Научная статья на тему 'Knowledge management как технология управления наукоемким предприятием'

Knowledge management как технология управления наукоемким предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KNOWLEDGEMANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / НАУКОЕМКИ ОТРОСЛИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / INNOVATION / TECHNOLOGY / KNOWLEDGE-INTENSIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А.

Отражены основные принципы работы нового раздела менеджмента. Дано определение knowledgemanagement. Приведены порядок и система формирования принципиально новой технологии на наукоемких предприятиях. Сделан общий вывод о стратегическом применении данной концепции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGEMANAGEMENT AS A MANAGEMENT TECHNOLOGY KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE

The basic principles of the new partition management.There is definition of knowledgemanagement. Given the order and systems of formation of fundamentally new technologies on knowledge-based enterprises.Common conclusion about strategic use of this concept in Russia was formulated.

Текст научной работы на тему «Knowledge management как технология управления наукоемким предприятием»

Секция

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ»

УДК: 658.5.001.76

KNOWLEDGE MANAGEMENT КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЕМКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

А. А. Адаменко Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:Lina56-65@mail.ru

Отражены основные принципы работы нового раздела менеджмента. Дано определение knowledgemanagement. Приведены порядок и система формирования принципиально новой технологии на наукоемких предприятиях. Сделан общий вывод о стратегическом применении данной концепции в России.

Ключевые слова: knowledgemanagement, управление знаниями, инновации, технологии, наукоемки отросли.

KNOWLEDGEMANAGEMENT AS A MANAGEMENT TECHNOLOGY KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE

A. A. Adamenko Scientific Supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Lina56-65@mail.ru

The basic principles of the new partition management.There is definition of knowledgemanagement. Given the order and systems of formation of fundamentally new technologies on knowledge-based enterprises.Common conclusion about strategic use of this concept in Russia was formulated.

Keywords: knowledge management, knowledge management, innovation, technology, knowledgeintensive industry.

Современный этап развития национальной экономики, глобализация и тенденции научно-технического развития на международном уровне определили необходимость новых технологий и инструментов управления организацией для отечественных компаний. Развитие информационно-коммуникационных технологий и гуманизация современного менеджмента привели к появлению принципиально нового раздела управленческих дисциплин - управление знаниями. Большинство компаний сталкиваются с таким родом проблемами как постоянно меняющиеся потребности потребителей, снижению жизненного цикла товаров и услуг, неиспользованию накопленных знаний и применению уже известных технологий. Наукоемким предприятиям особенно тяжело адаптироваться под быстро меняющийся рынок, аккумулировать все свои капиталовложения и приспособить производство под изготовление востребованной продукции. В связи с этим, значимую роль приобретает концепция knowledge management, которая позволит наукоемким

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

отраслям быстро адаптировать свое производство, за счет правильного и эффективного применения уже накопленных знаний (о технологиях, изобретениях и научных решениях).

Управление знаниями (англ. knowledge management) - современная концепция менеджмента и управленческая технология, посвященнаяпроцессу генерации, распределению, накоплению и обмену знаний, которые в дальнейшем преобразуются в единый систематизированный комплекс, посредством которого компания достигает стратегических целей. Знания несут в себе самостоятельную ценность, которая в дальнейшем будет сопровождаться мультипликативным эффектом по отношению к другим ресурсам организации.

Под наукоемким предприятием понимается промышленное производство, в большей степени занимающееся не просто изготовлением и выпуском продукции, а опытно-конструкторскими работами, теоретическими исследованиями, моделированием, на которые приходится более 60% всех затрат. Следует отметить, что наукоемкие производства являются неотъемлемой частью эффективной экономики, способной конкурировать на международной арене [2].

Все чаще российские наукоемкие предприятия сталкиваются с проблемой формализации документов, стремительно растущем уровне конкуренции и сокращению жизненного цикла продуктов, что в итоге повлечет за собой потерю гибкости и адаптации компании как к внешним, так и внутренним условиям.

В зарубежной практике существует относительно новая парадигма, которая систематизирует в себе совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию и конечном преобразовании и обмену знаниями для повышения конкурентоспособности компании посредством интегрального подхода.Все это помогает организации достичь высоких показателей в экономическом и финансовом планах,а также создать единую систему с синергической связью технологических, инновационных и управленческих принципов [5]. Также стоит отметить, что благодаря управлению знаниями организация нивелирует тран-сакционные издержки.

Многие зарубежные ученые внесли огромный вклад в развитие данной концепции. Питер Друкерподчеркивал актуальность проблемы управления знаниями и говорил, что: "Большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности - не могут быть использованы для того, чтобы отличить, один бизнес от другого по своей глубинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества - это используемые в нем специфические производственные и управленческие зна-ния"[1].

В настоящее время, можно отметить, что проблемами российских организаций является отсутствие систематизированного комплекса накопленных знаний и структурированных данных о работе предприятия. Управления знаниями могут успешно реализовать комплекс задач по стратегическому планированию, более четкому анализу принимаемых мер, внедрению инноваций и технологий. Но стоит отметить, что организация должна быть подготовлена к данной концепции, то есть корпоративная культура должна способствовать обмену знаниями и опытом между сотрудниками, которое ведет к потенциальному росту на всех уровнях производственной деятельности. Следовательно, одной из главных задач системы управления знаниями является выявление и применения неявных знаний персонала, комбинирование их с явными знаниями и дальнейшее использование на всех этапах производства. В итоге, управление знаниями особенно актуально применять в наукоемких отраслях, что в свою очередь приведет к повышению производительности предприятия и качеству выпускаемой продукции. Проблемами взаимодействия явных и неявных знаний занимались Икуджиро Нонака и Такеучи Хиротака, предложившие модель "спираль знаний". Суть спирали знаний заключается в непрерывности трансформации знаний различными способами, за счет которой мы получаем абсолютно новую идею, позволяющую расширять инновационные процессы и решать актуальные для производства проблемы.

На практике можно увидеть, что данной парадигмой в России активно пользуются государственные учреждения, такие как: МВД, ФСБ, Центробанк, ФАПСИ, а также крупные корпорации, например, ЛУКОЙЛ. Они все постоянно сталкиваются с большим объемом данных и документов, которые требуют обработки, структурирования и хранения, из-за чего применяются следующие методы управления знаниями - базы данных и разветвленная система документо-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

оборота [3]. В масштабе государства, данная концепция требует достаточно большое количество материальных затрат и человеческих ресурсов, но реализация ее в масштабе производства позволит получить интегрированную систему знаний.

Введение системы управления знаниями в наукоемкие отрасли поможет решить ряд проблем, связанных с данными и способом их обработки, структурирования и хранения; эффективного обмена опытом между работниками; более четкого контроля над изготовлением продукции на всех этапах производства за счет быстрого доступа к необходимым знаниям и повышению потенциала компании [4]. Уже сейчас отечественные компании используют корпоративные порталы, как единую систему доступа к интересующим данным, а также сформированные информационные сети, способствующие обмену информацией [6].

В заключении хотелось бы отметить, что концепция управления знаниями в России находится в состоянии развития, но уже сейчас можно увидеть некоторые ее элементы. С внедрением "knowledgemanagement" как технологии управления на наукоемких предприятиях, можно будет наблюдать значительное повышение эффективности производства, выпуска более качественного товара и, как следствие, повышение общего потенциала предприятия.

Таким образом, с точки зрения управления знаниями, предприятие выступает в качестве аккумулятора данных и опыта воедино, интегрируя и используя знания как основной актив организации. Используя данную концепцию можно продуктивно решать изобретательские задачи за счет систематизированных знаний о технологиях, изделиях и научных решениях производственных проблем и реализовать завершающую фазу инновационного процесса в системе управления наукоемкого предприятия.

Библиографические ссылки

1. Питер Друкер. Задачи менеджмента в 21-ом веке. - М.: Вильямс, 2016, с.25.

2. МаннаповА. Система управления инновационной деятельностью в организации / А. Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 98-104.

3. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М: Инфра-М, 2013, с.130.

4. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знаний. - М: Олимп-Бизнес, 2014, с.26.

5. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике: доклад. М.: Ин-тэкономикиРАН , 2008.

6. Сумина Е. В. «Innovate regionaldevelopment: needs of diversified economic growth of Siberia under the conditions of reindustrialization» [текст] / Е.В. Сумина, Д. В. Зябликов // Вестник СибГАУ, Том 16, N 2, 2015 г., С. 515-523. - 0, 5 п. л.

© Адаменко А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.