Повелители энергии (к юбилею Кольской АЭС и города Полярные Зори): очерки. Популярное издание / Сост. и гл. редактор О.С. Иванова. Мурманск: Глобал Медиа, 2013. 224 с.
Православная община // Энергия. 12 апреля, 1994.
Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин. Социально - антропологические очерки / Науч. ред.: О.Р. Николаев. СПб.: Гамас, 2009. 160 с.
Разумовский В.Ф. Большое пространство малого города (Проблема сохранения исторического и природного ландшафта Серпухова, Тарусы, Каширы) // Наше наследие. 1989. № 6 (12). С.30-39.
Савицкая О. Где небо целует землю // Городское время. 16 декабря, 2012.
С миру по нитке // Энергия. 10 июня, 1994.
Современный городской фольклор. М.: Российск. Гос.гуманит. ун-т. 2003. 736 с. «Спорттовары» возродятся храмом // Энергия. 23 января, 1998.
Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (Философско-антропологические основания урбанологии) Ю.Ц. Тыхеева // Московский гуманитарный университет. 2007. URL: http://www.mosgu.ru/.
Удивительно, но факт. Звезды над храмом...// Городское время. 17 июля, 2003.
С.12.
Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. 1986-1989 гг. СПб.: Наука, 1993. 340 с.
Юрьев М. Храм // Городское время. 19 февраля. 1998.
Сведения об авторе
Давыдова Алена Сергеевна,
младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН Davydova Alyona,
junior research fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS
УДК 271.2:316.52(470.21)
Я.В. Обухов
«ЭТОТ ДУХ ТЕРПЕНИЯ И ВЫНОСЛИВОСТИ, СМИРЕНИЯ - ВОТ ЭТО ЕСТЬ У СЕВЕРНОГО НАРОДА»: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРИХОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ ВАСИЛИЕМ (ДАНИЛЬЦЕМ))
Аннотация:
Представлен анализ приходской культуры Кировско-Апатитского района. Статья основана на тексте интервью с настоятелем Церкви Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты протоиереем О. Василием (Данильцем). Предпринята попытка выявления особенностей местной православной культуры.
Ключевые слова:
146
православие, церковный приход, священник, государственно-церковные отношения, православная культура.
Y.V. Obuhow
“THE PATIENCE, STAMINA, AND HUMILITY OF GENIUS - ALL THESE FEATURES BELONG TO THE NORTHERN NATIONS”: ABOUT THE PECULIARITIES OF THE ORTHODOX PARISH CULTURE OF KIROVSK-APATITY DISTRICT. (ACCORDING TO THE MATERIALS OF INTERVIEW WITH AN ARCHPRIEST VASILIY DANIL'TSEV)
Abstract
The article presents an analysis of the parish culture of Kirovsk-Apatity district. This material is based on the interview with the hegumen of the Church of the New Martyrs and Russian Confessors in town Apatity, an archpriest named Vasiliy Danil’tsev. An effort was made to identify the features of the local Orthodox culture.
Key words:
Orthodoxy, parish, priest, state-church relation, orthodox culture.
В последние десятилетия значительно возрос интерес исследователей к истории православия в России, особенно к периоду интенсивных гонений на церковь с 1930-х по 1980-е годы. Изучение государственных архивов, законодательных актов и свидетельств очевидцев в значительной степени помогло нам в понимании особенностей государственно-церковных отношений и их неоднозначности, которая не в последнюю очередь объясняется региональными и местными особенностями [Грашевская, 2005]. Сохранение православия как религии в отдельных областях страны во многом зависело от инициативы верующих людей и прихожан, что не могло не сформировать набор уникальных неканоничных религиозных традиций. Исторические особенности Кольского Севера также сформировали особенную приходскую культуру. Еще в начале прошлого века государственный деятель А.А. Папков определил церковный приход как «церковное общество верующих, совместно со своим причтом имеющее храм и подчиненное местному епископу как высшему своему пастырю, с благословения которого руководство в приходе вверяется местному священнику» [Папков, 1907]. Однако в условиях атеистической, а порой и антирелигиозной государственной политики приход, зачастую даже лишенный храма или связи с формальной структурой церкви, не прекращал своего существования. К середине 1950-х годов в ведении Архангельской и Холмогорской епархии, территориально включавшей в себя Кольский полуостров, находился 31 храм (к примеру, в дореволюционное время число храмов превышало четыре сотни). В Мурманской области, начиная с конца 1940-х, действовало лишь 4 храма и, несмотря на значительный прирост населения, процент верующих среди которого был высок, к середине 1980-х годов в области осталось 2 действующих храма. Так, в 1946 году в г. Кировске был открыт храм Казанской иконы Божьей Матери, который не прекращал своей деятельности вплоть до 2005 года, когда был преобразован в Хибиногорский Женский Монастырь. Учитывая среднюю численность населения в Апатитском и Кировском районах области в совокупности с территориальной доступностью, можно предположить, что население центральных районов полуострова не испытывало значительного недостатка в храмах.
Демографические особенности прихода
Беседа с настоятелем Церкви Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты протоиереем О. Василием (Данильцем), действительно, указала на ряд
147
особенностей местной православной культуры. По крайней мере, мы можем утверждать, что таково мнение представителя данной культуры, хорошо осведомленного в вопросах истории ее развития. В связи с быстрым ростом населения г. Апатиты в 1970-1980-х годах значительную часть прихода кировского храма составили апатитчане. Следует сделать вывод, что верующие жители г. Апатиты в равной степени были вовлечены в деятельность кировского прихода:
Две трети кировского прихода были наши прихожане.
Нельзя не отметить мысль, высказанную отцом Василием, об отношении местных властей к верующим, которая во многом объясняет «бесперебойное» функционирование кировского храма, даже во времена активных гонений на церковь в 1960-х годах:
Конечно, препятствовали. Но старались все равно ездить. Иногда это грозило карьерой и так далее. Но все равно, невзирая ни на что, многие рисковали, ездили. <...>. Но тоже не дураки были эти агенты, всё видели, но терпели. Где же взять других? Я много беседовал с людьми - ну а куда ж ещё - дальше же не сошлют, крайний север же. Вот. И кто-то должен был трудиться на фабриках, на АНОФе и на рудниках. И строили города оба, и не только наш город, и Полярные Зори, и Ковдор - трест здесь строительный был ордена Ленина, очень мощный. Не больно-то все хотели с бетоном-то в мороз работать, зимой и летом.
В действительности, климатические условия региона в сочетании с особенностями заселения Кировска и Апатитов сковывали власти в реализации государственной политики в сфере религии. Руководство местных предприятий, которое должно было играть важную роль в осуществлении антирелигиозной политики, фактически составляло особый пласт верующих вместе с местными чиновниками:
Начальники были даже некоторые, я знаю. Но те более рисковали, прятались там, вызывали на дом священника. Боялись <...> Вот те, кто был чиновники, те боялись. Хотя тоже были среди них верующие, но они старались более скрытно. Если крестили, то крестили на дому, по вечерам, чтобы никто не заметил.
Стоит отметить тот факт, что, по словам отца Василия, начальники местных предприятий и чиновники, верующие или неравнодушные, оказывали немалую помощь кировскому, а затем и апатитскому приходам. Однако даже в условиях перестройки подобное содействие носило, в подавляющем большинстве случаев, тайный характер:
Ну, на людях старались - нет. А так, скрытно всё, тайно. Так и должно быть. Господь говорил, что делать благие дела надо тайно. Так что даже здесь их идеология заставляла поступать именно по-христиански. Помогали, да. Не сильно, боялись всё-таки. Говорили: «Только никому не говори!» Деньгами, кто материалами.
Подобное весьма лояльное отношение местных властей оказало влияние и на практику внецерковных обрядовых мероприятий. Несмотря на отмеченные выше случаи отправления таинств на дому, коллективные религиозные обряды, к примеру, молитвы в доме или в лесу, имели, по мнению церковнослужителя, меньшую распространенность, чем в других регионах России, прежде всего, тех, откуда выселяли людей:
Да было всякое, конечно. Старались, чтобы и соседи не знали. Но здесь не так это все было. Это в средней полосе, где выселяли, да. Там было больше. А здесь, я говорю, уже выслано. Дальше уже некуда высылать.
Таким образом, край, куда ссылают, предоставляет, как ни парадоксально, больше «свободы» для удовлетворения потребностей верующих и одновременно - для сохранения чистоты вероисповедания. По мнению информанта, по той же причине в Кировско-Апатитском районе не были замечены и катакомбные церкви, и другие представители неканонической православной юрисдикции. Появление же прочих религиозных
148
организаций, таких как Евангельские христиане-баптисты, Пятидесятники, Свидетели Иеговы и другие, произошло в конце 1980-х годов:
Катакомбные - нет. Здесь сектантов и было, и есть. Катакомбных не было здесь. Это были на юге <...> [о сектах - Я.О.]. Ну, я бы не сказал, но они раньше, чем у нас на Белоречке храм появился. Они пришли сразу, как только Горбачев рушил стену берлинскую. Как пошла перестройка, мозгов перестройка, то они сразу пришли с деньгами, с большими деньгами. Они же были с запада. Если они даже и были где-нибудь, то о них никто ничего не слышал.
Таким образом, перестройка и политико-идеологическая ориентация страны на «Запад» рассматриваются как исторический рубеж, после которого положение православия отчасти осложнилось.
Особенно следует отметить традиционное влияние женщин в северных православных общинах и приходах. Достаточно, например, вспомнить монахиню Евдокию (Волкову), которая была первой старостой Казанского храма Кировска. Сам отец Василий, однако, не склонен особо подчеркивать роль женщин в формировании местного прихода, традиционно оставляя им функцию «помощниц», обладающих «выносливостью», «стойкостью» и т.п.:
Женщина - помощник, а помощник - он всегда более стойкий, более трудолюбивый, более выносливый. Начальник-то более нежный. Чем-то с кувалдой-то по двадцать часов каждый день возиться, в карьере работать. А тут карандашом. Вот так и здесь получается. Женщины на вид слабже, а на самом деле психология у них, вот этот стержень есть. Потому они дольше живут. Потому и здесь они не так сильно боялись. Мужчины - да. У них, в основном, были карьеры, а женщины - помощники были.
Информант опровергает распространенное среди верующих мнение о том, что женский монастырь был основан в Кировске из памятных соображений. Он предлагает более рациональное объяснение:
Просто мужской был уже в Мурманске, надо было и женский <...>. Особых причин не было. Просто нужда была в женском, а монахинь нету. Не готовы еще. Одна, так и есть одна. Поэтому это чисто рабочий такой момент. Потребность.
Особенности географического расположения прихода
Как было отмечено выше, наличие одного храма на два города общей численностью населения от 60 до 100 тысяч человек в 1960-1970-х годах вполне могло удовлетворить потребности местных верующих. Однако в 1980-е годы неоднократно поднимался вопрос о строительстве церкви в Апатитах. По словам отца Василия, в том, что подобные попытки не были реализованы, в меньшей степени были виноваты местные власти, в большей - сами заинтересованные лица, которые не смогли проявить достаточно активности:
Ну, до меня пытались. До меня было попыток немножко там. Лет пять до меня пытались, но там же надо трудиться. Это же надо и день и ночь. И ходить искать материалы и деньги, и ночами не спать, как говорится. Думать, где что, а днем работать. Но пытались.
Открытие храма в Кировске в 1946 году объясняется комплексом причин. Помимо указанных, нельзя не отметить и то обстоятельство, что Кировск на момент открытия храма являлся наиболее интенсивно растущим городом Мурманской области. К тому же время открытия храма приходится на эпоху относительно позитивных церковногосударственных отношений послевоенных годов. Однако информант указывает на еще одну, сакральную причину:
149
В Кировске разрешили, потому что здесь святое место. Здесь они не могли. Они чувствовали, здесь все на костях. Город Кировск сам, эти рудники все -там людей, где умирали, их туда же закапывали или в бетон заливали. И это все на глазах у них, конечно. Какие бы они ни были монстры, совесть есть в каждом человеке <...> Апатиты уже позже, моложе были, не так уже здесь много было трупов. Но тоже есть. Кировск, двадцать девятый год, это первые ласточки вот эти. Страшно. Там не одна тысяча людей. Народ всё это чувствовал и видел. Никакое оружие, ничего не могли сделать. Пришлось разрешить, а куда деться. Всё на костях, на мощах - это все помогало.
Особенности местной православной культуры
Как уже отмечалось, результатом гонений и непоследовательной религиозной политики нередко становилось формирование уникальных особенностей местной православной культуры, которые хотя и не отходили от канонов официальной церкви, но оказывали значительное влияние на местные приходы. Так, кировско-апатитский приход сформировался в условиях неагрессивной в отношении религии местной политики властей, в среде, которая характеризовалась достаточным числом верующих людей, в большинстве своем спецпереселенцев (недавних крестьян) и их потомков. Отец Василий отмечает, что таких людей, уже прошедших через репрессии, уже сосланных на Крайний Север, трудно чем-либо еще напугать. Это социально-психологическое обстоятельство, а также стратегическое значение местных предприятий и заставило власти быть весьма осторожными в выборе методов воздействия:
Особенность, что в основном, изгнанные из своих родных земель, из родных домов. Они это чувствовали. Этот дух терпения и выносливости, смирения -вот это есть у северного народа. Доброта вот эта, она чувствуется. Вот в средней полосе, там уже народ другой. Там народ другой, менталитет совсем. Там остались какие - плохие остались. Хороших они сюда отослали. Одних расстреляли, а других сюда отослали. Поэтому это чувствуется. Здесь добрее народ. Здесь злой и не выживет. Именно вот эта дружба, сплоченность, суровый климат - вот это всё способствовало тому, что вот это есть, что вот эта особенность. Что немножко чище, чище духом.
Таким образом, объективная демографическая ситуация, с одной стороны, и устойчивые представления об исключительных качествах населения Севера, с другой стороны, служат для аргументации «духовной чистоты» места, благоприятствующей развитию православия. Эта позиция характерна для местного духовенства и неоднократно высказывалась, в частности, известным в регионе православным историком о. Митрофаном (Баданиным) [Митрофан, 2011]. Характеристика социальной среды дополняется отношением к аборигенным жителям края: несмотря на разнообразный этнический состав населения, крайне незначительно представлены верующие среди коренного населения - не столько в силу их «безверия», сколько по причине малочисленности:
Что тут практически местных - раз-два и обчелся. Лопари там, их на руках можно, на руках и ногах посчитать, их осталось немного. Семей несколько. То есть люди все приезжие.
Уже упоминавшийся сакральный аспект, а также мученичество тех, кто строил новые города, по мнению информанта, оказали значительное влияние на местную православную культуру:
У нас и храм называется Новомучеников и Исповедников Российских. Много тысяч причислено, а много не причислено. Я говорю, то, что всё на костях построено.
В заключение отметим, что влияние православной культуры в Кировско-Апатитском районе традиционно, как это ни парадоксально, не так значительно, как во
150
многих других регионах страны или даже районах и городах области. Во многом это можно связать с высокой численностью образованных людей, которые были необходимы для двух городов со дня их основания. С этим также связана предрасположенность более к светскому образованию. Однако отец Василий считает причиной тому, скорее, наследие идеологии прошлого:
Но красный пояс здесь чувствовался больше, чем в средней полосе. И он до сих пор чувствуется. Люди как то вот это всё - прижилось. А там - нет. Там это видно, в классах сейчас стараются вводить ОПК, основы православной культуры, в средней полосе, оно там, практически, на все сто процентов работает. А у нас - тяжело. У нас вот сейчас мы пытаемся с места сдвинуть. Вот. Очень тяжело.
Таким образом, в форме своеобразного экспертного опроса нами была осуществлена попытка анализа обширного комплекса особенностей формирования местных православных традиций, которые, в свою очередь, оказали влияние и на облик местных приходов на сегодняшний день. Дальнейшее рассмотрение и подробный анализ выявленных факторов, представляет, на наш взгляд, важную часть изучения истории православия на Кольском Севере. Исследование данного вопроса невозможно без изучения разных точек зрения, а также историй местных прихожан, что и является перспективным направлением работы.
Список литературы:
Бардилева Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Европейском Севере России по материалам жур-налов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (1925 - 1941 гг.) // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2011. № 3. С. 42-47.
Бардилева Ю.П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети XX века: дисс.... к.ист.н. / Ю.П. Бардилева. Архангельск, 2000.
Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. 426 с.
Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. Дисс.канд.ист.наук. М., 1990.
Грашевская О. В. Политика советского государства по отношению к Русской православной церкви: центр и местная власть в 1940 - конце 1980-х (на примере Мурманской области). Дисс.канд.ист.наук. Мурманск, 2005.
Кашеваров А.Н. Государство и Церковь (из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.). СПб.: СПбГТУ,1995. 124 с.
Митрофан (Баданин), Жития новомучеников Кольского Севера. Мурманск: Ладан, 2011. 16 с.
Папков А.А. О благоустройстве православного прихода. С приложением проекта приходского устава. СПб.: Синодальная тип., 1907. 66 с.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 165 с.
Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII - начале XX вв.: (по материалам Олонецкой епархии) / Максим Викторович Пулькин; Рос. акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2009. 422 с.
Сведения об авторе
Обухов Яков Валерьевич,
аспирант Кольского научного центра РАН
Obuhow Yakov Valerievich,
151
post-graduate of Kola Science Centre RAS
УДК 323.21(470.21)
А. В. Шех
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР Аннотация
Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) - один из наиболее противоречивых периодов в истории России. В условиях плюрализма мнений в исторической науке разрабатываются новые подходы, позволяющие иначе взглянуть на реформы, проводимые М.С. Горбачевым. В данной статье приводится краткий анализ ситуации, сложившейся в отечественной историографии по данной проблематике. Рассказывается о визите Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Мурманск осенью 1987 года.
Ключевые слова:
Перестройка, партии, демократия, гласность, плюрализм, социализм, безопасность, внешняя политика, «Мурманские инициативы».
A. V. Sheh
POWER AND SOCIETY IN THE CONDITIONS OF PERESTROIKA IN THE USSR Abstract
Perestroika in the USSR (1985-1991) - One of the most controversial periods in the history of Russia. In the context of pluralism in historical science is developing new approaches to take another look at the reforms undertaken by Mikhail Gorbachev. This article provides a brief analysis of the current situation of national historiography on the subject. In addition to the work describes the visit of the General Secretary of the CPSU Mikhail Gorbachev in Murmansk the fall of 1987.
Key words:
Makeover games, democracy, openness, pluralism, socialism, security, foreign policy, "Murmansk Initiative."
Перестройка 1985-1991 гг., объявленная Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, показала, что глубинные перемены в жизни общества являются весомым фактором в политической жизни страны В переломные периоды истории не столько институты власти, сколько само общество превращается в реальную политическую силу, способную определить будущее страны. Не будет преувеличением говорить о том, что в этот период массовые настроения во многом определяли политический и экономический курс СССР, задавали темп реформационным процессам, подготовили страну к формированию новой постсоветской государственности.
В современной отечественной и зарубежной исторической науке наблюдается интерес к изучению опыта советских политических и экономических преобразований, осуществленных М.С. Горбачевым и его командой. Связано это, в частности, с происходящими в последние десятилетия внешнеполитическими событиями, с проблемами отсутствия единого и четкого понимания причин, которые привели к краху
152