в последние десятилетия идет процесс улучшения системы интеллектуальной собственности Китая, наблюдается тенденция повышения уровня работы таможенных органов в сфере защиты таможенных органов. Государство нацелено на преодоление имеющихся проблем путем дальнейшего совершенствования законодательства, а также путем сотрудничества таможенных органов Китая с таможенными органами других государств, что позволит повысить эффективность защиты прав интеллектуальной собственности отечественных и иностранных правообладателей. Однако в настоящее время предпринимаемые меры нельзя назвать решительными действиями против распространения продукции, нарушающей права интеллектуальной собственности, поскольку полное истребление производства такого рода продукции может негативно отразиться на экономике Китая. Следовательно, перед правительством Китая стоит задача по достижению баланса между поддержанием экономики страны на должном уровне и обеспечением высокого уровня защиты прав интеллектуальной собственности.

Список используемой литературы:

1. Правила КНР «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности» (принят на 30-м заседании Постоянного бюро Государственного совета КНР 26.11.2003, с последующими изменениями от 24.03.2010; 19.03.2018);

2. Report on the EU customs enforcement of intellectual property rights: Results at the EU border 2017, Luxembourg: Publications Office of the EU, 2018. - 32 с.;

3. Mercurio B. The Protection and Enforcement of Intellectual Property in China since Accession to the WTO: Progress and Retreat // China Perspectives, 2012. - №2012/1. - p.23-28:

4. Национальный орган статистики в области интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www.nipso.cn/ (дата обращения 06.05.19);

5. Официальный сайт Главного таможенного управления КНР [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/ (дата обращения 06.05.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.