УДК 342.52
DOI 10.21685/2072-3016-2019-1-5
Е. С. Лапатухина
МИРОВЫЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАБОТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация.
Актуальность и цели. В современной России существуют различные точки зрения на процессы глобализации и оценки ее воздействия на суверенные государства. В статье исследуются подходы к определению места парламента в процессах глобализации. Прослеживаются тенденции влияния глобальных процессов на эволюцию представительных органов, исследуется передовой и полезный для нашей страны опыт сохранения национальной идентичности и защиты национальных интересов.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы по теме исследования.
Результаты. Представлен анализ использования различных форм работы парламента в международной сфере. На основании задач, закрепленных Концепцией внешней политики Российской Федерации за парламентом, предлагается алгоритм их выполнения.
Выводы. Формулируется вывод о том, что развитие наднационального регулирования в национальном нормотворчестве требует усиления учета перспектив развития страны исходя из интересов общества.
Ключевые слова: парламент, глобализация, международная деятельность, тенденции, национальные приоритеты, парламентская дипломатия.
E. S. Lapatukhina
WORLD GLOBALIZATION PROCESSES AND WORK OF NATIONAL PARLIAMENTS: INSTITUTIONAL ASPECT
Abstract.
Background. In modern Russia, there are different points of view on the processes of globalization and the assessment of its impact on sovereign states. The article explores approaches to determining the place of parliament in the processes of globalization. The trends of the influence of global processes on the evolution of representative bodies are traced, the advanced and useful experience for our country of preserving national identity and protecting national interests is explored.
Materials and methods. The article analyzes the scientific literature on the research topic.
Results. The analysis of the use of various forms of parliament in the international sphere. On the basis of the tasks assigned by the Foreign Policy Concept of the Russian Federation to the Parliament, an algorithm for their implementation is proposed.
© Лапатухина Е. С., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Conclusions. The conclusion is formulated that the development of supranational regulation in national rulemaking requires strengthening the consideration of the country's development prospects based on the interests of society.
Keywords: Parliament, globalization, international activities, trends, national priorities, parliamentary diplomacy.
На сегодняшний день национальные парламенты играют особую роль в поиске причин возникновения таких глобальных проблем современности, как международный терроризм, безопасность в экологии и экономике, территориальная целостность государств и миграционные процессы, а также многие другие, которые требуют действенного парламентского измерения. Глобализация становится ведущим направлением развития стран мира, что автоматически переводит внимание парламентариев на данные процессы, дабы иметь возможность оперативно реагировать на попрание таких фундаментальных основ для государств, как демократические и духовные ценности, национальные традиции и принципы взаимного уважения.
В современной России существуют различные подходы и выводы относительно оценок происходящих в мире глобализационных процессов и места в них национальных парламентов [1].
На I Международном форуме «Развитие парламентаризма», который состоялся 4-5 июня 2018 г. в Москве, отмечалось, что парламентаризм выходит за рамки устройства демократической власти или качественной характеристики национальных политических особенностей - теперь это самостоятельный игрок в системе глобализации, способный уравновесить усилия тех, кто склонен злоупотреблять негосударственной природой и расшатывать суверенитеты [2].
По мнению А. Х. Саидова, «возрастание роли парламентаризма и парламентов - объективное и закономерное следствие мирового развития, поскольку парламентарии являются активными авторами и участниками международного права и как воплощение суверенитета народа вносят вклад в процесс выражения воли государства в современном международном праве» [3, с. 148]. Парламент в данном контексте выступает в качестве гаранта сохранения баланса между потребностями граждан и реализуемой политикой государства. А также это один из способов реализации всего многообразия прав и интересов граждан с помощью парламентаризма.
Согласимся, развитие глобальных процессов качественно влияет на эволюцию представительных органов. По мнению А. Х. Саидова, «эволюция характеризуется ростом авторитета парламентов в различных странах мира; усилением вовлеченности парламентов в процесс принятия решений на национальном, региональном и глобальном уровнях; становлением парламентской демократии как важной составной части международного диалога и устойчивого развития; развитием парламентского измерения международного сотрудничества; укреплением сотрудничества МПС с ООН, взаимодействием межрегиональных организаций».
Однако мнение А. Х. Саидова о том, что парламент приобретает свойства международного характера, что «...связано не только с расширением его внешнеполитической деятельности, но и с распространением межпарламент-
ских организаций, которые как бы раздвигают внутренние рамки парламентской деятельности» [4, с. 177], как показывает практика более 10 лет после выхода в свет издания «Национальные парламенты мира: Энциклопедический справочник», видится преждевременным.
Целью парламентской дипломатии является не только формирование законодательного базиса международных отношений, но и углубление связей и интеграционных основ между государствами и регионами. Но достаточно ли следующего далее определения понятия «парламентское право» для расширенного толкования таким образом? «... регулирует парламентско-право-вые отношения на различных уровнях - как внутрипарламентском, так и между парламентом и другими высшими органами государства, между парламентом и избирательным корпусом. В предмет парламентского права входят также вопросы как двустороннего, так и многостороннего межпарламентского сотрудничества» [3, с. 147]. На поставленный вопрос автор статьи не может дать положительного ответа.
В. Д. Зорькин обращает внимание на то, что «триумф глобализации, о котором очень настойчиво говорили недавно и продолжают говорить до сих пор, не состоялся. Более того, исследователи глобальных процессов отмечают, что повторяющиеся глобальные кризисы с каждым разом все настойчивее разворачивают мировое сообщество от тенденций глобализации к тенденциям восстановления национальных идентичностей. Да и альтернативная модель будущего многополярного мира, по сути, почти всегда рассматривается не как перспектива создания на планете немногочисленных «супергосударственных» монстров, а именно как система союзов национальных суверенных государств» [5, с. 7].
А также: «.для будущей структуры нашего глобального мира пока ничего, кроме национальных идентичностей, построенных на классическом единстве культуры, истории и образа жизни, не придумано. Как не придуманы и какие-либо иные правовые конструкции, кроме национальных конституций, которые способны обеспечить устойчивое существование государств в бурлящем разнообразными рисками мире. И потому я убежден, что построенную на вестфальских принципах мировую систему суверенных государств, объединенных ООН, рано сдавать в архив» [5, с. 7].
Признавая убедительность и аргументированность позиции В. Д. Зорькина, тем не менее поддерживать последний вывод предыдущей цитаты воздержимся.
Во всемирном парламентском докладе особое внимание было обращено на то, что национальные парламенты во многих странах мира наименее популярны среди населения, нежели другие государственные институты, но стоит отметить, что на сегодняшний день парламенты стали более представительны, открыты, доступны, профессионально управляемы и лучше обеспечены ресурсами, чем полвека назад [6, р. 13, 14]. Эти аспекты позволяют коммуницировать парламентам и их организационным структурам с использованием новейших достижений научно-технического прогресса.
1 Термин «парламентская дипломатия» впервые вводится в научно-политический оборот Д. Раском в 1955 г. для описания переговорного процесса и дискуссий, проводимых в той или иной международной организации.
Согласно все тем же международным исследованиям парламентаризма, в настоящее время сложились определенные закономерности развития форм сотрудничества в рамках как двухсторонних, так и многосторонних межпарламентских отношений. Например, Т. А. Васильева выделяет общие закономерности трансформации парламентов в условиях глобализации, организационно-функциональные изменения, появление новых направлений в их деятельности, развитие транснациональной коммуникации и распространение стандартов надлежащей практики [7, с. 49], указывая в том числе и на развитие в области наднационального регулирования. Это стремление проявляется, в частности, в усовершенствовании правового регулирования законодательного процесса, а также самого порядка подготовки проектов законодательных актов; в установлении общих правил, например руководящих принципов для парламентских интернет-сайтов [8], Кодекса поведения политических партий [9], Декларации парламентской открытости, которую поддержала ОБСЕ.
Проведя анализ деятельности палат парламента России в сфере международных отношений сквозь призму обозначенных тенденций, можно сделать следующие выводы.
В соответствии с задачами парламента, обозначенными Указом Президента РФ от 30.11.2016 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [10], парламентская дипломатия должна для их выполнения широко использовать сложившиеся формы сотрудничества и разрабатывать новые.
Палаты Федерального Собрания участвуют в формировании и реализации внешней политики Российской Федерации. В рамках своей компетенции и согласно букве закона они проводят работу по обеспечению внешнеполитического курса страны и соблюдению международных обязательств.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сфере международных вопросов можно условно сгруппировать в кадровые, нормотворческие, участия в формировании и, главное, в реализации внешней политики. Неизменные полномочия тем не менее в современных условиях при реализации имеют усиление акцента на национальные приоритеты как никогда ранее.
Указ гласит: «В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на ... (в том числе на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационно-го отстаивания национальных приоритетов). развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства.» [10]. Разумеется, парламентская дипломатия должна играть одну из ведущих ролей при выполнении этой и иных задач, сформулированных в Концепции внешней политики Российской Федерации.
Парламентарии могут и должны участвовать в пресечении правовыми средствами парламентской дипломатии «попыток, осуществляемых в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельных государств, произвольного толкования важнейших международно-правовых норм и принципов (неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитета государств и их территориальной целостности, право народов на самоопределение); попыткам выдать нарушения международного права за его творческое применение; вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации».
Обширная программа международных связей Государственной думы, вписанная в общую канву внешнеполитического курса России, дает практические результаты не только в виде законодательной поддержки принимаемых государствами консолидированных решений, но и межпарламентских контактов; согласованных модельных законов - вектора правовой базы сотрудничества между государствами и гармонизации их законодательства; участия постоянных делегаций Государственной думы, сформированных на принципах равного или пропорционального фракционного представительства, в деятельности международных парламентских организаций. Обеспечение международных связей Государственной думы возложено на Комитет по международным делам, Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Управление международного сотрудничества Аппарата Государственной думы. В соответствии с распоряжением председателя Государственной думы его заместители курируют международное сотрудничество с группами стран и международных организаций.
Деятельность названных субъектов должна быть направлена на вскрытие деструктивных механизмов ослабления и подрыва государственного суверенитета России, их обнародование и максимальное правовое обоснование противозаконности на международных форумах, в международных объединениях, в парламенте. В современной ситуации действия механизмов экономических санкций программные заявления должностных лиц, выступления с угрозами принятия специальных экономических мер в отношении нашего государства, международные форумы и международные объединения для парламентской демократии - широко используемая площадка. Опыт российской парламентской дипломатии последних лет характеризуется разнообразием проблемных вопросов и форм их решения. Например, 20 февраля 2018 г. Комитет по международным делам провел парламентские слушания в связи с 25-летием деятельности Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) на тему «Парламентское измерение сотрудничества в Черноморском регионе: основные итоги, тенденции, перспективы». Члены делегации российских (российская делегация состояла из членов всех четырех фракций) и европейских парламентариев (в состав европейской делегации вошли более 10 парламентариев разных европейских стран, таких как Испания, Италия, Чехия, Сербия и Бельгия) в Сирии в апреле 2017 г. участвовали в межсирийском диалоге, обсудили актуальные проблемы, в том числе создание конституционной комиссии в сирийском парламенте САР, решили двухсторонние вопросы в ходе совместного заседания международ-
ных комитетов российского и сирийского парламентов1. 9 июля 2017 г. в Государственной думе прошло расширенное заседание Комитета по международным делам с участием послов РФ в странах АТР, Латинской Америки и Южной Америки. В Государственной думе 3 июля 2018 г. прошедшая встреча с делегацией конгресса США показала, что межпарламентские контакты между Россией и США имеют перспективу: в Россию прибыли председатели сенатских комитетов Ричард Шелби (Алабама), Рон Джонсон (Висконсин), Джон Тьюн (Ю. Дакота), Джон Хойвен (С. Дакота), сенаторы Кей Грэнджер (Техас), Джон Кеннеди (Луизиана), Джерри Моран (Канзас), Стивен Дейнз (Монтана).
Парламенту предстоит не только активно использовать существующие формы работы, но и создать действенный механизм с учетом императивного посыла Указа Президента РФ от 30.11.2016 № 640 (на постоянной основе, с привлечением экспертного сообщества, институтов гражданского общества) для решения задачи создания паритетного характера внешней политики страны и содействия ее эффективному осуществлению, участвовать в подготовке внешнеполитических решений. Например, создание механизмов вовлечения институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс с вышеуказанной целью.
Развитие наднационального регулирования требует усиления в национальном нормотворчестве учета перспектив развития страны исходя из интересов общества; необходимо принимать более обоснованные решения в процессе осуществления законотворчества: оценивать прогностические доклады, рассматривать вопросы, связанные с обстоятельствами, оказывающими влияние на модели и перспективы развития страны. Интересен пример новшеств в парламентской деятельности в Финляндии - создание Комитета будущего. Особенность этого органа заключается в том, что он не рассматривает законопроекты, а анализирует пути развития страны на основе интересов общества, исследует вопросы развития современных технологий и их воздействие на общество, по заданию других комитетов готовит доклады перспективного характера [11].
Опыт парламентов различных государств при вхождении в глобализа-ционные процессы и отстаивании при этом национальных интересов, без сомнения, нужен. Наднациональное регулирование создает коммуникационную среду для его распространения. С нашей точки зрения, национальная идентичность, национальные интересы и ценности - вот ориентир как внутренней, так и внешней политики нашего государства. Парламент как воплощение суверенитета народа может и должен активизировать свою деятельность во исполнение Концепции внешней политики Российской Федерации.
Библиографический список
1. Синцов, Г. В. О значении парламентского контроля в Российской Федерации / Г. В. Синцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 17-21.
2. Парламентская дипломатия и ее роль в современной политике : аналитический доклад. - URL: https://www.politanalitika.ru/wp-content/uploads/2018/06/Razvitie-parlamentarizma.pdf (дата обращения: 01.10.2018).
1 См.: http://interkomitet.ru/zakonodatelnaya-deyatelnost/zayavleniya-i-obrascheniya-gosudar stvennoy-dumy (дата обращения: 20.09.2018).
3. Фархутдинов, И. З. Парламентаризм на службе народов / И. З. Фархутдинов // Право и политика. - 2006. - № 9. - С. 142-149.
4. Саидов, А. Х. Национальные парламенты мира : энциклопедический справочник / А. Х. Саидов. - Москва : Волтерс Клувер, 2005. - 720 с.
5. Зорькин, В. Д. Цивилизация права: современный контекст / В. Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. - 2014. - № 5. - С. 1-15.
6. Global Parliamentary Report 2017 - Parliamentary oversight: Parliament's power to hold government to account. - URL: https://www.ipu.org/oversight (дата обращения: 17.10.2018).
7. Васильева, Т. А. Современные тенденции организации и функционирования парламента / Т. А. Васильева // Конституционное и муниципальное право. - 2016. -№ 5. - С. 48-53.
8. Guidelines for Parliamentary Web-sites. - Geneva, 2009. - URL: http://archive.ipu.org/ PDF/publications/web-e.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
9. Кодекс поведения политических партий : Резолюция ПАСЕ № 1546 (2007) от 17 апреля 2007 г. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. -№ 8. - С. 39-42.
10. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 49. - Ст. 6886.
11. Tiihonen, P. Revamping the work of the Committee for the Future. Summary / P. Tiihonen. - Helsinki, 2011.
References
1. Sintsov G. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchest-vennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 2 (34), pp. 17-21. [In Russian]
2. Parlamentskaya diplomatiya i ee rol' v sovremennoy politike : analiticheskiy doklad [Parliamentary diplomacy and its role in modern politics: an analytical report]. Available at: https ://www.politanalitika.ru/wp-content/uploads/2018/06/Razvitie-parlamen tarizma.pdf (accessed Oct. 01, 2018). [In Russian]
3. Farkhutdinov I. Z. Pravo i politika [Law and politics]. 2006, no. 9, pp. 142-149. [In Russian]
4. Saidov A. Kh. Natsional'nye parlamenty mira: entsiklopedicheskiy spravochnik [National parliaments of the world: encyclopedic reference]. Moscow: Volters Kluver, 2005, 720 p. [In Russian]
5. Zor'kin V. D. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya [Journal of Constitutional Justice]. 2014, no. 5, pp. 1-15. [In Russian]
6. Global Parliamentary Report 2017 - Parliamentary oversight: Parliament's power to hold government to account. Available at: https://www.ipu.org/oversight (accessed Oct. 17, 2018).
7. Vasil'eva T. A. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2016, no. 5, pp. 48-53. [In Russian]
8. Guidelines for Parliamentary Web-sites. Geneva, 2009. Available at: http://archive.ipu. org/PDF/publications/web-e.pdf (accessed Oct. 17, 2018).
9. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State authority and local government]. 2007, no. 8, pp. 39-42. [In Russian]
10. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2016, no. 49, art. 6886. [In Russian]
11. Tiihonen P. Revamping the work of the Committee for the Future. Summary. Helsinki, 2011.
Лапатухина Екатерина Сергеевна кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и международного права, Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва, Миусская площадь, 6, корпус 7)
E-mail: [email protected]
Lapatukhina Ekaterina Sergeevna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of constitutional and international law, Russian State University for the Humanities (building 7, 6 Miusskaya square, Moscow, Russia)
Образец цитирования:
Лапатухина, Е. С. Мировые глобализационные процессы и работа национальных парламентов: институциональный аспект / Е. С. Лапатухина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 1 (49). - С. 38-45. - DOI 10.21685/2072-3016-2019-1-5.