Научная статья на тему 'Эволюция и основные концепции управления знаниями в современных условиях'

Эволюция и основные концепции управления знаниями в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3876
603
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / THE THEORY OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE / A MENTAL POTENTIAL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко И. В., Винжегин О. М.

В статье рассмотрены истоки формирования науки о знаниях, раскрыты основные точки зрения по управлению знаниями, раскрыт вклад ученых по формированию представлений о предмете исследования, выявлены основные задачи в области управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge management concept and evolution present days

The authors made an attempt to describe science of knowledge management in several aspects, that is: 1) the sources knowledge management is based on; 2) chief approaches to managing knowledge; 3) scientists' contribution to establishing the science; 4) key objectives to be reached.

Текст научной работы на тему «Эволюция и основные концепции управления знаниями в современных условиях»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. lll-ll6. © И. В. Руденко, О.М. Винжегин, 2009

УДК 65.0l

ЭВОЛЮЦИЯ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

KNOWLEDGE MANAGEMENT - CONCEPT AND EVOLUTION PRESENT DAYS

И.В. Руденко, О.М. Винжегин

I.V. Rudenko, O.M. Vinzhegin

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье рассмотрены истоки формирования науки о знаниях, раскрыты основные точки зрения по управлению знаниями, раскрыт вклад ученых по формированию представлений о предмете исследования, выявлены основные задачи в области управления знаниями.

The authors made an attempt to describe science of knowledge management in several aspects, that is: 1) the sources knowledge management is based on; 2) chief approaches to managing knowledge; 3) scientists’ contribution to establishing the science; 4) key objectives to be reached.

Ключевые слова: теория управления знаниями, интеллектуальный потенциал, конкурентоспособность.

Keywords: the theory of management of knowledge, a mental potential, competitiveness.

Предмет каждой научной дисциплины, как свидетельствует история развития науки, постоянно изменяется и эволюционирует. Причиной этому служат различия в позициях ученых, постепенное расширение и накопление объемов знаний.

Как одно из направлений менеджмента, управление знаниями выделилось сравнительно недавно. Этот термин вошел в практику организаций в 1989 г., когда консорциум американских компаний выступил с инициативой «Управление активами компаний». Впервые же

формулировка «управление знаниями» прозвучала в 1986 г. в выступлении Карла Виига на конференции ООН (по [1, с. 7]). Это понятие обретает самостоятельность в результате эволюции теоретических взглядов и концептуальных представлений о знании. Содержательные компоненты представлений о знании на современном этапе истории трансформируются каждое десятилетие, вводя новый контекст технологий, информационных процессов и социальных тенденций (рис. 1).

Рис. l. Изменение представлений о знании

1960-е гг. - «Индустрия знаний».

Фриц Махлуп определил «знание» как товар и пытался измерить величину производства и распространения его в «индустрии знаний». Фредерик Тейлор в теории «Научная организация труда» сделал попытку организовать и систематизировать знания о процессе работы с целью достижения максимальной эффективности труда.

На этом этапе знания приобретают стоимостное выражение, и управленцы пытаются получить максимальную выгоду от использования знаний путем оптимизации трудовых процессов.

1970-е гг. - «Информационный век».

Дэниел Белл определил наступление «информационного века», в котором экономика производства сменяется экономикой услуг, теоретические знания, информация и технология являются главными товарами. Изобретение компьютера, позволило манипулировать огромным количеством данных, быстро перерабатывать их в значимую информацию. Использование транзистора положило начало перехода от огромных вычислительных машин к компактным персональным компьютерам, доступным большому количеству людей. В результате возросла значимость теоретических знаний, возникла профессиональная деятельность, связанная со знаниями - обработка данных, появились концепции программирования и моделирования. На смену тейлоровской «научной организации труда» пришло «организационное развитие», фокусирующее свое внимание не на процессах, а на людях.

1980-е гг. - «Третья волна».

Элвин Тоффлер показал, что информационное общество, которое пришло на смену индустриальному, это не только технология, но и социальные, культурные, моральные, политические, институциональные отношения, характеризующиеся «освобождением территорий» для социосферы информационной эпохи и экономики, основанной на знаниях [3]. Возникает особый экономический субъект - «просьюмер» - продавец и покупатель не только товаров и ресурсов, но и знаний (по [4, с. 110]).

Человеческий элемент в управлении в этот период был поставлен во главу угла. Питер Друкер ввел понятие «работники знаний» - в будущем самая обширная группа работников, которая, комбинируя информацию и технологии, создает информационные системы. Джин Лэйв и Этьен Венгер определили «сообщество практиков» - группу профессионалов, обменивающихся идеями и опытом, которая стано-

вится главным хранилищем и механизмом распространения знаний. Эдвард Деминг выступил с концепцией «всеобщего менеджмента качества», в котором знания играют ключевую роль при совершенствовании рабочих процессов [2, с. 87].

1990-е гг. - «Информационное общество».

Выявляется глобальная тенденция перехода к информационному обществу (Джон Ней-сбитт и Патрисия Абурдене), понятия «информация» и «знания» разделяются, придавая знанию «качественные» характеристики. Доказывается нелинейность структуры процесса создания знания (Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи). Динамика создания знания отражается в идеях программирования, создания сетевых систем.

Необходимость координации людей и новых технологий коммуникации требовала «реинжиниринга бизнес-процессов». Вследствие развития интернет-технологий и средств передачи данных возникают «виртуальные команды». Динамичность работы и обучения приводит к осознанию необходимости не только управления материальными активами, но и активами знаний.

Конец 1990-х - наши дни - «Управление знаниями».

Определяется экономика цифровых технологий и знаний (Дон Тапскотт), которая предполагает постоянные нововведения, обновление продукции, процессов, маркетинга. Карл-Эрик Свейби обращает внимание на необходимость оценки нематериальных активов компании, вводя понятие «интеллектуальный капитал». Томас Давенпорт и Лоренс Прусак определяют два основных показателя для измерения знания: скорость и насыщенность, говоря о том, что информация, как скоро бы она не передавалась, не станет необходимым знанием без «насыщения» ее опытом и контекстом.

Организации делают попытки «управлять знаниями» - разрабатывают сверхсложные программы обработки данных, которые не приносят ожидаемых результатов. Управление знаниями рождается на стыке технологических решений в сфере коммуникаций и межличностного общения работников организации.

Таким образом, общая тенденция эволюции теоретических представлений о знании - в возрастающей ценности их для развития всего человечества. В результате возникает необходимость управлять знаниями как наиболее значимым активом личности, организации, государства, обеспечивая возможность создания новых знаний, их обмена, эффективного применения и сохранения.

Современные ученые и практики менедж- зиции следующих исследователей: Икудзиро

мента представляют разнообразные точки зре- Нонака, Лоренса Прусака и Томаса Давенпорта,

ния на содержание и направление развития авторов различных работ по управлению зна-

деятельности по управлению знаниями. Разли- ниями. Систематизируем теоретические пред-

чия обусловлены прежде всего варьированием ставления науки о знаниях (таблица 1).

предмета изучения. Интерес представляют по-

Таблица 1

Эволюция теоретических представлений о знании

Автор Вклад в развитие представлений о знании Период

Джон Локк Определил «знание» как «восприятие согласия или несогласия двух идей»; выделил 3 типа знаний: интуитивное (возникает бессознательно), убедительное (рождается из серии логических умозаключений) и чувственное (возникает при взаимодействии органов чувств с внешней средой) 1689, «Опыт о человеческом разумении»

Фредерик Уинслоу Тейлор Разработал теорию «Научной организации труда»: научное исследование каждого отдельного вида трудового действия передача знаний через тренировку и обучение на основе научных критериев. 1911, «Научная организация труда»

Фриц Махлуп Определил «знание» как товар и пытался измерить величину производства и распространения этого товара в современной экономике. Различал 5 типов знаний: 1) практическое, 2) интеллектуальное, 3) развлекающее, 4) духовное и религиозное, 5)случайное 1962, «Производство и распространение знаний в США»

Майкл Поланьи Разработал теорию «неявного знания»: большую часть того, что мы знаем, представляется невозможным описать или выразить словесно. Поэтому передать и научиться «неявному знанию» можно только через демонстрацию и имитацию соответственно. Объединенное воедино «молчаливое знание» многих людей, рождает новые теории и идеи 1964, «Личное знание: на пути к посткритиче-ской философии»

Герберт Маршал Маклюэн Предвидел приближающиеся перемены, которые принесут возможности соединения и организации информационных сетей. Указал на огромное влияние средств массовой информации на распространение знаний. Определил «среду» как «сообщение», источник информации 1964, «Понимание средств коммуникации»

Питер Друкер Предсказывал, что главные изменения в обществе будут привнесены с развитием информации. Утверждал, что знания становятся центральным и ключевым источником, который не имеет географического месторасположения. Ввел понятие «работники знаний» - в будущем самая обширная группа работников, определяющей характеристикой которых является уровень образования 1966, «Эффективный руководитель»

Дэниел Бэлл Ввел понятие «информационное общество» - будущее, в котором экономика производства сменяется экономикой услуг, теоретические знания, информация и технология являются главными товарами. Информация более ценна, чем труд. Появление новой социальной системы, основанной на телекоммуникационных связях, будет решающим фактором, влияющим на развитие экономики 1973, «Грядущее постиндустриальное общество», «Социальные рамки информационного общества»

Элвин Тоффлер Выступил с теорией «Третьей волны» - информационного общества, которое пришло на смену индустриальному. Информационное общество - это не только технология, это также социальные, культурные, моральные, политические, институциональные отношения, характеризующие переход от «экономики грубой силы» к экономике, основанной на знаниях 1980, «Третья волна»

Окончание табл.i

Автор Вклад в развитие представлений о знании Период

Джон Нейсбитт и Патрисия Абурдене Выявили «глобальные тенденции» информационного общества: - от национальной экономики к мировой, - от принудительных технологий к высоким, - от краткосрочных периодов к долгосрочным, - от централизации к децентрализации, - от иерархии к сетевым структурам, и так далее. Разделили понятия «информация» и «знания»: бесконтрольная и неорганизованная информация перестает быть ресурсом, а становится врагом. Знание должно быть полезно и осознанно применяемо 1982, «Мегатренды»

Этьен Венгер и Джин Лэйв Утверждали, что знание развивается в социальных группах, объединенных общими интересами, а инновации рождаются при взаимодействии разных групп. Ввели понятие «сообщество практики» - группа практиков, обменивающихся идеями и опытом, которая становится главным хранилищем и механизмом распространения знаний 1991, «Сообщество практики»

Икуджиро Нона-ка и Хиротака Такеучи Разработали теорию «Спирали знания»: создание знания представляется в виде цикла из 4 процессов - социализации, экстериоризация, комбинация, интериоризация. Эти 4 механизма преобразования знания являются взаимодополняемыми и взаимозависимыми и изменяются в зависимости от контекста и последовательности 1995, «Компания - создатель знания.Зарож-дение и развитие инноваций в японских фирмах»

Карл-Эрик Свейби Ввел понятие «интеллектуальный капитал», доказывал, что существует разница между балансовой стоимостью компании и фактической, рыночной стоимостью. Эта разница и есть «интеллектуальный капитал», который нуждается в учете, оценке и развитии 1995, «Интеллектуальный капитал»

Дон Тапскотт Изучал воздействие цифровых технологий и развития глобальных сетей на экономику. Выявил 12 направлений, которые будут отличать новую экономику от старой: 1) знание - в основе всех экономических процессов; 2) цифровое, а не аналоговое (email вместо бумажной почты); 3) виртуальное (например, урны для избирательных бюллетеней, офисы); 4) работа через Интернет; 5) устранение посреднических звеньев с появлением цифровых сетей; 6) лидирующие экономические секторы - компьютерные технологии, телекоммуникации, производство программного обеспечения; 7) инновация - непрекращающийся процесс; 8) объединение производства и потребления; 9) срочность - базовый принцип работы «точно в срок»; 10) глобализации через транснациональные корпорации 1996, «Электронноцифровое общество»

Томас Давенпорт и Лоренс Прусак Выступили с теорией «Скорости и насыщенности знаний»: два основных показателя для измерения знания: скорость и насыщенность, говоря о том, что информация, как скоро бы она не передавалась, не станет необходимым знанием без «насыщения» ее опытом и контекстом. Управление знаниями рождается на стыке технологических решений в сфере коммуникаций и межличностного общения работников организации 1998, «Работающее знание»

Авторы представляют различные взгляды на предмет управления знаниями. И. Нонака анализирует динамический процесс создания организационного знания, делая упор на необходимость трансформации неформализованного знания сотрудников в формализованное организационное знание (процессная концепция управления знаниями). В центре внимания Т. Давенпорта «работники знаний» - особая

категория работников, играющая роль «локомотива» в развитии знаний в организации (личностная концепция управления знаниями). На принципиально иной ракурс исследования нацелена экологическая концепция управления знаниями (Л. Прусак), изучающая «социальный капитал» организации - разнообразные межличностные связи, общие ценности и модели поведения, отношения доверия и взаимопо-

нимания, которые объединяют людей и формируют условия для сотрудничества, создания и распространения знания в организации.

Обобщая результаты сравнения, отметим, что рассмотренные концепции управления знаниями взаимосвязаны (рис. 2).

Процессная концепция Как?

Личностная концепция Кто?

Экологическая концепция Где?

Рис. 2. Взаимосвязь концепций управления знаниями

Экологическая концепция, изучающая организационную среду, необходимую для эффективного создания и обмена знаниями, призвана ответить на вопрос «где проще всего создавать и распространять знания?». Личностная концепция отвечает на вопрос «кто участвует в процессах управления знаниями?», концентрируясь непосредственно на работниках организации. Вопрос, решаемый в рамках процессной концепции, - «как создаются и распро-

страняются знания, какие технологии позволяют облегчить и ускорить эти процессы?».

Под влиянием современных процессов, сталкиваясь с новыми проблемами и вызовами со стороны конкурентов, организации находят источник роста конкурентоспособности в развитии собственного интеллектуального и технологического потенциала, эффективном управлении знаниями, ставя перед собой иные задачи, которые можно систематизировать в виде таблицы 2.

Таблица 2

Задачи управления знаниями в современных условиях

Концепция управления знаниями Задачи

Процессная Обеспечить перевод опыта, навыков сотрудников в «формализованные» организационные знания; ускорить обучение новых сотрудников, быстро и с минимальными затратами вводить их в рабочий процесс; разработать эффективные технологии обмена знаниями; обеспечить передачу «скрытых» знаний о системах управления, нормах, ценностях в организациях

Экологическая Создать необходимую атмосферу для наиболее эффективного генерирования, обмена и сохранения знаний; развить в работниках желание передавать и получать знания; инициировать и управлять развитием наиболее значимых для организации знаний; создать условия для установления контакта между новыми и опытными работниками, укрепления связей между ними; обеспечить аккумулирование и хранение имеющихся знаний; сохранить опыт сотрудников в случае их увольнения; создать условия для максимально быстрого поиска необходимых организационных знаний для ускорения решения проблем, возникающих у клиентов

Личностная Интегрировать уникальный опыт работников с различной подготовкой, подходами к решению проблем; обеспечить быстрый и качественный обмен знаниями; наиболее эффективно использовать всех сотрудников организации для создания и распространения знания; облегчить межфункциональное сотрудничество, обмен знаниями между отделами; создать условия для интеграции сотрудников при реструктуризации, объединении двух компаний, перестройке рабочих процессов

В целом современные ученые и практики менеджмента представляют различные точки зрения на содержание и направление развития деятельности по управлению знаниями. Выделяются три концепции, в рамках которых проводятся исследования: процессная, личностная и экологическая, каждая из которых имеет уникальный предмет и методологию.

Общая тенденция развития теоретических представлений о знании - в возрастающей ценности их для развития человечества, вследствие которой возникает необходимость управлять знаниями как наиболее значимым активом.

for Business Value: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 248 с.

2. Скибицкий М.М. Инновации правят экономикой (на заметку аспирантам) // Вестник Финансовой Академии. - 2007. - № 4 (44). -С.87-93.

3. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2002. -URL: http//www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/g 18/ toff.html.

4. Ченцова М.В. Основные черты экономики знаний: теоретический аспект // Вестник Финансовой Академии. - 2007. - № 3 (43). -С.105-112.

1. Лессер Э., Прусак Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.