Научная статья на тему 'Эволюция экономической природы товарного знака'

Эволюция экономической природы товарного знака Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция экономической природы товарного знака»

Давыдов Р.Н.

Эволюция экономической природы товарного знака.

Принимая во внимание тот факт, что в практике воздействия на структуру развития экономики товарный знак получил как наибольшее распространение, так и наибольший экономический эффект, необходимо исследовать его экономическую природу и определить понятие.

Считаем, немаловажным отражение исторического аспекта природы возникновения и развития товарного знака.

История товарного знака как средства индивидуализации имеет многовековую историю. С давних времен люди помечали свои вещи особыми знаками собственности, чтобы их можно было отличить от чужих.

Примерно 5000 лет до нашей эры, когда появилось производство глиняной посуды, на ней стали наносить такие обозначения, которые в настоящее время можно отнести к товарным знакам.

Имеются достоверные данные о том, что около 3 тыс. лет назад в Индии ремесленники оставляли свои подписи на художественных произведениях перед тем, как последние отправлялись в Иран.

Одним из тысячи различных гончарных клейм было фабричное клеймо БОЯТ]^. Это клеймо было настолько известным, что часто подвергалось подделыванию.

В период царствования императора Хонг-То посуда, которую производили в Китае, была маркирована первыми отчетливыми обозначениями. Эти обозначения указывали на имя правящего императора или производителя.

Гончары древнего Рима свои изделия помечали особыми знаками, по которым покупатель мог легко отличить их изделие от других. Характерным примером явилось обнаружение на развалинах древнеримского города Помпеи знака, изображающего ряд свиных окороков, служивший вывеской мясной лавки.

Также была известна римская маркировка кирпича. Она отличалась от маркировок из других мест большим объемом информации на ней. Маркировка римского кирпича содержала дату и материал, из которого сделан кирпич. Производитель нес ответственность за здание, которое строилось из такого кирпича.

В средневековье с развитием торговли, товары, производимые гильдиями ремесленников и купцов, помечались специальными клеймами. В дальнейшем это стало гарантией качества. Тогда же торговая гильдия предложила обязательное использование товарных знаков. Это обязывало производителя соответствовать определенным стандартам качества и тем самым защитить свою репутацию.

В производстве какого-либо продукта могли участвовать сразу несколько ремесленников. В данном случае каждый из ремесленников имел право оставить свое клеймо на результате своего труда. В металлургии эта традиция существует и по сей день, хотя закон этого не обязывает.

В 1266 году английским Парламентом был принят первый законодательный акт, касающийся товарных знаков, и в соответствии с которым каждый пекарь был обязан проставлять на хлебе свой знак. Это делалось для того, чтобы в случае несоответствия хлеба стандартам можно было определить виновного.

До начала промышленной революции товарные знаки имели ограниченное применение. Промышленная революция, которую можно назвать расцветом использования товарных знаков, дала возможность использования товарных знаков как средство рекламы.

Промышленный переворот, произошедший сначала в Англии, а потом и в других европейских странах, при переходе от мануфактуры к машинному производству, привел к росту производства товаров. Товары стали перевозить на дальние расстояния, что существенно затрудняло определение производителя.

Развитие производства и обострение конкуренции между производителями способствовало резкому увеличению количества товарных знаков и масштабов их использования. Их появление связано с периодом становления товарно-денежных отношений.

Еще большее распространение товарные знаки получили в 19-м веке, когда стало развиваться массовое производство товаров, а предприниматели начали воспринимать товарный знак как предмет интеллектуальной собственности, понимая, что зарегистрированный товарный знак способен не только обезопасить их как правообладателей, но и принести им значительную прибыль.

В связи с возросшей конкуренцией и борьбой за продвижение товаров на рынке возникала необходимость в правовой охране товарных знаков.

Процесс формирования правовой основы регламентирующей применение товарных знаков в отечественной нормативной практике можно условно разделить на несколько этапов. Каждый из этапов можно выделить ввиду присущего ему характерного подхода к регулированию отношений в области товарных знаков. Его специфика соответсвуовала по сути специфике эпохи экономического развития Российской Федерации. Естественно, что специфичность эпохи в большей степени объяснялась различными идеологическими, экономическими и юридическими соображениями.

В России одно из первых упоминаний товарного знака датируется 22 апреля 1667 г. в Новоторговом уставе [3]. В нем впервые упоминается необходимость проставлять «на товарах клейма, печати, всякие разные признаки». Устав содержал правовые нормы, которые регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. Согласно Уставу клеймо свидетельствовало об уплате пошлины. В скором времени принимается правительственный указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками. Характерно, что в то время клеймо было особым таможенным знаком, призванным нести информацию об уплате пошлины и т.п. По своей сути, клеймо носило скорее не юридический, а экономический смысл.

Назвать его товарным знаком нельзя во всяком случае в современном понимании данного слова.

Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Ответственность за подделку чужого клейма устанавливается принятым 5 февраля 1830 г. Положением о клеймении изделий Российских фабрик. Данное Положение было принято в изменение и дополнение статей Промышленного Устава в целях увеличения роли клейма при взимании таможенных платежей. При этом для клейменых товаров предусматривался ряд льгот по уплате таможенных пошлин. Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности. В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди таких были: "Павелъ Буре", "Смирновъ", "Эйнемъ". Популярность последнего была на столько велика, что даже после национализации и переименовании конфетной фабрики "Эйнемъ" в "Красный Октябрь" еще долгое время на продукции добавлялось "бывш. Эйнемъ".

После революции 1917 года в Советской России были приняты различные законодательные акты, которые были регламентом отношений в области охраны товарных знаков. Среди них можно выделить [3]:

1. Декрет Совета народных комиссаров 1918 года «О пошлинах на товарные знаки».

2. Постановление Высшего совета народного хозяйства 1919 года «О товарных знаках государственных предприятий».

3. Декрет Совнаркома РСФСР 1922 года «О товарных знаках» и т.д.

Вместе с тем, в советский период индивидуализация товаров и услуг, а так

же охрана и защита товарных знаков не имели должной актуальности. Во многом это объяснялось отсутствием частной собственности и жесткой конкуренции. Так, например, более 100 заводов занимались производством пива «Жигулевское».

Возникновение интереса к товарным знакам в начале 90-х годов было вызвано появлением частной собственности, открытием свободного рынка и, как следствие, регистрации большого количества частных предприятий. Возникла необходимость в защите производителей и потребителей от подделок.

Верховный Совет РФ разработал Закон РФ «О товарных знаках, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров», который был принят 23 сентября 1992 г. и вступил в действие с 17 октября 1992 г.[2]. Данный закон ввел впервые в России охрану наименований мест происхождения товаров, которые раньше не выделялись в качестве самостоятельных объектов промышленной собственности.

Новый этап развития российских товарных знаков связан с началом экономических реформ. Развитие рынка повлекло за собой необходимость в пересмотре отношения к товарному знаку - он стал неотъемлемой частью имиджа товара. Этим и было обусловлено принятие нового для страны закона в 1992 году, который выполнял свои функции вплоть до 2008 года.

С 1 января 2008 года вступила в силу 4-ая часть Гражданского кодекса Российской Федерации - единого законодательного акта, включающего в себя все институты права интеллектуальной собственности [1, гл. 76].

В соответствии с данным документом товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей удостоверяемое свидетельством [1, ст. 1477].

В соответствии с главой 76 части 4 ГК РФ определены следующие понятия регулирующие видовое отображение товарных знаков:

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Таким образом, толкование понятия товарного знака, приведенные в ГК РФ, вполне совпадает и является даже более расширительным по сравнению с нормативными установками большинства исследователей данного понятия, которые трактуют его следующим образом: товарный знак - это обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Итак, анализ экономической природы товарного знака позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, товарный знак являясь средством индивидуализации, используется в течение длительного периода. Его использование характерно для всех периодов развития человечества. Имеет место тенденция формализации и правовой защиты товарного знака.

Во-вторых, анализ товарных знаков показал, что они различаются по виду, форме, ассоциации.

В-третьих, имеет место тенденция изменения экономического значения товарного знака и назначения его использования.

В-четвертых, в Российской Федерации правовое использование товарных знаков регламентируется документом, подтверждающим правовые основы его использования, и устанавливаются ограничения к его визуализации.

Определение понятия, исторического аспекта правовой основы использования и видовых различий в товарных знаках ориентирует на определение принципов и методов их стоимостной оценки. Последняя обусловлена необходимостью использования товарных знаков и экономических результатов, которые следуют от их использования.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть IV.

2. «О товарных знаках, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров» ФЗ РФ от 23 сентября 1992 года.

3. Дайксель А., Брандмейер К., Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. - М.: Славия, 2002. - 128с.

4. Обухов П. А. Маркетинговые аспекты оценки товарных знаков. - М.: «БизнесПресс», 2010. - 308с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.