Научная статья на тему 'Эволюция древнекитайского костюма'

Эволюция древнекитайского костюма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3648
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хэ Чжиюнь

Прослеживается формирование костюма в Древнем Китае, в основном периода династий Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.). Выделены основные тенденции формы, покроя и цветовой гаммы одежды, а также социально-различительная функция костюма и его декора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Chinese national costume

The paper analyses the process of development of ancient national Chinese costume and its decoration. The author shows establishment of the costume in details (from the form, cut to the colors) on the basis of social distinguishing function in the period of Qin and Han dynasties.

Текст научной работы на тему «Эволюция древнекитайского костюма»

Вестник ДВО РАН. 2007. № 5

ХЭ ЧЖИЮНЬ

Эволюция древнекитайского костюма

Прослеживается формирование костюма в Древнем Китае, в основном периода династий Цинь (221—207 гг. до н.э) и Хань (206 г. до н.э.—220 г. н.э.). Выделены основные тенденции формы, покроя и цветовой гаммы одежды, а также социально-различительная функция костюма и его декора.

Evolution of Chinese national costume. HE ZHIYUN (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

The paper analyses the process of development of ancient national Chinese costume and its décoration. The author shows establishment of the costume in details (from the form, cut to the colors) on the basis of social distinguishing function in the period of Qin and Han dynasties.

В истории человечества, его материальной культуре всегда четко фиксировались социальные различия внутри группы или этноса [2, с. 251], это отражалось и в одежде. В нашей статье мы, кратко прослеживая практически неизученную тему эволюции национального костюма Северо-Восточного Китая, пытаемся исследовать, как в нем отразились сословные разграничения и символика. Костюмы и украшения - самое реалистичное отражение облика эпохи. Можно сказать, что их история - это история развития цивилизации. Ю.М.Лотман считает, например, что «все (курсив авт.) окружающие нас вещи включены... в общественную практику, становятся как бы сгустками отношений между людьми и в этой функции способны приобретать символический характер» [4, с. 10, 11]. Одежда и украшения со свойственными им функциями и символическим значением на протяжении всех эпох китайской цивилизации занимали одно из центральных мест в культуре этноса, меняясь в разные периоды правления даже одной династии. Подчеркнем, что форма, стиль, фасон, цветовая гамма одежды становились символами политической деятельности правителей, а также определенными знаками их убеждений и духовного развития.

Китайская история начинается с мифических императоров, которым предания и легенды приписывают изобретение иероглифов и заслугу в развитии сельского хозяйства [7, с. 29].

Древнейшие сведения о китайском костюме мы находим в классических источниках, среди которых особое внимание необходимо обратить на «Ритуалы царства Чжоу» Чжоули и «Записи о ритуалах» Лицзи [3]. Авторы не столько излагают общественный миропорядок, сколько формулируют поучения о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать принципам конфуцианства. Это в полной мере относится и к костюму, по отношению к которому оба классических произведения можно рассматривать как канон.

Еще во время самой первой в китайской истории династии Ся (XXI-XVI вв. до н.э.) древние китайцы почитали Небо, Землю, предков и богов. Поклонение Небу и Земле проявилось и в одежде - в ее форме, строении верхней и нижней частей, а также цвете (черный верх и желтый низ). Таким образом, верхняя часть одежды и символизировала небо (его цвет до рассвета черный), а нижняя шан - землю. Узоры на одежде повторяли форму и цвета разнообразных живых существ, которые жили между Небом и Землей.

Согласно преданиям, Юй - основатель и первый император династии Ся жил очень просто, но во время поклонений Небу и предкам большое значение придавал одежде.

ХЭ Чжиюнь - аспирант (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток).

Одевался всегда как перед важным делом - нарядно и со вкусом: таким образом он проявлял свое уважение к духам предков, а также к Небу и Земле. Стиль одежды для поклонений, созданный им, стал главным. Независимо от формы, расцветки и узоров одежда всегда выражала уважение императора к Небу и Земле, а также его стремление к гармонии (см. цветную вклейку) [5, с. 124].

К сожалению, каких-либо достоверных данных о тенденциях в формировании стиля одежды в последующую эпоху Инь1 (1562-1027 г. до н.э.) у нас нет.

Среди бесчисленного количества династий, правивших в Китае в разные времена, Чжоу (1027-256 до н.э.) уникальна. Она, несомненно, одна из самых долгоцарствующих. Но долговечность - не единственная из блестящих достижений Чжоу. В период его правления жил Конфуций, и конфуцианство оформилось как учение. Более того, в эту эпоху жили и творили величайшие мыслители Китая. Некоторые идеи, выражающие сокровенную суть китайского государства и культуры возникли с воцарением Чжоу и сохранились до наших дней: так, последний китайский император, низложенный в 1912 г., именовался сыном Неба, как и его предшественники. Небо (Тянь) было Чжоуским божеством. Появление различных ритуалов, связанных с поклонением Небу, предкам, способствовало и формированию определенного стиля и оформления китайского костюма. Форма китайской одежды и головных уборов сформировалась именно в период династии Чжоу. В это время самым главными новшеством в одежде становятся шэньи и хуфу.

В шэньи впервые соединили вместе лиф и юбку, это что-то вроде длинной кофты с запахом направо (верхняя часть длиной 2 чи и 2 цуня, примерно 72 см). Одежда должна была скрывать все тело, а длина рукавов равнялась длине рук. У одежды были округлый вход в рукав и квадратный ворот, что символизировало необходимость ведения дел в соответствии с принятыми нормами. Прямой шов на спинке подчеркивал честность, параллельный земле подол символизировал беспристрастное ведение дел [3]. Шэньи обычно изготовлялась из белой ткани, а во время траура - из черной. Широкий пояс шили из шелка. Впоследствии под влиянием северных кочевых народностей стали использоваться ремни с застежкой (они похожи на современные). Шэньи по форме и структуре была удобной при ходьбе теплой одеждой. Ее легко было сшить, легко надеть или снять, поэтому она очень быстро вошла в моду и стала домашним платьем, которое использовали во время отдыха чиновники императорского двора и интеллигенция [8, с. 114].

В то время у женщин в моду также вошли шэньи и юбка с запахом, которую обматывали вокруг талии несколько раз. Шэньи оказал огромное влияние на одежду последующих эпох. Современные платья, халаты, цанпао (халат, который носят в Тибете) - все эти типы одежды произошли от шэньи. В Пекинском музее истории представлены изображения нарядов женщин из знатных фамилий. Они носили вышитую одежду с широкими рукавами и узкими окончаниями рукавов. Она была узка в верхней части, расширялась книзу, талию охватывал широкий пояс.

Хуфу - короткая куртка с запахом налево - была одеждой кочевых народностей севера Китая. Как правило, всадники носили хуфу с длинными штанами и сапогами. В период Чуньцю2 князь Улин3, стал поощрять в военной одежде использование хуфу, так она распространилась во всем государстве, спровоцировав первую реформу в истории Китая, которая, кроме всего прочего, внесла огромный вклад в развитие военной и повседневной одежды. Хуфу использовалась вплоть до династии Тан в 618-907 гг.

В этот период уже существовала церемониальная, парадная, военная, траурная и свадебная одежда. В конфуцианском каноне «Ритуалы царства Чжоу» достаточно подробно

1 Династия Инь имеет другие названия - Шан, Шан-Инь.

2 Период Чуньцю = «Весна и осень», продолжался с 770 по 476 г. до н. э.

3 Улин - правитель царства Чжао, который жил в период Чжаньго («Воюющих царств»), 475-221 гг. до н.э.

описана одежда периода, предшествовавшего династии Цинь. Тогда сформировались основные компоненты мужского костюма: головной убор, халат, пояс, передник (фартук), туфли. В отличие от женщин, мужчины всегда носили головной убор независимо от того, занимались ли они каллиграфией или принимали участие в трапезе.

В Тяньцзиньском музее истории есть экспонат - нефритовая статуэтка человека в полном облачении, на нем широкая одежда с большими объемными рукавами, широким поясным ремнем и биси (напоминает фартук). Данный покрой явился прототипом последующего фасона одежды знати - свободных одеяний с широким ремнем [6, с. 112].

Шихуанди4, т.е. Первый император, - титул правителя Цинь, объединившего шесть княжеств и основавшего первую в истории Китая централизованную империю (221207 гг. до н.э.) годы. При нем одежда различных княжеств стала унифицированной. Основным ее цветом император утвердил черный, черными были также знамена; простолюдины обматывали голову черной тканью, что свидетельствовало об их неблагородном происхождении.

В этот период (как и при династии Хань) основной мужской одеждой был халат. Чиновники выше третьего ранга одевались в зеленый халат (поверх шэньи), причем его рукава при совпадении кроя отличались от императорского более узким выходом для руки. Простолюдины носили белые халаты, изготовленные, как и вся одежда, из шелка.

В период династии Хань такая одежда использовалась только как церемониальная. Халаты с широкими рукавами преобладали над халатами с узкими рукавами, кроме того, в У-образном вырезе (появлялся после того, как человек запахивал одежду) было видно нижнее платье.

Император Уди5 под влиянием конфуцианских идей изменил основной цвет одежды, выбрав желтый. В эпоху Хань на краях рукавов и воротов нашивалась полоса ткани, немного отличавшаяся от основного цвета. Обычно одежда была однотонной, а вышивка на ней - однородной, часто в форме квадрата или ромба. Вырез одежды имел форму треугольную или квадратную и открывал часть платья, надетого под низ.

В этот период женщины носили два типа одежды. Первый - церемониальная шэньи, она расширялась книзу. Второй тип - жу использовался в повседневной жизни и напоминал халат, только длина его была выше колен. Этот тип одежды носили и мужчины.

В период династии Хань женщины в основном одевались следующим образом: плечевой одеждой была жу, поясной - юбка. Простолюдины во время работы для удобства надевали сверху жу, снизу - штаны. Для одежды того времени были определены несколько цветов: простолюдины одевались в светло-зеленое платье, знать - в темно-фиолетовое.

Изначально штаны носили исключительно всадники. Но император Хань Чжаоди (86-74 гг. до н.э., император династии Хань) повелел всем женщинам во дворце носить их с плотно застегиваемым ремнем, что и стало причиной распространения одежды такого типа. Мужские штаны того времени были с очень длинными штанинами и не имели пояса.

Таким образом, национальный костюм (мужской и женский) в период от династии Чжоу и включая династию Хань, согласно «Ритуалам царства Чжоу» и «Записям о ритуалах», формировался с жестко обозначенной социально-различительной функцией: появились императорский костюм, костюмы для знати и чиновников, а также для воинов и простолюдинов. При этом имели значение (подчеркивая сословные различия) крой одежды (формы ворота и рукавов), цвет (черный и желтый для императора, фиолетовый для знати, белый и зеленый для простолюдинов), ее декоративные украшения (вышивки, роспись по ткани).

4 259-210 гг. до н.э.

5 Император Уди династии Западная Хань (206 г. до н.э.-9 г. н.э).

Очевидно, что уже в Древнем Китае форма одежды приобрела тенденции (отражающие социальные различия и несущие символическую значимость), которые в дальнейшем сохранилась и детально разрабатывались. Кроме того, безусловно, древний костюм (и, шан, шэньи, хуфу, жу и т.д.) подготовил появление формы костюма средневекового.

ЛИТЕРАТУРА

1. История моды. М.: Аванта +, 2002. 480 с.

2. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.: Наука, 1978. 342 с.

3. Лицзи. Записи о ритуалах. Пекин: Шисань цзин, 1957. Т. 19-26. Кит. яз.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУІІІ-начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. 398 с.

5. Хуа М. Фушу юй Чжунго вэньхуа = Костюм и культура Китая. Пекин: Народное изд-во, 2001. 807 с. Кит. яз.

6. Хуан Н. Чжунго лидай фуши ишу = Искусство китайского костюма в династиях. Пекин: Путешественник, 1999. 521 с. Кит. яз.

7. Хэрли Г.К. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.

8. Шэнь Ц. Чжунго гудай фуши яньцзю = Исследование древнекитайского костюма. Шанхай: Шаньу иньшунгуань = Изд-во Шанхайской библиотеки, 1981. 648 с. Кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.