Государственные научные центры
Эволюция и актуальные проблемы правового статуса государственных научных центров Российской Федерации1
И.А. Монахов
Государственный сектор научных исследований в России неизменно оставался локомотивом инновационного развития страны. За период с 2007 по 2012 г. средний уровень расходов государства в валовых расходах на НИОКР в России составил 0,75% от ВВП, реального сектора экономики — 0,31% от ВВП, при этом доля государства в валовых расходах на НИОКР за указанный период составила 66,5%, предприятий — 27,5% (для сравнения: в странах ЕС соотношение расходов государства на НИОКР и предприятий по вышеуказанным показателям за 2007-2011 гг. составило 0,65% к 1% от ВВП и 34,7% к 54% соответственно, в США — 0,85% к 1,67% от ВВП и 31% к 61% соответственно)1 2. С учетом кризисных явлений в российской экономике можно утверждать, что данная тенденция сохранилась.
На решение задач по проведению фундаментальных и прикладных исследований в интересах страны ориентированы созданные в начале 1990-х гг. государственные научные центры (ГНЦ). Их формирование во многом было обусловлено экономическим кризисом начала 90-х гг. прошлого столетия. Наиболее существенное влияние на развитие организаций отраслевой науки в России в указанный период оказывали следующие факторы:
- резкое сокращение государственного заказа на исследования, в том числе для организаций оборонно-промышленного комплекса3;
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов4;
1 Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России высшим учебным заведениям в части проведения научно-методических работ по проекту № 3241 «Аналитическое обеспечение мониторинга результатов деятельности государственных научных центров Российской Федерации и научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации».
2 Рассчитано по: Main Science and Technology Indicators. 2014. Issue 1. Paris, France: Organisation for Economic Co-operation and Development, 2014. P. 30-33.
3 Каблов Е.Н. О работе в статусе ГНЦ // http://agnc.ru/index.php?id=4843&t=2 (дата обращения: 18.03.2015).
4 Попова И.П., Горская И.В. Ассоциация государственных научных центров: опыт самоорганизации отраслевой науки // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 142.
98
Выпуск 3 2015
ИА. Монахов
- сокращение численности сотрудников отраслевых институтов (почти в два раза)5.
По мнению экспертов, благодаря принятым в 1990-е гг. органами государственной власти мерам в основном была решена задача сохранения ведущих отраслевых институтов, получивших статус ГНЦ РФ6. Однако с 2005 г. целевое бюджетное финансирование исследований и разработок, выполняемых ими, было прекращено в связи с изменением структуры федерального бюджета, что придало дополнительный импульс дискуссии о направлениях развития статуса ГНЦ7. Поэтому цель настоящей статьи — на основе анализа действующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ГНЦ и других научных центров с закрепленным государственным статусом, проследить эволюцию правового статуса ГНЦ и дать рекомендации по его изменению, исходя из современных условий развития законодательства.
Правовой статус ГНЦ: развитие законодательной базы
Нормативной основой формирования ГНЦ РФ послужили Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» и Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. № 1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации».
В соответствии с указанными нормативными документами государство в лице федеральных органов исполнительной власти брало на себя обязательство по целевому финансированию программ, выполняемых ГНЦ РФ, приоритетному выделению им централизованных капитальных вложений отдельной строкой и др. Однако на сегодняшний день за ГНЦ РФ на федеральном уровне сохранилась льгота по освобождению от налога на имущество.
С момента разработки и утверждения нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы правового статуса государственного научного центра, до настоящего времени количество организаций, включенных в перечень ГНЦ РФ, менялось. Так, в результате правового оформления решения о присвоении статуса ГНЦ РФ научным организациям и вузам на основе Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 797-р статус ГНЦ РФ утратили 11 научных организаций, которым он был присвоен на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 1769-р [Государственный научный центр прикладной микробиологии (пос. Оболенск, Серпуховский район Московской области); Акустический институт
5 Фролкин П.П. Реформирование отечественной высшей школы во второй половине 19801990-х гг.: дис. ... докт. ист. наук: 07.00.02. Саратов, 2001 // http://www.dslib.net/istoria-otechestva/ reformirovanie-otechestvennoj-vysshej-shkoly-vo-vtoroj-polovine-1980-h-1990-h-gg.html (дата обращения: 18.03.2015).
6 Каблов Е.Н. Указ. соч.
7 Унтура Г.А. Государственные научные центры в инновационной системе Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2011. № 1. С. 122-127.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
99
Государственные научные центры
имени академика Н.Н. Андреева (г. Москва); Всероссийский научный центр «Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова» (г. Санкт-Петербург); Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур (пос. Стрелецкий, Орловская область); Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов «Гинцветмет» (г. Москва); Ордена Трудового Красного Знамени Комплексный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии «НИИ ВОДГЕО» (г. Москва); Научно-исследовательский центр «Строительство» (г. Москва); Научно-исследовательский институт физических проблем имени Ф.В. Лукина (г. Москва); Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения (г. Москва); Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов (г. Санкт-Петербург); Уральский институт металлов (г. Екатеринбург)].
Утрата статуса ГНЦ РФ повлекла за собой увеличение налоговой нагрузки на вышеперечисленные организации, поскольку утратили силу основания для предоставления льготы по освобождению от налога на имущество. Тем не менее ряд организаций сохранили в настоящее время некоторые преференции. Так, например, четыре организации включены в реестр организаций обороннопромышленного комплекса на основании Приказа Минпромторга России № 758 от 22 апреля 2014 г.: Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева (г. Москва), Всероссийский научный центр «Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова» (г. Санкт-Петербург), НИИ физических проблем имени Ф.В. Лукина (г. Москва) и Государственный НИИ биологического приборостроения. При этом НИИ физических проблем имени Ф.В. Лукина одновременно включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ на основании Указа Президента РФ «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 5 февраля 2015 г.). Таким образом, при выполнении государственного оборонного заказа на данные организации распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения» на основании приказа Федерального медико-биологического агентства от 12 января 2012 г. № 2 по итогам оценки результативности деятельности научных организаций было отнесено к категории научных организаций-лидеров.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 1514-р Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии был отнесен к ведению Роспотребнадзора. При этом на содержание учреждения предусматривалось выделение ассигнований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности учреждений, подведомственных Роспотребнадзору.
Следует отметить, что несмотря на утрату статуса ГНЦ РФ две организации сохранили в своем названии или на официальном сайте обозначение «государственный научный центр» — ФГНУ «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» и ОАО «НИИ ВОДГЕО». Это
100
Выпуск 3 2015
ИА. Монахов
может свидетельствовать о том, что статус ГНЦ помимо льгот способствует формированию у потенциальных клиентов имиджа организации как надежного партнера, а следовательно, обеспечивает конкурентные преимущества при заключении соглашений и хозяйственных договоров с предприятиями реального сектора экономики.
Более того, научно-исследовательский центр «Строительство», выступающий координатором технологической платформы «Строительство и архитектура», предпринимает попытки вернуть статус ГНЦ (соответствующий проект Постановления Правительства РФ «О присвоении статуса государственного научного центра Российской Федерации открытому акционерному обществу “Научно-исследовательский центр “Строительство”» был подготовлен в сентябре 2014 г. Минобрнауки России).
ОАО «Уральский институт металлов» (г. Екатеринбург) в 2012 г. принимало участие в реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 гг.». В 2013 г. организация также проводила исследования и разработки за счет федерального бюджета в качестве соисполнителя института ФГУП «ИМГРЭ». Однако основным источником финансирования деятельности института в 2013 г. стали средства российских предприятий и организаций (около 90%), при этом доля федерального бюджета составила около 10%8.
Таким образом, большинство организаций, утративших статус ГНЦ РФ, лишившись ряда льгот и преференций, тем не менее не утратили государственной поддержки в той или иной ее форме. Треть из них была отнесена к категории организаций ОПК и включена в состав концернов, государственной корпорации «Ростех», акционерного общества с государственным участием ОАО «Концерн «Моринформсистема АГАТ». Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии был переведен на прямое бюджетное финансирование. В то же время ОАО «Уральский институт металлов» практически полностью перешло на работу за счет хозяйственных договоров с предприятиями и организациями.
Отдельного внимания заслуживает НИЦ «Курчатовский институт», который, будучи организацией в статусе ГНЦ РФ, в 2010 г. на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ получил статус национального исследовательского центра. Согласно закону, финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных программой совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра, осуществляется в том числе за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Так, например, в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» на 20132020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301, предусматривается представление субсидий НИЦ «Курчатовский институт» на 2015-2016 гг. в размере свыше 6 млрд руб. на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.
8 Годовой отчет открытого акционерного общества «Уральский институт металлов» за 2013 г. http:// www.uim-stavan.ru/media/file/Godovoj-otchet-2014-g---za-2013-g--.pdf (дата обращения: 19.03.2015).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
101
Государственные научные центры
Научные центры
с закрепленным государственным статусом
Кроме статуса ГНЦ организациям, осуществляющим научную деятельность, по решению Правительства Российской Федерации присваивались другие близкие по значению статусы.
Следует отметить, что законодательное оформление статуса ГНЦ и нормативно-правовое обеспечение их работы сопровождалось процессом нормотворческой деятельности по утверждению статуса федерального научно-производственного центра (ФНПЦ). В рамках Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 983 «О федеральных научно-производственных центрах» статус ФНПЦ мог присваиваться отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, которые выполняли государственный оборонный заказ и являлись основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним. При этом статус означал отнесение ФНЦП к объектам, пользующимся особой государственной поддержкой (аналогичная норма содержится в Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» применительно к ГНЦ). Однако как получатели льготы по освобождению от налога на имущество в п. 15 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации ФНЦП не были указаны, что стало основанием для проведения судебных разбирательств. Как показала судебная практика, принимаемые высшими судебными инстанциями решения выносились в пользу ФНЦП9. Таким образом, в правоприменительной практике, с точки зрения льготы по освобождению от налога на имущество статус ФНЦП до 2014 г. был приравнен к статусу ГНЦ РФ. Однако в письме Федеральной налоговой службы Минфина России от 14 апреля 2014 г. № БС-4-11/7106 устанавливалось, что основанием для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций является наличие документов, подтверждающих статус государственного научного центра Российской Федерации.
На сегодняшний день две организации являются федеральными центрами науки и высоких технологий. Кроме того, за последние годы в соответствии с федеральными законами созданы два национальных исследовательских центра — «Курчатовский институт» и «Институт имени Н.Е. Жуковского». Такие центры призваны обеспечить опережающее научно-технологическое развитие и ускоренное внедрение в производство научных разработок, проведение полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Особым статусом на основании действующего законодательства обладает Инновационный центр «Сколково», резиденты которого пользуются обширным перечнем налоговых льгот (табл. 1).
9 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123534 (дата обращения: 19.03.2015).
102
Выпуск 3 2015
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1 03
Правовой статус центров развития науки и инноваций
Таблица 1
Критерии сравнения Государственный научный центр Федеральный научно-произ- водственный центр Федеральный центр науки и высоких технологий Национальный исследовательский центр Инновационный центр «Сколково»
Правоус- танавли- вающий документ Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 25 декабря 1993 г. № 1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 983 «О федеральных научно-производственных центрах» Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт"» Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 326-ФЗ «О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е. Жуковского”» (не вступил в силу) Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"». Законодательство Российской Федерации не содержит норм, определяющих формирование аналогичных центров на ее территории
Цели создания - создание благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня; развитие научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований; подготовка высококвалифицированных научных кадров реализация реформы оборонной промышленности, направленной наконцентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала - обеспечение условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI веке на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики - формирование технологической базы инновационной экономики; -обеспечение научно-технологического прорыва в области реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; -создание правовых и организационных основ деятельности новых научных инновационных структур развитие исследований, разработок и коммерциализации их результатов по следующим направлениям: 1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры); 4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств; 5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение
104 Выпуск 3 2015
Продолжение табл. 1
Критерии сравнения Государственный научный центр Федеральный научно-произ- водственный центр Федеральный центр науки и высоких технологий Национальный исследовательский центр Инновационный центр «Сколково»
Условия присвое- ния - принадлежность к научным организациям и образовательным учреждениям высшего образования; наличие уникального опытно-экспериментального оборудования; наличие высококвалифицированных кадров, результаты научных исследований которых получили международное признание -организационно-правовая форма предприятия — ФГУП или АО, акции которого находятся в федеральной собственности; принадлежность к оборонной, ракетно-космической и атомной отраслям промышленности; - вид деятельности — разработка, изготовление, испытания, ремонт и утилизация важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих изделий к ним в соответствии с государственным оборонным заказом - принадлежность к научным организациям; вид деятельности — научно-технологическое -обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий в Российской Федерации; наличие опыта по кооперации с организациями промышленности, финансово-кредитными структурами, образовательными организациями высшего образования, введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, в том числе их использованию в промышленном производстве, подготовке и дополнительному профессиональному образованию высококвалифицированных научных и инженерных кадров, сертификации товаров, работ и услуг - предложение Правительства Российской Федерации При рассмотрении вопроса о включении юридического лица в реестр участников проекта учитывается одновременное соблюдение следующих условий: - юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации; - наличие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории Центра (с 1 января 2016 г.); - учредительными документами юридического лица допускается осуществление им исключительно исследовательской деятельности в соответствии Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»; - юридическое лицо принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» и соблюдать правила проекта
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1 05
Продолжение табл. 1
Критерии сравнения Государственный научный центр Федеральный научно-произ- водственный центр Федеральный центр науки и высоких технологий Национальный исследовательский центр Инновационный центр «Сколково»
Льготы и преференции - освобождение от налога на имущество (п. 15, ст. 381 НК РФ); освобождение от уплаты земельного налога или снижение ставки земельного налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (в Москве и Санкт-Петербурге); - государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа (п. 6, ст.12 федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном оборонном заказе»; право на проведение реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем поэтапного ее погашения (Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. № 995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов»); государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа (п. 6, ст.12 федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном оборонном заказе»; - право на проведение реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем поэтапного ее погашения (Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. № 995) - финансирование производства наукоемкой продукции и технологий за счет средств федерального бюджета, предусмотренных МЧС России (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 № 1858-р, п. 3. Положения о государственном обеспечении деятельности Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в качестве федерального центра науки и высоких технологий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 № 619 «О присвоении Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций статуса федерального центра науки и высоких технологий»; О присвоении Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных предоставление из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение: а) выплаты стипендий аспирантам; б) модернизации и переоснащения экспериментальных установок и стендов ядерно-физи-ческого комплекса центра; в) поддержки и развития уникальных научных установок; г) поддержки и развития центров коллективного пользования научным оборудованием; д) предоставления физическим и юридическим лицам грантов на проведение научных исследований (Постановления Правительства РФ от 23.05.2013 № 434 (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"»). - освобождение от налога на прибыль организаций (ст. 246.1 НК РФ) на 10 лет при соблюдении определенных условий; - освобождение от налога на имущество (пп.20 ст. 381 НК РФ); освобождение от уплаты НДС на 10 лет при соблюдении определенных условий (ст. 145.1 НК РФ); - пониженный (до 14%) тариф страховых взносов сроком на 10 лет (ст. 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»); - льготный порядок привлечения на работу иностранных граждан (пп.2, п.1, ст.13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»); - услуги таможенного брокера (представителя) в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для осуществления исследовательской деятельности (ст. 11 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»); - упрощенная система выдачи земельных участков, строительства (ст. 5 федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»)
106 Выпуск 3 2015
Продолжение табл. 1
Критерии сравнения Государственный научный центр Федеральный научно-произ- водственный центр Федеральный центр науки и высоких технологий Национальный исследовательский центр Инновационный центр «Сколково»
- право на дополнительное материальное стимулирование за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в форме стипендий (Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1380 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»); - право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на переданных для этой цели в безвозмездное срочное пользование или аренду земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 г. № 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства” в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса») - право на дополнительное материальное стимулирование за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения,военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в форме стипендий (Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1380); - освобождение от налога на имущество (исключительно в правоприменительной практике до 2014 г.). ситуаций статуса федерального центра науки и высоких технологий»); - включение мероприятий по развитию экспериментальной и научнообразовательной базы федерального центра в федеральную адресную инвестиционную программу (п.З. Положения...)
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1 07
Окончание табл. 1
Критерии сравнения Государственный научный центр Федеральный научно-произ- водственный центр Федеральный центр науки и высоких технологий Национальный исследовательский центр Инновационный центр «Сколково»
Количес- тво 48 (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 797-р) 15 (Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 659-р «О сохранении статуса федерального научно-производственного центра за организациями оборонно-промышленного комплекса») 2 (Постановление Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 619 «О присвоении Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций статуса федерального центра науки и высоких технологий» Распоряжение Правительства РФ от 09.10.2007 № 1372-р«0 присвоении федеральному государственному унитарному предприятию "Специальное научно-производственное объединение "Элерон" статуса федерального центра науки и высоких технологий» К+1) 1 Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»
Органи- зационно- правовая форма ФГУП - 22, акционерные общества - 14, учреждения - 12 акционерные общества - 12, казенные предприятия - 2, ФГУП - 1 Учреждения - 1 ФГУП - 1 Учреждения - 2
Принадлежность к организациям, входящих в перечень ОПК включены в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса - 28 Все включены в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса) включен в реестр организаций обороннопромышленного комплекса (Специальное научно-производственное объединение «Элерон») - 1
Государственные научные центры
Таким образом, наиболее привилегированным положением в части налоговых льгот и преференций пользуется инновационный центр «Сколково», резиденты которого освобождены от многих налоговых обременений.
С точки зрения налоговых льгот и иных преференций указанные центры можно объединить в две группы: в первую группу входят ГНЦ и ФНПЦ (до 2014 г. статус ФНЦП в части предоставления льготы на налог на имущество организации в правоприменительной практике приравнивался к ГНЦ), а также ФЦНВТ и НИЦ (обеспечение отдельных направлений деятельности двух центров — ФЦНВТ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» и НИЦ «Курчатовский институт» осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета или за счет включения в федеральную адресную инвестиционную программу).
Анализ организационно-правовых форм всех указанных центров,позволяет проследить общую закономерность (за исключением «Сколково»), которая заключается в постепенном увеличении удельного веса акционерных обществ среди ФГУПов. При этом общее количество центров ГНЦ намного опережает количество ФНЦП, ФЦНВТ и НИЦ.
Основные проблемы развития ГНЦ в современных условиях:
взгляд изнутри
По итогам 2014 г. ГНЦ РФ предоставили отчетные материалы о выполнении программ реализации функций ГНЦ. При этом 60% от общего количества ГНЦ, предоставивших содержательный отчет (45 из 48 ГНЦ), указали на наличие тех или иных проблем, с которыми они сталкивались при реализации программ, в том числе:
1) комплекс финансовых проблем, вызванных:
- отсутствием государственной поддержки финансирования деятельности ГНЦ (11 ГНЦ — 24% от числа ГНЦ, предоставивших сведения, или 41% от числа ГНЦ, указавших на наличие проблем);
- отсутствием интереса со стороны предприятий реального сектора экономики к проводимым исследованиям и продукции ГНЦ (5 ГНЦ — 11 % от числа ГНЦ, предоставивших сведения, или 19% от числа ГНЦ, указавших на наличие проблем);
- трудностями в привлечении бюджетного финансирования, связанными с несовершенством механизмов конкурсной процедуры отбора и предоставления отчетности (3 ГНЦ);
- задержками поступления денежных средств (2 ГНЦ);
- усилением конкуренции со стороны западных компаний (2 ГНЦ);
- секвестированием финансирования действующих федеральных целевых программ (2 ГНЦ);
- налоговыми обременениями (2 ГНЦ);
- дополнительными расходами на поддержание устаревшей материальнотехнической базы и переподготовку кадров (2 ГНЦ);
- отсутствием государственного заказа на услуги и продукцию центра (1 ГНЦ);
108
Выпуск 3 2015
ИА. Монахов
- завершением проектов, выполняемых в рамках федеральных целевых программ (1 ГНЦ);
2) проблемы, связанные с состоянием основных фондов:
- износ основных фондов, инженерных систем, недостаточный уровень и темпы их обновления (7 ГНЦ — 16% от числа ГНЦ, предоставивших сведения, или 26% от числа ГНЦ, указавших на наличие проблем);
- отсутствие необходимого опытно-экспериментального и уникального научного оборудования для решения исследовательских задач (3 ГНЦ);
- отсутствие опытно-промышленной базы для промышленного внедрения разработок (1 ГНЦ);
3) кадровые проблемы, вызванные:
- кадровым «голодом» (3 ГНЦ);
- отсутствием мер социальной поддержки молодых исследователей, прежде всего по обеспечению их жильем (3 ГНЦ);
- «старением» кадров (2 ГНЦ);
- текучестью кадров вследствие неконкурентоспособной заработной платы (2 ГНЦ);
4) проблемы, связанные с функциональной деятельностью ГНЦ:
- несовершенство нормативно-правовой базы в области деятельности организации (6 ГНЦ — 13% от числа ГНЦ, предоставивших сведения, или 22% от числа ГНЦ, указавших на наличие проблем);
- отсутствие объектов инновационной инфраструктуры по внедрению исследований и разработок (2 ГНЦ);
- отсутствие средств для обеспечения доступа к реферативной и наукометрической электронной базе данных Web of Science (2 ГНЦ);
- риски, вызванные раскрытием сведений, составляющих секреты производства, в связи с необходимостью повышения публикационной активности и размещением диссертаций в сети Интернет (2 ГНЦ);
- ограничение возможностей достаточного участия в конгрессно-выста-вочной деятельности (1 ГНЦ);
- слабое межотраслевое взаимодействие (1 ГНЦ);
- сложность лицензирования и аккредитации образовательных программ в аспирантуре ГНЦ (1 ГНЦ).
Рейтинг проблем, с которыми сталкивались ГНЦ при реализации своих функций, возглавили — отсутствие целевого государственного финансирования исследований и разработок, выполняемых ГНЦ, износ основных фондов и несовершенство нормативно-правовой базы.
Заключение
Таким образом, учитывая, с одной стороны, необходимость пересмотра действующего статуса ГНЦ с учетом предложений руководства данных организаций, с другой стороны — ограничения, наложенные бюджетным законодательством на развитие механизма прямого бюджетного финансирования деятельности ГНЦ РФ, в том числе в силу их различной ведомственной принадлежности, предлагается расширить практику присвоения ГНЦ статуса на-
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
109
Государственные научные центры
ционального исследовательского центра на основании имеющегося научного и инновационного потенциала организации и эффективности реализации программ деятельности ГНЦ.
В качестве мер государственной поддержки ряда ГНЦ можно также рассматривать право на создание в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ хозяйственных обществ, которым наделяются бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности. К числу бюджетных учреждений науки относятся ФГБУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии “Вектор”», Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт растиниеводства имени Н.И. Вавилова РАСХН и др. Создание МИПов при научных и образовательных учреждениях призвано повысить мотивацию ученых к проведению прикладных исследований, ориентированных на текущие и перспективные потребности рынка, а также обеспечить увеличение доходов исследователей.
Малые инновационные предприятия, созданные на базе вузов и научных учреждений, обладают определенными льготами и преференциями:
- возможность применять упрощенную систему налогообложения, что позволяет им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета;
- право на аренду помещения на территории учредителя без проведения последним конкурсов и аукционов (Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 № 677);
- пониженные страховые тарифы по уплате взносов в обязательные внебюджетные фонды (с 34% до 14% с соответствии с Федеральным законом № 272-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”» и статьей 33 Федерального закона от 16 ноября 2010 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
На сегодняшний день ФГУПы (такой организационно-правовой формой обладают 22 из 48 ГНЦ) также имеют право на создание с согласия учредителя малых инновационных предприятий. Однако вышеперечисленные льготы на них не распространяются. В этой связи предлагается внести изменения в действующую нормативно-правовую базу, в частности в п. 3.1. ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О науке и государственной научно-технической политике», и расширить перечень организаций - учредителей малых инновационных предприятий за счет ФГУПов.
В качестве перспективных мер поддержки ГНЦ РФ можно рассматривать использование практики поддержки деятельности ведущих вузов с целью их вхождения в мировые рейтинги в рамках Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (ред. от 26.12.2014) «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».
110
Выпуск 3 2015
ИА. Монахов
Научные организации включены в рейтинг Scimago Institution rankings, расчет которого производится на основе данных Scopus. Вебометрические показатели (количество страниц, выявленных Google, Yahoo , Live Search и Exalead, общее количество уникальных внешних ссылок на сайт на основании анализа данных вышеперечисленных поисковых сервисов и др.) учитываются при составлении The Ranking Web of World Research Centers. На сегодняшний день ГНЦ как научные учреждения не представлены в мировых рейтингах научных организаций.
В рамках объявленного в 2014 г. Государственной публичной научно-технической библиотекой России при поддержке Министерства образования и науки РФ открытого конкурса на право получения лицензионного доступа к библиографической и реферативной базе данных — Scopus победителями были объявлены 19 организаций — вузы, НИИ из числа участников федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»10. Однако в это число не входили ГНЦ РФ. В этой связи в качестве первоочередных мер поддержки ГНЦ РФ для обеспечения вхождения в рейтинги ведущих научных организаций следует считать выделение бюджетных средств для подключения доступа ГНЦ к реферативным и наукометрическим электронным базам данных Scopus и Web of Science.
С учетом обозначенных в стратегических документах и других нормативно-правовых актах задач по ускоренному инновационному развитию с целью усиления прикладного характера проводимых в ГНЦ исследований, а также поддержки научных коллективов предполагается использовать практику субсидирования программ развития инновационной инфраструктуры ГНЦ, которая была апробирована на вузах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
Кроме того, предлагается в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая предусматривает стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе российских вузов и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (подпрограмма 19 «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна»), разработать научно-методические рекомендации с целью проведения открытого конкурса среди ГНЦ на создание инжиниринговых центров. Аналогичный конкурс на предоставление государственной поддержки пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, был объявлен Миноборнауки России совместно с Минпромторгом России в июле 2014 г.
Приведенные льготы и преференции могут быть использованы как стимулирующие факторы развития ГНЦ РФ.
10 Подведены итоги дополнительного открытого конкурса на право получения лицензионного доступа к библиографической и реферативной базе данных - Scopus // http://konkurs.vlibrary.ru (дата обращения: 19.03.2015).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
111
Государственные научные центры
Список используемых источников
1. Годовой отчет открытого акционерного общества «Уральский институт металлов» за 2013 год // http://www.uim-stavan.ru/media/file/Godovoj-otchet-2014-g---za-2013-g--.pdf (дата обращения: 19.03.2015).
2. Каблов Е.Н. О работе в статусе ГНЦ // http://agnc.ru/index.php?id=4843&t=2 (дата обращения: 18.03.2015).
3. Попова И.П., Горская И.В. Ассоциация государственных научных центров: опыт самоорганизации отраслевой науки // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4.
4. Фролкин П.П. Реформирование отечественной высшей школы во второй половине 1980-1990-х гг.: дис. ... ист. наук: 07.00.02. Саратов, 2001 // http://www.dslib.net/istoria-otechestva/reformirovanie-otechestvennoj-vysshej-shkoly-vo-vtoroj-polovine-1980-h-1990-h-gg.html (дата обращения: 18.03.2015).
5. Унтура Г.А. Государственные научные центры в инновационной системе Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2011. № 1.
6. Main Science and Technology Indicators. 2014. Issue 1. Paris, France: Organisation for Economic Co-operation and Development, 2014.
7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123534 (дата обращения: 19.03.2015).
112
Выпуск 3 2015