Научная статья на тему 'Проблемы сохранения и развития традиционной борьбы нюл-тахли'

Проблемы сохранения и развития традиционной борьбы нюл-тахли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / CULTURAL DIVERSITY / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / PEOPLE HOLIDAYS / ТРАДИЦИОННАЯ БОРЬБА / TRADITIONAL WRESTLING / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / TRADITIONAL GAMES / ХАНТЫ И МАНСИ / KHANTY AND MANSI / ЭТНОСПОРТ / ETHNOSPORT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кыласов А.В., Тедорадзе А.С.

Традиционная борьба нюл-тахли подверглась забвению в силу сложившихся обстоятельств, в том числе модернизации жизненного уклада народов ханты и манси. Авторы исследования провели анализ исторических источников, опросы носителей культуры, а также осуществили компаративный анализ в отношении других видов традиционной борьбы. Результатом исследования стали разработанные авторами правила борьбы нюл-тахли как вида этноспорта и детерминанты механизма культурного наследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of preservation and development of nul-tahli traditional wrestling

Nul-takhli traditional wrestling underwent oblivion owing to the developed circumstances of a life style modernizationof the Khanty and Mansi peoples. Authors of research carried out the analysis of historical sources, polls of carriers of culture, and the comparative analysis concerning other types of traditional wrestling. The rules of nul-takhli wrestling developed by authors as a type of ethnosport and determinants of the cultural inheritance mechanism became result of research.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения и развития традиционной борьбы нюл-тахли»

УДК 394.2

А.В. Кыласов, А.С. Тедорадзе Проблемы сохранения и развития традиционной борьбы нюл-тахли

Аннотация. Традиционная борьба нюл-тахли подверглась забвению в силу сложившихся обстоятельств, в том числе модернизации жизненного уклада народов ханты и манси. Авторы исследования провели анализ исторических источников, опросы носителей культуры, а также осуществили компаративный анализ в отношении других видов традиционной борьбы. Результатом исследования стали разработанные авторами правила борьбы нюл-тахли как вида этноспорта и детерминанты механизма культурного наследования.

Ключевые слова: культурное многообразие, народные праздники, традиционная борьба, традиционные игры, ханты и манси, этноспорт.

A.V. Kylasov, A.S. Tedoradze Problems of preservation and development of nul-tahli traditional wrestling

Summary. Nul-takhli traditional wrestling underwent oblivion owing to the developed circumstances of a life style modernizationof the Khanty and Mansi peoples. Authors of research carried out the analysis of historical sources, polls of carriers of culture, and the comparative analysis concerning other types of traditional wrestling. The rules of nul-takhli wrestling developed by authors as a type of ethnosport and determinants of the cultural inheritance mechanism became result of research.

Keywords: cultural diversity, ethnosport, khanty and mansi, people holidays, traditional games, traditional wrestling.

В игровой культуре народов мира единоборства являются одной из самых ярких доминант, они имеют повсеместное распространение в границах проживания этноса и по праву воспринимаются в качестве этнического знака. Единоборства служат маркером «свой-чужой», который позволяет носителям культурной традиции безошибочно выделяться и противопоставлять себя соседям.

Целый ряд исторических исследований содержит демонстрацию того, как у разных народов мужчины с детства и до самой старости принимали участие в воинских состязаниях, представлявших собой обряды посвящения, а также особые институты обретения практических навыков для участия в боевых действиях на войне. Овладение навыками единоборств как простое подражание, которое было основано на наблюдении и включённости всех членов сообщества в состязательный процесс.

В глобализирующемся мире развитие традиционных единоборств происходит в

рамках процессов самоидентификации народов, предоставляя нашим современникам яркий способ выражения этнического самосознания. В контексте положений теории этноспорта, традиционные единоборства представлены как совокупность сложившихся у разных народов борцовских состязаний, кулачного и палочного боя, смешанных поединков, а также поединков с использованием холодного оружия [1].

Исторически состязания в единоборствах были постоянной составляющей празднично-обрядовой культуры и проводились в форме традиционных игр на народных гуляниях. Сегодня эта схема вновь становится актуальной усилиями Федерации традиционных игр и этноспорта России, традиционные единоборства снова можно увидеть во время народных праздников. Среди наиболее удачных проектов современной репрезентации можно выделить бурятскую борьбу бухэ-барилдаан на празднике Эрын гурбан наадан, татарскую борьбу корэш на празднике Сабантуй, рус-

скую борьбу за-вороток - на праздниках Масленица, Красная горка и Святки. С учётом опыта последних двух лет, в этот ряд можно поставить и традиционную борьбу нюл-тахли народов хантов и манси, которой посвящена эта статья1.

Интерпретация результатов исследования

В празднично-обрядовой и досуговой среде хантов и манси ещё остались в памяти живущего поколения конкретно-исторические формы традиционной борьбы, что даёт основания для её корректной ревита-лизации. Кроме того, наличие сохранившихся механизмов культурного наследования в рамках устной традиции позволяет в перспективе отнести восстановленную борьбу нюл-тахли к объектам нематериального культурного наследия.

Процесс восстановления традиционной борьбы нюл-тахли в рамках современных культурных практик требует междисциплинарного подхода с обращением к различным отраслям гуманитарного знания в исторической науке и этнологии, культурологии, педагогике и социологии. В результате исследования с использованием обширного методологического аппарата были выявлены:

- конкретно-исторические формы борцовских состязаний в традиционной культуре народов ханты и манси;

- празднично-обрядовые мероприятия, в которых борцовские состязания обладают функцией этнического знака;

- признаки общего и единичного в традиционной борьбе нюл-тахли хантов и манси в сравнении с другими финно-угорскими народами;

- в совокупности приёмы и правила состязаний в традиционной борьбе нюл-тах-ли.

Наряду с кабинетными (невключенны-ми) методами исследования, нами был применён историко-социологический ме-

тод (включённый), который устанавливает условия получения данных средствами полевого интервьюирования с последующей интерпретацией результатов. Метод предусматривал несколько последовательно совершаемых этапов для создания репрезентативного массового устного источника. Благодаря этому методу были получены достоверные массовые данные, которые невозможно получить другим образом. Впервые этот метод был разработан и применён при исследовании русских традиционных единоборств на локальной территории Тамбовщины [2].

Для отработки гипотезы и процедур историко-социологического исследования проведён предварительный, пилотажный опрос 25 чел. в деревне Русскинская, Сургутского района, ХМАО - Югры. Данные ответов во всех анкетах (с вопросами о традиционных правилах борцовских состязаний, местах и времени их проведения) были одинаковы во всех случаях и сопоставимы с материалами других этнографических исследований, что позволило сделать вывод об устойчивом воспроизведении традиций в различных местах расселения обско-угорских народов. Кроме того, была уточнена и расширена карта распространения традиционной борьбы нюл-тахли.

Опора на фольклор позволила свести к минимуму нарратив при составлении правил традиционной борьбы нюл-тахли (приводятся в виде неотъемлемого приложения к данной статье), что особенно важно в контексте неизбежного внесения изменений и неаутентичных терминов, обусловленных современными требованиями и регулирующими нормами физкультурно-спортивной деятельности2.

При разработке правил нами применялся метод педагогического эксперимента, заключающийся в апробации предложенной модели на группе коренных жителей с выявлением стилевых особенностей аутентичных форм этнодвигательности, что

1 Вариант названия борьбы «нюл-тахли» принят нами по результатам этнографического исследования В.П. Красильникова «Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов» (2002).

2 Авторы исследования имеют многолетний опыт руководства в сфере физической культуры и спорта, непосредственно связанный со спортивной борьбой. А.В. Кыласов был одним из инициаторов создания и руководителей Комитета традиционных видов борьбы Международной федерации объединённых стилей борьбы (FILA), удостоен почётной грамоты Министерства спорта Российской Федерации. А.С. Тедорадзе был одним из инициаторов создания и руководителей Федерации традиционного рукопашного боя Тамбовской области, за многолетнюю тренерскую деятельность удостоен почётного звания отличник физической культуры и спорта Российской Федерации.

позволило:

- разработать современные правила традиционной борьбы нюл-тахли для её развития в качестве этноспорта и регионального компонента этнопедагогики;

- проанализировать опыт внедрения традиционной борьбы нюл-тахли в региональной системе физической культуры и спорта;

- выработать рекомендации для дальнейших исследований традиционной борьбы нюл-тахли и других традиционных игр об-ско-угорских народов.

Историко-этнографическое описание борьбы хантов и манси

Традиционная борьба у народов ханты и манси известна в нескольких вариантах -на-вольную, на-поясах и в-обхват. Борцы подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с медведем. Интересно отметить, что и русская борьба в-обхват называлась медвежьей борьбой.

В борьбе в-обхват борцы предварительно обоюдно схватывались крест-накрест: одну руку - над правым плечом, а другую - под левым плечом соперника (или наоборот). Руки сцепляли на спине, сохраняя захват до конца поединка, время проведения которого не ограничивалось. Такая разновидность борьбы встречается в традиционной культуре всех финно-угорских народов, при этом особую популярность она имела у финнов, эстонцев, удмуртов, коми-пермяков, а также у народов ханты и манси.

Финский исследователь, автор монографии «История борьбы» Х. Лехмусто, приводит примеры финно-угорской борьбы в-обхват в Скандинавии у викингов. В недалёком прошлом такая борьба существовала у финнов под название «сулипайнин» [3]. Исследования распространения борьбы в-обхват у русского народа, демонстрируют наличие этого вида состязаний преимущественно в контактной зоне с финно-угорскими народами, что так же может служить дополнительным аргументом в пользу родословной этой борьбы.

Одно из первых упоминаний существования борцовской традиции состязаний у народов хантов и манси в конце XIX

в. оставил С. Патканов, который писал: «Если время не благоприятствовало охоте, они устраивали состязания и военные игры на особых чистых площадках около города, на так называемых <^антта-хар», «jaK-та-хар», что в переводе значит «площадь для игр» и «площадь для танцев». На эти игры сходились только князья-богатыри, простой же народ, которому не приличествовало вступать в поединки со знатью, только созерцали потехи своих князей. Иногда кроме своих князей, в происходивших тут состязаниях принимали участие и соседние и даже чужеземные богатыри, пришедшие сюда ради приобретения жены или просто желания помериться силою с тем или другим славным богатырём» [4]. По мнению некоторых исследователей, память об этих состязания знати сохранилась до сих пор в одном из названий борьбы у хантов - хон (князь, царь) [5].

У хантов и манси соревнования борцов устраивались во время различных обрядов и праздников, а иногда и просто на отдыхе. Они были неотъемлемой частью медвежьего праздника, который у хантов носил название вой як, а у манси янихйикв [6]. В работах В.П. Красильникова описаны состязания борцов на медвежьих играх сургутских хантов [7]. Это наиболее полное этнографическое описание всего процесса традиционной борьбы, подлинность которого подтверждается свидетельствами из других мест. Исследования В.П. Красильникова стали основой описания стилевого направления традиционной борьбы народов ханты и манси под общим названием нюл-тахли.

Существовало несколько видов проведения борцовских состязаний. На медвежьи игры выбирали пять лучших борцов - лэкл-анки (самый сильный борец) [7]. Число пять скорее всего связано с представлениями о числе ипостасей души у человека и медведя (четыре - у медведицы, пять - у медведя) [6]. С этими пятью борцами боролись по очереди все участники медвежьего праздника. В случае поражения борец из пятёрки выбывал из борьбы. Целью этого состязания было победить хотя бы одного из лэкл-анки, а в идеале -победителя предыдущего турнира. В этом случае состязание прекращалось.

В другом виде противоборствующими партиями выступали фратрии (объединения родов). У северных хантов и манси существовало две группы: Пор и Мось. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось -женщина Калтась, которую представляли в виде зайца или гусыни. У восточных хантов было три рода, которые назывались Лосем, Бобром и Медведем. При этом борцы одной партии встречались с борцами другой. Состязания начинали младшие, а затем в борьбу вступали зрелые борцы. Состязание завершалось борьбой самых ловких и сильных борцов. Побеждала та фратрия, борцы которой одержали больше побед. Отголоски этого древнего обычая сохранились в состязаниях двух групп борцов, известных под названием хон (князь, царь) и хон-ики (царь-мужчина) у шурышкарских и обских хантов.

Наряду с групповой борьбой существовали состязания, в которой могли принимать участие представители разных фратрий. Но в любом случае победа отдельного борца воспринималась как победа всей партии, всего сообщества.

Массовые состязания проводились по традиционной системе на вызов. При такой модели любой член сообщества мог вызвать на поединок любого борца. Победитель получал право бороться со следующим претендентом.

Состязания в борьбе проводились на особых площадках, расположенных в сакральных местах. Есть сведения, что в борьбе непосредственно возле идолов и священного лабаза принимали участие только женщины и девочки, поскольку мужчины не имели права приходить к женским сакральным местам [8].

Данные факты свидетельствуют о явно выраженном ритуальном характере борьбы у хантов и манси и её глубокой связи с мифологическими представлениями.

Борьба в-обхват известна у хантов и манси в нескольких вариантах, определяемых территориальными особенностями. Различия определялись главным образом в форме проведения самого состязания и в определении победителя.

Например, в одних местах борцы активно использовали подножки и зацепы ногами, в частности так боролись обские ханты. В других местах борьба была чисто силовой, без использования приёмов с воздействиями на ноги соперника. Такая борьба зафиксирована у шурышкарских и сургутских хантов [9]. Во-втором варианте борьбы большое значение имела физическая сила, ловкость же стояла на втором месте.

Для того чтобы стать победителем, достаточно было повалить соперника на землю и оказаться сверху. Нередко соперника нужно было удержать некоторое время под собой.

Состязания в этой борьбе проводились по правилу «до трёх раз» - победитель определялся по результатам трёх схваток, или по правилу «до одного раза» - упавший или сбитый с ног борец сразу проигрывал схватку.

Опыт спортизации борьбы нюл-тахли

Спортивное руководство СССР, реализовавшее гомогенный проект «борьба народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», было заинтересовано в продвижении спортивной (вольной) борьбы, разновидность которой и представлял собой этот симбиоз: схватки проводились с ограничением времени, на выбывание по так называемой «олимпийской системе», присуждались очки и распределялись места, - что в совокупности полностью противоречило традиции и потому не выдержало проверки временем.

После краха советской системы, начался хаотичный процесс восстановления традиционных единоборств, который во многом носил стихийный характер. Создаваемые образцы зачастую были далеки от конкретно-исторических форм состязаний и противоречили обычаям традиционной культуры. При адаптации единоборств в большинстве случаев наблюдается излишняя спортизация, которая характеризуется внедрением построений перед началом и восхождением на пьедестал в конце мероприятий, присуждением очков и «олимпийской системой» проведения соревнований. Авторы делали то, что им хорошо знакомо - спортивные дисциплины, ничего другого они попросту не знали и не умели. Тем самым, попытки спортивной унификации

традиционных единоборств создавали поле активного разрушения этнической самобытности.

Следует сказать и ещё об одной проблеме, которая связана со спортизацией. Часто некомпетентные в вопросах этнографии спортивные деятели конструировали новодел, выдавая его за оксюморон вновь открытых забытых традиций. Их фальсификации, не имеющие под собой доказательной источниковой базы и описанной методологии исследований, дискредитируют саму идею изучения и возрождения традиционных единоборств, которые усилиями этих деятелей предстают причудливой дикостью.

В этой связи особое значение приобретает корректное восстановление традиционных единоборств с использованием междисциплинарного подхода и широкого спектра исследований, которое, с одной стороны, служит технологией сохранения культурной идентичности, а с другой стороны, создаёт реальное противодействие всякого рода фальсификациям. Руководствуясь изложенным, были проведены исследования и предпринята научно обоснованная спортизация традиционной борьбы хантов и манси. Под эгидой Федерации традиционных игр и этноспорта России работа была осуществлена в два этапа:

1. Теоретический этап позволил осуществить широкий анализ исторических и этнографических источников. Предметом изучения стали традиции проведения состязаний в борьбе у хантов и манси в сравнении с другими финно-угорскими народами. Предложена рабочая гипотеза, на основе которой составлена анкета для проведения историко-социологического исследования. На этом этапе проведено пилотажное историко-социологическое исследование в д. Русскинская, Сургутского района, ХМАО - Югры, а также разработаны правила проведения соревнований по традиционной борьбе нюл-тахли народов ханты и манси.

2. Практический этап включил в себя подбор экспериментальной группы из числа коренных жителей Югры, которые приняли участие в соревнованиях по разработанным правилам. Совместно с Федерацией этноспорта ХМАО - Югры разработаны

положения в рамках межведомственного взаимодействия Департамента физической культуры и спорта ХМАО - Югры и Департамента культуры ХМАО - Югры по проведению традиционных игр в рамках народных праздников ханты и манси; проведены традиционные игры в рамках традиционных праздников Ворна хатл, Вит хон хатл и Медвежих игрищ.

Главным результатом первого этапа стало составление правил проведения соревнований по традиционной борьбе нюл-тах-ли (в-обхват). Правила состоят из пяти глав, в которых подробно разработаны порядок проведения соревнований, описаны общие условия и ход поединков.

Основная задача в процессе разработки правил - создание условий для сохранения этнокультурной самобытности традиционной борьбы хантов и манси. Этого удалось достичь, прежде всего, за счёт введения традиционных систем проведения соревнований: «на вызов» и «в честь медвежьего праздника». Важнейшим элементом правил стала традиционная система выявление победителей. В схватке побеждает тот, кто первым заставит принять соперника положение сидя, лёжа на боку или на спине, а сам окажется сверху. При этом в схватке невозможно победить по предупреждениям, вынесенным сопернику, как нередко бывает в спортивной борьбе.

Согласно правилам борьба проходит в традиционной одежде. Борцы могут выходить на схватку с голым торсом, в рубахе или малице, подпоясанных поясом. На ногах борцов традиционные штаны пать и сапоги с высоким голенищем кисы из камусов (лап) оленей с аппликацией орнаментов из полосок меха.

Соревнования могут проводится на естественных травяных или заснеженных площадках, допускается проведение соревнований в помещениях на искусственном покрытии, отвечающем требованиям безопасности.

Результаты исследований были сообщены в виде докладов на следующих мероприятиях:

«Этнология в зеркале традиционных игр» на III Межрегиональном спортивном форуме «Развитие спорта Сибири и на Дальнем Востоке» в Доме Правительства,

Улан-Удэ, 5 октября 2013 г.;

«Культурный феномен смешанных боевых единоборств» на круглом столе «Основные аспекты научно-методической деятельности в смешанном боевом единоборстве (ММА) и перспективы развития студенческого движения» вРГУФКСМиТ, Москва, 13 декабря 2013 г.;

«Межведомственное взаимодействие в организации культурно-массовых мероприятий» на круглом столе «Спорт в России и в мире» в МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва,6 марта 2014 г.;

«Физическая культура в межведомственном взаимодействии» на совместной коллегии Департамента физической культуры и спорта ХМАО - Югры и Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры, Югорск, 17 марта 2013 г.;

«Формирование ментальности в традиционных играх» на Совещании «Традиционные игры в Чеченской Республике: состояние, проблемы и перспективы развития» в Парламенте ЧР, Грозный, 23 апреля 2014 г.

«Фольклор в традиционных играх» на Совещании региональных координаторов Международного совета Северных территорий «Северный форум», Акюрейри (Исландия), 5 ноября 2014 г.

На втором этапе проведён научный (практический) эксперимент: первые пробные соревнования, которые состоялись в деревне Русскинская Сургутского района ХМАО - Югра. В них приняло участие более пятидесяти коренных жителей. Соревнования проводились в зале с мягким покрытием. По результатам соревнований было проведено анкетирование участников и выработаны рекомендации по корректировке правил соревнований. Результаты педагогического эксперимента показали

добротность правил и концептуальную верность подхода, а также, что весьма важно, лояльность к правилам коренных жителей, которые признали борьбу своей. Особый интерес вызвали воспоминания старожилов, присутствовавших на турнире.

Первые соревнования проводились с запретом атакующих действий ногами, в соответствии с традицией сургутских хан-тов. Однако в дальнейшем от этого правила пришлось отказаться в связи с тем, что представители подавляющего большинства других локальных территорий традиционно боролись с использованием атакующих действий ногами. Именно в таком варианте борьба нюл-тахли была представлена в окончательном варианте правил.

Заключение

Впервые возрождённый вид традиционной борьбы нюл-тахли был представлен широкой научной и спортивной общественности на Фестивале традиционных единоборств, который состоялся 21 октября 2013 г. в Санкт-Петербурге, в рамках культурной программы II Всемирных игр боевых искусств Спорт-Аккорд.

13 декабря 2013 г. борьба нюл-тахли была представлена на VIII Всероссийском фестивале традиционных видов борьбы народов России.

23 марта 2014 года проведен окружной турнир по борьбе нюл-тахли, который состоялся в рамках окружного слёта оленеводов и рыболовов. В этот раз соревнования впервые прошли на естественной заснеженной площадке.

Самым массовым стал турнир на традиционных играх в рамках праздник Вит хон хатл в Нефтеюганском районе ХМАО -Югры.

Литература

1. Кыласов А.В. Традиционные игры и этноспорт: общая классификация // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 8 (25). - С. 43.

2. Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Тамбов, 2002. С. 27-32.

3. Lehmusto Н. Paininhistoria. Helsingissa: Kustannusosakeyhti о Otava, 1939. 487 р.

4. Патканов С. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и сказаниям. Гл. IV // Живая Старина. СПб., 1891. Вып. IV.

5. Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира. Минск, 2010. С. 484.

6. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. - 2002. - №1.- С. 41-62.

7. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002.

8. Соколова З.П. Страна Югория, 1977. С. 119.

9. Список информаторов: Покачев Иван Борисович (1986 г.р., Сургутский район, д. Русскинская, 32 родовое угодье); Рынков Владимир Григорьевич (1954 г.р., Сургутский район, д. Русскинская, 32 родовое угодье).

References

1. Kylasov A.V. Traditsionnye igry i etnosport: obshchaya klassifikatsiya // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tu-ry.- 2014. - №8 (25).- S. 43.

2. Tedoradze A.S. Russkie rukopashnye sostyazaniya kak yavlenie sotsial'noy istorii agrarnogo obshchestva. Tambovskaya guberniya, vtoraya polovina XIX - pervaya polovina XX v. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy ste-peni kandidata istoricheskikh nauk. Tambov, 2002. S. 27-32.

3. Lehmusto H. Paininhistoria. Helsingissä: Kustannusosakeyhti ö Otava, 1939. 487 p.

4. Patkanov S. Starodavnyaya zhizn' ostyakov i ikh bogatyri po bylinam i skazaniyam. Gl. IV // Zhivaya Starina. SPb., 1891. Vyp. IV

5. Mandzyak A.S., Artemenko O.L. Entsiklopediya traditsionnykh vidov bor'by narodov mira. Minsk, 2010. S. 484.

6. Sokolova Z.P. Kul't medvedya i medvezhiy prazdnik v mirovozzrenii i kul'ture narodov Sibiri // Etnografich-eskoe obozrenie. - 2002. - №1.- S. 41-62.

7. Krasil'nikov V.P. Igry i sostyazaniya v traditsionnom fizicheskom vospitanii khantov. Ekaterinburg, 2002.

8. Sokolova Z.P. Strana Yugoriya, 1977. S. 119.

9. Spisok informatorov: Pokachev Ivan Borisovich (1986 g.r., Surgutskiy rayon, d. Russkinskaya, 32 rodovoe ugod'e); Rynkov Vladimir Grigor'evich (1954 g.r., Surgutskiy rayon, d. Russkinskaya, 32 rodovoe ugod'e).

Приложение

ТРАДИЦИОННАЯ БОРЬБА

народов ханты и манси нюл-тахли

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящие правила утверждены Бюро исполкома Федерации традиционных игр и эт-носпорта России 11 февраля 2014 года.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Термины и определения

Статья 2. Предмет, принцип и основные задачи Правил

Статья 3. Толкование Правил

Статья 4. Действие Правил

Глава 2. Соревнования и программы

Статья 5. Характер и виды соревнований

Статья 6. Система проведения соревнований на выбывание

Статья 7. Система проведения соревнований на вызов

Статья 8. Система проведения командных соревнований

Статья 9. Система проведения соревнований в честь медвежьего праздника

Глава 3. Участники и организация соревнований

Статья 10. Деление участников соревнований по возрасту и весу

Статья 11. Допуск участников к соревнованиям

Статья 12. Регистрация и взвешивание

Статья 13. Выбывание из соревнований

Статья 14. Обязанности и права участников

Статья 15. Руководитель команды и представитель участника Статья 16. Врач соревнований

Статья 17. Ответственный за проведение соревнований Статья 18. Одежда борцов

Статья 19. Оборудование места проведения соревнований

Глава 4. Совет старейшин

Статья 20. Состав совета старейшин

Статья 21. Одежда старейшин

Статья 22. Председатель совета старейшин

Статья 23. Главный секретарь-информатор

Статья 24. Секретарь-информатор

Статья 25. Старейшина в поле

Статья 26. Заявление о несогласии с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки

Глава 5. Порядок проведения схваток

Статья 27. Содержание схватки

Статья 28. Вызов борцов на схватку

Статья 29. Начало схватки

Статья 30. Прерывание схватки

Статья 31. Конец схватки

Статья 32. Результат и оценка схватки

Статья 33. Досрочное прекращение схватки

Статья 34. Выход за границы поля

Статья 35. Запрещённые действия

Статья 36. Замечания

Статья 37. Снятие борца за уклонение от ведения честной борьбы

Глава 6. Приложения (не публикуются, поскольку не имеют культурно-исторической составляющей). Приложение 1. Протокол хода соревнований на выбывание Приложение 2. Протокол хода соревнований на вызов Приложение 3. Протокол хода командных соревнований Приложение 4. Протоколы хода соревнований в честь медвежьего праздника Приложение 5. Положение о мероприятии

Приложение 6. Заявка команды на участие в соревнованиях (подростки, юноши) Приложение 7. Заявка-заявление на участие в соревнованиях (мужчины, ветераны) Приложение 8. Список руководителей команд Приложение 9. Рапорт и отчёта врача

Приложение 10. Акт приёмки места проведения соревнований Приложение 11. Список совета старейшин Приложение 12. Схема отчёта председателя совета старейшин Приложение 13. Протокол регистрации участников соревнований

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Термины и определения В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

1. Традиционная борьба - вид этноспор-та, представляющий собой совокупность сложившихся в традиционной культуре народов мира, спортизированных и нес-портизированных состязаний в борьбе. Является частью традиционных единоборств различных народов.

2. Борьба нюл-тахли - исторически сложившаяся форма проведения состязаний по традиционной борьбе у народов ханты и манси. Характеризуется проведением схватки в стойке с захватом в обхват крест-накрест и целью сбивания противника с ног, и переводом его из положения стоя к положению сидя, лёжа на боку или лёжа на спине посредством бросков и сваливаний из стойки с использованием действий ногами.

3. Общие определения:

Объективный критерий победы - очевидное состояние побеждённого, характерное для конкретного вида традиционных состязаний, при котором не подлежит сомнению его поражение. Происходит от смысла слова «победа» - беда для побеждённого. Соотносится с народной традицией, в которой не оценивались технические действия, а состязания выигрывались при наступлении определённых минимально-достаточных признаков поражения соперника.

Травмоопасное действие - целенаправленное техническое действие, запрещённое народной традицией и правилами, при проведении которого высока вероятность травмы.

Целенаправленное травмирование - воздействие борца на соперника, изначально имеющее характер травмоопасного действия, в результате которого происходит травмирование последнего, из-за чего он не может продолжить участие в соревнованиях.

Примечание: В народной традиции ввиду бытования объективного критерия победы применение травмоопасных действий и целенаправленное травмирование расценивалось как проигрыш того, кто применял такие действия с соответствующим наказанием применившего их.

Схватка - противоборство двух соперников в борьбе.

Круг - этап проведения соревнований по системе на выбывание или по традиционной системе на вызов.

Круг - место для проведения рукопашных состязаний. Круг может представлять собой травяную или покрытую снегом площадку, а также площадку, имеющую специальное покрытие, мягкую набивку и обозначение границ поля.

Поле - площадка, в границах которой разрешается проведение схватки.

На вызов - традиционная система проведения соревнований в рукопашных состязаниях у разных народов.

Борец - участник состязаний в борьбе.

Любитель - борец, принимающий участие в соревнованиях начального уровня.

Лучший борец (лэкл-анки)- борец, победитель соревнований.

Любительская борьба - соревнования на-

чального уровня.

Борьба лучших (борьба лэкл-анки) - соревнования лучших борцов.

Старейшина - уважаемый человек, осуществляющий общий ход и контроль за проведением соревнований. В настоящих правилах тождественно принятому в спорте понятию судья.

Зачинщик - борец, начинающий соревнования на вызов, и выбирающий себе соперника.

Безнравственное поведение - поведение, нарушающее общепринятые нравственные нормы и принципы настоящих правил.

5. Основные положения борцов - определенные положения, применяемые борцами в процессе схватки.

Положение стоя - положение борца, при котором он касается поверхности поля только стопами.

Положение на коленях, на одном колене - положение борца, находящегося на одном или двух коленях.

Положение лёжа - положение борца с касанием поверхности поля туловищем. Различают положение на спине, ничком и на боку.

Положение сидя - положение борца с касанием поверхности поля ногами и ягодицами, при котором туловище борца оторвано от поверхности поля.

Положение верхнего - положение борца внизу, при котором он находится сверху своего противника.

4. Техника борьбы нюл-тахли - совокупность рациональных, разрешенных правилами действий борца (приёмов, защит и контрприёмов), применяемых для достижения победного положения.

Бросок- действие при котором атакуемый борец переводится из положения стоя в положение на четвереньках, сидя или лёжа, посредством выведения из равновесия и отрыва от поверхности поля. Различают бросок стоя, с колен и с падением.

Сваливание - действие, при котором атакуемый борец переводится из положения стоя, на коленях (одном колене) в положение на четвереньках, сидя или лёжа, посредством выведения из равновесия. Различают сваливание стоя, с колен и с падением.

Бросок (сваливание) стоя - действие, по-

сле выполнения которого, атакующий борец остаётся в положении стоя.

Бросок (сваливание) с колен - действие, в результате которого атакующий борец переходит в положение на коленях или одном колене.

Бросок (сваливание) с падением - действие, после выполнения которого, атакующий борец переходит в положение на четвереньках, сидя или лёжа.

Статья 2. Предмет, принцип и основные задачи правил

1. Настоящие правила регулируют порядок проведения соревнований по традиционной борьбе народов ханты и манси нюл-тахли.

2. Основная идея и принципы соревнований не должны выходить за рамки народной традиции.

3. Задача правил состоит в корректной спортизации конкретно-исторической формы исконной борьбы народов ханты и манси в-обхват.

4. Основной принцип оценки состоит в традиционном выявлении победы, которая определяется объективным и очевидным для окружающих состоянием побеждённого как принужденного и поверженного.

5. Принципы соревнований:

- мерилом всех правил является победа, очевидная для окружающих и свидетельствующая о поражении соперника;

- правила или их применение не должны лишать борца возможности объективной и честной победы над соперником;

- правила или их применение не должны лишать старейшин возможности установить объективную победу;

- победа объективна и действительна только тогда, когда она не связана с глумлением, издевательством или каким-либо унижением личности, умышленным нанесением вреда, действительный победитель не имеет необходимости причинять вред сопернику на соревнованиях;

- ограничения должны быть минимальны и не создавать ситуации, в которой борца можно лишить его победы;

- правила и нравственные нормы должны быть построены таким образом, чтобы схватки проводились без цели покалечить или унизить соперника;

- лучшие борцы могут определяться только на основе соревновательного, конкурсного отбора по объективным, естественным показателям победы;

- старейшины не могут руководствоваться субъективными оценками, субъективные оценки для определения лучшего борца запрещены;

- на соревнованиях предполагается добросовестность всех участников, которая может быть оспорена только на основании правил и общепринятых норм закона, народных традиций, обычаев;

- отношения между всеми участниками соревнований должны строиться только на принятии всех точек зрения, объективной оценке, взаимном человеческом уважении друг к другу и особом уважении к тем, кто добился больших достижений.

Статья 3. Толкование правил

1. Настоящие правила замещают все предшествующие издания правил по борьбе народов ханты и манси.

2. В случае разногласий касательно толкования положений какой-либо статьи настоящих правил, право толкования имеют исключительно члены научно-методического совета Федерации традиционных игр и этноспорта России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 4. Действие правил

1. Применение этих правил на всех мероприятиях, проводимых Общероссийской общественной организации «Федерация традиционных игр и этноспорта России», является обязательным.

Глава 2. Соревнования и программы

Статья 5. Характер и виды соревнований

1. По характеру соревнования по борьбе хантов и манси нюл-тахли подразделяются на командные, личные и лично-командные:

а) командные соревнования проводятся для определения лучшей команды;

б) личные соревнования проводятся для определения лучших борцов в одном весе и возрасте;

в) лично-командные соревнования проводятся для определения лучших борцов в одном возрасте и весе и определения лучших команд в одном или нескольких возрастах и весах.

2. Состязания борцов проводятся в рамках отдельных соревнований, фестивалей по традиционным видам единоборств, народных гуляний и традиционных игр.

3. Личные и лично-командные соревнования проводятся на выбывание или на вызов.

4. Состязания борцов могут проводиться среди любителей - любительская борьба, и среди лучших борцов - борьба лучших (борьба лэкл-анки). Также в честь медвежьего праздника проводятся соревнования лэкл-анки со всеми желающими.

5. В рамках одних соревнований могут проводиться состязания в любительской борьбе и борьбе лучших. При этом победители любительской борьбы могут быть допущены к борьбе лучших.

6. На соревнованиях схватки проводятся последовательно, начиная с наименьшего возраста и веса.

7. Одновременно схватки могут проводиться на одном, двух или четырёх полях. На медвежьем празднике соревнования проводятся на пяти полях.

Статья 6. Система проведения соревнований на выбывание

1. Борцы в пределах одного возраста и одного веса делятся на две группы. Первая группа всегда включает чётное количество участников.

2. Порядковый номер участника определяется жеребьёвкой.

3. Пары определяются в порядке очередности.

4. Если в каком-либо весе имеется всего лишь один борец, первенство в данном весе считается не разыгранным.

5. Борец, проигравший схватку, выбывает.

6. Борцы, занявшие в группах первые места, соревнуются за звание лучшего.

7. В случае целенаправленного травмирования выбывают оба борца: травмированный и нанёсший травму.

8. Если из-за целенаправленного травмирования, дисквалификации, не целенаправленного травмирования или снятия одного из борцов была нарушена турнирная таблица, то борцы, занимающие следующие позиции, переходят вверх по турнирной таблице.

9. В случае целенаправленного травмирования, в итоговой схватке за звание лучшего, борец, нанёсший травму, дисквалифицируется, а травмированный борец занимает первое место.

10. Результаты соревнований на выбывание по каждому весу и возрасту отражаются в протоколе хода соревнований (приложение 1).

Статья 7. Система проведения соревнований на вызов

1. Соревнования на вызов проводятся кругами.

2. Победители одной, двух или трёх схваток (количество побед определяется организаторами соревнований и указывается в положении) подряд проходят в следующий круг.

3. В итоговом круге за звание лучшего борца могут соревноваться от двух до четырёх борцов.

4. Порядок проведения личных и лично-командных соревнований на вызов:

а) перед началом схваток все участники соревнований в одной возрасте и весе выходят на поле;

б) перед началом каждого круга проводится открытая жеребьёвка для определения зачинщиков;

в) число зачинщиков определяется количеством полей, на которых одновременно будут проводиться схватки;

г) участники тянут по очереди жребий из шапки, которую держит старейшина в поле;

д) зачинщиком может стать любой участник соревнований по собственному желанию, в этом случае жеребьёвка не проводится;

е) каждый зачинщик выбирает для проведения первой схватки любого из участников, не являющегося зачинщиком;

ж) победитель первой схватки выбирает соперника на вторую схватку из числа участников круга, оставшихся в поле;

з) победитель второй схватки проходит в следующий круг;

и) если в круге никто из участников не одержал двух побед подряд, то в следующий круг проходят борцы, одержавшие по одной победе;

к) если в кругу две победы подряд одер-

жал только один борец, то он признаётся лучшим и соревнования в этом возрасте и весе прекращаются;

л) если в любой из схваток выбыли оба борца, то из числа оставшихся участников жеребьёвкой выбирается новый зачинщик и схватки продолжаются по общему принципу, изложенному в настоящей статье;

м) если борцу в круге не досталось соперника или он победил всего в одной схватке и на вторую ему не досталось соперника, то он проходит в следующий круг;

н) если в итоговом круге встречаются два борца, то они борются между собой, победитель признаётся лучшим;

о) если в итоговом круге встречаются три борца, то среди них по жребию или желанию выбирается зачинщик, который выбирает одного из борцов на схватку. Победитель схватки встречается со следующим борцом. Победитель второй схватки становится лучшим;

п) если в итоговом круге встречаются четыре участника, то среди них по жребию или желанию выбираются два зачинщика. Зачинщики выбирают на схватку борцов. Победители схваток встречаются в следующей схватке. Победитель последней схватки становится лучшим борцом.

5. Для определения лучшей команды в лично-командных соревнованиях учитываются три лучших результата в личном первенстве.

6. Результаты соревнований на вызов по каждому весу и возрасту отражаются в протоколе хода соревнований (приложение 2).

Статья 8. Система проведения командных соревнований

1. Командные соревнования проводятся без учёта веса среди юношей и мужчин.

2. От каждой команды выставляется равное количество участников, оговорённое положением о соревнованиях.

3. Каждый борец команды проводит по одной схватке.

4. В состязаниях побеждает команда -борцы которой одержали больше побед.

5. В командных соревнованиях может принимать участие несколько команд. Порядок встреч между командами определя-

ется по общим правилам системы проведения соревнований на выбывание.

6. Порядок проведения командных соревнований:

а) для состязания борцы команд выходят на круг и становятся друг против друга;

б) по жребию определяется команда, которая начинает состязание;

в) зачинщик команды, начинающей состязание, выбирает любого борца на схватку из команды соперников;

г) право выбора соперника на следующую схватку получает команда, борец которой победил в предыдущей схватке.

7. Результаты командных соревнований по каждому возрасту отражаются в протоколе хода соревнований (приложение 3).

Статья 9. Система проведения соревнований в честь медвежьего праздника

1. Состязания на медвежий праздник проводятся без учёта весовых категорий среди юношей и мужчин.

2. По итогам соревнований года отбираются пять сильнейших борцов лэкл-анки, с которыми поочерёдно могут состязаться все желающие.

3. Состязания проводятся на пяти полях одновременно.

4. Участвующие в соревнованиях борцы борются с каждым лэкл-анки по одному разу.

5. Проигравший схватку лэкл-анки выбывает, а его победитель объявляется лучшим борцом медвежьего праздника.

6. Цель соревнований победить всех лэкл-анки.

7. Соревнования прекращаются, когда все лэкл-анки будут побеждены или все борцы примут участие в соревнованиях.

8. Результаты соревнований соревнований в честь медвежьего праздника отражаются в протоколе хода соревнований (приложение 4).

Глава 3. Участники и организация соревнований

Статья 10. Деление участников соревнований по возрасту и весу

1. Деление участников соревнований по возрасту и весу в борьбе народов ханты и манси:

а) подростки б) юноши в) мужчины г) ветераны

(12-14 лет): (15-17 лет): (18-35 лет): (старше 35 лет):

до 48 кг. до 56 кг. до 72 кг. до 72 кг.

до 56 кг. до 64 кг. до 112 кг. до 112 кг.

до 64 кг. 64-88 кг. без деления по без деления по

64-80 кг. весам весам.

2. Деление участников по весу, установленное настоящими правилами, может изменяться организаторами соревнований в связи с необходимостью, вызванной условиями проведения соревнований.

3. Борец в каждом виде состязаний допускается к участию в соревнованиях только в одном возрасте и в одном весе, который соответствует его весу во время официального взвешивания, а также в соревнования без деления по весам.

Статья 11. Допуск участников к соревнованиям

1. Условия допуска участников к соревнованиям, их общественная принадлежность, квалификация и возрастные группы, перечень предоставляемых документов оговариваются настоящими правилами и положением о мероприятии (приложение 5).

2. Заявка команды на участие её борцов в соревнованиях среди подростков и юношей оформляется по установленной форме (приложение 6) с обязательным наличием заверенных печатями подписей: руководителя организации, тренера и врача; удостоверяющих готовность участников.

3. Мужчины и ветераны допускаются к участию в соревнованиях на основании паспорта и заявки-заявления (приложение 7). В заявке-заявлении участники собственноручно подтверждают организаторам соревнований, что не имеют медицинских противопоказаний для участия в соревнованиях и не будут иметь претензий в случаях получения травм.

4. Допуск участников осуществляет председатель совета старейшин, который проверяет заявки и документы участников на соответствие требованиям положения.

5. На регистрации участник должен предоставить документы, удостоверяющие личность:

а) свидетельство о рождении и справку из учебного заведения с фотографией, если борцу не исполнилось 14 лет;

б) паспорт, если борцу исполнилось 14 лет.

6. Ответственность за допуск участников в спорных случаях несёт руководитель команды.

Статья 12. Регистрация и взвешивание

1. Регистрация и взвешивание участников соревнований производится в день соревнований, не менее чем за один час до начала соревнований.

2. Регистрация и взвешивание участников осуществляется председателем совета старейшин и главным секретарём-информатором. Председатель совета старейшин может в рабочем порядке назначить трёх старейшин, ответственных за взвешивание.

3. Непосредственно перед регистрацией и взвешиванием руководители команд или борцы лично должны представить в совет старейшин заявку на участие в соревнованиях.

4. Непосредственно перед регистрацией и взвешиванием участники проходят медицинский осмотр.

5. Борцы на регистрацию и взвешивание представляют свидетельство о рождении и

справку из учебного заведения с фотографией или паспорт.

6. Взвешивание проводится в трусах или шортах без обуви.

Статья 13. Выбывание из соревнований

1. Борец, проигравший схватку, отказавшийся от очередной схватки, получивший травму, выполнивший целенаправленное травмирование, выбывает из соревнований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Борец может отказаться от участия в соревнованиях и сняться в любой момент соревнований.

3. Борец, уклоняющийся от ведения честной борьбы, снимается с соревнований.

Статья 14. Обязанности и права участников

1. Участник обязан:

а) строго соблюдать правила, положения, программу соревнований, установленные ритуалы и церемонии, традиции и обычаи;

б) выполнять требования старейшин;

в) быть корректным по отношению ко всем участникам и лицам, проводящим и обслуживающим соревнования, зрителям;

г) выступать в опрятной одежде.

2. Участник имеет право:

а) обращаться к старейшинам через представителя команды;

б) отказаться от дальнейшего участия в соревнованиях;

в) своевременно получать необходимую информацию о ходе соревнований, изменениях в программе и т.д.

3. Каждый борец, принимающий участие в соревнованиях, автоматически даёт согласие на распространение своего изображения в печатных и видеоматериалах рекламного характера и на обработку персональных данных организаторами соревнований.

Статья 15. Руководитель команды и представитель борца

1. Посредником между старейшинами и участниками является руководитель команды, который выставляет участника (участников). Он регистрируется секретарём-информатором (приложение 8).

2. Руководитель команды несёт ответственность за поведение участников команды и обеспечивает своевременную явку их на соревнования.

3. Руководитель команды участвует в совещании совета старейшин, если оно проводится совместно с представителями.

4. Руководителю команды запрещается вмешиваться в распоряжения старейшин и лиц, проводящих соревнования.

5. Руководитель команды может выразить несогласие с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки.

6. Руководитель команды не может быть одновременно старейшиной соревнований.

7. Допускается регистрация от одной команды только одного руководителя.

Статья 16. Врач соревнований

1. Для участия в соревнованиях каждый борец в возрасте до 18 лет должен пройти

медицинское обследование по месту жительства, что подтверждается заявкой, заверенной врачом и медицинским учреждением.

2. Организатор соревнований обязан обеспечить медицинский осмотр перед соревнованиями и оказание медицинской помощи в ходе схваток. Медицинский персонал работает на протяжении всего времени соревнований.

3. Медицинское обслуживание соревнований осуществляется местными органами здравоохранения.

4. Обязанности врача:

а) проверка заявок участников на данные медицинского обследования;

б) осмотр участников до начала соревнований;

в) организация и оказание медицинской помощи;

г) контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий и норм проведения соревнований;

д) заполнение рапорта и отчёта (приложение 9).

Статья 17. Ответственный за проведение соревнований

1. Ответственный за проведение соревнований руководит своевременной подготовкой и художественным оформлением места соревнований. Он отвечает за безопасность, размещение и обслуживание участников и зрителей, радиофикацию помещения, поддержание порядка во время соревнований, а также обеспечивает все необходимые мероприятия по указаниям председателя совета старейшин и представителя организации, проводящей соревнования.

Статья 18. Одежда борцов

1. Борцы участвуют в состязаниях с голым торсом или в традиционной одежде: рубахе или малице, подвязанным матерчатым поясом. У одного борца пояс красного, а у другого синего цвета. На ногах штаны пать и кисы с высоким голенищем из камусов (лап) оленей с аппликацией орнаментов из полосок меха.

2. Запрещается выходить на схватку с предметами, которые могут стать причиной травмы: кольца, браслеты, цепочки и т.п.

Статья 19. Оборудование места проведения соревнований

1. Для проведения соревнований используется мягкое покрытие размером 12Х12 метров, которое должно иметь обозначение поля, диаметром 9 метров, в границах которого проводится схватка. На поле обозначен центр, куда перед началом схватки вызываются борцы. За границей поля установлена зона безопасности шириной не менее одного метра.

2. Покрытие должно иметь равномерную и плотную набивку от 120 до 200 кг/м3 из прессованного поролона или пенополиэти-лена.

3. При проведении соревнований на одном поле с мягким покрытием могут проводиться две схватки одновременно.

4. При проведении состязаний по борьбе народов ханты и манси во время народных гуляний и традиционных игр возможно проведение соревнований на травяной или покрытой снегом площадке. Площадка для борьбы должна иметь размер в диаметре не менее 9 метров. Одновременно на этом поле проводится не более двух схваток.

5. Перед началом соревнований Председателем совета старейшин совместно с врачом и представителем организации, проводящей соревнования, составляется Акт приёмки места соревнований, подтверждающий соответствие места проведения соревнований настоящим Правилам (приложение 10).

Глава 4. Совет старейшин

Статья 20. Состав совета старейшин

1. Состав совета старейшин определяется организаторами соревнований (приложение 11).

2. В состав совета старейшин входят: председатель совета старейшин, главный секретарь-информатор, секретарь-информатор (один на два поля), старейшина в поле (по два на каждое поле).

Статья 21. Одежда старейшин

1. Старейшины имеют специальную форму, утверждённую научно-методическим советом Общероссийской общественной организации «Федерации традиционных игр и этноспорта России».

2. Членам совета старейшин не разре-

шается иметь на одежде и обуви логотипы коммерческих предприятий или партнёров.

Статья 22. Председатель совета старейшин

1. Председатель совета старейшин руководит соревнованиями и отвечает за их проведение в соответствии с настоящими Правилами и положением.

2. Председатель совета старейшин обязан:

а) проверить готовность к соревнованиям площадки, помещения, оборудования, инвентаря, соответствие их требованиям настоящих Правил, а также убедиться в наличии необходимой документации;

б) вместе с главным секретарём-информатором организовать и провести взвешивание участников, которое должно быть закончено не позднее, чем за один час до начала соревнований;

в) принять меры к своевременному исправлению ошибок, в случае если они допущены старейшинами;

г) вынести решения по заявлениям о несогласии с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки, поступившим от руководителей команд;

д) провести заседание совета старейшин перед началом соревнований;

е) дать оценку работы каждого старейшины;

ж) в течение двух дней сдать отчет и протоколы соревнований в Общероссийскую общественную организацию «Федерацию традиционных игр и этноспорта России» (приложение 12).

3. Председатель совета старейшин имеет право:

а) отменить соревнования в случае несоответствия помещения, оборудования, инвентаря настоящим Правилам;

б) внести изменения в программу в случае крайней необходимости;

в) делать предупреждения и отстранять представителей, старейшин, обслуживающий персонал - в случае неисполнения возложенных обязанностей;

г) снять команду за безнравственное поведение его членов: руководителя, тренера, представителей, в том числе, в случае систе-

матического нарушения настоящих Правил.

Статья 23. Главный секретарь-информатор

1. Главный секретарь-информатор обязан:

а) вести протоколы заседаний совета старейшин;

б) вместе с председателем совета старейшин определить порядок встреч;

в) оформлять распоряжения и решения председателя совета старейшин;

г) вести документацию соревнований;

д) руководить работой секретарей-информаторов;

е) участвовать в совещаниях совета старейшин и руководителей команд;

ж) давать информацию руководителям команд и представителям СМИ;

з) провести регистрацию и взвешивание участников не позднее, чем за один час до начала соревнований на основании заявок и устных подтверждений руководителями команд (приложение 13);

и) внести в квалификационные книжки борцов информацию об участии в соревнованиях, выдавать представителям заверенные справки и выписки из протоколов об участии в соревнованиях.

Статья 24. Секретарь-информатор

1. Секретарь-информатор подчинён главному секретарю-информатору.

2. Обязанности секретаря-информатора на своих полях:

а) объявлять результаты схваток;

б) объявлять участников или состав команд;

в) вести установленную программу соревнований;

г) вести протоколы соревнований и протокол схваток и сообщать необходимую информацию председателю совета старейшин.

Статья 25. Старейшина в поле

1. Один из двух старейшин в рабочем порядке назначается старейшиной, работающим в поле.

4. Старейшина в поле:

а) участвует в представлении борцов;

б) командой «бой» объявляет начало схватки;

в) делает устные замечания борцам по ходу схватки;

г) останавливает и прерывает схватку командой «стой»;

д) при остановках схватки указывает борца, выполнившего результативное действие;

е) снимает борца за уклонение от ведения честной борьбы;

ж) указывает победителя во время объявления последнего;

з) свои решения разъясняет борцам устно.

5. Свою оценку промежуточных результатов схватки старейшина в поле даёт на основе позиции второго старейшины в поле.

6. Позиция старейшины в поле по спорным моментам является решающей.

7. Вмешательство в деятельность старейшины в поле не допускается. Их решение по схватке может быть изменено только председателем совета старейшин в порядке исправления ошибок. Изменение решения старейшины в поле возможно только до начала следующей схватки.

Статья 26. Заявление о несогласии с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Руководитель общества может выразить несогласие с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки. При этом, заявление о несогласии подаётся председателю совета старейшин сразу по завершению схватки. Заявление должно быть обосновано ссылкой на пункт настоящих Правил или традиционные нормы. Заявление о несогласии с действиями старейшин в поле и объявленным результатом отдельной схватки должно быть подано в письменной форме в течение 15 минут после подачи устного заявления. Необоснованные заявления не принимаются.

2. Председатель совета старейшин должен вынести решение по спорному случаю до начала следующей схватки.

3. Для принятия решения по заявлению председатель совета старейшин может просмотреть видеозапись совместно со старейшиной в поле и руководителем общества.

4. В случае несогласия с решением пред-

седателя совета старейшин по заявлению, руководитель общества может обжаловать его в научно-методический совет Общероссийской общественной организации «Федерация традиционных игр и этноспор-та России».

Глава 5. Порядок проведения схваток

Статья 27. Содержание схватки

1. Традиционная борьба народов ханты и манси нюл-тахли - борьба в стойке в-об-хват. Разрешены атакующие действия ногами.

2. Задачей борцов является перевод соперника из положения стоя или на коленях в положение сидя, лёжа на боку или лёжа на спине посредством бросков и сваливаний.

3. Перед началом схватки борцы производят обоюдный захват, схватываясь крест-накрест: одна рука - над правым плечом, а другая - под левым плечом соперника (или наоборот). Пальцы рук сцепляются на спине соперника в замок или одной рукой захватывается кисть другой руки.

4. Установленный захват удерживается в течение всей схватки. Запрещается расцеплять или перехватывать захват. Захват разрешается расцеплять только в последней стадии броска или сваливания для осуществления самостраховки и страховки соперника при падениях.

5. Борец, которому предоставляется право первым сформировать захват, определяется перед началом схватки по жребию - подбрасыванием монеты.

6. Время схватки не ограничено.

Статья 28. Вызов борцов на схватку

1. При проведении соревнований секретарь-информатор объявляет борцов на поле и готовящиеся пары в порядке очерёдности.

2. Секретарь-информатор объявляет борцов, указывая их фамилию, имя и принадлежность к команде, а также титулы и звания.

Статья 29. Начало схватки

1. По команде старейшины в поле борцы становятся в центре поля на расстоянии 1,5 метра друг от друга.

2. Старейшина в поле осматривает оде-

жду участников на соответствие настоящим правилам.

3. По команде старейшины в поле борцы приветствуют друг друга традиционным образом.

4. Старейшина в поле подбрасыванием монеты определяет борца, который первым производит захват.

5. По команде старейшины в поле борцы производят захват.

6. По команде «бой» борцы начинают схватку.

Статья 30. Прерывание схватки

1. Старейшина в поле прерывает схватку командой «стой» в следующих случаях:

а) если один из борцов расцепил или перехватил захват;

б) если один или оба борца приблизились или вышли за границу поля (в этом случае схватка останавливается, и борцы вызываются на центр поля);

в) для вынесения устного замечания одному из борцов, если это замечание невозможно вынести без остановки схватки;

г) если оба борца оказались на земле, но при этом затруднительно определить борца, оказавшегося в положении сидя или лёжа первым;

д) если один из борцов совершил результативное действие и перевёл соперника в положение сидя, лёжа на боку или лёжа на спине.

2. После каждого прерывания схватки, старейшина в поле разъясняет борцам причину остановки.

3. Результативное действия обозначаются указательным жестом в сторону борца, выполнившего действие.

4. Схватка останавливается в случае отказа одного из борцов от продолжения схватки.

Статья 31. Конец схватки

1. После окончания схватки борцы приветствуют друг друга. Старейшина в поле поднимает руку победителя и проводит его по кругу.

Статья 32. Результат и оценка схватки

1. Результатом схватки является победа одного из борцов и поражение другого.

2. В традиционной борьбе оценивается

итоговое положение.

3. Схватку выигрывает борец в том случае, если его соперник оказался в положении сидя, лёжа на боку или лёжа на спине. Если борец расцепил захват и оказался в положении на четвереньках, лёжа ничком или в упоре лёжа, то он также проигрывает схватку.

Примечание:

1. Для определения победителя не имеет значения, кто из борцов выполнял атакующее действие. Даже если борец случайно принял положение сидя, лёжа на боку или лёжа на спине - он считается проигравшим.

2. Броски или сваливания, которые изначально осуществляются за счёт перехода в положение сидя или лёжа засчитываются как однозначное поражение, выполнившему их борцу (например, броски седом).

4. В случае, если борцы одновременно принимают положение сидя, лёжа на боку или лёжа на спине, при этом ни один из борцов в этот момент не находится в положении верхнего, и старейшины не могут однозначно оценить положение борцов, то действие не засчитывается. Борцы поднимаются в стойку, и борьба возобновляется по общим правилам.

5. Борец признаётся победителем в случае снятия старейшиной в поле его соперника, а также если соперник не может продолжать схватку ввиду травмы или отказа от ведения схватки, за исключением целенаправленного травмирования.

Статья 33. Досрочное прекращение схватки

1. Схватка прекращается старейшиной в поле в следующих случаях:

а) если один из борцов отказывается от дальнейшего ведения схватки;

б) если одному из борцов требуется медицинская помощь.

2. В случае если борцу требуется медицинская помощь, схватка может быть прервана по просьбе борца, решению старейшины в поле, по требованию врача или представителя борца.

Статья 34. Выход за границы поля

1. Выходом за границы поля признаётся касание обеими ногами поверхности за по-

лем в положении стоя.

2. В случае выхода борцов за границу поля старейшина в поле останавливает схватку и вызывает борцов на исходную позицию.

3. Результативное действие, начатое в поле и завершённое за границей поля, подлежит оценке.

4. В случае подхода борцов к границе поля старейшина в поле громким голосом предупреждают борцов об этом (произнося «граница») и может направить борцов к центру упором рук.

Статья 35. Запрещённые действия

1. Запрещены целенаправленное травмирование соперника и травмоопасные действия в виде бросков на голову; ударов руками, головой, коленями в корпус; болевых и удушающих приёмов.

Статья 36. Замечания

1. Замечания выносятся за уклонение от честной борьбы и игнорирование традиционных нравственных норм.

2. Замечания выносятся старейшиной в поле с остановкой и без остановки схватки.

3. При вынесении замечаний старейшина в поле не останавливает схватку в следующих случаях:

а) если один из борцов выполняет действия, направленные на уход от захвата или на срыв захвата соперника (произносится «захват не срывать»);

б) если один из борцов выполняет грубые или травмоопасные действия (произносится «не травмировать», при этом судья имеет право дать краткие дополнительные пояснения).

4. При вынесении устных замечаний старейшина в поле останавливает схватку в следующих случаях:

а) если один из борцов расцепил или перехватил захват;

б) если борец вынудил соперника расцепить захват или, если он выполнил уход от захвата нырком;

в) если один из борцов повторно выполняет травмоопасные или запрещённые действия и не реагирует на замечания;

г) если один из борцов продолжил схватку после команды «стой».

Примечание. Если один из борцов рас-

цепил захват в момент выполнения атакующего действия соперником, то старейшина даёт возможность завершить результативное действие и не останавливает схватку.

5. После устранения причин остановки схватки старейшина в поле возобновляет её.

6. В случае остановки схватки в результате вынесения устного замечания одному из борцов, при возобновлении схватки его сопернику предоставляется право первым сформировать захват.

Статья 37. Снятие борца за уклонение от ведения честной борьбы

1. Уклонением от ведения честной борьбы считается:

а) выполнение травмоопасных и запрещённых действий;

б) неоднократное игнорирование замечаний старейшины в поле;

в) безнравственное поведение.

2. В случае снятия за уклонение от ведения честной борьбы, борец отстраняется от дальнейшего участия в соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.