Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА'

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / MATERNITY AND CHILDHOOD / ГОСУДАР-СТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / FORMATION AND DEVELOPMENT / РОССИЙ-СКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скворцова Н.Е., Лянник В.А., Ельская С.Н.

Здоровье матери и ребенка являются важнейши-ми показателями социального благополучия государ-ства, и потому охрана материнства и детства во всем мире рассматривается как одно из приоритетных на-правлений в области здравоохранения. Глобальная цель государственной политики в этом вопросе - соз-дание благоприятных условий для реализации важ-нейших для каждой женщины функций - рождения и воспитания здоровых детей.В статье представлены историко-правовые аспек-ты развития и становления государственной полити-ки по защите материнства и детства начиная с зарож-дения акушерской практики в середине 17 века, когда в 1754 г. и в 1771 г. был принят проект об учреждении в Москве и Петербурге школ «бабьего дела», откры-тых при отделениях Московского и Петербургского воспитательных домов, открытия в 1834 году в Петер-бурге первой в России детской больницы, предприня-тых советским правительством значительных шагов в вопросе охраны здоровья матери и ребенка на про-тяжении всего существования Союза Советских Со-циалистических Республик и заканчивая основными аспектами реформы здравоохранения в Российской Федерации. Действующая на сегодняшний день система госу-дарственной политики в сфере охраны материнства и детства представляет собой результат длительно-го исторического развития, направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF MATERNITY AND CHILDHOOD PROTECTION

Maternal and child health are the most important in-dicators of the social well-being of the state, and therefore the protection of motherhood and childhood throughout the world is seen as one of the priorities in the fi eld of health. The global goal of public policy in this matter is to create favorable conditions for the realization of the most important functions for every woman - the birth and upbringing of healthy children.The article presents the historical and legal aspects of the development and development of the state poli- cy on the protection of motherhood and childhood, start-ing with the birth of obstetrical practice in the middle of the 17th century, when in 1754, and in 1771g. the proj-ect on the establishment of schools of the “baba affair” in Moscow and St. Petersburg opened in Moscow and Pe-tersburg, the opening of the fi rst Russian children’s hos-pital in St. Petersburg in 1834, the signifi cant steps taken by the Soviet government in the matter of maternal and child health the entire existence of the Union of Soviet Socialist Republics and ending with the main aspects of health care reform in the Russian Federation.The current system of state policy in the fi eld of ma-ternity and childhood protection is the result of a long historical development aimed at comprehensive state activities to support the institution of the family as a whole.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА»

Н.Е. Скворцова, В.А. Лянник, С.Н. Ельская

Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Здоровье матери и ребенка являются важнейшими показателями социального благополучия государства, и потому охрана материнства и детства во всем мире рассматривается как одно из приоритетных направлений в области здравоохранения.

Глобальная цель государственной политики в этом вопросе - создание благоприятных условий для реализации важнейших для каждой женщины функций - рождения и воспитания здоровых детей.

На практике это требует от государства создания системы социально-правовой защиты женщин-матерей, а также формирования и эффективного функционирования специализированных учреждений здравоохранения, которые в настоящее время представлены амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторными учреждениями, специализирующимися на оказании медицинской, санаторной и реабилитационной помощи женщинам-матерям и детскому населению.

Социальная значимость здоровья матери и ребенка обусловливает и тот факт, что в систему показателей, используемых для оценки общественного здоровья, эксперты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют включать показатели, отражающие состояние здоровья этих групп населения. Среди них важнейшими являются материнская и младенческая смертность как интегральные показатели оценки здоровья женщин и детей, а также доступность и охват беременных квалифицированной медицинской помощью.

Цель работы: изучение историко-правовых аспектов государственного управления в сфере охраны материнства и детства, анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка, что позволит выявить основные тенденции государственно-правового регулирования и наметить стратегические направления развития и совершенствования государственного управления.

Методы исследования: обобщение, синтез, анализ.

Задачами проведенного исследования автором были установлены:

-изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; историю развития государственного управления в сфере охраны материнства и детства;

-обозначить этапы становления имеющейся нормативно-правовой базы по охране здоровья матери и ребенка.

История становления системы охраны здоровья женщины и ребенка в России уходит своими корнями в далекое прошлое, к зарождению акушерской практики в середине 17 века, когда в 1754г. и в 1771г. был принят проект об учреждении в Москве и Петербурге школ «бабьего дела», открытых при отделениях Московского и Петербургского воспитательных домов. Учебная программа была рассчитана на шесть лет обучения, обучение велось по немецким пособиям и немецкими преподавателями. Но уже в конце 18 -начале 19 века появились учебники и на русском языке. В 1797 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны было открыто в Петербурге еще одно родовспомогательное учреждение -Повивальный институт. И на протяжении почти века этими тремя учреждениями ограничивалось число школ, в которых велась подготовка акушерского персонала. Только в начале 60-х годов 19 века с введением земских учреждений число акушерских школ стало расти.

Русский Врачебный Устав различал две категории повивальных бабок: пристяжных и сельских.

Первые получали образование в одном из повивальных институтов, проходили практику и имели право работы по всей территории России.

Вторые получали образование в повивальных школах, созданных при тех же институтах или в некоторых фельдшерских школах и могли работать только в сельской местности. Врачебным Уставом подробно регламентировались права и обязанности повивальных бабок, предъ-

© Н.Е. Скворцова, В.А. Лянник, С.Н. Ельская, 2017 © Университетская Клиника, 2017

являя к ним очень серьезные требования. На начало ХХ века только около 5% рожениц получали медицинскую помощь. Но при этом было огромное число доморощенных повитух. И это было экономически выгодно роженице и ее семье, поскольку вознаграждение повитуха получала от крестных родителей и приглашенных на крестины гостей. Многие из них были достаточно искусны и пользовались доброй репутацией, однако от заражения крови, послеродовых усложнений умирало около 30 тысяч женщин ежегодно.

В 1834 году на пожертвования в Петербурге была открыта первая в России детская больница. В это же время было создано и «Общество охраны народного здоровья», одним из основных направлений деятельности которого стало изучение причин высокой детской смертности: смертность детей составляла почти 60% в структуре общей смертности, а в отдельных губерниях эта цифра доходила до 76%.

Земская реформа 1864 года внесла некоторые изменения в организацию медицинской помощи женщинам и детям, что было связано, прежде всего, с изменением позиции стационарного врача, чья деятельность стала финансироваться из местных бюджетов. Но это не могло удовлетворить потребность многомиллионного населения страны в медицинских услугах.

Вопросы борьбы с детской заболеваемостью и смертностью стали основной темой обсуждения на Пироговских съездах врачей. Тогда же впервые прозвучал тезис о том, что «...попечение о матерях и грудных детях должно рассматриваться как одно понятие».

Сразу после революции советское правительство предприняло значительные шаги в вопросе охраны здоровья матери и ребенка. Советская власть в период 1917-1930 гг., делая первые шаги в политической, экономической и, в частности, социальной политике, столкнулась с необходимостью проведения быстрых социальных изменений в условиях слабой и неразвитой социально-экономической базы, подавляющей неграмотности населения. На борьбу с этими и другими проблемами в помощь государству были призваны массовые добровольные движения, различные формы организации добровольчества [1, с.10].

Формирующаяся государственная политика того времени в сфере охраны и защиты семьи реализовывалась в программных документах большевистской партии, в принятии декретов и других законодательных актов Страны Советов, в организации новых государственных структур, которые в целом решали многие вопросы данной сферы.

Рассматривая государственное управление в сфере материнства и детства также необходимо рассмотреть правовое регулирование в сфере семьи, а именно брачных отношений. После Великой Октябрьской социалистической революции брак, заключенный в церкви по религиозному обряду, не имел никакой юридической силы. Кардинальное изменение государства к семье, браку выразилось в декрете, принятым Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом народных комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и введении книг актов состояния». Основным положением данного декрета является признание государством гражданского брака, таким образом, государство отвергло церковные браки, с этого момента вне зависимости от вероисповедания законным считается брак, заключенный в государственных органах. Исключение делалось только для тех браков, которые были заключены до возникновения органов записи актов гражданского состояния. Таким образом, государство подчеркивает, что только брак, зарегистрированный в органах загса, находится под защитой государства. Закон устанавливает порядок регистрации каждого из актов гражданского состояния, соблюдение которого является обязательным, иначе он не имеет правовой силы. Основной целью данного декрета являлось разработка важнейших принципов правового регулирования отношений брака и семьи, регулирование формирования советской семьи в соответствии с коммунистическими идеалами. В декрете было закреплен принцип добровольности брака, и если этот принцип нарушался, то такой брак не считался законным. Декрет также имел целью возникновение юридических прав и обязанностей у обоих супругов, у родителей и детей. Необходимо отметить, что до принятия декрета юридическими правами большей частью обладал муж. Кроме того, что является нововведением, декрет закрепил права детей, рожденных вне брака. В дореволюционной России внебрачные дети были очень сильно ограничены как в правовом смысле, так и в моральном. Под контролем государства находилось и расторжение брака. Декрет «О расторжении брака» закрепил расторжение брака по обоюдному согласию или одного из супругов в отделе записей браков. В целом, первые декреты коренным образом изменили понимание брака, государство установило новое понимание института брака, утвердило полную свободу граждан в отношении брака, а также и в отношении его расторжения, оставив за собой только регистрационные функции, а сам институт брака стал частным делом [2, с.3]. Данные декреты стали началом се-

мейного законодательства. В сентябре 1918 года был принят первый советский семейный Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве [3, с.49].

В.И. Ленин уделял большое внимание развитию системы охраны материнства и детства в стране Советов. Еще задолго до Октябрьской революции он уже глубоко изучал проблему охраны материнства и младенчества, а также разработал систему мероприятий в этой важной области. На основании программных документов большевистской партии можно сделать вывод о том, что В.И. Ленин предпочтительно заботился о детях, о женщинах-матерях [4, с.37]. С первых же дней существования Советской власти Коммунистическая партия приступила к практическому претворению в жизнь тех требований, которые содержались в ее Программе [5, с.217].

Государственная семейная политика в охране материнства и младенчества была закреплена в первых декретах и других законодательных актах Страны Советов, разработанных В. И. Лениным. В первую очередь Совет Народных Комиссаров 29 октября 1917 г. принял декрет «О восьмичасовом рабочем дне», согласно которому запрещалось использование труда лиц, не достигших 14 лет; рабочий день для лиц, не достигших 18 лет, составлял 6 часов в сутки. Отдельное место в данном документе занимал труд женщин. Женщины, занимавшиеся умственным трудом, обеспечивались отпуском по беременности и родам с полным сохранением заработной платы на 12 недель; те женщины, которые были задействованы тяжелым физическим трудом, получали отпуск по беременности и родам на 16 недель. Также согласно этому декрету каждая кормящая мать получила право отлучаться с работы каждые три часа на полчаса для кормления ребенка.

Другой формой государственного управления было создание специальных государственных органов, призванных решать вопросы семьи, брака и материнства. В ноябре 1917 г. для решения социальных вопросов был организован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социального обеспечения). Постановлением Наркомата государственного призрения от 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г.) в целях «разработки вопроса о проведении неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как социальной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства» была создана специальная коллегия в составе И. П. Шувалова, Ф. К. Скрибин-ского, Е. Я. Миндлинг, Н. Д. Королева. Председателем этой комиссии была назначена А. М. Кол-лонтай. Этой коллегии предлагалось немедлен-

но организовать при главном управлении наркомата «Отдел по охране материнства и младенчества» [6].

В целях реализации государственной семейной политики государство поставило задачу объединить все учреждения по охране материнства и младенчества в единую систему. Согласно Постановления Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 31 января (13 февраля) 1918 г. «Об организации комиссии по охране младенчества» все учреждения, обслуживавшие детей, объединялись в одну государственную организацию и передавались в ведение отдела охраны материнства и младенчества, с тем «составит неразрывную цепь с учреждениями, обслуживающими женщину во время беременности и кормления ребенка грудью; принимать от них и продолжать выполнение одной общей государственной задачи - создания сильных духом и физически граждан» [7, с.103].

Необходимо отметить, что охрана материнства и детства была важна на всех этапах рождения человека в советском государстве. В условиях недостаточности медицинской помощи, высокого уровня детской заболеваемости для скорейшей разработки и проведения необходимых реформ по охране младенчества в России были организованы при Отделе охраны материнства и младенчества комиссии в составе представителей Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, рабочих организаций и специалистов в вопросах социальной охраны младенчества. Отдел охраны материнства и младенчества начал свою деятельность с организации сети детских лечебно-профилактических учреждений и специальной подготовки медицинских кадров для них. Были организованы приюты для грудных детей, дома матери и ребенка, детские и женские консультации, начали работу молочные кухни, детские ясли, началось строительство родильных домов. Для работы в этих учреждениях повсеместно развернулась массовая подготовка кадров, к этому благородному делу привлекались работницы, а позднее делегатки, члены женсоветов [8, с.169].

Только в течении 1918 года были открыты 46 домов ребенка, 66 родильных домов, 59 консультаций, 47 молочных кухонь, 409 яслей (для сравнения - за 1913 год были открыты только 9 консультаций и 19 яслей) [9, с.65 ]. Были приняты декреты «Об охране материнства и детства» (1918), «Об учреждении Совета защиты детей» (1919), «Об организации школьного питания» (1919). В губерниях и областях РСФР создавались отделы (подотделы, секции) охраны материнства и детства. Как отмечают современные исследователи этой проблемы «проблему охраны материнства

и детства государство и партия рассматривали не только как чисто женскую проблему, проблему воспроизводства населения, сохранения здоровья матери и ребенка, но и как общую - широкую проблему, связанную с формированием и воспитанием детей, профессиональной подготовкой молодежи. поднятием общей культуры населения» [9, с.92].

Большевистская партия очень внимательно относилась к вопросам здравоохранения трудящихся, особенно это касалось области охраны здоровья матери и ребенка, которое было закреплено в Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б). В порядок дня выдвигалась организация сети дошкольных учреждений, яслей и детских садов [10, с.154]. Для достижения этой цели 4 января 1919 г. постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным был учрежден Совет защиты детей во главе с наркомом просвещения, который состоял из представителей наркоматов здравоохранения, социального обеспечения, продовольствия и труда. Основная функция Совета заключалась в охране здоровья детей, организации их питания и снабжения по всей республике.

Огромное внимание уделялось большевистской партией организации работы общественных столовых, яслей, детских садов и подобных учреждений. В 1920 г. по инициативе В.И.Ленина под Москвой был создан совхоз, который производил молочные и другие продукты, и снабжал ими больницы и детские учреждения. В.И.Ленин призывал местные органы на необходимость скорейшего открытия детских учреждений по всей стране [11, с.78].

Следующим шагом в организации питания было подписание В.И.Лениным 22 февраля 1921 года декрета «О мерах к осуществлению коммунального питания детей», согласно которому предписывалось организовать во всех подведомственных Народному комиссариату просвещения школах и детских учреждениях столовые и раздаточные пункты для осуществления коммунального питания детей. В целях организации питания в сельской местности в марте того же года вышел декрет СНК РСФСР «Об организации питания в сельских школах».

Для реализации этих целей особое значение для претворения в жизнь ее политики по охране здоровья будущего поколения партия и Советское государство придавали подготовке кадров, специалистов. В 1919 г. в Москве были открыты первые курсы инструкторов-организаторов охраны материнства и младенчества. В 1920 г. такие курсы работали уже в 9 крупных городах. А в 1922 г. в Москве был создан научно-исследовательский институт охраны мате-

ринства и младенчества (в настоящее время -Научно-исследовательский институт педиатрии Российской Академии медицинских наук.). Следующим шагом было - создание педиатрических факультетов при медицинских институтах [12, с.65].

Острым вопросом в тот период был вопрос детской беспризорности, как следствие революции и гражданской войны, поэтому по предложению В. И. Ленина 27 января 1921 г. при Президиуме ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью, председателем которой был назначен председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф.Э.Дзержинский. Комиссия совместно с наркоматами здравоохранения и просвещения проводила большую работу по борьбе с детской беспризорностью, также занималась вопросами улучшением питания детей и подростков, культивирования среди детей санитарно-гигиенических знаний, созданием в стране сети детских учреждений и т. п. [13, с.98]

В 1922 году был основан Государственный институт охраны материнства и младенчества, который в 1945 году был реорганизован в Институт педиатрии. В это же время был создан Институт акушерства и гинекологии. Второе Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества, которое состоялось в апреле 1923 г. обсудило такие вопросы, как социальная работа в деревне, обслуживание больных детей на дому, воспитательная работа в детских учреждениях для детей раннего возраста, подготовка кадров и др.

В 1925 году страна насчитывала уже свыше 1000 женских и детских консультаций. Темпы по созданию сети государственных учреждений были беспрецедентными, и даже некоторый спад в период НЭПа не изменил общей тенденции. Результаты не замедлили сказаться - детская смертность снизилась, в 1925 г. в европейской части она составила 20,2% против 26,4% в 1913 г.

Огромным вниманием к детям и матерям пронизаны многие решения партии и правительства, принятые в годы социалистического строительства. Так, ноябрьский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б), рассматривая вопрос о первых итогах введения семичасового рабочего дня, предложил Наркомтруду, ВСНХ и ВЦСПС провести в жизнь постановление законодательных органов об освобождении беременных и кормящих женщин от работы в ночной смене на предприятиях, переведенных и переводимых на семичасовой рабочий день [14, с.86].

Некоторые вопросы материального обеспечения социальной сферы решались в постанов-

лении ЦК ВКП(б) «О состоянии и перспективах текстильной промышленности» (май 1929 г.), в котором говорилось о необходимости увеличить, своевременно и полностью использовать ассигнования на ясли, бани, прачечные, школы, больницы и клубы. В июне 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок», которое было направлено на охрану труда женщин. Данное постановление четко закрепило запрет подземного труда для работниц при одновременном расширении применения женского труда на поверхностных работах; усилило внимание Советов, всех систем кооперации и особенно профсоюзов к бытовому обслуживанию трудящихся женщин, увеличило средства на решение этих вопросов, а также широко использовало самодеятельность трудящихся в строительстве детских учреждений, столовых, прачечных [15, с.26].

В 1928 г. был введен порядок, по которому промышленные предприятия, активно использующие женский труд, обязаны были отчислять средства на содержание яслей в размере У фонда заработной платы; 5-10% фонда по улучшению быта рабочих прямым назначением шло на содержание учреждений материнства и детства.

К началу 30-х годов, то есть всего за 10 лет, фактически вся схема охраны здоровья матери и ребенка была сформирована и продолжала интенсивно развиваться, в том числе и санаторно -курортное обслуживание. Массовым явлением к концу 30-х годов стали профилактические прививки среди детей. Страна готовила и специализированные кадры - врачей-педиатров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые декреты, принятые большевиками, стали эволюционными, так как они установили новые принципы формирования и существования семьи, материнства и детства, а именно принцип добровольности, свободы. Они буквально разрушили феодальные семейные отношения, регулирующие брачные отношения в дореволюционной России, и были основаны на неравноправии супругов, не добровольности вступления в брак, ущемлении прав незаконных детей и т.д. В период становления Страны Советов, руководство большевистской партии уделяло большое внимание охране и защите материнства и детства, издавая нормативные акты, создавая новые структуры в системе государственного управления. Принятые декреты того периода были направлены на формирование, преобразование, упорядочивание брачно-семейных отношений в новом государстве на основе коммунистических принципов. Необходимо отметить, что государственное управление охватывало все важные направления в сфере охраны и

защиты семьи такие, как: поддержка материнства, медицинское обслуживание матерей и детей, питание и организация детских учреждений, а также в тот период велась активная работа по ликвидации беспризорников, их социальной адаптации.

Великая Отечественная Война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в дальнейшее развитие системы охраны здоровья матери и ребенка, но в освобожденных районах в первую очередь восстанавливались именно лечебно-профилактические учреждения, многие из которых начали свою работу еще до окончания войны. Быстро восстанавливалась санаторная сеть, в 1945 году она составила 70% от довоенной. Уже в 1943 году, возросшие в первые годы показатели детской смертности, пошли на снижение. Это казалось чудом. У этого чуда было простое объяснение - государственная система здравоохранения, четко обозначенные приоритеты, единая для всей страны система охраны здоровья матери и ребенка позволяли концентрировать усилия и средства на важнейших направлениях. И, несмотря на сложности военного времени, для здоровья матери и ребенка были обеспечены возможно нормальные условия.

С 1945 по 1950 гг. сеть детских учреждений была не только полностью воссоздана, но превысила довоенную. Произошли и некоторые изменения в структуре медико - санитарного обслуживания. Основой медицинского обслуживания детского населения стала детская поликлиника. В основу ее работы был положен участковый принцип. Все дети с трех лет становились на диспансерное обслуживание, на особом учете находились дети с хроническими заболеваниями. На рубеже 50-60-х годов детская смертность по сравнению с дореволюционным периодом снизилась в 10 раз. К концу 50-х годов число женских консультаций по стране превысило 7000 и были созданы все возможности для обслуживания женщин независимо от места проживания.

Система медицинской помощи была дополнена системой социальных гарантий и льгот женщинам, имеющим детей. Таким образом, в стране была создана сеть лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь женщинам и детям - женская консультация, родильный дом, детская поликлиника и больница - и определена ответственность государственных и общественных структур за ее работу, механизмы их взаимодействия, которая просуществовала (при незначительных изменениях) до начала 90-х годов. При этом была сформирована отдельная подсистема оказания медицинской по-

мощи детям по всем уровням: профилактика -лечение - реабилитация. Необходимо отметить, что советская система здравоохранения, известная как модель Семашко, оказала значительное влияние на развитие систем медицинской помощи во всем мире, что нашло свое отражение в международных документах [16]. И даже те исследователи, которые не очень склонны давать высокие оценки советскому периоду, вынуждены признать, что «советское здравоохранение при всех своих недостатках обладало и. неоспоримыми достоинствами. Ему удалось укротить инфекционные заболевания; обеспечить огромное население (даже в малонаселенных районах) всесторонним доступным медицинским обслуживанием; создать основу для общественного здравоохранения, в том числе системы иммунизации и регулярных медицинских осмотров; воспитать поколение верных профессии медицинских работников.

В 1950-х годах принципы советского здравоохранения взяли на вооружение восточноевропейские страны и многие независимые государства Африки, Азии, Среднего Востока и Латинской Америки. Позже они повлияли на разработку принципов организации первичного медико-санитарного обслуживания на международной конференции в Алма-Ате» [17, с.26].

Как всякая система, советское здравоохранение нуждалось в дальнейшем развитии и совершенствовании: в конце 70-х - начале 80-х годов было абсолютно понятно, что СССР, как и другие развитые страны, подошел к вопросу о необходимости реформ и начались поиски адекватных схем, механизмов.

Начиная с 80-х годов, соотношение экстенсивных и интенсивных факторов развития экономики изменилось в пользу последних. Для осуществления перехода к новым методам хозяйствования в здравоохранении проводился ряд экономических экспериментов, направленных на совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи населению. В Кемеровской, Куйбышевской, Ленинградской областях, с 1987 года проводился эксперимент по расширению прав руководителей лечебно-профилактических учреждений, связанный с внедрением коллективных форм организации труда медицинских работников. «Пик» его исполнения пришелся на начало 90-х годов, и он не был завершен. Тем не менее, даже предварительные итоги показали, что государственная система здравоохранения имела значительный потенциал для реформирования и могла быть существенно улучшена.

Очевидно, что «реформы назрели». И возможны были два пути их развития: трансфор-

мация существующей системы здравоохранения при сохранении основополагающих принципов (доступности, всеобщности и бесплатности и т.д.) или ее разрушение и создание новой, основанной на иных подходах. Был избран второй путь.

«Срочность» реформы диктовалась исключительно политическими и идеологическими соображениями. Выбор системы медицинского страхования для России был предопределен идеей всеобщей рыночной трансформации российского общества.

Противостояние российских и союзных властей по всем вопросам достигло предельного уровня, а потому система страхования РСФСР создавалась, как бы, в противовес бюджетной системе СССР. И, наконец, страхование рассматривалось как панацея от всех бед и практически единственный источник дополнительного финансирования здравоохранения, что методологически неверно (Т. Чубарова, Е. Шестако-ва, 1997). Кроме того, в стране отсутствовали эффективные механизмы сбора средства.

Хотя реформы здравоохранения начались в 90-х годах, но только в 1997 году появилась «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», которая и по сей день является основанием для всех изменений. В Концепции были определены четыре главных направления развития здравоохранения: укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний и оздоровление образа жизни; развитие первичного медицинского обслуживания на основе общей (семейной практики); уменьшение роли специализированной медицинской помощи; повышение качества медицинского обслуживания.

Зачастую широко известные термины используются в их узком значении. Что и случилось с термином «материнство». Произошло его сужение до периода беременности и родов. В определенной мере этому способствовала пропаганда идеи безопасного материнства, под которым понимают возможность женщины иметь безопасные и здоровые беременность и роды. С точки зрения здоровья это означает недооценку состояния здоровья женщины за пределами их способности к деторождению. Не случайно, в Великобритании используется очень емкий термин «переход к материнству», который подчеркивает, что успешные беременность и роды - это только самое начало материнства. Кроме того, при таком узком понимании здоровье девочек, девочек-подростков, незамужних и престарелых женщин, а также женщин, не имеющих детей, в лучшем случае вторичны в секторе здоровья [18, с. 27].

Результаты: действующая на сегодняшний день система государственного регулирования в сфере охраны материнства и детства представляет собой результат длительного исторического развития, начавшегося с ограничительных мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. Охрана здоровья матери и ребенка является одной из важнейших задач социального государства, приоритетным направлением государственной политики в области здравоохранения, поскольку от состояния здоровья женщин и детей, наличия необходимых условий для функционирования семьи, раскрытия ее потенциала как воспитательного и социокультурного, так и производственного и экономического зависит будущее государства.

Заключение: женщины и дети - одни из самых социально незащищенных слоев общества.

Проведение анализа и дальнейшая разработка направлений решения проблемных вопросов позволит сохранить и последовательно повышать уровень доступности квалифицированной

медицинской помощи, обеспечить профилактическую направленность отрасли, ее соответствие современным требованиям и рыночным условиям общества. При этом станет возможным динамичное развитие системы здравоохранения путем внедрения механизмов, обеспечивающих адекватное финансирование отрасли, и создания реальных условий для возможности её содержания и развития, что позволит укрепить здоровье матерей и детей Донецкой Народной Республики, стабилизировать демографическую ситуацию и создать благоприятные условия для дальнейшего развития общества.

В целом, дальнейшее стабильное развитие государственного управления в сфере охраны материнства и детства создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Республики в долгосрочной перспективе.

Н.Е. Скворцова, В.А. Лянник, С.Н. Ельская

Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Здоровье матери и ребенка являются важнейшими показателями социального благополучия государства, и потому охрана материнства и детства во всем мире рассматривается как одно из приоритетных направлений в области здравоохранения. Глобальная цель государственной политики в этом вопросе - создание благоприятных условий для реализации важнейших для каждой женщины функций - рождения и воспитания здоровых детей.

В статье представлены историко-правовые аспекты развития и становления государственной политики по защите материнства и детства начиная с зарождения акушерской практики в середине 17 века, когда в 1754 г. и в 1771 г. был принят проект об учреждении в Москве и Петербурге школ «бабьего дела», открытых при отделениях Московского и Петербургского воспитательных домов, открытия в 1834 году в Петер-

бурге первой в России детской больницы, предпринятых советским правительством значительных шагов в вопросе охраны здоровья матери и ребенка на протяжении всего существования Союза Советских Социалистических Республик и заканчивая основными аспектами реформы здравоохранения в Российской Федерации.

Действующая на сегодняшний день система государственной политики в сфере охраны материнства и детства представляет собой результат длительного исторического развития, направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом.

Ключевые слова: Материнство и детство, государственная политика, становление и развитие, Российская Федерация

N. E. Skvortsova, V.A. Lyannik, S.N. Yelskaya Ministry of Health of the Donetsk Peoples Republic EVOLUTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF

Maternal and child health are the most important indicators of the social well-being of the state, and therefore the protection of motherhood and childhood throughout the world is seen as one of the priorities in the field of health. The global goal of public policy in this matter is

MATERNITY AND CHILDHOOD PROTECTION

to create favorable conditions for the realization of the most important functions for every woman - the birth and upbringing of healthy children.

The article presents the historical and legal aspects of the development and development of the state poli-

cy on the protection of motherhood and childhood, starting with the birth of obstetrical practice in the middle of the 17th century, when in 1754, and in 1771g. the project on the establishment of schools of the "baba affair" in Moscow and St. Petersburg opened in Moscow and Petersburg, the opening of the first Russian children's hospital in St. Petersburg in 1834, the significant steps taken by the Soviet government in the matter of maternal and child health the entire existence of the Union of Soviet

Socialist Republics and ending with the main aspects of health care reform in the Russian Federation.

The current system of state policy in the field of maternity and childhood protection is the result of a long historical development aimed at comprehensive state activities to support the institution of the family as a whole.

Key words: Maternity and Childhood, Public Policy, Formation and Development, Russian Federation

ЛИТЕРАТУРА

1. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М.: Юрист; 2015. 167.

2. Баторова Т.П. Историко-правовые аспекты развития государственного управления в сфере охраны и защиты семьи (1917-1930 гг.). Современные научные исследования и инновации. 2016; 8: 7-10.

3. Рудык О.И. Институт брака по российскому законодательству 1917-1922 гг. Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2010; 2: 23-27.

4. Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства: автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2010. 134.

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юридическая литература; 2012. 400.

6. Антонова Е.Г. Государство как целостная система социального управления. М.: Луч; 2013. 28.

7. Атаманчук Г.В. Управление: социальная эффективность и ценность. М.: РАГС; 2013. 145.

8. Гнедаш А.А. Модернизация государственной семейной политики в современной России: экстраординарный поворот к пронатализму. Политика семьи и детства в постсоциализме: коллектив.моногр. под ред. В. Шмидт, Е. Ярской-Смирновой, Ж. Черновой. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ; 2014. 169-187.

9. Аракелова М.П. Государственная политика в отношении женщин в Российской Федерации в 20-е годы: опыт организации и уроки. М.; 1997. 220.

10. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. М.: Луч; 2014. 309.

11. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М.: МГУ; 2010. 135.

12. Муратова С.А. Семейное право: учеб.пособие. М.: Юриспруденция; 2013. 268.

13. Елизаров В.В. Семейная политика в СССР и России. Семья в России. 2012; 1: 35-38.

14. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты). Правоведение. 2014; 3: 86-101.

15. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Юридическая литература; 2006. 72.

16. Декларация ООН. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/almaata78.shtml).

17. Трагакес Э., Лессоф С. Системы здравоохранения: время перемен. Россия. Европейская обсерватория по системам здравоохранения. 2003; 197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Григорьева Н. С. Государственная политика в области охраны материнства, отцовства и детства: возможности гендерного подхода. 2006; 132.

REFERENCES

1. Antokol'skaya M.V. Lektsii po semeinomu pravu. M.: Yurist; 2015. 167.

2. Batorova T.P. Istoriko-pravovye aspekty razvitiya gos-udarstvennogo upravleniya v sfere okhrany i zashchi-ty sem'i (1917-1930 gg.). Sovremennye nauchnye issledo-vaniya i innovatsii. 2016; 8: 7-10.

3. Rudyk O.I. Institut braka po rossiiskomu zakonodatel'stvu 1917-1922 gg. Vestnik Nizhegorodskoi Akademii MVD Rossii. 2010; 2: 23-27.

4. Antonova E.G. Printsipy postroeniya pravovogo gosudarst-va: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. Moskva, 2010. 134.

5. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. M.: Yuridicheskaya literatura; 2012. 400.

6. Antonova E.G. Gosudarstvo kak tselostnaya sistema sotsial'nogo upravleniya. M.: Luch; 2013. 28.

7. Atamanchuk G.V. Upravlenie: sotsial'naya effektivnost' i tsennost'. M.: RAGS; 2013. 145.

8. Gnedash A.A. Modernizatsiya gosudarstvennoi semeinoi politiki v sovremennoi Rossii: ekstraordinarnyi povorot k pronatalizmu. Politika sem'i i detstva v postsotsializme: kollektiv.monogr. pod red. V. Shmidt, E. Yarskoi-Smirno-voi, Zh. Chernovoi. M.: OOO «Variant»: TsSPGI; 2014. 169187.

9. Arakelova M.P. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii zhenshchin v Rossiiskoi Federatsii v 20-e gody: opyt orga-nizatsii i uroki. M.; 1997. 220.

10. Ivanov V.N. Sotsial'nye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii. M.: Luch; 2014. 309.

11. Kotelevskaya I.V., Tikhomirov Yu.A. Pravovye akty. M.: MGU; 2010. 135.

12. Muratova S.A. Semeinoe pravo: ucheb.posobie. M.: Yuris-prudentsiya; 2013. 268.

13. Elizarov V.V. Semeinaya politika v SSSR i Rossii. Sem'ya v Rossii. 2012; 1: 35-38.

14. Il'in I.A. Obshchee uchenie o prave i gosudarstve (frag-menty). Pravovedenie. 2014; 3: 86-101.

15. Kudryavtsev V.N. Zakon, postupok, otvetstvennost'. M.: Yuridicheskaya literatura; 2006. 72.

16. Deklaratsiya OON. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/almaata78.shtml).

17. Tragakes E., Lessof S. Sistemy zdravookhraneniya: vre-mya peremen. Rossiya. Evropeiskaya observatoriya po sistemam zdravookhraneniya. 2003; 197.

18. Grigor'eva N. S. Gosudarstvennaya politika v oblasti okhrany materinstva, ottsovstva i detstva: vozmozhnosti gendernogo podkhoda. 2006; 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.