Научная статья на тему 'Евангелизация против насилия: теоретические основы католической модели воспитания молодежи в Италии'

Евангелизация против насилия: теоретические основы католической модели воспитания молодежи в Италии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИТАЛИЯ / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ЮНОШЕСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ / ДОН БОСКО / САЛЕЗИАНСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ / ПАСТЫРСКИЙ ПРО-ЕКТ "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ" / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

Статья посвящена теме юношеской агрессии и тем мерам, которые пред-принимает католическая церковь в Италии, чтобы предотвратить это явление. Причину насилия церковные иерархи усматривают в разрыве традиционных связей, индивидуализме, нравственном релятивизме, фрагментации общества, в стремлении европейских государств монополизировать и идеологизировать воспитание молодёжи, отстранив от этого процес-са семью и придав ему исключительно светский характер. «Золотым стандартом» католи-ческого воспитания в Италии является салезианская педагогическая программа. Католиче-ская церковь делает выбор в пользу превентивного воспитательного метода, призывает на-ставников отказаться от крайностей агностицизма, субъективизма, патернализма, ав-торитаризма в педагогике и упреждать нежелательные поступки или агрессию подростка. Важное место в теоретических разработках церкви отводится воспитанию в подростках критического отношения к СМИ и медиа, поддержке семьи, евангелизации, защите тради-ционных ценностей, формированию гуманистически ориентированного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евангелизация против насилия: теоретические основы католической модели воспитания молодежи в Италии»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 322

Вероника ЯЗЬКОВА

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ НАСИЛИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ИТАЛИИ

Аннотация. Статья посвящена теме юношеской агрессии и тем мерам, которые предпринимает католическая церковь в Италии, чтобы предотвратить это явление. Причину насилия церковные иерархи усматривают в разрыве традиционных связей, индивидуализме, нравственном релятивизме, фрагментации общества, в стремлении европейских государств монополизировать и идеологизировать воспитание молодёжи, отстранив от этого процесса семью и придав ему исключительно светский характер. «Золотым стандартом» католического воспитания в Италии является салезианская педагогическая программа. Католическая церковь делает выбор в пользу превентивного воспитательного метода, призывает наставников отказаться от крайностей - агностицизма, субъективизма, патернализма, авторитаризма в педагогике и упреждать нежелательные поступки или агрессию подростка. Важное место в теоретических разработках церкви отводится воспитанию в подростках критического отношения к СМИ и медиа, поддержке семьи, евангелизации, защите традиционных ценностей, формированию гуманистически ориентированного общества.

Ключевые слова: католическая церковь, Италия, евангелизация, воспитание молодёжи, юношеская и подростковая агрессия, Дон Боско, салезианская конгрегация, пастырский проект «Воспитательный вызов», гуманизм.

Приобщение молодёжи к духовно-нравственным ценностям - одна из важнейших задач современного мира. Недавние трагические события в Крыму наравне с другими эпизодами юношеской немотивированной агрессии доказали, что воспитание у детей и подростков гуманности, толерантности, солидарности как элементарных моральных норм необходимо начинать уже в школе. В Италии эта проблема также находится в центре внимания общественного мнения и католической церкви, хотя до недавнего времени страна слыла достаточно благополучной, занимая одно из последних мест в Европе по числу подростковых суицидов1 и юношеской агрессии.

По данным итальянской службы «Голубой телефон Doxa Kids» за 2014 г., подростки склонны проявлять насилие следующим образом: злоупотребляют алкоголем или наркотиками; не умеют справиться с эмоциями, особенно с гневом; угрожают сверстникам, избивают их или издеваются над ними другим способом, чтобы добиться желаемого или дать выход фрустрации или ярости. Агрессия принимает различные формы вплоть крайних - издевательств над одноклассниками (буллинга) в школе2, вандализма, хулиганства, доведения до самоубийства, истязания животных и т.д. Согласно опросу с участием 1500 молодых людей в возрасте

© Язькова Вероника Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018198203

1 Vichi M. Conti S. Il fenomeno suicidario in Italia. 18 settembre 2014. URL: http://www.epicentro.iss.it/temi/mentale/ SuicidiItalia2014.asp.

2 Cingolani M.M. Bullismo fenomeno di disorientamento. URL: http://www.ascolto-ansia.it/psicologia_riflessioni/ bullismo_psicologia. html.

от 11 до 18 лет (52% юношей, 48% девушек), 13,9% опрошенных стали жертвой вербальных издевательств, 5,7% подверглись побоям со стороны партнёра и сексуальной агрессии, 2,7% испытали на себе психологическое давление1. В последнее время сообщения об эпизодах бул-линга в школе и особенно кибербуллинга в интернете участились. По данным 2015 г., непосредственными жертвами «буллов» стали 16,9% молодых людей 11-17 лет и опосредованными - 10,8%2.

Причину подобных вспышек юношеской агрессии католическая церковь усматривает в разрыве традиционных связей, индивидуализме, нравственном релятивизме, фрагментации общества, в стремлении европейских государств монополизировать и идеологизировать воспитание молодёжи, отстранив от этого процесса семью и придав ему исключительно светский характер.

Современный человек отстаивает свою «индивидуальность», креативность, спонтанность реакций, раскованность, требует свободы от социума, свободы, которая понимается им, прежде всего, как избавление от традиционных связей, отмечает в статье «Воспитание сегодня. По ту сторону идеологий. На службе у человека» С. Белардинелли, итальянский социолог, профессор университета Болоньи и ряда других ведущих вузов страны. Человек, в самом деле, этого добился, во многом он волен поступать, как знает, никто не умаляет его креативности, но ценой свободы становится его одиночество, снижение социальной значимости: общество постмодерна начинает игнорировать субъекта, «функционировать так, как если бы он не существовал» , ставить под сомнение ценность человеческой жизни, критерии истины и блага4. В то же время с разрывом традиционных уз происходит разрыв связи человека с историей своей страны, своего рода, своей семьи. Под ударом оказывается преемственность поколений, чувство долга, передача духовных и культурных ценностей. Люди перестают понимать, что нуждаются в воспитании не для того, чтобы «удовлетворить тому или иному идеологическому принципу» 5, а чтобы найти свой путь в жизни, стать личностью, чья уникальность проявляется именно в системе общественных связей. В эпоху технологического прорыва, глобализации, гиперинформированности особую значимость приобретает проблема ответственности индивида перед окружающими.

Неразрывную связь воспитания верующих с евангелизацией подчёркивали три последних понтифика - Иоанн Павел II6, Бенедикт XVI7 и нынешний папа Франциск. Как отмечает-

1 Violenza tra adolescenti. URL: http://www.azzurro.it/it/informazioni-e-consigli/violenza-tra-adolescenti.

2 Comportamenti offensivi e violenti tra i giovanissimi: bullismo. Istat. URL: https://www.istat.it/it/archivio/176335 (дата обращения 01.11.2018).

Belardinelli S. L'educazione oggi: oltre le ideologie al servizio della persona. URL: https://it.zenit.org/articles/l-educazione-oggi-oltre-le-ideologie-al-servizio-della-persona-2/.

4 Lettera del Santo Padre Benedetto XVI alla diocesi e alla citta di Roma sul compito urgente dell'educazione. Vaticano, 21.01.2008. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/letters/2008/documents/hf_ben-xvi_let_2008 0121_educazione.html.

5 Belardinelli S. L'educazione oggi: oltre le ideologie al servizio della persona. URL: https://it.zenit.org/articles/l-educazione-oggi-oltre-le-ideologie-al-servizio-della-persona-2/.

6 Giovanni Paolo II. Memoria e identita. Milano, 2005. P. 105.

7 Lettera del Santo Padre Benedetto XVI alla diocesi e alla citta di Roma sul compito urgente dell'educazione. Vaticano, 21.01.2008. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/letters/2008/documents/hf_ben-xvi_let_2008 0121_educazione.html.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

ся в Апостольском обращении папы Франциска «Evangeli gaudium» (2013 г.), мы живём в информационном обществе, насыщающем и перенасыщающем нас сведениями, в итоге «заставляющем нас чудовищно поверхностно определять нравственные проблемы. Следовательно, необходимо образование, обучающее критическому мышлению и предлагающее путь к зрелому восприятию ценностей» (№65)1. Воспитательный процесс, как, впрочем, евангелизация, не может и не должен быть «техническим проектом», который государство или общество делегирует так называемым «экспертам». Это процесс, нацеленный на обретение равновесия между свободой и дисциплиной2, требующий от участников - прежде всего членов семьи -любви, самопожертвования, терпения.

Современная педагогика предлагает различные воспитательные техники. По мнению авторов монографии «Эпоха грустных страстей» М. Бенасаяга и Ж. Шмита, в арсенале воспитательных средств общества два основных рычага: жёсткое принуждение или «соблазнение коммерческого типа». Сегодня, отмечают специалисты, уже невозможно сказать ученику: «Ты должен меня слушать и уважать просто потому, что я - учитель». Воспитанник выступает в роли клиента, который покупает или не покупает «товар», предложенный ему взрослым «про-давцом»3. И когда подобная стратегия терпит поражение, вседозволенность оборачивается ещё более жёсткой формой принуждения: воспитатель неизбежно прибегнет к силе. Не удивительно, что в результате падает авторитет наставника, искажается воспитательная функция семьи. Не менее опасными представляются церкви попустительство, ведущее к этическому релятивизму, «огосударствление» воспитания, сциентизм и так называемый «постгуманизм» -два последних явления признаются враждебными западной культурной антропологии4.

Католические авторы утверждают, что школа обязана оставаться консервативной, чтобы «держать в узде революционный... запал, который есть в каждом ребёнке», но в то же время она не должна быть «вооружённой рукой» государства5, убеждённого в своём исключительном праве устанавливать светские критерии воспитания юношества. Разработанный в 2009 г. под эгидой Итальянской епископской конференции (CEI) пастырский проект в области воспитания юношества на 2010-2020 гг. под названием «Воспитательный вызов» подчёркивает значение любви, свободы, ответственности, человеческой солидарности6. Золотым стандартом католического воспитания в Италии по-прежнему остаётся педагогическая программа пьемонтского священника Дона Боско (1815-1888), основателя Салезианской конгрегации, канонизированного в 1934 г. Автор брошюры «Превентивная система воспитания юношества», Дон Боско усматривал основную задачу наставника в том, чтобы не диктовать воспитан-

1 Папа Римский Франциск. Апостольское обращение Evangeli Gaudium (О возвещении Евангелия в современном мире). М., 2014. С. 47-48.

2 Lettera del Santo Padre Benedetto XVI alla diócesi e alla cittá di Roma sul compito urgente dell'educazione. Vaticano, 21.01.2008. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/letters/2008/documents/hf_ben-xvi_let_2008 0121_educazione.html.

3 Benasayag M. Schmit G. (2005) L'epoca delle passioni tristi. Milano, 2005. P. 27.

4 Belardinelli S. (2014) L'educazione oggi: oltre le ideologie al servizio della persona. URL: https://it.zenit.org/ articles/l-educazione-oggi-oltre-le-ideologie-al-servizio-della-persona-2/.

5 Arendt H. Tra passato e futuro. Milano, 1991. P. 238.

6 Riuni C. (2010) La sfida educativa, Riflessioni, 15.03.2010. URL: https://francescomacri.wordpress.com/2010/05/ 15/la-sfida-educativa-2/.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

нику модели поведения, не запугивать, не наказывать его, а упреждать нежелательные поступки или агрессию, культивируя в ребёнке веру и надежду на спасение в христианском понимании этого слова.

За прошедшие 150 лет система Дона Боско, разумеется, претерпела изменения. Второй Ватиканский собор (1962-1965) внёс коррективы в трактовку концепции христианской соте-рии. Собор сделал акцент на историческом измерении спасения человека в Иисусе Христе. Согласно новой сотерической картине, Святой Дух действует в истории человечества и в сердце каждого отдельного человека, даже если последний об этом не подозревает. Согласно этой логике, спасение можно обрести в повседневных делах, в труде, учёбе, участии в жизни церкви, понимаемой как вся совокупность верующих. Главной задачей салезианских педагогов, таким образом, становится внимание к занятиям, нуждам, увлечениям и интересам молодёжи, которые рассматриваются как «средство» для обретения спасения1.

Как отмечает профессор Риккардо Тонелли, член Салезианской конгрегации Дона Бос-ко, многие воспитатели, переживая кризис идентичности, выбирают манипулятивные сценарии. Сторонники так называемой «функционалистской» модели не придают значимости обыденным человеческим ценностям и используют их в узкорелигиозных интересах, то есть воспитывают ради евангелизации. Когда же превалирует «редукционная модель», задача церкви, напротив, сводится к социально-политическому формированию человека, выводящему еван-гелизацию за скобки. Наконец, сторонники «сверхъестественной модели», вверяя себя и воспитанников действию божественной благодати, и вовсе игнорируют человеческий фактор 2.

Отказываясь от крайностей - агностицизма, субъективизма, патернализма и авторитари-ма в педагогике, Салезианская конгрегация стремится воплотить в жизнь обновлённую воспитательную систему Дона Боско, которая строится на следующих базовых принципах:

• поощрение щедрости, самопожертвования, доверия к людям;

• отказ от любых форм потребительской логики и эгоизма; стремления использовать другого как трамплин для самоутверждения;

• обучение критическому мышлению во избежание любых форм культурной манипуляции;

• культивирование чувства таинственного, мистического, трансцендентного, что даёт человеку возможность ощутить пределы собственного разума и собственных возможностей;

• введение понятия «долгого времени» и постоянства в противовес изменчивости и лихорадочному ритму современного мира, что особенно важно в свете христианской надежды и веры;

• трансформация отношения к «потерям» и «смерти»: «потери» трактуются как «приобретения», «смерть» как «путь к вечной жизни»3.

Эти и другие принципы легли в основу пастырского проекта Итальянской епископской

1 Tonelli R. Educazione e evangelizzazzione nel sistema educativo di Don Bosco. Note di Ppastorale Giovanile. URL: // http://www.notedipastoralegiovanile.it/index.php?option=com_content&view=article&id=3079:educazione-e-evangeliz zazione-nel-sistema-educativo-di-don-bosco.

2 Ibid.

3 Ibid.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

конференции в области воспитания юношества. Важное место в теоретических разработках католической церкви отводится, таким образом, формированию в подростках критического отношения к СМИ и медиа, поддержке семьи, евангелизации, защите традиционных ценностей, формированию гуманистически ориентированного общества.

Список литературы

Папа Римский Франциск. Апостольское обращение Evangeli Gaudium (О возвещении Евангелия в современном мире). Москва, 2014.

References

Arendt H. Tra passato e futuro. Milano, Italia 1991.

Belardinelli S. L'educazione oggi: oltre le ideologie al servizio della persona. 2014. [Online]. URL: https://it.zenit.org/articles/l-educazione-oggi-oltre-le-ideologie-al-servizio-della-persona-2/ (дата обращения 01.11.2018).

Benasayag M. Schmit G. L'epoca delle passioni tristi. Milano, Italia, 2005.

Cingolani M.M. (s.a.) Bullismo fenomeno di disorientamento. [Online]. URL: http://www.ascol to-ansia.it/psicologia_riflessioni/bullismo_psicologia.html (дата обращения 07.11.2018).

Comportamenti offensivi e violenti tra i giovanissimi: bullismo (s.a.). Istat. [Online]. URL: https://www.istat.it/it/archivio/176335 (дата обращения 01.11.2018).

Giovanni Paolo II. Memoria e identità. Milano, Italia, 2005.

Lettera del Santo Padre Benedetto XVI alla diocesi e alla città di Roma sul compito urgente dell'educazione. Vaticano, 21.01.2008. [Online]. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/ letters/2008/documents/hf_ben-xvi_let_20080121_educazione.htm (дата обращения 07.11.2018).

Papa Rimsky Frantsisk. Apostolskoje obrastchenjie Evangeli Gaudium (O vosvestchenii Evangelija v sovremennom myre). Moscow, 2014.

Riuni C. La sfida educativa, Riflessioni, 15.03.2010. [Online]. URL: https://francescomacri. wordpress.com/2010/05/15/la-sfida-educativa-2/ (дата обращения 29.08.2018).

Tonelli R. Educazione e evangelizzazzione nel sistema educativo di Don Bosco. Note di Pastorale Giovanile. [Online]. URL: http://www.notedipastoralegiovanile.it/index.php?option=com_ content&view=article&id=3079:educazione-e-evangelizzazione-nel-sistema-educativo-di-don-bos co (дата обращения 05.11.2018).

Vichi M. Conti S. Il fenomeno suicidario in Italia. 18.09.2014. [Online]. URL: http://www.epice ntro.iss.it/temi/mentale/SuicidiItalia2014.asp (дата обращения 06.11.2018).

Violenza tra adolescenti (s.a.). [Online]. URL: http://www.azzurro.it/it/informazioni-e-consigli/violenza-tra-adolescenti (дата обращения 05.11.2018).

Evangelism against violence: theoretical foundations of the catholic models of youth educatona in Italy

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Author. Veronica Yazkova, PhD (History), Leading Researcher, Center of Religion and Society Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. The article deals with youth aggression and the measures taken by the Catholic Church in Italy to prevent this phenomenon. The Catholic Church sees the cause of violence in breaking of traditional ties, individualism, moral relativism, fragmentation in postmodern society, in the desire of European States to monopolize and ideologize the education of young people, removing the family from this process and giving it an exclusively secular character. The "gold standard" of Catholic education in Italy is the Salesian pedagogical program. The Catholic Church makes a choice in favour of a preventive educational method, stimulates mentors to abandon the extremes: agnosticism, subjectivism, paternalism, authoritarianism in pedagogy — to prevent unwanted actions or aggression of teenagers. An important place in the theoretical developments of the Church is given to the education of adolescents critical attitude to the media, support for the family, evangelization, protection of traditional values, formation of a humanitariarism.

Key words: Catholic Church, Italy, evangelization, youth education, youth aggression, Don Bosco, Salesian congregation, pastoral project «Educational challenge», humanism.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018198203

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.