Научная статья на тему 'ЭВАКУАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДА В ПРИКАМЬЕ В ГОДЫ ВОВ'

ЭВАКУАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДА В ПРИКАМЬЕ В ГОДЫ ВОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / ВОЙНА / НАРОД / ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арашина А.С.

В статье рассматривается проблема «культурной эвакуации» из Ленинграда в Прикамье в годы ВОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВАКУАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДА В ПРИКАМЬЕ В ГОДЫ ВОВ»

Арашина А. С. студент 2 курса институт философии ФГБОУ ВПО СПбГУ ЭВАКУАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

ЛЕНИНГРАДА В ПРИКАМЬЕ В ГОДЫ ВОВ В статье рассматривается проблема «культурной эвакуации» из Ленинграда в Прикамье в годы ВОВ.

Ключевые слова: эвакуация, война, народ, деятели культуры. Эвакуация в СССР - эта особая, страница Великой Отечественной войны, повествующая о мужестве и трудолюбии народа. Это крупномасштабное действо, заключающееся в практически единовременном переселении почти 10 миллионов человек в восточные районы страны, впечатляло современников и особенно иностранцев. Англичанин А. Верт, всю войну находившийся в СССР с нескрываемым восхищением писал об этой масштабной операции как о героическом сказании «...о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, ...» [2]. Он утверждал, что эвакуация - «это, прежде всего, повесть о невероятной человеческой стойкости...». Стойкости, благодаря которой поезд за поездом шли в отдаленные края России, лишая захватчиков шансов на победу. Значительная часть промышленных предприятий, государственных, медицинских и культурных учреждений, деятелей искусства, учёных были вывезены на Восток: в Сибирь, на Урал, в Приуралье и в том числе в Прикамье, крупнейшим центром, которого был г. Молотов (Пермь). С этим городом оказалась неразрывно связана судьба военного Ленинграда, история эвакуации которого, принадлежит к числу наиболее интересных, но мало освещенных событий, требующих более тщательного рассмотрения. Через 2 месяца с начала Великой Отечественной войны, 19.08.1941 г., эшелон из 86 вагонов с артистами, музыкальными инструментами и декорациями Кировского (Мариинского) театра оперы и балета отправились из Ленинграда в Молотов (Пермь). В Перми Ленинградский театр провел 3 военных сезона. Артисты своим героизмом и трудолюбием полностью опровергли знаменитое высказывание: «Когда говорят пушки, музы молчат». Им удалось быстро восстановить концертную деятельность труппы. Уже спустя 3 недели с момента приезда зрителю представили патриотическую оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин». Прозвучали голоса знаменитых Г. Нелиба и И. Ешугина. Уже в первый месяц Ленинградский театр показал 7 спектаклей. Всего же за 3 года на сцене Пермского театра было представлено 27 постановок. Среди них знаменитые оперы «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, который писал свой балет, дрожа от холода в почти неотапливаемом номере гостиницы «Семиэтажка» в центре Молотова. Так появился знаменитый «Танец с саблями». Хачатурян

говорил: «в моем замысле отобразить ... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия, в этом нет ничего странного. Балет задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине». Никогда, пожалуй, театр не трудился с такой интенсивностью. Коллектив театра перечислил более 4 миллионов рублей в фонд обороны. Помимо спектаклей, артисты давали выступления в госпиталях, оказывая поддержку раненым солдатам. Камерный симфонический оркестр театра под управлением Шермана устраивал вечерние концерты в библиотеке. Помогали городу и трудовые коллективы театра [6].

Н. Дудинская, К. Сергеев, Т. Вечеслова, С. Каплан, Н. Анисимова, Г. Уланова и другие знаменитые артисты ленинградского балета на протяжении почти трех лет поднимали дух русского народа в глубинке, в тяжелых условиях войны. Вместе с театром имени С. М. Кирова в Молотов (Пермь) приехало Ленинградское хореографическое училище, ученики которого выступили на пермской сцене уже летом 1942 г. Среди них будущие звезды балета: И. Колпакова, Ю.Григорович, Н. Кургапкина, Н. Боярчиков. Училищным детям было тяжело: голод, большие физические нагрузки, к тому же занятия проходили на другом берегу Камы, но они трудились, как взрослые, поднимаясь к вершине мастерства [4]. Вскоре был открыт набор местных детей в первый класс балетной школы. С этими первыми учениками зародился знаменитый Пермский балет, вобравший в себя лучшие традиции русского балета. В июне 1943 г. в Пермь приехал С. Прокофьев. В той самой «Семиэтажке» музыкант завершил балет «Золушка».

В г. Березники эвакуировали Ленинградский ТЮЗ. За неполных 3 года он подготовил 42 постановки и 15 концертных программ, показал 943 спектакля. Творческая деятельность ленинградцев заложила в жителях города высокую зрительскую культуру и способствовала созданию местного театра [1].

Не только театры и балетное училище принял Урал, здесь нашли пристанище и деятели культуры. Известный советский писатель - В. Каверин прибыл в Молотов вслед за эвакуированной семьей. «Не запомню в жизни другой поры, когда бы я работал так много, как в Перми. А вы ведь знаете, что это для нашего брата: где хорошо пишется, там и хорошо» -писал Каверин поэту Б. Михайлову [7]. В гостинице «Семиэтажка» («Центральная») он написал несколько глав «Двух капитанов». Именно здесь главный герой произведения Саня Григорьев будет прогуливаться по берегу Камы, здесь посетит балет «Лебединое озеро» «вместе» с Кавериным и восхитится прекрасной Г. Улановой.

В Пермский край был эвакуирован Государственный Русский музей. Приказ № 475 комитета по делам искусств при СНК СССР предписывал «организовать филиал Русского музея в г. Молотове», более 15 000

произведений искусства (работы Боровиковского, Рокотова, Репина, Брюллова, Серова, Сурикова, Шишкина, Левитана, Врубеля и др.) проделали долгий путь на Урал. Сначала эшелоном в Горький, затем по воде на барже до Молотова (Перми). Постановлением облисполкома которого было решено разместить часть ценностей Русского музея в Пермской (Молотовской) художественной галерее, остальные отправить в г. Соликамск. Сотрудник русского музея в докладной записке сообщал: «Филиал Русского музея в Соликамске является в настоящее время складочным помещением спецгруза, состоящего из экспонатов эвакуированных музеев. Указанный груз в виде упакованных и забитых ящиков и тюков, расположен в трех этажах бывшего летнего собора. Помещение достаточно просторное, но неотапливаемое» [5]. Работники музея приложили все усилия для того, чтобы сохранить работы в наилучшем состоянии. Ни одно произведение искусства не пострадало, все экспонаты вернулись в освобожденный Ленинград целыми и невредимыми. Более того, к 1945 г. коллекция Государственного Русского музея пополнилась рядом работ, среди них картина Н. И. Альтмана «Молотов в годы войны». В эвакуации специалисты Ленинградского музея активно занимались общественной жизнью Прикамья. А.Н. Савинов, М.П. Каменская, Т.А. Дядьковская, М.М. Колпакчи Б.Н., Эмме и другие опытные искусствоведы, вместе с пермяками работали в агитмастерской. Много работы проделали и художники-ленинградцы — В.А. Оболенский и В.М. Орешников, Е.В. Камшилова и А.Б. Бриндаров, научные сотрудники Русского музея и Эрмитажа — М.Н. Каменская и Е.Я. Вельчевская. Ежемесячно мастерская выпускала более 10 красочных «Окон» тиражом 200-300 экземпляров. Пермская галерея и по сей день бережно хранит эту обширную печатную продукцию.

Были эвакуированы в Прикамье и ряд предприятий. Ленинградский телефонный завод, завод оптического стекла расположили на местных промышленных площадках. Нашли пристанище учебные и научные учреждения. В г. Березники эвакуировали дважды Краснознаменное Ленинградское пехотное училище им. С.М.Кирова. В село Григорьевское прибыл дом младенца с детьми до четырех лет. Всесоюзный физико-агрономический институт и Всесоюзный научно-исследовательский институт льна были размещены в Карагайском районе.

Война закончилась. Началась реэвакуация. В фондах Пермского архива хранится множество благодарственных писем, от ленинградских организаций, руководителей учреждений, музеев и театров, адресованных городу Перми. В них выражается глубокая признательность Прикамью, приводятся примеры исключительной заботы и теплоты, проявленной жителями области. Титанический творческий труд деятелей советской культуры в эвакуации способствовал всенародному подъему, единению граждан Советского союза перед лицом врага. Одним из важнейших последствий эвакуации стал толчок к развитию культуры в Прикамье.

Именно тогда были заложены основы знаменитого, теперь уже на весь мир, Пермского балета, который вобрал в себя лучшие традиции старинного императорского театра, стало активно развиваться драматическое искусство и музейное дело, получила импульс литературная деятельность, не говоря уже о передовых для того времени в СССР промышленных технологиях и науке.

Использованные источники:

1. Бортник Л.С. Ленинград-Пермь, Пермь-Ленинград [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www.permgani .ru/index.php?page=lenmgrad-perm-perm-leningrad

2. Верт А. Россия в войне 1941-1945. М.: Вениздат, 2001.

3. Ваганова И.Б. Артисты балета кировского театра Н.М. Дудинская и К.М. Сергеев в годы войны // Известия Самарского научного центра РАН, т. 12, №3(3), 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_3_797_802.pdf

4. Эвакуация Мариинского театра в Пермь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vetta.tv/news/city/19723

5. Гусев В. А. «Век русского музея. Годы войны». Док. фильм. Авт. TV пр.

6. Кировский театр в эвакуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //expositions. nlr.ru/proriv_blokada/dudinskaya4. php

7. Сизова М. Писатель Вениамин Каверин: «Не запомню в жизни другой поры, когда бы я работал так много, как в Перми» // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perm.kp.ru/daily/26065/2973666/

8. «Эвакуационный роман». Док. фильм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https : //www. youtube.com/watch?v=R0qv9xmdvhQ

Арашина А. С. студент 2 курса институт философии ФГБОУ ВПО СПбГУ ВОЙНА КАК ТРАГЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКО-ФИНСКОЙ ВОЙНЫ 1939-1940ГГ.) В статье рассматривается проблема страданий народа в ходе военных действий на примере советско-финской войны 1939-1940гг. Ключевые слова: война, народ, трагедия.

Советско-финская война 1939-1940 гг., относительно краткая по времени, но крайне тяжёлая и кровопролитная, как и любая другая война, стала источником страданий не только для непосредственных участников, но и мирных жителей по обе стороны фронта.

Длительное время причины, ход боевых действий и последствия этой «неизвестной» войны замалчивались. В эпоху СССР значительная часть документов периода советско-финского вооружённого конфликта была засекречена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.