Научная статья на тему 'Сопоставление опыта спортизации традиционных игр Югры и Якутии'

Сопоставление опыта спортизации традиционных игр Югры и Якутии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОСПОРТ / DIALOGUE OF CULTURES / FOLK FESTIVALS / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / SOCIO-CULTURAL DESIGN / TRADITIONAL GAMES / FOLK / ETHNICAL SPORTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кыласов Алексей Валерьевич

При сопоставлении опыта Югры и Якутии выявлены принципиально разные подходы к спортизации традиционных игр. Необходимость подобных исследований продиктована актуализацией процессов идентификации и самоидентификации народов, что наиболее ярко проявляется во время проведения праздников народного календаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of athletic component of traditional games in Ugra and Yakutia

Comparing the experience of Ugra and Yakutia it reveals fundamentally different approaches to athletic component of the traditional games. The need for such research is explained by the updating of identification processes and self-identity of peoples, which is most evident during the folk festivals, which program is often being expanded due to the inclusion of traditional games.

Текст научной работы на тему «Сопоставление опыта спортизации традиционных игр Югры и Якутии»

СОПОСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА СПОРТИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР ЮГРЫ И ЯКУТИИ

А. В. КЫЛАСОВ,

кандидат культурологии, доцент кафедры менеджмента

и маркетинга спортивной индустрии

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова»

(г. Москва, РФ)

В социокультурном проектировании народных праздников наметилась новая тенденция - наряду с привычными выступлениями фольклорных коллективов все чаще проводятся традиционные игры. Важно отметить, что такой подход вполне историчен, поскольку состязательно-игровая традиция с давних времен выполняла функции культурного ядра народного праздника.

В дискурсе современной драматургии массовых мероприятий традиционные игры можно назвать событийной кульминацией. В свою очередь, это задает повышенные требования к корректности форм их проведения на предмет соответствия историческому и этнокультурному образу праздника.

Основная проблема в социокультурном проектировании традиционных игр заключается в том, что интерес к ним возник с возрождением из небытия лу-докультурных практик, прекратившихся во второй половине XX в., когда их место прочно занял англосаксонский спорт. Поэтому энтузиасты возрождения игровых традиций поначалу действовали в организационной парадигме спортивной модели, однако со временем проявилось несоответствие спортивной методики и «доспортивных» практик прошлого.

Исследование данных процессов изложено в теории этноспорта, где выявлены механизмы наследования игровой культуры и постулированы основы компен-

сационной методики для восстановления утраченных навыков этнодвигатель-ности, присущих традиционному образу жизни, а также в теории и методологии исследования праздничной культуры этносов [2-4].

Опираясь на выводы теории этно-спорта и анализ деятельности общероссийской общественной организации «Федерация исконных забав и эт-носпорта России», имеющей региональные отделения в 53 субъектах Российской Федерации, мы выделили для сопоставления две территории, демонстрирующие динамичное развитие в этой сфере, - Республику Саха (Якутия) и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где институционализация традиционных игр стала частью культурной политики, включена в региональное законодательство, имеются государственные задания органов исполнительной власти, финансирующих деятельность общественных организаций путем выделения субсидий в рамках региональных отраслевых программ в области культуры, спорта и гармонизации межнациональных отношений.

Важно отметить, что опыт выбранных для исследования регионов демонстрирует принципиально разные подходы для достижения сходных результатов, которые мы сравнили по ряду параметров на предмет их соответствия декларируемым целям и достигнутым эффектам.

© Кыласов А. В., 2016

Традиционные игры в культурной политике регионов

В Якутии коренные народы - якуты вместе с эвенками и эвенами - составляют 53,7 %, т. е. более половины всего населения республики. При этом доля представителей русского суперэтноса -русских, украинцев и белорусов - также достаточно высока - 40,3 %. Однако в республике культивируются исключительно якутские национальные виды спорта, соревнования по которым проводятся один раз в год на празднике Ысыах и называются «Игры Тыгына», а русские праздники даже не включены в календарь культурных мероприятий. Соответственно русские игры не включены и в календарный план физкультурно-спортивных мероприятий.

В Югре коренные народы - ханты, манси и ненцы - составляют 2 % - абсолютное меньшинство населения, а представители русского суперэтноса -75,1 %. В округе проводится полный годичный цикл праздников обско-угорских народов, в программах которых с 2014 г. постоянно присутствуют традиционные игры. Помимо этого проводятся и общерусские праздники всего Николо-Петровского цикла с полагающимися исконными забавами, которые, согласно историческим сведениям, культивировались прежде [1, 28-31].

Традиционные игры в культурной политике финно-угорских народов занимают значительное место. Как отмечает Е. Н. Ломшина, в Мордовии «сохраняются такие элементы традиционной праздничной культуры, как борьба на поясах... <...> традиционным праздникам "Акше келу" ("Белая береза"), "Раськень озкс" ("Родовое моление") придан статус государственных» [3, 19]. Значительное место на этих праздниках отводится народным играм.

В сравнении с Якутией подход Югры в позиционировании традиционных игр в культурной политике представляется более адекватным в контексте сохранения

празднично-обрядовых традиций всех народов региона, что служит более эффективному налаживанию диалога культур и способствует гармонизации межнациональных отношений.

Традиционные игры в региональном законодательстве

Законодательное определение габитуса традиционных игр осложняется тем фактом, что в ситуации постмодерна любые виды физической активности принято соотносить со спортом, поэтому мы вынуждены принять во внимание, что в обозначении различных этнокультурных игровых практик используется дефиниция «национальные виды спорта». Однако данная дефиниция, на наш взгляд, является некорректной, поскольку в действующей редакции Всероссийского реестра видов спорта (утвержден приказом Минспорта России от 2 сентября 2013 г. № 702, зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2013 г. № 29916) зафиксировано всего четыре национальных вида спорта, что несопоставимо с бесчисленным множеством лудокультур-ных практик, по-прежнему бытующих в «доспортивной» среде народных праздников. Характерно, что три из четырех национальных видов спорта в реестре -якутские.

В Якутии принят Закон «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)» от 18 июня 2009 г. № 696-З № 327-1У, в развитие положений которого принят Закон «О национальных видах спорта в Республике Саха (Якутия)» от 17 июня 2015 г. 1483-3 № 523-У. Законодательное обеспечение в регионе предписывает полную и безоговорочную спортизацию традиционных игр, превращая живой фольклор устной традиции народных состязаний в жестко регламентированные виды спорта. Разумеется, образовавшиеся национальные виды спорта диссонируют с духом народного праздника, поскольку в них присутствуют противоестественные для приморди-альной культуры замеры времени и на-

числение баллов. В течение года проводятся рутинные в спортивной практике районные соревнования с отбором на республиканские турниры.

Законодательное обеспечение Югры в этой части носит конвенциональный характер, где определен только ответственный субъект, осуществляющий межведомственное взаимодействие по организации традиционных игр, - Департамент физической культуры и спорта ХМАО -Югры, действующий на основании Положения в редакции постановления Губернатора ХМАО - Югры от 12 марта 2015 г. № 22. Департамент «организует развитие национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в автономном округе». При этом правила соревнований принимаются за основу в неизменном фольклорном виде по представлению общин обско-угорских народов, национально-культурных автономий (татары, башкиры и др.), а также русских и казачьих объединений, в полном соответствии их празднично-обрядовой традиции.

Законодательная трактовка традиционных игр является ключевым аспектом в понимании тех процессов, которые будут рассмотрены далее. В Якутии традиционные игры развиваются исключительно как спорт, в то время как в Югре они сохраняют автономию внутри спорта, сравнимую с подразделом «народное творчество» внутреннего классификатора отрасли культуры.

Традиционные игры в государственном задании

В Якутии государственное задание формируется Министерством спорта Республики Саха (Якутия) и реализуется через Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр национальных видов спорта имени Василия Манчаары», созданный в 2006 г. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 747-р. Межведомствен-

ное взаимодействие возникает, как уже отмечалось, только на одном мероприятии - ежегодном празднике Ысыах, который проводит Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

В Югре государственное задание формируется Департаментом физической культуры и спорта ХМАО - Югры и осуществляется через подведомственную организацию, которая была создана как Окружной национальный спортивный клуб «Этнос» в 1991 г., преобразована в Центр спортивной подготовки «Этнос» в 2005 г., а в 2009 г. реорганизована путем присоединения к БУ ХМАО -Югры «Центр спортивной подготовки сборных команд Югры» (далее - ЦСП Югры) по распоряжению Правительства ХМАО - Югры № 34-рп «О реорганизации физкультурно-спортивных учреждений ХМАО - Югры». В настоящее время эта подведомственная организация стала отделом национальных видов спорта ЦСП Югры, который занимается организацией и проведением соревнований по северному многоборью и традиционной борьбе нюл-тахли, совместно с аккредитованными федерациями.

В полномочиях других органов исполнительной власти округа тоже предусмотрена возможность содействия в организации традиционных игр, но только общинам коренных народов Югры. Например, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры формирует государственное задание и выдает субсидии на проведение гонок на оленьих упряжках в День оленевода и гонок на обласах (каяках) на празднике Вит хон хатл (День Водяного), а Департамент культуры ХМАО -Югры - на проведение турнира по традиционной борьбе нюл-тахли в рамках Медвежьих игрищ, с финансированием через подведомственную организацию -Автономное учреждение ХМАО - Югры «Творческое объединение «Культура».

Государственное задание по традиционным играм в Якутии направлено только на развитие национальных видов

спорта, его формирует профильное министерство, а обеспечивает исполнение подведомственная организация. В Югре изначально заложено межведомственное взаимодействие как на уровне формирования государственного задания - между различными органами исполнительной власти, так и на уровне исполнения - через подведомственную организацию наряду с субсидированием общественных организаций, что позволяет более гибко подходить к бюджетированию мероприятий.

Сравнение объемов финансирования в 2014-2016 гг. по программам развития традиционных игр (национальных видов спорта) в Югре и Якутии позволяет заключить, что к началу анализируемого периода выделяемых средств в Якутии было на порядок больше, чем в Югре. В 2015 г. при обоюдном увеличении объемов финансирования, тем не менее сохранялся внушительный разрыв. Однако в условиях экономического спада и неизбежного секвестирова-ния бюджетных трат в 2016 г. произошло выравнивание объемов финансирования. В сложившейся ситуации экономика этого сектора в Югре проявила гораздо лучшие показатели волатильно-сти, где секвестр по отношению к бюджету предыдущего года составил лишь 31,8 % против тотального сокращения финансирования в Якутии в три с лишним раза (таблица).

Динамика финансирования по программам развития традиционных игр (национальных видов спорта) в Ханты-Мансийском национальном округе - Югре и Республике Саха (Якутия), руб.

Сопоставление структуры финансирования государственного задания по традиционным играм (национальным видам спорта) в обоих регионах позволяет связать устойчивость экономики дан-

ного сектора в Югре с широкой диверсификацией в рамках межведомственного взаимодействия. Финансовая политика Якутии в этом секторе представляется неоправданно рискованной, будучи сосредоточенной только в одной строке республиканского бюджета («спорт»).

Традиционные игры в деятельности общественных организаций

В 1992 г. в Якутии была создана Региональная общественная организация «Ассоциация национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт». Благодаря ее деятельности появились Общественная организация «Федерация мас-рестлинга Республики Саха (Якутия)»; Общественная организация «Федерация настольных игр народов Республики Саха (Якутия)»; «Федерация якутских национальных прыжков Республики Саха (Якутия)»; Региональная общественная организация «Федерация национальной борьбы хапсагай Республики Саха (Якутия)».

Годом раньше, чем в Якутии, в Югре для работы с общинами коренных народов, как уже ранее было отмечено, был создан Окружной национальный спортивный клуб «Этнос», который осуществлял взаимодействие с первичными организациями, объединившимися в 2011 г. в Региональную общественную организацию «Федерация северного многоборья ХМАО - Югры». Интенсивная работа по изучению традиционных игр и физического воспитания хантов и манси привела к созданию в 2013 г. Региональной общественной организации «Федерация этноспорта ХМАО - Югры», деятельность которой, впрочем, значительно шире и охватывает взаимодействие с национально-культурными автономиями других народов округа - татар и башкир, русских и казачьих объединений.

Организации Югры и Якутии сотрудничают с Общероссийской общественной организацией «Федерация исконных забав и этноспорта России». Меж-

Год Югра Якутия

2014 3 110 000 31 820 600

2015 7691453 38 018 210

2016 5 250 000 11 964 000

дународные связи Югра реализует через Всемирное общество этноспорта (EWS), учрежденное в Монреале (Канада) в 2012 г., а Якутия - через Международную федерацию мас-рестлинга, которая была создана в Латвии и просуществовала с 2012 по 2015 г.; ее ликвидация связана с решением создать аналогичную организацию в России (данных о регистрации в Минюсте России на момент выхода статьи нет).

Общественные организации Якутии развивают национальные виды спорта только народа саха, на этом выстроена их парадигма сотрудничества с общероссийскими и международными организациями, целью которой является репрезентация процессов самоидентификации в спорте. В Югре сотрудничество строится на принципах организации традиционных форм досуга народов округа, поощрение которых происходит в рамках программ сохранения нематериального культурного наследия.

Традиционные игры в региональном календаре мероприятий

В Якутии с 1990 г. на празднике Ысыах проводятся состязания в многоборье, поначалу называвшиеся «Игры боотуров», затем «Юрюнг Уолан», а с 1995 г. они стали «Играми Тыгына». Исторической традиции этих игр нет, а потому считать историчными можно только сами состязания, из которых они состоят, хотя и с очень большим допуском после тотальной спортизации. Никаких других традиционных игр в Якутии нет. Важно отметить, что для продвижения якутских национальных видов спорта используются не «Игры Тыгына» (что было бы хоть как-то оправдано), а чемпионат мира по мас-рестлингу, предварительные этапы которого проводятся в разных странах, причем без местного финансирования. Все расходы чемпионата оплачиваются за счет средств республиканского бюджета, в 2014 г. они составили 8 млн руб., в 2015 г. - 13 млн руб.

В Югре Федерация этноспорта ХМАО - Югры, имея субсидии из окружного бюджета в размере 3,1 млн руб. в 2014 г. и 7,7 млн руб. в 2015 г., проводит 14 мероприятий, среди которых - игровые части татаро-башкирских праздников Навруз и Сабантуй, русские игры на праздники Николо-Петровского цикла (Святки, Масленица, Красная горка, Троица, Иванов день) и традиционные игры на праздниках коренных народов - хантов и манси:

Праздник угощения Луны «Тылащ пори» (февраль) - Открытые региональные соревнования по этноспорту «Охотничий биатлон»;

Вурна хатл (Вороний день) в марте -Традиционные игры финно-угорских народов на праздник Вурна хатл;

Медвежьи игрища в марте - Региональный турнир по традиционной борьбе нюл-тахли;

День оленевода в апреле - Гонки на оленьих упряжках на кубок губернатора ХМАО - Югры и традиционные игры народов хантов и манси (северное многоборье);

Вит хон хатл (День Водяного) в июле - Международные соревнования на кубок губернатора ХМАО - Югры по гребле на обласах;

День коренных народов мира в августе - Региональный фестиваль этноспор-та (северное многоборье);

Тал вар хатл (Русальный день) в сентябре - традиционные игры.

В целях продвижения имиджа Югры Международные соревнования на кубок губернатора ХМАО - Югры по гребле на обласах в рамках праздника народов ханты и манси Вит хон хатл проводятся в сотрудничестве с Всемирным обществом этноспорта (EWS). Бюджет мероприятия (9,3 млн руб.) формируется за счет средств окружного бюджета (4,5 млн руб.), муниципального бюджета Нефте-юганского района (1,5 млн руб.) и спонсоров (3,3 млн руб.).

Интерпретация результатов исследования

Подводя итог, важно отметить, что традиционные игры стали частью культурной политики Югры и Якутии. Оба региона имеют серьезные успехи в этой сфере деятельности. Однако в ходе исследования были выявлены вызовы, требующие изменений в региональном законодательстве в пользу поощрения межведомственного взаимодействия и включения традиционных игр в качестве отдельного субъекта в раздел «народное творчество» в сфере культуры. Предложенные изменения позволят диверсифицировать постатейное финансирова-

ние в региональном бюджете и привлечь средства Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», что позитивно скажется на экономике мероприятий и приведет к повышению индекса социокультурных показателей регионов.

Выявление рисков и разработка рекомендаций по проведению титульных мероприятий - чемпионата мира по мас-рестлингу (перетягиванию палки) и Кубка губернатора по гребле на обласах (каяках) - требуют всестороннего изучения положений, смет и постсобытийных социологических опросов, которые будет целесообразно провести в продолжение начатого исследования.

Поступила 15.03.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Горбунов, Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX - начала XX в. : историко-этнографическое исследование. / Б. В. Горбунов. - Москва, 1997. - 172 с.

2. Кыласов, А. В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения / А. В. Кыласов. - Москва : Территория будущего, 2013. - 144 с.

3. Ломшина, Е. Н. Тенденции развития праздничной культуры мордовского этноса // Финно-угорский мир. - 2014. -№ 4 (21). - С. 18-19.

4. Ломшина, Е. Н. Праздничная культура мордвы // Регионология. - 2008. - № 2. -С. 339-341.

1. Gorbunov, B. V. (1997), Traditional hand-to-hand competitions in folk culture of the Eastern Slavs of XIX - early XX century, History and Ethnography research, Moscow.

2. Kylasov, A. V. (2013), Ethnical sport. The end of degeneration era: Future Territory.

3. Lomshina, E. N. (2014), Tendencies of development of the festive culture of Mordovian ethnos, Finno-Ugric world, № 4 (21), p. 18-19.

4. Lomshina, E. N. (2008), Festive culture of Mordovians, Regionology, № 2, p. 339-341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.