Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное воспитание / теологическое знание / духовенство армии / патриотическое воспитание / деятельность военного духовенства / роль духовенства армии / spiritual education / theological knowledge / clergy of the army / Patriotic education / activity of the military clergy / the role of the clergy of the army

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безик Георгий (Юрий) Иванович

В статье рассматривается духовное воспитание в Русской армии, которое играло определяющую роль в воинском воспитании личного состава армии и флота в существовании и историческом развитии Российского государства. В советское время духовные основы воспитания были разрушены, что привело к уничтожению самых значимых ценностей общества. Автор в статье попытался показать необходимость возвращения армии к духовно-нравственным основам воспитания, обусловленную объективными потребностями в этом современного общества и армии. В статье показана эволюция в развитии духовного (религиозно-нравственного) воспитания военнослужащих, отмечены основные направления восстановления духовных основ воинского воспитания и меры государства по восстановлению института священнослужителей в Российской армии в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF SPIRITUAL FOUNDATIONS OF MILITARY EDUCATION IN THE RUSSIAN ARMY AND AT THE PRESENT TIME

In the article the author writes about spiritual education in the Russian army, which played a decisive role in the military education of the army and Navy personnel in the existence and historical development of the Russian state. In Soviet times, the spiritual foundations of education were destroyed, which led to the destruction of the most important values of society. The author in the article tried to show the necessity of returning the army to the spiritual and moral foundations of education, due to the objective needs of modern society and the army. The article shows the evolution of the spiritual (moral and religious) indoctrination, the principal direction of recovery of the spiritual bases of military education and measures of the state to restore the institution of clergy in the Russian army in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

УДК 2(26) 262.

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10407

Священник Георгий (Юрий) Иванович Безик, кандидат военных наук, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия e-mail: bezikgeorgii@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В статье рассматривается духовное воспитание в Русской армии, которое играло определяющую роль в воинском воспитании личного состава армии и флота в существовании и историческом развитии Российского государства. В советское время духовные основы воспитания были разрушены, что привело к уничтожению самых значимых ценностей общества. Автор в статье попытался показать необходимость возвращения армии к духовно-нравственным основам воспитания, обусловленную объективными потребностями в этом современного общества и армии. В статье показана эволюция в развитии духовного (религиозно-нравственного) воспитания военнослужащих, отмечены основные направления восстановления духовных основ воинского воспитания и меры государства по восстановлению института священнослужителей в Российской армии в современной России.

Ключевые слова: духовное воспитание, теологическое знание, духовенство армии, патриотическое воспитание, деятельность военного духовенства, роль духовенства армии.

Цитирование: Безик Ю.И, свящ. Эволюция духовных основ воинского воспитания в русской армии и в настоящее время // Ипатьевский вестник. — 2020. — № 4. — С. 68-76.

В России до 1917 г. духовное воспитание личного состава армии и флота строилось, в основном, на основе православной веры. Так, в соответствии с директивой Главного штаба № 16 от 3 февраля 1909 г. и Уставом внутренней службы 1910 г. воинское воспитание состояло из духовного, или религиозно-нравственного1.

1 Устав внутренней службы — С.- Петербург.: Военная типография (в издании Главного штаба), 1910.— С. 549-561.

Целью духовного или религиозно-нравственного воспитания являлось формирование у воинов жертвенной любви к Богу, как к самому себе, и на этой основе — сознательной готовности добровольно отдать жизнь свою за Веру в бога. Поскольку Царь являлся представителем Бога на земле, то соответственно и за царя, и за землю свою — Отечество, своих командиров — ближних своих.

В 1771 г. А.В. Суворов писал: «... сих мужиков в солдатском платье учили у меня.., молитвам. Так догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними. »4

В своих воспоминаниях генерал Деникин вспоминал, что духовное воспитание являлось тем внутренним стержнем, который обеспечивал верующему добровольное самопожертвование. Воспитательное воздействие командиров и штабов было лишь дополнительным внешним воздействием на воина2.

Итак, до революции 1917 г. существовали духовные и религиозно-нравственные основы воспитания. Религиозная основа воспитания включала в себя:

во-первых, благодать Святого Духа в человеке;

во-вторых, веру в Бога: если есть в человеке благодать Святого Духа, то есть и вера в Него. А если в человеке нет благодати, нет Бога, то и веры в Бога нет;

в-третьих, религиозную общенациональную, государственную «идеологию» — Православие.

Нравственная основа воспитания включила в себя 10 заповедей Божи-их: любовь жертвенную к Богу; к жизни вечной; Отечеству Небесному (это высший, православный патриотизм); а потом и к ближнему; всем людям; отечеству земному (это земной патриотизм как начало патриотизма высшего, православного)3.

Таким образом, духовное воспитание — это воспитание на основе смирения (послушания); веры в Бога — в вечное, а не во временное — в партию, человека и т.д.; любви (а не классовой ненависти) жертвенной к Богу и ближним; уяснения смысла смерти как жизни (вечной); добродетелей — совести, долга, чести, героизма, патриотизма; православного, безгрешного, святого образа жизни и самопожертвования.

В целом, духовные основы воинского воспитания, до революции 1917 года, (то есть в течение более 900 лет), выражались формулой: за Веру, Царя и Отечество. Или: Православие — православное Самодержавие Христолюбивое воинство окормлялось православными священниками, в новой армии на их место пришли другие «пастыри»—комиссары4. Однако после 1917 г. духовные основы

1 См.: Жукова М.Г. Твой есть аз. Суворов А.В. — М.: Издательство Сретенского монастыря», 2001 г.— С. 17-18.

2 См.: Деникин А.И. Путь русского офицера. Книга — М.: ВЕЧЕ, 2012.— С. 59-61.

3 См.: Забегайло О.Н. Духовное понимание истории.— М.: «Русский центр», 2006.— С. 381.

4 См. Кострюков А.А. Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия.— Сергиев Посад, 2003.— С. 147.

воспитания были разрушены. Религиозные основы (благодать, вера, религиозная общенациональная идея) были отменены полностью, а нравственные основы — почти полностью и сведены лишь к низшему, земному патриотизму, любви к Отечеству земному, причем безбожному.

Поэтому оказались утерянными: смысл смерти как жизни (вечной) в раю; религиозная потребность в смерти, в самопожертвовании ради жизни вечной. «Потребность в смерти», в саможертвоприношении стали привносить в человека извне, насильно — с помощью атеистической идеологии, огромного партполитаппарата. Однако нельзя заменить внутреннее — внешним, добровольность — насилием и т.д.

До 1918 года кроме решения задач общего религиозно-нравственного воспитания военное духовенство занималось формированием у воинов патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности пожертвовать жизнью за свой народ и Отечество. Институт военного духовенства в Русской армии насчитывал до 1000 человек и включал следующие три основные ступени:

высшую ступень — протопресвитер военного и морского духовенства с соответствующими органами управления и главные священники округов;

среднюю ступень — институт корпусных, бригадных, дивизионных и гарнизонных благочинных;

нижнюю ступень — полковых, госпитальных и тюремных священников, на которых ложилась основная работа по духовному (религиозно-нравственному), воспитанию воинов1.

Следует отметить, что высокий уровень духовного и патриотического воспитания личного состава армии дореволюционной России обеспечивался следующими факторами:

во-первых, сильным влиянием религии. Сила религиозных идей заключалась в способности создавать душевное равновесие, уверенность в правоте устремлений верующего человека, в надежде на справедливость по отношению к нему в будущем — счастливым. Православный русский человек не боялся смерти, потому что ее, по Православию, нет, а есть жизнь, причем вечная, после смерти. Поэтому А.В. Суворов и говорил своим воинам: «Убьют — что на пенсию с полным пансионом ...». «Кого из нас убьют—Царство Небесное! Церковь Бога молит»2;

во-вторых, частым покаянием в своих грехах на исповеди и причастием Плоти и Крови Иисуса Христа во время Божественной литургии. К этим таинствам не могут приступить воины, не примирившиеся со своими ближними, личными врагами или обидчиками. Принявшим эти таинства, в день смерти, Бог дарует спасение души — главное, чего должен достичь человек за время своей земной жизни3.

в третьих, молитвой и постом, то есть самоограничением не только своей плоти (страстей), но и души (своих отрицательных мыслей, чувств,

1 См.: Ивашко М.И., Курылев В.М., Чугунов А.М. Господь — Знамя мое.— М., 2005.— 196 с.

2 Суворов А.В. Твой есть аз.— М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002 г.— С. 58.

3 Забегайло О.Н. Духовное понимание истории.— М.: «Русский центр», 2006.— С. 385-388.

ощущений по отношению к ближним, в том числе к личным врагам своим). Адмирал Ф.Ф. Ушаков после взятия штурмом крепости острова Корфу приказал отслужить благодарственный молебен Богу. В день сражения в Синопской бухте (18 ноября 1853 г.) на всех кораблях был молебен. А после сражения вице-адмирал П.С. Нахимов приказал: «На всех судах эскадры отслужить благодарственный молебен Господу Богу.»1.

в-четвертых, воспитанием патриотизма, жертвенной любви к своей Родине, своему отечеству земному. Суворов завещал: «До издыхания будьте верным Государю и Отечеству». Но земной патриотизм, любовь к Отечеству земному— лишь часть любви христианской, православной, жертвенной до смерти прежде всего за Бога. Суворов призывал: «Умирай за Церковь и Царя. Умирай за Дом Богородицы!». В декабре 1798 г. А.В. Суворов послал императору Павлу 1 прошение: «Ваше Императорское Величество, всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Повергаю себя к освященнейшим стопам Вашего Императорского Величества. Всеподданнейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский»2;

Патриотизм, самопожертвование проистекают из самой сути христианства. Христианство — это Христос, Бог. А Бог есть Любовь жертвенная: Иисус Христос принес в жертву себя за преступления (грехи) других, за наши грехи, чтобы мы могли, покаявшись, попасть в рай, обрести там жизнь вечную после смерти.

Православная вера для воинства была тем внутренним стержнем, который пронизывал все содержание и все виды воинского воспитания — физическое, умственное и духовное3. При этом духовное, религиозное воспитание было главным, основным4.

Таким образом, главное, что лежало тогда в основе духовного воспитания и патриотизма — это покаяние, причастие, таинства, благодать Святого Духа.

После революции 1917 г., когда духовные основы воинского воспитания были разрушены, на первое место, вышло внешнее принудительное воспитание: политическое, атеистическое, советское, социалистическое, бездуховное. А духовное, православное воспитание воинов запрещалось. Отсутствие духовного воспитания и института военного духовенства в это время компенсировали внешним принуждением, партийно-политическим воспитанием. Однако, заменить отсутствие духовного воспитания политическим — невозможно. Во-первых, другим становится смысл жизни (в смерти, а не в жизни вечной) и, во-вторых, другими, бездуховными (без таинств, без благодати) становятся и средства воспитания. Следовательно, одно дело — умирать за политическую партию и ее генерального секретаря (человека грешного) и принять смерть

1 Суворов А.В. Твой есть аз.— М.: Издательство Сретенского монастыря», 2002 г.— С. 157.

2 Там же.— С. 57.

3 Брусилов А.А. Мои воспоминания // ООО «Издательство «Вече», 2014.— C. 87.

4 Там же.

вечную. И другое — за царя, помазанника Божьего, за Бога, то есть за жизнь вечную.

После революции 1917 года традиции сотрудничества армии и церкви были разрушены, а широкомасштабная антирелигиозная кампания и политика государственного атеизма привели к глубоким изменениям в общественном сознании, включая и сознание военнослужащих. На смену военным священникам пришли комиссары и замполиты. В основе антидуховного, антирелигиозного воспитания воинов стало атеистическое мировоззрение, вера в непогрешимость руководства и Коммунистической партии, чувство ненависти к классовым врагам1.

В результате отделения (в 1918 г.) государства и школы от Церкви народ лишился духовного воспитания благодатью Святого Духа. Но, благодать Бога невозможно заменить человеческим (партийным, политическим, классовым и др.) воспитанием.

В постсоветский период, когда «социалистические идеалы» оказались разрушенными, а новые еще не сформировались, в умах людей образовался духовный вакуум, свойственный и для армейской среды.

Общество и армия с середины 90-х гг. XX в., начало возврат к проблемам духовного (религиозно-нравственного) воспитания военнослужащих.

Об этом свидетельствуют:

принятие совместного Заявления Министерства обороны Российской Федерации и Патриарха Московского и всея Руси по вопросам укрепления сотрудничества и взаимодействия армии и Русской Православной Церкви (2 марта 1994 г.);

образование Координационного комитета по взаимодействию между РПЦ и Вооруженными Силами Российской Федерации и принятие (в апреле 1994 г.) Положения об этом Комитете;

введение должности офицера по взаимодействию с религиозными организациями, начиная от соединения до вида Вооруженных Сил (май 1994 г. С мая 1995 г. — офицер по взаимодействию с общественными и религиозными организациями);

проведение первой Всероссийской конференции: «Православие и Российская армия» (25-27 октября 1994 г.);

учреждение Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации и правоохранительными органами (июль 1995 г.), в который организационно вошел Комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью;

образование факультета православной культуры в Академии РВСН имени Петра Великого;

издание приказа министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июня 1995 г.: «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором, в частности, отмечалось:

1 См.: Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999-383 с.

«.работу по взаимодействию с религиозными объединениями, использовать в интересах российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству»1.

наличие православных храмов в расположениях воинских частей и в местах дислокации воинских соединений (октябрь 2004 года);

появление войсковых священников сначала в Чечне (отец Киприан и др.), а затем и в силовых ведомствах Российской Федерации.

Таким образом, налицо попытка постепенного возрождения духовного (религиозно-нравственного) воспитания личного состава в армии.

Этого требует и современная, в том числе и религиозная, ситуация в обществе и его Вооруженных Силах. В 1996 г. в России верующие составляли 49,6% всего населения. Среди них — 74% православных и 19% мусульман. В Вооруженных Силах в 1999 г. верующие составляли 32% всего личного состава. Из них православных было 84% и мусульман — 3%. В 2003 г. численность верующих военнослужащих ВС РФ составила 43% и, в настоящее время, сохраняется устойчивая динамика ее увеличения.

К вере постепенно приходит и часть высшего командного состава. Генерал-полковник В.А. Шаманов в своих воспоминаниях о Чеченской войне отмечал: «Вера в какой-то степени всегда во мне присутствовала. Помню, в 91-м году в Нагорном Карабахе попали под жесткий артиллерийский огонь. И я, тогда еще неверующий человек, просил: «Господи, спаси и сохрани, мне нужно воспитать маленьких детей». Сегодня через войны и страдания мы возвращаемся к своим истокам. Вся Россия, каждый человек. И я, вместе со всеми. Здесь, на войне, я это видел. Это наша русская правда. И не надо ничего придумывать у нас в России».

Отсутствие патриотизма не смогли компенсировать ни самые сильные в мире органы КГБ, ни самое сильное в мире МВД, ни самые сильные в мире советские Вооруженные Силы: СССР распался за одну беловежскую ночь.

Таковы результаты нарушения преемственности духовных основ воспитания.

По каким основным направлениям нужно решать задачу восстановления духовных основ воинского воспитания?

1. Восстановление внутренней религиозной потребности военнослужащего.

Патриотизм, любовь к Родине, самопожертвование проистекают из самой сути христианства, из примера жертвенной любви Иисуса Христа. А внешнее воздействие (командира и штаба) — это лишь дополнительная помощь воину в бою для преодоления естественного страха гибели.

2. Восстановление института военного духовенства в Вооруженных Силах для возрождения духовных основ воинского воспитания.

Духовной основой русского человека всегда было Православие. Церковь — это всегда Душа народа. Душу нельзя вынуть. Народ умрет.

1 Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июня 1995 г.: «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Редакция от 03.07.1995. [Электронный ресурс].— URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=79344 (дата обращения 2020-10-11)

А отделение Церкви от государства — это термин, придуманный французской революцией, и до сих пор настоящего юридического толкования он не имеет. Поэтому, естественно, что современные люди, которых не устраивает присутствие Церкви в нашем обществе, в армии, конечно, используют этот надуманный аргумент и используют замшелое толкование из коммунистического наследия.

Как показало время, институт военного духовенства в вооруженных силах России, в настоящее время, возможен, функционирует и успешно развивается.

В нашей армии сегодня широко используется опыт религиозной работы дореволюционной России. Это тем более актуально, что сейчас в нашем обществе происходит поворот к религиозным, духовным ценностям. Сама идея добровольной готовности к самопожертвованию, провозглашенная в Православии, как нельзя лучше выражает стремление солдата совершить подвиг во имя защиты Отечества.

В целях соблюдения конституционных прав военнослужащих и членов их семей на удовлетворение религиозных потребностей, обеспечения их духовного оздоровления, воспитания патриотизма восстановлен институт военного духовенства. При этом необходимо подчеркнуть, что институт военного духовенства не подменяет собой органы воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. Воспитательная работа военных священников базируется на воцерковлении, то есть на вере, таинствах, богослужениях. А работа офицеров-воспитателей основывается на знаниях, информировании, общественно-государственной подготовке. Таким образом, вера и знание дополняют друг друга.

И об отношении военной науки к институту военного духовенства.

В настоящее время все больше военных ученых, особенно тех, кто участвовали в современных войнах и военных действиях, отмечают необходимость введения института военного духовенства в армии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устав внутренней службы — С.- Петербург.: Военная типография (в издании Главного штаба), 1910.— 845 с.

2. Жукова М.Г. Твой есть аз. Суворов А.В. — М.: Издательство Сретенского монастыря», 2001 г.— 158 с.

3. Деникин А.И. Путь русского офицера. Книга — М.: ВЕЧЕ, 2012.— 320 с.

4. Забегайло О.Н. Духовное понимание истории.— М.: «Русский центр», 2006.— 656 с.

5. Кострюков А.А. Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия.— Сергиев Посад, 2003.— 172 с.

6. Ивашко М.И., Курылев В.М., Чугунов А.М. Господь — Знамя мое. — М., 2005.— 196 с.

7. Сацкий А.Г. Федор Федорович Ушаков // Вопросы истории.— 2002.— № 3.— 178 с.

8. Брусилов А.А. Мои воспоминания.— М.: ООО «Издательство «Вече», 2014.— 218 с.

9. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999-383 с.

10. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июня 1995 г.: «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Редакция от 03.07.1995. [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId = 1&document Id=79344 (дата обращения 2020-10-11).

Priest Georgy (Yuri) Ivanovich Bezik, candidate of military Sciences, doctoral student Church-Wide Graduate School and the St. Cyril and Methodius doctorate

EVOLUTION OF SPIRITUAL FOUNDATIONS OF MILITARY EDUCATION IN THE RUSSIAN ARMY AND AT THE PRESENT TIME

In the article the author writes about spiritual education in the Russian army, which played a decisive role in the military education of the army and Navy personnel in the existence and historical development of the Russian state. In Soviet times, the spiritual foundations of education were destroyed, which led to the destruction of the most important values of society. The author in the article tried to show the necessity of returning the army to the spiritual and moral foundations of education, due to the objective needs of modern society and the army. The article shows the evolution of the spiritual (moral and religious) indoctrination, the principal direction of recovery of the spiritual bases of military education and measures of the state to restore the institution of clergy in the Russian army in Russia.

Keywords: spiritual education, theological knowledge, clergy of the army, Patriotic education, activity of the military clergy, the role of the clergy of the army. Citation: Y. Bezik, priest. Evolution of spiritual foundations of military education in the Russian army and at the present time // Ipatievsky vestnik.— 2020.— № 4.—P. 68-76.

REFERENCES

1. Ustav vnutrenney sluzhby — S.-Peterburg.: Voyennaya tipografiya (v izdanii Glavnogo shtaba), 1910.— 845 s.

2. Zhukova M.G. Tvoy yest' az. Suvorov A.V.— M.: Izdatel'stvo Sretenskogo monastyrya», 2001 g.— 158 s.

3. Denikin A.I. Put' russkogo ofitsera. Kniga — M.: VECHE, 2012.— 320 s.

4. Zabegaylo O.N. Dukhovnoye ponimaniye istorii.— M.: «Russkiy tsentr», 2006. — 656 s.

5. Kostryukov A.A. Deyatel'nost' russkogo voyennogo dukhovenstva v gody Russko-yaponskoy i Pervoy mirovoy voyn // Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata bogosloviya.— Sergiyev Posad, 2003.— 172 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ivashko M.I., Kurylev V.M., Chugunov A.M. Gospod' — Znamya moye.— M., 2005.— 196 s.

7. Satskiy A.G. Fedor Fedorovich Ushakov // Voprosy istorii.— 2002.— № 3.— 178 s.

8. Brusilov A.A. Moi vospominaniya.— M.: OOO «Izdatel'stvo «Veche», 2014.— 218 s.

9. Senyavskaya Ye.S. Psikhologiya voyny v KHKH veke: istoricheskiy opyt Ros-sii.— M.: «Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya» (ROSSPEN), 1999-383 s.

10. Prikaz Ministra oborony Rossiyskoy Federatsii № 235 ot 3 iyunya 1995 g.: «O sovershenstvovanii vospitatel'noy raboty v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii». Redaktsiya ot 03.07.1995. [Elektronnyy resurs].— URL: https://norma-tiv.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id = 79344 (data obrashcheniya 2020-10-11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.