Евгений Александрович Климов: жизнь в науке
О. Г. Носкова, Ю. К. Стрелков
Евгений Александрович Климов — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО, действительный член Международной академии психологических наук и Международной академии информатизации. Он известен психологической общественности как ведущий специалист в области дифференциальной психологии и психофизиологии, психологии профориентации и профконсультации, методологии, теории и истории психологии труда, психологии профессиогенеза, в сфере психологического профессиоведения, формирования необходимых свойств профессионального сознания и самосознания субъекта труда.
Е.А. Климов родился 11 июня 1930 года в селе Вятские Поляны Кировской области в крестьянской семье. В его жизни и творческой деятельности выделяются три периода: казанский, ленинградский и московский.
Казанский период
В Казани прошли студенческие годы Евгения Александровича Климова. По воспоминаниям его сокурсницы Людмилы Борисовны Ермолаевой-Томи-ной, Евгений Климов был уже в то время «духовным лидером» студентов. Он окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.), его наставником в пси-
хологии был профессор В.С. Мерлин. Вольф Соломонович организовал планомерное освоение своими подопечными достижений разных направлений психологии: психологии развития, патопсихологии, общей психологии, дифференциальной психологии, психологии труда. С психологией труда и дифференциальной психологией были связаны дипломная работа, кандидатская и докторская диссертация Евгения Александровича, посвященные изучению и формированию эффективного индивидуального стиля деятельности. В 1953—
1968 г.г. Е.А. Климов работал ассистентом и доцентом на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. В эти же годы (1953—1956 г.г.) он вел уроки логики и психологии в средней школе №1 Казанской железной дороги; в 1959—1964 г.г. организовал и возглавил Казанский филиал лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ.
В казанский период Евгений Александрович разрабатывал способы программированного контроля в преподавании психологии, был инициатором идеи индивидуального подхода в профессиональном обучении, реализованной (вместе с учениками и коллегами С.И. Асфан-дияровой, Л.В. Петропавловской, И.С. Поповой, М.Р. Щукиным, В.М. Шадриным и др.) в различных видах труда. Ему и его группе удалось подготовить и внедрить эффективную программу и методы профессионального обучения тока-
Носкова Ольга Геннадьевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Стрелков Юрий Константинович
доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ, зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
рей, основанные на идеях деятельностной теории учения А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной (Климов, 1965; Климов, Шадрин, 1969; Научный ..., 1961 и др.).
В 1959 г. Евгений Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-много-станочниц в связи с подвижностью нервных процессов». Его научным руководителем был В.С. Мерлин, защита проходила в Казанском университете. В
1969 г. состоялась защита его докторской
диссертации на тему «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта».
Е.А. Климов — пионер в разработке проблем индивидуального стиля трудовой деятельности в нашей стране. В кандидатской диссертации ему удалось обнаружить, что среди ткачих-многоста-ночниц, перевыполнявших норму выработки, были работницы, обладавшие противоположными биодинамическими свойствами, а именно свойствами
подвижности/инертности нервных процессов. Выделив в результате психофизиологического обследования две группы профессионально успешных ткачих («подвижных» и «инертных»), он наблюдал за особенностями их профессиональной деятельности, беседовал с представительницами этих групп с целью выявления своеобразных профессиональных стратегий, рефлексии, системы трудовых ценностей. В результате были установлены приемы подготовительных, ориентировочных и исполнительных действий, специфичные для подвижных и инертных работниц. Интересно, что наиболее ярко различия в стиле трудовой деятельности (как ее внешних поведенческих форм, так и внутренних, ментальных проявлений) обнаруживались именно у работниц-новаторов, отличавшихся высокой побудительной мотивацией труда, творческим отношением к делу. Отсюда ученым был сделан вывод о том, что эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности не образуется сам собой, стихийно, случайно, но оказывается продуктом творческого поиска работника, рационализирующего свой труд с максимально возможным учетом социально-профессиональных требований и собственных возможностей и ограничений.
Признание реально существующих индивидуально-психологических различий людей (на примере биодинамических свойств) было основанием разработки индивидуализированных методов обучения передовым приемам работы, основанием критики идей программированного производственного обучения, адепты которого в 60-е г.г. ХХ в. пытались представить эффективность труда, профессионализм как целиком детерминированные теориями и методами обучения. Индивидуальные различия в успешности обучения и дальнейшей работе трактовались как артефакты, а природа способностей при этом целиком сводилась к развитию примерно одинаковых у разных людей природных задатков в процессе обучения, по-разному организованного и отличающегося по предметному содержанию.
Е.А. Климов и В.С. Мерлин «держали удар» в защите представлений о существовании свойств индивидуальности, слабо подверженных или вовсе не поддающихся обучающе-развивающим воздействиям. Так, в частности, Климов обнаружил, что относительно низкий уровень интеллекта у некоторых ткачих мешает им адекватно планировать свою деятельность, негативно сказывается на выработке эффективного индивидуального стиля труда. Этот факт был установлен в ходе организации психологического сопровождения ткачих в целях содей-
ствия формированию высокопродуктивного индивидуального стиля деятельности (Климов, 1996).
В докторской диссертации Е.А. Климов показал возможность управляемого формирования эффективного индивидуального стиля в труде, учении, спорте, разработал алгоритм исследования и формирования такого рода индивидуального стиля деятельности в отношении тех ее видов, для успеха которых важными оказывались психодинамические индивидуальные свойства субъекта. С помощью его учеников (М.Г. Субхан-кулова, Л.В. Петропавловской, С.И. Ас-фандияровой, М.Р. Щукина, Б.И. Якуб-чика, В.А. Толочека и др.) были исследованы варианты проявлений индивидуального стиля деятельности в акробатике и гребле, в спортивных единоборствах, в токарном деле, в труде учителя начальной школы и других профессиях. Был установлен важный внешний критерий возможности формирования эффективного индивидуального стиля деятельности, обозначенный как «зона неопределенности» в способах и условиях осуществления деятельности.
Таким образом, в нашей стране в ситуации, когда изучение индивидуальнопсихологических различий было темой «опасной», когда говорить и писать о существовании устойчивых индивидуальных различий можно было только с учетом уничтожающей критики генетики и ее приложений к человеку, когда термин «тесты» и практика тестирования все еще оставались запретными (Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», 1936 г.), — в этих условиях усилиями Е.А. Климова, В.С. Мерлина и их единомышленников реально был осуществлен весомый прорыв, обеспечивший восстановление и прогрессивное развитие проблемы индивидуально-психологических различий в отечественной психологии последующих десятилетий.
Ленинградский период
После защиты докторской диссертации в Ленинградском университете Е.А. Климов начинает работать во ВНИИ профтехобразования Госпро-фобра СССР в Ленинграде. Здесь ему поручили заведование отделом психологии труда. Так начался его ленинградский период жизни. По всей видимости, неслучайно именно Е.А. Климов был приглашен для руководства отделом, где требовалось реконструировать теорию и практику психологии профориентации и профконсультации молодежи, «замороженные» в середине тридцатых годов. Это направление предполагало для своего развития опору на дифференциальную психологию труда, психологию лич-
ности и психологическое профессиове-дение. Е.А. Климов оказался подготовленным, редким в те годы специалистом. Необходимо напомнить, что как отрасль науки психология труда была в СССР восстановлена в правах лишь в 1957 г. Отделений психологии в университетах страны было крайне мало, а психологов труда и инженерных психологов стали целенаправленно готовить лишь с 1970 года. Крупные достижения Е.А. Климова в области психологии труда не были случайным продуктом его научной фантазии, но являлись результатом тщательно спланированных научных проектов, в реализации которых ему удавалось объединить и вдохновить своих коллег и учеников. Именно в эти годы Климов и его коллеги оказались пионерами в деле возрождения профориентации молодежи в стране (Климов, 1969; 1970).
Коллектив Климова обстоятельно познакомился с работами отечественных и зарубежных педологов и психотехников, занимавшихся профориентацией и профконсультацией в 20-30-е г.г. (Проблемы ..., 1969). Был собран и осмыслен опыт в области профессиональной психодиагностики и психологического профессиоведения. Опора на идеи отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, А.П. Болтунова, В.Н. Мясищева, Н.А. Рыбникова, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.) и, в частности, на принцип «единства сознания и деятельности» позволила Е.А. Климову разработать программу психологического анализа и описания профессий в целях профориентации молодежи. Предполагалось, что своеобразие психики профессионала порождается своеобразием осуществляемой им профессиональной деятельности, ее средствами и условиями. Каждая профессия рассматривалась при этом как многопризнаковый объект, в котором множеству характеристик психической реальности, свойственной субъектам труда, соответствует множество характеристик объектной стороны профессии. Далее представление о детерминации свойств психики субъекта параметрами его деятельности использовалось в психологической интерпретации предметного содержания труда.
Программа анализа и описания профессий включала около 100 признаков, позволявших проводить направленный поиск информации в профессиографи-ческой базе данных (Галкина и др., 1972). Были изучены и систематически описаны в единой «системе координат» практически все профессии, которым обучали молодежь в профессионально-технических училищах Ленинграда и Ленинградской области. В этой работе принимали участие коллеги и ученики
Е.А. Климова: О.И. Галкина, В.Е. Гаврилов, В.Т Гвоздецкая, Р.Д. Каверина, В.Н. Келасьев, Г.Ф. Королькова, С.Н. Ле-виева, Е.К. Михайлова, В.Ф. Морева, О.М. Мороз, Т.Г. Николаева, А.А. Пары-гина, М.Ф. Попов, Е.К. Пузыревская,
А.И. Смирнов, И.П. Титова, Б.И. Шах и др. Собранный материал был опубликован в 70-80-е годы в Ленинграде в серии из девяти выпусков сборника «Человек и профессия», выходивших под редакцией Е.А. Климова. Многие про-фессиографические тексты из этой серии вошли позже в шеститомное издание «Мир профессий», реализованное учениками и коллегами Е.А. Климова в 80-е г.г. в московском издательстве «Молодая гвардия».
Для ориентации старшеклассников в мире профессий (а также в помощь психологам-профконсультантам) Климовым была разработана компактная 16-признаковая четырехъярусная классификация профессий, получившая широкое распространение. Первая ее публикация была осуществлена в книге для старшеклассников «Школа, а дальше?...» (1971). Эта классификация многократно публиковалась и в последующих работах Евгения Александровича (Климов, 1974; 1990; 1996) и его последователей.
Классификация представляет четыре яруса признаков: базовый ярус делит профессии по предметному содержанию труда на пять типов (технономические, социономические, биономические, сиг-нономические и артономические). Второй ярус включает выделение признаков, характеризующих преобладающие цели трудовых действий (преобразовательные, гностические и изыскательские). Третий ярус охватывает преобладающие в профессии орудия труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные). Четвертый ярус указывает на признаки профессии, обусловленные условиями труда (бытовые, работа на открытом воздухе, необычные, связанные с повышенной моральной ответственностью). Каждая профессия может быть охарактеризована в контексте данной классификации через составление ее «формулы», представляющей собой указание на свойственные ей признаки, поочередно для каждого из четырех ярусов классификации. Профессии, как многопризнаковые объекты, могут, с точки зрения автора, содержать и по несколько признаков в ячейке формулы каждого яруса, ибо предмет труда может быть многообразным, охватывающим несколько типов. Могут сочетаться разные трудовые задачи и свойственные им цели, орудия труда, а также на разных этапах работы в профессии может быть сложно-состав-
ным и показатель, отображающий условия труда.
Теперь нам становится понятно, что именно в ленинградский период Е.А. Климов приобрел энциклопедическое знание мира профессий, неизменно поражавшее его коллег и слушателей в последующие годы.
Опора на выделенные в классификации пять типов профессий по предметному содержанию труда профессионалов (технономические, биономические, социономические, артономические и сигнономические профессии) позволяла выявлять типы склонностей, эмоциональных предпочтений и профессиональных способностей оптантов и профессионалов. Соотношение своеобразия видов профессиональных занятий и сопутствующих им (и порожденных этим деятельностным своеобразием) особенностей личности субъекта труда оказалось предметом диагностики климовско-го «Дифференциально-диагностического опросника», известного под аббревиатурой «ДДО». Этот опросник «работает» и в наше время, несмотря на свою почти 40-летнюю историю применения.
В ленинградский период творчества под руководством Е.А. Климова были разработаны, наряду с основами психологического профессиоведения, и действенные технологии индивидуального психологического консультирования по выбору профессии (Климов, Гаврилов и др., 1975; Климов, 1976; 1996а). Эти технологии доказали свою эффективность и обстоятельно представлены в публикациях его учеников и ближайших коллег (Г.Ф. Корольковой, А.А. Парыгиной, Н.Ф. Гейжан, М.П. Коровиной). По результатам отслеживания в период с 1968 по 1975 г.г. профессиональных судеб 500 школьников (которые были в роли консультируемых в течение не менее 10-ти часов работы с психологом) было выделено две группы. В первой группе оказались оптанты, осуществившие профессиональный выбор в соответствии с рекомендацией психологов. Среди них 80% характеризовались положительной профессиональной адаптацией. Во вторую группу попали лица, которые по разным причинам не смогли (или не захотели) реализовать намеченный совместно с психологом профессиональный план. В этой группе лишь 20% обследованных лиц отличались положительным отношением к профессии, а 80% — обнаружили признаки профессиональной дезадаптации (Климов, 1999, с. 258—259).
В 1976 г. Е.А. Климов был приглашен для работы профессором кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет). В
этот период опыт научно-практической работы в области профориентации и профконсультации, приобретенный ранее, используется Климовым в работе со студентами в стенах замечательного вуза, где в 1920—30-е г.г. зарождались отечественные традиции подготовки психо-логов-практиков (педологов и психотехников).
Московский период
В 1980 г. Евгений Александрович Климов был приглашен А.А. Бодалевым (деканом факультета психологии Московского университета) для чтения лекций по курсу «Психология труда». Здесь Евгений Александрович заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии в период с 1983 по 2002 г.г., а в 1986 г. был назначен (и в последующем не раз переизбирался) деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
С начала 80-х г.г. исследования в области психологии труда на факультете психологии Московского университета связаны с идеями и концепциями профессора Е.А. Климова. Более 20-ти лет Е.А. Климов преподавал курс «Психология труда», издал учебник по этой дисциплине, руководил серией диссертационных исследований.
Благодаря Е.А. Климову в Московском университете сформировалось научное сообщество, интегрировавшее идеи представителей «московской психологической школы» и творческое наследие психологов Ленинграда, Казани, Перми, которым был свойственен целостный подход к изучению интегральной индивидуальности, личности, сознания и самосознания человека как субъекта труда.
В климовском курсе «Психологии труда» особое внимание уделялось новым проблемам: проблеме сознания и самосознания субъекта труда, особенностям образа мира у представителей профессий разных типов. В учебнике Е.А. Климова «Введение в психологию труда» (1988) представлены базовые понятия данной отрасли науки (эргатиче-ская система, эргатические функции, трудовой пост в организации, субъект труда, предмет, продукт, средства и условия труда), ее задачи, определяющие научный предмет (психология в оптимизации формирования и функционирования человека как субъекта труда). Дана общая типология эргатических функций, систематизированы разновидности психических регуляторов трудовой деятельности, обсуждаются методы научного исследования и практического воздействия. Особое внимание уделяется способам, технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обяза-
тельного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки.
В 80-е г.г. и особенно в годы горбачевской перестройки, когда гонка вооружений пошла на спад, акценты научных исследований сменились: наряду с экспериментальной когнитивной психологии с ее лабораторным моделированием отдельных психических процессов действующего человека стали актуальны психологические исследования человека как субъекта труда, исследования профессионалов в реальной производственной обстановке, в учебно-тренажерных центрах. Такая смена произошла не случайно, в ее основе — изменение практических задач и объекта исследования практико-ориентированной психологии.
В инженерной психологии и эргономике главными задачами были — проектирование и экспертиза эргатических функций и средств их осуществления операторами, деятельность которых в 60-70-е г.г. нередко была засекречена. Поэтому, по необходимости, психические функции, операции, действия изучались на лабораторных моделях усредненного «человека-оператора», выявлялись общепсихологические закономерности, свойственные обобщенной модели работника. Новые задачи затрагивали реальных конкретных работающих людей — субъектов труда, предметом исследования при этом стали уникальные казусы, в которых проявлялись свойства работника, обусловленные формированием и функционированием профессионального сознания, самосознания. Внимание исследователей сместилось с изучения психических процессов и функций к исследованию особенностей личности субъектов труда, их ценностных ориентаций, мотивов деятельности, эмоциональных предпочтений, профессиональных склонностей, личных профессиональных планов (см. диссертации В.Н. Кононовой, В.В. Калиты, С.А. Кузнецова, И.Ю. Кузнецова, М.И. Мельниковой, Т. Л. Мироновой и др.).
Изменение задач, предмета исследования отразилось и на методах исследования: во второй половине 80-х г.г. в отечественной психологии труда и инженерной психологии стали шире применяться интервью, анализ продуктов деятельности, наблюдение за процессом решения профессиональных задач, проективные методики, методы самоотчета, методы психосемантики, рефлексии.
В итоге психология профессионала, работающего в сложных технических системах, стала субъектно-ориентированной. Синтез опыта традиционной ин-
женерной психологии и эргономики и психологии человека как субъекта труда нашел отражение в авторском курсе Ю.К. Стрелкова «Инженерная психология» и учебных пособиях (Стрелков, 2001). В русле изучения операциональносмысловых структур опыта в качестве особых проблем выделились: решение субъектом труда временньхзадач, отображение в сознании профессионалов разных типов временной связности образа мира, профессиональные особенности временной структуры деятельности.
В середине 80-х г.г. Е.А. Климовым выявлены специфические психологические признаки труда, отличающие этот вид деятельности (как и ее субъекта) от других ее видов. К психологическим признакам сознания субъекта труда Климов отнес:
1) осознание субъектом труда свойств продукта труда, полезных для общества;
2) рефлексию субъектом труда нормативного характера трудовой деятельности и обязательности достижения ожидаемого обществом результата труда;
3) рефлексию субъектом труда внутренних и внешних, культурно опосредованных орудий;
4) осознание субъектом труда межлюд-ских производственных отношений (Климов, 1984).
Несколько позже Евгением Александровичем была разработана методика экспертной оценки отображения в сознании субъекта труда указанных выше признаков (Климов, 1986). Данный метод с успехом был применен в диагностике отношения работников предприятия к организационным нововведениям (канд. диссертация И.Г. Леонтьевой, 1991). Оказалось возможным использовать идеи Климова о психологических признаках структуры сознания субъекта труда в оценке уровня профессионализма работника и в построении индивидуализированных программ переподготовки учителей иностранных языков (канд. диссертация М.Ю. Котриковой, 1995), в исследовании начальных этапов онтогенеза человека как субъекта труда (канд. (1989) и докт. (1994) диссертации
В.И. Тютюнника).
Получили развитие психологическое профессиоведение, типология профессий, теория и практика профориентации применительно к отдельной отрасли труда, в частности, для предприятий Ростов-Энерго (диссертация ТБ. Остроменской, 1990). Технологиям индивидуального консультирования по выбору профессий, помощи оптантам в построении и коррекции их личных профессиональных планов, разработке активных (игровых) методов профориентации и проф-
консультирования были посвящены кандидатские диссертации Н.С. Пряж-никова (1988), М.С. Валитова (1989), Л.Н. Волиной (1989), В.А. Байметова (1990), выполненные под руководством Евгения Александровича Климова.
Е.А. Климову удалось эмпирически доказать факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания субъекта труда у представителей разнотипных профессий (Климов, 1995).
В период с 1998 по 2004 г.г. под руководством Е.А. Климова и О.Г. Носковой был осуществлен проект «Профессии Московского университета», направленный на составление ориентационных описаний профессий, которым можно обучаться в МГУ. В итоге было составлено 213 описаний профессий по всем факультетам. В работе принимали участие преподаватели кафедры (Е.М. Иванова, А.С. Кузнецова), сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта, а также студенты. Собранный материал используется в профориентационной работе с абитуриентами МГУ (Профессии ., 2000).
В рамках проблемы психологии индивидуальных различий в труде в связи с профотбором под руководством Е.А. Климова были разработаны процедуры прогнозирования профпригодности работников оперативных служб МВД (канд. диссертация М.О. Калашникова, 1996), работ-ников-движенцев железной дороги (канд. диссертация М.Ю. Гаврилюк, 1998), военных инженеров связи (канд. диссертация Е.М. Замышляева, 2001).
В контексте задач истории психологии, обозначенных Б.М. Тепловым (1960), Е.А. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда и ее обусловленности потребностями общественной практики. Историко-психологическое исследование, выполненное под руководством Евгения Александровича О.Г. Носковой, подтвердило правомерность климовской модели порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда, отображенного в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (Климов, Носкова, 1992). Данная модель оправдала себя и в докторской диссертации О.Г. Носковой (1998).
Психология труда (в ее климовской интерпретации) опирается на ведущие подразделения психологической науки (такие как общая психология, социальная, клиническая, педагогическая психология, психология развития, психофизиология, психология личности, дифференциальная психология). При этом психология труда выполняет функции фундаментальной научной дисциплины по отношению к отраслевым направле-
ниям прикладной психологии, таким как, например, военная, авиакосмическая, транспортная, юридическая психология, психология профессионального спорта, психология торговли, психология искусства и пр. Кроме того, проблемы психологии труда, ее понятийный аппарат, методы исследования и технологии воздействия используются как органическая составляющая и дополняют специфический материал психологии управления и организационной психологии, экономической психологии, акмеологии, инженерной психологии и эргономики.
14 лет климовского деканства в Московском университете пришлись на особенно тяжелый для нашей страны период горбачевской перестройки, а затем и революционной смены идеологии, социально-политических и экономических отношений в стране. В это трудное время Евгению Александровичу удалось сохранить ранее сложившиеся научные направления и содействовать поступательному развитию обучения студентов-психологов и научных исследований. По итогам конкурса, организованного Российским психологическим обществом (2000 г.), факультет психологии МГУ был признан лучшим в стране по подготовке профессиональных психологов и отмечен призом «Золотая Психея». Евгений Александрович был первым организатором и председателем Научно-методического совета Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии (1988—2000 г.г.), организовал разработку первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов.
Евгений Александрович Климов пользуется заслуженным авторитетом психологов страны, он много сил отдавал и отдает общественной и научно-организационной работе в качестве председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1998—2001 г.г.). В течение долгих лет Е.А.Климов является председателем Диссертационного совета при МГУ по защите диссертаций по специальности 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика (по психологическим наукам).
Много лет (1986—2000 г.г.) Евгений Александрович являлся главным редактором журнала «Вестник Московского университета». Серия 14. «Психология», он — член редсовета журнала «Вопросы психологии», а также входит в состав редсоветов многих других периодических изданий по психологии. Евгений Александрович Климов внес существенный вклад в возрождение организации профессионального психологического сообщества страны, дважды (в 1994 и 1998 г.г.) избирался президентом Россий-
ского психологического общества (РПО), участвовал в организации и проведении многих всероссийских конференций РПО, курировал «Психологическую газету» (Санкт-Петербург), ставшую периодическим изданием РПО (с 2002 г.).
Евгений Александрович постоянно заботится о популяризации научной психологии, повышении уровня психологической культуры населения. Так, им подготовлен учебник по психологии для общеобразовательной школы (1997), «Основы психологии» (1997) — учебник для студентов непсихологических вузовских специальностей, им созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление.
Е.А. Климовым опубликовано свыше 300 работ, в том числе свыше 30 учебников и учебных пособий. За время существования научной школы Климова успешно защищены 10 докторских и свыше 90 кандидатских диссертаций.
Среди ведущих ученых научной школы Е.А. Климова: Ю.К. Стрелков (заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ); Е.М. Иванова, Т.С. Каба-ченко, О.Г. Носкова, Ю.А. Самоненко (доктора наук и профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ); Н.С. Пряжников (доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ); В.А. Толочек (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН); В.И. Тютюнник (доктор психологических наук, профессор); М.Р. Щукин (доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой практической психологии Пермского государственного педагогического университета); Т.Л. Миронова (доктор психологических наук, профессор Бурятского государственного университета), а также психологи-специалисты и кандидаты психологических наук, работающие ныне в различных учебных и научных центрах страны.
Трудовые достижения Евгения Александровича Климова отмечены правительством страны; он награжден медалью «За освоение целинных земель» (1957), нагрудным значком «Отличник профтехобразования СССР» (1979), почетным знаком «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988), почетным званием «Заслуженный деятель науки Татарстана» (2000), орденом Почета (2001), другими медалями.
Вклад Евгения Александровича Климова признан и неизменно высоко ценится психологическим сообществом страны:
• он награжден орденом Международной академии психологических наук «За заслуги в психологии» (1998);
• цикл учебников и учебных пособий Е.А. Климова отмечен в Московском государственном университете премией имени М.В. Ломоносова (1999); в 1999 г. ему присвоено звание «Заслуженный профессор Московского университета»;
• за серию работ по тематике «Системногенетические исследования профессиональной деятельности» Е.А. Климову присуждена премия имени С.Л. Рубинштейна (Постановление Президиума РАН от 10 сентября 2002 г.);
• по итогам Национального профессионального конкурса «Золотая Психея» в 2004 г. Е.А. Климов признан победителем в номинации «Патриарх российской психологии»;
• в 2005 г. он награжден Почетной грамотой Академии государственной службы при Президенте РФ за научно-педагогическую деятельность;
• его книга «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004) получила награду в конкурсе «Лучшая книга по педагогике 2006 г.»;
• Е.А. Климов награжден золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007). Редакция «Национального психологического журнала», коллеги и ученики от души поздравляют Евгения Александровича Климова с его 80-летием, желают ему здоровья, долгих лет жизни, талантливых учеников и наслаждения научным творчеством!
Литература
1. Галкина О.И., Каверина Р.Д., Климов ЕА. и др. Информационно-поисковая система: Профессиография: Методические рекомендации / Гл. ред. Е.А. Климов. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1972.
2. Климов Е.А. Четыре задачи программированного обучения. — Казань, 1965.
3. Климов Е.А. Основные аспекты и общая программа исследований по комплексной проблеме «Профориентация» // Материалы Первого Всесоюзного совещание по профориентации и профконсуль-тации, декабрь, Л., 1969 г. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1969.
4. Климов Е.А. Разработка и использование рекомендаций для профотбора и профориентации» за 1966—1970 г.г. — Л.: Госкомитет Совета Министров СССР по профтехобразованию, Мин. просв. СССР, Мин. здрав. СССР, ВЦСПС, 1970.
5. Климов Е.А. Школа... а дальше? Старшекласснику о выборе профессии. — Л.: Лениздат, 1971.
6. Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательной школы. — Л.: Лениздат, 1974.
7. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Вопросы теории и методики индивидуальной профконсуль-тации учащихся. Научные труды. Вып. 32. / Под ред. Е.А. Климова. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1976.
8. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии: Доклад на пленарном заседании Центрального совета Общества психологов СССР 2 апреля 1984 г. // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — С. 5—14.
9. Климов Е.А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1990.
10. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М.: Знание, 1986.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
12. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
13. Климов Е.А. Психология профессионала. — М. — Воронеж, 1996.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
15. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
16. Климов Е.А., Гаврилов В.Е., Гвоздецкая Г.Т. и др. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся: Метод. рекомендации / Под общ. ред. Е.А. Климова. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1975.
17. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
18. Климов Е.А., Шадрин В.М. К вопросу о конструировании и экспериментальной проверке индивидуализированных программ обучения // Мат-лы III Всес. съезд Общества психологов СССР. — Т. III. — Вып. 2. — М., 1968.
19. Мат-лы научного семинара по психологии труда и производственного обучения 15—18 июня 1961 г. / Научн. ред. Е.А. Климов. — Казань: Изд. Каз. ун-та, 1961.
20. Проблемы профессиональной ориентации в СССР и за рубежом: указатель отечеств. и иностр. литературы по библ. источникам. 1964—1968 гг. / Научн. ред. Е.А. Климов. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1969.
21. Профессии Московского университета. — Вып. 1—3. / Под ред. Е.А.Климова, О.Г. Носковой. — М.: РПО; ф-т психологии МГУ, 2000.
22. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие. — М., 2005.