Научная статья на тему 'Эволюционное развитие налога на добавленную стоимость'

Эволюционное развитие налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1574
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД / УПЛАТА НАЛОГОВ / ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных налогов. Предприятие включает сумму НДС в цену реализуемой продукции, а, получив выручку, уплачивает эту сумму в виде налога в бюджет, и так до конечного потребителя. Таким образом, предприятия являются только сборщиками этого вида налога, а фактическими плательщиками выступают конечные потребители товаров, работ или услуг. Поэтому важно, чтобы плательщик понимал смысл изъятия у него средств в казну. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюционное развитие налога на добавленную стоимость»

УДК 336.02

Залибекова Дайганат Залибековна

кандидат экономических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин. Дагестанский Государственный институт народного хозяйства Zalibekovad@rambler.ru

Эволюционное развитие

НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

стоимость

Dayganat Z. Zalibekova

Candidate of Economic Sciences associate professor of state and legal disciplines.

Dagestan State institute of a national economy Zalibekovad@rambler.ru

Evolutionary development

OF A VALUE ADDED TAX

Аннотация. Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных налогов. Предприятие включает сумму НДС в цену реализуемой продукции, а, получив выручку, уплачивает эту сумму в виде налога в бюджет, и так до конечного потребителя. Таким образом, предприятия являются только сборщиками этого вида налога, а фактическими плательщиками выступают конечные потребители товаров, работ или услуг. Поэтому важно, чтобы плательщик понимал смысл изъятия у него средств в казну. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, косвенное налогообложение, налоговая ставка, налогоплательщик, налоговый период, уплата налогов, исполнение налоговых обязанностей.

Annotation. The value added tax (VAT) is one of the main taxes. The enterprise, includes the VAT sum in the price of the realized production, and, having received revenue, pays this sum in a type of tax to the budget, and so to the end user. Thus, the enterprises are only collectors of this type of tax, and as the actual payers end users of goods, works or services act. Therefore it is important that the payer understood sense of withdrawal of means at it in treasury. This system of the taxation is created to avoid payment of a tax on a tax because goods and services pass a long way to the consumer; at system of the VAT all goods and services bear in themselves only a tax which is raised at final sale of goods to the consumer.

Keywords: a value added tax, the indirect taxation, a tax rate, the taxpayer, the tax period, payment of taxes, execution tax obyazannostey.ny means in treasury.

НДС, уплачиваемый покупателем конечной продукции, несмотря на сложную процедуру его изъятия, является налогом с продаж, только его размеры определяются трудоемкостью или сложностью продукта. Те, кто приобретает более трудоемкий в производстве продукт (обладающий большей добавленной стоимостью), платят больший налог, включенный в цену.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен.

Внешне НДС напоминает налог с оборота: продавец добавляет его к стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Однако покупатель имеет право вычитать из причитающейся к уплате в бюджет суммы сумму налога, который он уплатил за эти товары (работы, услуги). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги прохо-

дят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введён 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Поре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взымают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование более 10 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе

301

России: как для понимания, так и для практического применения.

С 1 января 1991 года по 1 января 1992 года в нашей стране действовал пятипроцентный налог с продаж. Им облагалась реализация продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления, выполненных работ и платных услуг. Но его использование привело к росту цен.

Новый НДС, введенный 1 января 1992 года, заменил налог с оборота и налог с продаж. Он стал единственным революционным элементом новой налоговой системы, созданной в 1990-е годы. Это сделали для того, чтобы налоговая система России была гармонична европейской; бюджет имел стабильный источник доходов; доходы были систематизированы.

Введение НДС с высокой ставкой (28 %) увеличило общий уровень налоговых изъятий. Широкая база налога создала предпосылки стабильности поступлений во времени. Пониженная ставка на продукты питания обеспечила прогрессивность налоговой системы, отвечающую требованиям социальной справедливости. Небольшое количество ставок (основная, пониженная и нулевая) минимально исказило относительные цены.

Единая ставка НДС в России действовала недолго; в 1992 году введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %. С 1 января 1993 года базовая ставка снижена до 20 %, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому правительством РФ) - до 10 %. В 1995 году постановлением правительства круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, ограничен.

В течение последних лет в России шла масштабная налоговая реформа. В ее ходе ставки налога с 20 % снижены до 18 % (с 2004 года); с 2006 года начался переход на новый метод начисления, тогда же началось ускоренное принятие к вычету налога при капитальном строительстве; с 2007 года стали совершенствовать порядок возмещения налога; поквартальная уплата налога введена в 2008 году.

В этот же период начались налоговые освобождения и стали предоставлять льготы при реализации программных продуктов; расширились сфера применения льготной 10 % ставки и применение нулевой налоговой ставки.

В настоящее время в России НДС исчисляют по трем ставкам (18, 10, 0 %); его применение регулируется гл. 21 Налогового кодекса.

В «Бюджетной стратегии на период до 2023 года» были рассмотрены вопросы перехода к единой ставке НДС и установления ее величины на уровне ниже действующей. Основные направления налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предполагают дальнейшее соЛитература:

1. Совершенствование налогового контроля на основе изучения зарубежного опыта // Казанская наука. №11.

вершенствование НДС. В настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке НДС с установлением ее на уровне ниже действующей основной ставки НДС, что требует всесторонней оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий.

С 1 января 2015 года в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики смогут приходить к налогоплательщику и производить осмотр (см. от. 91-92 НК РФ). Это будет возможно в двух случаях. Во-первых, если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета. Во-вторых, если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков.

Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. Напомним, что сейчас основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Начиная с 2013 г. осуществлен переход на «единую декларацию» по НДС, общую для экспортируемой продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке. Соответственно, экспортеры смогут вычитать НДС, выплаченный ими по поставщикам материальных ресурсов, использованным при производстве экспортной продукции, из объема назначенного НДС по продукции, поставляемой на внутренний рынок.

С 1 января 2014 года порядок представления электронной отчетности по НДС изменился. Все компании будут отчитываться по НДС только в электронной форме и никак иначе. Такую поправку в пункт 5 статьи 174 НК РФ вносит закон, разработанный правительством в рамках масштабной борьбы с однодневками.

Со следующего года все налогоплательщики НДС будут отчитываться только через спецоператоров. Срок остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Особо отметим, что обязанность сдать электронную декларацию по НДС возложена также на налоговых агентов по НДС, спецрежимников и компании, которые освобождены от этого налога, если они выставят счет-фактуру, пусть даже один единственный раз. При этом с 2015 года в электронную декларацию, как предусматривает новый закон, компании будут включать сведения из книги покупок и книги продаж.

Во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов, находят свое закрепление в соответствующих методиках [1, с. 124].

literature:

1. Improvement of tax control on the basis of studying of foreign experience // Ehe Kazan science. No. 11.

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.