Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ «БОТАНИЧЕСКИХ» РОСПИСЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ ФАРФОРЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ «БОТАНИЧЕСКИХ» РОСПИСЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ ФАРФОРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1058
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фарфор / производство фарфора / техника росписи / флоральная роспись / ботаническая живопись / декоративность / porcelain / porcelain production / painting technique / floral painting / decorativeness

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена эволюции ботанических росписей фарфора, зародившихся в Китае, и их развитию на главных европейских фарфоровых мануфактурах. К концу XVIII века в Европе сложилось два типа флоральной росписи по фарфору: натуралистический и научный, традиции которых сохраняются до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the evolution of Botanical porcelain paintings that originated in China, and their development in the main European porcelain manufactories. By the end of the XVIII century, there were two types of floral painting on porcelain in Europe: naturalistic and scientific, the traditions of which are preserved to this day.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ «БОТАНИЧЕСКИХ» РОСПИСЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ ФАРФОРЕ»

ЭВОЛЮЦИЯ «БОТАНИЧЕСКИХ» РОСПИСЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ ФАРФОРЕ

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена эволюции ботанических росписей фарфора, зародившихся в Китае, и их развитию на главных европейских фарфоровых мануфактурах. К концу XVIII века в Европе сложилось два типа флоральной росписи по фарфору: натуралистический и научный, традиции которых сохраняются до настоящего времени.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фарфор, производство фарфора, техника росписи, флоральная роспись, ботаническая живопись, декоративность.

ABSTRACT: the article is devoted to the evolution of Botanical porcelain paintings that originated in China, and their development in the main European porcelain manufactories. By the end of the XVIII century, there were two types of floral painting on porcelain in Europe: naturalistic and scientific, the traditions of which are preserved to this day.

KEYWORDS: porcelain, porcelain production, painting technique, floral painting, decorativeness.

С древнейших времен изделия из фарфора ценились не за их функциональность (фарфор крайне хрупок), а за изысканность формы, тонкость материала и великолепные росписи. Красота фарфорового «белья» (недекорированных изделий) заключена в чистоте форм и белоснежном блеске глянца его глазурованной поверхности. Однако именно росписи делают фарфор произведением искусства, вдыхают в обезличенную белизну жизнь, придают ему индивидуальность и динамичность.

Первые предметы из фарфора, созданные в Китае приблизительно в М^И веках н.э., практически не декорировались, исключая довольно редкие случаи насечного орнамента, - так высоко почитались сами строгие формы фарфора. В начале эпохи династии Мин (1368 - 1644) в моду вошла посуда с росписью из окиси кобальта. Кобальт привозили из Персии в Цзиндэчжэнь -главный центр фарфорового производства того времени. Глазури для фарфора создавались на основе окислов металлов. Синий цвет давала после обжига окись кобальта, красный - окись железа, белый - окислы сурьмы, мышьяка, олова или цинка, черный - окислы иридия, серый - платины, желтый - двуокись титана или окись марганца, зеленый - окись хрома или меди.

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

Именно в Китае зародилась традиция изображения на фарфоре цветов и плодов. Причем изображения эти были очень подробными и натуралистичными, отсюда их название - «ботанические». Расцвет данной разновидности декора пришелся на X - XII века. Позднее, когда наладился экспорт фарфоровых изделий из Китая в Европу, эта мода распространилась повсеместно.

Блюдо, декорированное цветами и птицами Период правления императора Канси (1662 -1722)

Фарфор «зеленого семейства»

Музей Гиме (Музей восточных искусств), Париж

В Музее Гиме (Музей восточных искусств, Париж) хранится фарфоровое блюдо с прекрасным образцом цветочной росписи периода правления императора Канси (1662 - 1 722). Данное блюдо принадлежит к так называемому «зеленому семейству» (фр. «famille verte»). В эпоху императора Канси сложилась своеобразная цветовая палитра для росписи фарфора, в которой главенствующее положение занимал густой и насыщенный зеленый цвет; другие использовавшиеся цвета -красный, желтый, фиолетовый и прозрачный голубой - были значительно тоньше и легче. Такое цветовое сочетание в Европе получило название «famille verte» - «зеленое семейство». Существовали также изделия палитры «famille noire» - с сияющим черным фоном, «famille jaune» - с желтым. Для внутреннего рынка производился фарфор с монохромной росписью темно-красной краской на медной основе - такая глазурь называлась «sang-de-boeuf» («бычья кровь»). Характерной палитрой двух последующих правлений была «famille rose» («розовое семейство») с доминированием розового цвета, очень ценившаяся в Европе.

Тарелка, декорированная цветами Фарфор «розового семейства» Художественный музей Уолтерс

Для европейцев со времен античности цветы являлись чудом, прекрасным даром, связанным с природой и плодородием. В эпоху средневековья каждый цветок и растение наделялись символическим значением и сокральным смыслом, а изображения их отличались схематизмом и высокой стилизацией. Возрождение внесло свои коррективы и сделало изображения флоры куда более реалистичными. С этого момента художники стали

стремиться воспроизвести природу максимально натуралистично. Доказательство тому - живопись таких мастеров, как Ян Брейгель Старший (1568 -1625), Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - 1657), Амброзиус Босхарт (1573 - 1621) и др.

Л Ш

% \ ч

Бальтазар ван дер Аст Натюрморт с тюльпаном Первая половина XVII века Частная коллекция [1]

После эпохи великих географический открытий европейцы стали стремиться к накоплению новых знаний. Возник небывалый интерес к медицине, естественным наукам, а с ними и к целебным свойствам растений. В XVIII веке повсеместно возникают «натуральные кабинеты» и кабинеты древностей, кунсткамеры, библиотеки. В Европе начинается культ садоводства, стимулирующий освоение растительных богатств обоих полушарий. Люди много путешествуют, привозя из долгих странствий заграничные растения. В этот период выпускаются первые иллюстрированные издания - ботанические атласы. Самыми популярными были научные труды английского ботаника Филипа Миллера (1691 - 1771) «Словарь садоводства» (англ. «The Gardeners Dictionary») 1731 года и «Естественная история» в 36 томах графа де Бюффона (фр. Histoire naturelle générale et particulière), издававшаяся в период 1749-1788 годов. Миллер и де Бюффон стремились усовершенствовать классификацию растений шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707 - 1 778), не просто описывающего флору, но и делающего рисунки с натуры, которые стали одними из первых образцов для нанесения растительного деко-

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао институт/отп*в№ияа

{Чир искусств

ра на фарфор. Для Линнея в Китае был заказан чайный фарфоровый сервиз, эскизы росписей для которого делал сам учёный. При транспортировке половина предметов сервиза разбилась, и он был заказан вторично. В качестве эскизов для его росписи снова использовались рисунки и гравюры Линнея. На этот раз сервиз прибыл в Европу в целости и сохранности. Вскоре он приобрел такую известность, что на протяжении XVIII столетия многократно повторялся различными европейскими мануфактурами.

Чашка и блюдце с изображением цветущей линнеи (род древесных цветковых растений, названных в честь Карла Линнея) Входили в состав сервиза, изготовленного в Китае для Карла Линнея, около 1755 года Музей Восточной Азии, Стокгольм

Таким образом, европейский фарфор стал одним из символов эпохи Просвещения. С момента появления в Европе он был не просто столовой принадлежностью или предметом роскоши, но плодом учености. Росписи по фарфору стали полем для изобразительных и научных экспериментов. Отныне этими росписями хочется не просто любоваться, но и вдумчиво рассматривать. Откликом на это стала «ботаническая живопись» на фарфоре, зародившаяся на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Пик её популярности пришелся на середину 1740-х годов. Позднее реплики «ботаники» появятся во Франции (Венсенн). Изображения «европейских» цветов (в противовес условным цветам восточной живописной традиции и их западной адаптации т.н. «индианских цветов», которые чаще всего использовались в росписях платьев фарфоровой мелкой пластики того времени) создавались по гравюрам и атласам, получив название «Но^с!|пИ±Ышпеп» -«цветы гравюр на дереве». Их изюминка - высокая

достоверности рисунка без всякой намеренной красивости. Отсюда - появление семян, водорослей, грибов, обнаженных корней, отдельных фрагментов растений. Изображения настолько точно и добросовестно копировали образцы с натуры, что в конечном счёте приобретали слишком сухой вид. Одним из первых сервизов, декорированных в стиле «HolzschшttЫшnen», стал столовый сервиз, который в 1742-ом году был изготовлен для кельнского курфюрста Клеменса Августа. Ныне он хранится в замке Аугустусбург в Брюле.

Тарелка

Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1741 - 1742 годы

Входила в состав сервиза, изготовленного для курфюрста Клеменса Августа

26 ноября 2014 г., Лондон, аукцион Bonhams, лот 179. £ 10,625 [2]

С 50-х годов XVIII века цветочные композиции на фарфоре отходят от «научности». Широко применяется роспись «цветы в разброску». Мастера рококо начинают избегать симметрии и упорядоченности. Впервые на фарфоре появляются рельефные цветы. Формируется тип традиционной цветочной живописи «Bunten deutschen Blumen» («Пестрые немецкие цветы»). Такие цветочные композиции чаще всего состояли из роз, тюльпанов, астр, перистого мака, душистого горошка. Цветы воспроизводились в упрощенном декоративном стиле, с не встречающимся в природе изгибом (например, в форме буквы S), но всегда в очень интересном, живом положении [3]. Подобная роспись получила название «манерная». Характерным её примером может служить тарелка с рельефным декором, названным на Мейсенской мануфактуре «Dulong». Здесь в центре композиции (в «зеркале» тарелки) изображен цветочный букет, а по краям - цветочные композиции в фигурных золоченых резервах.

Тарелка

Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, середина XVIII века

13 ноября 2015 г., Кёльн, аукцион ЬешреПг, лот 910 € 496 (эстимейт € 300 - 400) [4]

Стоит отметить, что переход от «Но^сЬт^Ышпеп» к «манерной» росписи был постепенным. Поэтому в середине XVIII века можно встретить обе эти разновидности декора. Подтверждением этому служит часть чайного сервиза из Большого собрания изящных искусств АБС, состоящая из чашек и блюдец, созданных на Мей-сенском заводе в 1 755 году.

Чайные пары дополнены чайником на одну чашку («эгоист») с идентичным цветочным декором. Создан он был в XVIII столетии в городе Хёхст, где фарфоровая мануфактура была основана в 1746 году коммерсантом Иоганном Кри-

Часть чайного сервиза

Чайные пары: Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, около 1755 г. Чайник: Германия, Хёхст, XVIII в. Фарфор; полихромная роспись, золочение. Чашки: высота 4 см, 0 7 см Блюдца: 0 12 см Чайник 11^11,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-4003 (1 - 21)

стофом Гельтцем и мейсенским художником Адамом Фридрихом фон Лёвенфинком (1714 - 1754).

Предметы этого сервиза украшены в стиле «Но^с1|тйЫшпеп» цветами разного масштаба, свободно расположившимися на изделиях - от крупных бутонов до мелких цветочков на стебле по внешней и внутренней поверхности чашек. Рисунок их выполнен несколько графично и плоскостно, что сближает эти изображения с засушенными цветами из гербариев, словно служившими в качестве оригинала для художника. Кроме своего декоративного назначения, данные изображения могли помочь художникам-декораторам скрыть дефекты глазури.

Долгое время европейские мастера не могли получить чистую фарфоровую массу, свободную от примесей окислов железа. Последние давали на белье темные точки, снижающие качество фарфора. Чтобы прикрыть данные дефекты на саксонской мануфактуре часто изображались одиночные цветы, делающие незаметными изъяны обжига. Позднее данные недостатки превратились в характерные детали раннего фарфора, подтверждающие его подлинность. В данном случае такие дефекты в большом количестве можно увидеть на внутренней поверхности чашек сервиза из собрания АБС.

■Дефекты глазури в виде темных точек на белье

■Цветок, благодаря которому в немецком языке появилась идиома «Blumen kaffee» (русс. «Цветочный кофе»)

Чайная пара Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, около 1740 г. Стиль росписи «Ио^сЫШЫитеп» [5]

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

Помимо этого, на дне каждой из этих чашек мы видим небольшой цветок, благодаря которому в немецком языке появилось ироническое словосочетание «Blumen kaffee», что в дословном переводе означает «Цветочный кофе». Дело в том, что через слабозаваренный кофе в этой чашке можно было разглядеть цветок на дне, а потому к этому «цветочному напитку» чрезмерно бережливых хозяев стали применять данную саркастическую идиому.

Вслед за этими разновидностями флоральной росписи фарфора возникла еще одна - «цветы и плоды» («Flowers&Fruits»). Она также возникла в Мейсене в 1740-ые годы. В качестве эскизов для росписей этого типа здесь пользовались книгой «Изображения нескольких тысяч деревьев, соцветий, цветов, кустов и грибов» Вайнманнса и «Новой книгой о цветах» Франкенбергера, которая вышла в 1662-ом году в Страсбурге.

Своего расцвета «цветы и плоды» достигли в Англии на фарфоровой мануфактуре Челси в 1760 - 1770-е годы. Данный декор представляет собой настоящее попурри из разномасштабных цветов, фруктов, овощей, злаков и орехов, свободно скомпонованных по поверхности фарфоровых изделий. Роспись производит впечатление хаоса, но при этом все детали тщательно прописаны. Мастера стремятся поразить необычным и оригинальным выбором предметов «натюрморта»: рядом с бутонами роз разместилась свекла, по ботве которой ползет червяк, а по соседству с ними - ветка с лимоном, чья яркая цедра привлекла бабочек.

Тарелка

Англия, фарфоровая мануфактура Челси Около 1755 года

Британская королевская коллекция

Даже на примере одной тарелки, изготовленной на заводе Челси, можно судить, насколько свободная и асимметричная манера англичан отличалась от мейсенских росписей по фарфору. Педантичные немцы строго выверяли соотношение фарфоровой основы и цветочного декора. Эта тенденция проявилась в одной из самых знаменитых мейсенских росписей типа «цветы и плоды», которая и по сей день пользуется большим успехом по всему миру - «Синий лук» (нем. Zwiebelmuster). Данная разновидность декора фарфоровых сервизов впервые была применена на мейсенской мануфактуре в 1 739 году (в 2019 году данный тип росписи отметил свой 280-й юбилей). Авторство «Синего лука» приписывают Йохану Кречмеру. С конца XIX столетия с некоторыми вариациями он копировался и другими крупными фабриками. Так, например, данный тип росписи в Веджвуде именовался «Мейсенским», а в Японии - «Голубым Дунаем».

Первоначально его называли просто луковицей («bulb»). Образцом для подражания здесь послужили дальневосточные росписи с преобладанием сине-белого колорита. В Мейсене производились сервизы, украшенные плодами гранатов, не знакомых жителям Саксонии. Тогда немецкие мастера начали разрабатывать декор с местной флорой, в результате чего появились головки лука, которые дополнялись причудливыми цветочными композициями из стилизованных пионов и астр в центре, а по краям - развевающийся на ветру бамбук. Влияние искусства рококо выражалось здесь в асимметрии.

Традиционным цветом для декора данного типа был синий, однако, выпускались и лимитированные серии сервизов, украшенных зелеными, красными, розовыми или черными узорами. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится часть столового сервиза, состоящая из двух маленьких тарелок в форме рокайлей, глубокого блюда, вазы на подставке и четырех тарелок, декорированных росписью «Синий лук». Волнообразные кромки тарелок и вазы обрамлены здесь рельефным плетением с прорезями. Сервиз этот был изготовлен в конце XIX века в Мейсене, что лишний раз подтверждает высокую востребованность декора «Синий лук», ставшего уже классикой.

О том, насколько широко в XIX веке на Мейсенской мануфактуре применялись стили росписей прошлого столетия, свидетельствует и ваза из собрания ASG. Её тулово и крышка декорированы в стилистике рококо крупными рельефными

Часть сервиза «Синий лук»

Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура,

конец XIX в.

Фарфор; роспись кобальтом, золочение Ваза на подставке: высота 14,5 см, 0 18 см Глубокое блюдо: высота 6 см, 0 22,5 см Тарелки: 0 24 см;

Малые тарелки в форме рокайлей: 4,5*10*11,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3921 (1 - 8)

Ваза Германия (в стиле Мейсена), конец XIX в. Фарфор; полихромная роспись, золочение 50*34 см БСИИ ASG, инв. № 11-2936

цветами на прихотливо изогнутых стеблях с листьями. Под крупными бутонами роз стремятся скрыться различные насекомые - мухи и жуки. Выразительность декору добавляют зеленые попугаи, расположившиеся на противоположных сторонах вазы, а также змеевидный изгиб побега с крупными листьями, венчающий крышку.

Итак, к концу XVIII века в Европе сложилось два типа флоральной росписи по фарфору:

1. Натуралистический: когда художник расписывает предметы в реалистической манере по собственным подготовительным эскизам с натуры, соблюдая реальный масштаб цветов и растений, их пропорции и цвет;

2. Научный: в данном случае эскизами для художников выступают атласы и рисунки ботаников. Такие росписи часто сопровождаются латинскими названиями растений, а также ссылками на номера страниц с их изображениями в атласах. Здесь главным критерием выступает не красота цветка, а достоверность его воплощения в росписи.

Самым знаменитым сервизом, декор которого стал апогеем научного типа росписей, является «Флора Даника» (лат. Flora Danica) Датской фарфоровой мануфактуры. На его изготовление ушло двенадцать лет, а состоит он из 1530 предметов.

Сервиз был изготовлен в период позднего классицизма, но стилистика его исполнения

весьма эклектична. Это выражается в сочетании рельефных кромок предметов сервиза в форме листьев аканта, окаймленных жемчужником (характерным орнаментом XIX века), и обилии лепного полихромного растительного декора с использованием мотивов трельяжной сетки, приближающими сервиз «Флора Даника» к образцам середины XVIII столетия. Крайне вычурно для эпохи классицизма смотрятся носики чайни-

Часть сервиза «Флора Даника Датская фарфоровая мануфактура 1790 - 1800-е годы Замок Кристиансборг, Дания

Ч1Я* 0Е1НК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА/ОТП*В№ИЯА

(Чир искусств

ков, решенные в виде стволов деревьев, зеленые ручки-стебли, украшенные в местах крепления к тулову рельефными полихромными цветами. Все эти приемы станут повсеместно применяться в декорировке фарфора XIX века.

Почти одновременно с «Флорой Даникой» в 1790 году на Датской фарфоровой мануфактуре был выпущен еще один сервиз с флоральной росписью под названием «Blue fluted» (русс. «Синий волнистый»), ставший первым столовым сервизом, изготовленном в Копенгагене. Его рисунок представлял собой синюю подглазурную роспись по рифленому фарфору. В основе росписи лежат довольно стилизованные мотивы датской флоры, однако в них ощущается оглядка на китайские образцы, особенно в выборе сочетания белого и синего цветов. В 1 779 году здесь появится еще один синий обеденный сервиз - «Blue Flower» (русс. «Синий цветок»). Росписи его станут отчасти повторять «Blue fluted», однако будут стремиться к большей натуралистичности в изображении цветов, отчего новый рисунок только проиграет: утратится тонкость линий, нарушится гармоничное композиционное сочетание рифленого «белья» и крупных цветочных бутонов, чей насыщенный колорит уже не производит столь изысканного впечатления.

Столовый сервиз с росписью «Blue fluted» Датская Королевская фарфоровая мануфактура [6]

Сегодня Королевская фарфоровая мануфактура Дании монополизировала рисунок «Blue Fluted», а его название стало синонимом датского фарфора. В собрании ASG хранится кашпо с росписью «Blue Fluted», изготовленное в Дании в 1870 - 1890 годы (датировка осуществлена по клейму).

К началу XIX века художники по фарфору более не черпают вдохновение в ботанических атласах, увлеченность садоводством и естествознанием проходит. На смену ей приходит интерес к парковой культуре. Вместе с тем возрастает и национальный дух, художники стремятся изображать родные им растения. Так во Франции источником натурных впечатлений для росписей по фарфору становится парк при дворце Мальме-зон. Наполеон привозил из военных походов множество экзотических растений, из которых и был разбит роскошный сад при дворце. Королевой цветов здесь была роза, столь любимая императрицей Жозефиной. Именно с этого времени розы начинают активно культивировать, выводя все новые и новые их сорта. В садах Жозефины работал и самый знаменитый «живописец цветов» XIX века Пьер-Жозеф Редуте (1759 - 1840) - автор серии гравюр «Розы» («Les Roses»), опубликованной в 1817 - 1824 годах.

Пьер-Жозеф Редуте Rosa gallica aurelianensis (Галльская роза или «Герцогиня Орлеанская») 1817 -1824 годы Воспроизведение гравюры из Библиотеки Конгресса, Вашингтон

Кашпо

Дания, Датская Королевская фарфоровая мануфактура, 1870-1890 гг. Фарфор; золочение БСИИ ASG, инв. № 11-4045 (1)

Кроме серии «Розы» были выпушены увражи Редуте с изображениями лилий, тюльпанов, колокольчиков, орхидей и ирисов. Параллельно с ним работали и такие выдающиеся мастера в области ботанического рисунка, как Пьер Жан Франсуа Тюрпен (1775 - 1840) и Пьер Антуан Пуато (1766 - 1854), иллюстрировавшие ботанические издания, выпускавшиеся в крупнейших городах Европы - Париже, Лондоне, Страсбурге и Флоренции. Их работы значительно отличаются от графичных, старательно исполненных гравюр XVIII столетия. Они становятся самоценными

произведениями искусства, которые значительно расширили и обогатили изобразительный ряд ботанических росписей по фарфору. Художни-ки-ботанисты напрямую копировали рисунки этих живописцев или же переносили их на фарфор с различными вариациями.

Так, под влиянием их работ выполнены росписи тарелок и ваз десертного сервиза середины XIX века из Большого собрания изящных искусств АБС. В центре каждого предмета с поистине ботанической точностью изображены садовые и полевые цветы. Их крупные бутоны на стеблях с листьями занимают практически все пространство «зеркал», а отводки по кромкам насыщенного голубого цвета подчеркивают их красоту. Линейная сухость гравюрного ботанического рисунка здесь абсолютно исчезает. На смену ей приходит сочность, объемность изображения. Реалистичность, с которой написаны эти цветы, и их близость к природному оригиналу, доставляют не только эстетическое удовольствие, но также дают возможность использовать эти изображения в качестве научного материала для ботаников, поскольку благодаря им можно составить представление о том, как тот или иной вид растений выглядел в XIX столетии. То, что цветы на этих тарелках выполнены именно по рисункам из ботанического атласа подтверждает и тот факт, что на каждой тарелке мы видим тщательно исполненное, крупное самодостаточное изображение одного цветка. Позднее, когда художники по фарфору перестанут писать цветы по ботаническим атласам, они начнут объединять их в букеты, помещать в

Часть десертного сервиза Франция, Париж, середина XIX в. (период Наполеона III)

Фарфор; голубое крытьё, полихромная роспись, золочение

Тарелки: 0 21 см Вазы: высота 11,5 см, 0 22 см Конфитюрница с крышкой: 14,5*20 см БСИИ ASG, инв. № 11-4216 (1-12)

корзины, запечатлевать целые клумбы или даже кусты. Причем эти цветочные изображения будут отличаться большой долей упрощенности и обобщения, так что зачастую сложно будет определить видовую принадлежность цветов.

Фиалка, маргаритка, колокольчик, примула весенняя

Роза Георгин

Цветы шиповника (роза морщинистая)

Vlff ВЕСЛМЖМЕЖДОНдаОДНОО ИНСТИТУТА/ОТП*В№ИЯА

(Чир искусств

Левкой (Маттиола) Роза

Подробная идентификация изображенных цветов, будь то натюрморт или росписи по фарфору, важна при составлении каталогов, так как помогает составить максимально точное описание предмета. Без помощи профессионального ботаника это сложно сделать и всегда можно прибегнуть к уловке - определить только один цветок, написав: «Розы и другие цветы». Именно поэтому работа по установлению видовой принадлежности цветов делает честь искусствоведу.

Мак

Пара ваз

Франция, первая четверть XIX в. (период Реставрации)

Фарфор; розовое крытьё, полихромная роспись, золочение 29x17 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3954 (1,2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюльпан

морщинистая

Хризантема

Роза

Хризантема Примула

Пара ваз

Франция, Париж, XIX в.

Фарфор; полихромная роспись, отводка золотом 39,5x17 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3869 (1, 2)

Еще одной примечательной разновидностью флорального декора фарфора в XIX веке становятся рельефные цветы калины, белоснежные бутоны которой сплошным ковром покрывают изделия. В Англии данный тип декора принято называть «snowballs» («снежный ком» или «калина»), в Германии - «schneeballen», во Франции - «boule de neige». Корни происхождения «буль-де-неж» уходят в XVIII век, когда на фарфоровой мануфак-

Роза

Тюльпан

Пара ваз с крышками Германия, Саксонская фарфоровая мануфактура

(?), конец XIX в. Фарфор; полихромная роспись, золочение

47x30,5x26 см БСИИ ASG, инв. № 11-2629 (1, 2)

Гиацинт Роза

Ипомея

■Нарцисс

Роза

Незабудка

Примула

Анемона

Хризантема

Клематис Каланхое

Роза

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1Н№ОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

Цветы калины

Парные вазы

Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1750-е годы

Фарфор, лепка, полихромная роспись 56*13,5 см

Парадные залы Большого Царскосельского дворца

туре Мейсена работал знаменитый скульптор-модельер Иоганн Иоахим Кендлер (1 706 - 1 775). Впервые миниатюрные объемные цветы калины украсили сервиз Августа III, который Кендлер придумал в 1 739 году. Затем король подарил его своей супруге Марии Жозефине. Увидев этот сервиз в 1760 году, Фридрих Великий заказал в Мейсене шесть ваз с декором «буль-де-неж».

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся парные флаконы для духов, украшенные цветами «буль-де-неж». Изготовлены они в первой половине XIX века на одном из самых знаменитых фарфоровых производств Парижа -мануфактуре Жакоба Пети, чей фарфор сегодня ценится особенно высоко за его самобытность и богатую полихромию. На производстве часто создавались имитации саксонского фарфора, в данном случае Жакоб Пети вернул к жизни забытый к тому времени декор «буль-де-неж».

Флаконы украшены бесчисленным количеством объемных цветов. Здесь мастер отходит от классического белого цвета и покрывает кончики лепестков калины нежно-голубыми окантовками. Каждый фарфоровый цветок лепится вручную, а потому «буль-де-неж» считается одним из самых трудоёмких и роскошных декоров в истории фарфорового искусства. Предметы, унизанные цветами калины, были, как правило, дипломатическими дарами, а позволить себе украсить ими интерьеры своих домов могли лишь богатые люди.

Интересной тенденцией цветочного декорирования фарфора в XIX веке стал отказ от имитаций китайских росписей в пользу японских - «Ка-киэмон» и «Имари». В соседней с Китаем Японии производство фарфора было налажено сравнительно поздно - в конце XVI - начале XVII веков. К этому времени среди японской знати распространилась мода на изысканные чайные церемонии. В 1592 году в связи с вторжением японских войск в Корею, являвшуюся вассалом империи Мин, Китай прекратил официальную торговлю с Японией. Но в ходе войны японскими самураями были угнаны в плен целые поселения корейских гончаров, которые сыграли важную роль в развитии керамического производства Японии. В 1616 году на острове Кюсю в районе селения Арита были открыты залежи каолиновой глины. Через несколько лет Арита стала центром изготовления фарфора на экспорт.

Бутылка 1675 - 1725 годы Роспись мотивами «Какиэмон» Рейксмюсеум, Амстердам

Пара флаконов для духов

Франция, Париже, Мануфактура Жакоба Пети, первая половина XIX в.

Фарфор; лепка, полихромная роспись, золочение БСИИ ASG, инв. № 11-4217 (2,3)

Супница

Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1740 - 1750-е годы Европейская имитация росписи «Какиэмон» Гарвардский художественный музей

Готовая продукция вывозилась в Нагасаки через порт Имари, название которого со временем стало обозначать сами фарфоровые изделия. Первые известные образцы в стиле какиэмон попали в Европу не позднее 1696 года.

Мастер Сакайда Кидзайэмон (1596 - 1666) работал в Арита с 1644 года. Считается, что он придумал новый для росписи фарфора мотив с изображением парных плодов хурмы ярко-красного цвета (каки), поэтому сам мастер и его потомки получили родовое прозвание «Какиэмон». Сакайда Какиэмон и его два сына (всего насчитывается двенадцать поколений мастеров этой семьи) выработали стиль полихромной росписи, рассчитанной на вкусы европейских потребите-

лей. Экспорт этих изделий особенно возрос во второй четверти XVIII века, когда цинский Китай временно приостановил торговлю с европейскими странами. Новый подъем поставок фарфора имари в Европу случился после того, как Китай потерпел поражение в Опиумных войнах и вступил в затяжной период гражданских войн.

Стиль японского экспортного фарфора оказал значительное влияние на декор европейских изделий. В Большом собрании изящных искусств ASG нет вещей из Японии, но представлены стилизованные под продукцию имари изделия французских фарфоровых заводов. В частности, парные вазы из Лиможа украшены персиковым крытьём с условными золочеными иероглифами. Резервы с золотыми обводками расписаны цветочными гирляндами и павлинами. Изображения достаточно условны и декоративны, что соответствует духу восточной росписи «Какиэмон»: павлин едва превосходит по размеру раскрывшийся бутон розы, на одной ветке растут цветы разных видов, цветочные стебли причудливо извиваются. В подражание японскому декору была выполнена и красно-сине-белая цветочная композиция на керосиновой лампе, созданной вдали от Востока - на северо-западе Франции.

Постепенно фарфор перестает быть привилегией знати. В XIX веке он утрачивает свое значение как символ элитарности. Увеличиваются объёмы его производства для массового пользования, и соответственно, падают цены на него.

Керосиновая лампа Франция, Байе (Нормандия),

XIX в.

Фарфор; полихромная роспись; металл, чеканка 28x10 см БСИИ ASG, инв. № 11-3925

Пара ваз с крышками Франция, Лимож, конец XIX в. Фарфор; крытьё персикового цвета, полихромная роспись, золочение 26x13,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3284 (1, 2)

8£GTW#C МЕЖДУНАРОДНОГО UHCIMIYIAAHTVKBAHOTA

вернуться к содержанию

Чайно-кофейный сервиз

Германия, Мануфактура Карла Тильша, 1850 -

1870 гг.

Фарфор; монохромная печать (деколь), золочение

Кофейник: 24x23 см

Чайник: 18,5x25,5 см

Сахарница с крышкой: 17x14 см

Молочник: 15x13 см

Салфетница: 9x10 см

БСИИ ASG, инв № 11-3156 (1 - 5)

С этого времени снижается и уровень росписей. Изображения цветов становятся более стилизованными и трудноузнаваемыми. Ручная роспись часто заменяется деколью (технология нанесения изображения на керамические изделия, при которой «переводная картинка» переносится на фарфор с бумажной основы и фиксируется высокотемпературным обжигом), которая превратила фарфоровые изделия из произведений искусства в предметы широкого обихода.

Вопреки этому, как в XX веке, так и сегодня традиции ботанических росписей в Европе по-прежнему популярны. Одна из самых известных мастеров цветочных росписей на фарфоре Сьюзен Вильямс-Эллис (Susan Williams-Ellis, 1918 - 2007) декорировала предметы вручную и каждый её ботанический рисунок уникален. В основе этих рисунков лежат гравюры английских натуралистов-ботаников, а потому их вид очень реалистичен. Но в целом следует отметить, что научный подход к изображению флоры на фарфоре остался в истории декоративно-прикладного искусства.

Художник по фарфору Сьюзен Вильямс-Эллис за работой [7]

Ссылки:

1. Balthasar van der Ast (Middelburg ?1593/4-1657 Delft), The 'Zomerschoon' tulip [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pinterest.ru/pin/717339046870661580/ - Дата доступа: 16.12.2019.

2. A Meissen plate from the service for Clemens August of Cologne, circa 1741-42 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bonhams.com/auctions/21958/lot/179/#/! - Дата доступа: 16.12.2019.

3. Стиль «ботаника» в фарфоре [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.li.ru/interface/pda/?jid=3668069 &pid=204847831&redirected=1&page=0&backurl=/users/irena_69/post204847831/ -Дата доступа: 16.12.2019.

4. A Meissen «neu-Dulong» porcelain bowl with a central bouquet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.lempertz.com/ru/catalogues/lot/1056-2/910-a-meissen-neu-dulong-porcelain-bowl-with-a-central-bouquet. html - Дата доступа: 16.12.2019.

5. Botanical Meissen Porcelain Teacup and Saucer c 1740 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// scottishantiques.com/meissen/porcelain-sale?product_id=6482 - Дата доступа: 16.12.2019.

6. История Копенгагенской королевской мануфактуры | Royal Copenhagen (часть I.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4892480/post392704531/ - Дата доступа: 18.12.2019.

7. Portmeirion: pottery trendsetter [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vam.ac.uk/blog/projects/ portmeirion-pottery-trendsetter - Дата доступа: 19.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.