Научная статья на тему 'Деятельность дальневосточных органов здравоохранения по охране здоровья детей и подростков в 20-30-е гг. XX века'

Деятельность дальневосточных органов здравоохранения по охране здоровья детей и подростков в 20-30-е гг. XX века Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / CHILDREN'S AND TEENAGERS' HEALTH PROTECTION SYSTEM / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жаркова А. А.

Становление государственной системы охраны материнства и детства на Дальнем Востоке началось лишь в 1922 г. с установлением здесь советской власти. По линии здравоохранения организовывались детские ясли, детские и женские консультации, патронирование, оказывалась индивидуальная помощь, финансовая поддержка домам ребенка, общежитиям матерей-одиночек, «очага для детей рыбачек*. Работа сталкивалась с большими материальными и кадровыми трудностями. Состояние домов ребенка в середине 20-х годов было неудовлетворительным, квалификация обслуживающего персонала была чрезвычайно низка, наблюдалась большая текучесть кадров. Смертность детей домов ребенка в 20-х г г. была высокой. К концу 20-х гг. ситуация несколько улучшилась. В 1925 г. при Далькрайздраве начал свою работу подотдел охраны здоровья детей и подростков. Ввиду отсутствия в округах штатных работников и финансирования она проходила очень слабо, однако наблюдалась положительная динамика в организации работы. Таким образом, в 20-30-е гг. деятельность дальневосточных органов здравоохранения осуществлялось в русле общей политики страны в отношении женщин и детей, и к концу 30-х гг. были заложены основы государственной системы охраны материнства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's and Teenagers' Health Protection System in the Far East in 1920-1930

The women's and children's health protection system was created in the Far East only when Soviet authorities were established. By the end of 1930th the basis for system was founded. The article describes the activities in this field in 1920-1930. Nurseries and shelters were organized then, financial support for single mothers was provided. Still the sanitary status of most institutions was insufficient, there was lack of financial resources and staff.

Текст научной работы на тему «Деятельность дальневосточных органов здравоохранения по охране здоровья детей и подростков в 20-30-е гг. XX века»

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 20-30-е гг. XX ВЕКА

A.A. Жаркова

Дальневосточная академия государственной службы, г. Хабаровск

Становление государственной системы охраны материнства и детства на Дальнем Востоке началось лишь в 1922 г. с установлением здесь советской власти. По линии здравоохранения организовывались детские ясли, детские и женские консультации, патронирование, оказывалась индивидуальная помощь, финансовая поддержка домам ребенка, общежитиям матерей-одиночек, «очага для детей рыбачек». Работа сталкивалась с большими материальными и кадровыми трудностями. Состояние домов ребенка в середине 20-х годов было неудовлетворительным, квалификация обслуживающего персонала была чрезвычайно низка, наблюдалась большая текучесть кадров. Смертность детей домов ребенка в 20-х г г. была высокой. К концу 20-х гг. ситуация несколько улучшилась. В 1925 г. при Далькрайздраве начал свою работу подотдел охраны здоровья детей и подростков. Ввиду отсутствия в округах штатных работников и финансирования она проходила очень слабо, однако наблюдалась положительная динамика в организации работы. Таким образом, в 20-30-е гг. деятельность дальневосточных органов здравоохранения осуществлялось в русле общей политики страны в отношении женщин и детей, и к концу 30-х гг. были заложены основы государственной системы охраны материнства и детства.

Ключевые слова: охрана здоровья детей и подростков, Дальний Восток.

В первой половине 20-х гг. полномочия по охране здоровья детей и подростков распределялись между наркоматами здравоохранения и просвещения. При этом ключевую роль играл Народный комиссариат здравоохранения, в структуре которого был образован отдел охраны здоровья детей и подростков, занимавшийся, в том числе, охраной материнства и младенчества. Становление государственной системы охраны материнства и детства на Дальнем Востоке началось лишь в 1922 г. с установлением здесь советской власти. Работа эта сталкивалась с большими материальными и кадровыми (даже в руководстве) трудностями. Тов. Лебеденко, заведующая

подотделом охраны материнства и младенчества, в своем докладе, сделанном на заседании коллегии Отдела работниц Губернского комитета ВКП(б) от 02.01.1926 г., отмечала: «Работу усваивать трудно, так как я по писанному читать не могу, но стараюсь учиться, хожу на ликпункт».

За два десятилетия в сфере охраны материнства и детства на законодательном уровне были расширены права женщин в области трудового [11—13], уголовно-процессуального (ограничение случаев взятия под стражу, отсрочка приведения в исполнение наказания и др.), гражданско-процессуального права. Иски о взыска-

нии алиментов были поставлены в более благоприятное положение, в сравнении с другими категориями исков (ст. 43 и примечание к ст. 25 ГПК РСФСР, Постановление ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о разводах» № 309 от 27.06.1936 г.) [15, с. 509—516]. Однако Л. В. Афанасьева отмечает, что «государством предпринимались меры, искусственно сузившие число получательниц пособий» [1, с.15].

Органами государственной власти были определены источники финансирования мероприятий по охране материнства и детства. Так, Постановлением ЦИК и СНК «О порядке распределения доходов от государственной монополии на производство игральных карт» № 1 от 17.12.1926 г. было установлено, что поступающие в доход союзных республик суммы обращаются на субвенирование местных органов здравоохранения на улучшение дела охраны материнства и младенчества [14, с. 2].

На Дальнем Востоке органами здравоохранения организовывались детские ясли — «детгнез-дышки», детские и женские консультации, патронирование, оказывалась индивидуальная помощь, финансовая поддержка домам ребенка, финансирование общежитий матерей-одиночек, «очага для детей рыбачек». Анализ архивных документов показал, что часть учреждений по линии охраны материнства и младенчества (в частности ясли, консультации и санатории), как, впрочем и по линии Наркомата просвещения (детсады, лагеря, площадки, очаги), учреждалась и содержалась предприятиями (золотой, пищевой промышленности, водного транспорта), которые не всегда аккуратно представляли отчетность в краевой отдел здравоохранения. Поэтому все данные о численности учреждений и составе воспитанников условны.

Состояние домов ребенка в середине 20-х гг. было неудовлетворительным. Их общими недостатками являлись: низкий температурный режим (температура в палатах в зимний период падала до 10—8°), отсутствие прачечных (кроме Читы), водопровода и достаточного количе-

ства белья [4, л. 9]. Квалификация обслуживающего персонала была чрезвычайно низка, наблюдалась большая текучесть кадров. Отдел здравоохранения в 1926 г., проведя обследование отдела охраны материнства и младенчества в Забайкальской губернии и Читинском округе, отмечал, что работа по охране здоровья, материнства и младенчества «только что переживает свой организационный период» [4, л. 9].

Смертность детей домов ребенка в 20-х гг. была высокой. «Дети грудного возраста не выживают» — такая фраза фигурировала в одном из отчетов по Благовещенскому дому ребенка [4, л. 7 об.]. Процент смертности грудных детей доходил до 100. В 1925 г. смертность грудных детей в некоторых детских домах достигала 67 % [4, л. 7об]. К концу 20-х ситуация несколько улучшилась. Однако на бюро Хабаровского горкома от 01.09.1930 г. отмечались «совершенно безобразное состояние дома ребенка» [20, л. 83], «массовая болезнь и огромная смертность детей» [20, л. 83]. В отчете «О работе Дома ребенка им. Дерибаса» за 1935 г. указывалось, что из поступивших 166 человек 113 умерло (коклюш, корь и желудочно-кишечные заболевания), из них 43 — в возрасте до 6 мес [4, л. 60].

Продолжал остро стоять кадровый вопрос: «...отсутствие подготовительных работников по преддошкольному воспитанию, а воспитательниц приходится выдвигать из низших, которые работу совершенно не знают и малограмотные» [4, л. 60]. Наблюдалось недостаточное оснащение учреждений.

В 1926 г. дети (до 17 лет включительно) составляли 45,8 % населения, из них 14,3 % приходилось на детей до 7 лет [9, л. 31]. Ввиду все возрастающей роли женщины в производстве и партии потребность в ясельном и детсадовском обслуживании была велика.

При организации работы ясельной сети большое внимание было обращено на создание материальной базы. Значительные средства были выделены общественными организациями (только по Сретенскому округу в 1926 г. — 2272 руб.) [4, л. 68], хотя по многим яслям снабжение бельем и инвентарем было все же недостаточным [4, л. 2]. В ряде регионов (например, Зейский округ) родители согласились давать продукты (в основном молоко, хлеб, кар-

тофель) на все время функционирования яслей [4, л. 29]. Отбор детей в ясли проводили местные комиссии по охране материнства и младенчества по признаку большей нуждаемости семьи. Поэтому больше половины детей были из бедняцких семей (по Хабаровскому округу в 1926 г. бедняцких детей было 333, середняцких 154, остальных 31) [4, л. 1]. Отношение родителей к этим учреждениям было неоднозначным: «...в начале недоверчивое, потом очень скоро переходило в доброжелательное, в особенности среди беднячек» [9, л. 2]. В ходе выступления женщин-делегаток на собрании сельсовета с. Рождественка выяснилось, что отношение к «гнездышку» у них хорошее, но «отсутствие медпомощи и случаи смерти детей напугали их, и потому некоторые перестали носить своих детей» [9. Л.3]. Ясли Николаевска-на-Амуре находились в плохих условиях, «в силу чего пользовались плохой репутацией у населения» [7, л. 26]. Основная часть постоянных яслей была развернута в городах, в 2—3 раза больше, чем в деревне. Сезонные (летние) ясли, напротив, получили развитие в деревне, а в городах их количество было ничтожным (в 1928 г. 109 сезонных яслей — все в деревнях, в 1935 г. из 1152 сезонных яслей только 26 в городах) [19, л. 300]. Одной из причин такого положения дел было отсутствие специализированных помещений — «в лучшем случае отводится дом колхозников за особую отдельную плату, вследствие чего все сезонные и даже базовые ясли сворачивают свою работу на зиму» [7, л. 49]. Несмотря на трудности, рост числа яслей неуклонно продолжался и достиг в 1935 г. 407 по краю. Однако эта цифра не перекрывала все возраставшие потребности населения. В 1935 г. охват детей яслями по Дальнему Востоку не превышал 21,3 %, снижаясь по отдельным предприятиям до 13,6 % (Нефтестрой) и даже до 0 % (Мелькомбинат) [7, л. 33]. Качество их работы было также невысокое, за исключением крупных городов [7, л. 33]. Вместе с тем в связи с отменой карточной системы в 1935 г. улучшилось питание детей в яслях [7, л. 49]. Наблюдалось также улучшение медобслуживания, уменьшилась текучесть кадров, однако уровень квалификации все еще был низок. Однако большинство детей не были охвачены яслями и детскими садами, и часть из них с детства постигала «науку улиц».

В 1926 г. в Дальневосточном крае развернули свою работу абортные комиссии, созданные при отделе охраны материнства и младенчества. По Хабаровскому округу из 484 заявлений было удовлетворено 454. Основаниями для обращения были: недостаток материальных средств (207), кормление грудью (67), туберкулез (52), болезни сердца (27), невозможность продолжать работу (13) и др. [6, к. 5]. Следует признать, что в существовавших на тот момент экономических условиях это была необходимая мера. В 1935 г. по поводу аборта поступило 6462 заявления, из них было удовлетворено 2200 [7, л. 53], что свидетельствует об изменении демографической политики государства, ее направленности на сохранение ребенка и семьи.

В 1925 г. при краевом отделе здравоохранения начал свою работу подотдел охраны здоровья детей и подростков [2, л. 23]. Однако из-за отсутствия в округах штатных работников и финансирования (средства отпускались только по местному бюджету на содержание школьно-санитарных врачей) [2, л. 23 об.] его деятельность была неудовлетворительной. Для улучшения положения в 1927 г. Дальневосточный краевой здравотдел дал указания о направлении по одному врачу на эту работу. Кроме того, в 1927—1928 гг. были выделены государственные бюджетные средства в размере 4800 руб., из местного бюджета — 29 566 руб., из лечфонда — 13 900 руб., из спецсредств — 6463 руб., а в 1928—1929 гг. эти цифры возросли практически в два раза [2, л. 23 об.]. Эти средства направлялись на заработную плату врачам, проведение медосмотров подростков (в основном работающих, также учащихся профтехшкол), санаторно-курортное лечение подростков, в том числе летние санаторные лагеря и детплощадки, летнюю оздоровительную колонию рабочей молодежи. Помимо этого, в компетенцию работников отдела охраны здоровья детей и подростков входили санитарно-просветительная работа, медицинский контроль за физкультурниками. Оздоровительная работа среди дошкольников проходила в форме надзора за детплощадками и детсадами.

К началу 30-х гг. количество врачей отдела охраны здоровья детей и подростков и сеть профилактических детских учреждений увели -

чились. Однако рост потребности населения в них, связанный с расширением промышленного и сельскохозяйственного производства на Дальнем Востоке, значительно превышал предложение. Сетью отдела охраны здоровья детей и подростков было охвачено только 16,3 % детей в городах и 9,8 % — в сельских местностях [7, л. 57].

Наблюдалась и положительная динамика в организации работы: в школах улучшилась уборка помещений: «...полы во всех школах натираются смесью из солярового масла» [3, л. 57], введены умывальники, плевательницы, мусорные ящики, помещения регулярно проветривались, были сделаны противоскарлатиновые и противоос-пенные прививки, проводились медосмотры [3, л. 57]. В части школ были введены горячие завтраки (суп, каша), которые для большинства детей стали единственным полноценным приемом пищи за день. К концу 30-х гг. охват школьников горячими завтраками в Приморье составил 85 % [3, л. 53].

Детские и женскиеконсультации представлены в отчетах и статистике в качестве амбула-торно-поликлинической врачебной помощи населению. В 1927 г. женских и детских консультаций в Дальневосточном крае было 22, а в 1933 г. — 43 [6, л. 12]. При них открывались молочные кухни, оказывалась и юридическая помощь.

С начала 20-х гг. в крае функционировала юридическая консультация при подотделе охраны материнства и младенчества. Одни раз в месяц проводился прием женщин по правовым вопросам. За 1926 г. в консультацию поступило 102 обращения, из них 83 по вопросу алиментов, 6 — о побоях, 5 — о разводе, 1 — о приеме ребенка в приют, остальные имущественного характера. В 1935 г. при Центральной консультации г. Хабаровска действовал юридический кабинет, который оказывал юридическую помощь населению 3—4 часа в день ежедневно, кроме выходных, а также социально-правовой кабинет при Консультации № 1г. Владивостока [7, л. 77]. Только в 1937 г. работниками отдела охраны материнства и младенчества Приморского областного здравоохранения было внесено предложение о введение в штат консультаций должности юриста [8, л. 3 об.].

Согласно отчету, за 3 квартала 1935 г. в консультацию г. Хабаровска поступило 912 обращений [7, л. 55]: установление отцовства, взыскание алиментов, проблемы в области трудового законодательства, связанные с рождением ребенка, розыск отцов на территории Союза, квартирные вопросы, исключение из колхоза, уголовные дела, раздел имущества, отобрание ребенка от отца, устройство на работу, установление пенсии после умерших родителей, устройство в ясли, ведение дел в суде, обследование бытовых условий и ряд других.

Кроме того, консультацией проводилась разъяснительная работа среди населения на темы: «Льготы беременным женщинам на производстве», «Дополнительные пособия на роды, значение профсоюзного членства во время нетрудоспособности», «Право матери на ребенка при разводе», «Оформление исков в суды по алиментам и другим учреждениям», «Какое значение имеет регистрирование и нерегистриро-ванный брак в смысле права матери», «Какая ответственность по восходящей и нисходящей линии родства», «Роль и значение активного участия женщины в производстве и повышении квалификации».

Юридическая консультация способствовала оказанию материальной помощи матерям через комитеты предприятий и деткомиссии. Преимущественно за правовой помощью обращались рабочие (65 %) и служащие (25 %), процент обращений домохозяек (8 %) и работников сельской местности (2 %) незначителен [7, л. 55]. Однако она оказалась малоэффективной, поскольку существовавшие юридические консультации не пользовались широкой популярностью среди женщин, наблюдалось нежелание юристов работать бесплатно.

Одной из форм оздоровительной работы стала летняя оздоровительная кампания, проводимая совместно с Наркоматом просвещения в детских лагерях и пришкольных площадках. Непосредственно краевым отделом здравоохранения в 1936 г. были открыты 6 оздоровительных площадок при консультациях, санаторная группа при яслях в г. Хабаровске и Владивостоке [7, л. 127]. Она преследовала две основные цели — оздоровления и досуга. Охват детей оздоровительными мероприятиями был сравнительно невелик: 8,5 % в 1934 г.

и 15,8 % в 1935 г. [3, л. 6 об.]. Постановлением бюро Далькрайкома ВКП(б) «Об оздоровительных мероприятиях среди пионеров и школьников на лето 1936 г.» от 01.04.1936 г., был утвержден представленный краевым комитетом ВЛКСМ, краевым отделом народного образования, краевым отделом здравоохранения, план оздоровительных мероприятий рассчитанный на оздоровление в лагерях 34 900 человек, площадках с питанием — 33 100 детей, санаторных лагерях и санаториях — 830 и экскурсионными базами — 450 человек [16, л. 170].

Трудности в организации работы летних оздоровительных лагерей Приморья были аналогичны другим детским учреждениям Дальнего Востока: неполноценное питание, маленькие и тесные помещения, нехватка инвентаря [16, л. 170]. Из-за этого лагеря зачастую открывались с большим опозданием. Кроме того, на обсуждение партийной общественности был вынесен вопрос о порядке отбора детей в пионерлагеря, так как «вместо того, чтобы в первую очередь в лагеря брать детей из подшефной школы, действительно нуждающихся по результатам медосмотра в летнем отдыхе, отбирают в лагеря детей работников только своих предприятий и учреждений» [18, л. 44]. На заседании Бюро Далькрайкома ВКП(б) от 16.07.1937 г. было установлено, что «предприятие, финансирующее лагерь, вывозит детей своих рабочих (не обучающихся в подшефной школе) в количестве до 30—40 % к общему количеству детей» [18, л. 44]. В 1938 г. была установлена плата родителей «за содержание ребенка в пионерском лагере в размере 75 % заработка, приходящегося на одного члена семьи, но не свыше фактической стоимости содержания в пионерском лагере» [17, л. 158]. Матерям-одиночкам, имеющим не менее двух детей, при заработке до 250 руб. была предоставлена скидка в размере 25 %. Кроме того, практика разовой аренды помещений под летние лагеря была признана неправильной. Партийными органами указывалось на необходимость создания постоянных баз [17, л.158]. В начале 40-х гг. был взят курс на трудовое воспитание детей в лагерях [17, л. 162].

Санаторное обслуживание детей получило развитие в конце 20-х — начале 30-х гг. В 1933 г. функционировало 3 санатория с охватом 364 ребенка. В 1935 г. — 2, зато охват детей составил 477 человек за год [19, л. 300.].

По линии охраны материнства и младенчества развертывалась научная работа. В 1933 г. была организована научно-исследовательская медико-санитарная экспедиция на о. Сахалин по охране материнства и младенчества. Целью экспедиции стало: ознакомление с экономикой острова, составом населения и характером расселения; ознакомление с демографическими данными и с сетью учреждений областного здравоохранения; выявление женского и детского населения, степени внедрения и характер женского труда, условий труда и быта; изучение плодовитости, детности и детской смертности и ряда других вопросов [5, л. 4]. Ход и результаты экспедиции освещались в прессе. 23 июля 1934 г. в газете «Советский Сахалин» [10] была опубликована статья «Научно-исследовательская медицинская экспедиция на посевной», в которой отмечалось, что экспедицией было обследовано свыше 600 человек, из них 400 детей ясельного и дошкольного возраста; проводилась массовая прививка против оспы; консультирование. Кроме того, была проинспектирована работа яслей, отмечены недостатки их работы (плохое питание, отсутствие посещений участкового врача и т. д.), даны рекомендации [10].

В 20—30-е гг. деятельность Дальневосточных органов здравоохранения осуществлялось в русле общей политики страны в отношении женщин и детей и к концу 30-х гг. были заложены основы государственной системы охраны материнства и детства. Сеть учреждений по охране материнства и младенчества увеличилась с 1927 по 1935 г. в 15 раз1. Получили развитие такие направления работы как правовая помощь родителям, летнее оздоровление детей, санаторное лечение, которые в целом способствовали профилактике безнадзорности и беспризорности. Удалось внедрить система-

'Расчет сделан автором на основании данных: Гос. арх. Хабаровского края (ГАХК). — Ф.Р-683. — Он. 1. — Д. 22. — Л. 2.; ГАХК. — Ф.П-2. — Он. 1. — Д. 1351. — Л. 300; ГАХК. — Ф.Р-683. — Он. 1. — Д. 130. — Л. 12.

тические медицинские осмотры детей, улучшить санитарное состояние детских учреждений. Вместе с тем, Дальний Восток испытывал постоянный недостаток персонала. Попытки краткосрочной подготовки собственных работников не смогли решить эту проблему к концу 30-х гг. Рост числа учреждений для матерей и детей отставал от темпов увеличения населения региона, качество их работы также оставляло желать лучшего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Л.В. Развитие социального института охраны материнства и детства на Дальнем востоке в 20—30-х годах XX века. Автореферат дисс. ... к. ист. н. — Комсомольск-на-Амуре, 2004.

2. Деятельность подотдела охраны здоровья детей и подростков Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 59.

3. Деятельность подотдела охраны здоровья детей и под-

ростков Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 138.

4. Документы Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 5.

5. Документы Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 127.

6. Документы Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 130.

7. Документы Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 151.

8. Документы Далькрайздрава. Гос. арх. Хабаровского

края. — Ф.Р-683. — Оп. 1. — Д. 171.

9. Итоги разработки 5 % выборки из материалов пере-

писи населения 1937 г. Дальневосточного края. Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.Р-719. — Оп. 33. — Д. 3.

10. Научно-исследовательская медицинская экспедиция на посевной / Советский Сахалин — 1934. — № 169.

11. Постановление Народного комиссариата труда и Всероссийского центрального совета профессиональных

союзов «Об охране труда беременных и кормящих грудью женщин». Сб. узаконений РСФСР. — 1920. — № 91. — Ст. 477.

12. Постановление Народного комиссариата труда и Всероссийского центрального совета профессиональных союзов «О воспрещении ночных работ беременным и кормящим грудью женщинам». Сб. узаконений РСФСР. — 1920. — № 91. — Ст. 478.

13. Постановление Народного комиссариата труда и Народного комиссариата здравоохранения «О мерах охраны труда и здоровья матерей, кормящих грудью». Сб. узаконений РСФСР. — 1920. — № 89. — Ст. 456.

14. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров «О порядке распределения доходов от государственной монополии на производство игральных карт» от 17.12.1926 г. Сб. законов СССР. — 1927. — № 1. — Ст. 1.

15. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о разводах» от 27.06.1936 г. Сб. законов СССР. — 1936. — № 34. — Ст. 309.

16. Постановление бюро Далькрайкома ВКП(б) «Об оздоровительных мероприятиях среди пионеров и школьников на лето 1936 года» от 01.04.1936 г. Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.П-2. — Оп. 1. — Д. 802.

17. Постановление Всероссийского центрального совета профессиональных союзов «О работе пионерских лагерей в 1941 году» от 22.04.1941 г. Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.Р-704. — Оп. 1. — Д. 75.

18. Протоколы и постановления бюро Далькрайкома ВКП(б). Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.П-2. — Оп. 1. — Д. 1130.

19. Протоколы и постановления бюро Далькрайкома ВКП(б). Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.П-2. — Оп. 1. — Д. 1351.

20. Протоколы и постановления бюро Хабаровского горкома ВКП (б) от 01.09.1930 г. Гос. арх. Хабаровского края. — Ф.П-30. — Оп. 1. — Д. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.