Научная статья на тему 'Коллекция фарфора и фаянса XVIII – xix вв. Из Большого собрания изящных искусств ASG'

Коллекция фарфора и фаянса XVIII – xix вв. Из Большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1072
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРФОР / ФАЯНС / БИСКВИТ / КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / РЕДМЕТЫ БЫТА / СЕРВИЗ / МАНУФАКТУРА / PORCELAIN / FAIENCE / BISQUE / CERAMICS / HOUSEWARE / SERVICE / MANUFACTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена анализу коллекции фарфора и фаянса из большого собрания изящных искусств ASG, созданных на крупнейших европейских мануфактурах XVIII XIX в. Делфте, Мейсене и Севре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of porcelain and faience of XVIII-XIX centuries from Grand Assembly of Fine Arts ASG

The article is dedicated to the analysis of the collection of porcelain and faience, made by the major European manufactures of XVIII-XIX centuries-Delft,Meissenand ASG Sevres, from the Grand Assembly of Fine Arts.

Текст научной работы на тему «Коллекция фарфора и фаянса XVIII – xix вв. Из Большого собрания изящных искусств ASG»

Алина Булгакова, директор МИА ASG

коллекция фарфора и ФАЯНСА XVIII - XIX вв. из большого собрания изящных искусств ASG

АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу коллекции фарфора и фаянса из Большого собрания изящных искусств ASG, созданных на крупнейших европейских мануфактурах XVIII - XIX в. -Делфте, Мейсене и Севре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фарфор, фаянс, бисквит, керамические изделия, предметы быта, сервиз, мануфактура.

SUMMARY Abstract : The article is dedicated to the analysis of the collection of porcelain and faience, made by the major European manufactures ofXVIII - XIX centuries - Delft, Meissen and Sevres, from the Grand Assembly of Fine Arts ASG.

KEY WORDS: porcelain, faience, bisque, ceramics, houseware, service, manufactory.

набор дЕАБфтскоГО фаянса XVIII в. из ТРЕХ ВАЗ с КРЫШКАМИ И двух ВАЗ В ВИДЕ

«рожков»

Фаянс, роспись кобальтом Высота ваз с крышками 38 см Высота ваз в форме «рожков» 24,5 см БСИИ ASG Инв. № 11-1036 (1 - 5)

Без коллекции фарфора и фаянса сегодня невозможно представить себе ни одно крупное музейное и частное собрание. Тонкие, изящные изделия из керамики всегда были предметом гордости их владельцев и показателем достатка рода. Если в странах Азии фарфор имеет богатую историю и берет свое начало в 620 г. в Китае, где и было открыто его производство, то в Европе свой фарфор удалось получить лишь в 1708 г. изобретателям из Саксонии - Эренфри-ду Вальтеру фон Чирнхаусу (1651-1708) и Иоганну Фридриху Бёттгеру. Фаянс также является достижением древних цивилизаций. В Египте и Китае его производили в 1У-У вв., а во Франции начали выпускать с середины XVI в. Настоящим «золотым веком» фарфора и фаянса в Европе стало XVIII столетие. Крупные центры их производства находились в Англии, Франции и Голландии, где гончарное ремесло стало активно развиваться с XVII в. и испытало упадок к концу XVIII в., когда популярной становится английская керамика кремового цвета. Как раз к XVIII столетию относятся наиболее интересные образцы дельфтского фаянса из Большого собрания изящных искусств ASG, в котором на сегодняшний день находится около 200 единиц хранения изделий из керамики - как предметов бытового назначения, так и настоящих предметов искусства. В частности, это набор из трех ваз с крышками и двух ваз в форме «рожков».

Все пять ваз декорированы изображениями парусных судов в обрамлении ветвевидного орнамента, а также лентами, завязанными в банты. На-вершия ваз с крышками выполнены в виде попугаев, клюющих фрукты - птицы, очень популярной в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Голландии и имеющей множество смыслов - от олицетворения супружеской верности и образа самого человека, благодаря умению говорить, до главного христианского догмата -Троицы.

Классическое сочетание белого и синего цвета в декоре ваз, а также изображений, связанных с морской тематикой, объясняется контактами голландской Ост-Индской торговой компании со странами Азии в XVII в. Вдохновленные произведениями искусства керамики Японии и Китая, голландцы переняли не только технологию их изготовления, но и характерную цветовую гамму, которая позднее будет взята на вооружение русскими мастерами для керамических изделий Гжели.

Также к XVIII в. относится и пара блюд дельфтского фаянса, тонко декорированных кобальтом. В центре они украшены стилизованными изображениями, состоящими из раскрытых павлиньих хвостов, фруктовых плодов и растительных мотивов. Подобный интерес к экзотической флоре и фауне в Голландии этого времени вполне объясним увлечением ввозимыми сюда из других стран «редкостями и диковинами». Здесь так же, как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные растениям, животным, птицам и насекомым. Именно поэтому мастера, декорировавшие керамические изделия Делфта, столь часто обращались к экзотическим персонажам растительного и животного миров.

126

пир ШЖуССТБ

ПАРА ФАЯНСОВЫХ БЛЮД Голландия, Делфт, XVIII в. Фаянс, роспись кобальтом 0 36,5 и 35,5 см БСИИ А8С Инв. № 11-3953 (1, 2)

Как уже было сказано выше, производство керамики в Делфте к концу XVIII в. пришло в упадок, не выдержав конкуренции с английской продукцией. Однако в 1870-х гг. здесь была открыта Королевская мануфактура делфтского фарфора, благодаря чему слава его не померкла на долгие годы. В свою очередь, вдохновленные изделиями голландских мастеров, французы в XIX в. стали выпускать фаянс в стиле Делфта. Центры его производства находились в Лилле и Сент-Омере. Здесь выпускали разнообразные по функциональному назначению предметы, среди которых наибольшей популярностью пользовались вазы с расширенным туловом, крышками с навершием в виде балясин и богатым цветочным декором.

Собственно «французский мягкий фарфор» впервые был получен в Нормандии в 1673 г. на Ру-анской фарфоровой мануфактуре гончаром Луи Потера. До этого времени во Францию ввозился дорогостоящий китайский фарфор, который мог себе позволить лишь королевский двор. Так же, как и в Голландии, во Франции был популярен синий декор кобальтом, наносившийся на белый, и, как в лучших керамических изделиях Востока, просвечивающий фарфоровый черепок. Позднее производство «французского фарфора» перекочевало из руана в район Пасси под Парижем, а затем в Сен-Клу. Параллельно с фарфором здесь производился и высококачественный фаянс.

В Большом собрании изящных искусств АБС находятся несколько предметов из фаянса, созданных в Руане в XVIII в. В основном это предметы гигиены, как например, настенный закрытый умывальник в форме балясины и таз со скошенными углами. Интересен декор умывальника, явно совмещающий в себе восточные и рокайльные мотивы. Яркий полихромный орнамент с причудливыми растительными мотивами в виде гирлянд покрывает практически всю поверхность умывальника и таза. Навершие умывальника выполнено в форме раковины, обрамленной дельфинами, слив же - в виде маскарона, очевидно навеянного образом т.н. «Океана» или «Зеленого человека» - олицетворением бога морей Нептуна, чье изображение было крайне популярно еще в орнаментальном искусстве Ренессанса.

ВАЗА

франция, Лилль или Сент-Омер, XIX в.

Фаянс, роспись кобальтом Высота 31,5 см БСИИ А8С Инв. № 11-2937

УМЫВАЛЬНИК Франция, Руан, XVIII в. Фаянс, полихромная роспись Высота 55 см БСИИ А8С Инв. № 11-3920 (1, 2)

НАБОР ИЗ ЖАРДИНЬБРКИ, КУВШИНА И СТАКАНА Франция, Руан, XVIII в. Фаянс, полихромная роспись БСИИ А8С Инв. №11-3919 (1 - 3)

Аналогично декорирован и набор из фаянса, состоящий из жардиньерки (цветочного горшка), кувшина для воды с крышкой и стакана.

В коллекции фарфора XVIII в. выделяется также часть чайного сервиза, созданного в Мейсене -саксонском городе, где производство фарфора было основано в 1710 г.

Первые же предметы, изготовленные на данной мануфактуре, были признаны шедеврами, иметь которые у себя в коллекции почитали за честь знатнейшие семьи Европы и России. Среди русских заказчиков мейсенского фарфора была императрица Екатерина II, род Строгановых и Юсуповых, а также Карл Фаберже. С 1722 г. в качестве эмблемы мейсенского фарфора стали использовать изображение скрещенных мечей, нанесенных на фарфор синим кобальтом. Данный тип клейма используется и по сей день. Ин-

ЧАСТЬ ЧАЙНОГО СБРВИЗА ИЗ ДБСЯТИ ЧАШБК С БЛЮДЦАМИ И ЧАЙНИКА Германия, Мейсен, ок. 1755 г.

Фарфор, полихромная роспись, золочение БСИИ А8С Инв. № 11-4003 (1 - 21)

^Я' ВеСШИКЛ®К®Н№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

АИОТАР, ЖАН ЭТЬЕН «ШОКОЛАДНИЦА» ок. 1743 - 45 гг. Пергамент, пастель 82,5x52,5 см Галерея старых мастеров, Дрезден

тересно, что одним из первых живописных изображений мейсенского фарфора является работа швейцарского художника Жана Этьена Лиотара «Шоколадница», написанная ок. 1743 - 45 гг.

На картине изображена молодая девушка в чепце и накрахмаленном переднике. В ее руках поднос со стаканом воды и той самой чашкой с шоколадом из Мейсена.

Сервиз из собрания ASG был выполнен немногим позже данного полотна - около 1755 г. Десять изящных чашек с блюдцами украшены полихром-ным цветочным декором и обрамлены золотистой окантовкой. При этом чайник с аналогичным узором, прозванный «эгоистом» (фр. «égoïste») из-за того, что рассчитан на одну чашку, был произведен на другой немецкой мануфактуре города Хёхст (Hoechst). Производство здесь было налажено в 1746 г. при поддержке курфюрста Майн-ца. Вначале на мануфактуре производился исключительно фаянс, но с 1753 г. стал выпускаться и фарфор. Здесь в качестве клейма использовали изображение колеса, позднее добавив корону над ним. Но, как и многие фарфоровые производства XVIII столетия (например, мануфактура дАртуа в Лиможе), мануфактура Хёхста была закрыта к 1796 г. Современная мануфактура здесь была открыта только в XX в., а именно в 1947 г.

На мейсенской мануфактуре в XIX в. был создан и набор мелкой фарфоровой пластики «Музицирующие обезьянки».

«МУЗИЦИРУЮЩИЕ ОБЕЗЬЯНКИ» Германия, Мейсен, XIX в. Фарфор, полихромная роспись БСИИ ASG Инв. № 11-0685 (1 - 5)

четыре забавные обезьянки с музыкальными инструментами одеты по моде XVIII в. - в камзолы и треуголки. Возглавляет квартет дирижер в длинном белом парике. Он театрально возвел руки, управляя игрой маленького оркестра.

Еще одно крупное европейское производство, без которого невозможно представить себе историю фарфора, - это Севрская мануфактура. Здесь впервые во Франции начали изготавливать твердый фарфор, полученный благодаря исследованиям священника иезуита Франсуа Ксавье дАнтреколя, жившего в Китае с 1712 по 1722 гг. ДАнтреколю удалось отправить в Европу образцы природных материалов, исследованных французским естествоиспытателем Рене Антуаном реомюром. В результате исследований аналогичные минералы были обнаружены в юго-западных

предместьях Парижа, а именно в Севре, где и была основана фарфоровая мануфактура в 1740 г. Располагалась она неподалеку от дворца Бельвю и находилась под протекцией фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет вещей Севрской мануфактуры XVIII в., но есть интересные образцы века XIX. Например, набор мелкой пластики, состоящий из трех скульптурных композиций под общим названием «Триумф Бахуса».

«ТРИУМФ БАХУСА»

ПО РИСУНКАМ ЖАНА-ЮГА ТАРАВАЛЯ

Франция, Севр, кон. XIX в.

Бисквит, фарфор, золочение

БСИИ ASG инв. № 11-3555 (1 - 3)

Впервые данный ансамбль был выпущен на Севрской мануфактуре в 1773 г. по рисункам французского живописца Жана-Юга Тараваля (1729 - 1785) для украшения обеденного стола короля и позднее неоднократно тиражировался. Центральная группа представляет собой коронацию Бахуса. Одна из вакханок водружает на голову молодого бога венок из виноградной лозы, другая - наливает вино в кубок. У ног Бахуса пара амуров, а также атрибуты искусства - театральная маска и музыкальные инструменты. Композиция подписана инициалами мастера «E.C.». Здесь же фамилия заказчика: «Карлье» (фр. «Cariiez») и дата на бисквите: «1897», а также на синем фарфоре, обрамленном золотой нитью: «1898».

Боковые композиции представляют собой сатира, трубящего в морской рог, и вакханку с музыкальными тарелками, а также сатира с флейтой и вакханку с тамбурином. Обе композиции датированы 1906 г. на бисквите и 1911 г. на фарфоре.

Интересны и парные бюсты из бисквита Людовика XVI и Марии-Антуанетты, созданные также на мануфактуре Севра в XIX в. по модели выдающегося французского скульптора XVIII - нач. XIX вв. Луи-Симона Буазо (1743 - 1809). После отъезда Э.М. Фальконе в Россию Буазо возглавил Севрскую фарфоровую мануфактуру, для которой изваял немало замечательных произведений искусства.

Из столовых сервизов XIX в., безусловно, выделяется сервиз белого фарфора из 128 предме-

128

Шар искусств

БЮСТЫ ЛЮДОВИКА XVI И

МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ

ПО МОДЕЛИ ЛУИ-СИМОНА БУАЗО

Франция, Севр, XIX в.

Бисквит, фарфор, золочение

30x19 см

БСИИ А8С инв. № 11-3762 (1, 2)

БЮСТ ЛЮДОВИКА XVI БУАЗО, ЛУИ-СИМОН Франция, Севр, 1785 - 1789 гг. Твердый фарфор, бисквит 41 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-петербург

БЮСТ МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ БУАЗО, ЛУИ-СИМОН Франция, Севр, 1774 - 1782 гг. Твердый фарфор, бисквит 44 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-петербург

тов, созданный на мануфактуре «Пиркенхаммер» («РккепЬашшег») в конце XIX в. «Пиркенхам-мер» - фабрика по изготовлению фарфора, созданная в Богемии, провинции Австро-Венгерской империи в 1803 г. Данная мануфактура снабжала столовыми сервизами и личными туалетными принадлежностями императора Франца Иосифа I. Все они ныне хранятся в Музее императрицы Сиси в Вене. На Венской ярмарке 1835 г. мануфактура получила бронзовую медаль за качество продукции и золотую медаль в 1839 г. Наиболее популярными декоративными мотивами здесь были пейзажи, городские виды и цветочные мотивы.

СТОЛОВЫЙ СЕРВИЗ НА 128 ПРЕДМЕТОВ

Австрия, кон. XIX в.

Фарфор, золочение

БСИИ А8С инв. № 11-3448 (1 - 128)

Сервиз из Большого собрания изящных искусств АБС состоит из набора тарелок: 30 больших, 30 малых и 6 неглубоких тарелок. В него же входят 18 блюд для салата, 12 чашек с парными ручками для бульона, дополненные блюдцами, супница с крышкой, парная посуда для овощей, два блюда овальной формы, 12 тарелок, а также

'Я^Р ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р искусств

две чаши на ножках. На чашах стоит герб бывших владельцев сервиза семьи Ипсиланти с княжеской короной и девизом: «Борьба за твою Веру и твою Родину» («Combats pour ta Foi et ta Patrie»). Княгиня Елизавета Ипсиланти (1834 - 1898) являлась племянницей героев войны за независимость в Греции и родственницей князей Молдавии и Валахии. Фарфоровый сервиз, созданный по ее заказу, вполне соответствовал вкусам императорского двора Вены эпохи правления Елизаветы, больше известной как Сиси. В первую очередь, это выражается через строгие и лаконичные золотые обрамления предметов сервиза на белом фоне, прекрасно сочетающиеся с изображениями полихромного герба с короной.

Еще один примечательный золоченый сервиз из собрания ASG выполнен в стиле ампир начала XIX в. Он включает в себя чайник, сахарницу, три большие чашки с блюдцами и две маленькие. Причем на всех предметах стоит эмблема империи Наполеона I - заглавная буква N, а также изображения пчел - символа трудолюбия - одного из тех качеств, благодаря которому император взошел на престол.

Таким образом, коллекция фарфора и фаянса из Большого собрания изящных искусств ASG не обладает шедеврами декоративно-прикладного искусства, но здесь представлены те характерные образцы продукции, которые помогают создать представление о главных стилистических течениях и художественных особенностях ведущих европейских керамических производств XVIII -XIX вв. Все эти предметы отличаются превосходным качеством исполнения и имеют высокую эстетическую ценность, что позволяет относиться к ним не просто как к предметам интерьера, но как к самостоятельным произведения искусства.

чайный сервиз

франция, XX в. Фарфор, золочение БСИИ ASG Инв. № 11-2938 (1 - 7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.