Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ВОЗЛЮБЛЕННОЙ В ПРОЗЕ Е.Д. АЙПИНА'

ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ВОЗЛЮБЛЕННОЙ В ПРОЗЕ Е.Д. АЙПИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Д. Айпин / индивидуально-авторская манера письма / лирическая проза / образ Возлюбленной / E.D. Aipin / author’s individual style of writing / lyrical prose / the image of Beloved

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.Н. Рымарева, Ю.А. Никулина

В статье подвергается анализу эволюция образа Возлюбленной в творческом наследии хантыйского писателя Е.Д. Айпина, подчеркивается важность роли данного образа в идейном плане, в мировидении автора. Фокус внимания данного исследования сконцентрирован на таких индивидуальных чертах образа Возлюбленной, как аристократизм, грациозность, мистичность, загадочность, гармоничное единение с миром природы, на истории любовных отношений героев. Исследуется индивидуально-авторская манера «выписывания» образа Возлюбленной, основанная на мифологическом сознании автора, культурных и жизненных ценностях. Наиболее ярким образцом раскрытия образа Возлюбленной, вобравшим основные характеристики, запечатлённые в творчестве Е.Д. Айпина, по мнению автора статьи, является образ Дженни из романа «В поисках Первоземли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE ARTISTIC IMAGE OF THE BELOVED IN E.D. AIPIN’S PROSE

The article analyzes the evolution of the image of the Beloved in the creative heritage of a Khanty writer E.D. Aipin, emphasizes the importance of the role of this image in ideological terms, in the author’s worldview. The focus of this study is on such individual features of the Beloved’s image as aristocracy, grace, mysticism, mystery, harmonious unity with the natural world, and on the history of the characters’ love relationships. The author’s individual manner of “writing out” the image of the Beloved, based on the mythological consciousness of the author, cultural and life values, is explored. The most striking example of revealing the image of the Beloved, which absorbed the main characteristics captured in the work of E.D. Aipin, according to the authors of the article, is the image of Jenny from the novel “In Search of the First Earth”.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ВОЗЛЮБЛЕННОЙ В ПРОЗЕ Е.Д. АЙПИНА»

К синтаксическим особенностям речи мы отнесем использование конструкций с однородными членами предложения; пассивных конструкций; вводных слов; неполных предложений и т. д. Больше всего предложений с однородными членами: «Мы намерены в Дагестане развивать интенсивное садоводство, сажать косточковые деревья, строить современные фруктохранилища». Такое перечисление нужно для того, чтобы продемонстрировать, что руководство «ЭКО-культу-ры» было настроено на длительное сотрудничество с регионом. При чтении приходит осознание того, насколько болезненна для республики такая потеря.

Часто используются и вводные слова: к сожалению, в частности, кроме того, вероятно и др. Чаще всего такие вводные слова конкретизируют отношение автора или героя сообщаемому.

Таким образом, материалы в жанре журналистского расследования встречаются на страницах дагестанских СМИ редко. Журналисты обращаются к это-

Библиографический список

му жанру с большой осторожностью, так как публикации требует от авторов долгой и кропотливой работы в силу того, что предметом публикации всегда является скрытые от общества факты, проблемы, преступления. Из представленных самыми распространенными в содержательном плане являются расследования, связанные с коррупцией, с превышением должностных полномочий. Во всех проанализированных нами материалах нет ярко выраженной скандальности или сенсационности. При этом материал содержат в себе главное требование - выявление скрытого, ранее неизвестного читателям газеты. Язык журналистских расследований часто эмоциональный. Излишняя эмоциональность вредит материалу. Журналисты-расследователи используют такие выразительные средства языка, как эпитеты, метафоры, антонимы и др. При этом стоит отметить строгое следование причинно-следственной связи, логике расследования, динамизм.

1. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Издательство «Аспект-Пресс», 2020.

2. Журналистское расследование: История метода и современная практика. Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева»; Москва: Издательство «Олма-Пресс», 2003.

3. Золотухин А.А. Расследовательская журналистика. Воронеж: факультет журналистики ВГУ 2016.

4. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2001.

5. «Тактичная» обработка?Available at: https://chernovik.net/content/respublika/mest-sledovatelya

6. Что искали и что могли бы найти оперативники в Минсельхозе РД. Available at: https://ndelo.ru/novosti/chto-iskali-i-chto-mogli-najti-operativniki-v-minselhoze-rd

7. Куда ушли гектары? Available at: https://ndelo.ru/obshchestvo/kuda-ushli-gektary

References

1. Tertychnyj A.A. Analiticheskaya zhurnalistika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Aspekt-Press», 2020.

2. Zhurnalistskoe rassledovanie: Istoriya metoda i sovremennaya praktika. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Neva»; Moskva: Izdatel'stvo «Olma-Press», 2003.

3. Zolotuhin A.A. Rassledovatel'skaya zhurnalistika. Voronezh: fakul'tet zhurnalistiki VGU, 2016.

4. Voroshilov V.V. Zhurnalistika: uchebnik. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 2001.

5. «Taktichnaya» obrabotka? Available at: https://chernovik.net/content/respublika/mest-sledovatelya

6. Chto iskali i chto mogli by najti operativniki v Minsel'hoze RD. Available at: https://ndelo.ru/novosti/chto-iskali-i-chto-mogli-najti-operativniki-v-minselhoze-rd

7. Kuda ushligekiary? Available at: https://ndelo.ru/obshchestvo/kuda-ushli-gektary

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 821.161.1

Rymareva E.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Mass Communications and Tourism, Nizhnevartovsk State University

(Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: enrimareva@yandex.ru

Nikulina Yu.A, senior teacher, Department of Philology, Linguodidactics and Translation, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia),

E-mail: nikylinaylia@rambler.ru

EVOLUTION OF THE ARTISTIC IMAGE OF THE BELOVED IN E.D. AIPIN'S PROSE. The article analyzes the evolution of the image of the Beloved in the creative heritage of a Khanty writer E.D. Aipin, emphasizes the importance of the role of this image in ideological terms, in the author's worldview. The focus of this study is on such individual features of the Beloved's image as aristocracy, grace, mysticism, mystery, harmonious unity with the natural world, and on the history of the characters' love relationships. The author's individual manner of "writing out" the image of the Beloved, based on the mythological consciousness of the author, cultural and life values, is explored. The most striking example of revealing the image of the Beloved, which absorbed the main characteristics captured in the work of E.D. Aipin, according to the authors of the article, is the image of Jenny from the novel "In Search of the First Earth".

Key words: E.D. Aipin, author's individual style of writing, lyrical prose, the image of Beloved

Е.Н. Рымарева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Е-mail: emimareva@yandex.ru

Ю.А. Никулина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Е-mail: nikylinaylia@rambler. ru

ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ВОЗЛЮБЛЕННОЙ В ПРОЗЕ Е.Д. АЙПИНА

В статье подвергается анализу эволюция образа Возлюбленной в творческом наследии хантыйского писателя Е.Д. Айпина, подчеркивается важность роли данного образа в идейном плане, в мировидении автора. Фокус внимания данного исследования сконцентрирован на таких индивидуальных чертах образа Возлюбленной, как аристократизм, грациозность, мистичность, загадочность, гармоничное единение с миром природы, на истории любовных отношений героев. Исследуется индивидуально-авторская манера «выписывания» образа Возлюбленной, основанная на мифологическом сознании автора, культурных и жизненных ценностях. Наиболее ярким образцом раскрытия образа Возлюбленной, вобравшим основные характеристики, запечатленные в творчестве Е.Д. Айпина, по мнению автора статьи, является образ Дженни из романа «В поисках Первоземли».

Ключевые слова: Е.Д. Айпин, индивидуально-авторская манера письма, лирическая проза, образ Возлюбленной

Е.Д. Айпин - писатель-лирик. Лиризм его прозы обусловлен генетической связью с мифологией народа ханты, его историей, судьбой. Именно эти черты являются определяющими в жанре «лирическая проза», в котором изображение действительности дается через призму душевных переживаний героев и самого писателя. Лирические мотивы, выраженные в системе словесной живописи, в ритмичной организации текста, музыкальности, в ассоциативном ряду авторских размышлений, наполняют эпическую основу текста и раскрывают читателю лирическое начало его прозы.

Современные литературоведы, анализируя лирическую прозу автора, традиционно обращаются к образу Возлюбленной, что свидетельствует о неослабевающем интересе современной филологической науки к специфике создания художественного образа через призму авторского мифовосприятия. Научная новизна данного исследования заключается в авторском рассмотрении эволюции образа Возлюбленной. Этому образу в текстах Е.Д. Айпина наряду с многогранностью характерна индивидуальная авторская манера «выписывания». В основе данного лирического образа находится художественно-мифологическая

составляющая этноса. Осмысление образа Возлюбленной с такой точки зрения способствует пониманию мифологического сознания югорского писателя и представляется актуальным в контексте исследований современных литературоведов. Актуальность работы также определяется недостаточной изученностью ключевого женского образа романа «В поисках Первоземли», образа Возлюбленной главного героя, Дженни.

Теоретической базой являются исследования отечественных литературоведов, обращенные к образу Возлюбленной в лирической прозе Е.Д. Айпина: О.К. Лагуновой, М.М. Рябий, Роговер Е.С., Нестеровой С.Н., Е.В. Косинцевой, В.Л. Сязи, Д.В. Ларковича, А.Н. Семенова.

В данном исследовании предпринята попытка на основе анализа художественных произведений Е.Д. Айпина обоснованно доказать, что процесс эволюции образа Возлюбленной в его творчестве связан, прежде всего, с эволюцией авторского мировоззрения, основу которого составляет мифокультура ханты. Это является основной целью исследования. Объектом исследования выступают художественные тексты рассказов и романов югоского писателя Е.Д. Айпина. Авто-

рами был определен ряд задач: выявить авторскую специфику «выписывания» образа Возлюбленной; проследить наличие традиционных для творчества писателя черт образа Возлюбленой, анализируя образы от раннего творчества до последнего опубликованного романа; отметить ряд изменений в автрской манере создания данного художественного образа.

Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в вузовских и школьных курсах краеведческой литературы. Изучение эволюции образа Возлюбленной в творчестве югорского прозаика Е.Д. Айпина позволит преподавателям словестности, филологам и обучающимся сформировать представление не только об используемых автором средствах создания художественного образа, но и об особенностях авторского мифосознания.

Основу методологии исследования составляют общенаучные принципы конкретности, объективности и целостности. Историко-культурный и мифопоэ-тический подходы являются методологической базой исследования. Принцип системности позволяет проанализировать проблему всесторонне и целостно, устранить фрагментарность. Системно-аналитический метод лежит в основе анализа достаточно большого количества анализируемых текстов. Обобщающий метод был применим при подведении итогов и формулировке выводов по исследованию.

Исследователи С.А. Комаров и О.К. Лагунова, рассуждая о сакральности женских образов в текстах писателя, подчеркивали: «Образ женщины сакрализу-ется за счет ощущения ее высшей божественной сущности, ее небесной прикре-пленности и устремленности (она - птица), огненной составляющей» [1, с. 114]. М.М. Рябий отмечала, что автор все время находится в «лирическом поиске» и образы Возлюбленноых «не укладываются в традиционные схемы» [2, с. 145]. Проводя анализ образа Возлюбленной в творчестве Е.Д. Айпина, Е.В. Косинцева отметила: «Возлюбленной свойственна загадочность, аристократизм и грациозность, мистичность, жертвенность» [3, с. 63]. И с эти нельзя не согласиться.

Мистичен образ Верджинии в «Парижанке» (2006): «Несомненно, в ней было что-то такое, необъяснимое, мистическое, мифическое, колдовское» [4, с. 200], загадочен и образ Возлюбленной из романа-мифа «В поисках Пер-воземли» (2022). Автор не единожды в тексте романа говорит о ее неземном происхождении. Матвей часто думает о Дженни и приходит к выводу, что ей дана способность постигать непостижимое, в ней сокрыто живительное и спасительное начало.

Аристократизм мы наблюдаем в образе главной безымянной героини из рассказа «В мир вечного покоя» (2001): «...в мироощущении много было от очаровательных муз девятнадцатого века, от эпохи Пушкина» [4, с. 148]. Человеком образованным, умным, с тонкой душевной организацией предстает перед читателем Селесте из рассказа «Река-в-январе, или в Рио-де-Жанейро» (2000). Об аристократизме Дженифер из «В поисках Первоземли» свидетельствует не только утонченность манер, но и корни ее проихождения (отец принадлежит к роду европейских переселенцев; мать по крови индианка из народа кри, оба образованы, отец - дипломат, а мать - преподаватель), и яркая «породистая» внешность («У нее голубые глаза от отца, а иссиня-черные, воронова крыла, волосы от матери. Про такое сочетание обычно говорят: порода!» [5, с. 240]).

Грациозность - еще одна характерная черта образа Возлюбленной, она свойственна и девушке Селесте из далекой Канады, которая не ходила по земле, а плыла над ней, и Доне из рассказа «Дона, или Последняя ночь в Шато Лурье» (2012), ступающей кошачьей поступь, и Дженни из романа-мифа «В поисках Первоземли», которую автор сравнивает с тонкой струной, улавливающей дуновение воздуха: «.ее высокая, тонкая, узкобедрая фигурка, как струна, улавливала любое движение воздуха, будь то дуновение ветра или негромкий звук [5, с. 238].

Мистичность свойственна многим женским образам Е.Д. Айпина. Но, пожалуй, в наивысшей степени она присуща Возлюбленной Маэстро из произведения «В поисках Первоземли». В ней слились образ женщины (Дженни) и божественный образ небесной посланницы, которую герой помнил с детства. Ключевой образ Возлюбленной связан со стремлением главного героя романа понять, где же находится начало начал, тот идеальный мир, не имеющий категории пространства и времени. Земная любовь становится путеводной нитью в этот мир, она помогает не только постичь тайны вечных истин, но и приобщиться к ним, попасть в вечность, где нет категорий времени и пространства. Мистицизмом буквально проникнуты взаимоотношения главных героев. Елочка, застывшая на фаланге пальца Маэстро, становится символическим мистическим знаком для Дженни, благодаря которому она моментально узнает его. («Эта кисть руки с «елочкой» врезалась в ее память в бассейне, когда она захлебнулась и начала тонуть на гейзерном поле в Исландии» [5, с. 249]. Дженни обладает способностью проникать в сознание Маэстро, растворяться в окружающем мире природы. К примеру, когда герой смотрит на гряду облаков, которые плывут в сторону дома небесного Отца, он видит в них силуэт Возлюбленной.

В.Л. Сязи выявила, что одной из отличительных черт любовной темы в прозе Е.Д. Айпина является непродолжительность отношения героев и зарождение этих отношений «вдали от малой родины, во время командировок героя» [6, с. 74]. Ей же подмечена еще одна важная черта образа Возлюбленной: это женщины иных культурных традиций и национальностей. Так, в частности, развивается любовная история Демьяна-скрипки и русской девушки-доктора в романе

«Ханты, или Звезда утренней зари» (1990). Отношения между героями развиваются в течение недолгой дороги по Ягурьяху и проходят этапы от знакомства до интимной близости и расставания.

Если в ранних произведениях Е.Д. Айпина герой испытывает мучительные душевные переживания из-за неразделенности любви, что зафиксировано, к примеру, в рассказах «Осень в твоем городе» (1998) («.Но годы ничего не стерли во мне, ничего не притупили. Как ни странно, время оказалось бессильным пред моим чувством к Тебе. Твое божественное имя живет во мне, и я это имя не доверю никому...» [4, с. 32]), «Моя княжна» (1997) («И чем ближе подступал конец осени, тем тоскливее становилось мне. Кончались мои земные дни. Ведь я умирал вместе с осенью... Возможно, и Ты вместе с осенью таяла на своем печальном Севере...» [4, с.44]), то в последнем, вышедшем в свет в 2022 году романе-мифе «В поисках Первоземли» герой испытывает глубокие душевные переживания не из-за того, что его любовь неразделенная, а из-за того, что они с Возлюбленной разделены континентами. Дженни живет на загадочном острове, окруженном морем в далеком южном полушарии, а Маэстро - на противоположной стороне планеты Земля, в России.

В.Л. Сязи первой отметила отсутствие финала в любовных историях, герой всегда отпускает свою возлюбленную. В последнем романе финал совершенно иной, он счастливый и ожидаемый, поскольку предсказан героиней еще в начале развития отношений, уже тогда она уверовала в то, что они станут одним человеком и вечно будут вместе. В кульминационной финальной сцене близость душ героев приводит к неизбежной телесной близости, к сладостному слиянию душ и тел. «Эта сцена любовного соития представлена в романе в ракурсе ее сакральной сущности, ибо момент полного слияния и растворения друг в друге есть не что иное, как повторение архетипического действия зарождения вечного и воспроизведения мировой жизни» [7, с. 184]. Об этом пишет и А.Н. Семенов: «Подлинная близость и красота отношений между героями возникает тогда, они стремятся стать частью имени и бытия дорогого человека» [8, с. 416].

Эротическая откровенность нетипична для хантыйской литературы, и для творчества Е.Д. Айпина — это статичная, индивидуально-авторская художественная реалия. Автор избегает откровенных сцен, что отмечалось многими исследователями. Он крайне деликатен и сдержан при описании картин интимной связи героев, в его текстах нет сцен откровенной эротики, что в первую очередь обусловлено культурным кодом. И в сотом эпизоде романа «На острове у Дженни» духовная и физическая близость главных героев, являющаяся кульминацией и доводящая финальную сцену до эмоционального предела, лишена излишней эротической откровенности. «И от этого безграничного космического пространства, от невероятной близости вечной теперь в его жизни небесной посланницы Дженни и от немыслимой скорости движения его охватывает Неземной мучительный восторг...» [5, с. 410].

Говоря об индивидуально-авторской манере письма при создании образа Возлюбленной, следует также отметить минимализм портретной характеристики, что является традиционным приемом в литературе народа ханты, обусловленным менталитетом этноса. Но при этом автор достаточно подробно «выписывает» глаза героинь. Взор Возлюбленной всегда загадочен и глубок. В рассказе «Моя княжна» герой, вспоминая Возлюбленную, подчеркивает ее способности пригашать свет очей и сравнивает колкость взгляда с ельником. «Бывало, встре-пенув ресницами, Ты уносилась далеко-далеко от меня. Бывало же, пригасив свет очей, навострив ресницы колючим ельником, словно неприступным щитом, отгораживалась от всего мира» [4, с.3 7]. Необыкновенные зололтосто-зеленые болотные глаза у доктора Марины из «Ханты, или Звезда Утренней Зари»: Таинственный и глубокий взор у Верджинии из рассказа «Парижанка»: «Но самыми выразительными на ее лице оставались глаза. Это два, с опять очень черной водой, огромных округлых озера, мечущие искры черного огня» [4, с. 200]. Глаза Возлюбленной становятся акцентным предметом изображения и в романе «В поисках Первоземли», они необычного индигово-синего цвета, цвета весеннего неба, «.в безумно синих южных очах совершенно невозможно что-то прочитать [5, с. 239].

Индивидуально-авторской писательской манере Е.Д. Айпина характерно активное использование красок и запахов родной природы, помогающих передать чувства героя к Возлюбленной. Через призму образов природы, которые для автора, как и для его народа, являются эталонами красоты, любовь раскрывается в образах Возлюбленных. Сравнение волос Возлюбленной с корой осенней лиственницы, одним из священных деревьев ханты, помогает автору создать образ Возлюбленной в романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари». Образ Возлюбленной, отождествленный с образами родной природы, часто возникает в воображении Демьяна Романовича. Он видит изгибы ее тела в деревьях, облаках, колышущихся травах. Магическая связь с природным миром свойственна и Возлюбленной Маэстро Дженни из романа «В поисках Первоземли». Эта магическая связь выступает в качестве одной из ярких и значимых черт героини. Прежде всего, мы отмечаем ее связь с Солнцем, способность вбирать, впитывать всей своей сущностью солнечный свет. «Лицо у нее такое же золотистое, как и восходящее Солнце.

И руки такие же золотистые, как Солнце.

И волосы золотистые, как небесное светило.

И глаза золотистые, как лучи Солнца» [5, с. 16].

«Миллионы лет, пока для человека не существовало ориентиров культуры и цивилизации, основу его представлений о жизни, времени и пространстве составляли образы природы» [9, с. 109]. Возлюбленная в айпинских текстах обязательно должна понимать и любить природу. Для автора, как и для героев его произведений, любовь к природе, умение понимать ее, воспринимать как живую субстанцию является важной (если не главной) составляющей бытия. Его героиням характерна очень тонкая душевная организация. Родство с природой присуще Марине из раннего рассказа «Лебединая песня» (1976), которая понимает песню птиц. «Девушка закрыла ладонями уши. Но даже так она слышала лебединую песню. Последнюю, прощальную. Она слышала каждой клеточкой своего тела, начиная с маленьких ступней и кончая длинными, хорошо развитыми пальцами рук с матово-темной от загара кожей» [4, с. 53]. Сожалеет о том, что утратила связь с природой, городская Марина из «Ханты, или Звезда Утренней Зари». Маэстро и Дженни умеют понимать друг друга, не прибегая к помощи слов, в едином желании постичь то, что большинству людей постичь невозможно, к примеру, Космос, и все то таинственное, что невозможно объяснить.

Образу Дженни характерны традиционные характеристики айпинской Возлюбленной, в том числе яркая внешность («Это черноволосая, гибкая, изящная тростиночка на берегу моря» [5, с. 237]), жизненная гиперактивность («В ней жизнь клокотала также бурно, как и на Ниагарском водопаде» [5, с. 247]). Такая детализация портрета героини, подробное выписывание ее образа помогает реализовать идею ее внеземного происхождения.

Библиографический список

Результаты исследования позволяют заключить, что собирательный образ Возлюбленной, как совокупность образов героинь разных произведений современного югорского писателя, обладает сходственными чертами характера, психологическими особенностями, внешними характеристиками и образом жизни. Вместе с тем образ Возлюбленной в творчестве Е.Д. Айпина не статичен, он постоянно эволюционировал, приобретая новые черты. Сначала он был безымянный, затем у Возлюбленных появились звучные и красивые имена: Марина, Селесте, Верджиния, Дона, Дженни. Любовные истории, которые всегда заканчивались в произведениях раннего творчества расставанием героев, сменил в последнем романе счастливый финал. «И от этого безграничного космического пространства, от невероятной близости вечной теперь в его жизни небесной посланницы Дженни и от немыслимой скорости движения его охватывает Неземной мучительный восторг..» [5, с. 410]. Но вместе с тем образ Возлюбленной сохраняет на протяжении всего творчества и типичные для авторского менталитета черты: мистичность, аристократизм, связь с миром природы. Он вбирает традиционные черты авторской прозы, в частности, это касается сцен интимной близости, которые лишены откровенности и максимально подчеркивают превосходство связи духовной над физической близостью. Е.Д. Айпину удается на протяжении всего творчества сохранить таинственность и загадочность образа Возлюбленной. Образ же идеальной Возлюбленной, реализующий авторскую мысль о гармонии отношений между влюбленными и первоистоке жизненного начала, предстает перед читателями в романе «В поисках Первоземли».

1. Комаров С.А., Лагунова О.К. Особенности самоописания в творчестве русскоязычного хантыйского прозаика Е.Д. Айпина. Уральский исторический вестник. 2018; Выпуск № 2 (59): 109-114.

2. Рябий М.М. Величие женских образов в лирической прозе и публицистике Еремея Айпина. Вестник Югорского государственного университета. 2015; Выпуск № 1 (36): 141-146.

3. Косинцева Е.В. Женские образы в хантыйской литературе: монография. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Ханты-Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело», 2010.

4. Айпин Е.Д. Собрание сочинений: в 5 т. Осень в Твоем городе. Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2020; Т. 5.

5. Айпин Е.Д. В поисках Первоземли. Москва: РИПОЛ классик, 2019.

6. Сязи В.Л. Образ возлюбленной в прозе Е.Д. Айпина. Вестник угроведения. 2018; Т. 8, № 1: 69-76.

7. Ларкович Д.В. Миф о вечном возвращении в романе Е.Д. Айпина «В поисках Первоземли». Имагогология и компаративистика. 2021; № 15: 173-191.

8. Семенов А.Н. Мир, в котором ищут Первоземлю. Айпин Е.Д. В поисках Первоземли. Москва: РИПОЛ классик, 2019: 414-419.

9. Себелева А.В., Рымарева Е.Н. Трансформация архетипа «всемирный потоп» в мифологических сюжетах обских угров. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Издательство Орловского государственного университета, 2017; № 1 (74): 109-114.

References

1. Komarov S.A., Lagunova O.K. Osobennosti samoopisaniya v tvorchestve russkoyazychnogo hantyjskogo prozaika E.D. Ajpina. Ural'skij istoricheskij vestnik. 2018; Vypusk № 2 (59): 109-114.

2. Ryabij M.M. Velichie zhenskih obrazov v liricheskoj proze i publicistike Eremeya Ajpina. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; Vypusk № 1 (36): 141-146.

3. Kosinceva E.V. Zhenskie obrazy vhantyjskojliterature: monografiya. Obsko-ugorskij institut prikladnyh issledovanij i razrabotok. Hanty-Mansijsk: OOO «Tipografiya «Pechatnoe delo», 2010.

4. Ajpin E.D. Sobranie sochinenij: v 5 t. Osen' v Tvoem gorode. Hanty-Mansijsk: Izdatel'skij dom «Novosti Yugry», 2020; T. 5.

5. Ajpin E.D. Vpoiskah Pervozemli. Moskva: RIPOL klassik, 2019.

6. Syazi V.L. Obraz vozlyublennoj v proze E.D. Ajpina. Vestnikugrovedeniya. 2018; T. 8, № 1: 69-76.

7. Larkovich D.V. Mif o vechnom vozvraschenii v romane E.D. Ajpina «V poiskah Pervozemli». Imagogologiya ikomparativistika. 2021; № 15: 173-191.

8. Semenov A.N. Mir, v kotorom ischut Pervozemlyu. Ajpin E.D. Vpoiskah Pervozemli. Moskva: RIPOL klassik, 2019: 414-419.

9. Sebeleva A.V., Rymareva E.N. Transformaciya arhetipa «vsemirnyj potop» v mifologicheskih syuzhetah obskih ugrov. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Orel: Izdatel'stvo Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017; № 1 (74): 109-114.

Статья поступила в редакцию 22.01.24

УДК 811

Pogodina Yu.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: yypogodina@fa.ru

ELEMENTS OF MYSTICAL REALISM IN THE POETRY OF NIKOLAY GUMILEV. The article studies evolution of N.S. Gumilyov's creativity from the point of view of manifestation of elements of mystical realism. From the denial of mysticism, declared in the manifesto of Acmeism as a literary school, Gumilyov gradually moved to an understanding of the word as the fundamental principle of the creation of the world and the aeonic folded eidos of further creation. Accordingly, the article examines the evolution of key images in the poet's work using the example of the image of a forest, images of animals and other significant concepts. By referring to memoirs and memories of the poet, the interest of N.S. Gumilyov in magic and the occult, using the example of specific texts to demonstrate the influence of this hobby on the evolution of his poetry. The motivating reason for turning to magic was, in our opinion, not only a fascination with the theories of the occult, but also a desire for an active transformation of reality, as well as active work with the image of Don Juan, which was significant for Gumilyov, which was for the poet his life and creative mask and one of his favorite social roles.

Key words: Gumilyov, acmeism, occultism, mystery, mystical realism

Ю.Ю. Погодина, канд. филол. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: yypogodina@fa.ru

ЭЛЕМЕНТЫ МИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА

Статья посвящена вопросам эволюции творчества Н.С. Гумилева с точки зрения проявления в нем элементов мистического реализма. От отрицания мистицизма, декларированного в манифесте акмеизма как литературной школы, Гумилев постепенно перешел к пониманию слова как первоосновы сотворения мира и эонического свернутого эйдоса дальнейшего творения. Соответственно, в статье рассматривается эволюция ключевых образов в творчестве поэта на примере образов леса, животных и других значимых концептов. С помощью обращения к мемуарам и воспоминаниям о поэте доказана заинтересованность Н.С. Гумилева в магии и оккультизме, на примере конкретных текстов продемонстрировано влияние этого увлечения на эволюцию его поэзии. Побудительной причиной обращения к магии стало, по нашему мнению, не только увлечение теориями оккультизма, но и желание деятельного преобразования действительности, а также активная работа со значимым для Гумилева образом Дон-Жуана, который был для поэта его жизненной и творческой маской и одной из любимых им социальных ролей.

Ключевые слова: Гумилев, акмеизм, оккультизм, мистерия, мистический реализм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.