Научная статья на тему '"ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ВО ВСЕМ МИРЕ!": ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

"ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ВО ВСЕМ МИРЕ!": ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Оладышкина Анастасия Алексеевна

Введение. Статья анализирует роль отдельного учителя в формировании профессиональных ориентиров будущих учителей - студентов педагогического вуза. В научной литературе неоднократно отмечалось, что сформированные в школе представления о хорошем учителе часто устойчивы и препятствуют профессиональному развитию и отделению опыта прошлого от перспектив профессионального роста педагога. При этом большинство исследований занимаются анализом образа абстрактного «идеального учителя» без привязки к конкретному человеку, повлиявшему на выбор профессии и общие профессиональные ориентиры будущего педагога. Материалы и методы. В представленном исследовании была проведена декомпозиция 31 нарратива студентов НГПУ им. К. Минина о своём лучшем школьном учителе. Нарративы были собраны в рамках профессионального конкурса «Лучший учитель» в 2019 году. Выделенные в нарративах эксплицитные характеристики учителей были классифицированы по системе, предложенной в монографии «Портрет педагога» [7]. Результаты исследования. Полученные данные показали, что для большинства студентов важными являются личностные характеристики, проявляющиеся в общении с учениками: эмоциональные (43%) и коммуникативные (23%). На втором месте располагается группа способностей педагога, связанных с глубиной его знаний, потребностью в расширении его знаний и практическим применением в решении педагогических задач (познавательные (12%) и деятельностные (14%) способности), на третьем - аксиологические способности педагога (8%), связанные с ценностями и гражданской позицией. Обобщая все выявленные в нарративах характеристики лучших учителей, можно сделать вывод, что для студентов, участвовавших в опросе, большую роль играет эмоциональный неформальный контакт с педагогом: отзывчивость и открытость, готовность помочь и ответить на вопросы, создание мотивации к обучению, самообразованию и поиску решений, а также преданность своему делу, любовь к предмету и к детям, энтузиазм и творческий подход в работе, достижение учениками высоких результатов в выпускных экзаменах и различных конкурсах, опыт работы. Обсуждение и заключения. Данные из нарративов о лучшем учителе отражают некий образ идеального учителя, интуитивно сформированный во время школьного обучения при наблюдении ситуации «изнутри». Любопытно, что эти представления полностью соответствуют определенным Дж. Хэтти в своем метаисследовании характеристикам успешных учителей. При научном изучении ситуации обучения «извне» Дж. Хэтти установил, что максимальных успехов достигают ученики учителей, отличающихся коммуникативными, эмоциональными и деятельностными способностями в структуре педагогического интеллекта, прежде всего: 1) использующие разнообразные методы и технологии на уроках; 2) предъявляющие высокие требования к ученикам, 3) выстраивающие позитивные отношения между учителем и учеником. Это позволяет сделать вывод о роли школьного учителя в выявлении педагогической одаренности будущих педагогов и прямой связи с выбором педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Оладышкина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THIS IS THE BEST TEACHER IN THE WHOLE WORLD!”: THE INFLUENCE OF THE SCHOOL TEACHER ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS

Introduction. The article analyzes the role of a particular teacher in the formation of professional identity for future teachers - students of a pedagogical university. Recent scientific studies showed that the idea of a “perfect teacher” formed at school is often stable and has negative impact on the professional development and separation of experience from the prospects of professional growth. However, most studies analyze the image of the abstract "ideal teacher" without reference to a particular person, who influenced the choice of profession and general professional guidelines of the future teacher. Materials and Methods. In the study, narratives of students of Mini University were decomposed. The narratives were completed over a questionnaire as a part of a professional competition "Best Teacher". The characteristics of the best teacher from the narratives were classified according to the system proposed in the monograph “Portrait of a teacher”. Results. The data obtained showed that for the most students important characteristics are personality characteristics that influence communication with students: emotional (43%) and communicative (23%). In second place is a group of teacher’s abilities related to the depth of his knowledge, the need to expand his knowledge and practical application in solving pedagogical problems (cognitive (12%) and practical (14%) abilities), and in the third - axiological abilities of a teacher (8% ) related to values and civic position. Summarizing all the characteristics of the best teachers identified in narratives, we can conclude that for students participating in the survey, an important role is played by emotional informal contact with the teacher: responsiveness and openness, willingness to help and answer questions, creating motivation for learning, self-education and finding solutions as well as dedication to their work, love for the subject and for children, enthusiasm and creativity in work, achievement by students of high results in final exams and various competitions, work experience. Discussion and Conclusions. The data from the narratives about the best teacher reflect a certain image of the ideal teacher, intuitively formed during school education when observing the situation “from the inside”. It is curious that these ideas fully correspond to the characteristics of successful teachers defined by J. Hattie in his meta-study. In the scientific work of the learning situation “from the outside”, J. Hattie found that the maximum success is achieved by teachers who differ in communicative, emotional and active abilities in the structure of pedagogical intelligence, first of all: 1) using a variety of methods and technologies in the classroom; 2) making high demands on students; 3) building a positive relationship between teacher and student. This allows us to determine the role of the school teacher in identifying the pedagogical giftedness of future teachers and in choosing of the teaching profession.

Текст научной работы на тему «"ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ВО ВСЕМ МИРЕ!": ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

СтатьяМЛск

УДК 37.062

Б01:10.26795/2307-1281-2020-8-3-3

«ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ВО ВСЕМ МИРЕ!»: ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Е. Ю. Илалтдинова1, А. А. Оладышкина1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья анализирует роль отдельного учителя в формировании профессиональных ориентиров будущих учителей - студентов педагогического вуза. В научной литературе неоднократно отмечалось, что сформированные в школе представления о хорошем учителе часто устойчивы и препятствуют профессиональному развитию и отделению опыта прошлого от перспектив профессионального роста педагога. При этом большинство исследований занимаются анализом образа абстрактного «идеального учителя» без привязки к конкретному человеку, повлиявшему на выбор профессии и общие профессиональные ориентиры будущего педагога.

Материалы и методы. В представленном исследовании была проведена декомпозиция 31 нарратива студентов НГПУ им. К. Минина о своём лучшем школьном учителе. Нарративы были собраны в рамках профессионального конкурса «Лучший учитель» в 2019 году. Выделенные в нарративах эксплицитные характеристики учителей были классифицированы по системе, предложенной в монографии «Портрет педагога» [7]. Результаты исследования. Полученные данные показали, что для большинства студентов важными являются личностные характеристики, проявляющиеся в общении с учениками: эмоциональные (43%) и коммуникативные (23%). На втором месте располагается группа способностей педагога, связанных с глубиной его знаний, потребностью в расширении его знаний и практическим применением в решении педагогических задач (познавательные (12%) и деятельностные (14%) способности), на третьем - аксиологические способности педагога (8%), связанные с ценностями и гражданской позицией. Обобщая все выявленные в нарративах характеристики лучших учителей, можно сделать вывод, что для студентов, участвовавших в опросе, большую роль играет эмоциональный неформальный контакт с педагогом: отзывчивость и открытость, готовность помочь и ответить на вопросы, создание мотивации к обучению, самообразованию и поиску решений, а также преданность своему делу, любовь к предмету и к детям, энтузиазм и творческий подход в работе, достижение учениками высоких результатов в выпускных экзаменах и различных конкурсах, опыт работы.

Обсуждение и заключения. Данные из нарративов о лучшем учителе отражают некий образ идеального учителя, интуитивно сформированный во время школьного обучения при наблюдении ситуации «изнутри». Любопытно, что эти представления полностью соответствуют определенным Дж. Хэтти в своем метаисследовании характеристикам успешных учителей. При научном изучении ситуации обучения «извне» Дж. Хэтти

установил, что максимальных успехов достигают ученики учителей, отличающихся коммуникативными, эмоциональными и деятельностными способностями в структуре педагогического интеллекта, прежде всего: 1) использующие разнообразные методы и технологии на уроках; 2) предъявляющие высокие требования к ученикам, 3) выстраивающие позитивные отношения между учителем и учеником. Это позволяет сделать вывод о роли школьного учителя в выявлении педагогической одаренности будущих педагогов и прямой связи с выбором педагогической профессии.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональные ориентиры, идеальный учитель, педагогический интеллект, педагогическое образование.

Для цитирования: Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С.3.

"THIS IS THE BEST TEACHER IN THE WHOLE WORLD!": THE INFLUENCE OF THE SCHOOL TEACHER ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS

E. Y. Ilaltdinova1, A. A. Oladyshkina1

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article analyzes the role of a particular teacher in the formation of professional identity for future teachers - students of a pedagogical university. Recent scientific studies showed that the idea of a "perfect teacher" formed at school is often stable and has negative impact on the professional development and separation of experience from the prospects of professional growth. However, most studies analyze the image of the abstract "ideal teacher" without reference to a particular person, who influenced the choice of profession and general professional guidelines of the future teacher.

Materials and Methods. In the study, narratives of students of Mini University were decomposed. The narratives were completed over a questionnaire as a part of a professional competition "Best Teacher". The characteristics of the best teacher from the narratives were classified according to the system proposed in the monograph "Portrait of a teacher".

Results. The data obtained showed that for the most students important characteristics are personality characteristics that influence communication with students: emotional (43%) and communicative (23%). In second place is a group of teacher's abilities related to the depth of his knowledge, the need to expand his knowledge and practical application in solving pedagogical problems (cognitive (12%) and practical (14%) abilities), and in the third - axiological abilities of a teacher (8% ) related to values and civic position. Summarizing all the characteristics of the best teachers identified in narratives, we can conclude that for students participating in the survey, an important role is played by emotional informal contact with the teacher: responsiveness and openness, willingness to help and answer questions, creating motivation for learning, self-education

and finding solutions as well as dedication to their work, love for the subject and for children, enthusiasm and creativity in work, achievement by students of high results in final exams and various competitions, work experience.

Discussion and Conclusions. The data from the narratives about the best teacher reflect a certain image of the ideal teacher, intuitively formed during school education when observing the situation "from the inside". It is curious that these ideas fully correspond to the characteristics of successful teachers defined by J. Hattie in his meta-study. In the scientific work of the learning situation "from the outside", J. Hattie found that the maximum success is achieved by teachers who differ in communicative, emotional and active abilities in the structure of pedagogical intelligence, first of all: 1) using a variety of methods and technologies in the classroom; 2) making high demands on students; 3) building a positive relationship between teacher and student. This allows us to determine the role of the school teacher in identifying the pedagogical giftedness of future teachers and in choosing of the teaching profession.

Keywords: professional identity, professional guidelines, ideal teacher, pedagogical intelligence, pedagogical education.

For citation: Ilaltdinova E.Y., Oladyshkina A.A. "This is the best teacher in the whole world!": The influence of the school teacher on professional self-determination of future teachers // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 3. Р.3.

Введение

Становление профессиональной идентичности педагога начинается задолго до того, как будущий учитель начинает получать педагогическое образование. Большое влияние на личность педагога оказывает время, проведённое в качестве ученика: именно тогда закладывается восприятие урока, выделяются критерии хорошего и плохого учителя, складывается определённое впечатление от коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. В случае, если ученик выбирает для себя профессию педагога, эти сформированные в школе представления могут оказать непосредственное влияние на профессиональное образование и будущий профессиональный рост. Именно поэтому представляется интересным анализ профессиональных ориентиров будущих педагогов, сформированных за время получения общего образования. Сферой особого интереса можно признать представления о профессии учителя, сформированные в школе. Конечно, есть мотивация на вход в педагогическую профессию и от осознанного негативного ученического опыта в школьный жизни (например, С.Т. Шацкий), но это уникальные случаи, вдохновляющие на инновации в образовании. Однако, как показывают и результаты проведённого в нашем исследовании опроса, выбор профессии педагога связан с идентификацией с каким-то конкретным учителем в школе и желанием «быть как он». Часто это связано с чувством благодарности любимому педагогу и желанием передать своим будущим ученикам то же понимание, заботу и профессионализм, каким делился с ними их любимый учитель. При этом неосознанная фиксация на образах прошлого может как помочь в начале педагогического пути, так и препятствовать формированию нового образа педагогической деятельности, формируемого в процессе профессионального обучения.

Важно отметить, что заметное количество современных исследований занимается абстрактным образом идеального педагога, представлениями о чертах характера, которыми он должен обладать, и компетенциями, которыми должен владеть. При этом чаще всего исследования не обращаются к роли конкретной личности в истории педагогического становления респондента. Именно это и определило постановку научной проблемы исследования: какова роль отдельного учителя, повлиявшего на желание ученика стать педагогом? какие личностные и профессиональные характеристики отличали этого учителя и стали образцом для подражания? как соотносится этот образ учителя, интуитивно сформированный «изнутри» ситуации школьного обучения, с характеристиками успешного учителя в научном освещении? Ответы на эти вопросы позволили бы осознать роль отдельного учителя как в выборе педагогической профессии, так и в профессиональном росте будущих педагогов, а также в перспективе внесли бы новые данные в понимание педагогической одарённости.

Обзор литературы

В современной литературе, посвященной подготовке будущих учителей, активно обсуждается вопрос профессиональных ориентиров, сформированных во время школьного обучения. Так, Дэн Лорти подчеркивает, что долгие годы на профессиональную самооценку и оценку педагогической деятельности коллег оказывают огромное влияние те представления о хорошем и плохом учителе, что были сформированы ранее в школе [22; 25]. В своём исследовании, посвященном формированию профессиональной идентичности молодых специалистов-учителей, Дж. Трент подчёркивает, что предыдущий опыт обучения вносит свой вклад не только в анализ различных типов учителей, но и даёт решающий импульс людям для конструирования их собственных идентичностей, то есть осуществляется связь между опытом прошлого и профессиональными идеалами будущего [27, с. 271; 28]. Профессиональные ориентиры, сформированные во время школьного обучения, играют важную роль в обучении будущих учителей. Одной из главных проблем, вызывающих сложности в подготовке учителей, называют изменение точки зрения: вместо наблюдения за классом с позиции индивида-обучающегося («объекта») студенту педагогической специальности нужно смотреть на урок и на класс с позиции учителя («субъекта») [23]. Сформированные в школе представления крайне устойчивы к изменениям [16, с. 110; 29, с. 365; 30]. Они могут стать фильтрами для интерпретации всего нового, что должны изучить будущие учителя в рамках всех университетских курсов, заставляя студентов отказываться от тех теорий и концепций в преподавании, которые не подходят в образ «хорошего» учителя, сформированный ранее их собственным ученическим опытом [16, с. 110; 29,с. 365]. Именно поэтому осознание того, каковы представления будущих учителей о профессии, каким образом и где они были сформированы, жизненно важно для преподавателей педагогического университета [21, с. 56; 29, с. 377]. Понимание профессиональных ориентиров позволяет разорвать замкнутый круг опыта прошлого и профессиональных идеалов будущего и повлиять на развитие и профессиональный рост будущего педагога [11, с. 462].

В более ранних исследованиях проводился сбор экспериментальных данных об абстрактном образе идеального учителя студентов педагогических специальностей. Результаты этих работ показывают, что, как правило, будущие учителя высоко ценят как профессионализм, так и личностные характеристики. К профессиональным чертам относятся

знание преподаваемого предмета, владение методикой преподавания, богатый инструментарий оценки. Личностные характеристики учителя, которые отмечают студенты, как правило, относятся к коммуникации между студентами и преподавателем: умение понятно объяснять, готовность помочь, эмпатийность, дружелюбность, терпение [24; 30]. При этом при сравнении отмечается некоторое смещение: в более ранних работах в центре внимания оказывались знания учителя, его владение информацией. Теперь же эти характеристики теряют свои позиции, и на первое место выходит образ учителя как эмпатичного, понимающего человека с индивидуальным подходом к каждому ученику [11].

Большинство исследований представляют либо образ абстрактного идеального учителя [4; 19; 31], либо общее представление о работе в преподавании, сформированное в годы школьного обучения [8; 18]. При этом не так много исследователей занимается ролью отдельного школьного учителя в развитии профессиональной идентичности будущего учителя. Так, в научной периодике встречаются исследования, в которых оценка, которую ученики дают своим учителям, анализируется с точки зрения валидности такого рода обратной связи и оценки обучающимися своих преподавателей [14]. Многочисленные авторы представляют и интерпретируют интервью с талантливыми учителями, которые получают особенно высокие оценки в обратной связи студентов. Главная цель таких статей -выявить, что именно в практической деятельности делает конкретного учителя успешным

[15; 20].

Также ряд исследователей занимается анализом выбора педагогического направления и входа в профессию [1; 3; 5; 10]. Бывшие учителя становятся одним из важных факторов, мотивирующих к выбору профессии педагога, например, из 53 опрошенных 25 студентов педагогических направлений так или иначе связывают выбор с конкретным учителем из школы и желанием быть похожим на него [12], однако этот фактор перечисляется в ряду других, и ему не уделяется достаточное внимание. Между тем представляется целесообразным анализ описания деятельности конкретного учителя, который мотивировал студента поступить на педагогическое направление. Очевидна тесная взаимосвязь абстрактного «идеального учителя» и учителя из прошлого, оказавшего влияние на выбор профессии отдельного студента. Именно поэтому наше исследование анализирует нарративы студентов о лучших учителях за время их школьного обучения, которые оказали особое влияние на личность и вдохновили поступить в педагогический вуз.

В этой связи особенно интересным представляется исследование вопроса: насколько коррелируют представления будущих учителей о «хорошем» учителе? со статистически подтверждёнными данными о критериях педагогической успешности и факторах, оказывающих положительное влияние на результаты обучения. Для такого анализа в нашем исследовании будут сопоставлены экспериментально полученные данные опроса студентов педагогических направлений подготовки и факторы, оказывающие влияние на обучение, установленные в масштабном метаанализе педагогических исследований Дж. Хэтти «Видимое обучение» [16].

Материалы и методы

Метод сбора информации

В 2019 году в Мининском университете прошел профессиональный конкурс «Лучший учитель» по выявлению, отбору и награждению учителей, являющихся лидерами в работе с обучающимися и мотивирующих своих учеников на выбор педагогической профессии.

Конкурс проводился в два этапа. На первом этапе конкурс прошел в формате онлайн-опроса обучающиеся образовательных программ уровня подготовки бакалавриат УГСН «Образование и педагогические науки» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Студенты номинировали лучших учителей, оказавших влияние на их выбор будущей профессии и вдохновивших их стать педагогами. На втором этапе была произведена статистическая обработка данных опроса. Учителя, набравшие наибольшее количество голосов, стали победителями конкурса и были награждены на концерте, посвященном дню учителя.

Среди вопросов анкеты было поле для свободного рассказа о своём любимом учителе, для пояснения причин, по которым именно он стал для студента образцом для подражания и источником вдохновения для выбора профессии педагога. Этот вопрос не был обязательным. Из 164 студентов, прошедших опрос, 31 человек оставил распространённый рассказ, поясняющий, почему именно этот учитель должен быть номинирован. Полученные нарративы касаются как оценки личностных и профессиональных качеств учителей, так и конкретных историй из прошлого.

Распределение 31 нарратива по специализации учителей осуществляется следующим образом: 10 учителей русского языка и литературы, 5 учителей английского языка, 5 учителей математики, 2 учителя МХК, 3 учителя истории и обществознания, 3 учителя начальной школы, 1 учитель географии, 1 учитель биологии, 1 учитель музыки.

Участники экспериментального этапа

Все студенты (31 человек), предоставившие нарратив о своем лучшем школьном учителе, являются студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (100%). Все студенты обучаются в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»: 29 - по направлению подготовки «Педагогическое образование», 2 студента - «Профессиональное обучение». 9 студентов учатся на программах естественнонаучного профиля (биология, информатика, математика, физика, география), 18 студентов - гуманитарного профиля (история, иностранный язык, русский язык, литература), 2 студента - экономического профиля, 2 студента - будущие педагоги начальной школы.

14 студентов получили общее образование в школах Нижнего Новгорода, 11 студентов - в городах Нижегородской области, 5 студентов - в сёлах и посёлках Нижегородской области, 1 студент - в городе, областном центре в Республике Татарстан.

Методы анализа полученных данных

В основу декомпозиции нарративов легла классификация способностей и профессионально-личностных качеств педагога, разработанная коллективом Мининского университета в монографии «Портрет педагога» [7]. В работе развивается теория множественного интеллекта и постулируется наличие у преподавателя педагогического интеллекта, наряду с эмоциональным, кинестетическим и другими. В структуре педагогического интеллекта выделяется 5 типов способностей: познавательные (когнитивные и исследовательские), коммуникативные, деятельностные, эмоциональные, аксиологические. Выработанные категории опираются на обширный анализ научной литературы и могут быть признаны надёжными с точки зрения экспериментального анализа.

Анализ нарративов о школьном образовании студентов проводился без использования машинных методов обработки текстов. В каждом тексте выделялись прямые характеристики

и упомянутые профессионально-личностные качества учителя, они распределялись по 5 типам способностей. В процессе анализа было установлено, что предлагаемая в монографии «Портрет педагога» классификация не покрывает 100% характеристик, поэтому были дополнительно разработаны новые категории. Все выделенные эксплицитные характеристики были обработаны статистически.

Результаты исследования

Всего в 31 нарративе о лучшем школьном учителе выделено 138 прямых эксплицитных характеристик профессиональных и личностных качеств. 89 характеристик напрямую вписались в упомянутую ранее структуру педагогического интеллекта, 49 оказались на стыке категорий и требовали дальнейшего уточнения.

На рисунке 1 представлено распределение ответов студентов по типам способностей в структуре педагогического интеллекта.

Axiological Аксиологические

8% 8%

Emotional / И Эмоциональные

43% 43%

Познавательные Cognitive

12% 12%

Коммун и кати вн ые Communicative

23% 23%

Деятельностные Activity

14% 14%

Рисунок 1 - Распределение эксплицитных характеристик по типам способностей в структуре педагогического интеллекта / Figure 1 - Distribution of explicit characteristics by types of abilities in the structure of pedagogical intelligence

Для большинства студентов важными являются личностные характеристики, оказывающие влияние на общение с учениками: эмоциональные (43%) и коммуникативные (23%). На втором месте располагается группа способностей педагога, связанных с глубиной его знаний, потребностью в расширении его знаний и практическим применением в решении педагогических задач (познавательные (12%) и деятельностные (14%) способности). Наименьшую роль для студентов играют аксиологические способности педагога (8%), связанные с моралью, гражданской позицией и профессиональной ответственностью.

Рассмотрим подробнее, какие именно личностно-профессиональные качества были зафиксированы в нарративах студентов об их лучших учителях.

1) Самой многочисленной (43%) группой эксплицитных характеристика стали эмоциональные способности педагогов. Рассмотрим распределение ответов в таблице 1.

Таблица 1 - Фиксация в нарративах студентов эмоциональных способностей в структуре педагогического интеллекта / Table 1 - Fixation in students' narratives of emotional abilities in the structure of pedagogical intelligence

Профессионально-личностные Отдельные цитаты из нарративов студентов / % ответов

качества / Professional and Selected quotes from student narratives внутри данной

personal qualities категории / % of responses within this category

Желание общаться с детьми, выслушает и поймёт / will listen and understand 30

поддержка ученика, дружеские отношения / friendly relations

эмпатийность, внимательное стала старшим другом / became a senior friend

отношение / Desire to индивидуальный подход к ученику / individual

communicate with children, approach to the student

student support, empathy, понимающий учитель / understanding teacher

attentive attitude

Эмоциональная искренний, отзывчивый, хороший, добрый, 25

привлекательность / Emotional большой души, доброжелательный, с харизмой,

attraction с чувством юмора / sincere, sympathetic, good, kind, big-hearted, benevolent, with charisma, with a sense of humor

Поддержка ученика, любовь к помогает, в т.ч. с выбором правильного пути / 20

детям / Student support, love for helps, incl. choosing the right path

children любит и верит в тебя / loves and believes in you

Любовь к профессии / Love for предан своему делу / devoted to his work 7,5

the profession педагог, отдающий себя педагогике / pedagogue dedicated to pedagogy педагог с горящим сердцем / a teacher with a burning heart

Стремление отдавать себя всю себя посвящает детям / devotes herself to 7,5

детям / The desire to give children

yourself to children большой самоотдачи / great dedication педагог, отдающий себя детям / teacher giving himself to children

Чувство ответственности за воспитала (ответственность и проч.) / brought 5

обучение и воспитание up (responsibility, etc.)

школьников / A sense of

responsibility for teaching and

educating schoolchildren

Сдержанность / терпение / покоряла спокойным и доброжелательным 5

спокойствие / выносливость / отношением к нам / conquered with a calm and

Restraint / Patience / Calm / friendly attitude towards us

Stamina мудрость, терпение и спокойствие духа / wisdom, patience and peace of mind

Требовательность/Exactingness в меру строгий / moderately strict 2,5

Как иллюстрирует таблица 1, среди эмоциональных способностей педагогов со значительным отрывом лидируют характеристики, связанные с коммуникацией «учитель - ученик»: 75% ответов показывают, что студенты ценят своих школьных учителей за приветливость и отзывчивость, готовность общаться и помогать ученикам, причем при решении не только учебных задач, но и вопросов личного характера, в том числе касающихся выбора профессионального пути.

2) 23% эксплицитных характеристик в нарративах студентов составили коммуникативные способности. Полученные ответы рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 - Фиксация в нарративах студентов коммуникативных способностей в структуре педагогического интеллекта / Table 2 - Fixation in students' narratives of communicative abilities in the structure of pedagogical intelligence

Профессионально-личностные Отдельные цитаты из нарративов студентов / % ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качества / Professional and Selected quotes from student narratives внутри данной

personal qualities категории / % of responses within this category

Открытость, помогает с любыми вопросами / helps with any 47,6

коммуникативность, questions

внимательность / Openness, учитель, который выслушает и поймёт / a

communication, attentiveness teacher who will listen and understand дружеские отношения / friendly relations

Способность к сотрудничеству / индивидуальный подход к каждому ребенку / 33,3

Ability to cooperate individual approach to each child создала дружный коллектив / created a friendly team друг и наставник / friend and mentor

Воспитательное воспитала ответственность и вообще) / brought 14,3

проектирование личности up responsibility and in general)

учащихся / Educational

personality design of students

Справедливость / Justice справедливый учитель / fair teacher 4,8

В таблице 2 приведены численные результаты статистической обработки полученных данных. Очевидно, что при описании школьных учителей студенты отдают приоритет открытости, готовности к общению с отдельными учениками и созданию благоприятных ситуаций для общения коллектива.

3) Деятельностные характеристики относятся к способности решать реальные педагогические проблемы, к практической деятельности педагога на уроке. Эта группа профессионально-личностных качеств заняла третье место по упоминаниям в нарративах. Рассмотрим полученные данные подробнее в таблице 3.

Таблица 3 - Фиксация в нарративах студентов способностей решать педагогические проблемы в структуре педагогического интеллекта / Table 3 - Fixation in students' narratives of abilities to solve pedagogical problems in the structure of pedagogical intelligence

Профессионально-личностные Отдельные цитаты из нарративов студентов / % ответов

качества / Professional and Selected quotes from student narratives внутри данной

personal qualities категории / % of responses within this category

Педагогическая индивидуальный подход к ученикам / 38,5

наблюдательность, Individual approach to students

инициативность / Pedagogical готовность дополнительно объяснить

observation, initiative непонятную тему / Willingness to further explain an incomprehensible topic

Прогнозирование развития помощь в выборе правильного пути / Help in 38,5

качеств обучающихся / choosing the right path

Predicting the development of the педагог, приводящий к самостоятельному

qualities of students выбору, развивающий личные качества учеников / A teacher leading to self-choice, developing the personal qualities of students Видел в нас потенциал / Seen the potential in us

Целеустремлённость / целеустремлённый и знающий своё дело 7,7

Purposefulness учитель / Purposeful and knowledgeable teacher

Конструктивность (понимание по-матерински помогала разрешать детские 7,7

специфики и многообразия конфликты / As a mother, she helped to resolve

конфликтов, умение их children's conflicts

разрешать) / Constructiveness

(understanding the specifics and

variety of conflicts, the ability to

resolve them)

Использование невербальных жесты / gestures 7,7

средств для самовыражения и добрые глаза и улыбка / kind eyes and smile

точности достижения цели /

Using non-verbal means for self-

expression and precision in

achieving goals

Данные в таблице 3 показывают, что особое место занимают деятельностные характеристики, связанные с коммуникацией «учитель - ученик»: готовность к общению и помощь в развитии личностных качеств обучающихся.

4) Познавательные, когнитивные способности (12%) учителей занимают приблизительно то же место в структуре педагогического интеллекта, что и деятельностные (14%). Обзор полученных ответов представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Фиксация в нарративах студентов познавательных способностей в структуре педагогического интеллекта / Table 4 - Fixation in students' narratives of cognitive abilities in the structure of pedagogical intelligence

Профессионально-личностные Отдельные цитаты из нарративов студентов / % ответов

качества / Professional and Selected quotes from student narratives внутри данной

personal qualities категории / % of responses within this category

Педагогическая находчивость, различные методы и подходы / Various 63,6

креативность / Pedagogical methods and approaches

resourcefulness, creativity творческий подход / creativity придумывает рабочие схемы для сдачи ЕГЭ / comes up with working schemes for passing the unified state exam

Глубина знаний и широта знает интересные факты / knows interesting 18,2

умственного кругозора / Depth facts

of knowledge and breadth of обладает знаниями своих предметов в

mental horizons совершенстве / possesses knowledge of his subjects perfectly

Обеспечение условий по приводящий ученика к самостоятельному 18,2

включению обучающихся в выбору / leading the student to self-choice

учебную деятельность / заинтересовать, чтобы ученик попытался сам

Providing conditions for the находить нужные ответы и занимался

inclusion of students in самообразованием / motivate the student to try to

educational activities find the necessary answers himself and engage in self-education

Анализ данных, приведённых в таблице 4, показывает, что прежде всего студенты ценят находчивость и разнообразие методик, взаимодействие на уроке и креативные технологии, то есть не столько декларативное знание преподаваемого предмета и методики его преподавания, сколько процедурное методическое знание эффективного обучения.

5) Минимальное количество упоминаний в нарративах студентов приходится на аксиологические способности (8%). Здесь характеристики педагогов группируются по 2 признакам: с одной стороны, это профессиональная ответственность, отражающая систему педагогических ценностей, с другой стороны, это высокий моральный облик и способность к трансляции духовных и культурных фактов и смыслов (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Фиксация в нарративах студентов аксиологических способностей в структуре педагогического интеллекта / Table 5 - Fixation in students' narratives of axiological abilities in the structure of pedagogical intelligence

Профессионально-личностные качества / Professional and personal qualities Отдельные цитаты из нарративов студентов / Selected quotes from student narratives % ответов внутри данной категории / % of responses within this category

Профессиональная ответственность, наличие профессиональной позиции / Professional responsibility, having a professional position доказал, что педагогика - ответственное дело / proved that pedagogy is a responsible business помощь в выборе правильного пути / help in choosing the right path 57,1

Социальная и гражданская ответственность, высокий моральный облик, идеалы / Social and civic responsibility, high moral character, ideals учил работать от чистого сердца / taught to work from a pure heart прививала любовь к знаниям, к природе, к Родине / instilled love for knowledge, for nature, for the Motherland 42,9

Приведённая выше классификация выявленных характеристик проводилась с опорой на систему профессионально-личностных качеств педагога, разработанную в монографии Портрет педагога [7], однако, анализ нарративов позволил установить характеристики педагогов, не представленные в монографии и позволяющие дополнить предложенную авторами систему (см. таблица 6).

Таблица 6 - Фиксация в нарративах студентов дополнительных профессионально-личностных качеств / Table 6 - Fixation of additional professional and personal qualities in students' narratives

Дополнительные Отдельные цитаты из нарративов студентов / % ответов

профессионально-личностные Selected quotes from student narratives внутри данной

качества / Additional professional категории /

and personal qualities % of responses within this category

Мотивация на активную вдохновила меня стать учителем / inspired me 20,4

деятельность, на активную to become a teacher

жизненную позицию, личный вдохновлял меня на новые свершения /

пример педагога / Motivation for Inspired me to new achievements

active activity, for an active life хочется брать с неё пример / I want to take an

position, personal example of a example from her

teacher

Предметная мотивация / Subject интересные уроки / interesting lessons 16,3

motivation заразительный энтузиазм на уроках / infectious enthusiasm in the classroom создание интереса к предмету / creating interest in a subject

Понятное объяснение / A clear хорошо преподносит информацию / presents 16,3

explanation information well понятные уроки / clear lessons

Достижения и результаты обучающихся / Achievements and results of students благодаря этому педагогу я с лёгкостью сдала ЕГЭ на 98 баллов / thanks to this teacher, I easily passed the exam for 98 points готовит учеников к олимпиадам / prepares students for olympiads получены грамоты, дипломы за работы под руководством этого педагога / received certificates, diplomas for work under the guidance of this teacher 12,2

Любовь к предмету / Love for the subject педагог привил любовь к предмету / the teacher instilled a love of the subject 10,2

Внеурочная и проектная деятельность / Extracurricular and project activities всегда находила свободное время после уроков, чтобы восполнить пробелы / always found free time after school to fill in the gaps предлагал участвовать в интересных проектах / offered to participate in interesting projects 8,2

Профессиональный стаж педагога / Professional experience of a teacher семейный педагог / Family teacher опытный педагог / Experienced teacher 8,2

Так, не указаны в классификации напрямую или оказались на стыке разных категорий такие профессиональные качества, как предметная, познавательная и социальная мотивация [4]. Эксплицитной характеристикой педагога в нарративах является «любовь к предмету», отделяемая от любви к детям и любви к профессии (эмоциональные способности).

Обобщая все выявленные в нарративах характеристики лучших учителей, можно сделать вывод, что для студентов, участвовавших в опросе, большую роль играет эмоциональный неформальный контакт с педагогом: отзывчивость и открытость, готовность помочь и ответить на вопросы, создание мотивации к обучению, самообразованию и поиску решений. Важной характеристикой становится преданность своему делу, любовь к предмету и к детям, энтузиазм и творческий подход в работе. При этом достаточно важны ответственность за своё дело, достижение учениками высоких результатов в выпускных экзаменах и различных конкурсах, опыт работы.

Обсуждение и заключения

В заключение хотелось бы отметить, что полученные результаты полностью соответствуют результатам метаисследования Джона Хэтти, посвященного влиянию различных эффектов на результаты обучения. Как отмечает исследователь, максимальное влияние на учебные достижения учеников оказывают учителя, 1) использующие разнообразные методы и технологии на уроках; 2) предъявляющие высокие требования к ученикам, 3) выстраивающие позитивные отношения между учителем и учеником, то есть учителя с особыми коммуникативными, эмоциональными и деятельностными способностями в структуре педагогического интеллекта. При этом исследование Дж. Хэтти подчеркивает, что сложно доказать зависимость достижений учеников от уровня образования учителя или знания преподаваемого предмета [16, с. 126-127; 17]. Таким образом, интуитивные представления о хорошем учителе, сформированные студентами за время школьного обучения, доказывают особую мотивацию к получению педагогического

образования и входу в профессию, а также роль отдельного школьного педагога в выявлении педагогической одаренности студентов.

Перспективным направлением исследования представляется лонгитюдное исследование нарративов студентов после прохождения производственной педагогической практики и первых лет вхождения в профессию, а также их сравнение с нарративами и представлениями об идеальном учителе научно-преподавательского состава педагогических университетов и действующих школьных учителей со стажем. К тому же исследование может дополнить научное представление о педагогической одарённости [2; 6; 9; 13].

Список использованных источников

1. Игнатьева Е.В., Рябкова Ю.В. Исследование готовности преподавателей университета к осуществлению наставнической деятельности // Перспективы науки и образования. 2018. №4(34). С. 45-51.

2. Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В. Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4(25). С. 9.

3. Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. Преподаватель иностранного языка как тьютор при формировании лингво- и социокультурных знаний // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2010. №1(9). С. 59-65.

4. Мокрецова Л.А., Беспалов А.М., Прудникова М.М. Восприятие образов идеального и реального учителя студентами и педагогами // Вестник Томского государственного университета. 2019. №444. С. 178-192. DOI: 10.17223/15617793/444/23.

5. Орлова О.А., Соткина С.А. Базовая ступень бакалавриата в высшем педагогическом образовании: опыт, проблемы перспективы // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Педагогическая одаренность: актуальные психолого-педагогические решения: монография / А.А. Федоров [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. 350 с.

7. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 202 с.

8. Сизганова Е.Ю. Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, №2-4. С. 842-845.

9. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С. 262-274.

10. Цыбанёва В.А. Ценностные аспекты подготовки учителя иностранных языков в системе дополнительного профессионального образования // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (г. Москва, 6-7 декабря 2019 г.) / отв. ред. А.К. Крупченко, А.В. Малев. М.: МПГУ, 2020. С. 150.

11. Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers // Teachers and Teaching: theory and practice. 2007. Vol. 13(5). Pp. 441-464. DOI: https://doi.org/10.1080/13540600701561653.

12. Chang-Kredl S., Kingsley S. Identity expectations in early childhood teacher education: Pre-service teachers' memories of prior experiences and reasons for entry into the profession // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 43. Pp. 27-36. DOI: https://doi.org/10.1016/i.tate.2014.05.0Q5.

13. Fedorov A., Ilaltdinova E., Frolova S. Teachers professional well-being: State and factors // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8(5). Pp. 1698-1710.

14. Feldman K.A. Identifying Exemplary Teachers and Teaching: Evidence from Student Ratings1 // Perry R.P., Smart J.C. (eds) The Scholarship of Teaching and Learning in Higher Education: An Evidence-Based Perspective. Springer, Dordrecht, 2007.

15. Gentry M., Steenbergen-Hu S., Choi B. Student-Identified Exemplary Teachers: Insights from Talented Teachers // Gifted Child Quarterly. 2011. Vol. 55(2). Pp. 111-125. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986210397830.

16. Hattie J. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. London, New York: Routledge, 2009. 378 p.

17. Hattie J., Clinton J. Chapter 11: Identifying accomplished teachers: A validation study // Stake R.E., Kushner S., Ingvarson L., Hattie J. (eds) Assessing Teachers for Professional Certification: The First Decade of the National Board for Professional Teaching Standards (Advances in Program Evaluation, Vol. 11). Emerald Group Publishing Limited, Bingley, 2008. Pp. 313-344. DOI: https://doi.org/10.1016/S1474-7863(07)11011-5.

18. Helmke A. Was wissen wir über guten Unterricht? // PADUA. 2014. Vol. 9. Pp. 66-74. DOI: https://doi.org/10.1024/1861-6186/a000169.

19. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. Pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6.

20. Irizarry J.G., Raible J. Beginning with El Barrio: Learning From Exemplary Teachers of Latino Students // Journal of Latinos and Education. 2011. Vol. 10(3). Pp. 186-203. DOI: https://doi.org/10.1080/15348431.2011.581102.

21. Levin B., He Y. Investigating the Content and Sources of Teacher Candidates' Personal Practical Theories (PPTs) // Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 59(1). Pp. 55-68. DOI: https://doi .org/10.1177%2F0022487107310749.

22. Lorti D.C. Schoolteacher: A sociological study. Chicago: University of Chicago Press, 1975.

23. Lorti D.C. Schoolteacher: A sociological study. Chicago: University of Chicago Press, 2002.

24. Pozo-Muñoz C., Rebolloso-Pacheco E., Fernández-Ramírez B. The "Ideal Teacher". Implications for student evaluation of teacher effectiveness // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2000. Vol. 25(3). Pp. 253-263. DOI: https://doi.org/10.1080/02602930050135121.

25. Schart M., Legutke M. Lehrkompetenz und Unterrichtsgestaltung. München, Langenscheidt, 2012.

26. Sokolova M., Plisov E. Cross-linguistic transfer classroom L3 acquisition in university setting // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. P. 6.

27. Trent J. Becoming a Teacher Educator // Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 64(3). Pp. 262-275. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0022487112471998.

28. Trent J. From learner to teacher: practice, language, and identity in a teaching practicum // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 41(4). Pp. 426-440. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2013.838621.

29. Wall C.R.G. From student to teacher: changes in preservice teacher educational beliefs throughout the learning-to-teach journey // Teacher Development. 2016. Vol. 20(3). Pp. 364379. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1149509.

30. Weinstein C.S. Prospective elementary teachers' beliefs about teaching: Implications for teacher education // Teaching and Teacher Education. 1990. Vol. 6(3). Pp. 279-290. DOI: https://doi .org/10.1016/0742-051X(90)90019-2.

31. Wilbert J., Gerdes H. Lehrerbild von Schülern und Lehrern: Eine empirische Studie zum Vergleich der Vorstellungen vom idealen und vom typischen Lehrer // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 2007. No. 3. Pp. 208-222.

References

1. Ignat'eva E.V., Ryabkova YU.V. Study of the readiness of university teachers to carry out mentoring activities. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 4(34), pp. 45-51. (In Russ.)

2. Ilaltdinova E.YU., Kisova V.V. Pedagogical giftedness and pedagogical intelligence: designing theoretical and applied approaches. VestnikMininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 4(25), p. 9. (In Russ.)

3. Lapteva I.V., Pahmutova E.D. Foreign language teacher as a tutor in the formation of linguistic and socio-cultural knowledge. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya, 2010, no. 1(9), pp. 59-65. (In Russ.)

4. Mokrecova L.A., Bespalov A.M., Prudnikova M.M. Perception of images of an ideal and real teacher by students and teachers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 444, pp. 178-192, doi: 10.17223/15617793/444/23. (In Russ.)

5. Orlova O.A., Sotkina S.A. Basic level of bachelor's degree in higher pedagogical education: experience, problems of perspective. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4(17), p. 17. (In Russ.)

6. Pedagogical giftedness: actual psychological and pedagogical decisions: monograph / A.A. Fedorov [and others]. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2019. 350 p. (In Russ.)

7. Portrait of the teacher. The basis for modeling educational programs: monograph / A.A. Fedorov [and others]; ed. A.A. Fedorova, G.A. Paputkova. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. 202 p. (In Russ.)

8. Sizganova E.YU. Transformation of pedagogical values in the minds of a student of a modern university. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 2014, vol. 16, no. 2-4, pp. 842-845. (In Russ.)

9. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Pedagogical endowments: psychological and pedagogical decisions of identification, selection and support. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 1(37), pp. 262-274. (In Russ.)

10. Cybanyova V.A. Value aspects of training a teacher of foreign languages in the system of additional professional education. Aksiologiya inoyazychnogo obrazovaniya v kontekste podgotovki pedagoga budushchego: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashchennogo 65-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov (g. Moskva, 6-7 dekabrya 2019 g.) / otv. red. A.K. Krupchenko, A.V. Malev. Moscow, MPGU Publ., 2020. P. 150. (In Russ.)

11. Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers. Teachers and Teaching: theory and practice, 2007, vol. 13(5), pp. 441-464, doi: https://doi.org/10.1080/13540600701561653.

12. Chang-Kredl S., Kingsley S. Identity expectations in early childhood teacher education: Pre-service teachers' memories of prior experiences and reasons for entry into the profession. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 43, pp. 27-36, doi: https://doi.org/10.1016/i.tate.2014.05.005.

13. Fedorov A., Ilaltdinova E., Frolova S. Teachers professional well-being: State and factors. Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8(5), pp. 1698-1710.

14. Feldman K.A. Identifying Exemplary Teachers and Teaching: Evidence from Student Ratings1. Perry R.P., Smart J.C. (eds) The Scholarship of Teaching and Learning in Higher Education: An Evidence-Based Perspective. Springer, Dordrecht, 2007.

15. Gentry M., Steenbergen-Hu S., Choi B. Student-Identified Exemplary Teachers: Insights from Talented Teachers. Gifted Child Quarterly, 2011, vol. 55(2), pp. 111-125, doi: https://doi.org/10.1177/0016986210397830.

16. Hattie J. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. London, New York: Routledge, 2009. 378 p.

17. Hattie J., Clinton J. Chapter 11: Identifying accomplished teachers: A validation study // Stake R.E., Kushner S., Ingvarson L., Hattie J. (eds) Assessing Teachers for Professional Certification: The First Decade of the National Board for Professional Teaching Standards (Advances in Program Evaluation, Vol. 11). Emerald Group Publishing Limited, Bingley, 2008. Pp. 313-344. DOI: https://doi.org/10.1016/S1474-7863(07)11011-5.

18. Helmke A. Was wissen wir über guten Unterricht? PADUA, 2014, vol. 9, pp. 66-74, doi: https://doi.org/10.1024/1861-6186/a000169.

19. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and Universal. Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. Pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6.

20. Irizarry J.G., Raible J. Beginning with El Barrio: Learning From Exemplary Teachers of Latino Students. Journal of Latinos and Education, 2011, vol. 10(3), pp. 186-203, doi: https://doi.org/10.1080/15348431.2011.581102.

21. Levin B., He Y. Investigating the Content and Sources of Teacher Candidates' Personal Practical Theories (PPTs). Journal of Teacher Education, 2008, vol. 59(1), pp. 55-68, doi: https://doi .org/10.1177%2F0022487107310749.

22. Lorti D.C. Schoolteacher: A sociological study. Chicago: University of Chicago Press, 1975.

23. Lorti D.C. Schoolteacher: A sociological study. Chicago: University of Chicago Press, 2002.

24. Pozo-Muñoz C., Rebolloso-Pacheco E., Fernández-Ramírez B. The "Ideal Teacher". Implications for student evaluation of teacher effectiveness. Assessment & Evaluation in Higher Education, 2000, vol. 25(3), pp. 253-263, doi: https://doi.org/10.1080/02602930050135121.

25. Schart M., Legutke M. Lehrkompetenz und Unterrichtsgestaltung. München, Langenscheidt, 2012.

26. Sokolova M., Plisov E. Cross-linguistic transfer classroom L3 acquisition in university setting. Vestnik of Minin University, 2019, vol. 7, no. 1, p. 6.

27. Trent J. Becoming a Teacher Educator. Journal of Teacher Education, 2013, vol. 64(3), pp. 262-275, doi: https://doi.org/10.1177%2F0022487112471998.

28. Trent J. From learner to teacher: practice, language, and identity in a teaching practicum. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2013, vol. 41(4), pp. 426-440, doi: https://doi.org/10.1080/1359866X.2013.838621.

29. Wall C.R.G. From student to teacher: changes in preservice teacher educational beliefs throughout the learning-to-teach journey. Teacher Development, 2016, vol. 20(3), pp. 364-379, doi: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1149509.

30. Weinstein C.S. Prospective elementary teachers' beliefs about teaching: Implications for teacher education. Teaching and Teacher Education, 1990, vol. 6(3), pp. 279-290, doi: https://doi .org/10.1016/0742-051X(90)90019-2.

31. Wilbert J., Gerdes H. Lehrerbild von Schülern und Lehrern: Eine empirische Studie zum Vergleich der Vorstellungen vom idealen und vom typischen Lehrer. Psychologie in Erziehung und Unterricht, 2007, no. 3, pp. 208-222.

© Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А., 2020

Информация об авторах Илалтдинова Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент; и.о.ректора, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: 0000-00029017-4658, Researcher ID: M-8233-2016, e-mail: ilaltdinova_eu@mininuniver.ru. Оладышкина Анастасия Алексеевна - кандидат филологических наук; доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-7292-5534, Researcher ID: J-8039-2017, e-mail: a.a.oladyshkina@mininuniver.ru.

Information about the authors Ilaltdinova Elena Y. - doctor of pedagogical sciences, professor, rector, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-9017-4658, Researcher ID: M-8233-2016, e-mail: ilaltdinova eu@mininuniver.ru. Oladyshkina Anastasia A. - candidate of philological sciences, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-7292-5534, Researcher ID: J-8039-2017, e-mail: a.a.oladyshkina@mininuniver.ru.

Вклад соавторов

Илалтдинова Елена Юрьевна - научное руководство, администратор проекта, критический анализ и доработка текста; представление данных в тексте статьи.

Оладышкина Анастасия Алексеевна - подготовка начального варианта текста, формализованный анализ данных.

Contribution of authors Ilaltdinova Elena Y. - scientific guidance, project management, review, revision and correction of the text, presentation of data in the text of the article.

Oladyshkina Anastasia A. - preparation of the material of the article, data analysis.

Поступила в редакцию: 17.06.2020 Принята к публикации: 05.07.2020 Опубликована: 08.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.