Научная статья на тему 'ЕВФИМИЯ ВЛАДИМИРОВНА И КАЛМАН КНИЖНИК: АДЮЛЬТЕР ИЛИ ПЕРЕМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА?'

ЕВФИМИЯ ВЛАДИМИРОВНА И КАЛМАН КНИЖНИК: АДЮЛЬТЕР ИЛИ ПЕРЕМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР МОНОМАХ / ЕВФИМИЯ / КАЛМАН КНИЖНИК / ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК / РУСЬ И ВЕНГРИЯ / АДЮЛЬТЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ищенко Александр Сергеевич

В статье рассматривается вопрос о причинах разрыва брачного союза между дочерью Владимира Мономаха Евфимией и венгерским королём Калманом Книжником. Выделяются различные версии этого разрыва, сводящиеся либо к личным отношениям - супружеской неверности Евфимии или жестоком обращении с нею Калмана, либо к политике - изменению политического курса, проводимого Владимиром Мономахом в отношении Венгрии и её соседей. Делается вывод, согласно которому наиболее вероятной версией является та, которая настаивает на адюльтере молодой русской княжны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVFIMIYA VLADIMIROVNA AND COLOMAN THE LEARNED: ADULTERY OR A CHANGE OF POLITICAL COURSE?

The article discusses the reasons for the rupture of the marriage between the daughter of Vladimir Monomakh, Euphemia, and the Hungarian King Coloman the Learned. There are different versions of the divorce, which are concerned with personal relationships - Euphemia’s adultery or Coloman’s cruel treatment, or with politics - a change of the political course of events pursued by Vladimir Monomakh in relation to Hungary and its neighbors. The author comes to the conclusion that the most likely version is the adultery of a young Russian princess.

Текст научной работы на тему «ЕВФИМИЯ ВЛАДИМИРОВНА И КАЛМАН КНИЖНИК: АДЮЛЬТЕР ИЛИ ПЕРЕМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА?»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

Па1аюрюош: еп %ропю, еп ярооюяю, еп егбег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 1 (17) 2022

ev "Проа^,

rrvTOApl

<2.

ПАААЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

А. С. Ищенко

Евфимия Владимировна и Калман Книжник: адюльтер или перемена политического курса?

УДК 94(470)

DOI 10.47132/2618-9674_2022_1_113 EDN MKPTAS

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о причинах разрыва брачного союза между дочерью Владимира Мономаха Евфимией и венгерским королём Калма-ном Книжником. Выделяются различные версии этого разрыва, сводящиеся либо к личным отношениям — супружеской неверности Евфимии или жестоком обращении с нею Калмана, либо к политике — изменению политического курса, проводимого Владимиром Мономахом в отношении Венгрии и её соседей. Делается вывод, согласно которому наиболее вероятной версией является та, которая настаивает на адюльтере молодой русской княжны.

Ключевые слова: Владимир Мономах, Евфимия, Калман Книжник, династический брак, Русь и Венгрия, адюльтер.

Об авторе: Александр Сергеевич Ищенко

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных технологий Новочеркасского инженерно-мелиоративного института Донского государственного аграрного университета. E-mail: ischenko-2010@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1225-4273

Для цитирования: Ищенко А. С. Евфимия Владимировна и Калман Книжник: адюльтер или перемена политического курса? // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2022. № 1 (17). С. 113-122.

Статья поступила в редакцию 24.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

Palaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev ei8ei Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 1 (17) 2022

ev "npoaoiy, ^ -

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pyct

Aleksandr Ischenko

Evfimiya Vladimirovna and Coloman the Learned: Adultery or a Change of Political Course?

UDK 94(470)

DOI 10.47132/2618-9674_2022_1_113 EDN MKPTAS

Abstract: The article discusses the reasons for the rupture of the marriage between the daughter of Vladimir Monomakh, Euphemia, and the Hungarian King Coloman the Learned. There are different versions of the divorce, which are concerned with personal relationships — Euphemia's adultery or Coloman's cruel treatment, or with politics — a change of the political course of events pursued by Vladimir Monomakh in relation to Hungary and its neighbors. The author comes to the conclusion that the most likely version is the adultery of a young Russian princess.

Keywords: Vladimir Monomakh, Euphemia, Coloman the Learned, Dynastic Marriage, Russia and Hungary, Adultery.

About the author: Aleksandr Ischenko

PhD in History, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social

Technologies of the Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute of Don State

Agrarian University.

E-mail: ischenko-2010@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1225-4273

For citation: Ischenko A. Evfimiya Vladimirovna and Coloman the Learned: Adultery or a Change of Political Course? Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2022, No. 1 (17), p. 113-122.

The article was submitted 24.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 16.11.2021.

Под 1112 г. в Повести временных лет среди прочего сообщается: «Того же лета ведоша Володимерьну Офимью въ Угры за короля»1. Невеста была дочерью Владимира Мономаха — на тот момент князя переяславского, смоленского и ростовского, а в скором будущем — великого князя киевского. Мужем же её стал венгерский король Калман Книжник (1095-1114/6)2. Для него это был уже второй брак. Первая супруга Бузилла — дочь сицилийского герцога Рожера умерла, а в том же 1112 г., по сообщению Венгерского хроникального свода, за ней последовал и сын короля Ласло3. Оставшись с последним сыном и наследником Иштваном, Калман, по-видимому, решил «перестраховаться» от вымирания своей ветви в связи с чем и пошёл на заключение второго брака, надеясь ещё раз стать отцом с молодой русской женой4.

Исходя из канонического брачного возраста для девушек 12-14 лет, родилась Евфимия в конце 1090-х гг., то есть была младше своего супруга по меньшей мере на 25 лет5, что для подобного рода династических браков, впрочем, не было каким-то нонсенсом6. Во главу угла ставился политический расчёт. Неслучайно ведь Калман высватал не кого-либо из многочисленных русских княжон, а именно дочь Владимира Мономаха, одного из наиболее авторитетных князей Руси, известного далеко за её пределами. Так, когда в 1111г. он одержал победу над половцами, то летописец не преминул отметить, что слава его прошла «къ Грекомъ и Угромъ, и Ляхомъ, и Чехомъ, дондеже и до Рима проиде»7. В окружении короля не могли не знать и того, что он был наиболее реальным претендентом на великокняжеский киевский стол. Желание Калмана иметь ещё одного, запасного, наследника сочеталась, тем самым,

1 Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. 2-е изд., подг. М. Б. Свердловым. СПб., 1996. С. 125. Этим же годом брак датирует и венгерская хроника Я. Туроци (Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII в. // Известия АН СССР. 7 серия. 1930. № 8. С. 591). М. К. Юрасов исходя из других событий, упомянутых в Повести временных лет под 1112 г. и имеющих точные даты, уточняет: Евфимия должна была уехать к будущему мужу в середине мая 1112 г. (Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха: Борис Калманович, князь-авантюрист. СПб., 2017. С. 52). Если это так, то её брак с Калманом следует датировать не ранее июня того же года.

2 В литературе встречаются различные написания имени венгерского короля: Коломан, Кальман, Калман. Мы будем придерживаться последнего.

3 Венгерский хроникальный свод // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон и др. Т. IV. Западноевропейские источники. М., 2010. С. 363.

4 Грушевський М. С. Iсторiя Украши-Руси. в 11т., 12 кн. Т. 2. Кшв, 1992. С. 117; Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович... С. 591; Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха... С. 49-50, 55; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. М.; СПб., 2019. С. 146.

5 Точный год рождения Калмана, как и Евфимии, неизвестен. Н. М. Карамзин писал, что ко времени своей второй женитьбы венгерский король был «уже престарелый» (Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II-III. М., 1991. С. 88). Детально исследовавший историю этого брака С. П. Розанов с сожалением отмечал, что не смог найти в источниках года рождения Калмана. Нашёл его он только в Британской энциклопедии, в которой указывается 1070 г. (Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 590, прим. 6). В современной историографии можно встретить и другие даты. Л. Войтович, например, называет 1065 г. (Войтович Л. Княжа доба: портрети елгги. Бша Церква, 2006. С. 459).

6 Выданная в том же 1112 г. замуж за Ярослава Святополчича внучка Владимира Мономаха, дочь его старшего сына Мстислава была лет на 20 младше своего супруга, являвшегося едва ли не ровесником её отца (Абуков С. Н. Брак Ярослава Святополчича с внучкой Владимира Мономаха и конфликт на Волыни в 1117-1123 годах // Учёные записки Орловского гос. ун-та. 2016. № 3 (72). С. 10).

7 Повесть временных лет. С. 125.

со стремлением не просто «увеличить число своих союзников на русской земле»8, а сделать одним из них самого влиятельного русского князя. П. П. Толочко полагает, что «родственные связи с Мономахом нужны были Калману для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в борьбе с оппозицией, поддерживавшей притязания на престол его брата Алмоша»9.

Владимир Мономах в свою очередь, выдавая дочь «въ Угры», был также заинтересован в этом браке, ведь он был способен поднять его авторитет в Европе и подчеркнуть превосходство над прочими князьями Руси. Поэтому его не остановило даже «латинство» Калмана. По мнению М. Д. Присёлкова, перед тем как решиться на этот брак, Владимир обратился к митрополиту Никифору с «вопрошанием» по поводу причин «великой схизмы». Само «вопрошание» до нас не дошло, но сохранился ответ митрополита — «Послание о вере латинской»10. Точная дата его написания неизвестна, но связывая данное послание с намерением Владимира Мономаха выдать дочь замуж за венгерского короля, М. Д. Присёлков датировал его 1112 г.11 Развивая эту гипотезу, М. В. Левченко писал: «Конечно, отважное послание митрополита, бичующее заблуждения латинян, не помешало Владимиру выдать свою дочь в "угры". Но отношения между Мономахом и митрополитом оставались хорошими и прочными»12. М. К. Юрасов считает, что «предчувствуя очередную борьбу за верховную власть на Руси после смерти Святополка Изяславича», Мономах хотел «установить тесные связи с некоторыми западными соседями, что обеспечило бы ему политическую и военную поддержку в случае борьбы с другими претендентами на киевский стол»13.

Прочного союза, однако, не получилось. Брак оказался непродолжительным и драматичным. Прошло не более полутора лет, как он распался. Обвинённая в неверности Евфимия была отослана на Русь, где вскоре родила сына14. Повесть

8 Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха... С.55; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 146. Брат короля герцог Алмош с 1104 г. был женат на Предславе, дочери киевского князя Святополка Изяславича.

9 Толочко П. П. 1сторичш портрети: 1з кторп давньорусько! та европейсько! полiтики X-XII ст. Ки!в, 1990. С. 159; Его же. Династические браки на Руси XII-XIII вв. СПб., 2017. С. 102. Ср.: Лукач Б.1. Укршнсько-угорсью вщносини наприкшщ IX — середин XIII ст. // Науковий вкник Дипломатично! академп Укршни. 1998. Вип. 1. С. 38. Аналогичной точки зрения придерживается и Д. Дёрффи, считающий, что ставка, сделанная Калманом на укрепление связей с Владимиром Мономахом, была призвана дать королю такие же возможности для использования «русского фактора», какие были у Алмоша. «Этот брак, — цитирует Дёрффи М. К. Юрасов, — мог бы дать военную гарантию от тестя Алмоша, в тылу киевского великого князя» (Юрасов М. К. Внук Владимира Мономаха. С. 55; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 146). Однако, поскольку Святополк ни разу военной помощи Алмошу не оказывал, то данное мнение не выглядит убедительным.

10 Послание Владимиру Мономаху о вере латинской // Творения митрополита Никифора. М., 2006. С. 124-151.

11 Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 2003. С. 174.

12 Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 476.

13 Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С.53; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 145.

14 М. К. Юрасов считает, что высылка Евфимии на родину примерно совпала с занятием Владимиром Мономахом киевского княжеского стола. См.: Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С. 57; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 147. О том, что разрыв её отношений с Калманом «состоялся, видимо, уже на следующий год» после замужества пишет и А. В. Назаренко (Назаренко А.В. Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеимона в Кельне и семейство Мстислава Великого (конец XI — начало

временных лет об этом умалчивает, зато Венгерский хроникальный свод XIV в. посвящает объяснению причин быстрого распада семейного союза целую главу. В ней, в частности, сообщается, что Калман «развёлся (с Евфимией Владимировной. — А. И.), застав её в грехе прелюбодеяния. Ведь знал, что написано: "Кого Бог связал, человек да не разлучает". То есть беззаконно и беспричинно. Потому не сам он с ней разлучился, а закон разлучил его с нею, в обвинение которой — [само] пребывание под судом, в осуждение — [сама] вина, в уличение — [само] злодеяние. Итак, закон отправил её назад в её землю. Вне брака она родила сына по имени Борис (ВопШ)»15. Вслед за этим о нарушении Евфимии супружеской верности упоминают и ряд других венгерских хронистов и историков. Например, в «Истории Венгрии» И. Фесслера читаем, что уже «через несколько месяцев после свадьбы Калман объявил себя постыдно ею обманутым и поручил расследовать дело придворному суду. Тот нашёл её виновной. Но король освободил её от законного наказания и отослал её на её родину к отцу»16.

Но действительно ли Евфимия была виновна? Исследователи не могут дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. С. П. Розанов считает, что главная причина разрыва брака была в неуравновешенности и даже жестокости характера Калмана, в течение 1109-1112 гг. ослепившего брата Алмоша и его малолетнего сына Белу17. По его мнению, это не Калман отослал Евфимию на Русь, а она сама, не имея сил вытерпеть его жестокости и распутства, оставила его и вернулась к отцу18. В пользу её невиновности свидетельствует, согласно С. П. Розанову тот факт, что европейские государи — современники Калмана и его преемников Иштвана II (1114/61131), Белы II Слепца (1131-1141) и Гезы II (1141-1162) — не подвергали сомнению то, что законным отцом её сына Бориса был Калман. Довод, однако, не убедительный, ведь, как заметил М. К. Юрасов, Евфимия могла совершить грех прелюбодеяния, будучи уже беременной от Калмана19. Да и поддерживая Бориса в его притязаниях на венгерский престол польский король Болеслав III Кривоустый, византийский император Мануил I Комнин и германский император Конрад III, явно руководствовались не столько законностью его прав, сколько собственными

XII века) // Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI-XII вв. М., 2001. С. 607).

15 Венгерский хроникальный свод. С. 364. Ср.: Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С. 54, 157. Данный фрагмент, демонстрирующий с опорой на Мф 19:6 и Мк 10:9, милосердие и всепрощение Калмана, был, по мнению М.К. Юрасова, написан не ранее 1129 г., т.е. уже после смерти короля (Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С. 157-158; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 146).

16 Цит. по: Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С.587. Более неопределённо о прелюбодеянии Евфимии в «Анналах королей Венгрии» писал Д. Прай, мнение которого приводит Н. М. Карамзин: «она родила Бориса то ли от Калмана, то ли от кого-то другого — достоверно это неизвестно». Сам Историограф по этому поводу никак не высказывается, но приводит далее мнение Я. Туроци, в хронике которого о Евфимии написано «прямо», что «от прелюбодеяния родила она сына по имени Борис» (Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II-III. С. 270, прим. 209).

17 Согласно другой точке зрения, которой придерживается большинство венгерских историков, а из российских — М. К. Юрасов, Алмош вместе со своим сыном Белой были ослеплены не ранее 1114 г., т.е. уже после высылки Евфимии на Русь (ЮрасовМ.К. Внук Владимира Мономаха. С. 60-62; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 149-151).

18 Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 592. Ср.: Толочко П.П. 1сто-ричш портрети. С. 159.

19 Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С.56; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 147.

интересами. Будучи врагами вышеупомянутых венгерских королей, они использовали Бориса в своих политических целях. Точно так же имея свои виды на Нижнее Подунавье, Владимир Мономах поддержал византийского самозванца Леона Диоге-новича (мнимого сына императора Льва IV Диогена), за которого даже выдал дочь Марицу (Марию)20.

По мнению ряда историков, обвинение Евфимии в супружеской неверности появилось позднее. С. П. Розанов, а вслед за ним и П. П. Толочко считали, что впервые об этом заговорили в Венгрии около 1131г., когда сын Евфимии и Калмана Борис заявил права на венгерскую корону21. С тем, что Калман к этому обвинению отношения не имел согласен и В. Т. Пашуто. По поводу причины разрыва династических связей между Рюриковичами и Арпадами он выдвинул следующее предположение: «видимо она — в перемене политической роли самого Мономаха и в его отношении к союзной Венгрии Волыни и враждебной ей Византии»22. Вряд ли, однако, подмеченные им изменения политического расклада сил, действовавших в зоне русско-венгерского пограничья, могли вызвать столь резкую реакцию Калмана. Ведь высылкой Евфимии на родину король, как заметил М. К. Юрасов, «по сути дела перечеркнул результаты многомесячной деятельности своих дипломатов и создал условия для того, чтобы Владимир Всеволодович стал враждебным Венгрии государем»23. Замечание весьма резонное, однако, в итоге М. К. Юрасов всё же склонился к господствующей в отечественной историографии точке зрения, согласно которой версия об адюльтере была создана уже после смерти Калмана и активно поддерживалась при его преемниках Беле II и Гезе II для отклонения претензий рождённого Евфими-ей сына Бориса на венгерский престол24. Иными словами, причины разрыва между Евфимией и Калманом лежали, по его мнению, отнюдь не в семейных отношениях. В чём же именно тогда они состояли сколько-нибудь внятного ответа М. К. Юрасовым не дано. «Имеющаяся в нашем распоряжении информация источников, — заключает исследователь, — пока не позволяет ответить на вопрос о причинах возвращения Ев-фимии Владимировны на Русь после недолгой супружеской жизни с Калманом»25.

20 Котляр Н. Ф. Дипломатия Южной Руси. СПб., 2003. С. 66; Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015. С. 155-158; Ищенко А.С. Византийское наследие Владимира Мономаха // Вопросы истории. 2017. № 5. С. 81-82.

21 Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович... С. 593; Толочко П. П. 1сторичш портрети... С. 160; Его же. Династические браки на Руси XII-XIII вв. СПб., 2017. С. 103.

22 Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М.; Л., 1968. С. 167. Ср.: Пушкарёва Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. С.33; Котляр Н.Ф. Дипломатия Южной Руси. СПб., 2003. С.68. С. Г. Полякова также полагает, что Евфимия была выслана из Венгрии вследствие ухудшения отношений её мужа Калмана с тестем Владимиром Мономахом (Полякова С.Г. Русско-венгерские отношения в свете династических браков XI-XIII вв. // Вестник БГУ. Ч. 2. Брянск, 2006. http://pandia.ru/text/77/150/8209.php (дата обращения: 10.09.2021)).

23 Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С.56; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 147.

24 Развивая точку зрения С. П. Розанова, Юрасов полагает, что до 1131 г. необходимость формулирования версии о рождении Евфимией сына Бориса от прелюбодеяния отсутствовала. Во-первых, венгерский трон занимал старший брат Бориса Иштван II, а во-вторых, родившийся на Руси Борис никак не проявлял себя до указанного года. Исходя из этого, исследователь приходит к выводу, что «версия о незаконнорожденности Бориса могла быть выдвинута, что называется, "явочным порядком" с целью вызвать сомнения в стане врагов в целесообразности отстаивания интересов "мнимого" претендента на корону св. Иштвана» (Юрасов М. К. Внук Владимира Мономаха. С. 162).

25 Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С.56; Его же. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 147.

Рассматривая внешнюю политику периода киевского княжения Владимира Мономаха, М. К. Юрасов не оставляет без внимания ни одной его внешнеполитической акции, будь то его антивизантийская политика на Нижнем Дунае, или сдерживание натиска на русские границы степняков. На этом фоне реакция киевского князя на нанесённое ему Калманом оскорбление, а точнее — отсутствие таковой, выглядит резонансом. Владимир не предпринял никаких действий ни для наказания, нанесшего ему оскорбление зятя Калмана, ни для налаживания отношений с его приемником Иштваном II26. И это при том, что его ревностное отношение к фамильной чести было общеизвестным. Так, когда в 1117 г. до Мономаха дошли жалобы его внучки, дочери Мстислава на неправды со стороны её мужа волынского князя Ярослава Святополчича, то он немедленно совершил против него военный поход. Позднее, когда Ярослав всё-таки отослал от себя нелюбимую жену, то, не дожидаясь похода Мономаха, сам убежал от его карающей руки в Польшу27. Конечно, в данном случае обидчиком был вассал киевского князя, но известно, что точно также он реагировал и на обиды, причинённые его семье правителями соседних стран. Так, например, Мономах защищал честь своего зятя Леона Диогеновича, обиженного императором Алексеем Комниным, а затем и внука Василька, снаряжая на Дунай поход за походом28. Поэтому уже сам по себе отказ от мести Калману наталкивает на мысль о признании отцом виновности дочери. Не будем забывать, что венгерский король был уже далеко немолодым, вскоре после второй женитьбы «начал сильно болеть»29, а через два года и вовсе умер.

Помимо возраста и болезней Калмана не могла способствовать его сближению с Евфимией и сама внешность короля. Выделяясь своим государственным умом и образованностью, в физическом отношении он был крайне непривлекательным. Хронист Я. Туроци рисует его косматым, кривым, горбатым, хромым и шепелявым30. С. П. Розанов полагал, что и моральный облик венгерского короля оставлял желать

26 Об отсутствии реакции Владимира Мономаха на высылку Евфимии на Русь пишут практически все историки за исключением А. В. Назаренко. Ссылаясь на призыв умирающего Калмана к своему сыну и преемнику Иштвану II и венгерским магнатам «после его смерти отомстить русским за обиду, которую те нанесли», он полагает, что «ещё при жизни короля Владимир Мономах успел прибегнуть к какому-то акту возмездия против Венгрии» (Назаренко А. В. Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде» ... С.605-606; Его же. Владимир Мономах и Вельфы // Средневековая Русь / Отв. ред. А. А. Горский. Вып. 7. М., 2007. С. 73). Однако специально исследовавший этот вопрос М. К. Юрасов пришёл к выводу, что никакой реакции со стороны Владимира Мономаха не последовало, а мнение А. В. Назаренко — «не более чем догадка, никак не подкреплённая конкретными данными источников» (Юрасов М. К. Внук Владимира Мономаха. С. 62).

27 Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 592-593; ТолочкоП.П. 1сто-ричш портрети. С.159-160; Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. С.168-169; Абуков С. Н. Брак Ярослава Святополчича с внучкой Владимира Мономаха и конфликт на Волыни в 1117-1123 годах. С. 11.

28 Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. С. 155-158; Боровков Д.А. Владимир Мономах. Между историей и легендой. М., 2021. С. 170-174.

29 Венгерский хроникальный свод. С. 365.

30 Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 590; Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха. С. 248, прим. 15. Конечно, подобного рода характеристики Калмана, как совершенно справедливо заметил С. П. Розанов, «идут от монахов, враждебно к нему настроенных за его свободное отношение к церкви и духовенству, но по-видимому его наружность действительно была очень непривлекательна, так как хотя он и был старше своего брата Альма (Алмоша. — А. И.), но король Ладислав (Ласло I Святой. — А. И.) предназначил его к духовному званию и дал ему соответствующее богословское образование, а младшему Альму намерен был предоставить трон» (Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 590).

лучшего. Но это уже явное домысливание, призванное оправдать Евфимию, переложить вину за разрыв брачного союза с неё на Калмана. Ведь поскольку «вопрос о причинах этого разрыва суживается у нас в рамки главным образом личных отношений»31, то негоже винить в этом русскую княжну, ведь по общему мнению отечественных историков, выраженному Л. Е. Морозовой, «русские княжны всегда отличались высокой нравственностью и целомудрием»32. Тем более речь идёт о дочери прославленного Владимира Мономаха. Уже само её происхождение должно было, как считает С. П. Розанов, воспитать в ней «скорее чувство гордости и во всяком случае чувство собственного достоинства, чувство самоуважения, сдержанности, а никак не распущенности»33. Распущенность в противовес венгерским историкам М. Хорвату и Л. Салаи, наделявших ею Евфимию, он приписывает самому Калману, хотя и признаёт, что о нравственной стороне его жизни сведений не имеет, ссылаясь лишь на распутный образ жизни его сына Иштвана34. Можно, конечно, допустить, что Иштван брал пример с отца, но ни возраст, ни состояние здоровья Калмана, когда тот женился на Евфимии, не располагали к подобному образу жизни, скорее наоборот — даже если он когда-то и отличался распущенностью, то должен был в конце концов остепениться.

Таким образом, несмотря на то что данные источников и их учёные толкования не позволяют дать однозначного ответа на вопрос о причинах разрыва между венгерским королём Калманом Книжником и дочерью Владимира Мономаха Евфими-ей, из существующих версий наиболее вероятной выглядит та, которая настаивает на адюльтере молодой русской княжны.

31 Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 591.

32 Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009. С.310. Поэтому обвинения Евфимии в неверности исследовательница считает «беспочвенными». «Скорее всего, — догадывается она, — Калмана кто-то настроил против Евфимии, боясь, что именно её сын наследует венгерский престол» (Там же).

33 Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 589. Кроме того, измена Евфимии Калману была недопустима, как считает С. П. Розанов, с психологической точки зрения: «именно, как это возможно, чтобы Евфимия, только что вступившая в брак с королём, там, в чужой стране, в первые же месяцы своего брака, завела любовника? Это психологически недопустимо» (Там же). Так это или нет, сказать трудно. Наверное, набожный образ жизни отца, известный нам из Повести временных лет и Поучения Владимира Мономаха не мог не повлиять на формирование Евфимии. Однако, в отличие, например, от своей тётки Евпраксии Всеволодовны, имевшей сходную с ней судьбу (Рюсс Х. Евпраксия-Адельгейда: биографический этюд // Russica Antiqua. 2010. № 2. С. 84-108), вернувшись на родину, она не приняла постриг, предпочтя монастырскому затворничеству жизнь в миру. О том, что Евфимия не только жила, но и умерла в миру свидетельствует летописное известие о её кончине, помещённое в Лаврентьевской летописи под 1138 г., а в Ипатьевской — под 1139 г.: «Преставися Володимерьна Ефимья месяца априля в 4 день, в понедельник порозное неделе, и положена бысть на Берестовемь у Святого Спаса» (Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 599).

34 Розанов С. П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. С. 592. Некоторые основания для обвинения Калмана в распущенности можно, впрочем, найти в рассказе Венгерского хроникального свода о скоротечности его второго брака. Как считает А. В. Назаренко, столь «развёрнутое объяснение причин развода свидетельствует о том, что в венгерском обществе присутствовало мнение, будто король отослал вторую жену именно "вследствие необузданности и безрассудства"». Этой версии, по его мнению, «придерживалась та часть венгерской знати, которая поддерживала претензии сына Евфимии Бориса. на венгерский престол» (Венгерский хроникальный свод. С. 364, прим. 81).

Источники и литература

1. Абуков С.Н. Брак Ярослава Святополчича с внучкой Владимира Мономаха и конфликт на Волыни в 1117-1123 годах // Учёные записки Орловского государственного университета. 2016. № 3 (72). С. 9-14.

2. Боровков Д.А. Владимир Мономах. Между историей и легендой. М.: Центрполиграф, 2021. 254 с.

3. Венгерский хроникальный свод // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон и др. Т. IV. Западноевропейские источники. М.: Русский Фонд Содействия образованию и Науке, 2010. С. 353-372.

4. Войтович Л. Княжа доба: портрети елии. Бша Церква: Видавець Олександр Пшонювсь-кий, 2006. 782 с.

5. Грушевський М. С. Iсторiя Украши-Руси: в 11т., 12 кн. / Редкол.: П. С. Сохань (голова) та ш. Т. 2. Ки!'в: Наукова думка, 1992. 640 с.

6. Ищенко А. С. Византийское наследие Владимира Мономаха // Вопросы истории. 2017. № 5. С. 74-90.

7. Карамзин Н М.. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II—III / Под ред. А. Н. Сахарова. М.: Наука, 1991. 832 с.

8. Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М.: Молодая гвардия, 2015. 386 с.

9. Котляр Н. Ф. Дипломатия Южной Руси. СПб.: Алетейя, 2003. 300 с.

10. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 554 с.

11. Лукач Б. I. Украшсько-угорсью вщносини наприкшщ IX — середиш XIII ст. // Науко-вий вкник Дипломатично! академп Украши. 1998. Вип. 1. С. 37-39.

12. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М.: АСТ, Астрель, 2009. 610 с.

13. Назаренко А.В. Владимир Мономах и Вельфы // Средневековая Русь / Отв. ред. А. А. Горский. Вып. 7. М.: Индрик, 2007. С. 71-119.

14. Назаренко А.В. Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеимона в Кельне и семейство Мстислава Великого (конец XI — начало XII века) // Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI-XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 585-616.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М.; Л.: Наука, 1968. 472 с.

16. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. 2-е изд., подг. М. Б. Свердловым. СПб.: Наука, 1996. 668 с.

17. Полякова С.Г. Русско-венгерские отношения в свете династических браков XI-XIII вв. // Вестник БГУ. Ч. 2. Брянск, 2006. http://pandia.ru/text/77/150/8209.php (дата обращения: 10.09.2021).

18. Послание Владимиру Мономаху о вере латинской // Творения митрополита Ники-фора. М.: Наука, 2006. С. 124-151.

19. Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб.: Наука, 2003. 246 с.

20. Пушкарёва Н. Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. 286 с.

21. Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII в. // Известия Академии наук СССР. 7 серия: отделение общественных наук. 1930. № 8. С. 585-599.

22. Рюсс Х. Евпраксия-Адельгейда: биографический этюд // Russica Antiqua. 2010. № 2. С. 54-112.

23. Толочко П. П. Династические браки на Руси ХП-ХШ вв. СПб.: Алетейя, 2017. 189 с.

24. Толочко П.П. 1сторичш портрети: 1з кторп давньорусько! та европейсько! полiтики Х-ХП ст. Ки!'в: Наукова думка, 1990. 272 с.

25. Юрасов М.К. Венгрия и русские княжества в XII в. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 496 с.

26. Юрасов М. К. Внук Владимира Мономаха: Борис Калманович, князь-авантюрист. СПб.: Наука, 2017. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.