А.Ю. Шадже
доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета*
Е.С. Куква
кандидат социологических наук, доцент Адыгейского государственного университета**
Этносоциальные процессы на Северном Кавказе: попытки междисциплинарного исследования1
В современных условиях актуализирован исследовательский интерес к региональным проблемам. В этих вопросах нас интересуют используемые исследовательские методы в изучении этносоциальных процессов и межэтнической напряженности.
В условиях актуализации исследовательского интереса социально-гуманитарной науки к региональным проблемам возрастает необходимость расширения методов исследования, в том числе за счет использования методов различных наук. Рассмотрение исследовательских методов в изучении этносоциальных процессов и межэтнической напряженности на Северном Кавказе составляют цель данной статьи.
В последние годы к исследованию этих проблем обращаются не только политические практики, но и социальные науки и социальная философия. Принципиально важной является необходимость предваряющих методологических положений, имеющих отношение к отечественной науке. Долгое время этносы / нации рассматривались в марксистской парадигме, нацеленной на получение «объективных знаний» о них. С этой целью классическая методология опиралась на собирательно-описательное объяснение межэтнических проблем. Сложившиеся кавказоведческие концепции в рамках классической науки руководствуются в основном описанием традиций, не раскрывают основные тенденции и противоречия этносоциальных процессов в регионе.
В рамках неклассической методологии системно-структурный подход позволяет рассмотрение этносов и этнических культур как системообразующих формирований. Для постижения культурных ценностей этносов, восстановления смысла повседневного социального / социокультурного опыта, его коммуникативной и символической природы, выявления
* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: [email protected]
** Куква Елена Сергеевна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 15-18-00148 «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования».
ценностного потенциала этнических культур / традиций, определения основы сосуществования множества культур используются герменевтический и аксиологический подходы.
Следует отметить ограниченность исследовательских традиций / методов в рамках классической и неклассической науки. Они не позволяют понять механизм саморазвития таких открытых систем, как социум, этнос, регион и т.д.
Классическая и неклассическая методология не способствует рассмотрению сущности целого, взаимосвязи целого и части, а также региональных процессов в условиях перехода к инновационной модели социального устройства жизни, не позволяет определить основополагающие, базовые компоненты - параметры порядка, недостаточная изученность ценностного потенциала и недооценка значимости которых ослабляют понимание, в частности, этнических процессов.
С конца XX в. обозначились новые теоретико-методологические подходы в исследовании проблем межэтнических отношений. Формирующиеся новые исследовательские традиции - междисциплинарный подход - используются учеными, изучающими сложные социокультурные системы. Изучаемые объекты - культура, полиэтничный регион, этноконфессиональное общество - рассматриваются как целостные саморазвивающиеся системы. Поэтому предпринимаются попытки применения методологии В.С. Степина о системных представлениях и идеях к этим объектам1.
В системном исследовании Северо-Кавказского региона мы опирались на интеграцию философского и исторического подходов. В разработанной концепции рассматривались вопросы функционирования исторически сложившейся сложной саморазвивающейся системы, развитие которой определяется параметрами порядка2.
Известно, что методологическая ситуация изменилась в целом ряде естественных и социогуманитарных наук. Например, в отечественной социологической науке на смену доминировавшим социологическому реализму и социологическому номинализму пришла конструктивистская парадигма, которая позволяла одновременный анализ общественной среды (макро-, -мезо- и микроусловий) социальной жизни3. Данная методологическая стратегия дает возможность исследовать сознание и поведение человека, его отношение к другим не просто как отдельного индивида, но и члена определенной социальной и этнической группы, представителя определенного общества и этноса, определенной социокультурной среды.
В современной науке успешно отстаивают свое право на применение новые теоретико-методологические подходы в исследовании и пони-
1 Степин В.С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 694-695.
2 Шадже А.Ю., Шеуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного анализа. М.; Майкоп : Аякс, 2004.
3 ТощенкоЖ.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура // Проблемы теоретической социологии : межвуз. сб. Вып. 6. СПб., 2007. С. 53-54.
мании проблем межэтнических отношений. Формируются новые исследовательские традиции - междисциплинарный подход используется учеными, рассматривающими сложные антропосоциокультурные системы, понимаемые как саморазвивающиеся системы.
Здесь встает закономерный вопрос: «В чем сущность междисциплинарного подхода?». Междисциплинарный подход противоположен дисциплинарному, решающему конкретную задачу, возникшую в историческом контексте развития предмета, подбирая методы из устоявшегося инструментария. Сущность междисциплинарного подхода заключается в том, что «под данный универсальный метод ищутся задачи, эффективно решаемые им в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Это принципиально иной, холистический способ структурирования реальности, где скорее господствует полиморфизм языков и аналогия, нежели каузальное начало. Здесь ход от метода, а не от задачи»1.
Следует сказать, что в последнее время ведутся активные дискуссии о возможном применении междисциплинарности в гуманитарных науках. В этом вопросе полезно обратиться к ряду научных публикаций. Рассматривая данную проблему, рефлексивно осмысливая феномен междисциплинарности в зарубежной философско-методологической литературе, Ф.Е. Ажимов показывает «различие между практикой междисциплинарности в естественных и гуманитарных науках»2.
Более того, в гуманитарных дисциплинах происходят изменения: с одной стороны, определяются области взаимодействия разных дисциплин по применяемым методам, т.е междисциплинарность. Например, Л.П. Киященко исследует междисциплинарность как область взаимодействия философии и социологии. Междисциплинарность в современной философии науки и полипарадигмальность в социологии автор рассматривает как ответ на вызов времени поиска утраченного единства в многообразии современных форм исследований3. С другой стороны, внутри одной и той же дисциплины возникают новые исследовательские методы.
Так, в социологии активизировалось применение количественных / жестких и качественных / мягких методов. Известно, что к качественным методам относятся включенное наблюдение; интервью; групповые дискуссии (метод фокус-группы и т.д.), позволяющие понять глубину социокультурных процессов. По словам В.А. Ядова, крайне важно, «что интерес к качественным методам в социологии и социопсихологии возник на почве
1 Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика наблюдения как познавательный процесс // Философия, наука, цивилизация / под ред. В.В. Казютинского. М., 1999. С. 235.
2 Ажимов Ф.Е. Что такое междисциплинарность сегодня? (Опыт культурно-исторической интерпретации зарубежных исследований) // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 70-77.
3 Киященко Л.П. Междисциплинарность - область взаимодействия философии и социологии // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 3-11.
определенного "пресыщения" количественными, жестко формализованными. Жесткие и гибкие методы никоим образом не исключают, но взаимодополняют друг друга»1.
Одним из главных / перспективных междисциплинарных подходов, позволяющих создать междисциплинарное поле не только в границах социально-гуманитарных или естественных наук, но и между ними, является синергетика.
Региональные исследования, основанные на выборе междисциплинарной стратегии, фокусируют свое внимание на применении синергети-ческой методологии для исследования устойчивого развития общества и проблем идентичности, осмыслении этносоциальных процессов и рисков, исторического опыта северокавказских народов и других региональных проблем этносов (Ю.Г. Волков, Х.Г. Тхагапсоев, В.А. Шевлоков, Э.А. Шеуджен и др.).
Работая в синергетической парадигме, наш исследовательский коллектив осуществил моделирование укрепления российской национальной идентичности как интеграционной основы полиэтничного региона на основе разработанной концепции совмещения (многоуровневой идентичности) российской национальной, региональной и этнической идентично-стей со сложной структурой северокавказской общности в синергетической парадигме2. Это открыло когнитивные возможности в концептуализации идентификационного пространства полиэтничного общества; позволило установить, что необходимым условием успешного функционирования такой сложноэволюционирующей системы, как Северо-Кавказский регион, является оптимальное взаимодействие этнокультурного, регионального, российского национального уровней идентичностей, «стягивание» в одну точку различных ветвящихся структур. Для этого принципиально важно наличие общей цели, которая выступает своего рода аттрактором, подчиняющим себе поведение данных частных структур.
В целях построения модели российской национальной идентичности в регионе и укрепления ее базовых параметров доказано положение синергетико-ценологической дополнительности как методологического инструментария, основываясь на общих постулатах ценологии и исходя из эквивалентности технических, биологических, информационных и социальных систем. Этот подход дает возможность: 1) охарактеризовать региональные социальные общности как ценозы (социоценозы) - иерархические системы взаимодействующих социальных объектов, способные к саморегуляции на основе единой доминирующей конвенции. В основе доминирующей конвенции могут лежать национальные, религиозные и иные культурно-социальные аттракторы; 2) опираясь на эмпирические данные, дать характеристику этим социоценозам с позиций анализа их
1 Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1991. Т. 1, № 1. С. 30.
2 Делокаров К.Х., Шадже А.Ю., Чефранов С.Г., Куква Е.С. Укрепление российской идентичности на Северном Кавказе в синергетической парадигме // Власть. 2013. № 2. С. 9-13.
идентификационных пространств, основанного на ранговом распределении идентификационных предпочтений участников социоценоза и выводящего такие характеристики идентификационного пространства региона, с помощью которых можно описать его текущие и желаемые состояния: а) доминирующий вид идентичности; б) устойчивость данного доминирования; в) жесткость условий среды (чем ниже жесткость, тем выше условия для самоорганизации); 3) моделировать идентификационное пространство региона и соответствующее укрепление того или иного вида идентичности, заключающееся в воздействии на указанные параметры.
Так, изменение доминирующего вида возможно в результате целе-ориентирования процессов самоорганизации и предполагает снижение степени устойчивости системы (за счет расширения количества потенциально возможных идентификационных видов, увеличения открытости региональной системы, количества ценологического ресурса, распределяемого в системе). Модель состоит из объекта управления идентификационным пространством, блока мониторинга и блока управления указанными параметрами, позволяющего выходить на самоорганизационные процессы. Она отражает многомерность и своеобразие российской идентичности на Северном Кавказе; позволяет решить проблему совмещения разных видов идентичности, что дает возможность использования положительного потенциала традиций и поддержки инновационных процессов, которые реализуют продуктивные флуктуации; нацелена на сплочение российского общества, выявляя и используя консолидационный потенциал различных социальных групп, взаимодействующих в нелинейном идентификационном пространстве; дает возможность выявить социокультурные риски в условиях нестабильности и неустойчивости, усиливающиеся под влиянием активизирующейся глобализации.
Концептуализация понятия «нелинейные идентификационные процессы» позволила выявить новые смыслы идентификационного пространства региона. Нелинейность, рассмотренная как прерывность, фрагментарность, спонтанность идентификационных процессов, их возможность значительно измениться даже от малых воздействий, позволяет вписать идентификационные процессы в представления о нелинейной социальной динамике и выявить их ресурс.
Положения и принципы модели были апробированы при исследовании идентификационных процессов в среде молодежи Северного Кавказа. Молодежь в контексте модели была рассмотрена как нелинейная подсистема системы регионального пространства, а основные связи и линии взаимодействия, предусмотренные моделью, являются применимыми к ней. Концептуально обосновано было также оптимальное сочетание процессов самоорганизации и управления в идентификационном пространстве молодежи с целью консолидации полиэтничного российского общества.
Синергетика позволила выявить особенности самоорганизации и механизмов саморегулирования сложных региональных систем, глубже раскрыть и понять сложившуюся в регионе социальную и межэтническую
реальность: выявить географическую, политическую, идеологическую, ментальную детерминанты российской гражданской и этнокультурной идентичности в регионе и степень их воздействия на этносоциальные процессы.
В процессе исследования была доказана методологическая продуктивность постнеклассических представлений, в частности синергетики; она вытекает из особенностей бытия Северо-Кавказского региона, который при всей своей специфичности обладает такими общими для нелинейных систем свойствами: 1) открытость, т. е. связь процессов, происходящих в регионе с теми событиями, которые происходят в стране и в мире; 2) необратимость во времени; 3) чувствительность к малым возмущениям и т.д.
В наших исследованиях установлено, что, несмотря на модернизацию региона, этнический фактор / этнокультурная идентичность продолжает играть важную роль, оставаясь наиболее устойчивым элементом в рассматриваемой системе, благодаря которому происходит развитие поли-этничного общества.
Подводя промежуточный итог, отметим, что проведенное исследование этносоциальных процессов региона в синергетической парадигме, направленное на интеграцию населения и определение путей мирного развития, позволило понять разные стороны проблемы межэтнического взаимодействия, вписать ее в контекст российских и глобальных изменений, рассматривая горизонтальные и вертикальные связи и изменения на разных уровнях межэтнических отношений. С методологической точки зрения это означает, что между параметрами порядка полиэтничного общества и деятельностью индивидов существует связь: параметры порядка (этнический фактор) оказывают активное влияние на их деятельность, ориентируют их в конструктивной или деструктивной активности.
Исследование в рамках синергетической парадигмы позволило раскрыть взаимосвязь гибкого / мягкого управления и самоорганизации рассматриваемых сложных систем, сосуществующих в социокультурной системе, а также выявить деструктивную роль силового вмешательства в естественные процессы, способствующего обострению межэтнических отношений и конфликтов1.
В настоящее время исследовательский коллектив Адыгейского государственного университета, руководствуясь наработанным опытом использования междисциплинарного подхода, ведет исследование по проекту «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования». Усилия коллектива направлены на совершенствование методологии и методики проводимого исследования. Представляется, что предлагаемый междисциплинарный подход, а именно подобранные
1 Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю., Куква Е.С. Инновационное управление регионом в контексте укрепления российской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 127-132.
социологические, социально-психологические и нейрофизиологические индикаторы оценки межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов, позволит определить способы их регулирования и гармонизации межэтнических отношений в регионе.
Таким образом, междисциплинарный подход к этносоциальным процессам позволил выявить механизм саморазвития этносоциальных процессов в условиях формирующейся новой реальности в сложном южнороссийском регионе, которые не концептуализируются в прежних категориях и исследовательских методах.
В современных условиях методологическая стратегия междисциплинарного подхода является наиболее эффективной, обладающей эвристическими возможностями в исследовании региональных межэтнических проблем: позволяет понять смысл инновации в традиционном социуме; выводит на целостное осмысление полиэтноконфессионального региона, направленное на определение путей инновационного развития; дает целостное видение региональных проблем, позволяет вписать их в контекст российских и глобальных изменений.
Шадже А.Ю., Куква Е.С. Этносоциальные процессы на Северном Кавказе: попытки междисциплинарного исследования. В статье анализируются возможности междисциплинарного подхода в исследовании межэтнических отношений в регионе, рассматриваются попытки применения синергетической методологии в изучении этносоциальных процессов. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методологии и методики междисциплинарного подхода в определении путей гармонизации межэтнических отношений и объединяющих возможностей общенациональной идентичности.
Ключевые слова: российская национальная идентичность, междисциплинарный подход, синергетика, модель, Северный Кавказ, сложная нелинейная система.
Shadzhe A.Yu., Kukva E. S. Ethno-social processes in the North Caucasus: the attempts of interdisciplinary research. The article analyzes the possibilities of interdisciplinary approach in the study of interethnic relations in the region, discusses the attempts of application of synergetic methodology in the study of ethno-social processes. The conclusion about the necessity of further improvement of methodology and methods of an interdisciplinary approach in identifying ways of harmonization of interethnic relations and "'combines" features of national identity.
Key words: Russian national identity, interdisciplinary approach, synergetics, model, the North Caucasus, a complex nonlinear system