Научная статья на тему 'Атрибуция предметов коллекции фаянса европейских мануфактур XVIII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG'

Атрибуция предметов коллекции фаянса европейских мануфактур XVIII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1336
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фаянс / глазурь / роспись / картуш / клеймо / сюжет / художественный образ / сервиз / pottery / glazing / painting / cartouche / brand / plot / artistic image service

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена проблемам атрибуции изделий из фаянса известных европейских мануфактур XVIII-XIX веков из БСИИ. Источники атрибуции – клейма, роспись, декоративные мотивы, материал, качество глазури и т.д. – позволяют определить время и место создания предмета, а затем выявить его аналоги в крупнейших музеях мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to problems of attribution of products from well-known European porcelain manufactories XVIIIXIX centuries from the grand collection of fine arts ASG. Source attribution stamps, paintings, decorative motifs, the material quality of the glaze, etc. Allow us to determine the time and place of creation of the object, and then reveal its counterparts in major museums around the world.

Текст научной работы на тему «Атрибуция предметов коллекции фаянса европейских мануфактур XVIII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG»

АТРИБУЦИЯ ПРЕДМЕТОВ КОЛЛЕКЦИИ ФАЯНСА ЕВРОПЕЙСКИХ МАНУФАКТУР XVIN-XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена проблемам атрибуции изделий из фаянса известных европейских мануфактур XVIII-XIX веков из БСИИ. Источники атрибуции - клейма, роспись, декоративные мотивы, материал, качество глазури и т.д. - позволяют определить время и место создания предмета, а затем выявить его аналоги в крупнейших музеях мира.

Ключевые слова: фаянс, глазурь, роспись, картуш, клеймо, сюжет, художественный образ, сервиз.

Abstract: The article is devoted to problems of attribution of products from well-known European porcelain manufactories XVIII-XIX centuries from the grand collection of fine arts ASG. Source attribution - stamps, paintings, decorative motifs, the material quality of the glaze, etc. - Allow us to determine the time and place of creation of the object, and then reveal its counterparts in major museums around the world.

Keywords: pottery, glazing, painting, cartouche, brand, plot, artistic image service.

В коллекции фаянса Большого собрания изящных искусств ASG находится немало интересных образцов, атрибуция которых осуществляется не только на основе клейм, но и благодаря характерным росписям с декоративными мотивами, образами и сюжетами, присущими конкретным фаянсовым производствам. Так, одними из наиболее ранних предметов фаянса в собрании являются два блюда, созданные в Делфте во второй половине XVIII века на мануфактуре <^е Klaauw» (нидер. «коготь»).

Данные блюда, чьи многочисленные аналоги сегодня хранятся во многих музейных собраниях и регулярно фигурируют на аукционах, являются характерным образцом продукции этой мануфактуры. В частности, блюдо с идентичной росписью находится в Музее искусств Филадельфии.

Гончарное производство «De Klaauw» было основано в Делфте в 1661 году сестрами ван Схонхо-вен (van Schoonhoven). В 1668 году здесь функционировали две печи для обжига изделий. В 1702 году

Блюдо

Голландия, Делфт, мануфактура De Klaauw, вторая половина XVIII в. (после 1764 года)

Фаянс; роспись кобальтом 0 27 см

Музей искусств, Филадельфия

Два блюда

Голландия, Делфт, мануфактура De Klaauw, вторая половина XVIII в. (после 1764 года) Фаянс; роспись кобальтом 0 36,5 и 35,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3953 (1, 2)

мануфактура было выставлена на продажу, а в 1705 году продана Питеру ван Остервейку. В 1763 году производство переходит к новому владельцу - Ламберту Сандеру-су ^атЬег^ Sandeгus), который управлял мануфактурой до 1806 года. Именно при нем в 1764 году было утверждено клеймо мануфактуры в виде когтя, иногда дополненного инициалами Сандеруса Именно такое клеймо фабрики <Юе Klaauw» в виде когтя с инициалами можно видеть на основании одного из блюд Большого собрания изящных искусств ASG, что позволяет уточнить его атрибуцию временем не ранее 1764 года.

Клеймо мануфактуры <^е Klaauw» в виде когтя с инициалами ее владельца <^.Б.» После 1764 г.

БСИИ ASG, инв. № 11-3953 (1)

Примечателен характер росписей подобных блюд. Данный тип декора использовался на мануфактуре на протяжении второй половины XVIII века, причем не только в сине-белой гамме с росписью кобальтом, но и в полихромных тонах. О том, что данные блюда не были декоративными, а являлись частями крупных столовых сервизов, говорит большое количество дошедших до нас образцов с подобной росписью. Кромки блюд обрамлялись оранжевыми, коричневыми, белыми или же, как в случае с блюдами собрания ASG, желтыми бордюрами. Их «зеркала» тонко декорированы центрально-симметричными композициями со стилизованными изображениями из раскрытых павлиньих хвостов,

фруктовых плодов и растительных мотивов (подсолнухов и папоротников), а по кромкам - бабочек и разнообразных завитков. Интерес к экзотической флоре и фауне в Голландии этого времени вполне объясним увлечением ввозимыми сюда из других стран «редкостями и диковинами». Здесь, так же как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные растениям, животным, птицам и насекомым. Именно поэтому мастера, декорировавшие керамические изделия Делфта, столь часто обращались к экзотическим персонажам растительного и животного мира.

По другой версии в данном декоре читается влияние сине-белой китайской керамики, изготавливавшейся на экспорт в страны Европы («kraak porcelain»). Подобная керамика была крайне популярна в Голландии еще в XVII столетии, и ее образцы можно часто видеть в натюрмортах старых мастеров, например, на картинах Яна Давидса де Хема (1606 - 1683/1684). Основными декоративными мотивами подобной продукции были стилизованные изображения животных, цветов, деревьев и насекомых. Кроме того, изображая бабочек на бордюрах и павлинов в центре блюд, голландские мастера могли и не знать, что, повторяя китайские образцы, они пишут символы бессмертия, радости и красоты.

В 1840 году мануфактура «De Klaauw» закрылась, как и многие другие керамические производства Делфта XIX века, не выдержав конкуренции с кремовой английской продукцией из Стаффордшира. Куда с большим успехом в XIX столетии фаянсовые производства функционировали во Франции, где одной из самых популярных была мануфактура «Крей и Монтеро» («Creil-Montereau»).

Фаянсовая мануфактура в селе Монтеро-сюр-ле-Жар была основана Жаном Роньоном в 1749 году. В 1755 - 1762 годы мануфактурой руководил Этьен-Франсуа Мазуа

(1719 - 1762). При нем французский фаянс впервые начал успешно конкурировать с продукцией английской фирмы Веджвуд. В 1760 году Мазуа работал на королевской мануфактуре в Невере, а его семья держала магазин фаянса в Париже. В 1774 году после банкротства производство переходит английским предпринимателям «Clark, Shaw et Cie», которых сменили «Hall and Merlin-Hall», а затем и Кристофер Поттер (1751 - 1817), который впервые во Франции применил английскую технику переводных изображений с гравюр на поверхность керамических изделий. Внедрение данной техники ознаменовало собой переход мануфактуры от кустарного производства к ранним формам индустриального. Между 1805 и 1815 годами, чтобы избежать конфликтов с фирмой Merlin-Hall и Монтро, Поттер переносит производство в Канны-Эклюз. В 1819 году владелец конкурирующей фирмы в Крей выкупил мануфактуру в Монтеро. С 1840 по 1895 годы объединенное производство носило название «Faíenceries de Creil et Montereau». После объединения двух мануфактур здесь работало 900 рабочих. В 1920 году мануфактура Крей и Монтеро объединилась с фабрикой Шуази-ле-Руа. Производство в Мон-теро было окончательно закрыто в 1955 году, а его архивы утрачены.

Гончарное производство в Крей было основано 26 мая 1797 года коммерсантом из Парижа Робертом Брейем О'Рейли, но через год было закрыто. Работы здесь возобновились в 1801 году. Первым директором мануфактуры был уроженец английского Берслема Жак Багналл (1762 - 1825), который с 1784 года работал во Франции в качестве модельера на мануфактуре английской керамики в Дуэ. Какое-то время он руководил мануфактурой по производству фарфора в Шантийи, а в 1802 году перешел на работу в Крей, где часто копировал модели фирмы Веджвуд.

С 1811 года директором фабрики был Шарль Гаспар Александр Сен-Крик Казо, который в 1819 году приобрел производство в Монтеро,

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

Набор из двенадцати тарелок серии «Брак»

Франция, фаянсовая мануфактура Крей и Монтеро, 1849 -

1867 гг.

Фаянс; гризайлевая роспись 0 20 см

БСИИ ASG, инв. № 11-0729 (1 - 12)

а в 1840 - объединил мануфактуры. Следующими владельцами фабрики стали Луи-Мартин Лебеф (1792 -1854) и Жан Батист Грациан Ми-лье (1797 - 1875). Мягкий фарфор

начал выпускаться на мануфактуре с приходом на нее англичанина Джорджа Вернона, преемником которого на посту директора стал Анри Феликс Анатоль Барле.

Клейма фаянсовой мануфактуры Крей и Монтеро на доньях тарелок. На клеймах информация о том, что в 1834, 1839, 1844 и 1849 годах мануфактура получала золотые медали качества. БСИИ ASG, инв. № 11-0729 (1 - 12)

В Большом собрания изящных искусств ASG хранится несколько образцов продукции данной мануфактуры, в том числе - набор из двенадцати тарелок серии «Брак» («Le mariage»).

В «зеркале» каждой тарелки -последовательные изображения обрядов свадебного церемониала. Каждая сцена имеет порядковый номер вверху и подпись в нижней

Тарелка со сценой преподнесения свадебных подарков (Le corbeille de marriage) БСИИ ASG, инв. № П-0729 (2)

Тарелка с изображением свадебного бала (Le bal de noce)

БСИИ ASG, инв. № П-0729 (11)

части, раскрывающую содержание сцены:

1. Сватовство (La demande en mariage);

2. Свадебные подарки (Le corbeille de marriage);

3. Приезд родственников (Arrivée des grands parents);

4. Туалет невесты (Toilette de la mariée);

5. Гражданский брак (Le mariage civil);

6. Прибытие в церковь (L'arrivée à l'église);

7. Сбор пожертвований во время службы (La quête pendant l'office);

8. Благословление брака (La bénédiction nuptiale);

9. Подвязка невесты (La jarretière de la mariée);

10. Свадебная прическа (La coiffure pour le bal);

11. Свадебный бал (Le bal de noce);

12. Подготовка невесты к первой брачной ночи (Le coucher de la mariée).

Хронологическая атрибуция набора 1849 - 1867 годами сделана на основе рисунка широких бордюров в виде цветочных гирлянд с тремя картушами, где в овальных медальонах изображены амуры. Подобные бордюры использовались на

мануфактуре в период правления Наполеона III, о чем свидетельствуют и персонажи, одетые по моде Второй империи.

Немногим позже, в 1873 году, были изготовлены парные вазы, декорированные полихромным над-глазурным гротесковым орнаментом с геральдическими символами и литерами в овальных резервах. В собрание ASG они поступили как изделия из фаянса мастерских Блуа. Однако благодаря клейму с датой изготовления удалось установить их принадлежность к мануфактуре Ио-сафата Тортата.

В 1855 году Улисс Беснард (1826 - 1899) и Иосафат Тортат начали выпуск фаянсовых изделий в Блуа. Производство располагалось в Шеверни в долине реки Луары. Первые предметы, покрытые оловянной глазурью, были стилизованы под итальянскую майолику XVI столетия. Основным декоративным элементом здесь была саламандра - эмблема короля Франции Франциска I. В августе 1866 года Беснард становится главным хранителем музея Блуа и Тортат отделился от своего компаньона. Вначале он копировал модели Беснарда, а затем выработал собственный

стиль с применением светло-голубой и синей эмали. Излюбленными орнаментальными мотивами мастера были химеры, маскароны, разнообразные гротески и геральдические изображения на белом фоне с колористическими акцентами красной и коричневой охрой. Мануфактура просуществовала до 1953 года. Одним из наиболее известных художников фабрики был Эмиль Балон (1859 - 1929).

Вазы собрания ASG имеют богатый полихромный декор в стиле историзма с множеством символов и аллегорий, обращенный одновременно к росписям итальянской майолики и сюжетам, взятым из французской истории ХП-ХМ веков. Основания ручек-маскаронов здесь выполнены в виде «Зеленого человека» («Океана») с завитыми рогами зелено-желтого цвета. На лицевой стороне одной из ваз изображен дикобраз, корона и картуш с девизом «Cominus et eminus» («Издали и в упор»), на обратной - монограмма с короной. На другой вазе - горностай, а также корона, картуш с нечитаемым девизом и монограмма «А» с короной.

Дикобраз - фамильный знак королевского Орлеанского дома, а де-

Клеймо фаянсовой мануфактуры Иосафата Тортата в Блуа на дне одной из ваз БСИИ ASG, инв. № 15-3149 (1)

Пара ваз с крышками Франция, Блуа, Мануфактура Иосафата Тортата, 1873 г. Фаянс; полихромная роспись 37x19 см

БСИИ АБС, инв. № 15-3149 (1,2)

Пир искусств

№4 (16) 2016

ное изображалось на его гербах и монетах, а также широко использовалось в оформлении его парадной резиденции в Блуа, который во время его правления стал фактической столицей Франции.

Горностай являлся эмблемой Анны Бретонской, жены Людовика XII, и ее дочери Клод Французской - жены Франциска I, поэтому изображения горностая можно видеть в королевских дворцах Франции, например, в том же Блуа. Щит с горностаями изображен на современном гербе и флаге Бретани, взятый со знамени герцогов. По легенде, герцог Ален II Кривая Борода, преследуемый норманнами, был остановлен разлившейся илистой и грязной рекой. В это время герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей и тоже остановленного рекой. У самой воды горностай резко развернулся, предпочитая смерть грязи. Оценив мужество зверька, Ален II крикнул своим соратникам: «Лучше смерть, чем позор!» («Potius mori quam foedari»), и воодушевленные бретонцы повер-

нулись лицом к противнику. Эта фраза стала девизом дома. Девиз в картуше над горностаем на вазе собрания ASG не соответствует бретонскому, читаема только его часть: «А MAV(L)IE».

Основания и горловины обеих ваз декорированы овальными резервами с одинарными и тройными золотыми королевскими лилиями на темно-синем фоне - гербами Франции при Капетингах и Бурбонах. Таким образом, через геральдические символы и инициалы эти парные вазы олицетворяют королевскую чету Людовика XII и Анну Бретонскую. Во времена их правления в аллегориях Франция изображалась как заколдованный сад (традиция начала XIV века), где бегают дикобразы и горностаи.

И наконец, поздним образцом фаянса в Большом собрании изящных искусств ASG можно назвать чашку, созданную на королевской фаянсовой мануфактуре «Келлер и Герен» в Люневиле.

В 1728 году Жак Шабретт основал первую керамическую мануфактуру в Люневиле. В результате быстрого

Жан Бурдишон

Первая страница Большого часослова Анны Бретонской Франция, начало XVI в. Национальная библиотека Франции

Дикобраз на фасаде замка в Блуа

виз, переводящийся как «Издали и в упор», символизировал способность дикобраза не только ранить врагов своими иглами, но и бросать их на расстояние. В 1393 году в разгар Столетней войны Людовик Орлеанский учредил орден Дикобраза для борьбы с бургундцами. В Ордене состояли двадцать пять рыцарей, возглавляемых гроссмейстером, отличительным знаком которых была подвеска с изображением дикобраза, носимая на перевязи.

Изображение дикобраза взял для себя как эмблему Людовик XII (внук герцога Орлеанского), когда стал королем Франции. Это живот-

Гербы Людовика XII и Анны Бретонской

Пара ваз с изображениями саламандры и лебедя Франция, Блуа, Мануфактура Иосафата Тортата, 1874 г. Фаянс; полихромная роспись Высота 36 см

Проходили на аукционе VALOIR - POUSSE CORNET в Блуа, 13 марта 2016 года, лот 117 650 € (эстимейт 600 - 800 €)

экономического успеха предприятия в 1749 году ему был присвоен статус Королевской фаянсовой мануфактуры герцогов Лотарингских. Продукция фабрики вскоре стала одним из главных соперников английской и немецкой керамики. Ша-бретт экспортировал свой товар в Италию, Германию, Польшу, Швейцарию и Нидерланды. В 1758 году он открыл второй фаянсовый завод в Сен-Клемане в епархии епископа Меца.

В конце XVIII века мануфактура в Люневиле начинает испытывать серьезные финансовые затруднения, и в 1786 году ее приобретает немец Себастьян Келлер, к которому в 1812 году присоединится его зять Герен. Вместе они усовершенствовали технологии производства, и на протяжении XIX - XX столетий мануфактура в Люневиле была известна под маркой «Келлер и Ге-рен» («Keller et Guerin»), сохранив при этом статус королевской.

Изящная чашка собрания ASG, некогда входившая в чайный сервиз,

декорирована полихромной над-глазурной росписью с изображениями цветов. На ее дне - клеймо «Келлер и Герен», использовавшееся на мануфактуре в период с 1880 по 1922 годы.

В Большом собрании изящных искусств ASG осталось еще немало образцов фаянсовых изделий с неа-трибутированными клеймами. В следующих публикациях мы рассмотрим и другие образцы делфтского фаянса, клейма, а также традиционные для него формы, орнаментику и особенности наименования предметов.

Чашка

Франция, фаянсовая мануфактура «Келлер и Герен» в Люневиле, 1880 - 1922 гг. Фаянс; полихромная роспись

Высота 5 см, 0 10 см БСИИ ASG, инв. № 11-4039 (5)

Ссылки:

1. http://www.delftsaardewerk.nI/keys/view/de_klaauw/3

2. http://www.philamuseum.org/collections/permanent/104567. htmI?muIR=1897955356|4#

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.