Научная статья на тему 'Охрана здоровья детей в России: история и задачи Десятилетия детства (к 255-летию государственной системы охраны здоровья детей)'

Охрана здоровья детей в России: история и задачи Десятилетия детства (к 255-летию государственной системы охраны здоровья детей) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
594
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА / CHILDREN / STATE SYSTEM OF MATERNAL AND CHILD HEALTH / SOCIAL PATHOLOGY / DECADE OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фисенко Андрей Петрович

Обзор посвящен анализу исторических этапов становления государственной системы охраны здоровья детей в России. Указано, что новаторские организационные технологии российских педиатров стали важнейшей составляющей советской системы охраны здоровья матери и ребенка. В Советской России вопросы охраны здоровья детского населения были приоритетными направлениями в социальной политике государства. Государственный характер, создание социально-правовой базы охраны материнства и детства определили в стране динамичное развитие сети учреждений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям, позволили добиться значимых положительных результатов в снижении младенческой смертности и борьбе с социально обусловленными формами патологии у детей. Десятилетие детства определяет новые перспективные направления развития системы охраны материнства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S HEALTH IN RUSSIA: HISTORY AND TASKS OF THE DECADE OF CHILDHOOD (TO THE 255TH ANNIVERSARY OF THE STATE SYSTEM OF CHILD HEALTH)

The review is devoted to the analysis of the historical stages of the formation of the state system of child health protection in Russia. Innovative organizational technologies of Russian pediatricians were indicated to have become the most important component of the Soviet system of maternal and child health. In Soviet Russia, the issues of child health were priority areas in the social policy of the State. The national character, the creation of a socio-legal base for the protection of motherhood and childhood determined in the country the dynamic development of a network of institutions providing medical and preventive care for children, allowed achieving significant positive results in reducing the infant mortality rate and fighting socially caused forms of pathology in children. The Decade of Childhood determines new promising directions for the development of the system for the protection of motherhood and childhood.

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья детей в России: история и задачи Десятилетия детства (к 255-летию государственной системы охраны здоровья детей)»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Оригинальные статьи

© ФИСЕНКО А.П., 2018 УДК 614.2-053.2(091)

Фисенко А.П.

ОхРАНА ЗДОРОВЬя ДЕТЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИИ И ЗАДАЧИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕТСТВА (к 255-летию государственной системы охраны здоровья детей)

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Обзор посвящен анализу исторических этапов становления государственной системы охраны здоровья детей в России. Указано, что новаторские организационные технологии российских педиатров стали важнейшей составляющей советской системы охраны здоровья матери и ребенка. в советской России вопросы охраны здоровья детского населения были приоритетными направлениями в социальной политике государства. Государственный характер, создание социально-правовой базы охраны материнства и детства определили в стране динамичное развитие сети учреждений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям, позволили добиться значимых положительных результатов в снижении младенческой смертности и борьбе с социально обусловленными формами патологии у детей. Десятилетие детства определяет новые перспективные направления развития системы охраны материнства и детства.

Ключевые слова: дети, государственная система охраны материнства и детства, социальная патология, Десятилетие детства.

Для цитирования: Фисенко А.П. Охрана здоровья детей в России: история и задачи Десятилетия детства. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5): 260-265. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-260-265.

Fisenko A.P.

CHILDREN'S HEALTH IN RUSSIA: HISTORY AND TASKS OF THE DECADE OF CHILDHOOD (TO THE 255TH ANNIVERSARY OF THE STATE SYSTEM OF CHILD HEALTH)

National Medical Research Center of Children's Health, 2, Building 1, Lomonosov Avenue, 119991, Moscow, Russian Federation

The review is devoted to the analysis of the historical stages of the formation of the state system of child health protection in Russia. Innovative organizational technologies of Russian pediatricians were indicated to have become the most important component of the soviet system of maternal and child health. in soviet Russia, the issues of child health were priority areas in the social policy of the state. The national character, the creation of a socio-legal base for the protection of motherhood and childhood determined in the country the dynamic development of a network of institutions providing medical and preventive care for children, allowed achieving significant positive results in reducing the infant mortality rate and fighting socially caused forms ofpathology in children. The Decade of childhood determines new promising directions for the development of the system for the protection of motherhood and childhood.

Keywords: children; state system of maternal and child health; social pathology; decade of childhood. For citation: Fisenko A.P. Children's Health in Russia: History and Tasks of the Decade of Childhood (To the 255th anniversary of the state system of child health). Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(5): 260-265. (In Russian). 260-265. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-260-265.

For correspondence: Andrey P. Fisenko, MD, Ph.D., DSci., Professor, Director of the National Medical Research Center of Children's Health, Moscow, Russian Federation, E-mail: director@nczd.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 12.12.2018 Accepted 14.12.2018

у я ш 'остроение государственной системы охра-I я ж ны здоровья детей в России началось в 1763 щУ г, когда императрица Екатерина II подписала Манифест об учреждении Сиропитального дома в Москве и определила «быть ему государственным учреждением» [1].

Открытие Императорских воспитательных домов

стало первым шагом государственной политики по медико-социальному сопровождению детей [2]. Вторым шагом была губернская реформа 1775 г. и создание Приказа общественного призрения, в обязанности которого входило учреждение сиротских домов, больниц и забота о детях [3].

Центральным событием в истории охраны здоро-

Для корреспонденции: Фисенко Андрей Петрович, доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, E-mail: director@nczd.ru

ORIGINAL ARTICLE

вья детей в Российской империи стало формирование педиатрии, как практической и научной дисциплины. Первая детская больница открылась в Петербурге в 1834 г., став после парижской вторым в Европе детским стационаром. Через 8 лет распахнула двери детская больница в Москве (ныне Филатовская), а в 1844 г. - петербургская Елизаветинская, первый в мире стационар для детей раннего возраста [2, 4]. В воспитательных домах и первых детских больницах были разработаны и внедрены многие эффективные организационные и лечебно-профилактические технологии.

Понимание педиатрии как отдельного предмета медицины, объектом которого являются дети, возникло уже при её зарождении в качестве самостоятельной науки. Яркое свидетельство тому - определение педиатрии, данное в 1847 г. в первом руководстве по педиатрии «Педиятрика» основоположником отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицким, который писал: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей» [5]. Окончательное оформление педиатрии как самостоятельной науки, практики и предмета преподавания произошло в эпоху реформ Александра II, когда в российских университетах стали функционировать детские клиники и кафедры детских болезней [6]. Во второй половине XIX столетия в российском обществе утвердилось положение о том, что охрана здоровья детского населения должна осуществляться во взаимодействии государства, органов местного самоуправления, частной благотворительности.

Начало ХХ столетия в России ознаменовалось стремительным движением к построению государственной системы охраны здоровья матери и ребенка. Началось широкое внедрение педиатрических медико-организационных технологий (открытие яслей, молочных кухонь, детских консультаций), был принят Закон о страховании (1912 г.) и создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества (1913 г.) [2, 7].

Здесь нужно особо отметить выдающуюся деятельность Георгия Несторовича Сперанского, который в 1910 г. в Москве на благотворительные средства при бесплатной работе врачей открыл лечебницу для детей грудного возраста. Позднее на базе этой лечебницы он создал Дом грудного ребенка -прототип государственных учреждений советского времени [6, 8].

Строительство советской системы охраны здоровья детей началось в условиях гражданской войны. В 1918-1922 гг. произошло оформление идеологических и организационных основ системы охраны материнства и детства (ОМД), а позднее был создан фундамент лечебно-профилактической помощи детям в первичном звене здравоохранения [9, 10]. В этой связи следует с особым уважением отметить первых организаторов детского здравоохранения в советской России - руководителя отдела Охраны материнства и младенчества В.П. Лебедеву и начальника отдела Охраны здоровья детей и подростков Е.П. Радина.

Они сумели при поддержке партийных, советских органов и первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко организовать новую советскую систему охраны материнства и детства [7, 11].

К началу 30-х годов в Советской России была создана сеть учреждений лечебно-профилактической помощи детям, система научного обеспечения охраны здоровья детей и подготовки квалифицированных педиатрических кадров. Если детских консультаций в дореволюционной России насчитывалось менее 100, то в РСФСР в 1931 г. - две с половиной тысячи. Были открыты около 400 детских амбулаторий, а число коек в яслях приблизилось к 200 тысячам, не считая более полутора миллионов сезонных в летнее время [23].

Важнейшим событием в становлении советской системы охраны материнства и детства явилось создание научной педиатрии [24]. В 1922 г. по инициативе В.П. Лебедевой и Г.Н. Сперанского Дом охраны младенца был преобразован в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ГНИОММ). Спустя три года аналогичный институт был создан в Ленинграде, а в 1927 г. в обеих столицах были открыты также Институты охраны здоровья детей и подростков [25]. Несомненно, важным было решение открыть в медицинских вузах педиатрические факультеты по подготовке детских врачей для первичного звена здравоохранения [26].

К началу 40-х годов прошлого века в СССР была сформирована единая система охраны здоровья детей: создана инфраструктура педиатрических учреждений, основанная на принципах единства лечебной и профилактической работы, диспансерного обслуживания и участковости, активного санитарного воспитания и просвещения детей, беременных, матерей. Эффективность этой системы впечатляюща: если показатель младенческой смертности в Европейской России в 1910-1914 гг. составлял 25,6 на 1000 родившихся живыми, то уже в 1928 г. в РСФСР - в полтора раза меньше -16,4 [12].

Во время Великой Отечественной войны педиатрическая служба обеспечила сбережение жизни детей во время их массовой эвакуации на восток страны; организовала медицинское обслуживание сотен тысяч эвакуированных детей; не допустила масштабных эпидемий детских инфекций [13]. Знаменательным стало решение Советского правительства о создании Академии медицинских наук, которая была основана 30 июня 1944 г. при Наркомате здравоохранения СССР. В феврале 1945 г. в её состав вошел Институт педиатрии, а среди 60 академиков-основателей был Г.Н. Сперанский [14].

В первые послевоенные пятнадцать лет к достижениям в охране здоровья детей, прежде всего, следует отнести существенные изменения организации деятельности педиатрических учреждений, связанные с объединением стационаров детских больниц с консультациями и поликлиниками, то есть введение системы единого педиатра, который стал оказывать медицинскую помощь детям с рождения до окончания школы [15]. По сравнению с 1940 г., фактически в 2,5 раза была расширена сеть детских учреждений.

оригинальная статья

Детские больницы стали основными учреждениями медицинской помощи детскому населению, началось развитие специализированной медицинской помощи детям.

Уже в 1952 г. в Институте педиатрии был сделан первый шаг в этом направлении: организовано первое в стране детское ревматологическое отделение, которое возглавляли директора Института, профессор М.Н. Казанцева и академик О.Д. Соколова-Пономарёва [14].

Для 60-70 гг. характерно создание новых типов детских учреждений (ясли-сады, скорая помощь для детей, многопрофильные детские стационары, медико-генетические консультации) и новых организационных форм - специализированных центров по лечению определенных форм патологии (аллергических, пульмонологических, гастроэнтерологических, кардиологических и др.) [14, 16].

Советская система оказания медико-санитарной помощи детскому населению на специальной сессии ВОЗ в 1978 г. была признана эффективной, она была внедрена в системы здравоохранения многих стран [13].

Без преувеличения можно сказать, что в названных выше достижениях велика роль Института педиатрии и его директора, участника Великой Отечественной войны, выдающегося организатора науки, академика М.Я. Студеникина. В истории института 1960-98 гг. принято называть эпохой Студеникина [5, 14]. Митрофан Яковлевич чутко уловил проявления научно-технической революции 60-х годов и способствовал дифференциации педиатрии на отдельные клинические дисциплины, в результате чего Институт стал многопрофильным клиническим учреждением. Впервые в стране по его инициативе в течение ряда лет в Институте было создано 16 специализированных подразделений, необходимых для реализации новых путей развития педиатрии. При нём Институт стал Всесоюзным центром по планированию и координации научных исследований и ведущей научной школой по педиатрии [5].

В постсоветской России ситуация с охраной здоровья детей в первые 10 лет была далеко не простой. В это время задача состояла в том, чтобы сохранить традиции и достижения советской государственной системы охраны материнства и детства. К чести российских детских врачей, в условиях социально-экономического кризиса в стране с этой сложной задачей педиатрическая служба справилась. На фоне обвального ухудшения большинства показателей здоровья населения младенческая смертность не только сохранила докризисный уровень, но и проявила тенденцию к снижению. В это кризисное десятилетие самыми важными в сфере охраны здоровья детей стали президентская программа «Дети России» и её целевые подпрограммы по самым актуальным направлениям охраны материнства и детства: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания в РСФСР», а также присоединение к международной Конвенции о правах ребенка [13, 17].

В первое десятилетие XXI века самыми важными для развития педиатрической службы стали: реализация национального проекта «Здоровье»; выделение значительных средств на модернизацию здравоохранения; решение о выделении не менее 25% средств от бюджета системы здравоохранения на охрану здоровья детей; создание детских центров здоровья [18, 19].

Что касается деятельности Института педиатрии, то с присоединением в январе 1998 г. к нему Института гигиены детей и подростков, он был преобразован в Научный центр здоровья детей РАМН [20].

Таким образом, охрана здоровья детского населения России основана на достижениях педиатрии дореволюционной. Советская система адекватно реагировала на вызовы времени, оперативно выделяла приоритеты медико-профилактического обеспечения здоровья детей, эффективно использовала государственные ресурсы для научного обоснования и реализации национальных проектов развития детского здравоохранения.

Сегодня Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей - крупное клиническое и научно-исследовательское педиатрическое учреждение с высоким потенциалом развития. Уникальность ведущего педиатрического Центра состоит в гармоничном соединении фундаментальных и прикладных исследований с оказанием многопрофильной высокотехнологичной медицинской помощи детям и подготовкой научных и медицинских кадров [20].

В отечественной педиатрии Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей МЗ РФ является несомненным лидером. Превосходная научно-техническая оснащенность Центра, использование инновационных разработок в клинической педиатрии и детской хирургии, высокий профессиональный класс специалистов и персонифицированный подход, внедренный в практику как совокупность многопрофильной превентивной помощи, обеспечивают высокий эффект диагностики, лечения и реабилитации больных разного возраста.

Непрерывное развитие Центра предполагает совершенствование лечебной, научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, чтобы обеспечить полный цикл трансляционных исследований в педиатрии. Последние несколько лет стали для Центра решающими. Широкое распространение технологий выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела, интенсификация и техническая насыщенность лечебно-диагностического процесса, внедрение стационарзамещающих технологий обеспечивают высокую эффективность лечения и уменьшение длительности пребывания пациента в стационаре, Расширяются научная, образовательная и клиническая сферы деятельности Центра: открываются новые научные подразделения, работает институт непрерывного медицинского образования; с открытием в 2014 г. инновационного научно-клинического комплекса педиатрии и детской хирургии с современным оборудованием существенно повысилось качество оказываемой помощи в области педиатрии и детской хирургии.

ORIGINAL ARTicLE

Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья российских детей на ближайшие годы четко сформулированы в майском Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Главные направления реализации этих задач нашли отражение в Плане основных мероприятий до 2020 г., посвященных Десятилетию детства и Стратегии «Здравоохранение», рассмотренной Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 10 июля 2018 г.

При реализации Стратегии «Здравоохранение» для формирования опережающей динамики развития охраны здоровья детей Центр будет осуществлять организационное и научно-методическое руководство педиатрических учреждений, разрабатывать профессиональные и образовательные стандарты, координировать подготовку специалистов по ведущему профилю. Что касается конкретных мероприятий до 2020 г., планируемых для проведения в рамках Десятилетия детства, то в их перечне есть такие, которые активно выполняются Национальным центром здоровья детей. Например, разработаны Концепция и проект федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации», предложения в Концепцию «Школьная медицина», подготовлены и направлены в Совет Федерации предложения по проекту основных мероприятий до 2020 г, проводимых в рамках Десятилетия детства, созданы десятки профессиональных и образовательных стандартов, Актуальными являются разработка единого подхода к формированию медицинской помощи и сопровождению детей-инвалидов и их семей, а также определение форм межведомственного взаимодействия по этим вопросам на федеральном и региональном уровнях.

Внесли свою лепту в охрану здоровья детского населения и 250 Центров здоровья, через которые ежегодно проходит более миллиона детей [21, 22]. Следует отметить, что в течение последних 5 лет выполнялись научные исследования по оптимизации работы Центров здоровья [23]. Теперь предстоит разработать информационную и технологическую платформу для создания единой базы данных Центров здоровья и перейти к персонализированной профилактике факторов риска здоровью и функциональных расстройств у детей [24, 25].

Главная задача Десятилетия детства - уменьшение младенческой смертности до лучших мировых показателей (4,5 на 1000 родившихся живыми) путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, персонализованной медицинской помощи детям, повышение доступности и качества медицинской помощи на всех этапах её оказания, а также профилактики заболеваемости.

Совершенствование медицинской помощи детям является ключевым направлением Стратегии, которая определяет перспективы инновационного развития педиатрии и охраны здоровья детей, а также новые горизонты цифровой медицины и кадровой политики. Так, в каждом из 85 регионов страны к 2022 г. должна быть создана полноценная информа-

ционная система по единым критериям с подключением всех медицинских организаций, что обеспечит преемственность и качество оказания медицинской помощи детям [24]. Уже до конца этого года предусмотрено завершить формирование интегрированной телемедицинской системы - между ведущими национальными медицинскими исследовательскими центрами по профилям, за которые они отвечают, и региональными организациями третьего уровня.

В течение ближайшего времени под методическим руководством профильных национальных медицинских центров будет обеспечено внедрение современных технологий, клинических рекомендаций, протоколов лечения во всех педиатрических учреждениях третьего уровня.

В последние несколько лет медицина во всем мире переживает небывалый всплеск внедрения инновационных технологий [26, 27]. В этой связи цифровая педиатрия — перспективный путь нашего развития, который позволит не только точно диагностировать и эффективно лечить, но и сделать её методы доступными и комфортными для детей разного возраста. В перспективе её развитие будет определять основные направления деятельности Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, обеспечивать его лидирующие позиции, как Центра инновационных технологий и непрерывного медицинского образования в педиатрии. Создание в составе Центра ряда специализированных институтов необходимо для для расширения и доступности высокотехнологичной помощи детям, для совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны здоровья детей, регулирования обращения лекарственных средств для детей, научно-методической основ клинических исследований с участием детей [28]. В перспективе все собранные о больных детях данные будут структурированы в цифровых медицинских картах, которыми смогут пользоваться другие медицинские организации и врачи. К 2020 г. ожидается запуск централизованной системы медицинских записей и во всех странах Евросоюза.

Технологии, позволяющие анализировать показания множества индикаторов с помощью искусственного интеллекта, сейчас также активно развиваются и будут востребованы различными системами здравоохранения. В современном мире именно здравоохранение постепенно становится одной из самых высокотехнологичных областей экономики. Благодаря этому педиатрия должна стать: предиктивной (то есть, предсказательной); профилактической; парти-сипативной, требующей активного участия пациента, и персонализированной [29]. При этом необходимо правильное понимание того, что персонализированная педиатрия не заменяет собой привычную нам доказательную медицину, а является надстройкой над современным зданием, построенным с помощью совместных усилий ученых и клиницистов. Эта концепция уже сейчас претворяется в жизнь в значительной степени благодаря заметному повышению интереса подростков к мониторингу собственного здоровья, которое и является основным движителем постепенного изменения существующей клинической практи-

оригинальная статья

ки [24]. Благодаря партнерству между педиатром и его пациентом становится возможной мотивация детей к участию в профилактике, лечении и реабилитации. Пациент делает осознанный выбор и принимает на себя ответственность за свое здоровье [28].

Этим направлениям должна соответствовать и система подготовки специалистов, работающих в педиатрии. Я имею в виду не только 70 тысяч педиатров, которые должны непрерывно обучаться, но и 200 тысяч медицинских сестер, работающих в педиатрических учреждениях страны. В нашем Центре разработана актуальная модель организации сестринского дела в педиатрии, которая проходит апробацию в отделениях хирургического и соматического профиля.

Названные задачи Центр выполняет в тесном сотрудничестве с региональными органами здравоохранения, с педиатрическими кафедрами медицинских вузов и всеми активными членами нашего педиатрического сообщества. Мы совершенствуемся каждый день, модернизируя оборудование и расширяя возможности улучшения качества всех видов медицинской помощи детям. Мы открыты к широкому творческому сотрудничеству.

Конфликт интересов. Автор данной статьи подтвердил отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов М.Д. Московский воспитательный дом. Московский журнал, 2002; 8: 31-7.

2. Альбицкий В.Ю., Шер С.А. Истоки и становление государственной системы охраны здоровья детей в Советской России (1917-1930 гг.). М.; ПедиатрЪ, 2018.

3. Микиртичан Г.Л. Всероссийское Попечительство об охране материнства и младенчества: преемственность идей (к 100-летию со дня основания). Педиатр. 2013; 4(3): 130-7.

4. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. НЦЗДРАМИ. Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (1922-1940). Вып. IV. М.; Издательство «ПедиатрЪ», 2013.

5. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А., Смирнов И.Е. Институт педиатрии (1945-1998). Вып. VI. М.; Издательство «ПедиатрЪ», 2013.

6. Корсунский А.А., Смирнова Г.И. История кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней педиатрического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова: краткий очерк. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(1): 60-5.

7. Лебедева В.П. Охрана материнства и младенчества в стране Советов. М.-Л.; Госмедиздат, 1934.

8. Овчинников А.А. Главный детский доктор. М., 2009.

9. Лебедева В.П. Итоги и перспективы охраны материнства и младенчества. Труды IIIВсесоюзного съезда по охране материнства и младенчества. Москва, 1-7 декабря 1925 г. М., 1926; 11-34.

10. Конюс Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940). М., Госиздат, 1954.

11. Радин Е.П. Что делает Советская власть для охраны здоровья детей. Вятка, 1921.

12. Альбицкий В.Ю. Младенческая смертность в дореволюционной России. Нижегородский медицинский журнал. 1994; 3:131-5.

13. Альбицкий В.Ю., Полунина Н.В., Созинов А.С., Абросимова М.Ю. К 85-летию начала педиатрического образования в России. Казанский медицинский журнал. 2015; 4: 692-6.

14. Студеникин М.Я. 80 лет на службе педиатрии. Актовая речь. М., 2002; 24.

15. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (3): 28-31.

16. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные направ-

ления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 37-9.

17. Кузнецов С.Л., Смирнов И.Е., Чиликин А.Г., Мазуров В.И., Портнов В.Н. Телемедицинский комплекс «Диаморф-Cito» в консультативно-диагностической сети федеральной программы «Дети Севера». Клиническая лабораторная диагностика. 2000; 3: 43-6.

18. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 6: 20-5.

19. Модестов А.А., Бондарь В.И., Косова С.А, Малькова Г.А. Центры здоровья для детей как основа модернизации профилактического направления в педиатрии. Заместитель главного врача. 2014; 5: 22-9.

20. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). М.; Издательство «ПедиатрЪ», 2013.

21. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Иванова А.А., Волков И.М., Бондарь В.И. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(4): 43-8.

22. Жданова Л.А., Салова М.Н., Князева И.В., Кочетова А.В., Лай-кова Т.Л. Новые подходы к оказанию помощи детям в детском городском консультативно-диагностическом центре. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5): 283-7.

23. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Молькова Л.К., Рогачева Н.К., Проблемы и пути совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам на амбулаторном этапе. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5): 288-93.

24. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбере-жения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018-2027 гг.). Российский педиатрический журнал. 2018; 21(1): 31-7.

25. Overby C.L., Tarczy-Hornoch P. Personalized medicine: challenges and opportunities for translational bioinformatics. Per Med. 2013; 10(5): 453-62.

26. van Karnebeek CDM, Wortmann SB, Tarailo-Graovac M, Langeveld M, Ferreira CR, van de Kamp JM et al. The role of the clinician in the multi-omics era: are you ready? J Inherit Metab Dis. 2018; 41(3): 571-82.

27. Michel JP. Mobile Application Removes Societal Barriers to P4 Medicine. J Frailty Aging. 2017; 6(4): 216-8.

28. Flores M., Glusman G., Brogaard K., Price N., Hood L. P4 medicine: how systems medicine will transform the healthcare sector and society. Per Med. 2013; 10(6): 565-76.

29. Hood L. & Galas D. P4 Medicine: Personalized, Predictive, Preventive, Participatory: A Change of View that Changes Everything: A white paper prepared for the Computing Community Consortium committee of the Computing Research Association. 2008; http://cra.org/ccc/resources/ccc-led-whitepapers/

REFERENCES

1. Artamonov M.D. Moscow educational house. Moskovskiy zhurnal. 2002; 8: 31-7.(in Russian)

2. Albitskiy V.Yu., Sher S.A. The origins and formation of the state system of children's health in Soviet Russia (1917-1930). [Istoki i stanovlenie gosudarstvennoy sistemy okhrany zdoroviya detey v Sovetskoy Rossii]. Moscow; Pediatr. 2018. (in Russian)

3. Mikirtichan G.L. All-Russian Guardianship of the protection of motherhood and infancy: continuity of ideas (to the 100th anniversary of the founding). Pediatr. 2013; 4(3): 130-7. (in Russian)

4. Albitskiy V.Yu., Baranov A.A., Sher S.A. NCZD RAMN. State scientific Institute for the protection of motherhood and infancy (19221940). Vol. IV. Moscow; Izd. «Pediatr», 2013; 96. (in Russian)

5. Albitskiy V.Yu., Baranov A.A., Sher S.A., Smirnov I.E. Institute of Pediatrics (1945-1998). Vol. VI. Moscow; Izd. «Pediatr», 2013; 92. (in Russian)

6. Korsunskiy A.A., Smirnova G.I. History of the Department of Pediatrics and pediatric infectious diseases of the pediatric faculty of the First Moscow state medical University. I. M. Sechenov: a brief essay. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(1): 60-5. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lebedeva V.P. Protection of motherhood and infancy in the country of Soviets. [Okhrana zdoroviya detey v strane Sovetov]. Moscow-Leningrad; Gosmedizdat,1934. (in Russian)

8. Ovchinnikov A.A. Chief children's doctor. Мoscow, 2009; 280. (in Russian)

ORIGINAL ARTicLE

9. Lebedeva V.P. Results and prospects of protection of motherhood and infancy. Proceedings of the iii all-union congress for the protection of motherhood and infancy. Moscow, 1-7 December 1925. Moscow; 1926; 11-34. (in Russian)

10. Konyus E.M. Ways of development of the soviet protection of motherhood and infancy (1917-1940). M., Gosizdat, 1954. (in Russian)

11. Radin E.P. What does the soviet government to protect the health of children. [chto delaet sovetskaya vlast dlya okhrany zdoroviya detey]. Vyatka, 1921. (in Russian)

12. Albitskiy V.Yu. Infant mortality in pre-revolutionary Russia. Nizhe-gorodskiy meditsinskiy zhurnal. 1994; 3: 131-5. (in Russian)

13. Albitskiy V.Yu., Polunina N.V., Sozinov A.S., Abrosimova M.Yu. To the 85th anniversary of the beginning of pediatric education in Russia. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2015; 4: 692-696. (in Russian)

14. Studenikin M.Ya. 80 years in the service of Pediatrics. Aktovaya rech. Moscow, 2002; 24 (in Russian)

15. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18 (3): 28-31. (in Russian)

16. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Modestov A.A. Main lines of modernization of the health-improving system for children and adolescents. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 37-9. (in Russian)

17. Kuznetsov S.L., Smirnov I.E., Chilikin A.G., Mazurov V.I., Portnov V.N. Telemedicine complex «Dyamorph-Cito» in the advisory-diagnostic network of the Federal program «Children of the North». Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 2000; 3: 43-6. (in Russian)

18. Kuchma V.R. Medically-preventive foundations of health safety of pupils over the decade of childhood in Russia (2018-2027). Gigiena i sanitariya. 2015; 6: 20-5. (In Russian)

19. Modestov A.A., Bondar V.I., Kosova S.A., Malkova G.A. Health centers for children as the basis of modernization of preventive activity in pediatrics. Zamestitel glavnogo vracha. 2014; 17 (4): 43-8. (in Russian)

20. Albitskiy V.Yu., Baranov A.A., Sher S.A. History of the scientific

center of children's health of the Russian Academy of medical sciences (1763-2013). Moscow; Izd. «Pediatr», 2013; 468. (in Russian)

21. Albitskiy V.Yu. Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Volk-ov I.V., Bondar V.I. et al. Mechanisms Innovative in the preventive activities of health centers for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2014; 17(4): 43-8. (in Russian)

22. Zhdanova L.A., Salova M.N., Knyazeva I.V., Kochetova A.V., Laykova T.L. New approaches to helping children at the children's city advisory-diagnostic center. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2017; 20(5): 283-7. (In Russian)

23. Zhdanova L.A., Boboshko I.E., Molkova L.K., Rogacheva N.K. Problems and improvement ways of medicosocial assistance to the disabled children at the outpatient stage. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2017; 20(5): 288-93. (In Russian).

24. Kuchma V.R. Medically-preventive foundations of health safety of pupils over the decade of childhood in Russia (2018-2027). Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2018; 21(1): 31-7. (In Russian)

25. Overby C.L., Tarczy-Hornoch P. Personalized medicine: challenges and opportunities for translational bioinformatics. Per Med. 2013; 10(5): 453-62.

26. van Karnebeek CDM, Wortmann SB, Tarailo-Graovac M, Langeveld M, Ferreira CR, van de Kamp JM et al. The role of the clinician in the multi-omics era: are you ready? J Inherit MetabDis. 2018; 41(3): 571-82.

27. Michel JP. Mobile Application Removes Societal Barriers to P4 Medicine. J Frailty Aging. 2017; 6(4): 216-8.

28. Flores M., Glusman G., Brogaard K., Price N., Hood L. P4 medicine: how systems medicine will transform the healthcare sector and society. Per Med. 2013; 10(6): 565-76.

29. Hood L. & Galas D. P4 Medicine: Personalized, Predictive, Preventive, Participatory: A Change of View that Changes Everything: A white paper prepared for the computing community consortium committee of the computing Research Association. 2008; http://cra.org/ccc/resources/ccc-led-whitepapers/

Поступила 12.12.2018 Принята в печать 14.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.