Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СДВИГИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ'

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СДВИГИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА / ЭВОЛЮЦИЯ ПАРЛАМЕНТА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРЛАМЕНТОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА / PARLIAMENT / PARLIAMENTARISM / DRAMATISATION OF PARLIAMENT / RELEASE OF PARLIAMENTARY ACTIVITIES TO PUBLIC DOMAIN / EVOLUTION OF PARLIAMENT / CLASSIFICATION OF PARLIAMENTS / POLITICAL REGIME / FORM OF GOVERNMENT / STRUCTURE OF POLITICAL LIFE / PARLIAMENTARY ACTIVITIES / PARLIAMENT MODEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакушев Валерий Владимирович

Данная статья является результатом многолетнего исследования автором развития парламентаризма в Российской Федерации. Данное исследование основано на источниках по истории становления демократии и элементов парламентаризма в России начиная с прото-парламентов, ранних форм плебесцитов славянских племён и общин, традиций южных народов и народностей Кавказа, казацкий круг и др. Глубокий исторический взгляд сочетается с анализом истории конца ХХ в., становления новых форм российской государственности включая парламент. Большое внимание в работе уделено межпарламентскому сотрудничеству, правовым актам, издаваемым Межпарламентским союзом (МПС). На основе указанных и других научных источников автор выявляет следующие модели парламентаризма: развитая, незавершённая, дуалистическая, монистическая, рационализированная, министериальная, имитационная и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTIONARY CHANGES OF PARLIAMENTARISM IN RUSSIA: POST-EVALUATION

This article presents findings of the research that the author has con ducted for several years, studying development of parliamentarism in the Russian Federation. The research is based on sources devoted to history of forming democracy and elements of parliamentarism in Russia, starting from proto-parliaments, early forms of plebiscites of Slavic tribes and communities, traditions of southern peoples and ethnic groups of the Caucasus, the Cossack circle, etc. A deep historical examination goes along with an analysis of contemporary history of the end of the twentieth century marked with an advent of new forms of Russian statehood, including the parliament. Much attention is given to inter-parliamentary cooperation, and legal acts issued by the InterParliamentary Union (IPU). Based on the above listed and other scientific sources, the author identifies the following parliamentarism models: developed, incomplete, dualistic, monistic, rationalized, ministerial, simulated, etc.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СДВИГИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ»



1 кя»***

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СДВИГИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2018.6.1

Бакушев Валерий Владимирович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: vv.bakushev@migsu.ru.

Аннотация. Данная статья является результатом многолетнего исследования

автором развития парламентаризма в Российской Федерации. Данное исследование основано на источниках по истории становления демократии и элементов парламентаризма в России начиная с прото-парламентов, ранних форм плебесцитов славянских племён и общин, традиций южных народов и народностей Кавказа, казацкий круг и др. Глубокий исторический взгляд сочетается с анализом истории конца ХХ в., становления новых форм российской государственности включая парламент. Большое внимание в работе уделено межпарламентскому сотрудничеству, правовым актам, издаваемым Межпарламентским союзом (МПС). На основе указанных и других научных источников автор выявляет следующие модели парламентаризма: развитая, незавершённая, дуалистическая, монистическая, рационализированная, ми-нистериальная, имитационная и др.

Ключевые слова: парламент; парламентаризм; театрализация парламента; эволюция парламента; классификация парламентов; политический режим; форма правления; организация политической жизни; парламентская деятельность; модель парламента.

Как и у каждого социального и политического явления, у современного парламентаризма имеются истоки и обусловленные стадии эволюци-

онирования. В формирующейся, относительно новой по самостоятельности, теории парламентаризма выделяют около десятка его моделей в современных оценках.

Сегодня, в уже устоявшейся точке зрения считается, что движение к современному парламентаризму - это освоение азимута системной организации политической жизни страны, при которой парламент занимает весомое место в системе разделения властей. Во-первых, он имеет реальные полномочия и функции. Во-вторых, играет существенную роль в реальных политических процессах. Именно, какую роль занимает парламент в системе государственной власти и можно определить модель парламентаризма. Это: развитая, незавершенная, дуалистическая, монистическая, рационализированная, министериальная, имитационная и др. 1

О завершённости эволюционирования процесса парламентаризма может говорить определённая «привилегированность» положения парламента. Это развитая модель парламентаризма. Такая модель, соответственно, может существовать и функционировать только в рамках развитого демократического общества, где могут быть реализованы все основополагающие элементы парламентаризма: от принципа разделения властей до верховенства права 2. Обязательно должно быть зрелым гражданское общество, профессионально-квалифицированные политические партии и их кадры, которые не только являются активными участниками политических процессов, но и несут политическую ответственность за общие дела в обществе.

Там, где парламент формирует правительство, но при этом правительство не несёт пред ним политическую ответственность, то можно говорить о незавершённой в развитии модели парламентаризма («догоняющий тип»).

Другие модели отличаются степенью зависимости и соотношением полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти. В этой связи выделяют другие политико-структурные модификации.

Дуалистическая - характеризуется относительным равновесием между законодательной и исполнительной ветвями власти при наличии двух центров принятия решений - глава государства и парламент, или нижняя палата парламента при двухпалатности.

Монистическая модель характеризуется наличием основополагающих принципов парламентаризма при верховенстве парламента.

Рационализированная - парламент осуществляет эффективный контроль за деятельностью правительства при сильной президентской власти. Такая модель характеризуется укреплением президентской власти при пре-

1 Бакушев В. В. Разнообразие парламентаризма и демократии в мире // Государственная служба. 2017. № 6. С. 84-90.

2 Можно утверждать, что такая «безупречная» модель ещё не сформирована ни в одном нынешнем демократическом государстве, т. к. пока типично периодическое «перетягивание» полномочий между ветвями власти, институтом монарха или президента и др.

одолении слабости и, иногда, аморфности исполнительной власти. Рационализированная модель может предусматривать двойную ответственность правительства перед парламентом и президентом.

Министериальная модель, если парламент обладает законодательными и контрольными полномочиями, а депутат парламента может одновременно занимать должности в правительстве. В таких моделях, существует возможность привлечь в правительство лидеров правящих партий и других влиятельных депутатов из парламентского большинства.

Имитационная модель парламент имеет формальный характер. Эта модель чаще существует в авторитарных и тоталитарных странах.

Безусловно, не все государства имеют политически активную законодательную ветвь власти. Всего в мире более 260 стран и государственных образований. Но участием в ООН связаны только 213. Есть зависимые территории, а ряд государств только частично признаны (Абхазия, Азад Кашмир, Южная Осетия). Есть и зависимые внешне управляемые территории, чаще образованные с участием прежних метрополий. Особенно их много на континенте Океании и Австралии, Африке. Однако функционирующие парламенты на государственном уровне существуют в 193 странах. В других странах парламентаризм лишь «пробивается» в формируемых системах власти, как «проросток», т. к. действуют жёсткие режимы правлений или это внешне управляемые территории (как правило, бывшими метрополиями или их транснациональными кампаниями). В таких странах особенно выражена девиантность управленческого поведения 1.

Характерны в этой связи и мировые традиции, и российская, более чем 200-летняя политическая эволюция в России: от Госсовета образца 1910 г. до настоящего двухпалатного Федерального Собрания - Парламента России. Аналогичное трансорентно ложится и на нашу региональную практику. В процессе социально-экономического развития регионов менялся порядок избрания представителей в региональные парламенты. Шли процессы эволюционирования, имели место периодические преобразования подходов к формату парламента.

Это были ранние и более поздние прото-парламенты и новые парламентские формы. На этот процесс влияли как общая политическая история страны, так и политико-культурные региональные традиции. Этот путь ознаменован ранними формами плебесцитов славянских племен и общин на севере и центре Руси в формате вече и сходов. Они дополнялись традициями южных народов и народностей Кавказа. Своеобразная форма прямой демократии реализовалась в Северокавказском регионе, на Дону, Оренбуржье, где шло расселение казаков.

Казачий круг - не «рудимент» (как нередко в Европе считают ультралиберальные современные «умники»), а форма: пусть неидеальная,

1 Понкин И. В. Теория девиантологии государственного управления // Неопределённости, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении. М., 2016. С. 56-180.

но явно выражающая управленческую деятельность, объединяющая традиции и обратную связь с социумами, здесь характерно открытое принятие решений. По мере усложнения жизнедеятельности населения за ряд столетий, эту форму, всё же можно и нужно считать формой развития «прямой демократии». Позднее она привела к формированию более совершенной и, поэтому, более регламентированной и организованной форме прямой демократии - парламентаризму, современной парламентской деятельности1.

Справка. 15 сентября 1997 г. Межпарламентский союз (МПС) принял Всеобщую Декларацию о демократии и к этой дате, теперь, приурочен Международный день демократии. Чуть ранее, в 1994 г., принималась Декларация о критериях свободных и справедливых выборов2. Современный тренд эволюционирования политических процессов в последние полтора десятилетия - это усиление парламентского измерения в международном сотрудничестве. Коллективное мнение профессионалов парламентаризма дополнительно обусловило смысл реальной демократии. С 2012 г. в России отмечается День Российского парламентаризма. С 2018 г. в мире ежегодно 30 июня теперь отмечается Международный день парламентаризма. Эту инициативу Россия продемонстрировала и закрепила на 137-й Ассамблее МПС в Санкт-Петербурге в октябре 2017 г.

Парламентаризм не стоит на месте, он дрейфует на континентальном, государственном, региональном и местном уровнях. В политическое сознание лидеров и политиков приходит больше ясности, что войны и конфликты, это не лучшее средство для существования. Приходит понимание, что нельзя репродуцировать зависимые по местной иерархии системы. Авторитет парламентаризма растёт и крепнет. Именно 137-я Санкт-Петербургская Ассамблея МПС3 (впервые проводилась в России) в трудных дискуссиях приняла Резолюцию «К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия»4.

1 Фортунатов С. Ф., Максимов А. Н. Одна или две палаты? М.: Тип. Е. В. Кожевникова и Е. А. Коломийцев, 1906.

2 В России с 2012 г. отмечается Славная дата 27 апреля как День российского парламентаризма (см. ФЗ от 27.06.2012 № 95 «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»»).

3 МПС - старейшая в мире международная организация, действующая с 1889 г. Она обсуждает актуальные политические проблемы, связанные с человеческим развитием. Она создана первым в истории лауреатом Нобелевской премии мира Федериком Пасси (Франция) и Уильямом Рэндом Кримером (Великобритания). В МПС входят национальные парламенты и международные региональные парламентские ассамблеи. Основными целями МПС провозглашены продвижение идей мира и мирного урегулирования споров, развитие сотрудничества между народами, укрепление положения парламентских институтов во всех странах. Наша страна, с учётом функционирования СССР, участвует в работе Межпарламентского союза с 1955 г. Высшим органом Межпарламентского Союза является Межпарламентская Ассамблея, которая проводит заседания два раза в год. На 137-ой Ассамблее Межпарламентского Союза в Санкт-Петербурге в рамках работы прошло заседание постоянных комитетов по вопросам мира и международной безопасности; по устойчивому развитию, финансам и торговле; по демократии и правам человека; по делам ООН; Ассоциации генеральных секретарей парламентов, а также Форум женщин-парламентариев и Форум молодых парламентариев. Состоялись выборы председателя межпарламентского Союза.

4 См. Международная Декларация «К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия» принята 137-ой Ассамблеей МПС в Санкт-Петербурге 18.10.2017 г. // Межпарламентские организации: российское участие / ред. и авт. проф. В. В. Бакушев и др. М.: Реал Принт, 2018.

В Резолюции был сформулирован принципиально актуальный для современности тезис о том, что демократия представляет собой «универсальную ценность и не является собственностью (выделено автором -В. Бакушев) какой-либо страны или региона, а будучи системой государственного управления» она способствует «реализации человеческого потенциала, искоренению нищеты, развитию открытых и мирных обществ и улучшению отношений между ними» (ст. 15.1). Были подтверждены «центральная роль парламентов в области демократии» и «необходимость в представительных, транспарентных, доступных, подотчётных эффективных институтах на всех уровнях» (ст. 9). При этом, подчёркнута необходимость «подотчётности правительств» (ст. 11), т. е. подотчётность исполнительной перед законодательной ветвью власти. Также уточнено, что совершенной эта деятельность не может быть. В поисках идеальной формы правления необходимо учитывать «разнообразие опыта», «культурные и политические особенности, не отступая от международных принципов».1 В этой связи уточним, что парламентаризм, это:

- системная политическая организация государства (включая региональную практику), где чётко разграничены функции законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти и их структур при полноправном, т. е. относительно «привилегированном», по отношению к исполнительной власти, положении парламента.2

- особый тип государственного устройства верховной власти, когда в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий, избираемый населением орган, призванный принимать верховные, а, значит политические решения в форме законов (законодательная ветвь власти в современной России не иерархирована подчинённостью);

- система правления, которую отличают специфические формы функционирования парламента, как органа власти, принимающего верховные решения (это сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования, парламентский контроль и др.).

К содержательным компонентам парламентаризма относятся наиболее очевидные проявления парламентской практики, а также элементы парламентской деятельности (организационные процедуры, технологии формирования парламентов избранными представителями граждан в государствах, которые наделены избирательными правами). Принимаются решения в формате законодательных актов по специальной процедуре (регламенту) легитимно избранным представителями населения (подтверж-

1 См. Там же. С. 7-12.

2 При реализации модели парламентаризма правительство образуется парламентом из числа членов партий, участвующих в демократических парламентских выборах и имеющих большинство в парламенте (возможно также «коалиционное большинство») и обязательно ответственно перед ним.

дается документально) в специально организованных для такой работы учреждениях.

Обобщая уточним: если в Европе парламент постепенно становился открытым центром (органом) власти, беря лучшее в том числе из театральной практики, которая считалась «пиком» выражения человеческих страстей и эмоций1. То в Российской политической эволюции адаптировался зарубежный опыт лишь частично, в основном отбирался отечественный опыт: выкристаллизовывалась своя отечественная управленческая модель. Эта трансформация прошла значительный путь: от поиска в ранних проектах конституций однопалатного парламента при монархии (с законосовещательным статусом этого собрания) до формирования, уже в советский период, своеобразной модели двухпалатного органа Верховного Совета и Совета национальностей с иерархированной по подчинённости системой советов (при централизации управления) и настоящего (более 25 лет функционирующего) двухпалатного Федерального Собрания РФ, и самостоятельных законодательных собраний в субъектах РФ, муниципальных собраний депутатов, которых более 22 тысяч в стране.

Справка: «Опубличивние» власти (как подражание театру) влияло на темпы развития и характер деятельности парламентов. В каждом государстве реализовался процесс «опубличи-вания власти» с парламентской ритуалистикой, а затем утверждались национальные традиции. Например, ещё 400 лет назад в Швеции, как в старой демократии (риксдагу более 600 лет) не существовало залов заседаний ни для сословий, ни для парламентских сессий. Первый Дом дворянства был построен в 1660 г. и только в середине 1830 г. - Риксдагу выделен общий зал, а современное здание парламента в Стокгольме открыто в 1905 г., которое к концу ХХ в. было интегрировано с головными офисами Риксдагбанка и новым залом пленарных заседаний. Такова одна из схем эволюции2.

Постепенная модернизация социальной жизни и введение цивилизованных форм правлений, с учётом современного опыта демократии, способствует тому, что усложняются властные механизмы «наблюдения» за граж-

1 Происходило перенятие (заимствование) парламентами опыта работы как особого обустройства публичных мест и применения специальных технологий, восходящих к расцвету функционирования театров. Более 400 лет назад первые европейские парламенты в своём рождении и развитии адаптировали часть «влиятельности» оперных театров, собиравших публику, которая определённым образом существенно влияла и, даже, определяла во многом принятие важных политико-социальных решений в стране. То есть, влияла на форму правления в просвещённых тогда государствах. Происходившая «инверсия театра» обусловливалась тем, что объектами наблюдения становились «особые» зрители в ложах, а, одновременно, находившиеся «владельцы ложи» становились по форме «сценой» и могли сами устраивать перед публикой своим поведением «представления». При этом публично выражались симпатии кому-либо или проявлялось отношение к представлению. Это способствовало «опубличиванию» власти.

2 Здания парламентов в столицах мира (не считая переходных помещений) довольно грандиозны, а новые - чаще превосходят оперные и другие театры. Начало возведения монументальных архитектур относится по времени к началу XIX в. В архитектуре зданий парламентов чаще отражены национальные символы. Ещё в 1809 г. Швеция стала первой страной в мире, добивавшаяся через парламент (внесена поправка в Конституции) введения существенного стандарта - риксдаг должен был вести и сохранять протоколы своих собраний, расшифрованные копии которых требовалось публиковать, чтобы они были доступными публике (см.: Современные парламенты мира и развитие (государства Азии и Африки) / науч.ред. и авт. В. В. Бакушев и др. М.: Реал Пинт, 2017. Т. 1. С. 7-8).

данами и их «дисциплинирования», необходимого властям. Одновременно отрабатывалась техника политико-социальной оценки действий управленцев, т. е. элит, среди которых особую часть составляют парламентарии (депутаты всех уровней), влиявшие на «оцивилизовывание» процедур функционирования власти. Шлифовались механизмы, делающие «видимыми» представляемые депутатами общественные интересы. Представительная демократия, хотя и не является самой лучшей, но она самая распространённая. Она структурирует политические интересы граждан через выборы. Особенно это относится к молодой парламентской демократии.

Не лишне вспомнить, что ещё чуть более столетия на территории России проживало население, не имевшее прав, либо избирательное право было ограниченным, о чём свидетельствует политическая история нашей страны.

Справка: Раннепарламентский период в России проходил в начале ХХ в. Предпосылки к этому складывались во второй половине XIX в и в начале XX в., обуславливавшиеся «разными ответами на вызовы роста промышленности» и развития «динамики денежного обращения»1. Происходила структуризация российского общества, которая влияла на все процессы жизнедеятельности в стране. Система прежних атрибутов власти в формате «царизма» требовала не только реформ, но серьёзного обновления. Поэтому в начале XX в. (по «велению царя») были введены продемократические (новые для своего времени) парламентские учреждения. Они имели ограниченные представительные и, в основном, законосовещательные функции. Образование Государственной Думы требовало закрепления функции «избрания представителей» специальными госорганами2. Хотя условия и политическая ситуация в стране в период с 1905 г. по 1912 г. очень различались по нестабильности. Работа первых Госдум прерывалась их роспусками.

Уточним, что в начале XIX в. модель «парламентской монархии» не состоялась. Хотя ранее уже действовал Госсовет как законосовещательный орган (в его состав назначались царём его Члены, в основном из сановных чиновников). В сфере местного самоуправления вновь проявился тренд к централизации госуправления. В этой связи процедуры выборов усложнялись. Одновременно возрастало количество участников процесса выборов, но ор-

1 С 1864 г. в Российской империи был закреплён переход к системе местного цензурного (имущественного) представительства через курии трёх уровней. Первая курия состояла из крупных землевладельцев, промышленников и торговцев. Вторая курия - городская, куда входили купцы и владельцы недвижимости в городах. Третья курия: крестьяне, но прямых выборов здесь не было: выборщики уезда избирались в волостях; далее избирались (по квотам) гласные (представители с решающим голосом) уездного земского собрания. Главы губернских городов утверждались Министром внутренних дел, а уездных городов - губернаторами (см. История государства и права СССР. Т. 1, М., 1989; Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М.: Сварог и К, 1998). С 1870 г. стало действовать «городское положение». Оно же закрепляло имущественный ценз.

2 От имени царя 6 августа 1905 г. в Российской империи опубликован Манифест об учреждении Государственной Думы и «Положение о выборах в Государственную Думу» (первая Дума);

3 июня 1907 г. - новое Положение и разъяснения Правительствующего Сената и МВД принято второй Думой (см.: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.; Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / отв. ред. О. И. Чистяков. М.: Юридическая литература, 1991; Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года: с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. СПб.: Тип-я Министерства внутренних дел, 1907; Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти: учебник / В. С. Агальцов и др.; науч. ред.: В. В. Бакушев, В. Н. Лихачев. М.: Реал Принт, 2015. С. 507-510 и др.).

ганизацией (проведением) избирательных процедур ведала централизованная административная власть. Возросла роль МВД, т. к. выборы организовывали и контролировали через аппарат губернатора и полицейские управления (исполнительная власть)1 и они же рассматривали и жалобы.

В соответствии в принятым в 1905 г Положением выборы членов Государственной Думы производились, соответственно, на съездах землевладельцев, среди городских избирателей и крестьян. Для последних были установлены четырёхступенные выборы. Характерная сословная обособленность, «многостепенность» выборов, наконец, устранение от выборов громадного числа непосредственно трудового населения страны - являлись основными чертами, закреплёнными в правовом акте2. Организацию и контроль за проведением выборов должна была осуществлять местная администрация, привлекавшая органы полиции. Общая организация и контроль за проведением выборов возлагались на структурно входивший в Министерство внутренних дел отдел Особого делопроизводства департамента полиции.

Таким образом, согласно п. 23 Положения о выборах общий надзор за правильным производством выборов возлагался под руководством Министра внутренних дел на губернаторов и градоначальников по принадлежности. Им предоставлялись полномочия требовать от надлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, образовывать выборные производства и давать указания к обеспечению правильного хода выборов. В их обязанности входило ведение статистического учёта и опубликование данных о проведении выборов.

При формировании первых Государственных Дум впервые употреблялся официальный термин «избирательная комиссия». В соответствии с п. 38 главы III «Положения о выборах в Государственную Думу» в городах для проведения выборов образовывались в каждом избирательном участке избирательные комиссии в составе председателя и двух членов, приглашаемых городским головою или лицом, его заменяющим, из числа лиц, «имевших право на участие в выборах».3

1 Положение о губернских и уездных земских учреждениях // История государства и права СССР. Т. 1. М. 1989; Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М.: Сварог и К, 1998. С. 105-157.

2 В выборах получили право участвовать лица, обладавшие определённым имущественным цензом, а именно: собственники недвижимого имущества, лица, уплачивающие промысловый налог (торговцы, фабриканты); получающие пенсию или жалованье по службе; снимающие отдельную квартиру; крестьяне-домохозяева; рабочие и служащие фабрик и заводов, где было не менее 50 рабочих. Для рабочих устанавливалась система 3-х ступеней выборов: первый этап - выборы уполномоченных (по одному от предприятия, а если на предприятии работало свыше 1 000 рабочих - по одному на каждую полную тысячу); на втором этапе уполномоченные избиратели на съезде выборщиков, которые на третьем этапе в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Государственной Думы. Крестьяне-домохозяева сначала избирали членов волостного схода, затем на волостном сходе избирались двое уполномоченных; уполномоченные на своём съезде избирали выборщиков; выборщики входили в состав губернского избирательного собрания, которое избирало членов Государственной Думы.

3 Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года. СПб., 1905. С. 38.

В соответствии с п. 24 Положения о проверке, «для проверки правильности выборов и рассмотрения жалоб по делам о выборах создавались губернские и уездные комиссии по делам о выборах». Комиссии образовывались под руководством председателя окружного суда. В их состав входили управляющий казённой палатой, предводитель дворянства уезда губернского города, председатели земских управ, члены окружных судов. Персональную ответственность за проведение выборов в губернии нёс губернатор, на которого возлагалась также обязанность информирования отдела «Особого делопроизводства» об итогах состоявшихся выборов. При этом избирательные комиссии уже были официальными органами, которые проводили подсчёт поданных голосов, определяли избранных уполномоченных. Информация об итогах выборов публиковалась ими по установленной форме.

Важно уточнить, что на местах ответственность за проведение выборов лежала на земских начальниках, уездных исправниках (судах) и полицмейстерах. Для проведения выборов составлялись списки избирателей, которые регистрировались в полиции. Лицам, внесённым в списки, выдавались специальные удостоверения, подтверждавшие право данного лица на участие в избирательной кампании.1 Жалобы на составление списков могли быть поданы градоначальнику (или земскому начальнику), либо в Министерство внутренних дел.

Таково было становление избирательных процессов в России в раннепарламентский период. Совершенствование этих процессов, в свою очередь, давало импульс развитию отечественной модели парламентаризма.

Библиографический список

1. Бакушев В. В. Разнообразие парламентаризма и демократии в мире // Государственная служба. 2017. № 6. С. 84-90.

2. Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М.: Сварог и К, 1998.

3. История государства и права СССР Т. 1, М., 1989.

4. Международная Декларация «К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия» принята 137-ой Ассамблеей МПС в Санкт-Петербурге 18.10.2017 г. // Межпарламентские организации: российское участие / ред. и авт. проф. В. В. Бакушев и др. М.: Реал Принт, 2018.

5. Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти: учебник / В. С. Агальцов и др.; науч. ред.: В. В. Бакушев, В. Н. Лихачев. М.: Реал Принт, 2015.

1 Там же. С. 30.

6. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года: с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. СПб.: Тип-я Министерства внутренних дел, 1907.

7. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года. СПб., 1905.

8. Понкин И. В. Теория девиантологии государственного управления // Неопределённости, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении. М., 2016.

9. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т.; Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / отв. ред. О. И. Чистяков. М.: Юридическая литература, 1991.

10. Современные парламенты мира и развитие (государства Азии и Африки) / науч.ред. и авт. В. В. Бакушев и др. М.: Реал Пинт, 2017. Т. 1.

11. Федеральный закон от 27.06.2012 № 95 «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»».

12. Фортунатов С. Ф., Максимов А. Н. Одна или две палаты? М.: Тип. Е. В. Кожевникова и Е.А. Коломийцев, 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.