Научная статья на тему 'Этноязыковая политика как предмет институционального анализа'

Этноязыковая политика как предмет институционального анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ETHNOLANGUAGE POLICY / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / INSTITUTIONAL ANALYSIS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каневский Ашот Арменакович

В статье рассматривается этноязыковая политика как научная теория, политическая доктрина и государственная политика. Изучение этноязыковой политики в рамках институционального анализа, полагает автор, обусловлено теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики в геополитическом контексте защиты национальных интересов, обеспечения национальной безопасности и укрепления целостности современной российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Каневский Ашот Арменакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOLANGUAGE POLICY AS A SUBJECT OF THE INSTITUTIONAL ANALYSIS

In article the ethnolanguage policy considered as the scientific theory, the political doctrine and as a state policy. Studying of ethnolanguage policy within the institutional analysis, is caused by the theoretical and practical importance of problems of ensuring efficiency of the state language policy in a geopolitical context of protection of national interests, ensuring national security and strengthening of integrity of modern russian statehood.

Текст научной работы на тему «Этноязыковая политика как предмет институционального анализа»

УДК 323.1 ББК 66

А. А. Каневский

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

В статье рассматривается этноязыковая политика как научная теория, политическая доктрина и государственная политика. Изучение этноязыковой политики в рамках институционального анализа, полагает автор, обусловлено теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики в геополитическом контексте защиты национальных интересов, обеспечения национальной безопасности и укрепления целостности современной российской государственности.

Ключевые слова: этноязыковая политика, институциональный анализ, национальные интересы, российская государственность, национальная безопасность.

ETHNOLANGUAGE POLICYAS A SUBJECT OF THE INSTITUTIONAL ANALYSIS

In article the ethnolanguage policy considered as the scientific theory, the political doctrine and as a state policy. Studying of ethnolanguage policy within the institutional analysis, is caused by the theoretical and practical importance ofproblems of ensuring efficiency of the state language policy in a geopolitical context ofprotection of national interests, ensuring national security and strengthening of integrity of modern russian statehood.

Key words: ethnolanguage policy, institutional analysis, national interests, russian statehood, national security.

Актуальность исследования этноязыковой политики как предмета институционального анализа обусловлена особой значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики в геополитическом контексте защиты национальных интересов и укрепления целостности современной российской государственности [3, с. 20-23; 4, с. 2326; 5, с. 19-21]. Это объясняется тем, что без оптимально разработанной стратегии государственной национальной политики невозможна модернизация самых разнообразных социально-экономических и политических институтов [6, с. 115-123; 9, с. 62-65]. Стратегия государственной национальной политики предполагает наличие более частной концепции этноязыковой политики, которая в рамках институционального анализа может рассматриваться как научная теория, политическая доктрина и государственная политика.

Этноязыковая политика как научная теория представляет собой совокупность научных представлений о роли государства в этноязыковом строительстве. Как политическая доктрина она может рассматриваться в качестве абстрактного проекта политической действительности, в рамках которого государство, являясь «творцом» этноязыкового пространства,

конструирует (реконструирует) сферу практической регламентации этноязыковых отношений. Этноязыковая политика государства регламентирует этноязыковые отношения в полиэтнических странах. Это объясняется тем, что данная проблема неразрывно связана с теорией и проблемами межнациональных отношений на постсоветском пространстве [1, с. 36]. Все определения этноязыковой политики объединяет представление о том, что она выступает неотъемлемой частью национальной политики государства.

Институциональный анализ этноязыковой политики позволяет рассматривать ее как деятельность институтов государственной власти, связанную с регулированием этноязыковых отношений в обществе. При этом ее содержание определяется спецификой этноязыковых отношений и нормативными условиями решения национального вопроса в полиэтническом обществе.

В контексте современных геополитических вызовов и информационной открытости этноязыковая политика как составная часть государственной политики превращается в стратегический фактор обеспечения социального развития, противодействия межэтническим и межнациональным конфликтам. В связи с

усилением политических, социально-экономических и культурно-идеологических аспектов межгосударственного взаимодействия существенно возрастает роль языка как средства социальной коммуникации и условия возникновения этнической общности. Этнолингвистическая составляющая в полиэтнических государствах имеет существенное значение в государственном строительстве и развитии, в государственной политике, направленной на регулирование этноязыковых отношений в обществе. Это придает актуальность проблемам многоязычия, двуязычия, взаимодействия русского языка и языков титульных народов, а также их совместного функционирования в национально-территориальных субъектах Российской Федерации и за ее пределами.

Институциональный анализ этноязыковой политики в мультилингвистическом пространстве современной России позволяет сделать вывод о том, что языковое взаимодействие представляет собой одну из важных сторон проблемы межнациональной коммуникации, актуальность которой особенно возрастает в условиях национального самоопределения [2, с. 19].

В этнополитических рамках национального самоопределения отдельные национальные языки изменяют свой статус и становятся государственными, что способствует эскалации внутриполитической нестабильности, росту межэтнических, региональных и межгосударственных конфликтов. Ситуация осложняется тем, что вопросы законодательного регулирования, использования, условий и порядка выбора государственного языка должны быть соотнесены с защитой прав национальных меньшинств в области языковых отношений. Правовые проблемы функционирования и использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в ее составе способствуют сокращению «объема» использования русского языка в различных социально-политических сферах, особенно в области государственного управления и образования [7, с. 12-13; 8, с. 160-164].

Актуальность исследования этноязыковой политики обусловлена тем, что в России отсутствует единая, централизованная государственная политика сохранения и развития русского языка в контексте геополитической защиты национальных интересов и укрепления

целостности современной российской государственности. С одной стороны, это создает трудности, связанные с использованием русского языка в условиях мирового информационного пространства. С другой стороны, это способствует росту «удельного веса» этноязыкового сознания, ущемляющего права русскоязычного населения на постсоветском пространстве.

Институциональный анализ этноязыковой политики в России позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, в отечественном научном сообществе на сегодняшний день не созданы концепции, которые можно использовать для выработки практических рекомендаций в сфере осуществления государственной этноязыковой политики. Во-вторых, их отсутствие делает актуальными проблемы научной оптимизации и моделирования основных направлений этноязыковой политики государства [10, с. 39-40].

Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные аспекты осуществления этноязыковой политики уже выступали в качестве предмета научного исследования в трудах В. А. Аврорина, В. М. Алпатова, А. О. Бер-дашкевича, Н. А. Бенедиктова и других.

Проблемы информационной безопасности русского языка как основного элемента этноязыковой политики исследуются в работах отечественного специалиста К. К. Колина.

Институциональный анализ этноязыковой политики с точки зрения разнообразных способов межгосударственного сотрудничества и взаимодействия, а также особенностей языкового контакта межэтнических групп обусловливает необходимость всестороннего изучения эмпирических данных, которые рассматриваются в контексте междисциплинарных форм научного исследования, основанных на лингвистических, социокультурных, социологических, философских, а также юридических научных практиках.

В то же время институциональный анализ этноязыковой политики позволяет сделать следующее: определить концептуальное содержание языковой политики; исследовать ценностные приоритеты этноязыковой политики в контексте решения национального вопроса; установить роль этноязыковых отношений в системе полиэтнического общества; обозначить основные социальные векторы взаимодействия языков как фактора межэтнической интеграции; систематизировать критерии выбора

государственного языка в контексте решения проблемы стабильности общества и реализации самобытности языковой культуры российских этносов. Кроме того, он дает возможность охарактеризовать системные и структурные особенности защиты этноязыковых интересов в российском обществе в контексте целей и задач государственной языковой политики, а также выявить значение русского языка в рамках социальной интеграции российского общества.

Специфика институционального анализа этноязыковой политики состоит в конкретизации понятия языковой политики, в исследовании институциональных, концептуальных и ценностных факторов ее формирования, в осознании особой роли этноязыковых отношений в полиэтническом обществе, в определении институциональных форм межэтнической интеграции на основе взаимодействия языков, в установлении критериев выбора государственного языка в условиях полиэтнического общества и исследовании институциональных особенностей реализации этноязыковых интересов российского населения.

Институциональный анализ этноязыковой политики представляет собой исследование целенаправленной деятельности органов государственной власти, общественных институтов и иных политических субъектов, направленной на регулирование, развитие и взаимодействие этнических языков. Содержание ее определяется совокупностью взглядов, ценностей и установок в сфере этноязыковых отношений, которые закрепляются в идеологии субъектов политики. Цели и задачи этноязыковой политики неразрывно связаны с реализацией этноязыковых интересов личности, общества и государства как этноязыковых ценностей, а также с нормативными условиями функционирования языков в институциональном контексте решения национального вопроса в полиэтническом обществе.

Между тем этноязыковые отношения представляют собой вид общественных отношений, предметом которых является функционирование, развитие и взаимодействие этнических языков, которые отражают менталь-ность народа, трансляцию исторического опыта и процессы воспроизводства этноязыковой культуры.

Одним из основных условий межэтнической интеграции является двустороннее дву-

язычие, которое выступает в качестве механизма межэтнической интеграции. Двустороннее двуязычие - это форма этноязыковых отношений, а благодаря этому оно способствует развитию и совершенствованию межнациональных отношений в обществе.

Институциональный анализ этноязыковой политики предполагает исследование интегративной функции государственного языка и этноязыковых интересов. В полиэтническом обществе государственный язык является основным фактором социокультурного взаимодействия, обеспечивает самобытность языковой культуры этносов и национальных меньшинств, создавая условия для социально-политической стабильности в регионе.

Другим фактором интеграции полиэтнического общества выступают этноязыковые интересы, представляющие собой форму реализации социальной потребности субъектов этноязыковых отношений в развитии, функционировании и взаимодействии этнических языков в обществе на основе толерантности и равноправия. Этноязыковые интересы обладают содержанием, структурой и функциями.

Содержание их определяется социально-экономическими, политико-правовыми и культурно-идеологическими условиями их реализации. Структура обусловлена особенностями ценностных ориентаций представителей полиэтнического общества, функции - целями и задачами государственной этнической политики в социальном контексте ее реализации. Механизм реализации этноязыковых интересов зависит от задач государственной этноязыковой политики, особенностей политического режима и формы государственного устройства.

Институциональный анализ этноязыковой политики предусматривает исследование специфики ее реализации в области функционирования русского языка. Обоснованная языковая политика на постсоветском пространстве должна создавать предпосылки для сохранения и развития ценностей национальной культуры, гармонизации интересов личности, общества, нации и государства, укрепления связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, установления добрососедских отношений и сохранения единого пространства духовной культуры.

Этноязыковая политика в области функ-

ционирования русского языка будет отвечать требованиям эффективности лишь при двух условиях. Во-первых, основу этой политики должен составлять принцип интернационализма. Во-вторых, она должна соответствовать неформальным установкам населения в сфере этноязыковых интересов.

Литература

1. Кетцян Г. В. Этноязыковая политика как институциональный фактор развития межнациональных отношений на постсоветском пространстве: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011.

2. Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте философии права: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007.

3. Лубский Р. А. Проблемы изучения российской государственности в контексте методологического плюрализма // Философия права. 2011. № 5 (48).

4. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).

5. Лубский Р. А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55).

6. Лубский Р. А. Модернизация как предмет российского политического дискурса // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. 2013. № 4 (97). Т. 2.

7. Озаева О. В. Этнонациональное измерение языковой правовой политики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.

8. Самойлова М. Н. Языковая ситуация и языковая политика в современном обществе // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1 (9).

9. Шевелев В. Н. Полемика о модернизации России в пространстве отечественного социально-гуманитарного знания // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7.

10. Фархатдинов Р. А. Этноязыковая политика в Российской Федерации: проблемы реализации (на материалах Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.

Следовательно, этноязыковая политика представляет собой отношение государства к решению языковых проблем. Языковая политика, основанная на тех или иных идеологических и социальных принципах, отражает концентрированное отношения государства к национальному вопросу.

Bibliography

1. Kettsyan G. V. Ethnolanguage policy as an institutional factor of development of the international relations in the former Soviet Union: abstract of dis. ... PhD in politicy. Moscow, 2011.

2. Kovalyova E. V. The concept of national self-determination in Russia in the context of legal philosophy: abstract of dis. ... PhD in philosophy. Rostov-on-Don, 2007.

3. Lubsky R. A. Problems of studying of the Russian statehood in the context of methodological pluralism // Philosophy of law. 2011. № 5 (48).

4. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in the context of methodology of system research // Philosophy of law. 2011. № 4 (47).

5. Lubsky R. A. Statehood and a paternalism in Russia // Philosophy of law. 2012. № 6 (55).

6. Lubsky R. A. Modernization as subject of the Russian political discourse // Social policy and sociology. Interdisciplinary scientific and practical magazine. 2013. № 4 (97). Vol. 2.

7. Ozayeva O. V. Ethnonational measurement of language legal policy: abstract of dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2008.

8. Samoylova M. N. Language situation and language policy in modern society // Bulletin of the Volgograd university. Series 2: Linguistics. 2009. № 1 (9).

9. Shevelyov V. N. Polemic about modernization of Russia in space of domestic social and humanitarian knowledge // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 7.

10. Farkhatdinov R. A. Ethnolanguage policy in the Russian Federation: realization problems (on materials of the Republic of Tatarstan): abstract of dis. ... PhD in politicy. Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.