Научная статья на тему 'ЕВАНГЕЛИЯ, ПОДАРЕННЫЕ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ПЕТРОМ КАЛНЫШЕВСКИМ'

ЕВАНГЕЛИЯ, ПОДАРЕННЫЕ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ПЕТРОМ КАЛНЫШЕВСКИМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЕ / GOSPEL / П. КАЛНЫШЕВСКИЙ / PETRO KALNYSHEVSKY / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ШЕДЕВРЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА / MASTERPIECES OF JEWELRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коцур Г.Г.

В статье рассматривается благотворительность Петра Калнышевского, в частности его участие в изготовлении трех Евангелий, вошедших в список мировых шедевров искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВАНГЕЛИЯ, ПОДАРЕННЫЕ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ПЕТРОМ КАЛНЫШЕВСКИМ»

8. Научные общества и учреждения // Природа. - 1919. - № 7-9. - Стлб. 377-386.

9. Перель Ю.Г. Вопросы астрономии на съездах русских естествоиспытателей и врачей // Астрономический журнал. - 1953. - Т. ХХХ. - Вып. 3. - С. 352-365.

10. Пономарёв С.М., Порошин С.М. Юбилей Нижнегородского кружка // Земля и Вселенная. -1988. - № 6. - С. 61-68.

11. Рабинович И.М. О деятельности Календарной комиссии Русского астрономического общества. Май 1899 - февраль 1900 // В кн.: Материалы годичной конференции Ленинградского отделения Советского национального объединения историков естествознания и техники. - 1968. - Л., 1968. - С. 4344.

12. Сластёнов А.И. Астрономия в Харьковском университете за 150 лет (1805-1955). Исторический очерк. - Харьковь: Изд-во Харьковского университета, 1955. - 184 с.

13. Суслов А.К. Студенческие астрономические кружки в Петербурге // В кн.: Историко-астрономические исследования. - М.: Наука, 1957. -Вып. III.

14. Туранский В.И. 75-летие Горьковского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества. 1888-1963 // Астрономический календарь. Ежегодник. Переменная часть на 1965 г. - 1964. -Вып. 68. - С. 253-264.

15. Фарбер Л.М. А.М. Горький в Нижнем Новгороде. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1968.

Г.Г. Коцур

к.и.н., доцент кафедры истории для гуманитарных факультетов, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

G.G. Kotsur

the candidate of historical sciences, assistant professor of the department of history fore humanitarians faculty of Kyiv National Taras Shevchenco University

(panihalenka@meta.ua, 80509112979)

ЕВАНГЕЛИЯ, ПОДАРЕННЫЕ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

ПЕТРОМ КАЛНЫШЕВСКИМ

Аннотация. В статье рассматривается благотворительность Петра Калнышевского, в частности его участие в изготовлении трех Евангелий, вошедших в список мировых шедевров искусства.

Annotation. In the article are analyzed the charity of Petro Kalnyshevsky, including his part in the producing of the three Gospels, which are included into the list of the world's masterpieces of the art.

Ключевые слова: Евангелие, П. Калнышевский, благотворительность, шедевры ювелирного искусства.

Key words: Gospel, Petro Kalnyshevsky, charity, masterpieces of jewelry.

Набожность запорожцев была вполне естественным и объяснимым явлением, имевшим глубокие корни. Казакам, постоянно находящимся в опасности, между жизнью и смертью, вера в Бога помогала не только выживать в сложных ситуациях, но преодолев врагов и с победой возвратившись на родную землю, демонстрировать там свою благодарность за сохраненную жизнь, искренне проявлявшуюся в пожертвованиях и благотворительности в пользу христианских святынь.

Казаки не только возводили православные храмы, но и делали щедрые подарки, состоящие из предметов церковного обихода. Среди них было немало Евангелий. Христиане всегда очень трепетно относились к текстам Священного Писания, в которых просматривается мотив живого общения человека с Богом. Напрестольное Евангелие принадлежит к важнейшим атрибутам церковной литургии, поэтому его

отделке придавалось огромное значение. Именно вследствие этого сегодня мы располагаем большим количеством экземпляров Евангелия, которые кроме богословского, литургийного, исторического, литературного, философско-этического значения имеют огромную культурно-художественную ценность.

Яркую страницу в историю благотворительности в Украине вписал последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Иванович Калнышевский. Его таланты организатора, военного деятеля, хозяйственника, дипломата не вызываю сомнения. Вместе с тем заслуживает уважения его трепетное отношение и проявление наивысшего почтения к православной вере. До последних дней своей нелегкой жизни П. Калнышевский заботился о дарах для духовных святынь.

Так, в 1761 г., занимая пост военного судьи, П. Калнышевский обращался к ар-

химандриту Новоспасского монастыря Михаилу с просьбой поспособствовать в изготовлении Евангелия в Москве [12, л.51]. Позже, вспоминая в письме о своем пребывании в этом монастыре, он писал, что видел там «Евангелие под финифом, которое (по возможности) Войску Запорожскому Низовому на мои средства для вечной памяти и похвалы по цене такой же, по которой оно сделано отпустить (продать) покорно прошу» [12, л.51]. Если же это будет невозможно, продолжал П. Калнышевский, просил бы способствования со стороны архимандрита в изготовлении копии. В том же году П. Калнышевский обратился с просьбой к сотнику Даниилу Бутовскому с просьбой прислать на Сечь золотых дел мастеров для изготовления оправы Евангелия [12, л.81]. Речь идет о том, что обладая тремя Евангелия, одно из которых, как отмечал в то время еще военный судья П. Калны-шевский, изготовлено из александрийской бумаги, а посему требует золотой оправы для более надежного хранения. Зная о том, что в с. Чигрин Дибровский есть настоящие мастера этого дела, П. Калнышевский обратился к сотнику с просьбой, чтобы золотари прибыли на Сечь для заключения соглашения относительно выполнения заказа. Работа была выполнена известным киевским мастером И. Равичем. Евангелие переплели дубовыми досками, обернутыми позолоченными листами с накладной серебряной резьбой. Переплет и застежки были тоже серебряными. На лицевой доске изображения Богоматери, Иоанна Богослова, евангелистов. На оправу было использовано более пуда серебра, длина оправы - более полуметра, ширина - 34 см, толщина - 10 [6, с.303].

В книге «Украинское золотарство» М. Петренко описывает Евангелие следующим образом: «Родственную с народным искусством орнаментику имеет серебряная оправа Евангелия с дарственной надписью последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, которое хранится в Роменском краеведческом музее (инвентарный номер 8803). Здесь мы находим орнаментальные мотивы (розетки, побеги растений), очень близкие к украшениям Покровской церкви села Сорочинцы, а также Преображенского собора в селе Мгар на Полтавщине. Титульные края оправы Евангелия изготовлены в

форме овальных венчиков, характерных для киевских оправ. Пространство между клеймами орнаментируется оригинальными стеблями стилизованной травы и аканта. Очень интересные украшения исподней доски. Например, пукли здесь выполнены в виде майоликовых розеток, типичных для строений Украины XVIII ст. Между мелкими стилизованными листьями кучками рассыпаны снежинки. Корешок прикрыт орнаментальной сеткой из густого плетения лозы» [9, с.135]. Ценная оправа с лицевой стороны, в нижней ее части, имеет дарственную надпись казака: «Сия книга евангелие сделана средствами Войска Запорожского низового судьи военного Петра Ивановича Кални-шевского». На страницах с 8 до 43, внизу, размещена информация о жертвователях, где вместе с П. Кал-нышевским вспоминаются умершие Иоанн, Агафия (родители будущего кошевого), Зеновий, и живые Андрей, Параскева, Симеон, Андрей и Иосиф,

- вероятней - это его братья и сестры или и какие-то близкие родственники. Краевед Ф. Николайчик отмечает, что фамилии никого из них не записаны в метрических книгах. Исследователь допускает, что отец П. Калнышевского мог носить другую фамилию. Из надписи мы узнаем и о стоимости святыни - 500 рублей, и о времени ее изготовления - 3 июля 1762 г. [10, с.270]. Добавим, что текст Евангелия был напечатан в Москве в 1758 г.

Когда в 30-х годах XX ст. церкви массово закрывали, финотделы делали перепись вещей, подлежащих утилизации, драгоценности же изымались. В 1936 г. инспектор финотдела И. Крыжановский разглядел в книге не только драгоценный метал в обрамлении, но и произведение искусства. Составив по этому поводу акт и подписав его, он передал Евангелие в музей. В настоящее время Евангелие

- одна из уникальнейших жемчужин не только Роменского краеведческого музея, но и всей духовной сокровищницы Украины. Евангелие - настоящий шедевр украинского золотарства XVIII ст., вошедшее в мировые каталоги искусства [7, с.25].

Сведения еще об одной святыне, непосредственно причастным к которой был П. Калнышевский, находим в труде Л. Падалки «О старинном Покровском храме». Речь идет о Евангелие для главного храма Соловецкого монастыря. Автор отмечает, что после своего освобождения в 1801 г. П. Калнышевский пожертвовал храму Евангелие в серебряной, позолоченной оправе. Его вес составлял 2 пуда 20 ф. (приблизительно 16 кг и 830 грамм - Г.К.). На этом Евангелии расположена надпись о дарителях. Л. Палдалка отмечает, что «Пожертво-вашя эти сделаны на собственныя средства послЪдняго Запорожскаго кошевого, соста-вившiеся изъ отпускаемыхъ на его содер-жаше по 1 р. въ день. Выдавались эти деньги изъ собственнаго его имущества, посту-пившаго въ секвестръ» [8, с.63]. Аналогичную информацию находим в труде Г. Фру-менкова и С. Авдеенка с уточнением «Весу 34 фунта 2530 золотников, ценою 2425 рублей и 30 копеек» [11, с.54; 1, с. 56]. Изготовлено Евангелие было в Москве в 1801 г. Подтвердил наличие подаренных атаманом монастырю Евангелие и запрестольного креста и Д. Яворницкий [13, с.11].

В «Юевской старине» №10 за 1903 г. под криптонимом Г.Б. была опубликована статья «Ко дню столетней кончины последнего кошевого Войска Запорожского Петра Калнышевского». Среди прочего в статье упоминается о времени пребывания П. Кал-нышевского в заточении на Соловках [2, с. 203-207]. Описывая ужасные условия обитания арестанта, автор, вместе с тем допускает, что отношение монастырского руководства к П. Калнышевскому было достаточно снисходительным, мотивируя это тем, что, во-первых, после помилования бывший кошевой выразил желание остаться в монастыре и в дальнейшем, второй же причиной были многочисленные ценные пожертвования, произведенные арестантом в пользу храма соловецкого монастыря. Среди них была и богатая оправа на одном из Евангелий. Автор отмечает, что эта книга, размерами около 1 аршина на 3/4 аршина, была напечатана в 1759 г.

Упомянутая статья представляет интерес исходя из того, что в ней содержится детальное описание самой оправы: « О б Ъ доски евангел1я обложены с е р е б р о м ъ 8 4 п р о б ы , в ы з о л о -

ч е н ы и б о г а т о о к р а ш е н ы священными изображен1ями -на лицевой сторонЪ финифтяными (финифть - древнее название эмали, в переводе - «светлый камень». Такая работа была характерна для русской росписи ХУШ в. Ее использовали для покрытия металлических изделий и нанесения узора на фарфор - Г.К.), а на задней подь чернью; и тЪ и другт п р е к р а с н о й х у д о ж е с т в е н н о й работы. На лицевой сторонЪ евангелiя слЪдующiя финиф-тяныя, сдЪланныя синей краской по бЪлому фону, изображе^я: въ срединЪ - Воскре-сешя I. Хр., вверху св. Троицы, по угламъ 4 евангелиста, по сторонамь центральнаго изображешя - преп. Зосима и Савватш Со-ловецюе чудотворцы. Сверхъ этихъ изоб-раженш довольно крупной величины, имеются еще слЪ д ующiя по-менЪ е продолговатой формы: вверху центрального изобра-женiя - молеше о чашЪ съ лЪ вой стороны его БлаговЪ щеше, съ правой Преображеше и внизу изображеше тайной вечери. Коре-шокъ переплета евангелiя тоже серебряный вызолоченый и украшенный рисункомъ изъ цвЪтовъ. На внутренней сторонЪ корешка переплета сверху и внизу евангелiя при-крЪ плены серебряныя вызолоченныя дощечки съ слЪ дующею выгравированною надписью: на верхней дощечкЪ . - «Во славу Божда устроено сие евангелie въ обитель святаго Преображения преподобныхъ отець Зосима и Савватся Соловецкихъ чудотвор-цевъ, что на море оюана, при архимандрить 1онь»; на нижней - «а радешемь и коштомь бывшаго запорожской сЪ чи кошевого Петра Ивановича Кальнышевскаго 1801 года, а всего вЪ су (очевидно оклада) 34 ф. 25 зол. всей сумы 2435. Проба серебра 84 - 1800 года» [2, с. 206-207]. Как следует из описания, оправа была сделана очень искусно, высокохудожественно. К сожалению, имя автора и место изготовления оправы остались неизвестными. Интерес представляет и источник финансирования этого заказа. Большинство исследователей сходятся в мысли о том, что это были остатки от суммы, которая ежегодно выделялась монастырю на содержание П. Калнышевского. Напомним, что все имущество кошевого после его ареста было конфисковано. Но царской «милостью» на его содержание ежегодно выделялось 330 рублей, прибли-

зительно 90 коп. в день (что в 37 раз превышало сумму, выделяемую на содержание остальных арестантов). Сохранился документ «Тетрадь, данная конторой монастырского правления иеромонаху Иоанну, для записи выдачи кормовых денег бывшему Сечи Запорожской кошевому Петру Каль-нишевскому». В этом документе отмечается, что один из караульных солдат ежемесячно получал у монастырского казначея определенную сумму на содержание арестанта [1, с. 55-56]. Очевидно, именно на сэкономленные деньги и была заказана оправа к христианской святыне. Данный факт свидетельствует о том, что материальных трудностей арестант не ощущал, совсем другое - страдания физические и моральные.

Уже в советские времена информацию о соловецком Евангелие находим в одном из перечней реликвий казачества, подлежащих возврату из России в Украину. В соответствии с актом № 366 от 10 октября 1931 г., подписанно-г о п р е д с тав и т е л я м и О р уж е й -н о й п ал аты В . Ив ан о в ы м и М. Левинсоном, а с украин-с к о й с т о р о н ы - п р е д с тав и т е -л е м с е к т о р а н ау ки У С С Р В . Б и л е ц к о й , ук р аи н с ко й с т о -роне были переданы «следующие предметы из списка, утвержденного паритетной комиссией ВЦВК СССР: 1) Флаг Запорожского войска. 1688 г. № 4185. 2) Флаг запорожский, времен Елизаветы Петровны, № 4188. 3) Флаг запорожский из байберека времен Елизаветы Петровны, № 4187. 4) Значок казачий XVII с т о л е ти я , № 4 2 0 9 . 5 ) К р е с т н ап р е с т о л ь н ы й с е р е б р я н ы й п о з о л о ч е н н ы й с ч е ты р ь м я ф и н и ф тя н ы м и м е д ал ь о н ам и по концам. ... Размер 0,5 95 х 0,39. № креста 12. 6) Евангелие № 37 - моск. печати 1759 г., серебряное, золоч., с гладкой [...] крышкой, на которой накладные финифтяные медальоны в обрамлении из стразов. ... На пластинках надпись: «Во с л ав у Б о жи е ю у с тр о и с я с и е с в я т о е е в ан г е л и е в о о б и т е л ь святого Преображения и п р е п о -д о б н ы х о т е ц З о с и м ы и С а в -в ати я с о л о в е ц ки х ч у д о тв о р -ц е в , ч т о н а м о р е о к е ан е пр и ар хи м ан д р и т е И о н е а р о д е -н и е м и к о ш т о м б ы в ш е г о з а -п о р о ж с к о й с е ч и к о ш е в о г о

П е тр а Ив ан о в и ч а К о л ь н иш е в -ского 1801 г., а всего весу 34 фунта 25 зол. Сумма 2435 ». Размер по крышке 7 855 см» [5, с.134-135]. Оче-в и д н ы о п р е д е л е н н ы е н е т о ч -н о с ти в н а д п и с и н а к р ы ш к е Е в ан г е л и я , к о т о р ы й п о д а е т Г.Б. и в тексте, составлен-н о м п р и д ан н о м оп и с ан и и . Т аки м о б р аз о м , и з О р у ж е й -н о й п ал аты Е в ан г е л и е П. К ал н ы ш е в с к о г о д о л жн о б ы л о б ы т ь п е р е д ан о в У к р аи н у в 1931 г. Но, как отмечает С. К о т, и з т о г о о г р о м н ог о к о -л и ч е с тв а с о кр о в и щ , к о т о р ы е у д ал о с ь в е р н у ть и з Р о с с и и в У кр аи н у, с у д ь б а п о ч ти в с е х каз ац ки х р е л и кв и й н а с е г о -д н я ш н и й д е н ь н е и з в е с тн а [ 5 , с.140].

Известно, что в 1763 г. П. Калнышевский подарил драгоценное Евангелие Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю. Это событие произошло именно на праздник Покровы Пресвятой Богородицы, который в XVIII веке отмечался 1 октября.

После ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи, подобная участь ожидала и Киево-Межигорский монастырь. Царское решение не заставило себя долго ждать и уже в 1786 г. казацкую духовную святыню закрыли. Тогда была проведена опись монастырского имущества. В ней содержалась информация и о Евангелии, подаренном П. Калнышевским. По сведениям «Ведомостей о церковных одеждах, поступивших при разрушении Сечи Запорожской в ведомство Екатеринославской казенной Палаты...» [4, с.33], Евангелие с 1786-го по 12 апреля 1795 гг. находилось в Екатеринославе, а потом - в Полтаве. В Черноморию из Полтавы книгу привез С. Белый [3, с.60].

Согласно другой версии, 10 апреля 1787 г. был издан царский указ о перевозе ризницы и церковного инвентаря монастыря в Софиевский собор г. Киева. Позже ризница и книги Свято-Покровской Сечевой церкви были отправлены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. В Екатеринодар Евангелие П. Калнышевского было привезено после 28 сентября 1798 г. [3, с.60].

В ранее упоминаемых «Ведомостях...» за 1795 г. находим едва ли не первое подробное описание святыни. Здесь отмечается, что напечатано Евангелие на александрийской бумаге, переплет с серебряной позолотой. Отделка оклада книги выполнена с использованием финифти, его украшают свыше 800 цветных камней. На верхней крышке, гравировка из растительного орнамента, по четырем углам - изображение евангелистов, в центре - серебряный крест. Нижняя крышка по центру украшена иконой в виде медальона «Покрова Пересвятой Богородицы», которая обрамлена таким же растительным орнаментом. Сверху - изображение Святого Духа в окружении двух ангелов, а снизу - одного. На обратной стороне в конце -надпись: «Сие С: Евангелие дал укладом в войсковую Сечевую Запорожскую покрова Пресвятые Богородицы церковь, войсковой Судья Петр Калнишевский 1763 года Октября «1» дня, которая с серебром, каменя-ми и позолотою тисяча двадцять пять рублей» [4, с.33]. Из текста видим, что вещь эта -дорогостоящая, ценой 1025 руб. Вес оправы без текста книги - 9, 722 кг. Таким образом, имеем неоспоримое доказательство того, что эта святыня изготовлена на заказ и на личные средства военного судьи, будущего кошевого атамана П. Калнышевского. Сегодня Евангелие - ценнейший экспонат выставки «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска второй половины ХУШ-ХХ веков» в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.

Таким образом, последний кошевой атаман Запорожской Сечи П. Калнышевский вписал особенную и неповторимую страницу в историю украинской благотворительности. Исследователями убедительно доказано, что на его средства или же при содействии кошевого атамана было построено более 30 храмов, соборов и церквей. Однако, практически ничего не было известно о том, что к разновидностям его филантропической деятельности принадлежат дарения Святого Письма. На сегодняшний день точно известно, что военный есаул Петр Иванович Калнышевский подарил два Евангелия: первое -Троицкой церкви родного села Пустовойтивка в 1762 г., второе - Запорожской церкви Покровы

Пресвятой Богородицы Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря в 1763 г. Третье Евангелие было заказано уже арестантом Соловецкого монастыря на сбережения, собранные последним кошевым за почти 25 лет своего пребывания в заключении. Евангелия П. Калнышевского представляют не только историческую, духовную, литературную ценность, они вошли в мировые каталоги искусства как настоящие шедевры золотарства XVIII ст. Значимость Евангелий, подаренных П. Калнышевским является подтверждением не только традиции запорожских казаков «даровать книги храмам с целью отпущения грехов», но и свидетельством неизменной благосклонности казачества православию.

Источники:

1. Авдеенко С.И. Последний атаман. Тайна императора. - Запорожье, 2008.

2. Г.Б. Ко дню столетней кончины последнего кошевого Войска Запорожского Петра Калнышевско-го // Киевская старина - 1903. - №10 (октябрь). -Отд. 1. - Т.83 (№10-12). - С.203-207.

3. Кирьянова О., Слуцкий А., Фролов Б. Книжные реликвии кубанских казаков в фондах КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. - 2012. -№1/2. - С.56-71.

4. Короленко П.П. Церковные древности кубанских казаков. - М., 1905.

5. Кот С.! Релшви козацтва в контекст украшсько-росшських переговор1в щодо 1х повер-нення (1920-1930-11 рр.) // Укра1нський юторичний журнал. - 2009. - № 1. - С.1 3 4 - 1 3 5.

6. Коцур В., Коцур А. Ввд Сули до Бшого моря: шлях через три столптя (До 200-р1ччя ввд дня смерт останнього кошового отамана Запорозько1 С1ч1 П.! Калнишевського). - К.-Переяслав-Хмельницький, 2004.

7. Коцур Г. Внесок Петра Калнишевського у розвиток укра1нсько1 культури та духовност // Часо-пис укра1нсько1 ютори. - К., 2007. - Вип.7. - С.24-27.

8. Падалка Л. О старинномъ Покровскомъ храмЬ козацкой поры и его строителе // Труды Полтавской Ученой Архивной Комиссии. - Полтава, 1908. - Вып.5. - С.49-64.

9. Петренко М. Укра1нське золотарство. - К.,

1970.

10. Ф.Н. Родина Калнишевскаго // Юевская старина. - 1892. Май. - Т.ХХХт - С.249-277.

11. Фруменков Г. Из истории ссылки в Соловецкий монастырь в ХМП веке. - Архангельск, 1963.

12. Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве1. - Ф. 229. - Оп. 1. -Д. 84.

13. Эварницкш Д.И. Запорожье въ остаткахъ старины и предатяхъ народа. - СПб., 1888. - Ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.