УДК 39:796.034.2(=511.1) DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.325-331
ЭТНОСПОРТ КАК СПОСОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
(на примере финно-угорских народов)
Ломшина Елена Николаевна,
кандидат культурологии, заведующий
научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), [email protected]
Мигунов Павел Валерьевич,
руководитель городского общественного учреждения «Клуб возрождения финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» (г. Саранск, РФ), [email protected]
Сафонкина Ольга Сергеевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры английской филологии
ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ), [email protected]
Введение. В статье изучается место этноспорта в национальной культуре, раскрывается его роль как важного фактора возврата к аутентичности для сохранения идентичности этносов.
Материалы и методы. Приводится теоретическое обоснование этноспорта как методологической базы проектирования и прогнозирования процессов формирования и функционирования социокультурных систем в условиях набирающих силу процессов этнокультурных репрезентаций в спорте, выходящих за пределы мест компактного проживания этносов, национальных государств и континентов. Методология изучения этноспорта представляет собой междисциплинарные исследования складывающихся в эпоху глобализации трендов в области физической активности.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье исследуется значение традиционных игр для актуализации аксиологического поля культуры финно-угорских народов в современном социуме с целью сохранения идентичности этносов в условиях культурной локализации. Особое внимание уделяется возрождению этноспорта в рамках традиционных праздников финно-угорских народов. Подчеркивается, что в основе этноспорта лежат морально-этические воззрения народов, выраженные в исконных забавах, которые описаны в произведениях устного народного творчества.
Заключение. Проведение народных праздников наряду с привычными выступлениями фольклорных коллективов все чаще сопровождается традиционными играми. Такой подход вполне историчен, поскольку состязательно-игровая традиция с давних времен выполняла функции культурного ядра народного праздника. Несмотря на то что на территориях, заселенных финно-угорскими народами, существуют различные подходы к возрождению и поддержанию этноспорта, в целом они демонстрируют значительный интерес к этой сфере национального самопознания. Традиционные игры стали частью культурной политики финно-угорских республик.
Ключевые слова: этноспорт; традиционные игры; этнокультура; аксиология; финно-угорские народы.
Благодарности: Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-130003р_а.
Для цитирования: Ломшина Е. Н., Мигунов П. В., Сафонкина О. С. Этноспорт как способ актуализации этнокуль-туры (на примере финно-угорских народов) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 3. С. 325-331.
Введение
История России подтверждает, что отличительную черту современного национального культурного наследия составляют культурное многообразие, единение и уважение к культуре каждого из населяющих ее наро-
дов, верность лучшим многовековым традициям. Преемственность поколений играет особую роль в процессе сохранения этнической культуры и позволяет, поддерживая самобытность, создать уникальную комбинацию исконно народного и культурного.
© Ломшина Е. Н., Мигунов П. В., Сафонкина О. С., 2020
ISSN 2076-2577 (print) 325
Развитие традиционных видов физической активности является одним из способов актуализации этнокультуры и важным фактором сбережения культуры малых народов. Пришедший из глубокой древности этноспорт дает молодому поколению возможность познакомиться с культурой предков, стать ближе к своим корням, ощутить не только комфорт родных мест, но и сопричастность игровым традициям народа.
В настоящее время в связи с очевидной необходимостью возврата к аутентичности для сохранения идентичности этносов активно изучаются роль и место этноспор-та в национальной культуре. Обращение исследователей к проблематике традиционных игр способствует переоценке их статуса. Однако этноспорт нельзя рассматривать исключительно в рамках одного из направлений гуманитарных наук или с точки зрения только физической активности и спорта. Теория и методология изучения этноспорта должны базироваться на междисциплинарном подходе.
Обзор литературы
Проблема ценностей стала разрабатываться в отечественной науке лишь с 60-х г. XX в. и нашла отражение в работах С. Ф. Анисимова, Ю. С. Борева, С. Голь-денриха, А. Гулыги, В. И. Додонова,
A. Г. Здравомыслова, В. Иванова, М. С. Кагана, М. К. Мамардашвили, Б. В. Орлова, С. Л. Рубинштейна, Л. Н. Столови-ча, М. Б. Туровского, Н. З. Чавчавадзе,
B. Ядова и др.
В финно-угроведении комплексный междисциплинарный подход в исследовании системы ценностей финно-угорских народов был предпринят в работах Н. Н. Глуховой и В. А. Глухова [1] и коллектива авторов под руководством В. А. Юр-ченкова1. Отдельные аспекты ценностного подхода к исследованию культуры финно-угорских народов рассмотрены в трудах Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, Н. Л. Жуковской, А. Кережи, Г. А. Корни-шиной, М. А. Лапиной, Е. Н. Ломшиной,
1 См.: Финно-угорские народы России: диалектика жизненных ценностей: учеб. пособие / сост. В. А. Юрченков. Саранск, 2013.
Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, Л. И. Ни-коновой, Н. С. Попова, Ю. Н. Сушковой, В. Ю. Хотинец, Г. Е. Шкалиной, Н. Г. Юр-ченковой и др.
Исследование этноспорта с точки зрения актуализации этнокультуры предпринято, в частности, в работах Б. В. Горбунова [2], В. М. Григорьева [3], Т. Н. Петровой и Н. Н. Пьянзиной [8].
Материалы и методы
В последние годы отмечается изменение парадигмы исследовательского подхода к теме этноспорта. Изначально сторонники возрождения традиционных спортивных мероприятий рассматривали их с позиций спортивной модели. Однако постепенно, с ростом понимания того, что трансляция «доспортивных» практик была нарушена, изучение этноспор-та сместилось в область этнокультурного подхода [6, 29]. В пользу применения такого подхода говорит тот факт, что в основе этноспорта лежат представления людей о морали, этике, социальном взаимодействии и прочих этических установках в рамках этнической группы, которые формируют аксиологическое поле этнокультуры конкретного этноса [9, 73]. Именно эти представления отразились в традиционных спортивных забавах, которые дошли до современности через произведения устного народного творчества, запечатлевшие отношение к физической составляющей жизни в социуме, его воспитательную и социальную роль.
Основу теоретического осмысления этноспорта составили труды западных и отечественных исследователей А. де Бе-нуа, П. Бурдье, К. Тремонтана, С. Гав-рова, А. Дугина, П. Зарифулина, И. Куч-маевой, В. Расторгуева и др. В них рассматриваются вопросы взаимодействия духовного и телесного мира человека, религиозного и этнокультурного многообразия. Основным достижением теоретиков этноспорта стала возможность найти способы развития человека при условии сохранения социальных, морально-этических, этнических и культурных составляющих его жизни. С позиций неоконсервативного подхода в ра-
ботах А. Кыласова находят дальнейшее развитие идеи об этнокультурном многообразии спорта, которое и обозначается термином «этноспорт» [4-6].
Результаты исследования и их обсуждение
Роль этноспорта отражается в институциональной поддержке поощрения и развития традиционных видов физической активности. В связи с тем что традиционные виды физической активности исторически являются частью национальных традиционных праздников, приуроченных к особым событиям или религиозным обрядам, в рамках работы ЮНЕСКО этно-спорт составляет одно из направлений деятельности социогуманитарного сектора данной организации. Более того, в 2008 г. ЮНЕСКО выступило с заявлением, в котором этноспорт признается неотъемлемой составной частью Всемирного культурного наследия человечества2.
В результате попыток осмысления эт-носпорта в научном гуманитарном и гуманистическом ключе возрастает интерес к возрождению традиционных спортивных состязаний, создаются новые общественные организации и движения сторонников этноспорта. Так, общероссийская общественная организация «Федерация этноспорта России» занята созданием новых механизмов внедрения в практику традиционных спортивных игр различных малых народов. В настоящее время в общем этническом, социальном и культурном поле этноспорта происходит объединение национальных видов спорта в форме исторических реконструкций как обязательного элемента традиционных праздников. Однако в недалеком прошлом, в советский период, форма и суть традиционных этнических игр сводились к локальным спартакиадам по национальным видам спорта или сельским спортивным играм. Искон-
ные физические спортивные забавы были оторваны от их культурного контекста и трансформированы в абстрактные спортивные действия. В результате отказ от устоявшихся форм народных игр привел к нарушению трансляции между поколениями механизмов, присущих игровым традициям.
В поддержку данной точки зрения можно привести слова исследователя в области педагогики и этноспорта В. М. Григорьева, еще в 1991 г. указавшего на кризис в культуре игр и этноспорта: «Сейчас мы наблюдаем все больше примитивных игровых форм - шалостей и проказ, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленным разрушительством и тому подобным. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр -генетического фонда игровой культуры каждого народа» [3, 38].
Позиция В. М. Григорьева близка многим исследователям современного общества. В частности, она обсуждается в работе С. Д. Неверковича, связывающего понятие «игра по правилам», или «честная игра», с прошлым, как бы подтверждая отсутствие или нехватку данной морально-этической константы в настоящее время. По мнению исследователя, возрождение традиционных спортивных мероприятий является не только обращением к физической стороне этноспорта3. Происходит значительно более важный процесс - возрождение аксиологических концепций, т. е. тех аспектов, которые позволяют спорту быть не просто развлечением, а оказывать влияние на формирование современной культуры, так как «игры сохраняют и транслируют нравственный опыт поколений и создают шаблоны поведенческих установок» [6, 46].
2 См.: Кыласов А. В., Гавров С. Н. Этнокультурное многообразие спорта. URL: http://sportwiki.to/%D0% AD%D 1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D 1%83%D0%BB%D 1%8C%D 1%82%D1%83%D1%80%D0%B D%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0% B0%D0%B7%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0 (дата обращения: 12.08.2020).
3 См.: Неверкович С. Д. Содержание игровых процессов, принципов и психолого-педагогических особенностей исследовательско-эвристических игр // Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. Москва, 2006. С. 154-168.
Традиционные этнические спортивные мероприятия сегодня проводятся в основном в рамках национально-фольклорных праздников. В этом контексте к этноспор-ту относят действия, нацеленные прежде всего на развлечение участников таких праздников, а не на формирование или улучшение здоровья социальной группы. Примерами могут быть бой мешками, перетягивание палки, бросок деревянного шара на дальность и др. По мнению авторов, создание игровых площадок и проведение такого рода состязаний должно быть неотъемлемой частью всех финно-угорских фестивалей, так как традиционные спортивные игры являются событийной кульминацией культурных и массовых мероприятий [7]. При этом важно учитывать, насколько полно данные состязания соответствуют их историческому и этнокультурному прототипу [9, 76].
Отдельного внимания в рамках изучения значения этноспорта для актуализации этнокультуры заслуживает вопрос приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям на занятиях мордовской борьбой и финно-угорскими состязаниями. Методика осуществления такой деятельности базируется на принципах этнопедагогики, предполагающих, что взрослые члены семьи находятся в непосредственной близости от ребенка, занимающегося спортом. Поддержка родственников обеспечивает благоприятный психологический климат: ребенок привыкает к спорту, не отрываясь от семьи.
Среди значимых для становления этно-спорта событий одним из наиболее ярких стало празднование в Республике Мордовия 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в 2012 г. Наряду со многим другими мероприятиями в различных районах республики проходили многочисленные национальные праздники, сопровождавшиеся традиционными играми и состязаниями, например «Финнонь-угрань налхксемат» или традиционные состязания «Тюштянь налксемат».
Существует практика включения национальных спортивных мероприятий и мастер-классов в программу средних школ.
Данная практика не только способствует физическому становлению учащихся, но и позволяет школьникам приобщиться к национальным традициям. Так, уникальный опыт проведения общешкольных мордовских игр «Тюштянь налксемат» накоплен в Саранской средней общеобразовательной школе № 32 [9, 76]. В результате таких мероприятий происходит значительное повышение интереса к национальному спорту среди учащихся, а также возрастает число желающих заниматься в спортивных секциях.
Процесс возрождения интереса к национальной финно-угорской культуре, спорту, творчеству затронул и другие регионы страны. В Республике Татарстан, в Набережных Челнах, стал традиционным фестиваль народного творчества финно-угорских народов, который получил название «Мы ветви древа одного»4.
При проведении соревнований на кубок губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югры) по гонкам на обласах в рамках традиционного праздника хантов и манси, посвященного духу воды Вит Хону, организуется специальная площадка состязаний финно-угорских народов [9, 75].
ХМАО - Югра вносит большой вклад в сохранение и развитие национальных видов спорта. В 1991 г. в Ханты-Мансийске был создан Окружной национальный спортивный клуб «Этнос». В его стенах проходила интенсивная работа по изучению традиционных игр и особенностей физического воспитания хантов и манси. На основе клуба в 2013 г. была образована Региональная общественная организация «Федерация этноспорта ХМАО - Югры», деятельность которой выходит за рамки региона и предполагает взаимодействие с национально-культурными автономиями татар и башкир, русских и казачьих объединений [5]. Закономерным итогом такой деятельности стало то, что в 2017 г. президент Федерации этноспорта ХМАО -Югры А. Клаузер возглавил Федерацию этноспорта России, сменив на этом посту А. Кыласова.
4 URL: http://nabchelny.ru/news/38062 (дата обращения: 12.08.2020).
Таким образом, развитие демократических институтов в современной истории России способствует подъему национального самосознания. Идея развития традиционных состязаний находит отражение в государственных документах, например в Стратегии государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года5 или федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»6. Однако наиболее ярко это проявляется в ходе народных праздников, включающих в себя проведение традиционных игр и состязаний.
Заключение
В последние годы в социокультурном проектировании народных праздников наметилась новая тенденция - наряду с привычными выступлениями фольклор-
ных коллективов все чаще в их программу включаются традиционные игры. Такой подход вполне историчен, поскольку состязательно-игровая традиция изначально выполняла функции культурного ядра народного праздника.
Основываясь на теоретических положениях концепции этноспорта, следует особенно отметить спортивные традиции финно-угорских народов. Несмотря на то что на территориях, заселенных данными этническими группами, существуют различные подходы к возрождению и поддержанию этноспорта, в целом они демонстрируют значительный интерес к этой сфере национального самопознания. Традиционные игры стали частью культурной политики финно-угорских республик, которые имеют серьезные успехи в данной сфере деятельности.
5 См.: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru/70284810/#ixzz6afbGR1ui (дата обращения: 12.08.2020).
6 См.: О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (с изменениями на 25 мая 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/ document/499040473 (дата обращения: 12.08.2020).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухова Н. Н., Глухов В. А. Система ценностей финно-угорского суперэтноса: моногр. Йошкар-Ола: Стринг, 2009. 275 с.
2. Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX - начала XX в.: ист.-этногр. исслед. Москва: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. 172 с.
3. Григорьев В. М. К вопросу о периодизации развития народной педагогики // Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. Москва, 1991. С. 38.
4. Гуреева Е. А., Кыласов А. В. Социокультурные и экономические аспекты проектирования традиционных игр // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2016. № 5 (89). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsiokulturnye-i-ekonomicheskie-aspekty-proektirovaniya-traditsionnyh-igr (дата обращения: 12.08.2020).
5. Кыласов А. В. Сопоставление опыта спорти-зации традиционных игр Югры и Якутии // Финно-угорский мир. 2016. № (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavlenie-opyta-sportizatsii-traditsionnyh-igr-yugry-i-yakutii (дата обращения: 12.08.2020).
6. Кыласов А. В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. Москва: Территория будущего, 2013. 144 с.
7. Мигунов П. В. «Олимпийские игры» мордвы. Тюштянь налксемат - Тюштянь налхксемат // Центр и периферия. 2010. № 1. С. 40-51.
8. Петрова Т. Н., Пьянзина Н. Н. Этнопедаго-гические основы физического воспитания чувашей: моногр. Чебоксары, 2006. 100 с.
9. Этнобрендинг территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Саранск, 22 нояб. 2013 г. / сост. и науч. ред.: А. И. Карьгин, Е. Н. Ломшина, М. В. Логинова. Саранск, 2015. URL: https://docplayer. ru/27867243-Etnobrending-territoriy.html (дата обращения: 12.08.2020).
Поступила 12.08.2020, опубликована 26.10.2020
ETHNOSPORT AS A WAY TO ACTUALIZE ETHNOCULTURE
(on the example of Finno-Ugric peoples)
Elena N. Lomshina,
Candidate Sc. {Cultural Sciences}, Head of Research Laboratory of Finno-Ugric Culture, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), [email protected]
Pavel V. Migunov,
Head of the City Public Organization "Revival Club of Finno-Ugric military games "Tyushtya" (Saransk, Russia), [email protected]
Olga S. Safonkina,
Candidate Sc. {Philosophy}, Associate Professor, Department of English Philology, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), [email protected]
Introduction. The article explores the role and place of ethnosport in the national culture as an important factor in returning to authenticity in order to preserve the identity of ethnic groups.
Materials and Methods. The authors pay attention to the theoretical substantiation of ethno-sport as a methodological basis of designing and forecasting the processes of formation and functioning of socio-cultural systems in the conditions of the processes of ethnocultural representations in sports, which are gaining momentum and go beyond the boundaries of places of compact residence of ethnic groups, national states and continents. The authors emphasize that the methodology of studying ethno-sports is of interdisciplinary nature of emerging trends in the area of physical activity in the conditions of globalization processes.
Results and Discussion. The article studies the role and place of traditional games in actualizing the axiological field of Finno-Ugric peoples' culture in modern society in order to preserve the identity of ethnic groups under conditions of cultural localization. Special attention is paid to the revival of ethnic sports within the traditional holidays of Finno-Ugric peoples. The article emphasizes that ethnosport is based on the moral and ethical views of peoples, expressed in the original festivals described in the works of oral folk art.
Conclusion. Along with the usual performances of folk groups in the framework of folk festivals, traditional games are getting more popular. It is important to note that this approach is quite historic, because the competitive game tradition has served as the cultural core of the national holiday for centuries. Despite the fact that the territories inhabited by Finno-Ugric peoples have different approaches to the revival and maintenance of ethnic sports, in general, Finno-Ugric territories demonstrate a significant interest in this sphere of national identity. Traditional games have become part of the cultural policy of Finno-Ugric republics.
Key words: ethnosports; traditional games; ethnoculture; axiology; Finno-Ugric peoples.
Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research as part of the project No. 18-49-130003р_а.
For citation: Lomshina EN, Migunov PV, Safonkina OS. Ethnosport as a way to actualize ethnoculture (on the example of Finno-Ugric peoples). Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2020; 12; 3: 325-331. (In Russian)
REFERENCES
1. Glukhova NN, Glukhov VA. System of values of the Finno-Ugric superethnos. Monograph. Ioshkar-Ola; 2009. (In Russian)
2. Gorbunov BV. Traditional hand-to-hand competitions in the folk culture of the Eastern Slavs of the 19th - early 20th centuries. His- 4. torical and ethnographer. Research. Moskva; 1997. (In Russian)
3. Grigoriev VM. On the question of the peri-odization of the development of folk pedago-
gy. Obshchechelovecheskoe i natsional'noe v istoriko-pedagogicheskom protsesse = Universal and national in the historical and pedagogical process. Moskva; 1991: 38 (In Russian)
Gureeva EA, Kylasov AV Socio-cultural and economic aspects of the design of traditional games. Vestnik Rossiiskogo ekonomichesk-ogo universiteta imeni G. V. Plekhanova = Bulletin of the Plekhanov Russian Uni-
versity of Economics. 2016; 5 (89). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsiokulturnye-i-ekonomicheskie-aspekty-proektirovaniya-traditsionnyh-igr (accessed 12.08.2020). (In Russian)
5. Kylasov AV. Comparison of the experience of sporting the traditional games of Ugra and Yakutia. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2016; 1 (26). Available from: https:// cyberleninka.ru/article/n/sopostavlenie-opy -ta-sportizatsii-traditsionnyh-igr-yugry-i-yaku-tii (accessed 12.08.2020). (In Russian)
6. Kylasov AV. Ethnosport. End of the era of degeneration. Moskva; 2013. (In Russian)
7. Migunov PV. "Olympic Games" of Mor-dovians. Tyushtian nalxsemat - Tyushtian nalxsemat. Tsentr i periferiia = Center and periphery. 2010; 1: 40-51. (In Russian)
8. Petrova TN, Pyanzina NN. Ethnopedagogi-cal foundations of physical education of the Chuvash. Monograph. Cheboksary; 2006. (In Russian)
9. Kargin AI, Lomshina EN, Loginova MV, eds. Ethnobranding of territories. Saransk; 2015. Available from: https://docplayer. ru/27867243-Etnobrending-territoriy.html (accessed 12.08.2020).
Submitted 12.08.2020, published 26.10.2020