Научная статья на тему 'Е. А. Климов: вятский уроженец, выдающийся отечественный психолог'

Е. А. Климов: вятский уроженец, выдающийся отечественный психолог Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / Г. ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПСИХОЛОГИЯ / Е.А. КЛИМОВ / В.С. МЕРЛИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье приводятся биографические данные выдающегося отечественного психолога Евгения Александровича Климова. Определенный акцент делается на то, что он является уроженцем Кировской области (Вятской Земли). Показана многогранная научно-преподавательская работа Е.А. Климова в гг. Казани, Ленинграде, Москве. Раскрыты многогранные стороны его многолетней деятельности во благо отечественной науки и образования. Даются сведения о научных работах ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. А. Климов: вятский уроженец, выдающийся отечественный психолог»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.048.2

Помелов Владимир Борисович,

доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного университета,

г. Киров, РФ e-mail: [email protected]

Е.А. КЛИМОВ: ВЯТСКИЙ УРОЖЕНЕЦ, ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГ

Аннотация

В статье приводятся биографические данные выдающегося отечественного психолога Евгения Александровича Климова. Определенный акцент делается на то, что он является уроженцем Кировской области (Вятской Земли). Показана многогранная научно-преподавательская работа Е.А. Климова в гг. Казани, Ленинграде, Москве. Раскрыты многогранные стороны его многолетней деятельности во благо отечественной науки и образования. Даются сведения о научных работах ученого.

Ключевые слова

Кировская область, г. Вятские Поляны, Казанский университет, психология, Е.А. Климов, В.С. Мерлин

Е.А. Климов родился 11 июня 1930 г. в г. Вятские Поляны Кировской области [3, с. 193]. Годы его детства пришлись на военное лихолетье. Вместе с другими мальчишками он работал на местном машиностроительном заводе №367 «Молот», выпускавшем военную технику, сначала в летние месяцы, а с 1944 г. стал в 14 лет полноправным слесарем [1, с. 308]. По возрасту ему полагалось работать шесть часов в день, но работали подростки, как взрослые, - по двенадцать, а то и по восемнадцать часов. Многотиражка «Рабочая трибуна» как-то даже отметила ударный труд Жени Климова [2].

«Когда я в 1948 г. поступил на отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина, (ныне Казанский Приволжский федеральный университет. - В.П.).то на первом же коллоквиуме по русскому языку преподавательница меня сразу «расколола» именно как вятского, - вспоминал в письме к автору этой статьи Евгений Александрович. - Дело было так. Я отвечаю, а она послушала-послушала, да и говорит: «Вы вятский что ли?» - «Я то?» - отвечаю. Тут уж все студенты захохотали. Видимо это «я то?» окончательно всех доконало. Говорок мой казался казанцам «иностранным». Ну да ничего, на оценки это не влияло» [4, с. 69]. «Казанский университет — вуз с хорошими традициями, и там вполне «светлые головы», у которых было чему поучиться. Если помните, в середине XIX в., ректором его был Н.И. Лобачевский, - один из величайших новаторов в науке. Да и гуманитарный цикл, по крайней мере, в мое время был там представлен достаточно ярко. Могу гордиться тем, что я там учился», делился своими воспоминаниями в интервью Е.А. Климов.

В студенческие годы он заинтересовался наукой. «На первом курсе, - рассказывал Климов, -профессор Вольф Соломонович Мерлин предложил мне тему по детской психологии, на втором, - по зоопсихологии, на третьем, - по трудотерапии в психиатрической клинике, и к тому же помог получить разрешение на прослушивание курса психиатрии в мединституте), на четвёртом, - по производственному обучению, на пятом, - по психологии труда».

Под руководством Мерлина Климов провел первое серьезное исследование на психопатологическом материале по вопросу трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. С тех пор главным направлением в научной деятельности ученого стали проблемы психологии труда. Его дипломная студенческая работа была посвящена вопросу обучения рабочих трудовым приемам. Примечательно, что она защищалась на выездном заседании кафедры непосредственно на Казанском льнокомбинате, что было необычно для того времени. Такая разносторонняя подготовка помогла талантливому студенту стать в будущем светилом отечественной психологии.

В 1953 г. учеба в университете была завершена, и в течение последующих трех лет Е.А. Климов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

(1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги. (Такие предметы входили в те годы в школьную программу). В 1954 г. в Казанском университете закрыли отделение логики и психологии и В.С. Мерлин переехал в Пермь. При этом он рекомендовал Климова учёному совету Казанского университета на заведование кафедрой педагогики и психологии. В 1959 г. Климов защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Мерлина. Тема -«Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов». В 1959-1964 гг. Климов был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ. В 1959 г. он организовал первую в те годы в России научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения, располагавшуюся в ПТУ №7 Казани.

Е.А. Климов быстро вошел в число ведущих советских психологов. В своих работах 1950-1960-х гг. он стремился к эффективному объединению идей А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о деятельном подходе в обучении, а также достижения дифференциальной психологии, развивавшиеся в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, Н.С. Лейтеса, К.М. Гуревича. Он предложил и реализовал на практике принцип индивидуального подхода при обучении новым приемам труда, ввел понятие индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.

В своих трудах он указал на резервные возможности повышения эффективности деятельности человека в том случае, если его рассматривать не как «живую машину» (Ф.У. Тэйлор), но как творчески работающую личность, обладающую индивидуальными возможностями и способностями.

В 1968 г. Е.А. Климов переехал в Ленинград, где стал заведовать отделом психологии труда ВНИИ профессионально-технического образования Госпрофобра СССР. К нему пришло широкое научное признание: в 1970 г. - присвоение звания профессора по специальности «психология труда», 1974 г. -избрание членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР по отделению профтехобразования.

В эти годы Е.А. Климов обратился к одной из важнейших проблем жизни общества, - к проблеме профессиональной ориентации молодежи, выбора ею профессии. Это сложная, многогранная проблема, а точнее комплекс проблем, охватывающий вопросы экономики, педагогики, психологии, физиологии, гигиены и ряда других наук. Нельзя сказать, чтобы раньше ими в нашей стране не занимались. Занимались, конечно. Прежде всего, отделы кадров и комсомольские комитеты, проводившие «оргнабор» по комсомольским путевкам на не слишком привлекательные работы. Серьезный отбор (медицинский, психологический и т.д.) проводился разве что среди претендентов в космонавты, летчики и на некоторые другие сложные профессии. А как же быть с остальными специальностями, с основной частью молодежи?

Под руководством профессора Климова была создана информационно-поисковая система накопления и упорядочения сведений о профессиях в целях профессионального просвещения и профессиональной консультации, составлен набор дескрипторов (отличительных признаков) для описания профессий как многознаковых объектов. Эта классификация сейчас общепризнанна и широко используется в профориентационной работе.

Учителям и другим педагогическим работникам, занимающимся проблемами профориентации, хорошо известна серия учебников «Человек и профессия», издававшаяся в 1976-1986 гг. В каждой книжке серии даны описания профессий в соответствии с предложенной Климовым классификацией, подразделяющей все профессии на типы («человек - природа», «человек - человек», «человек - знак», «человек - техника», «человек - художественный образ»), классы (гностические, преобразующие, изыскательные), отделы (ручного труда, машинно-ручного труда, труда с использованием автоматов, профессии с преобладанием функциональных орудий труда), группы (по признаку предметных и социальных условий труда, например, труд в условиях обычного микроклимата, в необычных условиях, труд с повышенной моральной ответственностью). Классификация «по Климову» позволяет соотнести объективные признаки труда и индивидуально-личностные особенности человека выбирающего профессию.

В 1968 г. Е.А. Климов защитил докторскую диссертацию и стал первым в нашей стране доктором

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

психологических наук! Здесь надо заметить, что докторские ученые степени именно по психологии начали присваивать как раз в 1968 г. До этого, в период с 1937 по 1967 гг., защищавшиеся психологи получали степень доктора... педагогических наук. Причем этих «психологов среди педагогов» было больше, чем самих педагогов. Так, из самых первых пятнадцати докторов педагогических наук всего лишь три педагога: это дидакты Я.Б. Резник и И.В. Арнольд, а также историк педагогики Н.А. Константинов; все остальные -психологи: Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия, А.Т. Бочорашвили, Б.Г. Ананьев, В.А. Артемов, П.М. Петров, П.М. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, И.В. Страхов, Т.Г. Егоров, Л.В. Занков.

Научные исследования Е.А. Климов сочетал с большой практической, организаторской работой. В 1971 г. он организовал бюро индивидуально-педагогической профконсультации, опыт которого был обобщен в серии брошюр методического характера, которые до сих пор используют профконсультационные службы. Он был избран председателем секции психологии ученого совета Госпрофобра. Климов был одним из инициаторов введения в школах предмета «Основы производства. Выбор профессии». В соавторстве со своей ученицей и последователем Светланой Николаевной Чистяковой написал учебник для школьников по этому предмету (1987).

С годами Е.А. Климова все более стала притягивать педагогическая, преподавательская работа. В 1976-1980 гг. - он профессор Ленинградского пединститута, а с 1980 г. - профессор факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983-2002) и одновременно декан факультета психологии МГУ (1986-2000). Но годы идут, и постепенно Евгений Александрович уступил эти должности своему более молодому коллеге Александру Ивановичу Донцову. (Его жена, Дарья Донцова - известная писательница).

В 1985 г. Е.А. Климов он был избран действительным членом Академии педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования). Он становится президентом общества российских психологов, членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО, председателем экспертного совета ВАК по психологии и педагогике, главным редактором журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1987-2001), председателем докторского диссертационного совета. Под его руководством защищено свыше сорока диссертаций [5, с. 237]. Он был первым организатором и председателем научно-методического совета Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии (1988—2000), организовал разработку первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. Много сил отдавал общественной и научно-организационной работе в качестве председателя экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии РФ (1998—2001), председателя диссертационного совета при МГУ им. М.В. Ломоносова по защите докторских диссертаций, члена редакционного совета ряда научных журналов («Вопросы психологии» и др.)..

Перу Е.А. Климова принадлежит около 320 научных публикаций, более 30 учебников и учебных пособий. Но дело, разумеется, не в их количестве. Основные труды ученого заложили основы новых научных направлений, таких как психология труда, профессиональная ориентация. Это, прежде всего, такие книги как «Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода» (Казань, 1958), «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» (Казань, 1969), «Четыре задачи программированного обучения» (Казань, 1965), «Школа... а дальше?» (Л., 1971), «Путь в профессию» (Л., 1974), «Информационно-поисковая система «Профессиография» (Л., 1972), «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (М., 1983), «Как выбирать профессию?» (М., 1984, 1990), «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (М., 1986), «Введение в психологию труда» (М., 1988), «Психология профессионального самоопределения» (Ростов-на-Дону, 1996), «Психология: Учебник для школы» (М., 1997), «Основы психологии: Учебник» (М., 1997), «Основы психологии: Практикум» (М., 1999) и многие другие. Указываю только те, что Е.А. Климов высылал автору этой статьи с дарственной надписью.

Его неутомимая научно-педагогическая деятельность была увенчана многочисленными наградами, среди которых назовем Орден Почета (2001), орден Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (1998), Ломоносовскую премию Ученого совета МГУ «За педагогическую деятельность» (1999), премию Президиума Российской академии наук имени С.Л. Рубинштейна за серию

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

работ по тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности (2002). Он был признан победителем национального профессионального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх Российской психологии» (2004). Был награждён почетной грамотой за научно-педагогическую деятельность Академией государственной службы при Президенте РФ (2005). Учебное пособие Е.А. Климова «Педагогический труд: психологические составляющие» (М., 2004 г.) получило награду в конкурсе «Лучшая книга по педагогике -2006 г.» в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике».

Как ученый Е.А. Климов был неутомим. Его статьи в специальных журналах появлялись одна за другой. Вовсе не из желания польстить маститому ученому, отмечу, что его книги интересны и с пользой изучаются теми, для кого они предназначены. Вот передо мной лежит второе издание книги «Как выбирать профессию» с дарственной надписью и пожеланием всего доброго «от одного из вятичей». Эту книгу с удовольствием прочитает и старшеклассник. Эпиграфом к ней автор взял слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Уверен, что эти слова можно с полным основанием отнести не только к тем школьникам, которым книги нашего земляка помогут выбрать верный жизненный и профессиональный путь, но и к автору этих книг. Ведь для ученого нет большего счастья, чем увидеть результаты своих научных поисков воплощенными в жизнь, получившими признание. Е.А. Климов скончался 31 мая 2014 г. Список использованной литературы

1. Помелов, В.Б. Вятский уроженец - выдающийся психолог Е.А. Климов / Десятые Петряевские Чтения: материалы всероссийской научной конференции / ред. коллегия: С.Н. Будашкина и др. - Киров, 2010. - С. 308-311.

2. Помелов, В.Б. История Вятского образования: ХГУ-ХХГ вв. / В.Б. Помелов: монография. - Киров, 2013. - 1200 с.

3. Помелов, В.Б. Климов Евгений Александрович / Энциклопедия Земли Вятской: В 10 т. / гл. ред. В.А. Ситников / Том 6. - Киров, 1996. - с. 193.

4. Помелов, В.Б. Педагоги и психологи Вятского края. - Киров, 1993. - 84 с.

5. Помелов, В.Б. Психолог Е.А. Климов // История и культура Волго-Вятского края: материалы региональной научной конференции / ред. В.В. Низов. - Киров, 1994. - Т. 1. - С. 234-237.

© Помелов В.Б., 2016.

УДК 1

Топкина А.В., студентка НГПУ им. К.Минина, г.Нижний Новгород ,e-mail: [email protected] Минаева Е.В. канд. психол. наук, доцент НГПУ им. К.Минина, г.Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПРОЯВЛЕНИЯХ ТРЕВОЖНОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ

Аннотация

Статья раскрывает вопросы психологической тревожности и акцентуаций характера. Предпринята попытка экспериментальным путем проследить особенности взаимосвязей в проявлении тревожности и специфических черт акцентуаций характера у младших школьников третьего года обучения массовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.