Научная статья на тему 'Эвиденциальный ресурс художественного текста (на примере рассказа В. Астафьева «Жизнь прожить»)'

Эвиденциальный ресурс художественного текста (на примере рассказа В. Астафьева «Жизнь прожить») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ТЕКСТ / РЕСУРС / БЛОК / ЧАСТИЦЫ / EVIDENTIALITY / TEXT / RESOURCE / BLOCK / PARTICLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестухина Ирина Юрьевна

В рамках коммуникативно-прагматического аспекта исследования художественного текста категория эвиденциальности рассматривается в структуре эвиденциального ситуативно-речевого блока, организующим элементом которого является маркер эвиденциальности частицы мол, де, дескать. Художественный текст, обладающий эвиденциальным ресурсом, регулятивно воздействует на читательское восприятие и реализует коммуникативную стратегию монологического согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of evidentiality winthin the limits of communicative-pragmatic research aspect of imaginative text is examined in structure of evidential situative-speech block, where the organisation element is evidential marker the particles mol, de, deskat. Imaginative text, which possesses the evidential resource, has the regulational influence on readers perception and actualizes communicative strategy of monologic consent.

Текст научной работы на тему «Эвиденциальный ресурс художественного текста (на примере рассказа В. Астафьева «Жизнь прожить»)»

. ЭВИДЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (на примере рассказа В. Астафьева «Жизнь прожить»)

И.Ю. Шестухина

Ключевые слова: эвиденциальность, текст, ресурс, блок, частицы.

Keywords: evidentially, text, resource, block, particles.

Целью данной статьи является выявление эвиденциального ресурса художественного текста и определение его значимости в рамках семантики и прагматики текста. Мы полагаем, что художественный текст может обладать ресурсом, позволяющим определить особенности коммуникативно-прагматического воздействия автора на читателя.

Категория эвиденциальности (медиатив, засвидетельствованность) как эпистемическая грамматическая категория рассматривается на материале различных языков и представляет собой «указание на источник информации, на которой основывается утверждение говорящего» [Майсак, Татевосов 2000, с. 70].

В русском языке категория эвиденциальности реализуется через лексико-синтаксические средства: с помощью вводных конструкций, указывающих на источник определенного мнения или сведений, на источник воспроизводимых говорящим цитат, косвенно воспроизводящих неполную уверенность говорящего в содержании высказывания. Частицы мол, де, дескать, маркированные как разговорные (мол, дескать) и просторечные (де) [Словарь структурных слов русского языка 1997, с. 99, 104, 194], употребляются для обозначения того, что приводимые слова являются пересказом чужой речи или чужих мыслей; сказаны самим говорящим, но в другое время; объясняют значение указанного жеста или поведения говорящего.

Н.А. Козинцева в статье, посвященной исследованию категории эвиденциальности, отмечает способы получения информации в рамках эвиденциального высказывания: чувственное восприятие; логическое умозаключение, сообщение [Козинцева 1994, с. 93]. Мы рассматриваем категорию эвиденциальности как семантико-синтаксическую категорию модусного типа с выраженной коммуникативно-прагматической направленностью. Н.А. Козинцева также останавливает свое внимание на том, что в высказывании с эвиденциальным значением необходимо обязательное наличие двух субъектных линий - говорящего и субъекта модуса эвиденциальности - «хозяина» информации. [Козинцева 1994, с. 93]. Мы полагаем, что совершенно необходимым является третий субъект - тот, кому данное высказывание адресовано -слушающий, адресат (в рамках художественного текста - читатель). Это позволяет нам говорить о коммуникативно-прагматическом аспекте настоящего исследования.

Понятие ресурса тесно связано с понятием коммуникативной стратегии. В.И. Тюпа рассматривает эвиденциальный ресурс как один из четырех ресурсов базовых стратегий общения: транзитивности, эвиденциальности, имагинативности и интеллигибельности: «Эмблематическая дискурсивность текста, активирующая эвиденциальный ресурс слова, релевантна регулятивной компетентности воспринимающего сознания. Виртуальным адресатом убеждающего или разубеждающего дискурса <...> выступает реципиент, способный усваивать уроки коммуникативных событий <...>» [Тюпа 2004, с. 77]. Коммуникативная стратегия в условиях эвиденциального ресурса определяется автором как стратегия авторитарного монологического единогласия. Таким образом, эвиденциальный ресурс художественного текста участвует в формировании суггестивного фактора текста, проявляемого через регулятивное воздействие на читателя.

Основываясь на данных положениях, мы предлагаем механизм выявления эвиденциального ресурса художественного текста, заключающийся в обнаружении структурных компонентов текста, формирующих эвиденциальный смысл. Данные положения обеспечиваются современными подходами к тексту, восходящими к рассмотрению Ю.М. Лотманом художественного текста как текста с повышенными признаками упорядоченности, где именно повтор является основной ее реализацией [Лотман 1972, с. 39]. В.И. Тюпа развивает эту мысль в рамках восприятия текста, где упорядоченные конфигурации знаков распознаются понимающим сознанием, формируя смысл [Тюпа 2008, с. 24]. Применительно к нашему предмету исследования, лексический повтор частиц эвиденциально-предположительной группы является одним из элементов формирования смысла текста, способом воздействия на читателя.

Учитывая системно-структурные особенности эвиденциального смыслообразования, мы определили единицу анализа - эвиденциальный ситуативно-речевой блок. Применительно к художественному тексту такая единица, как блок, рассматривается регулярно и продуктивно (эвокационный блок, бытийный блок и т.д.), поэтому считаем возможным использовать структуру ситуативно-речевого блока в качестве основы для выявления эвиденциального смысла. Г.В. Колшанский, рассматривая блок как единицу текста, отмечает,

что последний «включает в себя некоторую весьма ограниченную группу высказываний и частично грамматически оформленную вроде абзаца или периода» [Колшанский 2007, с. 106].

Художественный текст функционирует в системе автор-читатель. Выявление авторского и персонажного слоя в тексте предопределяет поиски в нем эвиденциального смысла, который реализуется в перволичном повествовании, поскольку именно «повествование от 1-го лица способствует убедительности рассказа и, соответственно, повышает доверие читателя к словам повествователя, как ко всякому свидетельству очевидца» [Михайлов 2006, с. 152].

Мы предлагаем схему анализа эвиденциального ресурса текста рассказа В. Астафьева «Жизнь прожить». Выбор текста основан на высокой степени насыщенности эвиденциальным смыслом и формальными средствами его выражения, а также их разнообразием. Анализ эвиденциального ресурса художественного текста предполагает последовательное осуществление следующих действий.

1. Выделение синтаксических конструкций с чужой речью, маркированных частицами мол, де, дескать. Оформление границ эвиденциальных ситуативно-речевых блоков.

2. Определение особенностей эвиденциальных ситуативно-речевых блоков: ситуативный и речевой компоненты, эмоциональный, оценочный уровни, стилистический и экстралингвистический факторы.

3. Характеристика субъектной организации текста. Автор-повествователь - персонаж-повествователь - читатель.

4. Выявление роли эвиденциальных ситуативно-речевых блоков в постижении художественного смысла текста.

Рассказ Астафьева «Жизнь прожить» представляет собой повествование от первого лица. Автор-повествователь предстает перед читателем в образе конкретного лица: «Мы с Иваном Тихоновичем одногодки, оба фронтовики, и рассказ его не зря был доверен мне. Я чего не понял, то почувствовал, проникшись его благодарной печалью, от чувств, нас обоих пронзивших, да, наверное, сроднивших, прочел ему любимые стихи <... >». Текст рассказа содержит две линии повествования: повествование автора и повествование главного персонажа - Ивана Тихоновича Заплатина. Композиционно повествование героя размещено внутри повествования автора.

В тексте рассматриваемого нами рассказа выявляется девять эвиденциальных ситуативно-речевых блоков. Семантический способ выражения эвиденциальности представлен в одном блоке (повествование персонажа), лексико-синтаксическим способом организованы восемь блоков: два из них принадлежат речевой партии автора-повествователя, шесть - речевой партии персонажа (Ивана Тихоновича Заплатина).

Для описания эвиденциального ресурса текста необходимо рассмотреть семантический способ выражения эвиденциальности в тексте, охарактеризовать лексико-синтаксический способ по предложенной выше схеме, представить основные группы эвиденциальных значений, присутствующих в данном тексте.

Эвиденциальность как «снятие с себя эпистемического ручательства» проявляется в способе изложения событий жизни главного персонажа. Автор снимает с себя ответственность за содержание текста, но, будучи «живым носителем единства завершения» [Бахтин 2000, с. 41], не может окончательно самоустраниться. В рассказе «Жизнь прожить» автор отстраняется от повествования, передоверяя свой рассказ своему герою - становится слушателем, а герой - говорящим: «Однажды под настроение Иван Тихонович рассказал мне самое сокровенное: как женился на своей незабвенной Татьяне Финогеновне. И я поначалу хотел назвать рассказанную им нехитрую историю - “Как Ванька на Таньке женился". Да “заступил" Иван Тихонович за “тему", порушил мой план и бодрый, почти веселый заголовок. Рассказчик Иван Тихонович, как и многие мои земляки, путевый, и не буду я улучшать его повествование своим вмешательством».

Эвиденциальный смысл текста рассказа представлен на уровне развернутого высказывания (повествования персонажа) без специальных лексических маркеров. Эвиденциальность проявляется на концептуальном уровне, и ее маркером здесь является семантико-синтаксическая конструкция - не буду я улучшать его повествование своим вмешательством. Дальнейшее изложение текста рассказа приводится от лица главного персонажа и занимает значительную, если не основную часть текста. Повествование автора в большей степени обрамляет повествование персонажа.

Лексико-синтаксический способ выражения эвиденциальности реализуется в данном тексте с помощью специальных маркеров - частиц мол и дескать, которые, наряду с частицей де, являются формальными показателями эвиденциальности. Данные частицы образовались путем укорочения звукового состава соответствующих вводных конструкций - молвит и де скажет - и, соответственно, имеют одинаковую функцию - указывать на принадлежность речи другому лицу: собирательному лицу, самому говорящему в ином пространственно-временном плане, гипотетическому лицу. (О диахроническом аспекте десемантизации частиц писал А.А. Шахматов в «Синтаксисе русского языка» [Шахматов 2001, с. 267-268]).

Эвиденциальный ситуативно-речевой блок представляет собой группу высказываний, объединенных ситуативным и речевым компонентом. Формальным показателем блока выступают маркеры эвиденциальности - частицы мол, де, дескать. Механизм определения границ блока включает:

1) нахождение формальных средств выражения эвиденциальности;

2) определение границ эвиденциального блока, включающего ситуацию и речевое произведение.

Приведем пример анализа одного эвиденциального ситуативно-речевого блока: «Я как сейчас помню: [небо пояснело, на минуты прояснело, клок появился, солнце как очумелое откуль-то в дыру вырвалось, или уж опять же всевышний его выслобонил - полюбуйтесь, дескать, чады мои или исчадья, что творите!]» (пример 1).

1) формальный показатель эвиденциальности - относительно-указательная частица дескать;

2) границы эвиденциального блока: группа высказываний, объединенных ситуацией воспоминания событий и речевым произведением, заключена в квадратные скобки.

Ситуация воспоминания о событиях войны выводит на поверхность макроситуацию Войны, мыслимой в тексте вне пространства и времени, на что указывает синтаксическая конструкция «я как сейчас помню». Ситуация воспроизводится говорящим (Иваном Тихоновичем) детально и предельно образно, что, безусловно, свидетельствует о субъективно важном для героя событии. С объективной точки зрения описываемая ситуация не является исключительной, но для Ивана Тихоновича она явилась отправной точкой переосмысления жизни. Ситуация резкого неожиданного изменения в природе во время военных действий для Ивана Тихоновича предстала ситуацией взгляда свыше на деяния человека. Речевой компонент «полюбуйтесь, дескать, чады мои или исчадья, что творите» является реакцией на ситуацию и представляет собой вербализацию действий всевышнего. Эмоциональность речевого компонента, выраженная интонационно и закрепленная восклицательным знаком, сочетается здесь с оценочным фактором, который принадлежит уже голосу автора «полюбуйтесь, что творите», тогда как «чады мои или исчадья» - голосу всевышнего.

Субъектная организация представлена следующими составляющими: говорящий - Иван Тихонович, слушающий - автор-повествователь, автор-каузатор - образ всевышнего.

В тексте представлены элементы речевой структуры, характерные для речевой партии персонажа: просторечные единицы «очумелое откуль-то», «выслобонил», и лексические единицы церковно-славянского языка: «чады или исчадья», которые подтверждают многослойность и многоголосие речевого произведения.

Функция эвиденциального блока проявляется не только как фатическая, но и как суггестивная. Автор воздействует на читателя совершенно определенным образом: обозначает читателю свою позицию, с которой он просто не может не согласиться.

Основные группы эвиденциальных блоков, присутствующие в тексте рассказа, иерархически объединяются по характеру ситуативного компонента в квотативные эвиденциальные блоки, эвиденциальные блоки инсонации, эвиденциальные блоки вербализации жеста.

Квотативные эвиденциальные блоки указывают на принадлежность речи (внешней или внутренней) другому лицу:

Иван Тихонович незаметно уговаривал супругу пойти в избу, прилечь, капель ленуть. Она ему так же незаметно - отпор:[успею, мол, успею. «Ведь там лежать, в земле глубокой, и одиноко, и темно... »] (пример 2);

Тут кто-то из генеральского окружения пошутил: [кухня, да санчасть, да военная лавка - оне, мол, от веку наступают сзаду, отступают спереду] (пример 3);

Серега, он все ж таки слабый был и ожениться опасался: [не справлюсь, мол, со своими обязанностями и баба загуляет] (пример 4).

Эвиденциальные блоки инсонации текста (мы вводим этот термин для обозначения озвучивания текста; от англ. Insonation - озвучивание) в тексте представлены ситуацией чтения письма:

А что в деревенском письме? Поклоны от родных да знакомых, в конце: «Живем, не помирам, чего и вам желам!» Ну, еще насчет победы - [ждем, мол, со скорой победой, живым и здоровым] (пример 5);

Брат Сергей пишет из инвалидки письма скачущими, что блохи, буквами, намекает насчет дома: [мол, скоро сапожничать сможет и нахлебником никому не сделается (пример 6).

Эведенциальные блоки вербализации жеста указывают на вербализацию мимического жеста и представлены в следующих фрагментах текста:

Петруша еще издали отыскивает глазами мать с отцом на скамейке, ловит их взглядом и начинает им улыбаться приветливо и виновато: [что, мол, сделать, вляпался, терплю, нюхаю, но сам я все тот же ваш Петруша, не испохабился, не предал дом и не очернил кровь вашу.] (пример 7);

Че это она? - спрашиваю у Лильки.

Та же хитрая, спасу нет, глаза отводит: [сам, мол, думай, решай, не мне, а тебе с человеком жить и судьбу вершить] (пример 8).

Таким образом, рассмотрение рассказа Виктора Астафьева «Жизнь прожить» в эвиденциальном аспекте позволяет сделать следующие выводы. Эвиденциальный ресурс данного текста реализуется и проявляется в тексте в форме эвиденциальных ситуативно-речевых блоков. Текст рассказа насыщен эвиденциальными смыслами и создает такой канал связи с читателем, с помощью которого автор предлагает свое видение мира. Убеждая читателя своей искренностью, он хоть и не навязывает своего мнения и оценок, но все же регулирует восприятие читателя. Автор воздействует на реакцию читателя, выбирая «стратегию монологического согласия» в рамках «императивной риторической картины мира» [Тюпа 2008, с. 288]. Эвиденциальность в тексте выполняет регулятивную и суггестивную функцию. Для творчества В. Астафьева, который реагировал на все очень импульсивно и считал, что его «главное оружие -

литература», именно риторическая модальность убеждения явилась, как мы видим, главным способом не только эстетического, но и этического воздействия на читателя.

Литература

Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.

Козинцева Н.А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. - 1994. - №3. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 2007.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

Майсак Т.А., Татевосов С.Г. Пространство говорящего в категориях грамматики, или Чего нельзя сказать о себе самом // Вопросы языкознания. - 2000. - №5.

Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. - М., 2006.

Словарь структурных слов русского языка / под ред. В.В. Морковкина. - М., 1997.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М., 2008.

Тюпа В.И. Основания сравнительной риторики // Критика и семиотика. - 2004. - Вып. 7.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.