УДК 323.1 ББК 66
А. А. Каневский
ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В статье рассматривается этноязыковая политика как научная теория, политическая доктрина и государственная политика. Изучение этноязыковой политики в рамках институционального анализа, полагает автор, обусловлено теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики в геополитическом контексте защиты национальных интересов, обеспечения национальной безопасности и укрепления целостности современной российской государственности.
Ключевые слова: этноязыковая политика, институциональный анализ, национальные интересы, российская государственность, национальная безопасность.
ETHNOLANGUAGE POLICYAS A SUBJECT OF THE INSTITUTIONAL ANALYSIS
In article the ethnolanguage policy considered as the scientific theory, the political doctrine and as a state policy. Studying of ethnolanguage policy within the institutional analysis, is caused by the theoretical and practical importance ofproblems of ensuring efficiency of the state language policy in a geopolitical context ofprotection of national interests, ensuring national security and strengthening of integrity of modern russian statehood.
Key words: ethnolanguage policy, institutional analysis, national interests, russian statehood, national security.
Актуальность исследования этноязыковой политики как предмета институционального анализа обусловлена особой значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики в геополитическом контексте защиты национальных интересов и укрепления целостности современной российской государственности [3, с. 20-23; 4, с. 2326; 5, с. 19-21]. Это объясняется тем, что без оптимально разработанной стратегии государственной национальной политики невозможна модернизация самых разнообразных социально-экономических и политических институтов [6, с. 115-123; 9, с. 62-65]. Стратегия государственной национальной политики предполагает наличие более частной концепции этноязыковой политики, которая в рамках институционального анализа может рассматриваться как научная теория, политическая доктрина и государственная политика.
Этноязыковая политика как научная теория представляет собой совокупность научных представлений о роли государства в этноязыковом строительстве. Как политическая доктрина она может рассматриваться в качестве абстрактного проекта политической действительности, в рамках которого государство, являясь «творцом» этноязыкового пространства,
конструирует (реконструирует) сферу практической регламентации этноязыковых отношений. Этноязыковая политика государства регламентирует этноязыковые отношения в полиэтнических странах. Это объясняется тем, что данная проблема неразрывно связана с теорией и проблемами межнациональных отношений на постсоветском пространстве [1, с. 36]. Все определения этноязыковой политики объединяет представление о том, что она выступает неотъемлемой частью национальной политики государства.
Институциональный анализ этноязыковой политики позволяет рассматривать ее как деятельность институтов государственной власти, связанную с регулированием этноязыковых отношений в обществе. При этом ее содержание определяется спецификой этноязыковых отношений и нормативными условиями решения национального вопроса в полиэтническом обществе.
В контексте современных геополитических вызовов и информационной открытости этноязыковая политика как составная часть государственной политики превращается в стратегический фактор обеспечения социального развития, противодействия межэтническим и межнациональным конфликтам. В связи с
усилением политических, социально-экономических и культурно-идеологических аспектов межгосударственного взаимодействия существенно возрастает роль языка как средства социальной коммуникации и условия возникновения этнической общности. Этнолингвистическая составляющая в полиэтнических государствах имеет существенное значение в государственном строительстве и развитии, в государственной политике, направленной на регулирование этноязыковых отношений в обществе. Это придает актуальность проблемам многоязычия, двуязычия, взаимодействия русского языка и языков титульных народов, а также их совместного функционирования в национально-территориальных субъектах Российской Федерации и за ее пределами.
Институциональный анализ этноязыковой политики в мультилингвистическом пространстве современной России позволяет сделать вывод о том, что языковое взаимодействие представляет собой одну из важных сторон проблемы межнациональной коммуникации, актуальность которой особенно возрастает в условиях национального самоопределения [2, с. 19].
В этнополитических рамках национального самоопределения отдельные национальные языки изменяют свой статус и становятся государственными, что способствует эскалации внутриполитической нестабильности, росту межэтнических, региональных и межгосударственных конфликтов. Ситуация осложняется тем, что вопросы законодательного регулирования, использования, условий и порядка выбора государственного языка должны быть соотнесены с защитой прав национальных меньшинств в области языковых отношений. Правовые проблемы функционирования и использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в ее составе способствуют сокращению «объема» использования русского языка в различных социально-политических сферах, особенно в области государственного управления и образования [7, с. 12-13; 8, с. 160-164].
Актуальность исследования этноязыковой политики обусловлена тем, что в России отсутствует единая, централизованная государственная политика сохранения и развития русского языка в контексте геополитической защиты национальных интересов и укрепления
целостности современной российской государственности. С одной стороны, это создает трудности, связанные с использованием русского языка в условиях мирового информационного пространства. С другой стороны, это способствует росту «удельного веса» этноязыкового сознания, ущемляющего права русскоязычного населения на постсоветском пространстве.
Институциональный анализ этноязыковой политики в России позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, в отечественном научном сообществе на сегодняшний день не созданы концепции, которые можно использовать для выработки практических рекомендаций в сфере осуществления государственной этноязыковой политики. Во-вторых, их отсутствие делает актуальными проблемы научной оптимизации и моделирования основных направлений этноязыковой политики государства [10, с. 39-40].
Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные аспекты осуществления этноязыковой политики уже выступали в качестве предмета научного исследования в трудах В. А. Аврорина, В. М. Алпатова, А. О. Бер-дашкевича, Н. А. Бенедиктова и других.
Проблемы информационной безопасности русского языка как основного элемента этноязыковой политики исследуются в работах отечественного специалиста К. К. Колина.
Институциональный анализ этноязыковой политики с точки зрения разнообразных способов межгосударственного сотрудничества и взаимодействия, а также особенностей языкового контакта межэтнических групп обусловливает необходимость всестороннего изучения эмпирических данных, которые рассматриваются в контексте междисциплинарных форм научного исследования, основанных на лингвистических, социокультурных, социологических, философских, а также юридических научных практиках.
В то же время институциональный анализ этноязыковой политики позволяет сделать следующее: определить концептуальное содержание языковой политики; исследовать ценностные приоритеты этноязыковой политики в контексте решения национального вопроса; установить роль этноязыковых отношений в системе полиэтнического общества; обозначить основные социальные векторы взаимодействия языков как фактора межэтнической интеграции; систематизировать критерии выбора
государственного языка в контексте решения проблемы стабильности общества и реализации самобытности языковой культуры российских этносов. Кроме того, он дает возможность охарактеризовать системные и структурные особенности защиты этноязыковых интересов в российском обществе в контексте целей и задач государственной языковой политики, а также выявить значение русского языка в рамках социальной интеграции российского общества.
Специфика институционального анализа этноязыковой политики состоит в конкретизации понятия языковой политики, в исследовании институциональных, концептуальных и ценностных факторов ее формирования, в осознании особой роли этноязыковых отношений в полиэтническом обществе, в определении институциональных форм межэтнической интеграции на основе взаимодействия языков, в установлении критериев выбора государственного языка в условиях полиэтнического общества и исследовании институциональных особенностей реализации этноязыковых интересов российского населения.
Институциональный анализ этноязыковой политики представляет собой исследование целенаправленной деятельности органов государственной власти, общественных институтов и иных политических субъектов, направленной на регулирование, развитие и взаимодействие этнических языков. Содержание ее определяется совокупностью взглядов, ценностей и установок в сфере этноязыковых отношений, которые закрепляются в идеологии субъектов политики. Цели и задачи этноязыковой политики неразрывно связаны с реализацией этноязыковых интересов личности, общества и государства как этноязыковых ценностей, а также с нормативными условиями функционирования языков в институциональном контексте решения национального вопроса в полиэтническом обществе.
Между тем этноязыковые отношения представляют собой вид общественных отношений, предметом которых является функционирование, развитие и взаимодействие этнических языков, которые отражают менталь-ность народа, трансляцию исторического опыта и процессы воспроизводства этноязыковой культуры.
Одним из основных условий межэтнической интеграции является двустороннее дву-
язычие, которое выступает в качестве механизма межэтнической интеграции. Двустороннее двуязычие - это форма этноязыковых отношений, а благодаря этому оно способствует развитию и совершенствованию межнациональных отношений в обществе.
Институциональный анализ этноязыковой политики предполагает исследование интегративной функции государственного языка и этноязыковых интересов. В полиэтническом обществе государственный язык является основным фактором социокультурного взаимодействия, обеспечивает самобытность языковой культуры этносов и национальных меньшинств, создавая условия для социально-политической стабильности в регионе.
Другим фактором интеграции полиэтнического общества выступают этноязыковые интересы, представляющие собой форму реализации социальной потребности субъектов этноязыковых отношений в развитии, функционировании и взаимодействии этнических языков в обществе на основе толерантности и равноправия. Этноязыковые интересы обладают содержанием, структурой и функциями.
Содержание их определяется социально-экономическими, политико-правовыми и культурно-идеологическими условиями их реализации. Структура обусловлена особенностями ценностных ориентаций представителей полиэтнического общества, функции - целями и задачами государственной этнической политики в социальном контексте ее реализации. Механизм реализации этноязыковых интересов зависит от задач государственной этноязыковой политики, особенностей политического режима и формы государственного устройства.
Институциональный анализ этноязыковой политики предусматривает исследование специфики ее реализации в области функционирования русского языка. Обоснованная языковая политика на постсоветском пространстве должна создавать предпосылки для сохранения и развития ценностей национальной культуры, гармонизации интересов личности, общества, нации и государства, укрепления связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, установления добрососедских отношений и сохранения единого пространства духовной культуры.
Этноязыковая политика в области функ-
ционирования русского языка будет отвечать требованиям эффективности лишь при двух условиях. Во-первых, основу этой политики должен составлять принцип интернационализма. Во-вторых, она должна соответствовать неформальным установкам населения в сфере этноязыковых интересов.
Литература
1. Кетцян Г. В. Этноязыковая политика как институциональный фактор развития межнациональных отношений на постсоветском пространстве: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011.
2. Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте философии права: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007.
3. Лубский Р. А. Проблемы изучения российской государственности в контексте методологического плюрализма // Философия права. 2011. № 5 (48).
4. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).
5. Лубский Р. А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55).
6. Лубский Р. А. Модернизация как предмет российского политического дискурса // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. 2013. № 4 (97). Т. 2.
7. Озаева О. В. Этнонациональное измерение языковой правовой политики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
8. Самойлова М. Н. Языковая ситуация и языковая политика в современном обществе // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1 (9).
9. Шевелев В. Н. Полемика о модернизации России в пространстве отечественного социально-гуманитарного знания // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7.
10. Фархатдинов Р. А. Этноязыковая политика в Российской Федерации: проблемы реализации (на материалах Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.
Следовательно, этноязыковая политика представляет собой отношение государства к решению языковых проблем. Языковая политика, основанная на тех или иных идеологических и социальных принципах, отражает концентрированное отношения государства к национальному вопросу.
Bibliography
1. Kettsyan G. V. Ethnolanguage policy as an institutional factor of development of the international relations in the former Soviet Union: abstract of dis. ... PhD in politicy. Moscow, 2011.
2. Kovalyova E. V. The concept of national self-determination in Russia in the context of legal philosophy: abstract of dis. ... PhD in philosophy. Rostov-on-Don, 2007.
3. Lubsky R. A. Problems of studying of the Russian statehood in the context of methodological pluralism // Philosophy of law. 2011. № 5 (48).
4. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in the context of methodology of system research // Philosophy of law. 2011. № 4 (47).
5. Lubsky R. A. Statehood and a paternalism in Russia // Philosophy of law. 2012. № 6 (55).
6. Lubsky R. A. Modernization as subject of the Russian political discourse // Social policy and sociology. Interdisciplinary scientific and practical magazine. 2013. № 4 (97). Vol. 2.
7. Ozayeva O. V. Ethnonational measurement of language legal policy: abstract of dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2008.
8. Samoylova M. N. Language situation and language policy in modern society // Bulletin of the Volgograd university. Series 2: Linguistics. 2009. № 1 (9).
9. Shevelyov V. N. Polemic about modernization of Russia in space of domestic social and humanitarian knowledge // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 7.
10. Farkhatdinov R. A. Ethnolanguage policy in the Russian Federation: realization problems (on materials of the Republic of Tatarstan): abstract of dis. ... PhD in politicy. Moscow, 2004.