https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.56
Хлопова Анна Игоревна
Эволюция базовой ценности "работа" в современной русской лингвокультуре
Целью исследования является установление динамики в содержании базовой ценности "работа" в русской лингвокультуре. Исследование строится на сопоставлении как данных ассоциативных экспериментов, приведенных в лексикографических источниках: Русский ассоциативный словарь и Двуязычный ассоциативный словарь, - так и двух ассоциативных экспериментов, проведенных автором. Социологи полагают, что система базовых ценностей в каждой культуре имеет устойчивую структуру. Научная новизна заключается в экспериментальном доказательстве положения об изменении содержания базовых ценностей общества. Полученные результаты показали, что динамика базовой ценности "работа" проявляется (1) в изменениях в количественном соотношении реакций, (2) в появлении в понятийном компоненте новых дополнительных признаков 'карьерный рост' и 'материальный компонент', что свидетельствует об изменении отношения к работе как к базовой ценности.
Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/11 /56.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 11. C. 267-271. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/11 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
16. Серио П. Анализ дискурса во Французской школе // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Деловая книга, 2001. С. 549-562.
17. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 143 с.
18. Федотова Т. В. Отзыв о диссертации В. А. Крыжановской [Электронный ресурс]. URL: https://www.kubsu.ru/sites/ default/files/dis/opp/otzyv_opponenta_fedotovoy_t.v.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
19. Ягубова М. А. Лексико-семантическое поле «Оценка» в русской разговорной речи: автореф. дисс. ... к. филол. н. Саратов, 1992. 21 с.
20. Hyland K Academic Discourse. L. - N. Y.: Continuum, 2009. 215 p.
Basic Characteristics of Review as Academic Discourse Genre (by the Material of Reviews on Theses and Author's Abstracts)
Petrenko Yulya Andreevna
Kuban State University, Krasnodar yulya. degtyarewa@yandex. ru
The research objective includes identifying genre-formative features of review as a special type of secondary academic text. Scientific originality of the paper lies in the fact that the researcher reveals constitutive features of the review genre by the material of reviews on theses and author's abstracts, which allows highlighting peculiarities of this academic discourse genre. The findings indicate that a review text has a two-level structure and includes the following components: research summary and review of research material. Evaluation representation in a review text is determined by institutional discourse parameters, and evaluative means are most clearly represented at lexical and syntactic levels.
Key words and phrases: academic discourse; review genre; evaluation category; types of evaluation.
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.56 Дата поступления рукописи: 10.10.2020
Целью исследования является установление динамики в содержании базовой ценности «работа» в русской лингвокультуре. Исследование строится на сопоставлении как данных ассоциативных экспериментов, приведенных в лексикографических источниках: Русский ассоциативный словарь и Двуязычный ассоциативный словарь, - так и двух ассоциативных экспериментов, проведенных автором. Социологи полагают, что система базовых ценностей в каждой культуре имеет устойчивую структуру. Научная новизна заключается в экспериментальном доказательстве положения об изменении содержания базовых ценностей общества. Полученные результаты показали, что динамика базовой ценности «работа» проявляется (1) в изменениях в количественном соотношении реакций, (2) в появлении в понятийном компоненте новых дополнительных признаков 'карьерный рост' и 'материальный компонент', что свидетельствует об изменении отношения к работе как к базовой ценности.
Ключевые слова и фразы: русская лингвокультура; базовая ценность «работа»; свободный ассоциативный эксперимент; ассоциативный словарь.
Хлопова Анна Игоревна, к. филол. н.
Московский государственный лингвистический университет chlopova_anna@mail. ги
Эволюция базовой ценности «работа» в современной русской лингвокультуре
Известно, что труд - основа жизнедеятельности любого социума. Поэтому понятия «работа» и «труд» чрезвычайно многомерные. И на отношение индивида к труду влияют многие факторы. Оно может зависеть как от объективных причин: от условий труда, от заработной платы, от потребностей самих работников, от того, насколько интересна работа, так и от субъективных причин: от взглядов на мир, воли, характера и настроения индивида. И как объективные, так и субъективные причины могут мотивировать или, наоборот, сдерживать трудовые усилия индивида. Являясь важными в любом обществе, «работа» и «труд», несомненно, входят в списки базовых ценностей, составленных социологами, культурологами, философами, лингвистами и эт-нолингвистами [3; 4; 7-12]. При этом ученые полагают, что ценности меняются медленно и остаются устойчивыми на протяжении длительного времени. Актуальность нашего исследования заключается в том, что на основе проведенного нами психолингвистического анализа можно установить изменения базовых ценностей. Подобный анализ проводится на основе исследования речевой деятельности членов социума с помощью данных ассоциативных экспериментов [6, с. 12]. Мы полагаем, что изменение содержания ценности проявляется в изменении значения слова, обозначающего ценность.
К основным задачам исследования относятся:
- сопоставление ассоциативных полей «работа» на основе данных ассоциативных словарей и двух ассоциативных экспериментов;
- установление эволюции базовой ценности «работа».
Для решения поставленных задач в статье будут последовательно сопоставлены данные Русского ассоциативного словаря Ю. Н. Караулова [5], результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями русской лингвокультуры в 2014 г., результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в 2017 г., и данные Двуязычного ассоциативного словаря [2], выпущенного лабораторией психолингвистики МГЛУ в 2020 г.
Основным методом исследования является свободный ассоциативный эксперимент, который позволяет установить актуальное значение слова и определить пути его изменения. В исследовании также применяются описательный и сопоставительный методы.
Теоретической базой исследования являются, прежде всего, труды А. А. Леонтьева, посвященные исследованию речевой деятельности. Для проведения исследования мы также опирались на работы по изучению этнической идентичности (Т. Г. Стефаненко, В. А. Пищальникова, В. А. Тишков, К. Клакхорн, М. Ро-кич, М. Вебер и др.). Важной составляющей теоретической базы являются исследования по эффективному проведению и применению ассоциативного эксперимента (Е. И. Горошко, А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, Дж. Миллер, Ч. Осгуд, В. А. Пищальникова и др.).
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения разработанной методики определения изменения базовых ценностей в социологических исследованиях, в практике применения его результатов в вузовском преподавании переводоведения, межкультурной коммуникации, лингвокульту-рологии, этнопсихолингвистики, практикума по культуре речевого общения и др. Полученные данные могут использоваться при разработке различных типов учебных пособий и учебных справочников.
Ассоциативные словари играют колоссальную роль для лингвистов, так как с помощью данных, представленных в них, можно смоделировать содержание фрагментов образа мира носителей определенной лингвокультуры. На основе анализа реакций, приведенных в ассоциативных словарях, можно определить, чем живет общество, как на него влияют различные глобализационные процессы, какие идеи присущи членам того или иного социума. Данные Русского ассоциативного словаря Ю. Н. Караулова [5] отражают обыденное сознание носителя русской лингвокультуры 1980-х гг.
В Русском ассоциативном словаре на слово-стимул «работа» дано 714 реакций. Для анализа методом случайной выборки мы отобрали 100 реакций для релевантного сравнения с результатами экспериментов 2014 г., 2017 г. и данными Двуязычного ассоциативного словаря базовых ценностей [2]. Для более детального анализа реакций мы распределили их в соответствии с моделью ассоциативного значения В. А. Пищаль-никовой [1, с. 154]. Кроме того, на основе реакций респондентов были выделены дополнительные признаки.
Понятия: труд (20), дело (4), деньги - всего 25 реакций.
Реакции-понятия соответствуют устойчивому ядру значения исследуемого слова, смоделированного на основе данных одноязычных толковых словарей.
В реакции «деньги» проявляется метонимическая связь: работа-деньги, что может свидетельствовать о неотделимости этого понятия от рабочего процесса.
Представления:
- конкретная деятельность: учеба (4) - всего 4 реакции.
Реакция «учеба» типична для студентов и школьников, так как является их основным видом деятельности.
Эмоционально-оценочные реакции мы видим целесообразным разделить на положительные и отрицательные:
- положительные реакции: любимая, интересная (10), хорошая, легкая, по душе - всего 23 реакции;
- отрицательные реакции: трудная (23), лень (4), сложная, тяжелая, усталость - всего 30 реакций.
Реакция «трудная» является наиболее частотной реакцией и составляет 23% от общего количества реакций. Вкупе с эмоциональными реакциями «тяжелая», «лень», «усталость» ее следует понимать как отрицательное отношение к исследуемой базовой ценности. Но одновременно в словаре представлены реакции «интересная», «любимая», «легкая», «по душе», «хорошая». Количество отрицательных реакций незначительно превышает количество положительных реакций, что не дает возможности говорить об отрицательном или положительном отношении респондентов к исследуемой ценности.
Операциональные реакции: не волк (10), волк (4), дом, забота, спорится, домашняя - всего 18 реакций.
Операциональные реакции (18% от общего количества реакций) свидетельствуют о том, что респонденты воспроизводят только привычные клише и штампы, но само понятие для них не актуально, частотным является только стереотипное содержание.
Эксперимент 2014 г. проводился с носителями русской лингвокультуры. Респонденты - студенты Московского государственного лингвистического университета, Московского энергетического университета, МГТУ им. Баумана, Юго-Западного университета (г. Курск), Российского государственного геологоразведочного университета (г. Старый Оскол) в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве экспериментального материала респонденты получали анкету с 15 словами-стимулами. На каждое слово-стимул респонденты давали первую пришедшую на ум реакцию.
В ходе эксперимента на слово-стимул «работа» было получено 530 реакций и отобрано 100 реакций. Реакции были также распределены на реакции-понятия, представления, эмоционально-оценочные и операциональные реакции.
Понятия: деньги (20), труд (15), дело (9), зарплата (8), занятость (4), достаток, заработок, социальный статус - всего 59 реакций.
Реакции-понятия, полученные в нашем эксперименте, как и реакции Русского ассоциативного словаря, демонстрируют устойчивое ядро значения исследуемого слова. Однако в реакциях 2014 г. значительнее проявляется метонимическая связь: работа-деньги, а в Русском ассоциативном словаре реакция «деньги» являлась нечастотной. Появляется реакция, связанная с карьерой: «социальный статус».
Представления:
- конкретная деятельность: стол, завод, портфель - всего 3 реакции;
- качество выполнения работы: ответственность, долг, специалист - всего 3 реакции;
- регулярный характер деятельности: ежедневно, будни - всего 2 реакции.
В отличие от реакций, представленных в Русском ассоциативном словаре, в реакциях наших респондентов проявляется большое количество реакций-представлений, которые можно разделить в соответствии с выделенными дополнительно признаками: 'указание на конкретную деятельность', 'качество работы', 'регулярный характер работы'. Реакции, объединенные признаком 'конкретная деятельность', связаны с представлением респондентов о конкретном месте работы и о конкретной деятельности. Реакции, объединенные признаком 'качество выполнения работы', свидетельствуют о необходимости профессионального подхода к выполнению работы, ответственного отношения к ней. Реакции, отмеченные в признаке 'регулярный характер деятельности', указывают на непрерывное занятие рабочим процессом.
Эмоционально-оценочные реакции:
- положительные реакции: интерес, любимое занятие - всего 2 реакции;
- отрицательные реакции: трудная (9), тяжелая (8), рутина, скука, отрыв от близких, усталость -всего 21 реакция.
Эмоциональные отрицательные реакции в количественном плане превышают положительные и могут свидетельствовать скорее о негативном отношении к работе, которое, однако, связано с усталостью респондентов, с монотонным характером работы.
Операциональные реакции представлены по сравнению с реакциями Русского ассоциативного словаря [5] в меньшем количестве: не волк (8), дом, время - всего 10 реакций.
Условия эксперимента 2017 г. соответствовали условиям эксперимента 2014 г. На исследуемое слово-стимул было получено 230 реакций, из которых было отобрано 100.
Понятия: труд (10), дело, деньги, заработок (8), возможности, зарплата, отпуск (6), благосостояние, взрослая жизнь, развитие, реализация, ресурс, рост, трудовой договор - всего 59 реакций.
Наибольшее количество реакций - понятийные. Однако только 18 из 59 реакций соответствуют усвоенному респондентами словарному значению слова работа. Как и в реакциях 2014 г., в значительной степени проявляется метонимическая связь: работа-деньги, работа-заработок, работа-зарплата. Это может свидетельствовать о том, что для респондентов работа в первую очередь становится источником заработка. Кроме того, в реакциях респондентов проявляется также дополнительный признак 'карьерный рост': «возможности» (2), «развитие», «реализация», «ресурс», «рост». Отметим, что в эксперименте 2014 г. такая реакция отмечена в качестве единичной, а среди реакций Русского ассоциативного словаря [Там же] такой дополнительный признак не был выявлен. Такое изменение в понятийных реакциях свидетельствует также о начавшейся эволюции самой ценности.
Представления:
- конкретная деятельность: офис, план урока, таблицы, удаленка, школа - всего 5 реакций;
- коллектив: коллектив, тусовка - всего 2 реакции;
- время работы: утро - всего 1 реакция;
- качество работы: ум (8), лошадь, ответственная, ответственность - всего 11 реакций.
Реакции-представления, полученные в ходе эксперимента 2017 г., как и реакции-представления, полученные в ходе эксперимента 2014 г., связаны с определенным видом деятельности респондентов. Реакции, относящиеся к дополнительно выделенному признаку 'качество работы', связаны не только с ответственной работой, но и с работой интеллектуальной и сложной. В реакциях 2017 г. можно отметить характеристику трудового коллектива.
Эмоционально-оценочные реакции, как и в ассоциативном эксперименте 2014 г., преобладают. Однако содержательно они указывают на усталость и монотонную работу респондентов:
- положительные реакции: интересные результаты (3), удовольствие (2) - всего 5 реакций;
- отрицательные реакции: усталость (6), лень, печаль, рутина - всего 9 реакций.
Операциональные реакции, как и в предыдущих экспериментах, указывают только на воспроизводимые респондентами клише: не волк (3), Федота (2), бегемота, время, забота - всего 8 реакций.
В 2020 г. коллективом лаборатории психолингвистики МГЛУ был выпущен пилотный Двуязычный ассоциативный словарь базовых ценностей. Словарные статьи собирались в течение 2018-2020 гг. Респонденты - студенты указанных выше вузов, а также Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Северо-Восточного федерального университета (Мирный, Нерюнгри, Якутск) в возрасте от 17 до 25 лет. На слово-стимул «работа» в словаре представлено 1027 реакций. Нами было отобрано 100 реакций для релевантного сравнения.
Понятия: деньги (35), труд (14), зарплата (10), заработок (5), успех (5), доход, карьера, стимул, отдых, будущее - всего 74 реакции.
Реакции-понятия, как и в предыдущих экспериментах, либо семантически синонимичны стимулу, либо указывают на результат работы, на получение зарплаты и денег. Однако следует отметить, что реакции
«деньги», «зарплата», «заработок», «доход» составляют 56% от общего количества реакций. Как было отмечено в предыдущих исследованиях [6], не работа является для респондентов ценностью, а деньги, которые сами входят в ряд ценностей. В ассоциативном словаре, как и в эксперименте 2017 г., четко проявляется дополнительно выделенный признак 'карьерный рост'. Таким образом, данные ассоциативного словаря верифицируют значимость для респондентов выделенного признака, а также и определенную динамику ценности «работа». Можно предположить, что респонденты не просто воспринимают работу как определенную необходимую для существования деятельность. Работа позволяет реализовывать поставленные цели и служит средством для достижения материального благополучия и успехов в карьере.
Представления:
- конкретная деятельность: офис (4),учеба - всего 5.
По данным ассоциативного словаря можно выделить незначительное количество реакций-представлений, которые указывают на дополнительно выделенный признак 'конкретная деятельность'.
Эмоционально-оценочные:
- положительные реакции: радость, любимая, интерес, хобби, удовольствие - всего 5 реакций;
- отрицательные реакции: усталость (4), рутина, обязанность, необходимость, нужда - всего 8 реакций.
Отрицательные и положительные реакции в количественном плане совпадают. Положительные реакции
характеризуют работу как любимое занятие, которое приносит радость и удовольствие. Отрицательные реакции, как и было отмечено в предыдущих экспериментах, связаны преимущественно с усталостью респондентов. Работа воспринимается как нечто необходимое и обязательное.
Операциональные: дом (6), время, волк - всего 8 реакций.
Операциональные реакции также связаны с воспроизводимыми респондентами стереотипами и штампами.
Таким образом, полученные данные могут быть представлены следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1. Сопоставление полученных данных
Модель значения Русский ассоциативный словарь 2014 г. 2017 г. Двуязычный ассоциативный словарь
Понятия труд (20), дело (4), деньги - 25 реакций деньги (20), труд (15), дело (9), зарплата (8), занятость (4), достаток, заработок, социальный статус -59 реакций труд (10), дело, деньги, заработок (8), возможности, зарплата, отпуск (6), благосостояние, взрослая жизнь, развитие, реализация, ресурс, рост, трудовой договор -59 реакций деньги (35), труд (14), зарплата (10), заработок (5), успех (5), доход, карьера, стимул, отдых, будущее - 74 реакции
Представления учеба (4) - 4 реакции 'конкретная деятельность': стол, завод, портфель - 3 реакции; 'качество выполнения работы': ответственность, долг, специалист - 3 реакции; 'регулярный характер деятельности': ежедневно, будни -2 реакции 'конкретная деятельность': офис, план урока, таблицы, удаленка, школа -всего 5 реакций; 'коллектив': коллектив, тусовка -2 реакции; 'время работы': утро -всего 1 реакция; 'качество работы': ум (8), лошадь, ответственная, ответственность -11 реакций 'конкретная деятельность': офис (4), учеба - 5 реакций
Эмоционально- оценочные реакции положительные реакции: любимая, интересная (10), хорошая, легкая, по душе -23 реакции; отрицательные реакции: трудная (22), лень (4), сложная, тяжелая, усталость -30 реакций положительные реакции: интерес, любимое занятие -2 реакции; отрицательные реакции: трудная (9), тяжелая (8), рутина, скука, отрыв от близких, усталость -21 реакция положительные реакции: интересные результаты (3), удовольствие (2) -5 реакций; отрицательные реакции: усталость (6), лень, печаль, рутина - 9 реакций положительные реакции: радость, любимая, интерес, хобби, удовольствие -5 реакций; отрицательные реакции: усталость (4), рутина, обязанность, необходимость, нужда - 8 реакций
Операциональные реакции не волк (10), волк (4), дом, забота, спорится, домашняя -18 реакций не волк (8), дом, время - 10 реакций не волк (3), Федота (2), бегемота, время, забота - 8 реакций дом (6), время, волк -8 реакций
Сопоставив ассоциативные поля, смоделированные на основе данных ассоциативных словарей и двух ассоциативных экспериментов, можно сделать следующие выводы:
1. Реакции, которые представляют значимые для носителей русской лингвокультуры компоненты понятия, схожи. К таким значимым компонентам относится, прежде всего, ядро понятия. Отметим также, что отношение к ценности «работа» остается практически неизменным. Соотношение положительных и отрицательных реакций примерно одинаковое, а отрицательные реакции связаны с усталостью респондентов и монотонным характером работы. Это совпадение может свидетельствовать о том, что структура базовой ценности «работа» остается стабильной.
2. На эволюцию значения указывают изменения в количественном соотношении реакций. В Русском ассоциативном словаре [5] реакция «деньги» единичная, в экспериментах 2014 и 2017 гг. она относится к ядерным (20 и 8 реакций соответственно). А согласно результатам Двуязычного ассоциативного словаря [2], она составляет 35% реакций. В 1980-е гг. труд и работа воспринимались как наиважнейшая часть жизни государства, как необходимая часть его политики. Для современных респондентов материальный компонент является наиболее важной составляющей работы и основным результатом рабочей деятельности. По сравнению с данными Русского ассоциативного словаря и эксперимента 2014 г., в понятийных реакциях ассоциативного эксперимента 2017 г. и Двуязычного ассоциативного словаря [Там же] проявляется также важный дополнительный признак 'карьерный рост'. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у современных респондентов меняются ассоциативные связи стимула и реакции, что может привести к изменению понятийного компонента. Значение слова «работа» расширяется и включает в себя два новых важных дополнительных признака 'материальный компонент' и 'карьерный рост'. Как было отмечено выше, для респондентов «работа» перестает быть просто деятельностью. Она является средством для достижения других благ. Несмотря на то, что состав ядерных компонентов, входящих в ассоциативное поле «работа», меняется незначительно, изменяется их иерархия. Это, несомненно, свидетельствует о динамике значимости семантических компонентов, которая может указывать на изменение отношения к базовой ценности «работа» и ее эволюцию для носителей русской лингвокультуры.
В дальнейшем представляется перспективным проследить, подтвердятся ли полученные результаты, указывающие на изменения в понятийном компоненте значения, с течением времени. Для нас важно также установить, будет ли такая тенденция наблюдаться у респондентов другого возраста, или происходящие изменения в значении слова обусловлены юным возрастом респондентов.
Список источников
1. Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики: курс лекций: в 3-х ч. М.: МГЛУ, 2007. Ч. 2. Этнопсихо-лингвистика. 227 с.
2. Пищальникова В. А., Адамова З. Г., Кошелева Ю. П., Панарина Н. С., Хлопова А. И., Пэй Цайся, Яо Чжипен. Двуязычный ассоциативный словарь базовых ценностей / под общ. ред. В. А. Пищальниковой. М.: Спутник+, 2020. 262 с.
3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 2000. 410 с.
4. Рокич М. Природа человеческих ценностей. СПб.: РосНОУ, 2004. 276 с.
5. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php/ (дата обращения: 10.01.2020).
6. Хлопова А. И. Вербальная диагностика динамики базовых ценностей: дисс. ... к. филол. н. М., 2018. 213 с.
7. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.
8. Deese J. The Structure of Associations in Language and Thought. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1965. 216 p.
9. Ingarden R. Man and Value. Washington, D. C.: Catholic University of America Press, 1984. 184 р.
10. Maslow A. H. A Theory of Metamotivation: The Biological Rooting of the Value-Life // Journal of Humanistic Psychology. 1967. № 7. P. 93-127.
11. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey / ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. L.: Sage, 2006. P. 169-203.
12. Werte 21 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wertesysteme.de/ (дата обращения: 11.09.2020).
Evolution of the Basic Value "Labour" in the Modern Russian Linguo-Culture
Khlopova Anna Igorevna, PhD
Moscow State Linguistic University chlopova_anna@mail. ru
The paper aims to trace semantic evolution of the basic value "Labour" in the Russian linguo-culture. The study is based on comparing results of associative experiments provided in lexicographical sources (Russian Associative Dictionary and Bilingual Associative Dictionary) and two associative experiments conducted by the author. According to sociologists, a national value system has a stable structure. Scientific originality of the research involves experimental justification of a provision on transformation of basic social values. The research findings are as follows: evolution of the basic value "Labour" manifests itself in the following ways: changes in quantitative ratio of reactions; development of additional conceptual meanings "career growth" and "financial component", which indicates that attitude to labour as a basic value is no longer relevant.
Key words and phrases: Russian linguo-culture; basic value "Labour"; free associative experiment; associative dictionary.