Научная статья на тему 'Эволюция газовой отрасли РФ в условиях перехода к рынку'

Эволюция газовой отрасли РФ в условиях перехода к рынку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинов В.В.

Автором рассматривается процесс развития газовой отрасли экономики страны в условиях перехода к рыночным отношениям. Анализируются точки зрения по этому вопросу различных экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция газовой отрасли РФ в условиях перехода к рынку»

Список литературы:

1. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В., Филатова М.Н. Нефтегазовый комплекс в контексте государственной научно-технической и промышленной политики СССР и Российской Федерации (1945-2013 гг.): монография / Под общ. ред. М.Н. Филатовой. - М., 2013. - 984 с.

2. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики в СССР и Российской Федерации: монография / Под общ. ред. Е.В. Бодровой. - М., 2014. - 940 с.

3. Гайдар Е.Т. Гибель империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.znatock.com/docs/index-157.html?page=8 (дата обращения: 27.06.2013).

4. Пан Чанвэй. Нефтяная политика и распад Советского Союза: взгляд из Китая // Вестник НГУЭУ - 2010. - № 2. - С. 17-26.

5. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 70. Оп. 2. Д. 6214.

6. РГАЭ Ф. 70. Оп. 2. Д. 6690.

7. РГАЭ Ф. 70. Оп. 2. Д. 6679.

ЭВОЛЮЦИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

© Калинов В.В.*

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,

г. Москва

Автором рассматривается процесс развития газовой отрасли экономики страны в условиях перехода к рыночным отношениям. Анализируются точки зрения по этому вопросу различных экспертов.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, Единая система газоснабжения, приватизация.

Колоссальные запасы природного газа обусловили статус газовой составляющей нефтегазового комплекса (НГК) СССР в качестве базовой, во многом определяющей экономический потенциал страны и ее геоэкономическое влияние. Значимую роль в эволюции газовой отрасли сыграло создание на основе Министерства газовой промышленности СССР в конце 1980-х гг. государственного концерна «Газпром» во главе с В.С. Черномырдиным. Это позволило сохранить газовую отрасль как самостоятельную систему при доминирующей роли государства. Был создан, действительно, мощный концерн, владеющий 15 % мировых запасов газа, обеспечивающий до 90 % российской газодобычи и контролировавший все магистральные газопроводы в России,

* Заведующий кафедрой Политической истории Отечества, доктор исторических наук, доцент.

Единую систему газоснабжения (ЕСГ) РФ. В «Газпром» вошли буровые, газодобывающие, газотранспортные, предприятия, предприятия снабжения, связи, Информгаза, Информационно-рекламный центр. На этой основе в 1993 г. было создано РАО «Газпром», в 1998 г. переименованное в ОАО «Газпром». РАО «Газпром» должно было управлять предприятиями, занимавшимися добычей, транспортировкой и переработкой газа.

Причинами появления концерна явились: особенности технологических активов, которые не позволяли разделить отрасль на несколько компаний; позиция руководителей отрасли во главе с В.С. Черномырдиным; а также роль, которую газовый сектор играл в энергетике, в выполнении внешнеэкономических обязательств страны. Условия перестройки и перехода предприятий на полный хозрасчет, договорные отношения внутри концерна между предприятиями, имевшими статус юридических лиц, обусловили возможность ТЭК подготовиться к деятельности в рыночных условиях [5, с. 88-95].

Примечательно, что первоначально учредителями создаваемого на базе концерна акционерного общества «Газпром» выступали в соответствии с Распоряжением Совет Министров РСФСР от 30.10.1991 г. № 1131 -р Госкомимущество РСФСР и соответствующие органы по управлению государственным имуществом Украины и Беларуси [1, л. 1]. Кабинеты Министров республик дали свое согласие (№№ 21-1703/6 от 29.07.1991 и 14/152-179 от 25.07.1991) [1, л. 4]. Минтопэнергетики, Госкомимущество, Минэкономики РСФСР должны были организовать комиссию по акционированию имущества газовой промышленности, включив в ее состав (по согласованию) полномочных представителей суверенных республик - учредителей АО «Газпром». Комиссия, в частности, должна была в месячный срок определить состав имущества, подлежащее акционированию, размер уставного фонда и долю учредителей-республик, работников предприятий, а также других учредителей; уровень цен на газ в 1992 г. [1, л. 10]. Как указывал 30 октября 1991 г. в Справке, прилагаемой к указанному Распоряжению Совета Министров РСФСР, заместитель председателя правления концерна «Газпром» В.В. Шеремет, «... создание акционерного общества необходимо для того, чтобы в условиях Законов о суверенитете и собственности этих республик сохранить управление технологически неразрывно связанными между собой предприятиями по добыче, переработке и транспорту газа для обеспечения надежного газообеспечения народного хозяйства, населения и поставок газа на экспорт (экспортные газопроводы находятся на территории Украины и Беларуси). При этом ключевая роль в управлении газовой промышленностью республик будет принадлежать России. Приватизацию имущества предусматривается осуществить в дальнейшем в рамках Российской Государственной программы приватизации» [1, л. 4].

На следующем этапе реформирования, на этапе перехода к рынку, газовая отрасль встала на путь акционирования и приватизации первой среди

других отраслей ТЭК. Указ Президента РФ № 1333 от 5 ноября 1992 г. «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» и Постановление Совета Министров РФ № 138 от 17 февраля 1993 г. закрепляли создание на основе ГГК «Газпром» Российского акционерного общества «Газпром» (РАО «Газпром») [3]. Лидеры отрасли сумели убедить Правительство в уникальности отрасли, с самого начала развивающейся в качестве единого технологического и организационно-экономического механизма.

Необходимость реформирования газовой отрасли была впервые обоснована в Концепции энергетической политики России 1992 г., там же оговаривалась возможность сокращения доли государственной собственности по мере развития рыночных отношений, подчеркивалась роль и значимость Единой газотранспортной системы, обеспечивающей транспортировку практически всего газа, перемещаемого по территории РФ, и нуждающейся в централизованном управлении. Учитывалось, что ЕСГ выполняет функции резервирования других топливно-энергетических систем страны, так как существует возможность изменения режима потоков газа. Поэтому ГГК «Газпром» акционировался как единая вертикально интегрированная компания, объединившая добычу, сбор, переработку, магистральный транспорт и хранение природного газа. Не отрицалась при этом приватизация небольших газовых промыслов, обслуживающих отрасль предприятий местных систем газоснабжения, и т.д.

Особое значение придавалось решению вопросов, связанных с совершенствованием системы ценообразования в газовой промышленности, ориентированной на территориальную дифференциацию оптовых цен на газ, приближение их к экономически оправданным уровням.

Подобный вариант дальнейшего развития отрасли поддерживали весьма влиятельные государственные деятели, эксперты, ученые. В их числе В.С. Черномырдин, Н.К. Байбаков, академик РАН А.Н. Дмитриевский, полагавшие, что наличие единой газотранспортной системы, необходимость поддержания ее дееспособности и дальнейшей газификации страны, значимость аккумуляции значительных средств и ресурсов для дальнейшего освоения весьма сложных в географическом смысле территорий предусматривают сохранение единства управления. Для многих в правительстве Е.Т. Гайдара эти утверждения казались неочевидными, так как необыкновенно важным либералы полагали создание условий для конкуренции отдельных производителей. В феврале 1992 г. впервые была предложена идея о создании независимых добывающих компаний, поставляющих газ в контролируемую из центра газотранспортную систему. В мае 1992 г. Е.Т. Гайдаром было отдано распоряжение о проверке документации «Газпрома», состояния валютных счетов. Но в начавшемся противостоянии победил В.С. Черномырдин, заняв место Вице-премьера, ответственного за ТЭК и, одновременно, должность министра вместо В. Лопухина, отправленного в отставку [2, с. 36]. «Газпром»

возглавил Р. Вяхирев. 14 декабря 1992 г. В.С. Черномырдин стал председателем правительства, а на следующий день Президент РФ утвердил Указы № 538 и № 539, согласно которым газовый рынок переходил под контроль «Газпрома», газовый комплекс страны - в ведение концерна [6]. «Газпрому» были переданы без конкурса лицензии на газовые месторождения в наиболее перспективных районах.

В федеральной собственности закреплялось до конца 1996 г. 40 % акций РАО «Газпром». Затем срок был продлен до осени 1998 г. В 1999 г. - 35 % акций ОАО «Газпром» были закреплены в федеральной собственности [7]. В середине 1990-х г. стала очевидной окончательная победа сторонников первого варианта, газовая отрасль осталась в собственности государства и под его контролем. Этот выбор, по оценкам одних исследователей и экспертов, в 1990-е г. обеспечил не только жизнедеятельность отрасли в условиях резкого общего промышленного спада, но во многом способствовал предотвращению развития кризисной социально-экономической ситуации в катастрофическую, а в дальнейшем способствовал более стабильному развитию страны [4, с. 39]. По оценкам других - «Газовая отрасль, в отличие от нефтяной, формально оставалась под контролем государства и сохраняла прежнюю монопольную структуру: ... Однако, несмотря на столь различные направления развития нефтяного и газового секторов ТЭКа, в обоих случаях в рамках непрозрачного процесса приватизации российским правительством государственных активов, активы переходили в основном к близким к властям людям, соответственно к коммерческим банкирам и управляющим предприятиями в нефтяной и газовой отраслях» [2, с. 46].

Напомним, однако, в этой связи, что РАО «Газпром» обеспечил надежное газоснабжение потребителей внутри страны, поставки газа по межгосударственным и межправительственным соглашениям за пределы России. Сохранялись низкие цены на газ для внутреннего рынка, фактически, предусматривалась возможность не платить за него. Это позволило уцелеть тысячам производственных предприятий, но одновременно была заложена основа инвестиционного дефицита в газовой отрасли.

Список литературы:

1. Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. А-259. Оп. 49. Д. 3544.

2. Нефтегазовый комплекс России: тенденции развития (2000-2010 годы) / Под общ. ред. В.А. Гусейнова. - М., 2011. - 451 с.

3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 17 февраля 1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» с изменениями от 8 июня 1993 г., 3 мая 1995 г., 30 мая, 24 июля 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/ npb_shablon.php?id=610 (дата обращения: 14.01.2014).

4. Славкина М.В. Влияние отечественного нефтегазового комплекса на мо-дернизационные процессы в СССР - России (1939-2008 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2012. - 50 с.

5. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-2010-2030) / Под ред. Ю.К. Шафраника. - М., 2011. - 488 с.

6. Указ Президента РФ от 01.06.1992. №538 «Об обеспечении деятельности единой системы газоснабжения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/gn-zakony/t3a.htm (дата обращения: 18.04.2013); Указ Президента РФ от 01.06.1992. №539 «По освоению новых газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^Ф^^г-nik-zakonov.ru/260676.html (дата обращения: 18.04.2013).

7. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г № 1020 «О закреплении в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ш^:/^-se.garant.ru/180745/ (дата обращения: 18.04.2013).

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1861-1865 Г.

© Киселева О.А.*

Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда

В статье анализируются характер и формы инвестиционных взаимоотношений двух стран, вскрываются факторы, определявшие их динамику в эпоху Реконструкции (1865-1877).

В современных условиях итернационализации и глобализации хозяйственной жизни резко возросла необходимость осмысления факторов, обеспечивающих направления и векторы движения инвестиционных потоков. Это осмысление могут дать различные отрасли знания, и далеко не в последнюю очередь история.

Хорошо известно, что США долгое время занимали особое место среди государств, получавших кредиты в Великобритании. Гражданская война между Севером и Югом (1861-1865) вызвала панику у иностранных, в том числе британских, инвесторов. Они стали активно сбывать ценные американские бумаги. Единственной страной, от которой Соединенные Штаты по-

* Доцент кафедры Всеобщей истории и исторических дисциплин, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.