Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУЗИИ: МЕЖДУ КОНКОРДАТОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ'

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУЗИИ: МЕЖДУ КОНКОРДАТОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грузия / государственно-конфессиональные отношения / конкордат / конкордатная модель / светская модель / либерализация / Georgia / state-confessional relations / concordat / concordat model / secular model / liberalization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В.А. Долин

В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный. Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году. Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS RELATIONS IN GEORGIA: BETWEEN THE CONCORDAT AND SECULARISM

The article describes four stages of the evolution of state-confessional relations in Georgia: pre-constitutional, pre-concordate, concordate and concordate-liberal. The stages are based on three fundamental changes in Georgian legislation: the adoption of the Constitution in 1995, the conclusion of a constitutional concordat with the Georgian Orthodox Church in 2002, and the liberalization of state-confessional relations in the Civil Code in 2011. The combination of the principles of secularism and secularity implemented in Georgia, with the predominance of the latter, forms a multidirectional and potentially conflictogenic trajectory of the evolution of state-confessional relations.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУЗИИ: МЕЖДУ КОНКОРДАТОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ»

УДК 261.7

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУЗИИ: МЕЖДУ КОНКОРДАТОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ

В.А. Долин

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород

e-mail: v.a.dolin@mail.ru

В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный. Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году. Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.

Ключевые слова: Грузия, государственно-конфессиональные отношения, конкордат, конкордатная модель, светская модель, либерализация.

Грузия формируется в постсоветский период как государство с исторически обусловленным православным большинством. Для государственно-конфессиональных отношений в Грузии характерны две отличительные особенности. Первая состоит в том, что Грузия относится к числу наиболее религиозных православных государств Европы [19]. Вторая отличительная особенность - Грузия является единственной современной православной страной, в которой соглашение с православной церковью заключено на государственном (конституционном) уровне [9, с. 189; 13, с. 87]. При этом «отношения ... в рамках ... конституционного соглашения, не имеют аналогии в других странах» [36, р. 10], поскольку Грузинская Православная Церковь наделена «.уникальными привилегиями» [1].

Несмотря на специфические особенности [см. подробнее: 31] и проведенные исследования отдельных периодов развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветской Грузии [см., например: 39], в литературе отсутствуют исследования, рассматривающие развитие

государственно-конфессиональных отношений в Грузии как целостный эволюционный процесс, в единстве составляющих его этапов. Данное обстоятельство определяет актуальность проводимого исследования.

Объект статьи - государственно-конфессиональные отношения в Грузии, предмет статьи - рассмотрение эволюции модели государственно-конфессиональных отношений в Грузии как целостного процесса. Теоретико-методологические основания исследования формируют три группы представлений. Во-первых, понятие «конкордат» понимается в статье в расширенном значении, как равноправный договор между государством и религиозной конфессией для реализации социального партнерства (с фиксацией прав и обязанностей сторон) [см. также: 4, с. 140-141; 18, с. 59; 29, с. 1382]. Во-вторых, континуальный подход К.У. Дурэма [35], объединяющего типовые модели и фундирующие их принципы. В-третьих, типология светских государств В.И. Понкина, который различает эквипотенциальную, идентификационную, преференциальную и контаминационную модели [см. подробнее: 23, с. 186-204].

В качестве фактологических оснований исследования выступают три изменения национального законодательства, имеющие принципиальное значение для государственно-конфессиональных отношений Грузии:

- 1995 год - принятие Конституции Грузии [17];

- 2002 год - подписание конституционного соглашения между государством и Грузинской Апостольной Автокефальной Православной Церковью [15];

- 2011 год - закрепление в Гражданском кодексе Грузии равенства возможности признания в качестве юридического лица публичного права религиозных объединений (как имеющих историческую связь с Грузией, так и пользующихся таким статусом в государствах Совета Европы).

Вышеназванные три принципиальных изменения не только определяют выделение этапов развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии, но также формируют структуру проводимого исследования.

Первый этап развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии - доконституционный этап (1991-1995).

Грузия получает независимость в результате распада СССР, но на фоне активного национального движения в период перестройки (1985-1991) [см. подробнее: 25, с. 6-11]. Первая демонстрация (против строительства Транскавказской железной дороги) происходит в середине 1987 года. Постепенно лидером движения за независимость Грузии становится

радикальное крыло национал-демократов, платформа которых предполагает и религиозное возрождение страны [25, с. 7-10; 30]. Грузинская Православная Церковь вовлекается в процесс мобилизации в интересах национального строительства [41]. В частности, одна из националистических организаций получает название «Общество святого Ильи-праведника» [25, с. 7].

В связи с участием представителей Грузинской Православной Церкви в оппозиционном движении [см., например: 25, с. 10-11] неудивительно, что 9 апреля 1989 года, за 45 минут до начала разгона митинга сторонников провозглашения независимости, к собравшимся обратился Католикос-Патриарх Грузии Илия II, который призвал к благоразумию и после семиминутной тишины организовал общую молитву «Отче наш» [5, с. 203]. После событий 9 апреля 1989 года популярность национал-демократического движения в обществе растет [21].

Для понимания факторов, повлиявших на выход Грузии из состава СССР, следует рассмотреть хронологию ключевых событий:

- 26 мая 1989 года - объявлен праздник в честь образования в 1918 году меньшевистской Грузинской Демократической Республики, во время которого центр обязывает местные власти вывесить красно-бело-черные флаги;

- 9 марта 1990 года - Верховный совет Грузии объявляет незаконным период советской власти (постановление «О гарантии защиты государственного суверенитета»);

- 17 марта 1991 года - Грузия (наряду с Арменией, Молдавией, Латвией, Литвой, Эстонией) не участвует в референдуме о сохранении СССР (вследствие запрета его проведения на территории республики);

- 31 марта 1991 года - референдум о восстановлении государственности 1918 года (98,9 % участников высказались «за» при явке 89 %) [21].

До принятия Конституции Грузии в 1995 году конституционное развитие страны проходит три этапа [14, гл. 22]:

- 1990-1992 годы - адаптированная к новым реалиям Конституция Грузинской ССР 1978 года;

- 21 февраля 1992 - 6 ноября 1992 - восстановлена (но реально не заработала «.по причине низкой легитимности механизма восстановления.» [7]) историческая Конституция Грузинской Демократической Республики 1921 года, которой Католикос-Патриарх

Грузии Илия II приписывает функцию «национально-освободительной идеи» во время советской оккупации [6];

- октябрь 1992 - август 1995 - вновь избранный парламент 6 ноября 1992 года принимает закон Грузии «О государственной власти», который до принятия Конституции выполняет функции Основного закона страны.

С учетом предмета исследования началом первого этапа развития государственно-конфессиональных отношений целесообразно считать провозглашение независимости Грузии 9 апреля 1991 года. Подписанный в этот день документ получает название «Акт о восстановлении государственной независимости Грузии» [2; 21]. В контексте предмета статьи следует отметить, что в документе не упоминается ни одна из традиционных религий страны, но в духе либерализма и в соответствии с международным правом заявлено, что Грузия «.. .признает и равно обеспечивает ... основные права и свободы человека, национальных, этнических, религиозных и языковых групп.» [2].

Грузия как «маленькая империя» (А.Д. Сахаров) с декабря 1990 года начинает геноцид осетинского народа [5, с. 206-209, 211-213]. С позиций крайнего этнонационализма выступает как первый президент Грузии З. Гамсахурдиа (1991-1992), поддерживающий клан мегрелов, так и второй -Э. Шеварднадзе, который оказывает поддержку клану гурийцев (подгруппа картвелов) [5, с. 214]. Э. Шеварднадзе в августе 1992 года начинает военное вторжение в Абхазию [5, с. 217-229].

9 апреля 1991 года в Законе «О действии Конституции и законодательства Республики Грузия» объявлено о создании Конституционной комиссии, которой поручено разработать новую Конституцию на основе текста, принятого 21 февраля 1921 года [28, с. 75].

Несмотря на краткость многих формулировок [14, гл. 22], в Конституцию 1921 года включена глава 16 «Государство и церковь». В данной главе закрепляется модель светского государства, в соответствии с которой «государство и церковь отделены и независимы друг от друга» (ст. 142), «ни одно вероисповедание не имеет преимуществ» (ст. 143), а также провозглашается запрет на финансирование религиозных организаций из государственного или местного бюджетов (ст. 144) [16]. Представленные признаки соответствуют эквипотенциальной модели светской государства [23, с. 186-189].

Однако Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года «.не хватало необходимого символического и политического

авторитета, чтобы общественность признала ее легитимность.» [40, р. 40], поскольку она реально действовала всего лишь с 21 по 25 февраля 1921 года, пока силы Рабоче-крестьянской Красной армии не установили советскую власть в Грузии [40, p. 39].

После свержения З. Гамсахурдиа начинается третий этап конституционного развития ранней Грузии. Закон Грузии 1992 года «О государственной власти» (по опыту Польши) вступает в силу в связи с чрезвычайной ситуацией в стране как «малая конституция» [26, с. 160] и «.действительно выполнял некоторые функции основного закона.» [14, гл. 22].

Таким образом, в рамках первого этапа развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии под влиянием принципов советской модели «атеистического секуляризма» присутствие религии в сфере государственно-конфессиональных отношений ограничивается призывами к религиозному возрождению, которые выступают проявлением низовой религиозности.

Второй этап развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии - доконкордатный этап (1995-2002).

Грузия принимает Конституцию 24 августа 1995 года, позднее других постсоветских государств [17]. С учетом конституций Грузинской ССР (1922, 1927, 1937, 1978 годы) данный документ - шестая конституция в истории страны [7].

Программной для государственно-конфессиональных отношений является статья 8 основного закона Грузии, которая (наряду со ст. 2, 3, 4, 73) формирует параметры государственно-территориального устройства Грузии [7]. Статья провозглашает «.абсолютную свободу убеждений и вероисповедания.» и одновременно «.признает выдающуюся роль Апостольской Автокефальной Православной Церкви Грузии в истории Грузии и ее независимость от государства.» [17]. В представленных формулировках очевидно соединение эквипотенциальной («американской») и идентификационной моделей [23, с. 186-204]. Данная ситуация обусловлена сочетанием, с одной стороны, влияния опыта развития конституционного законодательства в США, и с другой стороны, стремления учесть высокий уровень религиозности населения.

Ст. 16 Конституции Грузии 1995 года закрепляет «.право на свободу убеждений, вероисповедания и совести» (п. 1), ограничение которого возможно исключительно на основе закона и «.в целях обеспечения

необходимой в демократическом обществе общественной безопасности, здравоохранения или защиты прав других лиц» (п. 2 ст. 16) [17]. Преследование граждан по данным основаниям, а также принуждение высказываться о них не допускается (п. 3 ст. 16) [17].

В 2001 году ст. 8 дополнена п. 2, в котором речь идет о Конституционном соглашении, регламентирующем отношения Государства Грузия и Апостольской Автокефальной Православной Церкви Грузии [33]. Также оговаривается, что «конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности с точки зрения прав человека и основных свобод» [33].

2 апреля 2001 года президент Грузии Э. Шеварнадзе официально объявил о внесенном в Конституцию страны изменении по национальному радио [30]. Президент Грузии заверил, что «права других религиозных организаций и атеистов» не будут ущемляться, а представители традиционных конфессий Грузии (Армянская апостольская Церковь, Католическая Церковь, иудаизм, ислам и баптизм) восприняли дополнение Конституции «с пониманием» [цит. по: 30].

Для повышения легитимности Конституционного соглашения проект документа был направлен на международно-правовую экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) [30]. И это несмотря на то, что подобная практика для католических конкордатов отсутствует.

Обеспокоенные возможным ущемлением своих прав, четыре христианские церкви Грузии (Армянская апостольская Церковь, Римско-Католическая Церковь, Евангелическо-лютеранская церковь и Баптистская церковь) объединяются для лоббирования собственных интересов. Последнее предполагает либо принятие нового профильного закона (о религиозных объединениях), либо заключение простых договоров (вместо конституционных соглашений) со всеми конфессиями, включая и Грузинскую Православную Церковь [30].

Однако позиция Грузинской Православной Церкви, озвученная заместителем директора пресс-службы патриархии З. Ховребадзе, исключает подобный сценарий: «.только Грузинская Православная Церковь должна иметь конституционное соглашение с государством» [цит. по: 30]. В качестве аргумента предлагается тезис о том, что «.абсолютное большинство населения принадлежит именно к ней» [цит. по: 30].

Таким образом, в рамках второго этапа развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии исходное для текста Конституции

Грузии сочетание принципа секуляризма и историко-культурной идентификации с православием трансформируется в более контрастное сочетание принципа секуляризма с конституционно закрепленной нормой о заключении соглашения с Грузинской Православной Церковью.

Третий этап развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии - конкордатный этап (2002-2011).

Во исполнение п. 2 ст. 8 Конституции Грузии (внесен 30 марта 2001 года) [33], 14 октября 2002 года в торжественной обстановке подписано Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью [15]. После одобрения Священным Синодом Грузинской Православной Церкви и Парламентом Грузии документ вступает в законную силу.

Учет традиционных ценностей народа Грузии объясняет тот факт, что подписание конституционного соглашения в Грузии не вызывает негативной реакции политиков, религиозных иерархов и общественности страны [13, с. 87]. Постатейный анализ документа уже проводился в литературе [см., например: 8, с. 102-104].

Основные направления сотрудничества государства и Грузинской Православной Церкви, предусмотренные конституционным соглашением, следующие: семья и брак; духовное окормление в армии, тюрьмах и местах лишения свободы; образование; экономические и финансовые вопросы, связанные с обеспечением льгот и привилегий церкви; поддержка церкви на международном уровне; восстановление материального и морального ущерба.

Среди привилегий Грузинской Православной Церкви следует отметить:

- великие праздники объявляются выходными (п. 6 ст. 1);

- государственная поддержка тайны исповеди и церковной тайны (ст. 2);

- официальное признание церковного брака (при юридическом примате государственной регистрации) (ст. 3);

- освобождение священников от призыва в армию (ст. 4);

- признание государством образовательных документов Церкви (п. 2 ст. 5);

- широкие имущественные привилегии (ст. 6-11), в т. ч. освобождение от налога на имущество, используемое в культовых целях (п. 5 ст. 6), охраняемая государством церковная сокровищница признается совместной

собственностью государства и Церкви (п. 1 ст. 8), обязательство возмещения материального и морального ущерба Х1Х-ХХ веков (ст. 11).

В октябре 2002 года Конституция Грузии дополняется ст. 8 (о государственном языке) [34], после чего программная статья о государственно-конфессиональных отношениях в Грузии автоматически становится ст. 9. По этой причине именно данный номер статьи упоминается в преамбуле Конституционного соглашения [15].

В сентябре 2003 года происходит малоизвестный эпизод в истории государственно-конфессиональных отношений, связанный с попыткой заключить международное соглашение между Грузией и Святым Престолом [37]. Работа над документом началась в 1999 году, почти сразу после визита папы Иоанна Павла II в Грузию [по: 37, р. 135]. После заявления Католикоса-Патриарха Грузии Илии II о нецелесообразности подписания документа и протестов верующих в аэропорту, куда прибыл папский представитель, «президент Шеварднадзе передумал в последнюю минуту, 19 сентября, перед подписанием документа.» [37, р. 136].

При разборе документа [37, р. 137-139] автор выделяет наиболее сложный вопрос, связанный с возвращением нескольких храмов, часть из которых была экспроприирована советской властью и передана Грузинской Православной Церкви [37, р. 138]. Кроме того, в контексте возможной реализации сценария «цветной революции» настораживает ст. 5 проекта международного соглашения между Грузией и Святым Престолом, обязывающая оказывать поддержку священникам, членам религиозных конгрегаций и мирян, негражданам, если они получили приглашение в Грузию от католического епископа, апостольского администратора, ординария или их представителя эквивалентной должности [37, р. 138].

Принятие Конституционного соглашения Грузинской Православной Церковью как явный шаг в сторону традиционных ценностей Грузии вызывает неудовольствие со стороны стран Запада, которые в ноябре 2003 года, после победы «революции роз», предлагают М. Саакашвили не вводить данное соглашение в действие [по: 8, с. 105].

Вновь избранный президент Грузии вынужден балансировать. С одной стороны, во время традиционной для светского государства инаугурации 25 января 2004 года одновременно с обновленным флагом Грузии был поднят и флаг Евросоюза [27]. С другой стороны, днем спустя состоялась церемония благословения М. Саакашвили Илией II, Католикосом-Патриархом Грузии [12]. Местом благословения выбран монастырь Гелати

(Кутаиси, Западная Грузия), на территории которого захоронен грузинский царь-объединитель Давид IV Строитель (1089-1125).

В 2006 году произошел показательный эпизод, когда Народный защитник Грузии Созара Субари в полугодовом отчет предложил пересмотреть Конституционное соглашение (конкордат) между Грузией и Грузинской Православной Церковью. Его отчет 103 голосами против 5 получает отрицательную оценку [22].

В контексте предмета исследования интересные факты выявлены при проведении предвыборной кампании 2008 года. По мнению грузинского политолога С. Дундуа, отношения между государством и Грузинской Православной Церковью входят в число четырех важнейших вопросов данной предвыборной кампании [10, с. 198-199].

Анализ предвыборных платформ политических сил позволяет выявить три основных подхода к проблеме:

- демонстрация доброжелательного отношения к религии и Грузинской Православной Церкви (Единое национальное движение; блок «Традиционалисты - Наша Грузия - Партия женщин»; партия «Наша страна», партия «Грузинская политика»);

- четкие обещания помощи (в том числе финансовой) и полного выполнения конкордатного соглашения (Республиканская партия; партия лейбористов Ш. Нателашвили; кандидаты в президенты: Л. Гачечиладзе; Д. Гамкрелидзе);

- обещание объявить православие государственной религией с внесением соответствующего положения в Конституцию (Национальная партия радикал-демократов всея Грузии; Партия христиан-демократов) [10, с. 199-201].

И лишь «Союз спортсменов» и блок «Топадзе - Промышленники -Правый альянс» не включают вопрос о государственно-конфессиональных отношениях в свою предвыборную платформу [10, с. 201].

В контексте выборов 2008 года показательны как предвыборные лозунги отдельных участников выборов («Наша сила заключается в многообразии, основанном на христианстве» [10, с. 199], «Мы веруем в Бога, и мы сможем.» [10, с. 200]), так и поддержка идеи Католикоса-Патриарха Грузии Илии II о конституционной монархии, которое дополняется идеей выдвинуть первоиерарха в качестве местоблюстителя царского престола [10, с. 200-201].

Таким образом, в рамках третьего этапа развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии низовая религиозность населения Грузии получает конституционное закрепление при сохранении светской модели государственно-конфессиональных отношений (разделение и формальное равенство религиозных объединений).

Четвертый этап развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии - конкордатно-либералъный этап (2011 - настоящее время).

6 июля 2011 года в Гражданский кодекс Грузии внесено изменение, в соответствии с которым статус юридического лица публичного права могут получить объединения, «которые имеют историческую связь с Грузией или пользуются таким статусом в странах Совета Европы» [24]. Помимо престижа, данный статус позволяет религиозной организации вести публичную деятельность вне государственного контроля. Внесенное изменение следует рассматривать как либерализацию государственно-конфессиональных отношений, поскольку происходит уравнивание в правах традиционных для Европы религиозных объединений с аналогичными в Грузии.

До внесения изменений в Гражданский кодекс Грузии религиозные организации могли зарегистрироваться лишь в статусе непредпринимательского «юридического лица частного права» (кроме Грузинской Православной Церкви, которая, согласно п. 3 ст. 1 Конституционного соглашения, представляет собой «.исторически сложившийся субъект публичного права - признанное государством полноправное юридическое лицо публичного права.» [15]).

В соответствии с первой редакцией законопроекта, статус юридического лица публичного права могли получить лишь традиционные для Грузии религиозные объединения (ограниченная либерализация): Армянская Апостольская Церковь, Римская Католическая Церковь, Евангелистская Баптистская Церковь, а также «мусульманская и иудейская общины» [24]. Но к третьему чтению законодатель принял окончательную редакцию (широкая либерализация), что соответствует принципу секуляризма [24].

И хотя изменение внесено в отраслевой закон, не претендующий на отмену или изменение конституционно закрепленного статуса Грузинской Православной Церкви, решение вызвало неудовольствие. Католикос-Патриарх Грузии Илия II уже после первого чтения в парламенте призвал

отменить процедуру, а по вопросу законопроекта провести публичные дебаты и осуществить консультации с Грузинской Православной Церковью [24]. По итогам третьего чтения патриархия заявляет, что принятое решение «противоречит интересам как церкви, так и государства» [24].

Принято считать, что причины внесения изменений в Гражданский кодекс Грузии носят экзогенный характер:

- критика актуальной модели государственно-конфессиональных отношений со стороны непривилегированных традиционных религиозных объединений Грузии;

- давление Ватикана и западных стран;

- дипломатические усилия Армении и Армянской Апостольской церкви [см. подробнее: 8, с. 105-106].

Вместе с тем, С. Маркедонов выделяет три эндогенные причины внесения изменений в Гражданский кодекс Грузии:

- освобождение от наследия Э. Шеварнадзе как националистически ориентированного политика;

- монополизация светской властью влияния в стране;

- европеизация политической системы, освобождение от тоталитарного наследия [20].

По итогам либерализации государственно-конфессиональных отношений 2011 года Грузия покидает группу государств с «балканской» моделью государственно-конфессиональных отношений, для которой характерны особые привилегии для церкви большинства (включая юридические) и ограничения для религиозных меньшинств [11, с. 304-305].

Несмотря на вынужденный разворот в сторону секуляризма, Грузия сохраняет и противоположно направленную тенденцию, связанную с расширением привилегий Грузинской Православной Церкви даже вопреки противодействию международных правозащитных организаций и усилиям традиционных конфессий Грузии [см. также: 32]. В результате Грузия «.полностью удовлетворяет, с одной стороны, формальному конституционному, а с другой - практически теократическому дискурсу», что позволяет в метафорическом смысле охарактеризовать модель государственно-конфессиональных отношений как «конституционную теократию» [38].

В 2018 году конституционный суд признал не соответствующими Конституции Грузии по освобождению от уплаты НДС при строительстве,

реставрации и росписи храмов [3]. Однако фактически данная норма действует и после 31 декабря 2018 года [по: 8, с. 106].

В 2021 году в Лесной кодекс Грузии внесены изменения, предоставляющие Грузинской Православной Церкви право собственности на государственные леса рядом с церквями и монастырями (или прилегающие к ним) [по: 8, с. 106].

Таким образом, в рамках четвертого этапа развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии через внесение изменений в Гражданский кодекс происходит укрепление светской модели государства (путем либерализации государственно-конфессиональных отношений) при постоянно воспроизводящемся стремлении сохранить и укрепить привилегированный статус Грузинской Православной Церкви.

На основании проведенного исследования возможно сделать следующие выводы. Рассмотрение эволюции государственно-конфессиональных отношений в современной Грузии позволяет концептуально осмыслить три принципиальных изменения национального законодательства:

- 1995 год - в результате принятия Конституции Грузии [17] происходит отказ от советской модели «атеистического секуляризма» в пользу сочетания американской модели секуляризма и историко-культурной идентификации с православием;

- 2002 год - по итогам подписания конституционного соглашения между государством и Грузинской Апостольной Автокефальной Православной Церковью [15] низовая религиозность населения Грузии получает конституционное закрепление при сохранении светской модели государственно-конфессиональных отношений (разделение и формальное равенство религиозных объединений);

- 2011 год - после закрепления в Гражданском кодексе Грузии равенства возможности признания в качестве юридического лица публичного права религиозных объединений (как имеющих историческую связь с Грузией, так и пользующихся таким статусом в государствах Совета Европы), происходит укрепление светской модели государства (путем либерализации государственно-конфессиональных отношений) при постоянно воспроизводящемся стремлении сохранить и укрепить привилегированный статус Грузинской Православной Церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со второй половины 1980-х годов по настоящее время Грузия проделала путь от националистического государства, стремящегося к

религиозному возрождению, через секуляризм (дополненный историко-культурной идентификацией с Грузинской Православной Церковью) к светскому государству договорного (конкордатного) подтипа, фундированному принципом секулярности (веси1ап1у) [35]. Данный путь закономерен, поскольку «посткоммунистические общества формируют модели государственно-церковных и общественно-церковных отношений, соответствующие их истории и культуре» [11, с. 303].

В результате в Грузии формируется потенциально неустойчивое соединение религиозной свободы в ее либеральном понимании (принцип секуляризма) с консервативным по мировоззренческим основам возвышением значения Грузинской Православной Церкви (принцип секулярности). Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.

Список литературы

1. 2021 Report on International Religious Freedom // U. S. Departament of State. - URL: https://www.state.gov/reports/2021-report-on-international-religious-freedom/ (дата обращения: 01.02.2024).

2. Акт о восстановлении государственной независимости Грузии // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований имени М. С. Горбачева (Горбачев-фонд) : официальный сайт. - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/gruzia(1).pdf (дата обращения: 27.01.2024).

3. В Грузии признали неконституционными налоговые льготы для Православной Церкви // Седмицами: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - URL: https://www.sedmitza.ru/text/8208296.html (дата обращения: 01.02.2024).

4. Григоренко, А. Ю. Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (ХХ-ХХ1 века) / А. Ю. Григоренко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. - № 2. - С. 140-144.

5. Грузия. Закавказский тупик? / Авт.-сост. А. Б. Широкорад. - Москва : Вече, 2010. -416 с.

6. Грузия отмечает вековой юбилей принятия первой Конституции // Civil Georgia: онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/399649 (дата обращения: 28.01.2024).

7. Деметрашвили, А. В. Вводная статья к Конституции Грузии / А. В. Деметрашвили // Freedominfo.org: форум защиты свободы доступа к информации. - URL: https://www.freedominfo .org/documents/FI_RUS/

countries/georgia/constitution/Georgia_constitution_introduction_1.html (дата обращения: 28.01.2024).

8. Долин, В. А. Особенности конкордатной модели государственно-конфессиональных отношений в Грузии / В. А. Долин // Вопросы государства и права : сборник научных статей Всероссийского круглого стола / отв. ред. Л. В. Карнаушенко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2022. - С. 98-107.

9. Дринова, Е. М. Политизация религии в контексте модернизационных преобразований: опыт постсоветских государств / Е. М. Дринова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2014. - № 5. -С. 187-193.

10. Дундуа, С. Религиозные факторы в политической жизни Грузии (на фоне выборов 2008 года) / С. Дундуа // Центральная Азия и Кавказ. - 2010. - Т. 13. - Вып. 1. -С. 197-204.

11. Еленский, В. Е. Религия и общества в центральной и восточной Европе после коммунизма / В. Е. Еленский // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2012. - № 12. - С. 298-315.

12. Католикос Илия II благословил Михаила Саакашвили на президентство на могиле царя Давида Строителя // Седмицами - URL: https://sedmitza.ru/text/297038.html (дата обращения: 25.01.2024).

13. Ковалев, Е. А. «Конкордатная» модель государственно-церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт / Е. А. Ковалев // Вопросы российской юстиции. -2020. - № 9. - С. 84-91.

14. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Е. Н. Хазова, И. Н. Зубова. -Москва : Юнити-Дана, 2015. - 544 с.

15. Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью // Русская православная церковь : Официальный сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/318741.html (дата обращения: 25.01.2024).

16. Конституция Грузии // Ведомости Парламента Грузии. - 1995. - № 31-33. - Ст. 668.

17. Конституция Грузии: Принята Учредительным Собранием Грузии 21 февраля 1921 года // Институт по исследованию регионализма : [сайт]. - URL: https://rrc.ge/law/konst_1921_02_21_ru.htm?lawid=108&lng_3=ru (дата обращения: 28.01.2024).

18. Лагода, Е. А. Конкордатная система как модель правового регулирования государственно-церковных отношений / Е. А. Лагода // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 2. - С. 57-60.

19. Лебедев, П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 / П. Лебедев // Седмицами : Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». - URL: https://sedmitza.ru/text/8119285.html (дата обращения: 23.01.2024).

20. Маркедонов, С. Грузия: спор между государством и церковью, 15.07.2011 / С. Маркедонов // ПОЛИТКОМ^и : информационный сайт политических комментариев. -URL: https://politcom.ru/12258.html (дата обращения: 26.01.2024).

21. Окунев, Д. «Страна была одержима шовинизмом»: как Грузия голосовала за выход из СССР, 30.03.2021 / Д. Окунев // Газета.ги - URL: https://www.gazeta.ru/science/2021/03/30_a_13541000.shtml (дата обращения: 27.01.2023).

22. Парламент поддержал неприкосновенность «Конкордата» // Civil Georgia : онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/165971 (дата обращения: 29.01.2024).

23. Понкин, И. В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Понкин. - Москва : Про-Пресс, 2003. - 416 с.

24. Президента Грузии призвали отклонить не понравившийся Патриархии закон // Lenta.ru - Новости России и мира сегодня. - URL: https://lenta.ru/news/2011/07/06/critisize/ (дата обращения: 01.02.2024).

25. Таркхинишвили, Л. Грузия: на пути к демократии? / Л. Таркхинишвили. - Варшава : CASE - Центр социально-экономических исследований, 1997. - 55 с.

26. Тихомиров, Ю. А. Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. - Москва : Норма, 1996. - 432 с.

27. У Грузии новый президент, 25.01.2004 // Civil Georgia: онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/160404 (дата обращения: 26.01.2024).

28. Чедия, Б. Конституционная реформа - следствие неустойчивости политической системы Грузии / Б. Чедия // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - Т. 14. - Вып. 2. -С. 74-83.

29. Шлюндт, Н. Ю. Международный характер конкордатов / Н. Ю. Шлюндт // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-6. - С. 1378-1382.

30. Щипков, А. Грузинский конкордат, 14.04.2001 / А. Щипков // Независимая газета. -URL: https://www.ng.ru/cis/2001-04-14/5_konkordat.html (дата обращения: 25.01.2024).

31. Яровой, А. Грузинский конкордат и система конкордатного права / А. Яровой, И. М. Яровая // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - 2016. - № 4. - С. 121-126.

32. Aydingün, A. Georgian Path to Secularism: A Case of "Cultural Defense" / A. Aydingün, S. Keskin, H. E. Gursoy // Politics Religion & Ideology. - 2021. - Vol. 22. - No. 3-4. -Pp. 1-23. - DOI: 10.1080/21567689.2021.1997745.

33. Constitutional Law of Georgia No 826 of 30 March 2001. - LHG I. - No. 9. - 10.04.2001. -Art. 33.

34. Constitutional Law of Georgia No. 1689 of 10 October 2002. - LHG I. - No. 28. -28.10.2002. - Art. 128.

35. Durham, C. W. (Jr.) Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections / C. W. Durham (Jr.) // Pontificia Accademia delle scienze sociali: 17th Plenary Session. -Vatican City, 2011. - Pp. 359-389.

36. Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy / ed. by T. Mikeladze. - Tbilisi : Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. - 134 p.

37. Gegenava, D. The 2003 draft Agreement between the Holy See and Georgia and future prospects for cooperation / D. Gegenava // Studia z Prawa Wyznaniowego. - 2023. - No. 26. -Pp. 133-146. DOI: 10.31743/spw.16494.

38. Godoladze, K. Constitutional theocracy in context: the paradigm of Georgia / K. Godoladze // Humanities and Social Sciences Review. - 2015. - Vol. 4. - No. 2. -Pp. 95-214.

39. Grdelidze, T. The Orthodox Church of Georgia: Challenges under democracy and freedom (1990-2009) / T. Grdelidze // International Journal for the Study of the Christian Church. -2010. - Vol. 10. - No. 2. - Pp. 160-175. DOI: 10.1080/1474225X.2010.487719.

40. Pleps, J. The continuity of the constitutions: the examples of the Baltic states and Georgia / J. Pleps // Wroclaw Review of Law, Administration & Economics. - 2016. - Vol. 6. - No. 2. -Pp. 29-44. - DOI: 10.1515/wrlae-2018-0003.

41. Serrano, S. Orthodox Mobilizations and Political Identities in Post-Soviet Georgia / S. Serrano // Journal of Religion in Europe. - 2021. - Vol. 14. - No. 3-4. - Pp. 225-245. -DOI: 10.1163/18748929-bja10064.

THE EVOLUTION OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS RELATIONS IN GEORGIA: BETWEEN THE CONCORDAT

AND SECULARISM

V.A. Dolin

Belgorod Law Institute of the Ministry of the Internal of the Russian Federation

named after I.D. Putilin, Belgorod e-mail: v.a.dolin@mail.ru

The article describes four stages of the evolution of state-confessional relations in Georgia: pre-constitutional, pre-concordate, concordate and concordate-liberal. The stages are based on three fundamental changes in Georgian legislation: the adoption of the Constitution in 1995, the conclusion of a constitutional concordat with the Georgian Orthodox Church in 2002, and the liberalization of state-confessional relations in the Civil Code in 2011. The combination of the principles of secularism and secularity implemented in Georgia, with the predominance of the latter, forms a multidirectional and potentially conflictogenic trajectory of the evolution of state-confessional relations.

Keywords: Georgia, state-confessional relations, concordat, concordat model, secular model, liberalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.