Научная статья на тему 'Эволюционное развитие ЕврАзЭС - сложной территориальной социально-экономической системы'

Эволюционное развитие ЕврАзЭС - сложной территориальной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЕВРАЗЭС / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СЛОЖНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЛОЖНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / EVOLUTIONARY DEVELOPMENT / EURASEC / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / COMPLEX TERRITORIAL SYSTEM / COMPLEX SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Воробьев Юрий Николаевич, Буркальцева Диана Дмитриевна, Герасимова Светлана Васильевна

В статье отражены эволюционные процессы наукоемкого экономического развития, сформированы теоретико-методологические основы развития ЕврАзЭС. Обоснована научная концепция развития ЕврАзЭС как сложной территорий социально-экономической системы. Дана характеристика социально-экономического пространства ЕврАзЭС, определены правовые и организационные основы, разработаны этапы эволюционного развития. Определены ключевые тенденции специфических задач, выявлены основные преимущества четырех классических свобод. Отмечается, что создание ЕврАзЭС послужило началом формирования международных основ эволюционного развития, способных вносить конструктивизм в обеспечение созданных финансовых рынков, определяя вектор развития, изменяя модели и механизмы управления по активизации влияния на макроэкономические процессы стран участниц ЕврАзЭС. Фундаментальные основы социально-экономического состояния и развития ЕврАзЭС выражаются в здоровье и качестве жизни населения, его доходах, образовании, экологической ситуации. Эволюционное развитие сложной территориальной социально-экономической системы ЕврАзЭС объединяют природно-ресурсный потенциал, экономические перспективы сотрудничества по отраслям экономики, состояние качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex territorial, social and economic system EurAsEC: evolutionary development

The paper describes the scientific concept of development of the EurAsEC representing a complex territorial, social and economic system. It characterizes EurAsEC as a social and economic space, defines its legal and organizational framework, identifies stages of its evolutionary development. The authors specify key trends within specific tasks as well as main advantages of four classical freedoms. It is noted that creation of the Eurasian Economic Community (EurAsEC) lays foundations for evolutionary international development which makes it possible to use constructivism in existing financial markets, define a vector of development, change models and control mechanisms with the purpose to increase the impact on macroeconomic processes in the EurAsEC member states. Social and economic development of the EurAsEC plays a critical role in improving healthcare and living standards, education, environmental conditions, and rising income. The evolutionary development of the EurAsEC implies the development of natural resources potential, enhanced prospects of cooperation in different economic sectors, higher living standards.

Текст научной работы на тему «Эволюционное развитие ЕврАзЭС - сложной территориальной социально-экономической системы»

УДК 330.3:339.976.2

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРАЗЭС-СЛОЖНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ*

БОРЩ ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов предприятий и страхования Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия E-mail: l-borsh49@mail.ru

ВОРОБЬЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов предприятий и страхования Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия E-mail: vorobyov_120758@mail.ru

БУРКАЛЬЦЕВА ДИАНА ДМИТРИЕВНА,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов предприятий и страхования Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия E-mail: di_a@mail.ru

ГЕРАСИМОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия E-mail: svetlana-gerasimova-68@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье отражены эволюционные процессы наукоемкого экономического развития, сформированы теоретико-методологические основы развития ЕврАзЭС. Обоснована научная концепция развития ЕврАзЭС как сложной территорий социально-экономической системы. Дана характеристика социально-экономического пространства ЕврАзЭС, определены правовые и организационные основы, разработаны этапы эволюционного развития. Определены ключевые тенденции специфических задач, выявлены основные преимущества четырех классических свобод. Отмечается, что создание ЕврАзЭС послужило началом формирования международных основ эволюционного развития, способных вносить конструктивизм в обеспечение созданных финансовых рынков, определяя вектор развития, изменяя модели и механизмы управления по активизации влияния на макроэкономические процессы стран - участниц ЕврАзЭС. Фундаментальные основы социально-экономического состояния и развития ЕврАзЭС выражаются в здоровье и качестве жизни населения, его доходах, образовании, экологической ситуации. Эволюционное развитие сложной территориальной социально-экономической системы ЕврАзЭС объединяют природно-ресурсный потенциал, экономические перспективы сотрудничества по отраслям экономики, состояние качества жизни населения.

Ключевые слова: эволюционное развитие; ЕврАзЭС; методологические основы; сложная территориальная система; сложная социально-экономическая система; интеграционные процессы.

* Статья подготовлена в соответствии с планом выполнения проекта ГРНФ 2016 г. по теме «Методологические основы институционального прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования с применением нейронных технологий».

THE COMPLEX TERRITORIAL, SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM EURASEC: EVOLUTIONARY DEVELOPMENT*

L. M. BORCH

ScD (Economics), Professor of the Companies' Finance and Insurance Chair, Institute of Economics and Management, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia E-mail: l-borsh49@mail.ru

Y N. VOROVYOV

ScD (Economics), Professor, Head of the Companies' Finance and Insurance Chair, Institute of Economics and Management, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia E-mail: vorobyov_120758@mail.ru

D. D. BURKALTSEVA

ScD (Economics), Professor of the Companies' Finance and Insurance Chair, Institute of Economics and Management, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, E-mail: di_a@mail.ru

S. V. GERASIMOVA

ScD (Economics), Professor of the Business Informatics and Mathematical Modelling Chair, Institute of Economics and Management, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia E-mail: svetlana-gerasimova-68@mail.ru

ABSTRACT

The paper describes the scientific concept of development of the EurAsEC representing a complex territorial, social and economic system. It characterizes EurAsEC as a social and economic space, defines its legal and organizational framework, identifies stages of its evolutionary development. The authors specify key trends within specific tasks as well as main advantages of four classical freedoms. It is noted that creation of the Eurasian Economic Community (EurAsEC) lays foundations for evolutionary international development which makes it possible to use constructivism in existing financial markets, define a vector of development, change models and control mechanisms with the purpose to increase the impact on macroeconomic processes in the EurAsEC member states. Social and economic development of the EurAsEC plays a critical role in improving healthcare and living standards, education, environmental conditions, and rising income. The evolutionary development of the EurAsEC implies the development of natural resources potential, enhanced prospects of cooperation in different economic sectors, higher living standards.

Keywords: evolutionary development; EurAsEC; methodological foundations; complex territorial system; complex social and economic system; integration processes.

Анализ теоретико-методологических основ формирования единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) показывает, что исследования в этой области должны носить комплексный характер. Это приведет к разработкам новых социально-экономических, правовых, поли-

тических и интеграционных подходов. Существующие разработки, связанные с вопросами международной экономической интеграции ЕврАзЭС, свидетельствуют, что эта область исследований характеризуется комплексным использованием экономических, политических, социальных, правовых и других подходов, применяемых в слож-

* This article was prepared within the project plan "GRNF 2016" entitled "Methodological Foundations of institutional forecasting and planning under state regulation through the use of neural technology".

ной территориальной социально-экономической системе. Анализ трудов отечественных ученых по экономической безопасности [2], финансовому регулированию [3], финансовому обеспечению хозяйственной деятельности [4], управлению инвестиционной деятельностью [5] стал основой для формирования комплексного подхода эволюционного развития ЕврАзЭС. На современном этапе эти и новые социально-экономические процессы требуют постоянного анализа пройденного эволюционного пути, поэтому тема исследования достаточно актуальна.

Рассматривая интеграционные преобразования в экономике, необходимо осмыслить новые сложившиеся реалии и подготовить к ним хозяйствующие субъекты [6]. Следует коренным образом переосмыслить и переоценить модели и механизмы активизации государственного влияния на макроэкономику, в том числе на финансовую и денежно-кредитную политику, особенно на систему государственного регулирования. И сегодня возникает необходимость эффективного управления ЕврАзЭС — сложной территориальной социально-экономической системой, способной противостоять негативным влияниям внешних международных и национальных сил.

В меру сложившейся реальности в ЕврАзЭС формируется финансовый рынок, который устанавливает общие правила торговли финансовыми активами и услугами, создается унифицированная система таможенного регулирования, формируются рынки транспортных услуг. Очень часто такая реальность зависит от влияния многих факторов, реагировать на которые не всегда есть возможность, что связано с возникновением макроэкономических аномалий.

Макроэкономические аномалии часто выявляются при наступлении финансовых кризисов. Они являются, по сути, уникальными именно потому, что появляется возможность логически вывести и спрогнозировать эти аномалии на основе плановых теоретических аксиом и постулатов, не обращая внимания на быстротечную информацию. Наиболее полно макроэкономические аномалии проявляются на финансовых рынках. Поэтому своевременное определение их возникновения, места и роли в современной экономической политике является важнейшей задачей экономической науки и практики. Это даст возможность международным институтам, обслуживающим

ЕврАзЭС, принимать соответствующие решения, которые будут весомыми и актуальными.

Формирование общего финансового рынка сложной территориальной социально-экономической системы реализуется на основе ст. 70 и 103 Договора об ЕврАзЭС и протокола по финансовым услугам, приложения № 17 к договору о Евразийском экономическом союзе. Данные документы определяют порядок, направления, сроки и меры по гармонизации законодательства стран-участниц в банковской и финансовой сферах к 1 января 2025 г.

Исследование эволюционного пути ЕврАзЭС как сложной территориальной социально-экономической системы раскрывает ее макроэкономическую сущность и способствует решению определенных методологических вопросов, например таких как установление эволюционной ретроспективы. Сформированная сложная территориальная социально-экономическая система как специфический международный институт является полисистемным феноменом, способным генерировать множество нормативно-правовых актов высшей силы, т.е. законов, принятых организацией международных институтов, на основании которых формируется новая экономическая система принципов, способных гарантировать реализацию текущих и прогнозных целей.

Сложная территориальная социально-экономическая система в современной теоретической науке может претендовать на объективность методологии, если она построена на основах последовательности, включив в себя все рациональное, что было присуще ее предыдущим этапам эволюционного развития.

Финансовая системность органично сочетается с понятиями «целостность подсистемы», «структура», «связи», «отношения», «элементы», что определяет финансовую сферу, которая обозначает именно интеграционную усовершенствующую систему, качественно отличающуюся от признаков, ее составляющих. Финансовая сфера включает те компоненты, без которых она не может существовать и воспроизводить себя как системное явление и в то же время как конкурентную реальность. Именно разнообразие составляющих элементов сферы финансовых рынков всегда предопределяет соответствующую синергетику, а процессы интеграции воспринимаются как условие органического соединения эволюционного развития. Финан-

совая сфера имеет системно-коммуникативный аспект, обеспечивая самовозобновляемость функций, она является базовой частью сложной территориальной социально-экономической системы, составляя суммарность (когда целое больше, чем сумма составляющих ее элементов).

Рассматривая ЕврАзЭС как сложную территориальную социально-экономическую систему, представим ее реальные параметры с присущими для стран-участниц определенными различиями (табл. 1).

Раскрывая развитие сложной территориальной социально-экономической системы с точки зрения демографической ситуации стран-участниц, можно констатировать, что самая высокая плотность населения — в Таджикистане и Беларуси, самая низкая — в Казахстане и России, средние значения — у Кыргызстана. Важным факторным показателем является разное количество занятых в сельском хозяйстве в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане, что в контексте сотрудничества и новой международной ситуации играет гармонизирующую роль. Существует еще очень важный показатель — инвестиции в основной капитал в

расчете на одного человека. По этому показателю первое место занимает Казахстан, второе — Россия, третье — Беларусь, очень незначительные инвестиции в Кыргызстане и Таджикистане. Коэффициент демографической нагрузки выше в Таджикистане, России, Кыргызстане, несколько ниже в Беларуси и Казахстане. Рассматривая ЕврАзЭС с точки зрения численности населения, Россия в этом балансе занимает 78%, Беларусь — 4,8, Кыргызстан — 3,1, Казахстан — 9,8, Таджикистан — 4,0 % [8].

Главным итогом развития евразийских отношений по инициативе Российской Федерации и Республики Казахстан явилось создание Евразийского банка развития (ЕАБР). Страны — участницы ЕврАзЭС сформировали общий бюджет за счет долевых взносов: Россия — 40%, по 15 % Беларусь, Казахстан и Узбекистан, по 7,5 % Киргизия и Таджикистан [7]. Банк является международной финансовой организацией по содействию экономическому росту государств-участников, развитию интеграционных процессов путем осуществления инвестиционной деятельности, расширения торгово-экономических отношений.

Таблица 1

Характеристики стран - участниц ЕврАзЭС по состоянию на 01.01.2015

Показатель Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан Таджикистан

ВВП на душу населения, долл. США 7 820 5 330 5 480 1 520 900

Коэффициент демографической нагрузки, % 58,0 39,4 40,8 52,8 59,5

Население, человек 146 267288 9 326 718 17 417 400 5 935 601 8 619 246

В процентном соотношении 78,0 4,8 9,3 3,1 4,5

Естественный прирост населения за год, человек 34 454 1 645 5 002 2 363 3 751

В процентном соотношении 0,57 0,36 0,40 1,43 1,85

Среднемесячная заработная плата, долл. США 179 120,8 154,6 43,8 14,6

Инвестиции в основной капитал на душу населения, долл. США 495,3 326,3 593,7 41,2 13,8

Доля занятых в сельском, лесном, рыбном хозяйствах в процентном соотношении 11 11 35 63 66

Плотность населения на 1 кв. км, человек 8,7 44,9 6,3 29,7 60,4

Источник: составлено авторами на основании данных [7, 8].

Таблица 2

Международные резервные активы стран - участниц ЕврАзЭС по состоянию

на 01.05.2015, млн долл. США

Республика Монетарное золото Специальные права заимствования Резервная позиция в МВФ Иностранная валюта Обеспеченность резервными активами в месяцах импорта товаров и услуг

Беларусь 1691,3 523,0 0,0 23 56,8 1,4

Казахстан 7766,6 508,2 0,0 20 506,4 6,1

Кыргызстан 155,0 187,2 0,0 1119,8 3,8

Россия 48 282,2 8005,5 2626,4 296 238,7 11,1

Таджикистан 348,9 98,1 0,0 56,5 1,1

Источник: составлено авторами на основании данных [7].

ЕАБР — управляющий средствами антикризисного фонда ЕврАзЭС. Международные резервные активы стран — участниц ЕврАзЭС представлены в табл. 2.

Положительным является тот факт, что в структуре платежей между странами — участницами ЕврАзЭС в 2014 г. превалировал российский рубль, его удельный вес в сумме направленных платежей, связанных с оборотом товаров и услуг, увеличился с 2010 по 2014 г. с 77,5 до 81,5% (по объему с 56 до 67%).

Сложная территориальная социально-экономическая система ЕврАзЭС имеет количественные и качественные показатели (параметры и компоненты), к которым относятся природные и трудовые ресурсы стран-участниц (рис. 1).

Совокупность экономических связей и отношений, основанных на законах развития рыночного хозяйства и их взаимозависимости, которые выступают средством построения гипотез относительно формирования определенного комплекса принципов, ориентиров, опираются на эволюционные макроэкономические процессы во времени. Основные критерии базируются на теоретических подходах с учетом исторических, экономических концепций, адекватности мировым тенденциям и специфики стран — участниц ЕврАзЭС, значительно увеличивая эффективность управления сложной территориальной социально-экономической системой.

Интеграционный процесс ЕврАзЭС является системным экономическим явлением, состоя-

Рис. 1. Потенциал природных и трудовых ресурсов стран - участниц ЕврАзЭС

Источник: разработано авторами.

щим из нескольких подуровней. Первый уровень интеграции объединяет природные, водные, земельные, сырьевые и трудовые ресурсы стран — участниц ЕврАзЭС. Все факторы, определяющие интеграционный процесс, распределяются по глобальному и региональному уровню, выстраивая экономические перспективы сотрудничества стран ЕврАзЭС. Согласовывая социально-экономические преобразования при эффективном

использовании экономических потенциалов в интересах стран ЕврАзЭС, определим содержание экономического потенциала и перспективы сотрудничества (рис. 2).

Фундаментальные основы социально-экономического состояния и развития ЕврАзЭС выражаются в здоровье и качестве жизни населения, его доходах, образовании, экологической ситуации (рис. 3).

Рис. 2. Содержание экономических потенциалов стран - участниц ЕврАзЭС

Источник: разработано авторами.

Рис. 3. Показатели уровня жизни населения стран - участниц ЕврАзЭС

Источник: разработано авторами.

Эволюционное развитие сложной территориальной социально-экономической системы ЕврАзЭС объединяет природно-ресурсный потенциал (ПРП), экономические перспективы сотрудничества по отраслям экономики, состояние качества жизни населения.

В ЕврАзЭС создаются новые рабочие места, требующие более высокого уровня интеллектуального потенциала, созданные производства имеют более высокие технологии и способны обеспечить устойчивость глобального развития. Происходит интеграционная модернизация не только производств, модернизируются принципы партнерских отношений, определенные межгосударственными институтами. Интеграционный процесс становится привлекательным в долгосрочной перспективе. В результате этого ЕврАзЭС становится устойчивым долгосрочным открытым проектом.

Основными задачами территориальной социально-экономической интеграции ЕврАзЭС являются:

• эволюция внутреннего рынка;

• эволюция формирования и укрепление межгосударственных институциональных основ;

• формирование механизмов, устойчивых к вызовам глобализации;

• устранение административных правовых препятствий;

• формирование единого рынка товаров и услуг;

• интеграция и концентрация финансовых ресурсов;

• стандартизация и сертификация;

• поиск источников ресурсного обеспечения;

• закрепление инновационной модели развития;

• формирование зоны свободной торговли в области движения капитала и инвестиций;

• экспорт готовых изделий;

• формирование общих терминологических понятий — убытки, демпинг и т. д.

Формирование зоны свободной торговли становится именно тем инструментом, который в состоянии не только продлить, даже сформировать совершенно новое качество эволюционного развития, «вдохнуть» в него принципиально новую жизнь и придать этому качеству множество преимуществ, направленных на развитие международных транспортно-коммуникационных сетей и освоение богатств Каспийского моря.

Рассматривая объективные интеграционные процессы ЕврАзЭС как сложной территориальной социально-экономической системы, можно констатировать, что страны-участницы получили мощный импульс и перспективу развития. Подписан договор, на основании которого российские и казахские инициативы сформировались в конкретный проект — скважину «Евразия» сверхглубокого бурения, расположенную в центральном регионе Транс-Евразийского пространства. Проект нацелен на решение стратегических и тактических задач развития ЕврАзЭС, что является позитивным международным фактором.

Учитывая тенденции развития мировых сырьевых и товарных рынков по состоянию на 2014 г., прослеживается значительная нисходящая динамика ценовых показателей с неопределенным прогнозом на среднесрочную перспективу. На мировой рынок нефти повлияли такие факторы: а) превышение предложения над спросом; б) спад экономической активности в развитых странах; в) серьезная геополитическая напряженность в мире, в частности на Ближнем Востоке и Украине. Наряду с падением цен на нефть и другие энергоносители на динамику развития стран ЕврАзЭС повлияли и санкции, которые были введены против России со стороны США, ЕС и ряда других стран.

Рассмотрим этапы становления ЕврАзЭС.

I этап — эволюционного становления, берет свое начало с 10 октября 2000 г. с момента подписания в Астане договора, вступившего в силу 30 мая 2001 г. Экономическое развитие ЕврАзЭС предполагает: введение в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, обеспечение интеграционных процессов гибкого управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II этап — эволюционного развития, предполагает формирование общих таможенных границ стран — участниц ЕврАзЭС, выработку единой внешнеэкономической политики, тарифов, укрепление партнерства и определение следующих этапов интеграции: гармонизация законодательства, обеспечение взаимодействия правовых систем ЕврАзЭС, внедрение реальных инструментов, связывающих единую политику в разных экономических сферах. При создании фундамента для укрепления экономик, модернизации производств происходит повышение конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Общий финансовый и экономический рынок стран ЕврАзЭС

выходит за пределы сложившейся реальности эволюционного развития и создает предпосылки для новых реальных перспектив инновационного и инвестиционного развития.

III этап — эволюционного развития сложной территориальной социально-экономической системы, вышедший за пределы сложившейся реальности, создает новые общие рынки и углубление комплексной кооперации между странами-участницами, укрепляя экономику интеграционного блока: создание общего правового пространства, укрепление центра интеграционных процессов, расширение границ товарных рынков для стран Таможенного Союза, ЕАЭС, создание единого Транс-Евразийского пространства, разработка совместных программ социально-экономического развития для обеспечения динамического развития при эффективном использовании экономических потенциалов с целью повышения жизненного уровня населения стран ЕврАзЭС. Такое объединение экономик в единый воспроизводственный комплекс позволит противостоять внешним вызовам и развиваться по восходящей траектории.

IV этап — эволюционного развития сложной экономической системы ЕврАзЭС, характеризуется усовершенствованием институциональных основ содружества. Происходит формирование методологических основ ЕврАзЭС, создание общего рынка транспортных услуг, общего энергетического рынка, расширяются объемы и сферы взаимодействий, устанавливаются границы, формы, стереотипы поведения, правила, традиции.

Проведенный анализ развития ЕврАзЭС выходит за рамки накопленного опыта, а его результаты могут служить институциональной платфор-

мой настоящего, основанного на пройденном опыте. Также полученные результаты позволили определить новые направления интеграции, которые базируются на достижениях «умной экономики» и ноосферного развития земной цивилизации.

V этап — эволюционного развития сложной территориальной социально-экономической системы, предполагает формирование общего финансового рынка с определением направления, порядка, меры и сроков гармонизации законодательства государств в финансовой и банковской сферах, страховании, денежно-кредитном рынке, на рынке ценных бумаг. Создание общего финансового рынка является началом формирования финансовой стратегии по накоплению монетарного золота, иностранной валюты. Все эти процессы могут сделать ЕврАзЭС экспортером финансового капитала. Именно создание ЕврАзЭС рассматривается как стратегия изменения мирового господства доллара. ЕврАзЭС формирует новую универсальную систему на принципах многосторонних открытых региональных отношений, создавая внешнюю политику инвертирования классических правил международных финансов.

Таким образом, разработка методологических основ эволюционного пути развития сложной территориальной социально-экономической системы ЕврАзЭС позволила установить, что современный этап международного интеграционного сотрудничества предполагает существенные институциональные изменения в странах — участницах проекта. Это будет иметь большое значение для построения системы и механизмов обеспечения экономической безопасности данного международного интеграционного проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова Г. Евразийский экономический союз — новый этап интеграционного развития // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2014. № 4. С. 26-28.

2. Буркальцева Д. Д. Институциональное обеспечение экономической безопасности Украины: монография. Киев: Знание Украины, 2012. 347 с.

3. Воробьева Е.И. Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности в России // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. № 3 (28). С. 6-12.

4. Воробьев Ю. Н. Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности организаций в условиях нестабильности рынков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. № 4 (29). С. 6-16.

5. Герасимова С. В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ. Киев: Знание, 2006. 407 с.

6. Базилевич В. Д. История экономических учений. Киев: Знание, 2011. 1078 с.

7. О состоянии платежных балансов и динамике международных резервных активов государств — участников ЕврАзЭС. Материалы 32-го заседания Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС (июнь 2015 года). [Электронный ресурс] URL: http://www.evrazes.com/docs/view/613.

8. Статистика в реальном времени. [Электронный ресурс] URL: http://countrymeters.info/ru.

REFERENCES

1. Bezrukova G. Eurasian Economic Union — a new stage of integration development [Evrazijskij jekonomicheskij sojuz — novyj jetap integracionnogo razvitija]. Finansy. Den'gi. Investitsii — Finance. Money. Investments, 2014, no. 4, pp. 26-28 (in Russian).

2. Burkaltceva D. D. Institutional economic security of Ukraine [Institucional'noe obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti Ukrainy: monografija]. Kiev, Znanie, 2012. 347 р. (in Ukrainian).

3. VorobyovaE.I. State financial regulation of investment activity in Russia [Gosudarstvennoe finansovoe regulirovanie investicionnoj dejatel'nosti v Rossii]. Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii — Scientific bulletin: finance, banks, investments, 2014. № 3 (28), pp. 6-12 (in Russian).

4. Vorobyov Y.N. Financial support of business organizations in the conditions of market instability [Finansovoe obespechenie hozjajstvennoj dejatel'nosti organizacij v uslovijah nestabil'nosti rynkov]. Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii — Scientific bulletin: finance, banks, investments, 2014, № 4 (29), pp. 6-16 (in Russian).

5. Gerasiova S. V. Management of investment activity ofjoint stock companies [Upravlenie investicionnoj dejatel'nost'ju akcionernyh obshhestv]. Kiev, Znanie, 2006. 407 p. (in Ukrainian).

6. Bazilevich V.D. History of Economic Thought [Istorija jekonomicheskih uchenij]. Kiev, Znanie, 2011. 1078 р. (in Ukrainian).

7. On the state balance of payments and the dynamics of international reserve assets of the States-participants of EurAsEC. Materials 32 meetings of the Council of heads of Central (national) banks of States-participants of Eurasian economic community (June 2015) [O sostojanii platezhnyh balansov i dinamike mezhdunarodnyh rezervnyh aktivov gosudarstv — uchastnikov EvrAzJeS. Materialy 32-go zasedanija Soveta rukovoditelej central'nyh (nacional'nyh) bankov gosudarstv-uchastnikov EvrAzJeS (ijun' 2015 goda)]. Available at: http://www.evrazes.com/docs/view/613 (in Russian).

8. Countrymeters [Statistika v real'nom vremeni]. Available at: http://countrymeters.info/ru (in Russian).

Встреча с членами международного экспертного совета РФПИ

В рамках Петербургского экономического форума 16 июня 2016 г. Президент РФ В. В. Путин на встрече с членами международного экспертного совета Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и представителями международного инвестиционного сообщества сказал: «В прошлом году почти 40% прямых иностранных инвестиций в российскую экономику пришлось на проекты РФПИ. Напомню, что о создании РФПИ мы объявили пять лет назад именно здесь, в Петербурге. За это время Фонд сумел добиться значимых результатов, в том числе привлек в российскую экономику свыше 760 млрд руб., сформировал долгосрочные партнерства с инвесторами, многие из которых ранее никогда не вкладывались в Россию. При этом инвестиции РФПИ неизменно демонстрируют высокий уровень доходности - в среднем 30%. А проекты, в которые вложены средства Фонда, показывают хорошую динамику. ...Сообщу, что недавно принят закон, который придаст РФПИ статус суверенного фонда России. Это позволит вывести его работу на качественно новый уровень, решит вопрос с расширением набора инструментов работы, придаст ему более независимый, а значит, более устойчивый характер. И уверен, это повысит интерес к сотрудничеству с Россией, к вложениям в российские активы.»

Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.