Научная статья на тему 'Образ возлюбленной в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли»'

Образ возлюбленной в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ Возлюбленной / роман-миф / мифологизм / мифосознание / Е.Д.Айпин / the image of the Beloved / romance-myth / mythologism / myth consciousness / E.D.Aypin

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рымарева Е. Н.

Впервые подвергается анализу образ Возлюбленной в романе хантыйского писателя Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли», подчеркивается важность роли Возлюбленной в идейном плане, отмечается оригинальное видение поэтом идеи жизненного начала, первоистока бытия. Статья углубляет представления об особенностях мировидения автора. Фокус внимания исследования сконцентрирован на образе Дженни, возлюбленной главного героя, потомка остяцкого княжеского рода Матвея Тайшина, художника Маэстро. Анализ образа Возлюбленной показал, что ей характерны черты, запечатленные в более ранних произведениях автора: аристократизм, загадочность, мистичность. Образ Возлюбленной выступает в тексте романа-мифа как основной носитель представлений автора о духовных, культурных и жизненных ценностях, сформированных на основе мифологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the Beloved in the novel “In search of the First Earth” by E.D.Aypin

For the first time, the article analyzes the image of the Beloved from the novel by the Khanty writer E.D.Aypin “In search of the First Earth”. The author emphasizes the importance of the role of the Beloved in the ideological plan. The author also notes the poet’s original vision of the ideas of the beginning of life, the origin of being. The article reveals the ideas about the peculiarities of the author’s worldview more deeply. The study focuses on the image of Jenny, the beloved of the main character, a descendant of the Ostyat princely family of Matvey Taishin, the artist Maestro. After analyzing the image of the Beloved, it can be concluded that features: aristocracy, mystery, mysticism – imprinted in the author’s earlier works, characterize her. The image of the Beloved appears in the text of the myth novel as the main indicator of the author’s ideas about spiritual, cultural and life values formed based on mythological consciousness.

Текст научной работы на тему «Образ возлюбленной в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли»»

УДК 821.161.1 Ы^:/Мо^ог§/10.34680/2411-7951.2023.2(47).156-160

Е.Н.Рымарева

ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ В РОМАНЕ Е.Д.АЙПИНА «В ПОИСКАХ ПЕРВОЗЕМЛИ»

Впервые подвергается анализу образ Возлюбленной в романе хантыйского писателя Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли», подчеркивается важность роли Возлюбленной в идейном плане, отмечается оригинальное видение поэтом идеи жизненного начала, первоистока бытия. Статья углубляет представления об особенностях мировидения автора. Фокус внимания исследования сконцентрирован на образе Дженни, возлюбленной главного героя, потомка остяцкого княжеского рода Матвея Тайшина, художника Маэстро. Анализ образа Возлюбленной показал, что ей характерны черты, запечатленные в более ранних произведениях автора: аристократизм, загадочность, мистичность. Образ Возлюбленной выступает в тексте романа-мифа как основной носитель представлений автора о духовных, культурных и жизненных ценностях, сформированных на основе мифологического сознания.

Ключевые слова: образ Возлюбленной, роман-миф, мифологизм, мифосознание, Е.Д.Айпин

В

современном литературоведении обращение при анализе художественных текстов к образу

Возлюбленной является традицией. Для данного образа характерны многогранность и индивидуальная авторская манера «выписывания». В этой связи актуальным представляется рассмотрение образа Возлюбленной в романе-мифе югорского писателя Е.Д.Айпина именно в таком ракурсе. Целью статьи является осмысление образа Возлюбленной, способствующее пониманию сущности мифологического авторского сознания и позволяющее открыть новые возможности в исследовании организации художественного текста.

Хантыйский писатель Еремей Данилович Айпин, автор более 20 художественных и публицистических произведений, является одним из наиболее известных писателей Югры. Практически все его художественные произведения посвящены жизни и быту народа ханты, в них нашли отражение многие мифологемы и архетипы, запечатленные в мифологии обских угров. Очень важное место в его творчестве занимает образ женщины, олицетворяющий собой и материнское начало, и родство любимой души, и магическую природу.

Презентация романа Айпина «В поисках Первоземли», над которым автор трудился более 20 лет, состоялась на международном конгрессе финно-угорских писателей в 2015 году в Венгрии (впервые роман был издан на венгерском языке), в 2019 году — в России. В 2020 году автору за роман-миф «В поисках Первоземли» была присуждена премия Губернатора Югры в области литературы в номинации «Художественная проза». Сам Е.Д.Айпин, говоря о проблематике романа, подчеркивал важность признания государством «необходимости душевного оздоровления» общества» [1].

Иллюстрировал книгу Геннадий Райшев, выдающийся и самобытный хантыйский художник, послуживший автору прототипом для создания главного героя романа — Матвея Тайшина, художника Маэстро. Маэстро, как человек глубокомыслящий, прошедший в непростой для страны исторический период конца ХХ века сложный духовный путь, наполненный разочарованиями и крушениями надежд, находится в состоянии поиска себя в окружающем мире, в поисках своей Первоземли, которая является центральным образом его главной картины.

С первых строк автор погружает читателя в атмосферу, в которой присутствует как реально существующее, так и мифологическое. «Миф в романе — это вся жизнь. Но меня интересует прежде всего поиск Первоземли, это поиск идеального места в жизни для человека, особенно после кончины. Это мой авторский миф», — так сформулировал жанровую принадлежность книги сам автор [2].

Через призму истории жизни главных героев Е.Д.Айпин изобразил в своем романе историю Югры, историю России. «Архитектоника романа «В поисках Первоземли», состоящего из десяти глав, каждая из которых включает по десять эпизодов, отсылает нас к вершинным произведениям мировой художественной литературы («Божественная комедия» Данте, Декамерон» Дж.Бокаччо, «Сто лет одиночества» Г.Маркеса и др.) и ориентирует на поиск вечных, общечеловеческих смыслов» [3, с. 177]. Каждую главу «открывает» миф, являющийся лейтмотивом всех последующих эпизодов. Такое авторское решение сюжетно-композиционной организации текста позволяет говорить о том, что весь роман является по сути философичной мифологемой.

Предназначение каждого великого художника — спасти мир. Мир, который окружает Маэстро, рушится, но его возрождение неизбежно, именно таков главный закон мифа — движение циклично. О цикличности повествования свидетельствует и кольцевая композиция романа. Эпизод «Роковое число», открывающий главу «Матвей и Дженни», начинается с фразы: «И тут мир сузился до крохотного пятачка под их телами, прильнувшими друг к другу» [4, с. 13]. Здесь пространство и время предельно сужаются, и в «крохотном пятачке» концентрируется идея вечной жизни, идея смерти и возрождения, идея спасения и воскрешения. «Это было то ли началом их начала, то началом их конца...» [4, с. 14]. Кульминацией завершающего роман сотого эпизода «На острове у Дженни» десятой главы «Вождь Танья» является слияние тел и душ главных героев. «Они должны быть единым началом, единым продолжением и единым концом этого мгновения земной жизни [4, с. 408]. Использование этого достаточно традиционного для русской литературы приема (кольцевая

композиция наблюдается в рассказе И.А.Бунина «Цифры», в трагикомедии А.П.Чехова «Вишневый сад», в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри») позволяет автору не только сделать произведение более стройным, но и довести до эмоционального содержательного предела значимость финальной сцены.

Автор «В поисках Первоземли» пытается найти ответы на многие вопросы: по какому пути развития пойдет Россия после 1991 года, в чем заключается национальная идея государства, что является духовной опорой современного человека, что есть истина? Ключевые вопросы романа обращены главным героем, будучи еще 8 лет отроду, к Посланнице Небесного Отца «Ты кто такая есть? Куда Ты путь держишь?» [4, с. 6-7] «Эти вопросы определяют вектор движения мысли автора, героев и читателей не только по отношению к таинственной незнакомке в лодке, но и шире — к своей родине и к своей личной судьбе» [5, с. 3]. Примечательно, что неземное происхождение девушки было понято будущему Маэстро с первого взгляда, он понял это по одежде девушки: «Такого цвета платья не носили и так не завязывали платки земные женщины» [4, с. 6]. Посланница Небесного отца пришла на землю в облике женщины, чтобы спасти этот мир, она пришла только к нему, потому что он — избранный, другие ее не видят.

Женские образы в романе представлены в различных ипостасях: мать, бабушка, возлюбленная, жена, подруга, — и все они позволяют читателю заглянуть в душу женщины глазами автора. Но самым притягательным и судьбоносным женским образом для главного героя в романе является образ Возлюбленной, загадочной южанки Дженни. В ней слились воедино образы Возлюбленной и Богини — посланницы неба. Образ идеальной Возлюбленной является одним из ключевых в романе, он метафорически рифмуется с устремленностью героя к первоистоку, к началу начал, к вневременному, идеальному миру. «Дженни становится музой Маэстро, которая приходила к нему: «легкой тенью крылатой птицы высокого Неба» или являлась «Посланницей Неба из таежного детства» [6, с. 258].

Женщины всегда занимали важное место в жизни Матвея, он умел видеть их красоту, ценить ее, они были его музами, их образы запечатлены на картинах художника. «Ни одна из женщин, с которыми судьба сводит Маэстро (Лана, Изольда, Яна), по тем или иным причинам не оказалась в состоянии разделить его взгляды и стремления. И только встреча с «непостижимой южанкой» Дженни становится действительно судьбоносной», — отмечает Д.В.Ларкович [3, с. 183]. Лана, преждевременно ушедшая из жизни, не пережив позор бесчестия, продолжает ждать его в ином мире; Изольда, желая получить все и сразу, считает, что он заслуживает более надежной подруги; Яна уходит от него, потому что считает себя недостойной. Маэстро отмечает, что «все женщины, с кем бы его ни сводила судьба, поступали с ним справедливо» [4, с. 322]. И только Дженни верно ждет его на другой стороне планеты, в южном полушарии, на острове посреди моря, напоминающем подкову.

В тексте неоднократно подчеркивается ее неземное происхождение. Матвей часто размышляет о «небесного происхождения девушке Дженнифер, которую называл просто Дженни» [4, с. 15], пытаясь понять ее загадочную сущность. «В призрачной голубой дымке витала и небесная Дженни, все чаще и настойчивее напоминавшая таинственную Посланницу Неба будто уже немыслимо далекого, как бы из другой эпохи, из детства» [4, с. 94]. Размышляя о Посланнице Неба из таежного детства, герой невольно вспоминает образ Дженни. «В ней есть что-то непостижимое. Стало быть, Дженни может постигать непостижимое. Есть в ней что-то живительное, спасительное, магическое, притягательное [4, с. 125]. О неземном происхождении девушки свидетельствует и ее фотоснимок, разглядывая который, герой замечает особенности строения ее руки «... увидел изящные и не по-земному удлиненные третьи фаланги ее пальцев правой руки. И когда смотришь на кисть ее руки с тыльной стороны, глаза всегда останавливаются на четырех изящных завораживающих фалангах, излучающих магическую энергию» [4, с. 369].

В качестве одной из наиболее значимых черт Возлюбленной выступает ее магическая связь с миром природы. Она выражается в магической связи с Солнцем — началом всего живого. «Она принимала солнечный свет всем своим существом — таинственно блестящими глазами, лицом, волосами, руками... Тут он увидел, что лицо у нее не белое и не смуглое. Лицо у нее такое же золотистое, как и восходящее Солнце.

И руки такие же золотистые, как Солнце.

И волосы золотистые, как небесное светило.

И глаза золотистые, как лучи Солнца.

И тогда почудилось ему, что восходящее Солнце вбирает в себя золотистый оттенок и тепло от его феерической южанки: от человека ли — от женщины, от богини ли — посланницы неба. Потом он никак не мог подобрать краски, чтобы написать эту ее золотистую ауру, этот ее золотистый образ» [4, с. 16].

Реализованный в романе образ Возлюбленной обладает такими запоминающимися характеристиками, как яркая внешность («У нее голубые глаза от отца, а иссиня-черные, воронова крыла, волосы от матери. Про такое сочетание обычно говорят: порода!» [4, с. 240]), талант поэтессы (Ведь там Дженни, читающая или почти поющая свои стихи мягким усыпляющим молитвенным речитативом [4, с. 372]), неуемная жажда жизни («В ней жизнь клокотала также бурно, как и на Ниагарском водопаде» [4, с. 247]). Подробно выписывая образ героини, автор реализует идею ее неземного начала. «До этого мгновения Дженни для него оставалась недосягаемой высочайшей, неприкосновенной звездой, до которой было трудно дотянуться, потому что по земным меркам она находилась слишком далеко от него. Но она светила, не давая покоя. Это как ускользающее Солнце — ничем не затмишь, ничем не закроешь, ничем не остановишь, пока само не закатится за горизонт. «Мы уйдем в вечность, и там будем жить», — размышлял он [4, с. 408].

Внимание читателя неоднократно акцентируется на ее глазах: «...индигово-синие, как весеннее небо, глаза» [4, с. 237], «.в безумно синих южных очах совершенно невозможно что-то прочитать [4, с. 239]. Родство душ Маэстро и Дженни проявляется в умении понимать друг друга без слов, как было с героем в Доме Небесного Отца «.ответы на многие вопросы приходили сами собой — в форме мыслей, картинок или ощущений [4, с. 242]. На это обращает внимание и Д.В.Ларкович: «Более того, начинающей поэтессе Дженни оказалась близка и понятна устремлённость Маэстро к вечности, союз с которым представлялся ей как нерасторжимое единство любящих в обоих мирах» [3, с. 183].

58-ой эпизод «Непостижимая южанка» посвящен истории знакомства Маэстро и Дженни, он дан ретроспективно. Образ Дженни запомнился ему, как «изящная тростиночка», которую герой писал днем и ночью. Матвей вспоминает о Дженни, как о родственной душе, с которой «.они увлеклись книгами Пауло Коэльо. Кажется, читали все его последние романы» и пытались постичь непостижимое. «А я люблю космос и все такое, что невозможно объяснить или понять... Мы можем это таинственное поискать вместе? — Можем, — с улыбкой кивнул он [4, с. 239].

Анализируя образ Возлюбленной в творчестве Е.Д.Айпина, Е.В.Косинцева определила ряд характерных черт: «Возлюбленной свойственна загадочность, аристократизм и грациозность, мистичность, жертвенность» [7, с. 63]. Грациозность героини реализуется в тексте посредством сравнения ее с тростиночкой, с тонкой струной. «Это черноволосая, гибкая, изящная тростиночка на берегу моря» [4, с. 237], «.ее высокая, тонкая, узкобедрая фигурка, как струна, улавливала любое движение воздуха, будь то дуновение ветра или негромкий звук» [4, с. 238]. Об аристократизме свидетельствует ее происхождение (отец работает дипломатом, он из рода европейских переселенцев, мать — индианка из народа кри, владеет многими языками, преподает), изысканность и утонченность манер. Но особо следует отметить мистичность образа героини. В отношениях между героями много мистического. Впервые увидев на третьей фаланге правой руки Маэстро магический знак в виде елочки, шрам, приобретенный им еще в годы студенчества, Дженни «будто из космического пространства явилась мысль: ты знаешь этот знак, ты знаешь эту руку» [4, с. 237]. Именно эта рука, когда она погибла и воскресла, едва не захлебнувшись в парных струях гейзера в Исландии, спасла ее. «Эта кисть руки с "елочкой" врезалась в ее память в бассейне, когда она захлебнулась и начала тонуть на гейзерном поле в Исландии» [4, с. 249]. Теперь очередь Дженни спасти Маэстро.

«Интересно также отметить тот факт, что одна из главных функций образов героинь в лирических повествованиях автора в публицистике — перенос рассказчика в иное пространство» [8, с. 141]. Автор не нарушает традицию и в этом произведении. Впервые услышав о таинственном острове Дженни, он задается вопросом: «Не отсюда ли начиналась Первоземля?! Не это ли Первоземля?!» [4, с. 249]. Эта мимолетная мысль, спонтанно возникшая в сознании героя, позже приобретает глубокий смысл, становится ответом на вопрос, мучавший его всю жизнь. Сознание Маэстро все время отсылает его к загадочной южанке, образ которой возникает на его полотнах. «Дома он писал картины. И в каждой из них появлялся изумительный лик южанки. Он откладывал кисть, закрывал глаза и будто погружался в состояние анабиоза» [4, с. 250]. Она не только проникла в его сознание, она растворилась в окружающей природе, ее профиль в облаках, плывущих в сторону обители Небесного Отца «Как далеко она живет, — подумал он о девушке. — Как далеко...» [4, с. 289], ее голос слышится в дуновении ветра за 21 день до заката его Солнца: «В опускающихся сумерках хрупкой тростиночкой на ветру что-то мягко прошелестела Дженни со своего далекого континента» [4, с. 325]. Именно тогда герой понимает, что ему необходимо ехать на остров Дженни, к ней: «Больше просто некуда идти» [4, с. 325].

Символично, что Дженни живет на другом континенте, в Северной Америке, где более 400 лет назад «квакер Уильям Пенн начал строить отношения с индейцами по принципу неприятия войн и насилия» [4, с. 216]. «.это место — метафора, символ всеобщего единения людей, отказа от деления на «своих» и «чужих»» [5, с. 4]. Е.Д.Айпину всегда был интересен диалог «между разными национальными культурами народов близких ханты, манси и ненцам, что сумели более успешно встроиться в западную цивилизацию в отличие от их российских собратьев» [8, с. 142], хоть и «... современное российское общество. продолжает сталкиваться с низким уровнем знаний иностранного языка, или вообще, отсутствием владения иностранным языком» [9, с. 186]. Вот и в «В поисках Первоземли» он остается верен своей идее родства культур, идее изначальной целостности цивилизации. «На юге Маэстро всегда чувствовал что-то родное. Может быть, доисторические корни. Ведь там, как уверяют ученые, место зарождения человечества» [4, с. 238]. Духовное преображение мира, утратившего нравственные ценности, в котором живет Матвей Тайшин, потомок княжеского остяцкого рода, является смыслом его жизни. А для этого необходимо найти первоисток, Первоземлю, способную воссоздать гармонию мира.

В.Л.Сязи, исследуя образ Возлюбленной в прозе Е.Д.Айпина, отмечает, что «Все лирические истории Еремея Даниловича без финала любовных отношений. Герой влюбляется, любит и отпускает героиню» [10, с. 74]. В романе-мифе «В поисках Первоистока» концептуально другой финал, предреченный Дженни в Париже: «А мы с тобой будем лежать рядом 10—100—1000 лет. И атомы наши смешаются, молекулы тоже. Мы станем одним человеком. Мы будем вечно вместе. И никто и ничто не сможет нас разлучить. Вечно вместе — это же прекрасно» [4, с. 249]. В кульминационной финальной сцене близость духовная приводит к близости телесной, к желанию целостности в форме страстной любви, к слиянию душ. Это и есть исток бытия, исток жизни, не поддающийся времени. «Подлинная близость и красота отношений между героями возникает тогда, они

стремятся стать частью имени и бытия дорогого человека» [11, с. 416]. «Эта сцена любовного соития представлена в романе в ракурсе ее сакральной сущности, ибо момент полного слияния и растворения друг в друге есть не что иное, как повторение архетипического действия зарождения вечного и воспроизведения мировой жизни» [7, с. 184].

«В поисках Первоземли» являет собой образец мифологического романа, в котором внутреннее действие подкрепляет мифологические истоки, подчеркивая универсальность сюжета и психологических ходов. Через специфику хантыйской мифологии хорошо видны общие контуры мифологического авторского сознания. «Отношение героев прозы Еремея Айпина ко времени как ценности проявляется и в том, что они обладают способностью определять конец одних и начало других времён, отмечать начала и окончания значимых этапов» [112, с. 117]. В романе реализуется своеобразное сопряжение любви земной и любви божественной, при этом земная любовь становится путем постижения вечных тайн бытия и приобщения к высшему началу. «Они попали в вечность. И для них уже не существовало ни времени, ни пространства. Он получил то, чего хотел. Надеясь, что и она получила то же. Он перешел в состояние небытия» [4, с. 409]. Триединство мирового пространства (Верхний мир, Средний мир, Нижний мир) в мифологии обских угров не имеет четких границ, мифологические персонажи могут свободно перемещаться в них, также происходит и в романе-мифе Е.Д.Айпина. «Границей между двумя мирами было голубое легкое марево над ними то ли пара, то ли дыма. Они прошли через эту преграду и стали единым началом, единым продолжением и единым концом этого очередного мгновения жизни» [4, с. 408].

Итак, наше исследование показало, что образ идеальной Возлюбленной в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли» играет важную роль в идейном плане произведения. Постоянный для творчества писателя образ Возлюбленной вбирает традиционные для его прозы черты и реализует мысль о гармонии отношений между мужчиной и женщиной, как о первоистоке жизненного начала.

1. Еремей Айпин: Важно, что государство признает необходимость душевного оздоровления [Электр. ресурс]. URL: https://vk.com/wall-135230596_12823 (дата обращения: 02.07.2022).

2. «Мой род идёт от бобра»: [интервью с писателем Еремеем Айпиным]; записала Н.Дворцова [Электр. ресурс]. URL: https://gorky.media/context/moj-rod-idet-ot-bobra/ (дата обращения: 23.07.2022).

3. Ларкович Д.В. Миф о вечном возвращении в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли» // Имагогология и компаративистика. 2021. № 15. С. 173-191. DOI: 10.17223/24099554/15/10

4. Айпин Е.Д. В поисках Первоземли. М.: РИПОЛ классик, 2019. 424 с.

5. Колягина Т.Ю. Герои Е.Д.Айпина в поисках идентичности (по роману «В поисках Первоземли») // Litera. 2021. № 11. С. 78-88. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36826

6. Белькова А.Е., Лаптева Г.П. Многомероность понимания истины в романе Еремея Даниловича Айпина «В поисках Первоземли» // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. 2021. № 3. С. 257-260.

7. Косинцева Е.В. Женские образы в хантыйской литературе. Монография; Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Ханты-Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело», 2010. 100 с.

8. Рябий М.М. Величие женских образов в лирической прозе и публицистике Еремея Айпина // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 1(36). С. 141-146.

9. Сургутскова Г.А. Педагогическое обеспечение иноязычной подготовки бакалавров не языковых вузов в контексте изучения предмета «Деловой иностранный язык» // Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета / Отв. ред. А.В.Коричко. Нижневартовск, 2018. С. 185-188.

10. Сязи В.Л. Образ возлюбленной в прозе Е.Д.Айпина // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 69-76.

11. Семенов А.Н. Мир, в котором ищут Первоземлю // Айпин Е.Д. В поисках Первоземли. М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 414-419.

12. Семенов А.Н. Аксиология времени в прозе Е.Айпина // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 112-122. DOI: 10.26105/SSPU.2020.41.56.012

References

1. Eremey Aypin: Vazhno, chto gosudarstvo priznaet neobkhodimost' dushevnogo ozdorovleniya [Eremey Aypin: It is important that the state recognizes the need for mental recovery]. Available at: https://vk.com/wall-135230596_12823 (accessed: 02.07.2022).

2. "Moy rod idet ot bobra": [interv'yu s pisatelem Eremeem Aypinym]; zapisala N.Dvortsova ["My family comes from a beaver": [interview with writer Eremey Aypin]; recorded by N. Dvortsova]. Available at: https://gorky.media/context/moj-rod-idet-ot-bobra/ (accessed: 23.07.2022).

3. Larkovich D.V. Mif o vechnom vozvrashchenii v romane E.D.Aypina "V poiskakh Pervozemli" [Larkovich D.V. The myth of eternal return in the novel by E.D.Aypin "In search of the First Earth"]. Imagogologiya i komparativistika, 2021, no. 15, pp. 173-191. DOI: 10.17223/24099554/15/10

4. Aypin E.D. V poiskakh Pervozemli [In search of the First Earth]. Moscow, 2019. 424 p.

5. Kolyagina T.Yu. Geroi E.D.Aypina v poiskakh identichnosti (po romanu "V poiskakh Pervozemli") [E.D.Aypin's heroes in search of identity (based on the novel "In Search of the First Earth")]. Litera, 2021, no. 11, pp. 78-88. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36826

6. Bel'kova A.E., Lapteva G.P. Mnogomeronost' ponimaniya istiny v romane Eremeya Danilovicha Aypina "V poiskakh Pervozemli" [Multidimensional understanding of the truth in the novel by Eremei Danilovich Aypin "In Search of the First Earth"]. Modern Humanities Success / Uspekhi gumanitarnykh nauk, 2021, no. 3, pp. 257-260.

7. Kosintseva E.V. Zhenskie obrazy v khantyyskoy literature. Monografiya; Obsko-ugorskiy institut prikladnykh issledovaniy i razrabotok [Female images in Khanty literature. Monograph; Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development]. Khanty-Mansiysk, 2010. 100 p.

8. Ryabiy M.M. Velichie zhenskikh obrazov v liricheskoy proze i publitsistike Eremeya Aypina [Greatness of female images in lyrical prose and Eremey Aypin's journalism]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 1(36), pp. 141-146.

9. Surgutskova G.A. Pedagogicheskoe obespechenie inoyazychnoy podgotovki bakalavrov ne yazykovykh vuzov v kontekste izucheniya predmeta "Delovoy inostrannyy yazyk" [Pedagogical support of foreign language training of bachelors of non-linguistic universities in the

context of studying the "Business foreign language" subject]. In: Korichko A.V., ed. Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nizhnevartovsk, 2018, pp. 185-188.

10. Syazi V.L. Obraz vozlyublennoy v proze E.D.Aypina [The image of the Beloved prose of E.D.Aipin]. Vestnik ugrovedeniya, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 69-76.

11. Semenov A.N. Mir, v kotorom ishchut Pervozemlyu [The world where they are looking for the First Earth]. In: Aypin E.D. V poiskakh Pervozemli. Moscow, 2019, pp. 414-419.

12. Semenov A.N. Aksiologiya vremeni v proze E.Aypina [Axiology of time in the prose of Eremey Aypin]. Filologicheskiy vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2020, no. 2, pp. 112-122. DOI: 10.26105/SSPU.2020.41.56.012

Rymareva E.N. The image of the Beloved in the novel "In search of the First Earth" by E.D.Aypin. For the first time, the article analyzes the image of the Beloved from the novel by the Khanty writer E.D.Aypin "In search of the First Earth". The author emphasizes the importance of the role of the Beloved in the ideological plan. The author also notes the poet's original vision of the ideas of the beginning of life, the origin of being. The article reveals the ideas about the peculiarities of the author's worldview more deeply. The study focuses on the image of Jenny, the beloved of the main character, a descendant of the Ostyat princely family of Matvey Taishin, the artist Maestro. After analyzing the image of the Beloved, it can be concluded that features: aristocracy, mystery, mysticism - imprinted in the author's earlier works, characterize her. The image of the Beloved appears in the text of the myth novel as the main indicator of the author's ideas about spiritual, cultural and life values formed based on mythological consciousness.

Keywords: the image of the Beloved, romance-myth, mythologism, myth consciousness, E.D.Aypin.

Сведения об авторе. Елена Николаевна Рымарева — кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и туризма гуманитарного факультета; Нижневартовский государственный университет; ORCID: 0000-0002-4920-5803; enrimareva@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.

Ссылка на эту статью: Рымарева Е.Н. Образ возлюбленной в романе Е.Д.Айпина «В поисках Первоземли» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 2(47). С. 156-160. DOI: 10.3 4680/2411-7951.2023.2(47) .156-160

For citation: Rymareva E.N. The image of the Beloved in the novel "In search of the First Earth" by E.D.Aypin. Memoirs of NovSU, 2023, no. 2(47), pp. 156-160. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.2(47).156-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.