Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В НАУКАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ'

ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В НАУКАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ДЕТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНФУЦИАНСТВО / АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Ирина Михайловна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью аналитического обобщения имеющихся разрозненных данных ученых о развитии системы образования одаренных детей в Китае. В контексте изучения проблемы развития одаренности с учетом международной практики, выявления личностного потенциала талантливых детей важно исследовать эволюцию представлений о детской одаренности в Китае. Это, прежде всего, связано с достижениями китайских детей во многих сферах науки и практики, что позволяет говорить об особом педагогическом опыте Китая в отношении одаренных детей. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие образовательных и воспитательных приоритетов китайских ученых и педагогов в отношении обучения талантливых детей на разных этапах развития образования в стране. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод теоретического анализа научной литературы. Применен междисциплинарный подход к исследованию особенностей образования китайских одаренных детей. В статье раскрыты современные ориентиры образования, основанные на конфуцианской философии, эволюция понятия «одаренность», развитие направленности системы образования на совершенствование социальной и обучающей среды. Выявлены общие теоретические положения, на которых основывается образовательная практика Китая и России. Определены специфические характеристики образования китайских детей, имеющих особые способности и таланты. Обосновано, что академическая успеваемость и интеллектуальные способности ребенка являются важным показателем его одаренности в современном Китае. Значимыми выводами являются положения о влиянии национальных традиций Китая, философии Конфуция, роли государства и семейного воспитания, современных зарубежных образовательных подходов к обучению на процесс образования одаренных детей в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF CHILD GIFT IN THE EDUCATIONAL SCIENCES OF CHINA

The relevance of the study is due to the need for analytical generalization of the available scattered data of scientists from different countries on the development of the education system for gifted children in China. In the context of studying the problem of the development of gifted endowments, taking into account international practice, identifying the personal potential of talented and gifted children, it is important to study the evolution of ideas about children's giftedness in China. In this regard, this article is aimed at revealing the educational and upbringing priorities of Chinese scientists and teachers in relation to teaching talented children at diferent stages of educational development in the country. The leading method in the study of this problem was the method of theoretical analysis of scientific literature, which made it possible to identify the influence of the Confucian worldview on the process of teaching children. An interdisciplinary approach is applied to the study of the educational features of gifted Chinese children. The article reveals modern educational guidelines based on Confucian philosophy, the evolution of the concept of "giftedness", the development of the focus of the education system on improving the social and learning environment. The general theoretical provisions on which the educational practice of China and Russia is based are revealed. The specific characteristics of the education of Chinese children with special abilities and talents are determined. It is substantiated that the academic performance and intellectual abilities of a child are an important indicator of his giftedness in modern China. Significant conclusions are the provisions on the significance of the national traditions of China, the philosophy of Confucius, the role of the state and family education, the inluence of modern foreign educational approaches to teaching on the education of gifted children in China.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В НАУКАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ»

Страницы молодых ученых

Научная статья УДК 370.18

DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.12

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В НАУКАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ

Ирина Михайловна Кудинова1

1 Cредняя общеобразовательная школа № 20, Московская область, г. о. Воскре-сенск, Россия, poliachka4194@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3117-3612

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью аналитического обобщения имеющихся разрозненных данных ученых о развитии системы образования одаренных детей в Китае. В контексте изучения проблемы развития одаренности с учетом международной практики, выявления личностного потенциала талантливых детей важно исследовать эволюцию представлений о детской одаренности в Китае. Это, прежде всего, связано с достижениями китайских детей во многих сферах науки и практики, что позволяет говорить об особом педагогическом опыте Китая в отношении одаренных детей. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие образовательных и воспитательных приоритетов китайских ученых и педагогов в отношении обучения талантливых детей на разных этапах развития образования в стране. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод теоретического анализа научной литературы. Применен междисциплинарный подход к исследованию особенностей образования китайских одаренных детей. В статье раскрыты современные ориентиры образования, основанные на конфуцианской философии, эволюция понятия «одаренность», развитие направленности системы образования на совершенствование социальной и обучающей среды. Выявлены общие теоретические положения, на которых основывается образовательная практика Китая и России. Определены специфические характеристики образования китайских детей, имеющих особые способности и таланты. Обосновано, что академическая успеваемость и интеллектуальные способности ребенка являются важным показателем его одаренности в современном Китае. Значимыми выводами являются положения о влиянии национальных традиций Китая, философии Конфуция, роли государства и семейного воспитания, современных зарубежных образовательных подходов к обучению на процесс образования одаренных детей в Китае.

Ключевые слова: одаренность, дети, образование, конфуцианство, активность, государство, академические способности, система образования Китая

© Кудинова И. М., 2021

Original article UDC 370.18

DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.12

EVOLUTION OF THE CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF CHILD GIFT IN THE EDUCATIONAL SCIENCES OF CHINA

Irina Mikhailovna Kudinova1

1 Teacher of foreign languages, School № 20, Moscow Region, Voskresensk, Russia, poliachka4194@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3117-3612

Abstract. The relevance of the study is due to the need for analytical generalization of the available scattered data of scientists from different countries on the development of the education system for gifted children in China. In the context of studying the problem of the development of gifted endowments, taking into account international practice, identifying the personal potential of talented and gifted children, it is important to study the evolution of ideas about children's giftedness in China. In this regard, this article is aimed at revealing the educational and upbringing priorities of Chinese scientists and teachers in relation to teaching talented children at different stages of educational development in the country. The leading method in the study of this problem was the method of theoretical analysis of scientific literature, which made it possible to identify the influence of the Confucian worldview on the process of teaching children. An interdisciplinary approach is applied to the study of the educational features of gifted Chinese children. The article reveals modern educational guidelines based on Confucian philosophy, the evolution of the concept of "giftedness", the development of the focus of the education system on improving the social and learning environment. The general theoretical provisions on which the educational practice of China and Russia is based are revealed. The specific characteristics of the education of Chinese children with special abilities and talents are determined. It is substantiated that the academic performance and intellectual abilities of a child are an important indicator of his giftedness in modern China. Significant conclusions are the provisions on the significance of the national traditions of China, the philosophy of Confucius, the role of the state and family education, the influence of modern foreign educational approaches to teaching on the education of gifted children in China.

Keywords: giftedness, children, education, Confucianism, activity, state, academic ability

Для цитирования: Кудинова И. М. Эволюции представлений о развитии детской одаренности в науках об образовании Китая // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». - 2021. - № 4 (58). - С. 219-234. - DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.12

For citation: Kudinova, I. M. (2021). Evolution of the concepts of the development of child gift in the educational sciences of china. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 4(58), 219-234. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.12

Введение

Обучение и воспитание одаренных детей является значимым фактором развития экономики, науки, культуры как отдельно взятой страны, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим педагогический опыт организации системы работы с одаренными детьми Китая послужит одним из источников различных социальных преобразований. Исследование подходов китайских педагогов к развитию одаренности у детей приобретает необходимость, обусловленную следующими причинами. Ученые Китая ведут активный поиск подходов к модернизации системы развития одаренных детей с учетом высших достижений международной педагогической мысли. Вместе с тем развитие принципов гуманизма, индивидуального подхода, субъектно-субъектного взаимодействия в образовании и воспитании одаренных детей в настоящее время имеет ряд трудностей. Сдерживающими гуманистический характер развития одаренности факторами являются унификация методов педагогического воздействия (Zhang, 2017, p. 17), недостаток специалистов (Huang, 2019, p. 137), системные и организационные ограничения (Шрот и др., 2011, с. 83). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема обеспечения гуманистической направленности процесса развития одаренных детей, с учетом решения которой станет возможным определение путей обогащения опыта преобразований системы обучения и воспитания. Именно поэтому данное исследование направлено на изучение основных этапов эволюции представлений о развитии детской одаренности в науках об образовании Китая.

Анализу системы развития и воспитания одаренных детей в Китае посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. Так, основы китайской философии, в частности конфуцианской, в развитии образования и воспитания детей в современной научной литературе представлены работами Я. Вана (Ван, 2007), С. С. Цзыня (Цзынь, 2007), С. Шрота (Шрот, 2011), С. Вана (Wang, 2019), Ц. Вана (Wang, 2016), Х. Ву (Wu, 2018), Я. Хиа (Xia, 2017) и др. В работах Ц. Цана (Zhang, 2017), Я. Цой (Zhou, 2021), С. Цина (Qingnian, 2020), С. Тана (Tang, 2019), где обозначены современные принципы и характеристики развития способностей китайских детей. Однако сведения о развитии представлений о детской одаренности в Китае имеют фрагментарный характер. В нашей работе мы предприняли попытку обобщить имеющиеся данные и на основе теоретического анализа выделить основные положения современной китайской педагогической теории и практики развития одаренного ребенка.

Материалы и методы

Для достижения основной цели исследования мы использовали совокупность теоретических методов, применяемых в педагогике, истории, лингвистике. Описательный метод использовался при определении особенностей динамики представлений об одаренности в Китае. Сравнительный анализ

позволил определить общие аспекты понятия активности как фактора развития одаренности в российской науке и китайской философии. С помощью анализа текстов Конфуция определены основные принципы обучения и воспитания одаренных детей. Лингвистический анализ семантических единиц раскрывает специфику представления об одаренности в китайском языке.

Междисциплинарный подход к исследованию позволил из разрозненных данных о проблемах и истории развития системы образования в Китае составить общую картину эволюции представлений по вопросу обучения и развития одаренных детей. В результате обобщения данных определены общие характеристики динамики представлений об одаренности в Китае.

С целью определения положений конфуцианства о сущности одаренности объектом изучения был выбран текст «Лунь Юй», переведенный на русский язык Л. С. Переломовым (Переломов, 1998, с. 5-20). Дополнительную информацию о смысловых значениях китайских лексических единиц мы получили с помощью «Нового китайско-русского словаря» А. А. Котова1. Обращение к исследованиям в сфере лингвистики2, истории (Ван, 2007, с. 54-57; Казанина, 2020, с. 90-95), психологии (Брушлинский, 2011; Рубинштейн, 1973), философии (Степанова, 2009, с. 100-106) обусловлено тем фактом, что процесс изменения представлений является системным явлением, изучение которого не может быть осуществлено без выделения ключевых знаний различных сфер науки.

С целью определения основных тенденций современного образования одаренных детей в Китае нами были изучены публикации периодических специализированных изданий.

Результаты

Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет определить:

- основные этапы развития представлений об одаренности;

- принципы китайской философии, составляющие основы воспитания и обучения одаренных детей;

- современное представление об одаренном ребенке в Китае и его развитии.

Образование одаренных детей в Китае, по утверждению ряда авторов,

базируется на китайской культуре и ценностях общества (Wang, 2016, p. 305; Zhang, 2017, p. 2; Wu, & Zha, 2018, p. 598).

Первым этапом развития представлений о детской одаренности можно считать донаучный этап формирования понятий таланта и способностей в философской концепции конфуцианства.

1 Котов А. А. Новый китайско-русский словарь. М.: Русский язык Медиа, 2004. C. 12-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19781572

2 Мамедова М. Д. Концепт «УМ» в китайской и русской языковых картинах мира (на материале фразеологических единиц, пословиц и поговорок): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Душанбе, 2015. 298 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008066167

Согласно китайской народной мудрости, талант и мастерство не ограничиваются одной сферой жизнедеятельности. По утверждению Ц. Цана, эта идея была в китайской образовательной системе еще 3000 лет назад и существует вплоть до наших дней (Zhang, 2017, p. 4). Примером служит китайская культура, представленная династией Чжоу (1046-256 до н. э.), когда от обучающихся требовалось развивать таланты в шести областях, названных искусствами: вежливость, музыка, стрельба, верховая езда, чтение и счет.

На формирование отношения к способным людям, отличающимся какими-либо заслугами, оказало влияние учение Сыма Цяня, в котором особо талантливые люди «поощрены небом». Эти особенные качества, определяемые как «дэ», формировались и развивались, но вместе с тем при некоторых обстоятельствах могли быть утрачены. Носители особенных качеств отличались почитанием предков, следованием традиций, добротой, усердной службой, крайней степенью альтруизма: способностью жертвовать своими интересами или жизнью ради интересов общества. Одним из представителей таких способных людей являлся Чжоу-Гун, последователем которого считал себя Конфуций. Очевидно, что самым значимым качеством, отличающим какого-то одного человека от других, определяемым как способный, являлось следование идее общего блага «гун» в противоположность личному интересу «сы» человек. Однако никто не рождается с этой способностью, а приобретает ее с помощью волевых усилий «чжи», двигаясь от полюса «сы» к полюсу «гун». Только такой человек будет обладать особой способностью — силой «дэ». В «Шу-дзине» указывается на то, что Небо помогает только тем, кто обладает этой силой. Можно предположить, что одним из содержательных компонентов силы является понимание (Yu, 2017, p. 249).

Рассмотрим более подробно те положения Конфуция, которые значимы для раскрытия современных подходов к образованию одаренных детей в Китае. Считается, что в философии Конфуция (551-479 до н. э.) существует два основных принципа обучения: усердие и смирение (Wang, 2016, с. 307). Согласно «Аналектам», Конфуций поощрял пересмотр старых знаний (Переломов, 1998, с. 10). Принцип освоения опыта предыдущих поколений является одним из основополагающих в современной системе образования Китая. Вместе с тем другой задачей обучающегося является обогащение полученного опыта и передача его следующему поколению: «Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» (Переломов, 1998, с. 11).

Еще один принцип Конфуция заключается в том, что знания могут быть получены через обучение и критическое мышление: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно» (Переломов, 1998, с. 11). Позиция мыслителя предполагает пять шагов обучения: всестороннее изучение, точное исследование, критическое мышление, четкое различение, усердная практика. Конфуций и его последователи придерживаются мнения о том, что люди различаются по своим способностям и интересам [Переломов, 1998, с. 33]. Учение Конфуция содержит множество

семантических единиц, синонимичных словам «совершенствование» ^^ЙИ), «учиться» (^^Х «ответственность» (Й^ И^ЕЕ) (Переломов, 1998, с. 122-140). При этом чувство долга перед родителями выражается, прежде всего, в двух правилах: иметь наследника, не заставлять родителей стыдиться. Китайцы ожидают, что их дети принесут честь их семье и сообществу (Казанина, 2020, с. 90-95). Кроме того, в китайской культуре распространена поговорка «Ян эр фан лао» («Воспитание детей до старости»), что означает следующее: когда родители стареют, им нужно полагаться на своих детей (Ван, 2007, с. 54-57).

В учении Конфуция благородный муж, Цзюнь-цзы, — это социальный этический субъект, заключенный в тесные рамки родственных, профессиональных и политических отношений. Высокообразованный и благородный Цзюнь-цзы призван составить основу идеального современного ему общества на базе традиционных ценностей и этики древних мудрецов. Идея его совершенства заключается в полном подавлении эмоциональных переживаний, абсолютном послушании и усердии, требующих постоянного самоконтроля и самодисциплины. Развитие же этих качеств талантливого человека регулируется политической властью. Исторически, например, со времен династии Суй (581-618 гг. н. э.) власть выявляла таланты в основном с целью отбора должностных лиц. На протяжении многовековой истории Китая в обществе высоко ценились и поощрялись таланты, необходимые для квалифицированного выполнения деятельности чиновника. В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям. Одно из правил конфуцианства гласило: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком...» (Переломов, 1998, с. 4). Этот принцип и вытекающее из него понятие просвещенного чиновника составили фундамент императорских экзаменов, благодаря которым на службу принимали на основе индивидуальных заслуг. Эта система просуществовала вплоть до начала XX века.

Согласно Конфуцию, человек может совершить «Великий путь», где «путь» (Ж) предполагает траекторию, способ действия, который сам по себе является построением дороги, а не метафизической сущностью, являющейся лишь внешней составляющей по отношению к поведению человека. Активность как черта конфуцианской духовности «сопровождается сильным чувством ответственности», осознанием тесной взаимозависимости судеб людей. Понимание социальной сущности человека заключено в китайском иероглифе «рен £2», который состоит из двух частей: «человек А» и числа «два Ш». Этот этимологический анализ подчеркивает конфуцианское предположение о том, что человек не может стать личностью сам по себе — он социален. Действительно, многие описания «рен» в «Аналектах» посвящены межличностным отношениям. «Рен» означает «любить людей», а метод «рен» — это «шу Ш» — сравнение собственного сердца с другими сердцами с состраданием.

Цель конфуцианского обучения — на основе мотивации достичь высокого уровня развития способности, совершенства (Цзынь, 2007, с. 294). Интересное наблюдение заключается в том, что в этой философии, которая в первую очередь направлена на установление хорошего образа жизни и проявления зрелости, понятие достижения также может быть отличающимся от других. Так, в одной из аналект повествуется о том, что мудрец (мастер) стоял на берегу реки и заметил, что жизнь также течет не останавливаясь. На первый взгляд, это понимается как сожаление о быстротечности жизни. Но далее есть указания на то, что Мастер, скорее, напоминает людям: нужно быть подобным реке, прилагая постоянные усилия для улучшения себя.

Ц. Ван отмечает, что к концу девятнадцатого века восточноазиатский регион был полностью «конфуцианизирован»; то есть конфуцианские ценности и практики повлияли не только на образование, но и на всю жизнедеятельность людей в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме, а также на системы государственного управления (Wang, 2016, p. 305). Политические события и социальные реформы повлияли на понимание обучения и развития одаренного человека в Китае (Zhou, 2021, p. 21). Особенно отмечают влияние социально-политических преобразований, которые произошли в середине XX века, когда время, затрачиваемое ранее на академическое образование, было заменено трудовым воспитанием и обучением (Fang et al., 2018, p. 5). Можно сказать, что для второго этапа развития представлений об одаренности важным являлись положения Древнего Китая о том, что способный человек — это тот, который отличался, прежде всего, в запоминании чужих произведений (например, классических произведений Конфуция), чтении стихов и прозы, написанных древними учеными. Способность к запоминанию и грамотность были выделены как самые значимые таланты человека. Другие личные качества, такие как «тяжелая работа, большие усилия, настойчивость, добрая воля, моральный статус, послушание», особенно ценятся и поощряются на данном этапе.

Однако такое положение дел («культурная революция») стало угрозой сложившейся на протяжении тысячелетий системе просвещения, затронувшей основы традиционного образования (Qingnian, 2020, p. 160). Поэтому с середины XX века приоритетной целью китайской педагогической системы становится процесс целостного развития личности, охватывающего интеллектуальную, моральную, физическую, эстетическую сферы (Степанова, 2009, с. 231). Например, основным способом поступления в национальный колледж стал гаокао (экзамен), который и определял талантливых людей. Наиболее ценные навыки в основном на этом экзамене связаны с интеллектуальными способностями, отражающимися в академической успеваемости.

В 1978 году был основан первый специальный класс для одаренных молодых людей (SCGY), основная цель которого заключалась в том, чтобы «служить национальным интересам, предоставляя поток талантов». Современные китайцы убеждаются в том, что для удовлетворения потребностей страны в инновациях академических успехов недостаточно (Hu, 2020, p. 274). С 2010 года

запущены программы, направленные на развитие творческих способностей для детей и юношества, что явилось попыткой реформирования гаокао. Ученые и государственные деятели признают, что система образования и методы определения потребности должны быть и будут видоизменяться. Отмечается, что наличие большого объема знаний и академическая успеваемость не являются единственными показателями одаренности ребенка. Большой вклад в развитие науки, технологий и экономики современного Китая вносят таланты в различных сферах жизнедеятельности (Forey et al., 2020, p. 6).

С 80-х годов XX века китайские исследователи начали использовать термин «сверхнормальные» для выражения одаренности, отражая идею о том, что сверхнормальные дети превосходят нормальных детей. Этот термин позволяет избежать различий между природой и воспитанием, врожденными условиями и факторами окружающей среды, позволяет оценивать детей в соответствии с их успеваемостью с помощью статистических показателей (Tang et al., 2019, p. 2). Согласно современной китайской психолого-педагогической литературе, понятие сверхнормальных детей можно характеризовать следующим образом: это дети и подростки с наивысшими показателями или потенциалом в отношении когнитивных способностей, некогнитивных черт, творческих способностей и выдающихся талантов в определенной области (например, математика, физика, искусство, музыка, лидерство и т. д.) по сравнению с нормальными детьми. В этом смысле понятие сверхнормальных детей в Китае включает не только их актуальные способности, но и их потенциал; а оценка не ограничивается когнитивными навыками или академической успеваемостью, но распространяется на их некогнитивные характеристики, такие как личность, мотивация, творческие способности и таланты в различных областях (Zhang, 2017, p. з).

Современные специалисты в сфере образования одаренных детей в Китае считают, что необходимо дифференцированное образование в соответствии с интересами, талантами, когнитивными способностями и характеристиками учащихся (Huang, 2019, p. 143). Так, в исследовании Д. Дай, С. Ли утверждается, что для обучающихся с высокими интеллектуальными способностями благоприятным фактором развития является их раннее поступление в среднюю школу. Однако личностные особенности, которые отличают детей (например, мотивация, волевые качества), также имеют большое значение в развитии талантов и определяют их дальнейшее обучение (Dai, & Li, 2020, p. 12).

Основные этапы развития представлений об одаренности в Китае и их характеристики представлены в таблице 1.

Принципы китайской философии, составляющие основы воспитания и обучения одаренных детей, раскрываются в следующих положениях:

- необходимость усвоения опыта предыдущих поколений, культурных традиций;

- развитие готовности к самосовершенствованию на основе формирования и развития волевых качеств;

Таблица 1. Этапы развития представлений об одаренности в Китае Table 1. Stages of development of ideas about giftedness in China

Этап Характеристики

Первый — донаучный (до конца XIX в.) Значительное влияние на формирование представлений об одаренности конфуцианской философии. Показателем одаренности является наличие высших достижений в какой-либо области и высокое развитие социально значимых личностных качеств (ответственность, саморегуляция, активность и др.)

Второй (конец XIX - середина XX в.) Соединение конфуцианской философии с новыми позициями китайских ученых. Показателем одаренности является особое достижение, значимое для общества. Одаренность формируется и развивается при условии личного усердия и трудолюбия

Третий современный (с середины XX в. по настоящее время) Формирование научного понятия об одаренности и исследование проблемы обучения одаренных лиц на всех этапах его возрастного развития. Показателем одаренности является высший уровень академической успеваемости. Возникает противоречие между провозглашаемыми ценностями конфуцианской философии и стремлением педагогов и родителей к результативности в учебной деятельности как единственно значимому показателю одаренности

- развитие высокого уровня эмоциональной саморегуляции и критичности мышления;

- развитие гражданского самосознания, выраженного в ответственности перед обществом и чувстве коллективизма.

Дискуссионные вопросы

Представленные выше результаты исследования позволяют раскрыть эволюцию представлений о развитии одаренности в Китае, образовательные и воспитательные приоритеты китайских ученых и педагогов в отношении развития обучения одаренных детей. Логика исследования этических представлений китайской философии позволяет утверждать, что человек, обладающий особенными способностями, должен достичь наивысшей силы (способности) посредством совершения общественно значимой деятельности. Очевидно, что основу таланта в древней китайской философии составляет духовность. Талантливый человек, согласно многовековой истории образовательной теории и практики Китая, — это личность, которая формируется под влиянием социокультурного пространства и проявляет свои способности в различных сферах жизнедеятельности. Духовность является основополагающим фактором

развития таланта, который включает ум и творческие способности. В современной педагогической науке Китая одаренность понимается как сверхнормативная представленность в личности когнитивных или творческих способностей, проявляющихся в определенной области. Данное понимание складывалось на протяжении многих веков, что запечатлено в языке и культурных традициях Китая.

Семантическое ядро понятия «ум» включает слова «мудрость» и «одаренность», ближняя периферия — «благородство», «знание», «образованность», «эрудиция», «дальновидность», дальняя периферия — «стремление к совершенству», «скромность», «искренность», «правдивость» (Мамедова, 2015, с. 8). Интересным является тот факт, что в русском и китайском языках семантическое ядро слова «ум» представлено компонентом «мудрость», однако ядро концепта в русском языке содержит компонент «хитрость», который находится на дальней периферии в китайском языке, а компоненты «одаренность» и «талант» находятся на дальней периферии в русском языке. Таким образом, одаренность и талант в китайской культуре представлены, с одной стороны, уровнем образованности, знаниями, умственными способностями, с другой — высшим уровнем развития духовности человека. Духовность определяет то направление, в котором человек движется в своей творческой деятельности (Мамедова, 2015, с. 120-130). Иначе говоря, ум и духовность представляют собой качества талантливого человека. На наш взгляд, для современного понимания развития одаренности значимым является положение о том, что талант только тогда может быть обнаружен, когда личность сформирована духовно, а его развитые способности реализованы на пользу человечеству. Талантливый ученик может развивать свои способности при условии высокого духовного внутреннего мира, т. е. талант тесно связан со способностью к совершению добрых поступков, служения обществу.

Исследование китайских ученых позволяет утверждать, что одним из принципиальных положений системы образования одаренных детей является формирование активного субъекта. Исходным моментом в трактовке субъекта выступает взаимодействие человека в мире, в процессе которого, преобразуя действительность, человек одновременно изменяет свое бытие и тем самым создает новые условия для своего развития. Здесь мы не можем не отметить сходство позиций конфуцианства и идей российского образования, выраженных в словах А. В. Брушлинского: «Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвует в развитии культуры и всего общества...» (Брушлинский, 2002, с. 76). Это проявляется, по мнению ученого, в том, что мышление человека является творческим.

В философии Конфуция подчеркивается активное отношение человека к собственной жизни. Обучать человека, согласно конфуцианской мудрости, означает формировать автора собственной жизнедеятельности, человека, способного выделять из совокупности условий и требований главное,

выстраивать свои действия последовательно, неся ответственность перед обществом за достижение результата.

Примечательно, что в конце XX века в российской психологии одним из центральных направлений исследования стало изучение активности и субъектности личности (Брушлинский, 2011, с. 47), а в современной российской педагогике закрепился термин «субъект образовательного процесса». Очевидно, что значимым моментом в развитии таланта как в конфуцианстве, так и в российской науке является собственная активность личности, ее самосознание и рефлексия. При этом активность в российской психологии в общем смысле понимается как высшая жизненная способность человека, целенаправленно организующего свой жизненный путь. В структуру активности личности включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность. Такое понимание активности, по всей видимости, свойственно китайской конфуцианской культуре.

С уверенностью можно сказать, что талантливая личность, по конфуцианской философии, находится в постоянном движении, поиске, активности (Чэнь, 2020, с. 98). Подобные взгляды мы встречаем и в работах большинства российских и западных ученых. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, способности людей формируются не только в процессе усвоения опыта человечества, но и в процессе создания культурных ценностей. Когда человек создает материальные или духовные ценности, он тем самым является развивающимся субъектом (Рубинштейн, 1973, с. 115-132).

В современной теории и практике образования Китая утверждается, что ответственность человека перед обществом и другими людьми является несомненным условием развития способностей. Так, X. Ван и С. Ван в исследовании, посвященном инновационному образованию талантливых детей и подростков, указывают: «Своеобразие новой эры требует социальной ответственности, лежащей в основе профессионального духа» (Wang, & Wang, 2019, с. 344). Можно предположить, что именно поэтому одним из принципиальных положений системы образования Китая является тот факт, что таланты служат национальным интересам. Другими словами, хотя человек индивидуален в своих способностях, поощрение за конкретные таланты определяется общественными целями. В этом случае можно говорить о приоритете ценностей коллектива, взаимодействия, сотрудничества, что сближает конфуцианские традиции с коммунистической идеологией.

Исследование философии Древнего Китая показывает, что талант предполагает три основные способности:

1) способность приводить в соответствие свои возможности, мотивы, интересы, притязания с требованиями общества;

2) способность на основе саморегуляции и самоорганизации использовать свои личностные возможности;

3) способность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Очевидно, что конфуцианская философия в отношении развития способностей укоренилась в китайской педагогической практике. На протяжении всей своей истории официального образования китайская система демонстрирует заметный акцент на таких качествах, способствующих развитию детей, как «большие усилия, тяжелая работа, настойчивость или добрая воля». Отбор одаренных учащихся в специальные классы основан не только на определении их интеллектуальных способностей, развивающихся при высокой мотивации, но и волевых качеств (саморегуляции, самостоятельности, готовности к преодолению трудностей).

В связи с большим количеством международных связей Китая в различных сферах жизни происходит проникновение западных и американских идей в китайское образование. Так, в последние десятилетия все больше стало сторонников понимания одаренности как высокого уровня интеллектуальности при снижении значимости развитой духовности. Китайскими авторами признается, что академическая успеваемость ребенка является приоритетным показателем функционирования образовательной системы (Zhao et al., 2020). Согласно исследованию коллектива авторов, китайские родители являются одними из самых приверженных к образованию своих детей по сравнению с родителями во всем мире. Данные эмпирических исследований указывают на почти всеобщий упор на академические результаты обучения детей, независимо от различий социального и образовательного статуса родителей, места проживания семьи (Chen, 2021). Академическая успеваемость детей рассматривается как «табель успеваемости» родителей и во многом зависит от социальной оценки родителей и их самооценки.

На наш взгляд, доминирование приоритета академической успеваемости при отвлечении от духовных составляющих развития одаренности является угрозой безопасности общества. Ограничения гуманистической ориентации образования создают проблемы, связанные с социальной ответственностью, преемственностью поколений, сохранением духовных принципов взаимодействия детей и взрослых.

Исследование эволюции представлений одаренности в различных культурах является значимым в решении проблем:

1) распространения понимания феномена одаренного ребенка как превосходящего других по интеллектуальным качествам;

2) подчинения стратегии образования экономическим потребностям общества;

3) игнорирования целостного видения одаренности как динамичного феномена;

4) преодоления консервативных позиций в отношении развития одаренных детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научно-педагогического представления о теории и практике развития одаренности в условиях интеграции традиционной конфуцианской философии и научной

рефлексии современного мировоззрения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ развития одаренных детей, специальных курсов для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми. Перспективным в изучении вопроса развития одаренных детей в Китае является определение педагогических стратегий, позволяющих диагностировать и обучать одаренного ребенка.

Отметим, что в рамках данного исследования остались неизученными ряд вопросов: о характере и содержании заимствований китайскими педагогами западных и российских образовательных практик, о специфике особых условий развития одаренных детей в Китае. Полагаем, что решение этих исследовательских задач с необходимостью требует анализа эмпирических данных.

Заключение

Таким образом, анализ научных источников по рассматриваемому вопросу позволяет утверждать, что современным принципам образования и воспитания в Китае предшествовала конфуцианская философия. Ценности, сформированные и демонстрируемые данным учением, стали основой для развития представлений об одаренности в современном образовании Китая.

В настоящее время официальная система образования объединяет дисциплины, позволяющие учащимся развивать множество различных способностей, поощряя общее развитие моральных, интеллектуальных, коммуникативных, физических, художественных (эстетических) качеств.

Основываясь на конфуцианском культурном мировоззрении, китайцы придают большое значение обучению и факторам образовательной среды ребенка (самостоятельные усилия, поддержка семьи, общества). Современные китайские педагоги в большинстве своем склонны полагать, что детей можно вырастить одаренными независимо от того, обладают ли они врожденными способностями или нет.

В современной действительности китайские педагоги изучают и адаптируют западные теории образования в китайской среде обучения. Ученые призывают к объединению восточной и западной точек зрения для совершенствования образования.

Список источников

1. Zhang Z. Gifted education in China Gifted education in China. Cogent Education. V. 4. T. 1. 2017. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1364881

2. Huang L. Development of foreign Language education in China under the Belt and road Initiative // Journal of Language and education. 2019. Vol. 5. № 4 (20). P. 138-145. DOI: https://doi.org/10.17323/jle.2019.9686

3. Шрот С. Образование одаренных учеников в Китае: переход к центрированным на учениках методам обучения / С. Шрот, Д. Хелфер, Д. Бек и др.; пер. С. С. Ермакова // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 80-86.

4. Ван Я. Я. Традиции семейного воспитания в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 17. № 2 (43). С. 54-57.

5. Цзынь С. С. Традиционная культура и ее роль в развитии образования Китая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 18. № 14. С. 293-297.

6. Wang X., Wang H. Innovation and Originality in Talents Cultivation of Higher Education in the New Era // World Journal of Educational Research. 2019. https://doi. org/10.22158/wjer.v6n2p338

7. Zhao J., Zhang Y., Brinkman S. A., Song Y. Measuring early childhood development with The Early Human Capability Index (eHCI): a reliability and validity study in China// Pediatrics, 2020. № 20 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s12887-020-02210-w

8. Chen Y., Huang R., Yanping L., Zhang K. Education Fever in China: Children's Academic Performance and Parents' Life Satisfaction // Journal of Happiness Studies. 2021. № 22 (7). DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-020-00258-0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Wang Z. Confucian Education Ideology and Its Impact on Chinese Mathematics Teaching and Learning // Chinese Education Models in a Global Age. 2016 Р. 305-318. DOI: https://doi.org/10.1007 / 978-981-10-0330-1_22

10. Wu H., Zha Q. History of Chinese Higher Education// Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory: Springer. 2018. Р. 598-615. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_598-1

11. Xia Y. A Reinterpretation of Confucian Philosophy of Education January // Open Journal of Social Sciences. 2017. № 05 (07). Р. 244-253. DOI: https://doi.org/10.4236/ jss.2017.57015

12. Ying Zhou. Was educational reform in China s New Policies «genium reform». The critical role of political ideology (1901-1904) // Paedagogica Historica. 2021. DOI: https://doi.org/10.1080/00309230.2020.1864426

13. Xiong, Qingnian. Higher Education Governance in Mainland China: A Glimpse of 70 Years of Progress // Chinese Education & Society. 2020. № 4 (53). Р. 159-162. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2020.1823798

14. Tang S., Tong F., Lu X. Gifted and Talented Services for EFL Learners in China: A Step-by-Step Guide to Propensity Score Matching Analysis // R//EFL student English learning under Chinese Context (GT). 2019. № 4 (119). DOI: https://doi.org/10.3390/ data4030119

15. Переломов Л. С. Конфуций «Лунь юй». М.: Восточная литература, 1998. 588 с.

16. Казанина К. В. Культура и воспитание детей в древнем, средневековом и современном Китае // Диалог культур и толерантность общения: c6. ст. по мат-лам V Межрег. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. 2020. С. 90-95.

17. Брушлинский А. В. Психология субъекта: индивида и группы (часть I) // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71-79.

18. Брушлинский А. В. Психологическая наука в практике // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 46-51.

19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. ред.: Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

20. Степанова Л. М. Проблема личности в учении конфуцианства // Философия и современность: сборник 22 статей / отв. ред.: Д. Ш. Цырендоржнева. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. С. 100-106. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=10439431

21. Garnaut R., Song L., Fang C. 40 years of China's reform and development 19782018: How reform captured China's demographic dividend, 5-25. Australia: The Australian National University Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.22459/CYRD.07.2018

22. Hu Y. Historical Perspectives on the Teaching Research System and Teacher Learning since the Founding of New China. Chinese Education & Society. 2020. Vol. 53. P. 274-299. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2021.1876421

23. Forey G., Firkins A., Pik-Yu W., Mr. Chi-Wai Chan. Using Diaries as a Research Tool to Profile the Literacy Practices of Hong Kong Junior Secondary Students at Home and in the Community. Hong Gong Special Administrative Region: The Education Bureau, 2020. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.25548.44167

24. Dai D., Li X. Behind an Accelerated Scientific Research Career: Dynamic Interplay of Endogenous and Exogenous Forces in Talent Development. Education Sciences. 2020. Vol. 10 (9). P. 220. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci10090220

25. Чэнь Л. Лингвистический анализ перевода китайских фразеологизмов философского трактата Конфуция «Лунь юй» на русский язык // Litera. 2020. № 12. С. 92-100. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2020.12.34642; URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=34642

References

1. Zhang, Z. (2017). Gifted education in China. Cogent Education, 4(1): 1364881. https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1364881

2. Huang, L. (2019). Development of foreign Language education in China under the Belt and road Initiative. Journal of Language and education, 5, 4(20), 138-145. https://doi.org/10.17323/jle.2019.9686

3. Schroth, S., Helfer, D., Beck, D., Latshau, K., & Bar, Z. (2011). Education in China: A Transition toward Student-Centered Instruction. Psychological Science and Education, 4, 80-86. (In Russ.)

4. Van, Jan' Jan', & V. Ja. Ja. (2007). Traditions of family education in China. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 17(43-2), 54-57. (In Russ.)

5. Jin, Xin Xin (2007). Traditional culture and its role in the development of education in China. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 18(14), 293-297. (In Russ.)

6. Wang, X., & Wang, H. (2019). Innovation and Originality in Talents Cultivation of Higher Education in the New Era. World Journal of Educational Research, 6(2), 338-344. DOI: https://doi.org/10.22158/wjer.v6n2p338_

7. Zhao, J., Brinkman, S., Zhang, Y., Song, Y., Lu, C., Young, M. E., Zhang, Y., Ip, P., Shan, W., & Jiang, F. (2020). Measuring early childhood development with The Early Human Capability Index (eHCI): a reliability and validity study in China. BMC Pediatr, 20, 323. https://doi.org/10.1186/s12887-020-02210-w

8. Chen, Y., Huang, R., Yanping, L., & Zhang, K. (2021). Education Fever in China: Children's Academic Performance and Parents' Life Satisfaction. Journal of Happiness Studies, 22(7), 927-954. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00258-0

9. Wang, Z. (2016). Confucian Education Ideology and Its Impact on Chinese Mathematics Teaching and Learning. In C. Chou, & J. Spangler (Eds.). Chinese Education Models in a Global Age. Education in the Asia-Pacific Region : Issues, Concerns and Prospects, 31. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-10-0330-1_22

10. Wu, H., & Zha, Q. (2018). Chinese Higher Education, History of. In Peters M. (Ed.). Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Springer, Singapore. https:// doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_598-1

11. Xia, Y. (2017). A Reinterpretation of Confucian Philosophy of Education January. Open Journal of Social Sciences, 5(7), 244-253. https://doi.org/10.4236/jss.2017.57015

12. Ying, & Zhou (2021). Was educational reform in China's New Policies "genuine reform"? The critical role of political ideology (1901-1904). Paedagogica Historica, 57(3), 314-331. https://doi.org/10.1080/00309230.2020.1864426

13. Xiong, & Qingnian (2020). Higher Education Governance in Mainland China: A Glimpse of 70 Years of Progress. Chinese Education & Society, 53(4), 159-162. https://doi.org/10.1080/10611932.2020.1823798

14. Tang, S, Tong, F, & Lu, X. (2019). Gifted and Talented Services for EFL Learners in China: A Step-by-Step Guide to Propensity Score Matching Analysis. R. Data, 4(3), 119. https://doi.org/10.3390/data4030119

15. Perelomov, L. S. (1998). Confucius "Lun yu". Moscow: Eastern literature. (In Russ.)

16. Kazanina, K. V. (2020). Culture and education of children in ancient, medieval and modern china. Dialogue of cultures and tolerance of communication: Proceedings of the V Interregional scientific and practical conference (pp. 90-95). Gorno-Altaysk: Publishing house of the Gorno-Altai State University. (In Russ.)

17. Brushlinsky, A. V. (2002). Psychology of the subject: individual and group (Part I). Siberian Journal of Psychology, 1(23), 71-79. (In Russ.)

18. Brushlinsky, A. V. (2011). The psychological science in practice. Siberian Journal of Psychology, 40, 46-51. (In Russ.)

19. Rubinstein, S. L. (1973). Problems of general psychology. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

20. Stepanova, L. M. (2009). The problem of personality in the teachings of Confucianism. Philosophy and modernity: Collection of 22 articles (pp. 100-106). (In Russ.)

21. Garnaut, R., Song, L., & Fang, C. (2018). China's 40 Years of Reform and Development: 1978-2018. Series: China Update Series. Australia: The Australian National University Press. http://doi.org/10.22459/CYRD.07.2018

22. Hu, Y. (2020). Historical Perspectives on the Teaching Research System and Teacher Learning since the Founding of New China. Chinese Education & Society, 53, 274-299. https://doi.org/10.1080/10611932.2021.1876421

23. Forey, G., Firkins, A., Pik-Yu, W., Mr. Chi-Wai, & Chan (2020). Using Diaries as a Research Tool to Profile the Literacy Practices of Hong Kong Junior Secondary Students at Home and in the Community. Hong Gong Special Administrative Region: The Education Bureau. http://doi.org/10.13140/RG.2.2.25548.44167

24. Dai, D., & Li, X. (2020). Behind an Accelerated Scientific Research Career: Dynamic Interplay of Endogenous and Exogenous Forces in Talent Development. Education Sciences, 10(9), 220. https://doi.org/10.3390/educsci10090220

25. Chen, L. (2020). Linguistic analysis of the translation of Chinese phraseological units of the philosophical treatise of Confucius '^iH" "Lun yu" into Russian. Litera, 12, 92-100. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2020.12.34642

Статья поступила в редакцию: 20.05.2021; The article was submitted: 20.05.2021; одобрена после рецензирования: 10.08.2021; approved after reviewing: 10.08.2021; принята к публикации: 12.09.2021 accepted for publication: 12.09.2021

Информация об авторе:

Ирина Михайловна Кудинова — учитель иностранных языков средней общеобразовательной школы № 20, Московская область, г. о. Воскресенск, Россия, poliachka4194@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3117-3612

Information about author:

Irina Mikhailovna Kudinova — Teacher of foreign languages, School № 20, Moscow Region, Voskresensk, Russia, poliachka4194@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3117-3612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.