Научная статья на тему 'Роль и место таможенных органов в защите интелектуальной собственности'

Роль и место таможенных органов в защите интелектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1505
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хунагов Руслан Думаличевич

Исследована законодательная база лежащая в основе обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. Рассмотрены понятия и виды интеллектуальной собственности, необходимость защиты прав интеллектуальной собственности, борьба с фальсифицированной и контрафактной продукции. Показаны мероприятия проводимые таможенными органами по защите прав интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хунагов Руслан Думаличевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место таможенных органов в защите интелектуальной собственности»

УДК 347.78 : 339.543 ББК 67.99(2)3 Х - 98

Хунагов Руслан Думаличевич, старший преподаватель кафедры товароведения и экспертизы товаров технологического факультета Майкопского государственного технологического университета, тел. (8772)531691.

РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(рецензирована)

Исследована законодательная база лежащая в основе обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. Рассмотрены понятия и виды интеллектуальной собственности, необходимость защиты прав интеллектуальной собственности, борьба с фальсифицированной и контрафактной продукции. Показаны мероприятия проводимые таможенными органами по защите прав интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: защита прав, интеллектуальная собственность, таможенные органы, контрафактная продукция, товарный знак.

Khunagov Ruslan Dumalichevich, senior lecturer of the chair of commodity research and expertise of the Technological Faculty, Maikop State Technological University, tel. (8 772) 531691.

ROLE AND PLACE OF CUSTOMS BODIES IN THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY

The legislative framework underpinning the protection of intellectual property has been studied. The concepts and types of intellectual property rights, the need to protect intellectual property rights, the fight against fake and counterfeit products have been considered. Measures taken by the customs authorities for the protection of intellectual property rights have been shown.

Keywords: protection of the rights, intellectual property, customs, counterfeit products, trademark.

Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) -1967г. Россия присоединилась к данной конвенции.

Присоединение РФ к Всемирной торговой организации требует выполнение норм ТРИПСа (соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность). Предусмотрены четкие международные стандарты, которые требуют наличие эффективных мер в борьбе с пиратством. Основные законодательные акты РФ в этой области: Конституция РФ ст.44 п.1 (каждому - свобода литературного, научного, технического творчества; интеллектуальная собственность охраняется законом); Патентный закон РФ от 23.09.92 №3517-1 {4}; Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" 23.09.92 № 3520-1 {3}; Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.93 М 5351-1 {5}; Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23.09.92 №3523-1; Закон РФ "О правовой охране топологии интегральных микросхем" 23.09.92. №3526-1; ГК, УК РФ.

Интеллектуальная собственность - исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (на литературные, художественные и научные произведения), программы для ЭВМ и базы данных, смежные права, права на

изобретение, промышленные образцы, полезные модели, приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом.

Авторское право регулирует отношение по использованию произведений науки, литературы, искусства. Возникает по факту создания и не требует соблюдения формальностей {5}. Обладатель авторского права вправе поместить на каждом своем произведении знак охраны авторских прав (©) и имя обладателя исключительного авторского права. Действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Авторы имеют 2 вида прав: неимущественные (нет экономического содержания) -когда речь о плагиате; имущественные (исключительное право на использование произведения, включая право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводство произведения, распространение, продажа, прокат и т.д.). Размер выплаты

- индивидуально.

Смежное право - примыкает к авторскому; защищает исполнителей, производителей фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Знак охраны смежных прав - Р в круге.

Срок действия - 50 лет после выхода 1-й передачи, 1-го исполнения и т.д.

Производитель фонограмм имеет право: воспроизводить фонограмму, переделывать ее, продавать, сдавать в прокат и т.д.

Организация эфирного и кабельного вещания имеет право: запрещать/разрешать другим организациям выпускать передачу в эфир или по кабелю, воспроизводить запись передачи, записывать передачу и сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Исполнитель имеет право: имя, защиту от искажения, передачу исполнения в эфир или по кабелю, воспроизведение записи исполнения. Топология интегральных микросхем

- зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральных микросхем. Ноу-хау - информация, содержащая секрет производства.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (любые знаки, слова, названия, цифры, буквы, изображенные элементы и сочетания цветов) {3}.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно {3}. Охрана - также на основе регистрации.

Фальсифицированный товар - любые товары, включая упаковку, носящие без соответствующего разрешения зарегистрированный товарный знак применительно к подобным товарам и т.о. нарушающий права владельца товарного знака.

Пиратские копии - товары, представляющие собой копии, сделанные без согласия владельца прав.

Правовая охрана товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара предоставляется на основании его Государственной регистрации. Российское агентство по патентам и товарным знакам на основе заявки на регистрацию товарного знака и документа, подтверждающего уплату пошлины в установленном размере, производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в

свидетельстве. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться товарным знаком и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки.

ФТС России осуществляет составление и рассылку списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории РФ в соответствии с действующим законодательством с целью выявления таможенными органами в ходе осуществления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране интеллектуальной собственности {1}.

ФТС России принимает обращения с просьбой зарегистрировать товарный знак, т.е. включить в реестр ФТС России (необходимые документы: заявка, свидетельство о регистрации товарного знака, сведения об уполномоченных дилерах, сведения о местах ввоза и таможенного оформления легальной продукции, сведения об экспортерах/импортерах контрабандной продукции, характеристика, описание, образцы товаров).

Данный реестр товарных знаков компаний, а также отличительные признаки фальсифицированной продукции и списки лиц, имеющих право проводить экспертизу, ФТС России рассылает в РТУ, таможни {6}.

При декларировании товаров в графе 33 (2-й подраздел) ГТД ставится буква "И", если товар является интеллектуальной собственностью и одновременно данный товарный знак включен в реестр ГТК. В графе 31 ГТД кроме описания товара должно быть указано фирменное наименование товарного знака, указанное на товаре. В актах таможенного досмотра также указывается наименование товарного знака, нанесенного на товар или упаковку.

Если при досмотре есть сомнения относительно подлинности товарного знака, в течение 10 дней проводится экспертиза. Если товар оказывается фальсифицированным -заводится дело об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ {2}. Если при досмотре обнаружен явно фальсифицированный товар, но товарного знака нет в реестре ФТС России, уведомляются правоохранительные органы.

Ни для кого не секрет, что ежегодные убытки России в виде недоплаченных из-за фальсификата налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет составляют сотни миллионов рублей. Несомненно ключевую по противодействию транснациональному перемещению контрафактной продукции во всем мире играют таможенные и правоохранительные органы.

В 2008 году таможенные органами было заведено 1 053 дела об АП, связанных с перемещением товаров, содержащих объекты ИС и имеющих признаки контрафактных {7}. Основными товарами, задержанными по делам о незаконном использовании товарных знаков (ст. 14.10 КоАП РФ), являлись алкогольная и пищевая продукция, спортивная одежда и обувь, парфюмерия. А по делам, связанным с нарушениями авторских и смежных прав (ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ), - видеокассеты, СБ Ь БУБ-диски. Было выявлено и признано судами контрафактными 10,2 миллиона единиц продукции. Особым объектом для таможенных органов станет защита Олимпийской и Паралимпийской символики в рамках специального соглашения с оргкомитетом «Сочи 2014».

Вклад ФТС России в 2008 году в сфере борьбы с контрафактом был высоко оценен Всемирной таможенной организацией ^СО), российская таможенная служба признана победителем в конкурсе за звание лучшей таможенной администрации в вопросах организации борьбы с нарушением прав ИС {8}. Представители ЕС считают, что принятие Россией новых законодательных актов, повышенное внимание и усиление таможенного контроля ввоза товаров, содержащих объекты ИС, а также активное привлечение правообладателей к совместной работе на этом направлении приближают

Россию к уровню стран Евросоюза в технологиях защиты прав интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации. М.: АСТ, 2008.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2007.

3. Закон Российской Федерации № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». М.: Проспект, 2007.

4. Патентный закон Российской Федерации № 3517-1 № 22-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. М.: Инфра, 2006.

5. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.: Проспект, 2007.

6. Об утверждении «Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами»: приказ ГТК Российской Федерации № 1199. М.: Проспект, 2007.

7. Дудкова В. Пиратство - на абордаже // Таможня. 2009. № 8. С. 6-7.

8. Крылов А. Итоги с поправкой на кризис // Таможня. 2009. №6. С. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.