Научная статья на тему 'Языковая политика как вид национальной политики государства'

Языковая политика как вид национальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2585
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / LANGUAGE POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЯЗЫК / LANGUAGE / ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / LANGUAGE MANIPULATION / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ADMINISTRATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каневский Ашот Арменакович

В статье языковая политика рассматривается как вид национальной политики государства в сфере развития и укрепления национальных и этноязыковых отношений. Предназначена она, по мнению автора, для создания практических условий защиты, укрепления и развития этнонациональных языков, утверждения принципов общественного согласия и социальной солидарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE POLICY AS TYPE OF NATIONAL POLICY OF THE STATE

In article the language policy to be considered as a type of national policy of the state in the sphere of development and strengthening of the national and ethnolanguage relations. Its intended, the author claims, for creation of practical conditions of protection, strengthening and development of ethnonational languages, the statement of the principles of a public consent and social solidarity, establishment of the mode of interethnic tolerance and removal of ethnonational intensity.

Текст научной работы на тему «Языковая политика как вид национальной политики государства»

Литература

1. Конституция Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / под ред. О. Е. Кутафина. М., 2003.

2. Маленко О. О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

3. Зорькин В. Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. 25 ноября.

4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 2007. Вып. XIX.

5. Небратенко Г. Г. Демографическая безопасность Российской Федерации в XXI столетии // Философия права. 2014. № 1.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL // http://consultant.ru

7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2014 года). URL // http:// consultant.ru

8. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28 июля 2014 года). URL // http://consultant.ru

9. Статья 2 проекта федерального закона

«О добровольчестве (волонтерстве)». URL // http:// consultant.ru

10. URL // http://slovari.299.ru/word.php?id= 7299&sl=oj

11. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. М., 2000.

12. Головкин Р. Б. Характеристика отдельных факторов, обусловливающих действие права // Актуальные проблемы права и экономики в XXI веке: сборник статей. Владимир, 2013.

13. Головкин Р. Б. Понятие и конструкция правовых явлений // Юридическая техника. 2013. № 7. Ч. 2.

14. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2014 года). URL // http://consultant.ru

15. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсоно-ва М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2.

16. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")». URL // http://consultant.ru

17. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")». URL // http://consultant.ru

УДК 81 : 32 ББК 81

А. А. Каневский

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ВИД НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье языковая политика рассматривается как вид национальной политики государства в сфере развития и укрепления национальных и этноязыковых отношений. Предназначена она, по мнению автора, для создания практических условий защиты, укрепления и развития этнонациональных языков, утверждения принципов общественного согласия и социальной солидарности.

Ключевые слова: языковая политика, национальная политика, государство, язык, языковое манипулирование, административное воздействие.

LANGUAGE POLICY AS TYPE OF NATIONAL POLICY OF THE STATE

In article the language policy to be considered as a type of national policy of the state in the sphere of development and strengthening of the national and ethnolanguage relations. Its intended, the author claims,

for creation of practical conditions of protection, strengthening and development of ethnonational languages, the statement of the principles ofa public consent and social solidarity, establishment of the mode of interethnic tolerance and removal of ethnonational intensity.

Keywords: language policy, national policy, state, language, language manipulation, administrative influence.

Языковая политика, выступая в качестве одного из базовых направлений национальной политики государства в сфере развития и укрепления национальных и языковых отношений, является видом государственной национальной политики.

Языковая политика необходима для создания практических условий защиты, укрепления и развития этнонациональных языков, утверждения принципов общественного согласия и социальной солидарности, установления режима межэтнической толерантности и снятия этнонациональной напряженности. Она приобретает особую актуальность в условиях нарастания этнополитической напряженности и представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, политических институтов и иных субъектов социальных отношений, направленную на регулирование функционирования, развития и взаимодействия языков в обществе.

Кроме того, языковая политика выступает в качестве одного из основных факторов стабильности российского общества, опирается, с одной стороны, на теорию национальных отношений, а с другой - на концепцию языкознания.

Содержание ее определяется целым рядом факторов: спецификой этноязыковых и этнопо-литических отношений, находящих концептуальное закрепление в идеологии субъектов политики; целью и задачами по реализации этноязыковых государственных интересов, представленных в виде системы государственных ценностей; нормативно-правовыми и неформальными условиями функционирования языков; институциональным и методологическим контекстом решения национального вопроса.

В отечественной науке понятие «языковая политика» рассматривается по-разному, но употребляется, как правило, в двух основных смыслах: как особое соотношение языка и политики, при котором язык выступает орудием и объектом политики [9, с. 12-13]; в качестве разновидности политики, которая проводится государством в отношении самого языка, то есть собственно языковой политики [ 1, с. 8].

В первом случае речь идет об осуществлении политики с помощью языка, который превращается в средство борьбы за политическую (государственную) власть, легитимацию государст-

венного курса, распределение зон этнополити-ческого и этнокультурного влияния и контроля в социально-политическом контексте перераспределения позиций доминирования и подчинения. В этом случае язык используется как способ политического влияния для достижения определенных политических целей, что позволяет говорить о языковом манипулировании. Специфика его заключается в том, что при помощи языка передается как нейтральная, так и специальная информация, предназначенная для манипулирования общественным сознанием и формирования политических установок, которые «рождаются» непосредственно из социально-политических отношений. При этом в данном процессе первичным звеном часто являются социально-политические установки (аттитюды) [8, с. 92-114], усвоенные индивидом из общественного сознания. Такими самостоятельными ориентирами выступают политические цели, при условии если они интериоризированы множеством людей, превратились в мотивы их суждений и действий [2, с. 160].

Во втором случае имеется в виду политика, которая проводится в отношении национального или этнонационального языка, то есть собственно то, что традиционно понимается под языковой политикой государства. В этой связи некоторые исследователи предлагают такие определения языковой политики, в рамках которых она, как правило, интерпретируется как теория и практика рационального воздействия на процесс развития языковых отношений, представляющий собой целерациональное и теоретически аргументированное управление процессом функционирования языков в социальном контексте создания и совершенствования инновационных технологий и средств языкового сотрудничества [1, с. 8].

В этом случае языковая политика предусматривает административное воздействие государственных органов власти, которое может быть активным, когда они предписывают или запрещают употребление какого-то языка в конкретной сфере, или пассивным, если они не препятствуют определенным традициям или новым тенденциям в языковой политике [10, с. 12-22].

Основные положения языковой политики проходят три последовательные стадии своей концептуализации: разработка ориентиров и це-

лей языковой политики, языковое моделирование и реализация целей.

На стадии разработки ориентиров происходит конструирование или реконструирование задач языковой политики, а также создание ее государственной концепции. В зависимости от специфики и динамики развития языковой или этноязыковой ситуации государство осуществляет подбор оптимальной модели языковой политики. Разработка ее ориентиров и целей как последовательная стадия концептуализации основных положений языковой политики отличается перспективностью, поэтому государство учитывает возможные сценарии развития языковой ситуации.

На этапе языкового моделирования осуществляется разработка оптимальной модели языковой политики, которая предполагает расширение либо, наоборот, ограничение сфер использования национального или этнонационального языка. Оптимизация модели языковой политики осуществляется как на уровне государственных учреждений, так и в независимых неправительственных и иных общественных организациях.

Подбор оптимальной модели языковой политики имеет существенное значение для установления благоприятной языковой ситуации в стране. В этой связи необходимо выделить три основных модели языковой политики: интегратив-ную модель, исключительную модель и полиноминальную модель.

Интегративная модель языковой политики государства представляет собой разновидность моноязычной языковой политики, которая предназначена для языковой гомогенизации общества. Интегративная модель выражается, во-первых, в моноязычном обучении на официальном языке, во-вторых, в толерантном отношении к неофициальным языкам этнических меньшинств.

Исключительная модель языковой политики государства представляет собой разновидность моноязычной модели языковой политики, которая также предназначена для языковой гомогенизации общества, но в рамках его гетерогенной природы и этноязыкового многообразия.

Под полиноминальной моделью языковой политики государства скрывается такой тип плюралистической модели, который допускает использование языков национальных меньшинств в сфере публичных отношений. При этом необходимо отметить, что полиноминальная модель предусматривает два основных варианта ее осуществления: на социокультурном уровне отдельного региона и на всей территории государства.

Региональный вариант полиноминальной модели языковой политики предполагает уничтожение любых форм языковой дискриминации, поддержку языковых меньшинств посредством территориального подразделения, развитие федерализма и многоуровневого устройства системы этнополитического представительства.

Социокультурная версия полиноминальной модели языковой политики государства предусматривает защиту и поддержку идентичности языковых меньшинств на основе создания параллельных общественных институтов с целью поощрения двуязычия или многоязычия в образовании и средствах массовой информации.

Данная модель может одновременно рассматриваться и как стратегия для урегулирования языковых конфликтов [12]. Эмпирический успех языковой политики и ее эффективность зависят от признания или непризнания отдельных языковых идентичностей с языковыми потребностями экономики и политической системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотно спланированная и проведенная языковая политика играет важную роль в политике государства, в том числе его национальной политике. Это обусловлено тем, что научная теория, охватывающая проблемы межнационального взаимодействия, превращается в существенный инновационный фактор общественного развития, поэтому политика, ставящая своей целью регулирование этого взаимодействия, сегодня не мыслится вне этой науки.

На стадии реализации целей языковой политики происходит активное регулирующее воздействие на языковое развитие, в рамках которого государственные учреждения власти стремятся придать выбранной модели языковой политики легитимный характер, убеждая население в необходимости проводимой политики в сфере языка. Это связано с тем, что без легитимной опоры языковая политика не будет выступать эффективным средством разрешения языковых проблем. Степень принятия населением целей и характера языковой политики позволяет оценивать ее эффективность и перспективность, а также прогнозировать динамику языкового развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Языковая политика выполняет ряд важных социокультурных и политико-правовых функций [11, с. 16-22]: как деятельность государства, направленная на изменение языковой ситуации, она определяет систему мер нормативного воздействия государства на развитие языковых процессов и распространение национальных языков по

сферам социального взаимодействия, устанавливает формы политико-правового контроля над языковой ситуацией, определяет условия и механизмы разрешения этноязыковых конфликтов и противоречий.

Языковая политика классифицируется не только по способу реализации социально-экономических, культурно-идеологических и политико-правовых функций, но и по характеру их осуществления (позитивная и негативная). Позитивная языковая политика направлена на расширение социальных функций языков, сфер их применения и усиление их социально-коммуникативной роли в контексте создания и развития литературных языков. В качестве классического примера можно привести современную языковую политику Швейцарии, в рамках которой статус официального языка предоставлен всем языкам автохтонного населения, а также языковую политику Российской Федерации, направленную на свободное и равноправное функционирование всех национальных языков, на развитие и совершенствование билингвизма и три-лингвизма. Негативная языковая политика представляет собой разновидность национальной политики, нацеленной на создание особо благоприятного режима для функционирования национального (официального) языка, сокращение социокультурных, идентификационных и коммуникативных функций иных языков, сужение сферы их социального приложения.

Языковая политика реализуется в условиях моноязычного и полиязычного государства, а также за его пределами. Следует также различать централизованную и децентрализованную языковую политику. Централизованным характером обладала, например, языковая политика СССР, которая предусматривала систему общеобязательных мероприятий в сфере языковой политики. Под децентрализованной понимается языковая политика региональных и муниципальных органов власти, которая реализуется исключительно в рамках соответствующих территорий.

Языковая политика в современной России также носит централизованный характер. Русский язык как объект централизованной языковой политики является государственным и национальным языком российского народа, имеющего богатые культурные и языковые традиции. Русский язык выступает средством международного общения для стран, входивших в состав Союза Советских Социалистических Республик. Это государственный язык, используемый в разных сферах социального взаимодействия, культуры, науки,

образования, спорта и массовых коммуникаций, выступающий фундаментом межкультурной коммуникации в условиях генезиса современной российской государственности [5, с. 20-23; 6, с. 2326; 7, с. 19-21], способствующей становлению единого полиэтнического пространства, в рамках которого формируются архетипы национальной культуры и ментальности [4, с. 331-333].

Некоторые специалисты в этой связи отмечают, что в современной геополитической обстановке русский язык является одним из существенных факторов обеспечения национальной безопасности России и окружающих ее государств, поэтому он требует серьезного внимания и защиты на уровне государства [3, с. 30-40].

Основу языковой политики как разновидности национальной политики государства составляют принципы билингвизма и равенства языков, реализация которых в современной России создает предпосылки для формирования особой билингвальной или полилингвальной модели языковых отношений.

Основу языковой политики государства сегодня составляют следующие принципы:

1) языковое равенство и билингвизм;

2) равенство национальных и этноязыковых культур народов Российской Федерации;

3) защита языковых и иных видов прав коренных этнических групп;

4) самостоятельный выбор национальной принадлежности;

5) мирное разрешение языковых конфликтов и противоречий;

6) запрет экстремистской деятельности;

7) единство и целостность государства;

8) равенство региональных и федеральных органов государственной власти перед законом и судом;

9) защита прав российских граждан за пределами Российской Федерации;

10) поддержка соотечественников, проживающих за границей.

Таким образом, языковую политику можно рассматривать как целенаправленную деятельность государственных учреждений публичной власти, направленную на трансформацию языковой ситуации. Многообразие языковых ситуаций предполагает различные формы государственной деятельности, под которой понимается весь спектр политического воздействия на языковую ситуацию. Языковая политика как вид национальной политики государства выступает концентрированным выражением отношения государства к национальным и языковым проблемам в условиях полиэтнического социума.

Литература

1. Григорьев В. Д. Культура языка и языковая политика // Общественные науки и современность. 2003. № 1.

2. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр., доп. М., 1996.

3. Колин К. К. Русский язык и национальная безопасность // Безопасность. 1997. № 1-2 (36).

4. Лубский А. В., Лубский Р. А. Типы правосознания в политической культуре России // Политико-правовая культура и духовность: материалы региональной научно-теоретической конференции. Ростов н/Д, 2001.

5. Лубский Р. А. Проблемы изучения российской государственности в контексте методологического плюрализма // Философия права. 2011. № 5 (48).

6. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).

7. Лубский Р. А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55).

8. Лубский Р. А. Политический менталитет в России на рубеже веков: монография. Саарбрюк-кен, 2013.

9. Озаева О. В. Этнонациональное измерение языковой правовой политики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.

10. Фархатдинов Р. А. Этноязыковая политика в Российской Федерации: проблемы реализации (на материалах Республики Татарстан): ав-тореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.

11. Федюнина С. М. Государственная языковая политика и языковое планирование в контексте развития многоэтничного российского общества // Вестник ПАГС. 2012. № 31.

12. Шахбанов А. М., Шахбанова М. М. Причины социальных конфликтов в межэтнических отношениях // Современное состояние и пути развития Юга России. Ростов н/Д, 2007.

УДК 340 : 32 ББК 67.0

Б. X. Ганиев

ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуются технологии оптимизации соотношения формы и содержания российской правовой политики. По мнению автора, они должны включать в себя активную правовую пропаганду и правовое просвещение граждан, а также совершенствование правоприменительной деятельности, повышение транспарентности и гласности всех государственно-правовых систем, ведомств, организаций, укрепление региональных правовых институтов, стимулирование интереса государственных служащих к механизмам и технологиям реализации российской правовой политики.

Ключевые слова: право, правовая политика, формы правовой политики, содержание правовой политики, субъекты правовой политики, правовые формы.

TECHNOLOGIES OF OPTIMIZATION OF THE FORM AND CONTENT RELATION

OF THE RUSSIAN LEGAL POLICY

In article investigates technologies of optimisation of a parity ofform and content of the Russian legal policy. The author according, should include active legal propagation and legal education of citizens perfection правоприменительной, besides, is necessary for activity, increase транспарентности and publicity of all state-legal systems, departments, the organisations, strengthening of regional legal institutes, stimulation of interest ofcivil servants to mechanisms and technologies of realisation of the Russian legal policy.

Keywords: law, legal policy, forms of a legal policy, maintenance of a legal policy, subjects of a legal policy, legalforms.

Основным ориентиром реформирования современной российской правовой политики являются конституционные правовые положения,

направленные на решительный поворот общества к личности [1]. Однако Россия была и остается государством минимальной законопослушно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.