МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
работ по тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности (2002). Он был признан победителем национального профессионального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх Российской психологии» (2004). Был награждён почетной грамотой за научно-педагогическую деятельность Академией государственной службы при Президенте РФ (2005). Учебное пособие Е.А. Климова «Педагогический труд: психологические составляющие» (М., 2004 г.) получило награду в конкурсе «Лучшая книга по педагогике -2006 г.» в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике».
Как ученый Е.А. Климов был неутомим. Его статьи в специальных журналах появлялись одна за другой. Вовсе не из желания польстить маститому ученому, отмечу, что его книги интересны и с пользой изучаются теми, для кого они предназначены. Вот передо мной лежит второе издание книги «Как выбирать профессию» с дарственной надписью и пожеланием всего доброго «от одного из вятичей». Эту книгу с удовольствием прочитает и старшеклассник. Эпиграфом к ней автор взял слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Уверен, что эти слова можно с полным основанием отнести не только к тем школьникам, которым книги нашего земляка помогут выбрать верный жизненный и профессиональный путь, но и к автору этих книг. Ведь для ученого нет большего счастья, чем увидеть результаты своих научных поисков воплощенными в жизнь, получившими признание. Е.А. Климов скончался 31 мая 2014 г. Список использованной литературы
1. Помелов, В.Б. Вятский уроженец - выдающийся психолог Е.А. Климов / Десятые Петряевские Чтения: материалы всероссийской научной конференции / ред. коллегия: С.Н. Будашкина и др. - Киров, 2010. - С. 308-311.
2. Помелов, В.Б. История Вятского образования: ХГУ-ХХГ вв. / В.Б. Помелов: монография. - Киров, 2013. - 1200 с.
3. Помелов, В.Б. Климов Евгений Александрович / Энциклопедия Земли Вятской: В 10 т. / гл. ред. В.А. Ситников / Том 6. - Киров, 1996. - с. 193.
4. Помелов, В.Б. Педагоги и психологи Вятского края. - Киров, 1993. - 84 с.
5. Помелов, В.Б. Психолог Е.А. Климов // История и культура Волго-Вятского края: материалы региональной научной конференции / ред. В.В. Низов. - Киров, 1994. - Т. 1. - С. 234-237.
© Помелов В.Б., 2016.
УДК 1
Топкина А.В., студентка НГПУ им. К.Минина, г.Нижний Новгород ,e-mail: [email protected] Минаева Е.В. канд. психол. наук, доцент НГПУ им. К.Минина, г.Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПРОЯВЛЕНИЯХ ТРЕВОЖНОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ
Аннотация
Статья раскрывает вопросы психологической тревожности и акцентуаций характера. Предпринята попытка экспериментальным путем проследить особенности взаимосвязей в проявлении тревожности и специфических черт акцентуаций характера у младших школьников третьего года обучения массовой школы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Тревожность, школьная тревожность, межличностная тревожность, самооценочная тревожность,
акцентуации характера.
К. Леонгард определяет акцентуацию характера как чрезмерную выраженность некоторых черт характера и их сочетаний, представляющую крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Автором выделены следующие акцентуации характера: демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность [5].
Под тревожностью в психологии понимается - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно [7].
Нас заинтересовал вопрос о связи в проявлениях тревожности и характерных черт акцентуаций характера.
В рамках опытно-экспериментального исследования была проведена диагностика учащихся 3 класса общеобразовательной школы г.Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовали 16 испытуемых. Для диагностики были использованы следующие методики: «Тест - опросник Г.Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности» [6], а так же «Шкала социально-ситуационной тревожности» О. Кондаша [7].
В ходе эксперимента решались следующие задачи: выявить уровень школьной, межличностной и самооценочной тревожности учащихся 3 класса; выявить акцентуации характера или характерные черты акцентуаций характера у испытуемых; установить связи между характерными чертами акцентуаций характера и видами тревожности у испытуемых.
На основе полученных результатов были сформулированы выводы.
Анализ полученных результатов по суммарной тревожности по всем используемым шкалам показал, что у испытуемых с высоким уровнем или средним уровнем, близким к высокому уровню (более 25 баллов) были выявлены характерные черты от одной до трех акцентуаций. У испытуемых с низким и средним уровнями тревожности были обнаружены характерные черты более трех акцентуаций характера. У одного испытуемого с низким уровнем тревожности были выявлены характерные черты 5 акцентуаций характера и три черты характера, граничащие с акцентуацией.
У испытуемых с низким уровнем школьной тревожности чаще всего проявляются характерные черты следующих акцентуаций характера: гипертимность (25% испытуемых), эмотивность (19% испытуемых), циклотимность (19% испытуемых). У испытуемых с низким уровнем самооценочной тревожности чаще всего проявляются характерные черты следующих акцентуаций характера: гипертимность (9 испытуемых), экзальтированность (31% испытуемых), эмотивность (25% испытуемых) и циклотимность (6 испытуемых). У испытуемых с низким уровнем межличностной тревожности чаще всего проявляются характерные черты следующих акцентуаций: гипертимность (37,5% испытуемых), экзальтированность (25% испытуемых), циклотимность (31% испытуемых).
У испытуемых со средним уровнем школьной тревожности чаще всего проявляются характерные черты акцентуаций: возбудимость (19% испытуемых) и гипертимность (25% испытуемых). У испытуемых со средним уровнем межличностной тревожности чаще всего проявляются характерные черты акцентуаций: гипертимность (19% испытуемых). У испытуемых со средним уровнем самооценочной тревожности акцентуации не были выявлены.
Таким образом, можно предположить, что у детей с более низкими уровнями тревожности чаще встречаются характерные проявления акцентуаций характера.
Список использованной литературы:
1. Тутушкина М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998.
2. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: В 2 кн. - Изд. 3-е. - М.:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х
Издательский центр «ВЛАДОС», 2001.
3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков:
/А. М. Прихожан. — Москва - Воронеж, 2000.
психологическая природа и возрастная динамика © Топкина А.В., Минаева Е.В., 2016
УДК 1
О.В. Усова
Доцент, к.психол.н., кафедра педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург Н.А. Сергеева магистр психологии, зав. ДОУ № 8 «Колосок» п. Б. Исотк, Свердловской области
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ СЕМЬИ
Аннотация
Предлагаемая вниманию читателя статья открывает серию публикация, посвященных проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. В настоящем исследовании рассматривается взаимосвязь и влияние фактора сплоченности семьи с изучаемым явлением. Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается в терминах подхода М.И. Лисиной [3], сплоченность семьи - в соответствии с моделью Д.Олсона [см.: 1,5]. Рассматриваемые нами явления выполнены в рамках системного подхода к исследованию.
Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязей (принадлежности к единой системе) показателей коммуникативной компетентности старших дошкольников и сплоченности их семьи, а также определении системообразующих факторов, оказывающих влияние на формирование данной компетентности.
Гипотезой исследования являлось предположение, что уровень семейной сплоченности старших дошкольников: (1) будет взаимосвязан с показателями их коммуникативной компетентности, (2) окажет влияние на данные показатели.
В ходе эмпирической проверки выдвинутой авторами гипотезы было определено, что: (1) показатели «Коммуникативной компетентности», и «Уровня сплоченности семьи» взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. При этом, данная система имеет ярко выраженные субсистемы -«Коммуникативная компетентность» и «Уровень сплоченности семьи». Кроме того, было выявлено, что уровень сплоченности семьи оказывает значимое влияние на показатели коммуникативной компетентности старших дошкольников. Коммуникативная компетентность старших дошкольников была выше в семьях, где зафиксированы пониженные, а не повышенные уровни сплоченности семьи. При пониженном уровне семейной сплоченности коммуникативная компетентность старших дошкольников имела пониженные значения. Выявленные факты позволяют специалистам, работающим с данной возрастной категорией детей, выстраивать педагогическое взаимодействие с учетом особенностей семейной ситуации, в которой находится ребенок. Результаты исследования также могут быть использованы в работе психологов и социальных работников для определения типов семейной сплоченности и выявления основных способов адаптации ребенка к ближнему и дальнему социальному окружению.
Ключевые слова: семейная сплоченность, модель Олдсона, коммуникативная компетентность дошкольников, системный подход, старший дошкольный возраст.