Научная статья на тему 'Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства'

Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / бюджетная организация / стадии / стадии бюджетного процесса / проектирование бюджета / рассмотрение и утверждение бюджета / участники бюджетного процесса / бюджетное планирование / исполнение бюджета / получатели средств из бюджета / государственные органы / бюджетная политика / цифровые технологии / budget / budget organization / stages / stages of the budget process / budget design / budget review and approval / participants in the budget process / budget planning / budget execution / recipients of funds from the budget / government agencies / budget policy / digital technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтинова Ольга Викторовна

Статья посвящена изучению бюджетного процесса — его легального и доктринальных определений, стадий бюджетного процесса и основных изменений, произошедших в правовом регулировании бюджетного процесса за последнее время. В работе сопоставлены позиции ученых — представителей финансово-правовой науки по указанным вопросам. По результатам исследования сделан вывод, что бюджетный процесс — многогранная и многоаспектная категория финансового права, которая находится в процессе постоянной трансформации и развития. Указывается на то, что в настоящее время отсутствует легальное определение понятия «стадия бюджетного процесса»; данный пробел должен быть устранен посредством дополнения ст. 6 БК РФ. Кроме того, можно сделать вывод, что большинство авторов, повторяя положения бюджетного законодательства, выделяют четыре стадии бюджетного процесса. Концепция четырехстадийного бюджетного процесса является наиболее верной и оправданной, поскольку она возникла в результате длительной эволюции бюджетного процесса. При этом каждая стадия отражает отдельно взятый этап бюджетного процесса, характеризующийся собственными процедурами, сроками, участниками, их полномочиями и иными существенными аспектами. В то же время, несмотря на кажущуюся статичность, проявляемую в неизменности количества и последовательности стадий бюджетного процесса, содержательно он постоянно изменяется и дополняется. Современный бюджетный процесс стремится к более широкому применению программно-целевого подхода, сопряженного с одновременным внедрением инновационных цифровых технологий. Можно ожидать, что в обозримой перспективе цифровизация продолжит оказывать свое влияние на содержание бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of the Budget Process of the Russian Federation in the context of Transformation of Budget Legislation

The paper is devoted to the study of the budget process — its legal and doctrinal definitions, the stages of the budget process and the main changes that have occurred in the legal regulation of the budget process. The paper compares the positions of researchers — representatives of financial and legal science on these issues. According to the results of the study, it is concluded that the budget process is a multifaceted and multidimensional category of financial law in the process of constant transformation and development. It is pointed out that there is currently no legal definition of the concept of «stage of the budget process»; this gap should be eliminated by supplementing Article 6 of the Budgetary Code of the Russian Federation. In addition, it can be concluded that most authors, repeating the provisions of the budget legislation, distinguish four stages of the budget process. The concept of a four-stage budget process is the most correct and justified, since it arose as a result of a long evolution of the budget process. At the same time, each stage reflects a separate stage of the budget process, characterized by its own procedures, deadlines, participants, their powers and other essential aspects. At the same time, despite the apparent static nature, manifested in the immutability of the number and sequence of stages of the budget process, its content is constantly changing and being supplemented. The modern budget process strives for a wider application of a program-oriented approach, coupled with the simultaneous introduction of innovative digital technologies. It can be expected that digitalization will continue to have an impact on the content of the budget process in the foreseeable future.

Текст научной работы на тему «Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.065-072

О. В. Болтинова*

Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства

Аннотация. Статья посвящена изучению бюджетного процесса — его легального и доктринальных определений, стадий бюджетного процесса и основных изменений, произошедших в правовом регулировании бюджетного процесса за последнее время. В работе сопоставлены позиции ученых — представителей финансово-правовой науки по указанным вопросам. По результатам исследования сделан вывод, что бюджетный процесс — многогранная и многоаспектная категория финансового права, которая находится в процессе постоянной трансформации и развития. Указывается на то, что в настоящее время отсутствует легальное определение понятия «стадия бюджетного процесса»; данный пробел должен быть устранен посредством дополнения ст. 6 БК РФ. Кроме того, можно сделать вывод, что большинство авторов, повторяя положения бюджетного законодательства, выделяют четыре стадии бюджетного процесса. Концепция четырехстадий-ного бюджетного процесса является наиболее верной и оправданной, поскольку она возникла в результате длительной эволюции бюджетного процесса. При этом каждая стадия отражает отдельно взятый этап бюджетного процесса, характеризующийся собственными процедурами, сроками, участниками, их полномочиями и иными существенными аспектами. В то же время, несмотря на кажущуюся статичность, проявляемую в неизменности количества и последовательности стадий бюджетного процесса, содержательно он постоянно изменяется и дополняется. Современный бюджетный процесс стремится к более широкому применению программно-целевого подхода, сопряженного с одновременным внедрением инновационных цифровых технологий. Можно ожидать, что в обозримой перспективе цифровизация продолжит оказывать свое влияние на содержание бюджетного процесса.

Ключевые слова: бюджет; бюджетная организация; стадии; стадии бюджетного процесса; проектирование бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; участники бюджетного процесса; бюджетное планирование; исполнение бюджета; получатели средств из бюджета; государственные органы; бюджетная политика; цифровые технологии.

Для цитирования: Болтинова О. В. Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 11. — С. 65-72. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.065-072.

© Болтинова О. В., 2023

* Болтинова Ольга Викторовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 o.boltinova@mail.ru

The Evolution of the Budget Process of the Russian Federation in the context of Transformation of Budget Legislation

Olga V. Boltinova, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor of the Department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation

9, Sadovaya-Kudrinskaya St, Moscow 125993, Russian Federation o.boltinova@mail.ru

Abstract. The paper is devoted to the study of the budget process — its legal and doctrinal definitions, the stages of the budget process and the main changes that have occurred in the legal regulation of the budget process. The paper compares the positions of researchers — representatives of financial and legal science on these issues. According to the results of the study, it is concluded that the budget process is a multifaceted and multidimensional category of financial law in the process of constant transformation and development. It is pointed out that there is currently no legal definition of the concept of «stage of the budget process»; this gap should be eliminated by supplementing Article 6 of the Budgetary Code of the Russian Federation. In addition, it can be concluded that most authors, repeating the provisions of the budget legislation, distinguish four stages of the budget process. The concept of a four-stage budget process is the most correct and justified, since it arose as a result of a long evolution of the budget process. At the same time, each stage reflects a separate stage of the budget process, characterized by its own procedures, deadlines, participants, their powers and other essential aspects. At the same time, despite the apparent static nature, manifested in the immutability of the number and sequence of stages of the budget process, its content is constantly changing and being supplemented. The modern budget process strives for a wider application of a program-oriented approach, coupled with the simultaneous introduction of innovative digital technologies. It can be expected that digitalization will continue to have an impact on the content of the budget process in the foreseeable future.

Keywords: budget; budget organization; stages; stages of the budget process; budget design; budget review and approval; participants in the budget process; budget planning; budget execution; recipients of funds from the budget; government agencies; budget policy; digital technologies.

Cite as: Boltinova OV. The Evolution of the Budget Process of the Russian Federation in the context of Transformation of Budget Legislation. Aktual'nyeproblemy rossijskogoprava. 2023;18(11):65-72. (In Russ.). DOI: 10.17803/19941471.2023.156.11.065-072

Бюджетный процесс — одна из центральных категорий финансового права. От его правильной организации, точности, четкости, наличия действенных механизмов контроля и преодоления кризисных ситуаций зависит эффективность всей финансовой деятельности государства. Вместе с тем бюджетный процесс не является застывшей категорией — с течением времени меняются представления о его содержании, парадигмы его наполнения (количество стадий, процедуры и т.д.). Эволюция бюджетного процесса носит объективный характер, поскольку он развивается параллельно с общественными отношениями. Бюджетный процесс зависит от решаемых государством на том или ином историческом этапе задач, моде-

ли экономических отношений, применяемых технологий и многих иных факторов. В связи с этим представляется необходимым, во-первых, обратить более пристальное внимание на позиции ученых — представителей отечественной финансово-правовой школы по вопросам, связанным с определением бюджетного процесса и его стадий, а во-вторых, выделить некоторые тенденции, которые были характерны для развития бюджетного процесса в Российской Федерации в течение последних нескольких лет.

Для начала следует отметить, что бюджетный процесс на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируется бюджетным законодательством, точнее — его бюджетно-процессу-

альной частью. Сам рассматриваемый процесс состоит из несколько этапов (стадий): составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение бюджетной отчетности.

Нормы бюджетно-процессуального законодательства Российской Федерации являются публичными, универсальными и реализуются для решения вопросов, связанных с обеспечением решения задач и функций публичной власти.

Детальное изучение сущности и основных стадий бюджетного процесса проводится специалистами экономической и правовой науки. При этом необходимо отметить, что термин «бюджетный процесс» претерпевал изменения в ходе становления бюджетной системы Российской Федерации в рамках реформирования бюджетного законодательства.

Например, Е. А. Ровинский справедливо отмечал, что «бюджетный процесс СССР представляет собой единство всех стадий формирования и исполнения государственного бюджета СССР, находящихся в постоянном и непрерывном своем возобновлении»1. В числе стадий бюджетного процесса автор выделял: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, а также утверждение исполнения бюджета2.

В. В. Бесчеревных считал, что процесс формирования бюджета — это система, регулируемая нормами бюджетно-процессуального права, государственными органами власти и муниципальными образованиями согласно всем его стадиям. При этом автор выделял стадии разработки проекта бюджета, утверждения бюджета, приведения в исполнение предложенного проекта с последующим предоставлением отчетности за прошедший, выбранный период3.

В контексте рассматриваемого вопроса нельзя оставить без внимания труд М. И. Пискотина

«Советское бюджетное право», в котором детально изучены особенности процессуальных норм, проведена классификация по стадиям и периодам, а также указаны закономерности их повторения. Согласно мнению М. И. Пискотина, для бюджетного процесса характерны этапы формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения, а также предоставления отчетности по итогам периода4.

В свою очередь, А. И. Худяков критиковал само понятие бюджетного процесса, используя вместо него термин «бюджетное планирование». Так, по мнению автора, «в понятие "бюджетный процесс" можно, во-первых, вложить несколько значений, каждое из которых будет по-своему оправданным и логичным. Во-вторых, финансово-правовое понятие "процесс" существенно отличается от общеюридического»5. А. И. Худяков считал, что «бюджетный процесс» является «узко специальным понятием финансово-правовой науки, а для всех прочих становится понятным лишь при условии его специального разъяснения»6. И напротив, термин «бюджетное планирование», по его мнению, «более понятен, определен и конкретен»7. Вместе с тем позволим себе не согласиться с автором. Семантика термина «бюджетное планирование» в большей степени указывает на первую стадию бюджетного процесса. Очевидно, что, например, исполнение бюджета будет выходить за рамки планирования.

Кроме того, в науке предложен подход, согласно которому бюджетный процесс можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Например, И. И. Полын указывает на то, что бюджетный процесс в узком смысле совпадает с законодательным процессом. Вместе с тем автор определяет бюджетный процесс в узком смысле как «деятельность исполнительных и законодательных органов власти (феде-

Ровинский Е. Советское финансовое право : учеб. пособие для студентов ВЮЗИ. М., 1957. С. 83.

Ровинский Е. Указ. соч. С. 82.

Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 148.

Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1972. С. 63.

Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. Алматы : Баспа, 2001. С. 52.

Худяков А. И. Указ. соч. С. 51.

Худяков А. И. Указ. соч. С. 52.

2

3

4

5

6

7

ральных, региональных, местных) по внесению на рассмотрение, рассмотрению и утверждению бюджетного плана на конкретный финансовый год»8. Тут, однако, нужно указать на допущенную логическую неточность: законодательный процесс — это со всей очевидностью деятельность законодательных органов. Таким образом, деятельность органов исполнительной власти (как это отмечено в определении) сюда включаться не может. Более точным было бы сказать, что в узком понимании бюджетный процесс включает в себя первые две его стадии — составление плана, а также рассмотрение и утверждение бюджета. Действительно, зачастую бюджетный процесс воспринимается только как деятельность в рамках указанных стадий. В свою очередь, бюджет в широком смысле, с точки зрения И. И. Полына, включает в себя, помимо прочего, деятельность органов государства по исполнению бюджета и составлению отчетности о его исполнении. Кроме того, автор указывает на то, что в бюджетный процесс входит формирование бюджетных фондов. В такой трактовке, полагает автор, бюджетный процесс включает в себя также деятельность налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных лиц, участвующих в формировании бюджета9. Очевидно, впрочем, что подобный подход необоснованно широк и приводит к тому, что определение бюджетного процесса теряет свою ценность, поскольку получается, что в соответствующей деятельности

участвуют фактически все субъекты финансового права.

И. Н. Мальцева определяет бюджетный процесс как «организационное единство планирования, исполнения и отчетности в бюджетной сфере»10 и также рассматривает его с широкой и узкой точек зрения, предлагая, однако, несколько иной подход. По ее мнению, традиционное определение бюджетного процесса через четыре его стадии составляет узкое понимание рассматриваемой категории. Бюджетный процесс в его широком значении представляет собой составную часть финансового процесса в целом и проявляется как процесс реализации всей бюджетной деятельности11.

Профессор О. Н. Горбунова определяла бюджетный процесс как совокупность строго регламентированных действий, регулируемых бюджетно-процессуальным законодательством, включающую в себя стадии формирования, рассмотрения, утверждения и приведения бюджета в исполнение с последующей отчетностью за выбранный период12. Автором также была предпринята попытка применить к бюджетно-право-вой материи теорию кибернетики. В частности, О. Н. Горбунова выявляла действие прямых и обратных связей, рассматривая стадию представления отчетности об исполнении бюджета в качестве обратной связи в бюджетной деятельности государства, которая делает эту деятельность прозрачной13.

8 Полын И. И. Проблемы правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 10.

9 Полын И. И. Указ. соч. С. 11-12.

10 Мальцева И. Н. Организация бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 8.

11 Мальцева И. Н. Указ. соч.

При этом И. Н. Мальцева выделяет три обособленные стадии бюджетного периода: 1) бюджетное планирование, включающее в себя составление, рассмотрение и утверждение бюджета, его поквартальное распределение, и последующее по необходимости внесение изменений и дополнений в бюджетный план; 2) организация исполнения бюджета в соответствии с росписью доходов и расходов и их сбалансированностью по бюджетной классификации и в порядке, определенном региональным законодательством; 3) организация составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении региональных бюджетных планов (Там же. С. 14).

12 Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М. : Юристь, 2006. С. 222.

13 Финансовое право : учебник.

В науке распространен подход к трактовке бюджетного процесса в качестве правовой категории, т.е. совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета и утверждения отчета о его исполнении. При этом уже упоминавшийся И. И. Полын полагает, что бюджетный процесс представляет собой подотрасль финансового права14, с чем мы не можем согласиться. Бюджетный процесс (или бюджетно-процессуальное право15) является частью бюджетного права. Традиционно именно бюджетное право рассматривают в качестве подотрасли финансового права. Таким образом, если мы считаем бюджетный процесс подотраслью, то бюджетное право — это отрасль. Одновременно с этим автор, как уже отмечалось, говорит, что бюджетный процесс — подотрасль именно финансового права. Налицо логическое противоречие.

Таким образом, как мы видим, различные представители правовой науки по-разному определяют сущность бюджетного процесса. При этом, несмотря на расхождения в подходах к пониманию бюджетного процесса, традиционно выделяют четыре его основные стадии: стадию составления проекта бюджета, стадию рассмотрения и утверждения бюджета, стадию исполнения бюджета и стадию составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. В то же время бюджетное законодательство не раскрывает содержание понятия «стадия бюджетного процесса».

Представители теории права определяют стадию как совокупность процессуальных действий, связанных ближайшей целью16.

Современные представители научного сообщества уверены, что стадии бюджетного процесса представляют собой «урегулированную нормами бюджетного права систему, которая

выстроена на основании логистической последовательности со взаимосвязанными процессами внутри организации»17.

По нашему мнению, стадии бюджетного процесса сопряжены:

— с формированием целей и задач;

— определением количественного и качественного состава участников;

— закреплением сроков реализации стадии;

— подведением итогов выполненных на той или иной стадии действий.

Говоря об основных тенденциях, которые затронули бюджетный процесс, следует отметить, что для первой его стадии — составления проекта бюджета — в первую очередь характерно расширение перечня документов, которые ложатся в основу соответствующей работы органов исполнительной власти. Так, в 2014 г. перечень документов, закрепленный в ст. 172 БК РФ, был дополнен государственными программами, а в 2021 г. — документами, определяющими цели национального развития Российской Федерации и направления деятельности органов публичной власти по их достижению, т.е. национальными проектами. Следует отметить, что введение национальных проектов в рассматриваемый перечень позволило более точечно определить основные показатели, которые должны быть достигнуты в процессе бюджетной деятельности, связать разные государственные программы едиными целями, а также добиться концентрации бюджетных ресурсов на соответствующих приоритетных направлениях.

Еще одной особенностью развития бюджетного процесса стало использование так называемого нулевого чтения, которое дает возможность исправить данные основных характеристик проекта бюджета на очередной финансовый год и в более короткий период реализовать стадию рассмотрения и утверждения представленного бюджета. По нашему мнению, нулевое

14 Полын И. И. Указ. соч. С. 11.

15 См.: Мартыненко В. Е. Правовое регулирование бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 6.

16 Малько А. В., Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. М. : Юрист, 2009. С. 331.

17 Бюджетная система России : учебник / В. А. Парыгина., К. Браун, Дж. Э. Стиглиц, А. А. Тедеев. 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 613.

чтение может быть рассмотрено как переходная (дополнительная) стадия между составлением и рассмотрением проекта бюджета.

В рамках второй стадии нужно упомянуть об изменившихся сроках внесения законопроекта о федеральном бюджете в законодательный орган (теперь это должно быть сделано до 15 сентября). Напомним, что с 2010 по 2021 г. Правительство РФ было обязано внести проект федерального закона о федеральном бюджете до 1 октября. Приведенное изменение можно только приветствовать, поскольку оно расширяет время, которое законодательный орган может потратить на работу, связанную с рассмотрением и утверждением бюджета. Таким образом, соответствующая стадия перестала восприниматься как формальность.

Наибольшим изменениям подверглась стадия исполнения бюджета. Только за последние четыре года раздел VIII БК РФ был дополнен главами, регулирующими порядок функционирования системы казначейских платежей (гл. 24.2) и закрепляющими основы казначейского обслуживания (гл. 24.3) и казначейского сопровождения (гл. 24.4). Таким образом, с одной стороны, кардинальным образом изменился механизм исполнения бюджета, с другой — трансформировался правовой статус Федерального казначейства, которое, по справедливому замечанию отдельных авторов, фактически «переросло статус федеральной службы» и на сегодняшний момент сочетает функции органа государственной власти и финансовой организации18. Заметим, что сказанное во многом стало следствием цифровизации финансовой деятельности, т.е. внедрения цифровых финансовых технологий в процессы, связанные с образованием, использованием и контролем за использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Как было правильно отмечено И. В. Петровой, «информационные системы в условиях цифровизации экономики являются

неотъемлемым инструментом, применяемым на всех этапах реализации бюджетных полномочий участниками бюджетного процесса»19. При этом можно констатировать, что цифровизация привела: к ускорению процесса обмена финансовой информацией в рамках бюджетного процесса, улучшению качества отчетных документов, повышению эффективности использования бюджетных средств и бюджетного контроля. Отдельно следует отметить внедрение информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая существенно повлияла на бюджетный процесс. В частности, указанная информационная система позволяет обеспечить:

— мониторинг достижения финансовых результатов реализации государственных программ;

— размещение в открытом доступе информации о плановых и фактических финансовых результатах деятельности в сфере управления публичными финансами участников бюджетного процесса;

— интеграцию процессов составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований и т.д.20

Наконец, в рамках последней стадии бюджетного процесса — составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности — также произошли серьезные изменения. В первую очередь необходимо отметить изменение сроков предоставления отчетности. Так, ранее Правительство РФ должно было направлять годовой отчет об исполнении бюджета на проверку в Счетную палату РФ не позднее 1 июня, а в Государственную Думу — не позднее 1 августа текущего года. Теперь же Правительство РФ должно

18 Ситник А. А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9 (85). С. 150.

19 Финтех-право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, А. А. Ситника. М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. С. 162.

20 Финтех-право : учебник. С. 158-159.

выполнить указанные обязанности не позднее 15 июня текущего года. Таким образом, как и в отношении стадии рассмотрения и утверждения проекта закона о бюджете, законодатель увеличил срок, необходимый для работы с документами, представляемыми Правительством РФ, что также способствует преодолению формального подхода к закреплению сроков в бюджетном процессе.

Кроме того, был расширен перечень сведений, представляемых в рамках бюджетной отчетности: в частности, начиная с 2020 г. необходимо, помимо всего прочего, представлять отчетность по операциям системы казначейских платежей (ст. 264.2-1 БК РФ). Поменялся и порядок представления бюджетной отчетности — теперь по общему правилу это происходит через упомянутую систему «Электронный бюджет». Таким образом, сказанное позволяет еще раз подтвердить принципиальную важность внедрения цифровых технологий в бюджетный процесс.

Перечисленное позволяет лишь в общих чертах проследить процесс трансформации бюджетного процесса. Помимо этого, можно было бы сказать о расширении перечня участников бюджетных правоотношений (что произошло благодаря введению такой категории субъектов, как «получатели средств из бюджета», а также закреплению принципа участия граждан в бюджетном процессе (ст. 28 БК РФ)), изменению подходов к правовому регулированию бюджетной ответственности и бюджетных мер принуждения, усилению бюджетного контроля (например, вследствие введения бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей) и т.д.21

Следует сделать вывод, что бюджетный процесс — многогранная и многоаспектная категория финансового права, которая находится в постоянной трансформации и развитии. Несмотря на то что бюджетный процесс во многом воспринимается как нечто само собой разумеющееся, проведенное исследование показало, что в науке высказываются разные точки зрения по поводу содержания бюджетного процесса, его наименования и стадий, из которых он состоит. При этом в настоящее время отсутствует легальное определение понятия «стадия бюджетного процесса»; данный пробел должен быть устранен посредством дополнения ст. 6 БК РФ. Большинство авторов, повторяя положения бюджетного законодательства, выделяют четыре стадии бюджетного процесса. Представляется, что концепция четырехстадий-ного бюджетного процесса является наиболее верной и оправданной, поскольку она возникла в результате длительной эволюции бюджетного процесса. Каждая стадия отражает отдельно взятый этап бюджетного процесса, характеризующийся собственными процедурами, сроками, участниками, их полномочиями и иными существенными аспектами. В то же время, несмотря на кажущуюся статичность, проявляющуюся в неизменности количества и последовательности стадий бюджетного процесса, содержательно он постоянно меняется и дополняется. Современный бюджетный процесс стремится к более широкому применению программно-целевого подхода, сопряженного с одновременным внедрением инновационных цифровых технологий. Можно ожидать, что в обозримой перспективе цифровизация продолжит оказывать свое влияние на содержание бюджетного процесса.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. БесчеревныхВ. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М., 1976. — 176 с.

2. Бюджетная система России : учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц, А. А. Тедеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2006. — 750 с.

21 См.: постановление Правительства РФ от 25.12.2021 № 2483 «Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения» // СЗ РФ. 2022. № 1 (ч. II). Ст. 186.

финансовое право

3. Малько А. В., Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. — M. : Юрист, 2009. — 512 с.

4. Мальцева И. Н. Организация бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Томск, 2005. — 24 с.

5. Мартыненко В. Е. Правовое регулирование бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2006. — 19 с.

6. Пискотин М. И. Советское бюджетное право. — M. : Юридическая литература, 1971. — 312 с.

7. Полын И. И. Проблемы правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — M., 2001. — 259 с.

8. Ровинский Е. А. Советское финансовое право : учеб. пособие для студентов ВЮЗИ. — M., 1957. — 192 с.

9. Ситник А. А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе II Вестник Университета имени О.Е. Кутафина ^ТОА). — 2021. — № 9 (85). — С. 145-157.

10. Финансовое право : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. I отв. ред. О. Н. Горбунова. — M. : Юристъ, 2006. — 587 с.

11. Финтех-право : учебник I под ред. Е. Ю. Грачевой, А. А. Ситника. — M. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина ^ТОА), 2023. — 438 с.

12. Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. — Алматы : Баспа, 2001. — 344 с.

Материал поступил в редакцию 22 апреля 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bescherevnykh V. V. Kompetentsiya Soyuza SSR v oblasti byudzheta. — M., 1976. — 176 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Byudzhetnaya sistema Rossii: uchebnik I V. A. Parygina, K. Braun, Dzh. E. Stiglits, A. A. Tedeev. — 3-e izd., ispr. i dop. — M., 2006. — 750 s.

3. Malko A. V., Matuzov N. I. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. — M.: Yurist, 2009. — 512 s.

4. Maltseva I. N. Organizatsiya byudzhetnogo protsessa v subekte Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Tomsk, 2005. — 24 s.

5. Martynenko V. E. Pravovoe regulirovanie byudzhetnogo protsessa v subekte Rossiyskoy Federatsii (na primere Sankt-Peterburga): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — SPb., 2006. — 19 s.

6. Piskotin M. I. Sovetskoe byudzhetnoe pravo. — M.: Yuridicheskaya literatura, 1971. — 312 s.

7. Polyn I. I. Problemy pravovogo regulirovaniya byudzhetnogo protsessa v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2001. — 259 s.

8. Rovinskiy E. A. Sovetskoe finansovoe pravo: ucheb. posobie dlya studentov VYuZI. — M., 1957. — 192 s.

9. Sitnik A. A. Sistema kaznacheyskikh platezhey v natsionalnoy platezhnoy sisteme II Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). — 2021. — № 9 (85). — S. 145-157.

10. Finansovoe pravo: uchebnik. — 3-e izd., pererab. i dop. I otv. red. O. N. Gorbunova. — M.: Yurist, 2006. — 587 s.

11. Fintekh-pravo: uchebnik I pod red. E. Yu. Grachevoy, A. A. Sitnika. — M.: Izdatelskiy tsentr Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2023. — 438 s.

12. Khudyakov A. I. Finansovoe pravo Respubliki Kazakhstan. Osobennaya chast. — Almaty: Baspa, 2001. — 344 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.