Научная статья на тему 'Предметы жьенского фаянса в большом собрании изящных искусств ASG'

Предметы жьенского фаянса в большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Жьен / фаянс / мануфактура / декор / форма / итальянская майолика / ренессансный орнамент / посуда / кашпо / Gien / faience / manufactory / decoration / form / italian maiolica / renaissance ornament / dishes / cachepot

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова, Алсу Нургаязова

Библиотека Международного института антиквариата ASG пополнилась уникальным изданием – «Жьенский фаянс. Формы и декор». Автор – Мишель-Сесиль Жийар. В книге подробно рассказывается история производства фаянса на мануфактуре Жьена, особенности его декорирования и формообразования. Здесь же рассматриваются четыре произведения жьенского фаянса из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library of the International Institute of Antiques ASG acquired a new unique edition «Gien faience. Shapes and decoration.» Author Michel-Cecile Zhiyar. The book details the history of the production of faience manufactory at Gien, especially its decoration and shaping. We also consider the four works Gien faience from a Grand Assembly of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Предметы жьенского фаянса в большом собрании изящных искусств ASG»

ПРЕДМЕТЫ ЖЬЕНСКОГО ФАЯНСА В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Алина Булгакова, директор МИА ASG

Алсу Нургаязова, ведущий искусствовед-переводчик МИА ASG

АННОТАЦИЯ : библиотека Международного института антиквариата ASG пополнилась уникальным изданием - «Жьенский фаянс. Формы и декор». Автор - Мишель-Сесиль Жийар. В книге подробно рассказывается история производства фаянса на мануфактуре Жьена, особенности его декорирования и формообразования. Здесь же рассматриваются четыре произведения жьенского фаянса из Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Жьен, фаянс, мануфактура, декор, форма, итальянская майолика, ренес-сансный орнамент, посуда, кашпо.

SUMMARY ABSTRACT: Library of the International Institute of Antiques ASG acquired a new unique edition - «Gien faience. Shapes and decoration.» Author - Michel-Cecile Zhiyar. The book details the history of the production of faience manufactory at Gien, especially its decoration and shaping. We also consider the four works Gien faience from a Grand Assembly of Fine Arts ASG.

KEY WORDS: Gien, faience, manufactory, decoration, form, italian maiolica, renaissance ornament, dishes, cachepot.

ИСТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Река Луара, чьи берега украшают знаменитые замки, колыбель великих имен французской поэзии, известна также жьенским фаянсовым производством, одним из последних в XIX в. Производство фаянса в Жьене началось при Людовике XVIII и было продолжено при пятой Республике.

В 1821 г. англичанин Томас Ульм, по прозвищу Холл, пришел к мысли о том, что плата, установленная Верженнским торговым соглашением в 1786 г., мешает экспорту фаянса в Англию и облегчает проникновение английской продукции на французский рынок. Тогда Холл, бросив свою фабрику Монтеро, решает открыть мануфактуру на берегах Луары, в Жьене, в бывшем францисканском монастыре, основанном в 1490 г. Анной Боже. Идеальное место для размещения фаянсового производства: помимо того, что Жьен был известным торговым центром, наличие каналов и флота Луары оказалось ценным преимуществом при перевозе товара. Также это был регион, богатый лесами (Орлеанский лес), что решало проблемы с топливом, не нужно забывать и о силикатных камнях Луары, необходимых для данного производства.

Разумеется, дело, начатое Холлом вместе с шурином Гюйоном, не могло обойтись без трудностей. Несмотря на желание конкурировать с

утонченным английским фаянсом, который был тогда в моде, первые изделия были сделаны из известкового фаянса, названного «фарфоровой глиной».

«Холл и Гюйон» стало первым названием фирмы, а «Холл» - первым клеймом с тиснением, которое ставилось на дно тарелок и блюд в то время.

Но после 1826 г. Холл, столкнувшись с серьезными финансовыми трудностями, пришел к решению закрыть фирму.

С этого времени пять новых владельцев убыточного производства продолжили работу под различными названиями: «Гюйон, де Булен и компания» (1829), «Жоффруа, де Булен и компания» (1849), «Жоффруа и компания» (1851), «Жоффруа, Герен и компания» (1860) и, наконец, «Жоффруа и компания» (1851/1871).

Периоды расцвета мануфактуры приходились на Всемирные выставки 1855, 1867, 1878, 1889 и 1900 гг.

В развитии жьенского фаянса можно выделить несколько больших этапов, связанных с достижениями их управляющих. Все это нашло свое отражение в клеймах.

Так, начальный этап работы мануфактуры можно назвать эпохой «фарфоровой глины». В это время здесь создавалась белая посуда (преимущественно тарелки), декорированная печатным рисунком. Спустя несколько лет, в 1834 г. фарфоровая глина была заменена тонким фаянсом, более твердым и прочным. Постепенно ассортимент изготавливаемой посуды расширялся. Первых успехов мануфактура добилась в 1844 г.,

когда была получена бронзовая медаль за качество продукции.

В период с 1853 по 1856 гг. в орнаментации изделий преобладают имитации декора XVIII столетия. На этот же период приходится и триумф Жьенской мануфактуры во время первой Всемирной выставки в Париже. В 1860 году фирма переходит к новым владельцам - «Жоффруа, Герен и компания», использовавшим клеймо со своими инициалами «С.С.&С1е». С этого времени площади производства значительно расширяются. Непрерывный поток заказов объясним желанием клиентов обладать столовыми сервизами с красочными монограммами и гербами.

На Всемирной выставке 1867 года жьенские изделия получают серебряную медаль. Появляются изделия с перламутром и декалькоманией (переводные изображения) под эмалью в изделиях в «саксонском» и «марсельском» стилях. После смерти Герена в 1871 г. снова меняется название фирмы - на «Жоффруа и компания», а в 1875 г. она становится акционерным обществом. С этого момента появляется и ряд новшеств: прозрачные эмали, эмали в стиле Лонгви, барботин (накладные рельефы в керамике), японский и персидский декор. В этом же году была получена золотая медаль в Филадельфии.

Период 1878 - 1900 гг. ознаменован расцветом жьенского производства. Посуда, различные плиты, сантехнический фаянс, плитка для покрытия стен станций парижского метро - вот неполный перечень выпускаемой продукции. На Всемирной выставке в Париже мануфактура, наконец, получает золотую медаль за креативный дух: изготовление крупных и красочных предметов.

В период войн 1914 - 1918 гг. и 1939 - 1945 гг. деятельность жьенской мануфактуры была приостановлена.

Что касается клейм, то на протяжении 166 лет они менялись в зависимости от владельцев производства, используемых стилей в декоре, медалей и знаменательных событий в истории.

Герб города Жьен (замок, увенчанный короной и двумя амурами, несущими слова «Жьен») часто использовался в качестве декора и клейма на некоторых предметах (флягах, кувшинах, подставках для меню и т.д.). Так, на сегодняшний день уже в ореоле своего исторического прошлого сам город Жьен ассоциируется с мануфактурой.

В июне 1971 г. к 150-летию фаянсового производства в Жьене была выпущена таблица используемых на производстве клейм, что позволило с максимальной точностью устанавливать дату создания предметов.

Бывало, что вдобавок или вместо традиционного клейма мануфактуры некоторые предметы подписывались. Эти подписи позволяют иден-

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

тифицировать талантливых художников и декораторов: Бенуа, Блэй, Ш. Брем, Улисс Бертран, Жан Кашье, Клер-Гюйо Ж., Луи Дюваль, Гоффр, Готье А., Жеанн Гондуэн, Доминик Грене, Анри Жаме, Поль Жюсслен, Э. Кильер, Лафон, Лебо, А. Маруа, Адриан Тибо, Вивар и многие другие. В некоторых случаях за неимением подписи, были нарисованные инициалы: «ИМ», «СМ», «ЕМ», «ВМ», «}Б» и т.д.

ДЕКОР: ВДОХНОВЕНИЕ И СОЗДАНИЕ

Жьенский декор - это, в первую очередь, талантливые имитации рисунков европейских фаянсовых производств Европы XVIII - XIX вв.: Руан, Мустье, Марсель, Ла-Рошель, Делфт, итальянская майолика, Крей, Лонгви, Веджвуд, саксонский фарфор, Нидервиллер, Дек, рисунки Жака Калло, барботин Монтиньи, глазурованная керамика и даже китайское и японское производство. При этом Жьен имел ряд преимуществ перед продукцией XVIII в., поскольку используемые в мастерских технологии ушли далеко вперед, позволяя добиться более высокого качества фарфоровой массы, блеска эмали, изысканного рисунка и скрупулезной отделки деталей.

Среди выдающихся мастеров, работавших на мануфактуре, следует выделить имена рисовальщиков и граверов Копеланов (отец и сын). Их работе принадлежит столовый сервиз с полихром-ными гербами, где на внутренних краях тарелок декор в виде маленьких обезьянок, сидящих на арабесках и играющих на различных инструментах: треугольнике, барабане, скрипке, кларнете и флейте. Рядом изображены танцующие и играющие на тарелках богини. Все предметы сервиза подписаны Копеланом и датируются 1866 годом.

ГОРШОК (1871 Г), 11x10 СМ

ПИВНАЯ КРУЖКА (1860 Г), 11x10 СМ ГОРШОК ДЛЯ ТАБАКА (1860 Г), 10x10 СМ

ПОДНОС (1871 Г), 40x33 СМ [С. 13]

Итальянская майолика

Невозможно не упомянуть и о жьенском декоре, вдохновленном итальянской майоликой по белому, темно-синему, черному и коричнево фону. Изделия данного типа богато декорировались медальонами с амурами, нагромождения ми арабесок, гротесками и химерами. Итальянское Возрождение с центрами в Урбино, Фаэнце и Савоне - вот источник вдохновения этого обильного и красочного декора.

Руан

Руанский декор XVIII в. стал определяющим на жьенской мануфактуре в период

БЛЮДО ЖЬЕН, 1860 Г 44 СМ [С. 10]

СОСУД ДЛЯ ВОДЫ, ТАРЕЛКА, КУВШИНЧИК, БЛЮДО ДЛЯ МЕЛКИХ КАРМАННЫХ ВЕЩЕЙ, ЖАРДИНЬЕРКА И МАСЛЕНКА

ЖЬЕН, 1860, 1866 И 1875 ГГ. [С. 14]

с 1860 по 1875 гг. Орнаментальные мотивы в виде лучевого декора, рогов изобилия, цветов, насекомых и птиц стали визитной карточкой данного направления. Отпечатанные на молочном фоне, они были дополнены цветными бликами (преимущественно красными), нанесенными вручную.

Жьен также черпал вдохновение и в «китайском» руанском декоре. На слегка зеленоватом фоне изображены китайцы в больших шляпах, бабочки и цветы. Подобный декор чаще всего использовался при создании бонбоньерок.

Марсель

С этим декором связано появление декалькомании на бисквите под прозрачной эмалью. Чаще всего здесь использовался декор мануфактуры вдовы Перрен (XVIII в.) в несколько измененном виде: маленькие бутоны роз, ветки тростника, сочетание пионов, роз и анютиных глазок. Иногда эта орнаментация дополнялась изображениями животных, вдохновленными венсенскими работами: попугаи, змеи, черепахи.

Саксонское производство

Жьенская мануфактура интерпретировала два направления саксонского декора:

1. Цветочный, состоящий из гвоздик и тюльпанов;

2. Амуры в медальонах.

Для данных направлений использовался розовый, пурпурный, светло-сиреневый и яркий фиолетовый колорит.

РОЖОК (34 СМ) БЛЮДО (22 СМ) ДЕТСКИЙ КУВШИНЧИК (13 СМ)

КОПИЛКА (8x6 СМ), ГОРШОК С КРЫШКОЙ (9,5 СМ) ПОДСТАВКА ДЛЯ МЕНЮ (9,5 СМ) ЖЬЕН, 1860 Г [С. 19]

Рисунки Жака Калло

Работы французского рисовальщика и гравера эпохи Маньеризма Жака Калло (фр. Jacques Callot, ок. 1592 - 1635), вдохновленные оперой, праздниками, народным театром (комедия дель арте и балли ди сфессаниа) и карликами флорентийского двора, обогатили мануфактуру Жьена новыми декоративными темами.

На многих предметах (подносах, кашпо, кубках, вазах, блюдах, жардиньерках) можно увидеть

КАЛЛО, ЖАК

ЯРМАРКА У САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА ИМПРУНЕТА ПОД ФЛОРЕНЦИЕЙ ОК. 1620 Г

МУЗЕЙ АЛЬБЕРТИНА, ВЕНА

КАШПО (1871 Г), 17x15 СМ ВАЗА (1871 Г), 43 СМ ВАЗОЧКА (1866 Г), 25 СМ ГОРШОК (1871 Г.), 7 СМ [C. 17]

ВАЗА (1871 Г), 21x11,8 СМ ТРИ КАШПО (1866 - 1871), 24,18,10x18,5,14, 8,5 СМ [C. 20]

нищих зевак и крестьян из «Ярмарки у Санта Мария делла Импрунета под Флоренцией» - знаменитого офорта Жака Калло.

Мустье

В этом направлении Жьенская мануфактура отдавала предпочтение декору в стиле «Берена», по имени знаменитого рисовальщика и гравера XVII века Жана Бе-рена Старшего (1640 - 1711). Данные орнаментальные мотивы были распространены во Франции в декорировании предметов искусства и мебели с инкрустациями и, в частности, в фаянсе Мустье кон. XVII - нач. XVIII вв.

Наиболее популярными моделями направления Мустье были кувшины с блюдами, подсвечники и квадратные кашпо в стиле Людовика XVI.

Крей

В отношении стиля мануфактуры «Крей» Жьенская фабрика прибегала к откровенным копиям. В частности, был заимствован знаменитый декор «Флора», а также тарелки с печатными рисунками, изображающими памятники Парижа, баталии, семейные сцены, с текстами пословиц и ребусов на темно-коричневом и желтом фоне.

КУВШИН С ПОДНОСОМ ЖЬЕН,1875 Г [С. 22]

ТАРЕЛКА (1839 Г), 22,5 СМ КУВШИНЧИК (1855 Г), 14,5 СМ ПИВНАЯ КРУЖКА (1855 Г), 9 СМ [С. 23]

Влияние Дальнего Востока

Вслед за европейскими мануфактурами XVIII в. фаянсовое производство Жьена обратилось к Дальнему Востоку и с 1866 по 1871 гг. черпало вдохновение в изделиях Китая и Японии.

«Японский» декор или, как его называют, «какиэмон» отличался обилием птиц, цветов, веток груши на ярко-бирюзовом, желтом, темно-коричневом или белом фоне. Оригинален декор «какиэмон», где синие, коричневые и бордовые тона преобладают на желтом фоне.

Что касается Китая, то здесь для жьенской продукции важнее формы. Были изготовлены многочисленные изделия, вдохновленные китайской керамикой: чашки или «миски для риса», курильницы для благовоний и цилиндрические вазы.

Стоит упомянуть и о птицах на белом фоне, украшенных обрамлениями в виде ветвей бамбука. Часто эти изделия были подписаны Жоанном Гондуэном - жьенским художником, прославившимся декором с птицами.

МАЛЕНЬКАЯ ВАЗА (1871 Г.), 17 СМ ВАЗА (1866 Г.), 28,5 СМ КАШПО (1871 Г), 16x19 СМ КУВШИНЧИК (1866 Г), 22,5 СМ [С. 26]

Делфт

Влияние Делфта традиционно выразилось в синем узоре по белому фону с типичными декоративными мотивами. Но были созданы варианты в рыжих и зеленых цветах, иногда подчеркнутых позолотой.

ВАЗА (1860 Г), 46 СМ МАЛЕНЬКАЯ ВАЗА 10,5x5,5 СМ БОЛЬШАЯ ВАЗА, 33,5x12 СМ [С. 27]

КУРИЛЬНИЦА ДЛЯ БЛАГОВОНИЙ, 28x16 СМ

ФЛЯГА (1875 Г), 30x18 СМ [С. 28]

Лонгви

Очень часто изделия Лонгви и Жьена так похожи, что их можно различить только по подписи. Однако для Жьена более характерны бирюзовый, светло-серый, пурпурный, темно-синий и черный фоны с различным декором: полихромные цветы, птицы (павлины, курицы, петухи), романтические сцены в кар-тушах.

ЧДО ВЕСТНИК 1^еЖПЛШРОДНОГО ИНСТИТУТА антиквариата

РЫф ИСКУССТВ

ВАЗА (1875 Г), 35 СМ ТАРЕЛКИ (1875 Г), 25 СМ [С. 29]

ДВЕ ВАЗЫ, 14x11 СМ, 29 СМ [C. 30]

Дек

Благодаря прозрачным эмалям Жьенской мануфактуре удалось имитировать работы Теодора Дека (1823 -1891) - знаменитого французского керамиста XIX в. из Гебвиллера.

Формы

Подсчитать точное количество изделий из фаянса, изготовленных на мануфактуре Жьена, просто невозможно. Как и невозможно перечислить все виды изделий: кувшины для воды, бра, тарелки, ножные ванны, корзинки, барометры, кропильницы, биде, масленки, подсвечники, бонбоньерки, бутылки, курильницы для благовоний, кашпо, рамы для зеркал, коробки для шляп, пепельницы, шкатулки, консоли, компотницы, колокольчики, кубки, подставки для яиц, пивные кружки, кукольные сервизы, подставки для блюд, чернильницы, флаконы, фонтаны, фляги, туалетные принадлежности, музыкальные инструменты (скрипки, мандолины, тамбурины), жардиньерки, лампы, фонари, ручки приборов, горчичницы, яйца, часы, подно-

КАШПО Жьен, кон. XIX в. Фаянс, полихромная роспись 0 35 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3952

ГЕРБ ГОРОДА ЖЬЕН, СТАВШИЙ ОФИЦИАЛЬНЫМ СИМВОЛОМ МАНУФАКТУРЫ

192

сы, ларчики для драгоценностей, большие фарфоровые вазы, различные подставки и держатели, портсигары, декоративные доски, охладители, салатницы, сервировочные столики, ведра, солонки, баночки для специй, различные виды сервизов, картины (пейзажи и марины в виде подносов или досок) и прочее.

Все эти бесчисленные модели чрезвычайно разнообразны по форме и богатству декора. Выполненные по заказам аристократов или мелких буржуа, ныне они превратились в предметы коллекции, украшенные различными гербами (сохранилась часть гравюр на меди, с которых было изготовлено 2600 гербов).

ЖЬЕНСКИЙ ФАЯНС В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся четыре предмета, созданные на мануфактуре Жьена. Три из них являются предметами сервировки стола: большое блюдо, поднос и суповая чаша. Дополняет коллекцию фаянса кашпо с воспроизведенным на нем гербом - стилизованной эмблемой города.

Формы цветочных горшков на мануфактуре строго регламентировались. Среди самых популярных моделей насчитывалось около 13 разновидностей. Кашпо из собрания ASG имеет выпуклую форму с ручками в виде дельфинов, обращенных друг к другу. Тулово декорировано в стиле итальянской майолики разнообразными ренессансными мотивами: амурами, грифонами, рогами изобилия и тритонами, держащими в руках маски Океана.

Три остальные предмета также декорированы в одном из самых популярных стилей Жьена -итальянской возрожденческой майолики. В Италию данная разновидность керамики из обожженной глины попала из мавританской Испании, с острова Мальорка (от названия этого острова и произошел термин «майолика»). Техника получила распространение в Италии с XIV в., а своего расцвета достигла в XVII столетии. Особенно популярными были расписанные тарелки с изображениями различных религиозных композиций, выдающихся живописных полотен того времени, а также портретов заказчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жьенская мануфактура напрямую не копировала итальянскую майолику, но многие декоративные детали и колорит были заимствованы именно оттуда. Например, жьенский поднос из собрания

Пир аекусетБ

ПОДНОС ЖЬЕН, 1871 Г 32x24,5 СМ [С. 11]

ПОДНОС

Жьен, вторая половина XIX в. Фаянс, полихромная роспись БСИИ А8С, инв. № 11-4137 (1)

АБС создан в классическом для итальянской майолики насыщенно-синем цвете с обилием золотистого и зеленого декора. В центре изображен амур, обрамляет его картуш из ормушлей и различных растительных завитков. По сторонам от него парные фигуры фантастических существ -типичных образцов ренессансного гротеска.

Очень часто эклектизм жьенского фаянса выражался и в смешении орнаментальных мотивов Ренессанса и Востока. В частности, блюдо фигурной формы из Большого собрания изящных искусств АБС, украшенное изображениями тех же тритонов, Океана и античными персонажами, дополнено бабочками, птицами и стилизованными рыбами-драконами, - столь популярными в искусстве Востока.

бабочек и птиц. Все они переплетены причудливыми растительными побегами разных цветов. А ручка чаши выполнена в виде зеленой змейки, свившейся колечком в центре.

Таким образом, коллекция жьенского фаянса Большого собрания изящных искусств АБС не отличается большим количеством предметов, отображающих разные стилевые направления декора на мануфактуре. Однако все они являются классическими образцами наиболее распространенного декоративного стиля фабрики - итальянской майолики, ставшей в переработанном виде визитной карточкой Жьена.

БЛЮДО

Жьен, вторая половина XIX в. Фаянс, полихромная роспись БСИИ А8С, инв. № 11-3138

Аналогично декорирована и суповая чаша интересной формы. На ее крышке мы видим существ с телами львов, женскими головами и крыльями

СУПОВАЯ ЧАША Жьен, вторая половина XIX в. Фаянс, полихромная роспись БСИИ А8С, инв. № 11-1639

ЧДО ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.