Научная статья на тему 'О совершенствовании понятий и терминов в проекте новой редакции бюджетного кодекса Российской Федерации'

О совершенствовании понятий и терминов в проекте новой редакции бюджетного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / BUDGET / BUDGET LAW / BUDGET SYSTEM / BUDGET PROCESS / BUDGET CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтинова Ольга Викторовна

В свете проводимой в настоящее время подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в статье проводится анализ таких основополагающих понятий бюджетного права, как «бюджет», «бюджетная система», «бюджетный процесс». Опираясь на доктрину финансового права, автор сформулировал предложения по совершенствованию терминологического аппарата бюджетного законодательства, которые могут найти свое применение в практике законотворческих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING CONCEPTS AND TERMS IN THE PROJECT THE NEW EDITION OF THE BUDGET CODE RUSSIAN FEDERATION

In light of preparation of a new edition of the Budget Code of the Russian Federation, this article analyzes such basic concepts of the budget law as budget, budget system, budget process. Proceeding from the doctrine of the financial law, the author has formulated proposals for the improvement of the terminology of the budget legislation that might find application in the practice of the legislative authorities.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании понятий и терминов в проекте новой редакции бюджетного кодекса Российской Федерации»

в

ЕСТНИК Б0пТ„к0Вв О. В. _

иииигвлитгтл ^ совершенствовании понятии и терминов в проекте УНИВЕРСИТЕТА „ ,— _, ^ ^

имвнио.Е.кугафина(мпоА) новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ В ПРОЕКТЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В свете проводимой в настоящее время подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в статье проводится анализ таких основополагающих понятий бюджетного права, как «бюджет», «бюджетная система», «бюджетный процесс». Опираясь на доктрину финансового права, автор сформулировал предложения по совершенствованию терминологического аппарата бюджетного законодательства, которые могут найти свое применение в практике законотворческих органов.

Ключевые слова: бюджет, бюджетное право, бюджетная система, бюджетный процесс, бюджетный контроль.

BALTINAVA O. V.,

Dr. of law, Professor, of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

E-mail: [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

ON IMPROVING CONCEPTS AND TERMS IN THE PROJECT THE NEW EDITION OF THE BUDGET CODE RUSSIAN FEDERATION

In light of preparation of a new edition of the Budget Code of the Russian Federation, this article analyzes such basic concepts of the budget law as budget, budget system, budget process. Proceeding from the doctrine of the financial law, the author has formulated proposals for the improvement of the terminology of the budget legislation that might find application in the practice of the legislative authorities.

Keywords: budget, budget law, the budget system, budget process, budget control.

С первого января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации1 (далее — БК РФ), который явился первым кодифицированным источником, установившим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определил основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений

Ольга

Викторовна БОЛТИНОВА,

доктор

юридических наук, профессор кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Ш m

А

Ч □

~0

б ~0 s

s

X m n

Л □

НАУКИ'

>

СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

© О. В. Болтинова, 2016

в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращениям взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Почти за шестнадцать лет, прошедших с момента введения в действие БК РФ, было принято более 50 федеральных законов об изменении БК РФ, что, с одной стороны, обусловлено потребностями современного развития нашего общества и создания адекватной рыночной экономики бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, явилось следствием достаточно большого числа неурегулированных вопросов, пробелов и внутренних противоречий норм БК РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2953-р2 утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г., целью которой является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, прежде всего путем разработки и введения в действие новой редакции Бюджетного кодекса и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики.

В настоящее время Министерством финансов ведется разработка проекта новой редакции БК РФ, и в этой связи хотелось обратить внимание на основополагающие понятия и термины, закрепленные новой редакцией проекта БК РФ:

Понятия и термины, закрепленные в ст. 5 проекта БК РФ, нуждаются в доработке и совершенствовании, и прежде всего — основополагающие — «бюджет», «бюджетная система»; «бюджетный процесс».

1. Термин «бюджет». Бюджет — это реальная основа осуществления политики государства. Бюджет — это источник информации социально-экономического развития государства, его индикатор. Посредством бюджета государство управляет финансовыми потоками всей финансовой системы Российской Федерации, используя императивный метод правового регулирования.

Бюджет является необходимым атрибутом государства. Именно с помощью бюджета осуществляются задачи и функции государства и местного самоуправления. Его назначение — обеспечение деятельности публичной власти. Бюджет сигнализирует государству о том, как поступают финансовые ресурсы в его распоряжение, соответствует ли размер централизованных средств государства объему его потребностей.

Термин «бюджет» в условиях рыночной экономики претерпел существенные изменения. До БК РФ понятие бюджета было закреплено в ст. 1 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 № 17343 (далее — Закон). Законодатель определял бюджет как форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Однако в это определение не были включены местные

2 СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. 2). Ст. 219.

3 ВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543.

в

ЕСТНИК Б0пТ„к0Вва.в. _

1#ыивсв^ытп-А О совершенствовании понятии и терминов в проекте УНИВЕРСИТыА ^ ,— г-, ^ ^

имвнио.Е.кутафина(мпоА) новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации

бюджеты, хотя они имеют все признаки бюджетов как таковых и входят в бюджетную систему Российской Федерации. Да и непосредственная формулировка определения понятия «бюджет», согласно данному Закона, вызывала много споров. Поскольку бюджет является финансовым планом для обеспечения задач и функций государства (местного самоуправления), а не органов государственной власти. Ведь именно функциональная классификация расходов содержит группировку расходов по функциональному признаку, отражает функции государства.

Изначально в ст. 6 БК РФ бюджет определялся, как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Безусловно, что часть правовых пробелов устранена, в связи с принятием БК РФ, а именно:

— во-первых, в ст. 6 говорилось о «фондах денежных средств»;

— во-вторых, закреплены местные бюджеты;

— в-третьих, определено назначение бюджета — обеспечение задач и функций государства (местного самоуправления).

В теории бюджетного права понятие «бюджет» рассматривают с трех точек зрения: материальной,экономической и правовой.

Степашин С. В. указывает, что «бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:

— перераспределение валового внутреннего продукта;

— государственное регулирование и стимулирование экономики;

— финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

— контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств»4.

Государственный бюджет представляет особую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства (или субъекта Российской Федерации) и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований. Сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы5.

В правовом смысле бюджет — это прежде всего Закон (либо решение местного самоуправления), разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации, рассмотренный и Ш утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и под- А писанный Президентом РФ. □

В статье 11 БК РФ нашло отражение понятие «правовая форма бюджета», где закреплено, что федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов Российской Федерации — в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разраба-

П

4 Степашин С. В. Конституционный аудит. М. : Наука, 2006. С. 190. □

5 Указ. соч. С. 190—191.

п

* к

§ к

НАУКИ Ъ

тываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Рассматривая бюджет, необходимо отметить следующие аспекты:

— во-первых, это — акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или форме муниципального правового акта представительных органов муниципальных образований);

— во-вторых, бюджет — это централизованный фонд денежных средств (концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства, доходы по источникам, расходы направляются по функциям государства и муниципальных образований (ранее существовала экономическая, функциональная и ведомственная классификации расходов бюджетов)6;

— в-третьих, это — финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определенный период времени, а именно с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год и плановый период;

— в-четвертых, это — не просто финансовый план, а основной финансовый план государства (наряду с ним действуют финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, сметы и т.д.).

Понятие « бюджет» в действующей редакции БК РФ определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Законодатель исключил слово «фонд», хотя с данной позицией вряд ли можно согласиться. Ведь бюджет — это основной централизованный фонд денежных средств, который предназначен для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований. Цифры статей бюджета на текущий год показывают: откуда в бюджет должны прийти доходы, как они будут перераспределяться и как расходоваться7. Кроме того, это не только форма образования и расходования фонда денежных средств, но и форма распределения денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 г. № 12-П отметил, что « ...бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно — они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации»8.

7

8

6 Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 16 ; Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. 3-е изд. М., 1978. С. 74 ; Бельский К. С. Финансовое право М., 1994. С. 31 ; Гоачева Е. Ю, Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России учебник. М., 1995. С. 23 ; Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм. М. Норма, 2001. С. 78.

Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 128.

СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2803.

в

'Ш^ШЖ Болтинова а. в.

УНИВЕРСИТЕТА □ совершенствовании понятии и терминов в проекте

имвнио.Е.кутафина(мпоА) новоИ редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации

В проекте новой редакции БК РФ бюджет определяется, как форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 5 п.1 новой редакции БК РФ). На наш взгляд, безусловно, законодатель уточнил понятие бюджета, однако, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее:

а) во-первых, бюджет — это не абстрактная форма образования и расходования денежных средств, а прежде всего правовая форма, поскольку бюджет ежегодно принимается в форме закона;

б) во-вторых, бюджет — это форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств публично-правового образования;

в) в-третьих, бюджет предназначен для финансового обеспечения полномочий публично-правовых образований, а от их имени выступают органы государственной власти и муниципальных образований.

О. Н. Горбунова совершенно правильно подчеркивает, что «ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете дает нам общую картину об основном централизованном фонде денежных средств государства, об источниках его формирования и направлениях его расходов, что при хорошем анализе дает нам полную картину развития государства на год»9.

2. Термин «бюджетная система». В проекте новой редакции БК РФ бюджетная система изначально определялась как совокупность бюджетов; бюджетных правоотношений; участников бюджетного процесса. С учетом поправок на данном этапе проекта новой редакции БК РФ, бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая бюджетным законодательством совокупность бюджетов, а также участников процесса.

Важным качеством права является системность, т.е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют условия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должно влечь применение норм, определяющих соответствующие меры принуждения10. Система — это некое множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство11.

Таким образом, под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим...12 Согласно точке зрения Берталанфи13 системе должны быть присущи и другие необходимые признаки: целостность (принци-

Ш

П

Горбунова О. Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права // Сборник ма- —

териалов международной научно-практической конференции «Современная теория финансового права». Москва 19—20 марта 2010 г. М., 2011. С. 83.

Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / под ред. В. А. Том - р

синова. М. : Зерцало, 2008. С. 41. ^

См.: Современный энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1989. С. 1226. Ш

П

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1973.

Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. М., 1969. НАУКИ

пиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее составляющих), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), взаимосвязь системы и среды (формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой), иерархичность (каждый компонент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы).

С юридической точки зрения о системе можно говорить при одновременном наличии следующих признаков:

а) наличие единой правовой основы и упорядоченных средств правового регулирования:

б) сопоставимый правовой статус отдельных элементов;

в) правовая регламентация связей между элементами, диктуемых соображениями экономической целесообразности и правовой непротиворечивости.

Представляется, что система есть сложное явление, образующее однородные элементы, которые взаимодействуют между собой и обеспечивают между собой функционирование и жизнеспособность самой системы как единого целого, а не простой совокупности составляющих элементов.

Поэтому рассматривая определение бюджетной системы, должны учитывать только совокупность бюджетов как однородных элементов, которые теснейшим образом взаимодействуют, и не включать в ее состав участников бюджетного процесса, так как названы совершенно разные по своей природе элементы системы.

3. Термин «бюджетный процесс». Все процессуальные нормы имеют процедурный характер. Они устанавливают порядок и правовые формы деятельности соответствующих государственных органов. При этом они во всех случаях преследуют три взаимосвязанные задачи:

— во-первых, организуют работу соответствующих органов, вводят ее в наиболее рациональные формы, которые сообщают ей максимальную продуктивность, обеспечивают достижение наибольших результатов при наименьших затратах времени, сил и средств.

М. И. Пискотин писал, что речь идет о своего рода «научной организации труда» применительно к соответствующим специфическим областям деятельности14;

— во-вторых, обеспечивают права и интересы участников процесса, создают правовые гарантии их соблюдения;

— в-третьих, закрепляют такой порядок и такие формы работы, которые обеспечивают последовательный, всесторонний и глубокий анализ рассматриваемых вопросов и их правильное разрешение, нахождение истины в каждом деле, предупреждают проявления односторонности и субъективизма, возможность принятия поспешных, необоснованных решений.

В соответствии с перечисленными целями все процессуальные нормы:

а) определяют состав участников той или иной деятельности;

б) указывают виды необходимых действий и их обязательную последовательность;

в) предусматривают организационную форму каждого действия;

Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 60—61.

14

в

ЕСТНИК Б0лтин0ва о,в. и

*#ымвсв/*1л-гп-л □ совершенствовании понятии и терминов в проекте УНИВЕРСИТыА ^ ,— г-, ц. ^

имвнио.Е.кутафина(мпоА) новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации

г) устанавливают права и обязанности участников деятельности;

д) определяют порядок принятия решений.

Вышеперечисленные черты характеризуют и процессуальные нормы бюджетного права, тем самым отличая их от материальных норм.

Процедура — это внутреннее содержание бюджетного процесса, поскольку «процедура» — это порядок применения процессуальных норм на каждой из стадий бюджетного процесса, т.е. процедура регламентирует: состав субъектов бюджетного процесса, их полномочия, права и обязанности; объекты, сроки прохождения бюджета и т.д.

На современном этапе развития бюджетного законодательства сократились сроки внесения, рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период15.

Так, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года (ранее была норма 26 августа).

Сократились и сроки рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Так, в ст.196 БК РФ закреплено, что Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. До недавнего времени указывались конкретные сроки каждого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (первое чтение — 20 дней со дня внесения в Государственную Думу Правительством РФ (ранее — 30 дней); второе чтение — 25 дней со дня принятия в первом чтении (ранее — 35 дней); третье чтение — 10 дней со дня принятия во втором чтении (ранее — 15 дней).

Кроме того, в практике бюджетной деятельности применяется процедура «нулевого чтения», которая до сих пор не закреплена нормами БК РФ.

Термин «нулевое чтение» появился в 2002 году при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2003 год. Суть данного чтения заключается в привлечении к составлению проекта бюджета представителей законодательной власти, с которыми прорабатываются основные принципы бюджетной политики, в том числе доходные и расходные статьи до внесения законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В проекте новой редакции БК РФ (п. 20 ст. 5) бюджетный процесс — это Ш

регламентируемая бюджетным законодательством деятельность по составле- -

нию и рассмотрению проектов бюджетов (планированию бюджетов), исполнению □

бюджетов, осуществлению бюджетного учета, составлению и внешней проверке бюджетной отчетности, составлению и рассмотрению бюджетной отчетности, а также деятельность по государственному (муниципальному) бюджетному контролю.

__гп

П

См.: ФЗ от 27 июля 2010 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части уточнения □

сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их ис- —

полнении».

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

По структуре проекта новой редакции БК РФ раздел. 6 «Планирование бюджета» содержит следующие главы:

— гл. 20. Составление проекта бюджета;

— гл. 21. Внесение проекта закона (решения) о бюджете;

— гл. 22. Рассмотрение и утверждение закона (решения) о бюджете;

— гл. 23. Внесение изменений в закон (решение) о бюджете;

— гл. 24. Сводная бюджетная роспись.

Таким образом, законодатель все вышеперечисленные процедуры относит к планированию бюджета

Кроме того, в определении бюджетного процесса составление проекта бюджета и рассмотрение анализируются как единая стадия бюджетного процесса, хотя это самостоятельные стадии и по структуре проекта новой редакции они разделены, а в определении объединены, что является противоречием.

Кроме того, законодатель не упоминает о процедуре утверждения проекта бюджета, которая тесным образом связана с рассмотрением проекта бюджета и рассматривается как единая стадия бюджетного процесса.

При анализе норм БК РФ возникает вопрос — является ли бюджетный контроль стадией бюджетного процесса. Исходя из определения понятия «бюджетный процесс» в ст. 6 БК РФ и структуры БК — да. В БК РФ имеется раздел IX «Государственный (муниципальный) бюджетный контроль».

По нашему мнению, государственный (муниципальный) бюджетный не является самостоятельной стадией бюджетного процесса, поскольку он имеет место на всех стадиях бюджетного процесса и сопровождает весь процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств — бюджета.

Следует согласиться с позицией Сабитовой Н. М. о том, что «если говорить о взаимосвязи стадий бюджетного процесса и функций управления, следует отметить, что стадия составления бюджета совпадает с такой функцией управления, как планирование и прогнозирование, это лишь разные подходы к управлению бюджетом. Первый — процессный подход, второй — функциональный. Функция контроля за бюджетом осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Функция регулирования также осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса, а не только на стадии исполнения бюджета. Причем обе функции возложены и на законодательную, и на исполнительную власть. Учет как специфическая функция управления бюджетом осуществляется на стадии исполнения бюджета»16.

Контроль рассматривается как функция управления. Бюджет является объектом управления, а субъекты управления бюджетом — это те же участники бюджетного процесса.

Таким образом, необходимо учитывать, что государственный (муниципальный) бюджетный контроль не является стадией бюджетного процесса.

На современном этапе развития бюджетного законодательства назрела необходимость подготовки новой редакции БК РФ, который должен занимать главное место в системе бюджетного законодательства Российской Федерации и выполнять роль основного закона, регламентирующего принципы бюджетного

Сабитова Н. М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 6.

*#ымвеп/«1л-гп-л О совершенствовании понятии и терминов в проекте

УПИЦСгиШЫА „ _

именио.Е.кутафина(мпоА) новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации

устройства и организацию бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.

Библиография

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения

проектов бюджетов и отчетов об их исполнении».

***

1. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. — М., 1973.

2. Бельский, К. С. Финансовое право / К. С. Бельский. — М., 1994.

3. Горбунова, О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. — М., 2003.

4. Горбунова, О. Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права / О. Н. Горбунова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современная теория финансового права». Москва 19—20 марта 2010 г. — М., 2011.

5. Грачева, Е. Ю., Куфакова, Н. А., Пепеляев, С. Г. Финансовое право России : учебник / Е. Ю. Грачева, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев. — М., 1995.

6. Крохина, Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Ю. А. Крохи-на. — М. : Норма, 2001.

7. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст ; под ред. В. А. Томсинова. — М. : Зерцало, 2008.

8. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. — М., 1969.

9. Пискотин, М. И. Советское бюджетное право / М. И. Пискотин. — М., 1971.

10. Сабитова, Н. М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в Российской Федерации / Н. М. Сабитова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2006. — № 6.

11. Свод законов Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

12. Свод законов Российской Федерации. — 2004. — № 27. — Ст. 2803.

13. Свод законов Российской Федерации. — 2014. — № 2. — Ст. 219.

14. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. — 3-е изд. — М., 1978.

15. Современный энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — М., 1989.

16. Степашин С. В. Конституционный аудит / С. В. Степашин. — М. : Наука, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.