АТРИБУЦИЯ ПРЕДМЕТОВ КОЛЛЕКЦИИ ФАЯНСА ЕВРОПЕЙСКИХ МАНУФАКТУР XVIN-XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена проблемам атрибуции изделий из фаянса известных европейских мануфактур XVIII-XIX веков из БСИИ. Источники атрибуции - клейма, роспись, декоративные мотивы, материал, качество глазури и т.д. - позволяют определить время и место создания предмета, а затем выявить его аналоги в крупнейших музеях мира.
Ключевые слова: фаянс, глазурь, роспись, картуш, клеймо, сюжет, художественный образ, сервиз.
Abstract: The article is devoted to problems of attribution of products from well-known European porcelain manufactories XVIII-XIX centuries from the grand collection of fine arts ASG. Source attribution - stamps, paintings, decorative motifs, the material quality of the glaze, etc. - Allow us to determine the time and place of creation of the object, and then reveal its counterparts in major museums around the world.
Keywords: pottery, glazing, painting, cartouche, brand, plot, artistic image service.
В коллекции фаянса Большого собрания изящных искусств ASG находится немало интересных образцов, атрибуция которых осуществляется не только на основе клейм, но и благодаря характерным росписям с декоративными мотивами, образами и сюжетами, присущими конкретным фаянсовым производствам. Так, одними из наиболее ранних предметов фаянса в собрании являются два блюда, созданные в Делфте во второй половине XVIII века на мануфактуре <^е Klaauw» (нидер. «коготь»).
Данные блюда, чьи многочисленные аналоги сегодня хранятся во многих музейных собраниях и регулярно фигурируют на аукционах, являются характерным образцом продукции этой мануфактуры. В частности, блюдо с идентичной росписью находится в Музее искусств Филадельфии.
Гончарное производство «De Klaauw» было основано в Делфте в 1661 году сестрами ван Схонхо-вен (van Schoonhoven). В 1668 году здесь функционировали две печи для обжига изделий. В 1702 году
Блюдо
Голландия, Делфт, мануфактура De Klaauw, вторая половина XVIII в. (после 1764 года)
Фаянс; роспись кобальтом 0 27 см
Музей искусств, Филадельфия
Два блюда
Голландия, Делфт, мануфактура De Klaauw, вторая половина XVIII в. (после 1764 года) Фаянс; роспись кобальтом 0 36,5 и 35,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3953 (1, 2)
мануфактура было выставлена на продажу, а в 1705 году продана Питеру ван Остервейку. В 1763 году производство переходит к новому владельцу - Ламберту Сандеру-су ^атЬег^ Sandeгus), который управлял мануфактурой до 1806 года. Именно при нем в 1764 году было утверждено клеймо мануфактуры в виде когтя, иногда дополненного инициалами Сандеруса Именно такое клеймо фабрики <Юе Klaauw» в виде когтя с инициалами можно видеть на основании одного из блюд Большого собрания изящных искусств ASG, что позволяет уточнить его атрибуцию временем не ранее 1764 года.
Клеймо мануфактуры <^е Klaauw» в виде когтя с инициалами ее владельца <^.Б.» После 1764 г.
БСИИ ASG, инв. № 11-3953 (1)
Примечателен характер росписей подобных блюд. Данный тип декора использовался на мануфактуре на протяжении второй половины XVIII века, причем не только в сине-белой гамме с росписью кобальтом, но и в полихромных тонах. О том, что данные блюда не были декоративными, а являлись частями крупных столовых сервизов, говорит большое количество дошедших до нас образцов с подобной росписью. Кромки блюд обрамлялись оранжевыми, коричневыми, белыми или же, как в случае с блюдами собрания ASG, желтыми бордюрами. Их «зеркала» тонко декорированы центрально-симметричными композициями со стилизованными изображениями из раскрытых павлиньих хвостов,
фруктовых плодов и растительных мотивов (подсолнухов и папоротников), а по кромкам - бабочек и разнообразных завитков. Интерес к экзотической флоре и фауне в Голландии этого времени вполне объясним увлечением ввозимыми сюда из других стран «редкостями и диковинами». Здесь, так же как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные растениям, животным, птицам и насекомым. Именно поэтому мастера, декорировавшие керамические изделия Делфта, столь часто обращались к экзотическим персонажам растительного и животного мира.
По другой версии в данном декоре читается влияние сине-белой китайской керамики, изготавливавшейся на экспорт в страны Европы («kraak porcelain»). Подобная керамика была крайне популярна в Голландии еще в XVII столетии, и ее образцы можно часто видеть в натюрмортах старых мастеров, например, на картинах Яна Давидса де Хема (1606 - 1683/1684). Основными декоративными мотивами подобной продукции были стилизованные изображения животных, цветов, деревьев и насекомых. Кроме того, изображая бабочек на бордюрах и павлинов в центре блюд, голландские мастера могли и не знать, что, повторяя китайские образцы, они пишут символы бессмертия, радости и красоты.
В 1840 году мануфактура «De Klaauw» закрылась, как и многие другие керамические производства Делфта XIX века, не выдержав конкуренции с кремовой английской продукцией из Стаффордшира. Куда с большим успехом в XIX столетии фаянсовые производства функционировали во Франции, где одной из самых популярных была мануфактура «Крей и Монтеро» («Creil-Montereau»).
Фаянсовая мануфактура в селе Монтеро-сюр-ле-Жар была основана Жаном Роньоном в 1749 году. В 1755 - 1762 годы мануфактурой руководил Этьен-Франсуа Мазуа
(1719 - 1762). При нем французский фаянс впервые начал успешно конкурировать с продукцией английской фирмы Веджвуд. В 1760 году Мазуа работал на королевской мануфактуре в Невере, а его семья держала магазин фаянса в Париже. В 1774 году после банкротства производство переходит английским предпринимателям «Clark, Shaw et Cie», которых сменили «Hall and Merlin-Hall», а затем и Кристофер Поттер (1751 - 1817), который впервые во Франции применил английскую технику переводных изображений с гравюр на поверхность керамических изделий. Внедрение данной техники ознаменовало собой переход мануфактуры от кустарного производства к ранним формам индустриального. Между 1805 и 1815 годами, чтобы избежать конфликтов с фирмой Merlin-Hall и Монтро, Поттер переносит производство в Канны-Эклюз. В 1819 году владелец конкурирующей фирмы в Крей выкупил мануфактуру в Монтеро. С 1840 по 1895 годы объединенное производство носило название «Faíenceries de Creil et Montereau». После объединения двух мануфактур здесь работало 900 рабочих. В 1920 году мануфактура Крей и Монтеро объединилась с фабрикой Шуази-ле-Руа. Производство в Мон-теро было окончательно закрыто в 1955 году, а его архивы утрачены.
Гончарное производство в Крей было основано 26 мая 1797 года коммерсантом из Парижа Робертом Брейем О'Рейли, но через год было закрыто. Работы здесь возобновились в 1801 году. Первым директором мануфактуры был уроженец английского Берслема Жак Багналл (1762 - 1825), который с 1784 года работал во Франции в качестве модельера на мануфактуре английской керамики в Дуэ. Какое-то время он руководил мануфактурой по производству фарфора в Шантийи, а в 1802 году перешел на работу в Крей, где часто копировал модели фирмы Веджвуд.
С 1811 года директором фабрики был Шарль Гаспар Александр Сен-Крик Казо, который в 1819 году приобрел производство в Монтеро,
Пир ыекуеетБ
№4 (16) 2016
Набор из двенадцати тарелок серии «Брак»
Франция, фаянсовая мануфактура Крей и Монтеро, 1849 -
1867 гг.
Фаянс; гризайлевая роспись 0 20 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0729 (1 - 12)
а в 1840 - объединил мануфактуры. Следующими владельцами фабрики стали Луи-Мартин Лебеф (1792 -1854) и Жан Батист Грациан Ми-лье (1797 - 1875). Мягкий фарфор
начал выпускаться на мануфактуре с приходом на нее англичанина Джорджа Вернона, преемником которого на посту директора стал Анри Феликс Анатоль Барле.
Клейма фаянсовой мануфактуры Крей и Монтеро на доньях тарелок. На клеймах информация о том, что в 1834, 1839, 1844 и 1849 годах мануфактура получала золотые медали качества. БСИИ ASG, инв. № 11-0729 (1 - 12)
В Большом собрания изящных искусств ASG хранится несколько образцов продукции данной мануфактуры, в том числе - набор из двенадцати тарелок серии «Брак» («Le mariage»).
В «зеркале» каждой тарелки -последовательные изображения обрядов свадебного церемониала. Каждая сцена имеет порядковый номер вверху и подпись в нижней
Тарелка со сценой преподнесения свадебных подарков (Le corbeille de marriage) БСИИ ASG, инв. № П-0729 (2)
Тарелка с изображением свадебного бала (Le bal de noce)
БСИИ ASG, инв. № П-0729 (11)
части, раскрывающую содержание сцены:
1. Сватовство (La demande en mariage);
2. Свадебные подарки (Le corbeille de marriage);
3. Приезд родственников (Arrivée des grands parents);
4. Туалет невесты (Toilette de la mariée);
5. Гражданский брак (Le mariage civil);
6. Прибытие в церковь (L'arrivée à l'église);
7. Сбор пожертвований во время службы (La quête pendant l'office);
8. Благословление брака (La bénédiction nuptiale);
9. Подвязка невесты (La jarretière de la mariée);
10. Свадебная прическа (La coiffure pour le bal);
11. Свадебный бал (Le bal de noce);
12. Подготовка невесты к первой брачной ночи (Le coucher de la mariée).
Хронологическая атрибуция набора 1849 - 1867 годами сделана на основе рисунка широких бордюров в виде цветочных гирлянд с тремя картушами, где в овальных медальонах изображены амуры. Подобные бордюры использовались на
мануфактуре в период правления Наполеона III, о чем свидетельствуют и персонажи, одетые по моде Второй империи.
Немногим позже, в 1873 году, были изготовлены парные вазы, декорированные полихромным над-глазурным гротесковым орнаментом с геральдическими символами и литерами в овальных резервах. В собрание ASG они поступили как изделия из фаянса мастерских Блуа. Однако благодаря клейму с датой изготовления удалось установить их принадлежность к мануфактуре Ио-сафата Тортата.
В 1855 году Улисс Беснард (1826 - 1899) и Иосафат Тортат начали выпуск фаянсовых изделий в Блуа. Производство располагалось в Шеверни в долине реки Луары. Первые предметы, покрытые оловянной глазурью, были стилизованы под итальянскую майолику XVI столетия. Основным декоративным элементом здесь была саламандра - эмблема короля Франции Франциска I. В августе 1866 года Беснард становится главным хранителем музея Блуа и Тортат отделился от своего компаньона. Вначале он копировал модели Беснарда, а затем выработал собственный
стиль с применением светло-голубой и синей эмали. Излюбленными орнаментальными мотивами мастера были химеры, маскароны, разнообразные гротески и геральдические изображения на белом фоне с колористическими акцентами красной и коричневой охрой. Мануфактура просуществовала до 1953 года. Одним из наиболее известных художников фабрики был Эмиль Балон (1859 - 1929).
Вазы собрания ASG имеют богатый полихромный декор в стиле историзма с множеством символов и аллегорий, обращенный одновременно к росписям итальянской майолики и сюжетам, взятым из французской истории ХП-ХМ веков. Основания ручек-маскаронов здесь выполнены в виде «Зеленого человека» («Океана») с завитыми рогами зелено-желтого цвета. На лицевой стороне одной из ваз изображен дикобраз, корона и картуш с девизом «Cominus et eminus» («Издали и в упор»), на обратной - монограмма с короной. На другой вазе - горностай, а также корона, картуш с нечитаемым девизом и монограмма «А» с короной.
Дикобраз - фамильный знак королевского Орлеанского дома, а де-
Клеймо фаянсовой мануфактуры Иосафата Тортата в Блуа на дне одной из ваз БСИИ ASG, инв. № 15-3149 (1)
Пара ваз с крышками Франция, Блуа, Мануфактура Иосафата Тортата, 1873 г. Фаянс; полихромная роспись 37x19 см
БСИИ АБС, инв. № 15-3149 (1,2)
Пир искусств
№4 (16) 2016
ное изображалось на его гербах и монетах, а также широко использовалось в оформлении его парадной резиденции в Блуа, который во время его правления стал фактической столицей Франции.
Горностай являлся эмблемой Анны Бретонской, жены Людовика XII, и ее дочери Клод Французской - жены Франциска I, поэтому изображения горностая можно видеть в королевских дворцах Франции, например, в том же Блуа. Щит с горностаями изображен на современном гербе и флаге Бретани, взятый со знамени герцогов. По легенде, герцог Ален II Кривая Борода, преследуемый норманнами, был остановлен разлившейся илистой и грязной рекой. В это время герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей и тоже остановленного рекой. У самой воды горностай резко развернулся, предпочитая смерть грязи. Оценив мужество зверька, Ален II крикнул своим соратникам: «Лучше смерть, чем позор!» («Potius mori quam foedari»), и воодушевленные бретонцы повер-
нулись лицом к противнику. Эта фраза стала девизом дома. Девиз в картуше над горностаем на вазе собрания ASG не соответствует бретонскому, читаема только его часть: «А MAV(L)IE».
Основания и горловины обеих ваз декорированы овальными резервами с одинарными и тройными золотыми королевскими лилиями на темно-синем фоне - гербами Франции при Капетингах и Бурбонах. Таким образом, через геральдические символы и инициалы эти парные вазы олицетворяют королевскую чету Людовика XII и Анну Бретонскую. Во времена их правления в аллегориях Франция изображалась как заколдованный сад (традиция начала XIV века), где бегают дикобразы и горностаи.
И наконец, поздним образцом фаянса в Большом собрании изящных искусств ASG можно назвать чашку, созданную на королевской фаянсовой мануфактуре «Келлер и Герен» в Люневиле.
В 1728 году Жак Шабретт основал первую керамическую мануфактуру в Люневиле. В результате быстрого
Жан Бурдишон
Первая страница Большого часослова Анны Бретонской Франция, начало XVI в. Национальная библиотека Франции
Дикобраз на фасаде замка в Блуа
виз, переводящийся как «Издали и в упор», символизировал способность дикобраза не только ранить врагов своими иглами, но и бросать их на расстояние. В 1393 году в разгар Столетней войны Людовик Орлеанский учредил орден Дикобраза для борьбы с бургундцами. В Ордене состояли двадцать пять рыцарей, возглавляемых гроссмейстером, отличительным знаком которых была подвеска с изображением дикобраза, носимая на перевязи.
Изображение дикобраза взял для себя как эмблему Людовик XII (внук герцога Орлеанского), когда стал королем Франции. Это живот-
Гербы Людовика XII и Анны Бретонской
Пара ваз с изображениями саламандры и лебедя Франция, Блуа, Мануфактура Иосафата Тортата, 1874 г. Фаянс; полихромная роспись Высота 36 см
Проходили на аукционе VALOIR - POUSSE CORNET в Блуа, 13 марта 2016 года, лот 117 650 € (эстимейт 600 - 800 €)
экономического успеха предприятия в 1749 году ему был присвоен статус Королевской фаянсовой мануфактуры герцогов Лотарингских. Продукция фабрики вскоре стала одним из главных соперников английской и немецкой керамики. Ша-бретт экспортировал свой товар в Италию, Германию, Польшу, Швейцарию и Нидерланды. В 1758 году он открыл второй фаянсовый завод в Сен-Клемане в епархии епископа Меца.
В конце XVIII века мануфактура в Люневиле начинает испытывать серьезные финансовые затруднения, и в 1786 году ее приобретает немец Себастьян Келлер, к которому в 1812 году присоединится его зять Герен. Вместе они усовершенствовали технологии производства, и на протяжении XIX - XX столетий мануфактура в Люневиле была известна под маркой «Келлер и Ге-рен» («Keller et Guerin»), сохранив при этом статус королевской.
Изящная чашка собрания ASG, некогда входившая в чайный сервиз,
декорирована полихромной над-глазурной росписью с изображениями цветов. На ее дне - клеймо «Келлер и Герен», использовавшееся на мануфактуре в период с 1880 по 1922 годы.
В Большом собрании изящных искусств ASG осталось еще немало образцов фаянсовых изделий с неа-трибутированными клеймами. В следующих публикациях мы рассмотрим и другие образцы делфтского фаянса, клейма, а также традиционные для него формы, орнаментику и особенности наименования предметов.
Чашка
Франция, фаянсовая мануфактура «Келлер и Герен» в Люневиле, 1880 - 1922 гг. Фаянс; полихромная роспись
Высота 5 см, 0 10 см БСИИ ASG, инв. № 11-4039 (5)
Ссылки:
1. http://www.delftsaardewerk.nI/keys/view/de_klaauw/3
2. http://www.philamuseum.org/collections/permanent/104567. htmI?muIR=1897955356|4#
Пир ыекуеетБ
№4 (16) 2016