Научная статья на тему 'Возможности синергетического подхода в исследовании региональных этносоциальных процессов'

Возможности синергетического подхода в исследовании региональных этносоциальных процессов Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
122
70
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETIC / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ/ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIO-CULTURAL / ETHNO-SOCIAL PROCESSES / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ДИАЛОГ / DIALOGUE / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTER-ETHNIC TOLERANCE / SELF-ORGANIZING

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна, Жаде Зуриет Анзауровна, Куква Елена Сергеевна

В статье обосновываются возможности синергетического подхода к социокультурным/ этносоциальным процессам, раскрывается специфика применения синергетического метода к сложным социокультурным системам в Северо-Кавказском регионе. По мнению авторов, силовое вмешательство в естественные процессы самоорганизации способствует обострению межэтнических отношений и конфликтов.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна, Жаде Зуриет Анзауровна, Куква Елена Сергеевна,

THE POSSIBILITIES OF THE SYNERGETIC APPROACH IN THE STUDY OF REGIONAL ETHNO-SOCIAL PROCESSES

The article deals with the possibility of the synergistic approach to socio-cultural / ethnosocial processes, discloses the specifics of the application of the synergistic method to complex social and cultural systems in the North Caucasus region. The authors think that a forceful intervention into the natural processes of self-organization leads to worsening of inter-ethnic relations and conflicts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Возможности синергетического подхода в исследовании региональных этносоциальных процессов»

УДК 304 ББК87.6

А.Ю. Шадже, З.А. Жаде, Е.С. Куква

ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 15-18-00148 «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования»

В статье обосновываются возможности синергетического подхода к социокультурным/ этносоциальным процессам, раскрывается специфика применения синергетического метода к сложным социокультурным системам в Северо-Кавказском регионе. По мнению авторов, силовое вмешательство в естественные процессы самоорганизации способствует обострению межэтнических отношений и конфликтов.

A.Y. Shadzhe, Z.A. Zhade, E.S. Kukva

THE POSSIBILITIES OF THE SYNERGETIC APPROACH IN THE STUDY OF REGIONAL ETHNO-SOCIAL PROCESSES

The article deals with the possibility of the synergistic approach to socio-cultural / ethnosocial processes, discloses the specifics of the application of the synergistic method to complex social and cultural systems in the North Caucasus region. The authors think that a forceful intervention into the natural processes of self-organization leads to worsening of inter-ethnic relations and conflicts.

Ключевые слова: синергетика, социокультурные/этносоциальные процессы, самоорганизация, диалог, межэтническая толерантность.

Keywords: synergetic, socio-cultural / ethno-social processes, self-organizing, dialogue, inter-ethnic tolerance.

В современной социально-гуманитарной науке актуализировались проблемы этносоциальных процессов. В последние годы к их исследованию обращаются не только социальные науки и политические практики, но и социальная философия. Между тем отметим, что в отечественной науке до недавнего времени этносы рассматривали в марксистской парадигме, пытаясь получить «объективные знания» о них. С этой целью классическая методология опиралась на собирательно-описательное объяснение этносоциальных процессов. Вспомним, что на протяжении многих лет европейские авторы, побывавшие на Кавказе, описывали образ жизни горцев и традиции, формировавшие их мировоззрение, мироощущение и мировосприятие.

В рамках неклассической методологии системно-структурный подход позволял рассмотрение этносов и этнических культур как системообразующие формирования. Для постижения культурных ценностей этносов, восстановления смысла повседневного социального/социокультурного опыта, его коммуникативной и символической природы, выявления ценностного потенциала этнических культур/традиций, определения основы сосуществования множества идентичностей использовались герменевтический и аксиологический подходы.

С конца XX века обозначились новые теоретико - методологические подходы в исследовании и понимании проблем этносов. Этносоциальные процессы, являющи-

еся видом социокультурных процессов, исследуются с помощью понятий идентичности/идентификации: на первом плане находятся проблемы «усложнения идентичности» (О.Н. Астафьева), «столкновения идентичностей» в условиях глобализации» (В.Н. Бадмаев), «кризиса идентификации» (Дж. Уард), «многоуровневой идентичности» (З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже) и др.

Изменения коснулись и региональных исследований. Формируются новые исследовательские традиции - междисциплинарный подход используется учеными, изучающими этнические проблемы. Изучаемые нами объекты - кавказская культура, Северо-Кавказский регион и этносы - представлены в качестве целостной развивающейся системы. Поэтому предпринимаются попытки применения методологии В. С. Степина о системных представлениях и идеях к этим объектам [1, с. 12].

Цель данной статьи - осмыслить эвристические возможности синергетики в применении к сложным социокультурным системам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеи синергетики получили развитие в рамках постнеклассической науки. Герман Хакен впервые ввел термин «синергетика» как название нового междисциплинарного направления исследования, определил предмет и метод синергетики как науки, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, сложным образом взаимодействующих между собой. Сложность здесь означает не только нелинейность, но и огромное число элементов с большим числом степеней свободы.

Несмотря на то, что синергетика возникла в рамках естественных наук, синер-гетический подход оказался уникальным, т.е. он активно применяется и в социально-гуманитарных науках. Однако важно сказать о том, что синергетический подход в социально-гуманитарной науке не завоевал еще широкой популярности. Правда, отметим, что здесь встают исследовательские проблемы, связанные со спецификой рассматриваемых объектов и используемой методологии. Безусловно, следует вести речь не о механическом переносе синергетических понятий в гуманитарную науку и не о том, как наполняются эти понятия соответствующим содержанием.

Исходным для нас будет осознание синергетической природы общества, человека, культуры как сложных, открытых, иерархических, саморазвивающихся систем мега-уровня. К сопряженным с названными системами и включенными в них можно отнести целый ряд антропо-социо-культурных процессов, явлений, входящих в данные системы в качестве подсистем и обладающих аналогичными свойствами.

В этой связи заслуживает внимания методологическое замечание М.С. Кагана, что методы синергетики пока не адекватны антропо-социо-культурной сфере и нуждаются в серьезном усовершенствовании. Дело в том, что социокультурная реальность, в которую включен человек, представляет собой более сложную на несколько порядков систему по сравнению с природными системами. Одно из отличительных качеств социокультурной реальности - «зависимость соотношения сил порядка и хаоса в историческом процессе не только от объективных факторов и от случайностей, особенно действенных в состоянии бифуркации, но и от воли исторических деятелей, микро- и макрогрупп, а в определенных обстоятельствах и народных масс [2, с. 40,45].

Человек включен в сложную саморазвивающуюся систему. В нашем случае он -элемент системы. На поведение системы оказывает влияние его активная деятельность, а значит, общество испытывает его деятельность. Ценностно-мировоззренческие установки, цели и идеи становятся частью системы - общества, другими словами, частью целого. Здесь важно вспомнить, что часть может быть сложнее целого, если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что это имеет место в случае человека в обществе. Дело в том, что сложные системы, в том числе и социальные, организованы иерархиче-

ским образом. Сама часть может быть целым, если она состоит, в свою очередь, из более мелких частей на нижележащем уровне организации мира. Часть может быть сложнее целого (по своему поведению, по спектру возможных форм), если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. Так, человек сложнее любой социальной группы или общества, ибо его нелинейность выше. «Сильная нелинейность означает, что существующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм - структур и возможных режимов развития» [3, с.17]. Следует отметить, что признание такой высокой нелинейности человека позволяет утверждать еще другую особенность синергетического анализа социума - возможность «стихийного и сознательного порождения хаоса».

Характеризуя полиэтничное общество, мы отмечали, что ему присущи все си-нергетические признаки: принцип открытости, самоорганизации, нелинейности развития, неединственности будущего, положение об управляемом развитии и другие. Более того, общие параметры порядка дополняются очень важным - этническим компонентом, который выступает как главный параметр порядка в полиэтничном обществе. В системе полиэтничного общества этнокультурные паттерны, ценности, нормы и т.д., являющиеся параметрами порядка, выступают как открытые системы, потому что они взаимодействуют с другими (аналогичными) системами и с окружающей средой. В свою очередь, например, этническая культура, формирующая этнокультурную идентичность, может служить окружающей средой для отдельного индивида. Исторически сложившиеся и функционирующие этнокультурные традиции формируют ментальность человека, его ценностно-мировоззренческие установки, наконец, самую личность [4].

Анализ этносоциальных процессов, имеющих место на полиэтничном Северном Кавказе, опирается на констатацию «предельной выраженности» этнического и конфессионального разнообразия у населения региона. Этносоциальные процессы выглядят как множественные, многоуровневые, эклектичные, фрагментирующиеся на всех уровнях. Более того, при контактах с другими культурами, неизбежными в условиях глобализации, отмечают неуклонный процесс усложнения этносоциальной структуры. Это, с одной стороны, свидетельствует об «условиях системной переходности», определяемой социальным и политическим реформированием России, которые сопровождаются комплексом глобализационных изменений. С другой стороны, позволяет характеризовать этносоциальные процессы как открытые, сложные, полицелостные.

Так, в функционировании полиэтничного общества, являющегося сложнейшей, исторически сложившейся системой, важная роль принадлежит этнокультурному разнообразию. Сущностью рассматриваемого сообщества является культура (этнические культуры) и ее базисные ценности. Несмотря на трансформацию северокавказского общества, этнический фактор продолжает играть важную роль в регионе. Этнокультурные традиции, составляя основу самобытности, остаются наиболее устойчивыми элементами в рассматриваемой системе. Ценность сущности культурной самобытности в ее социальном потенциале. Именно поэтому в современной ситуации важно понимание эвристического потенциала этнических культур и использование в практической жизни. Культурные традиции составляют основу самобытности, являются системообразующими и наиболее устойчивыми элементами, благодаря которым происходит саморазвитие полиэтничного общества как системы.

Традиции рассматриваются нами как ключ к осмыслению и пониманию других ценностей северокавказского общества, а также как основу новаций. Традиция, обновляясь, становится источником развития. Каждая культура (в зависимости от сте-

пени открытости) перенимает, трансформирует какие-то новые формы, которые могут прижиться на ментальной основе народа. Инновация может утвердить себя через культурные традиции. Это определяет место, роль и силу этнокультурных традиций в полиэтничном обществе. Традиции как способ сохранения социокультурного опыта и новации как процесс его обновления могут сосуществовать по принципу дополнительности. Взаимодействие культурных традиций и инноваций не следует ускорять и не следует сдерживать, а направлять, создавая условия для взаимообогащения в самоорганизующейся социальной системе. Более того, эксперты обращают внимание, что при кажущейся традиционности и архаичности общественных отношений, Северный Кавказ - это один из самых динамичных регионов России. В связи с этим необходимо обращать особое внимание на динамику современных межэтнических и конфессиональных процессов [5].

С учетом этого остановимся на следующих положениях. Во-первых, силовое вмешательство в сложную систему недопустимо, оно разрушает самоорганизацию социальных/этносоциальных процессов на любом уровне. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов отмечают: «Суть нового подхода к управлению заключается в том, что он ориентирован не на внешнее, а на внутреннее, на нечто имманентно присущее самой среде. Иными словами, он ориентирован не на желания, намерения, проекты субъекта, экспериментальной, конструкторской, реформаторской, перестроечной и подобной деятельности, а на собственные законы эволюции и самоорганизации сложных систем» [6, с.150]. Как отмечают авторы, главное при этом - не сила управляющего воздействия, а его согласованность с собственными тенденциями самоструктурирования нелинейной среды, т.е. правильная топология (пространственная и временная симметрия) этого воздействия.

Из этого вытекает второе положение, связанное с синергетическим пониманием сущности самоорганизующейся системы, - это умение увидеть богатые и разнообразные формы, скрытые силы системы. Именно поэтому естественные процессы самоорганизации таких сложных социальных систем, как «полиэтничное общество», «этническая культура», «этнос» важно искусственно не сдерживать и не ускорять, а поддерживать.

В связи с этим академик Н.Н. Моисеев предлагал, что речь следует вести о «направляемом развитии». Для социальных и социально-экономических систем важно понимание того, ради чего и как следует использовать тот ресурс, который находится в распоряжении этих систем для воздействия на их развитие. Наши воздействия необходимы лишь для того, чтобы поддерживать желаемые тенденции, обеспечивающие стабильность социально-политической жизни и ее развитие, либо избежать тех или иных подводных камней или катастроф, способных увести в сторону поток развития событий [7, с. 191-192]. По мнению ученого, людям, науке доступна возможность направления естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое сегодня обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие. Главное - понять естественные тенденции развития, стремления людей. И только с помощью такого знания стремиться преодолеть трудности развития.

Идея воздействий, в том числе слабых, на открытые системы содержится в развиваемом в рамках социальной синергетики положении о возможности для самоорганизующихся систем сочетания самоорганизации и управления. Е. Князева и С. Курдюмов утверждают, что баланс самоорганизации снизу и организации сверху - это механизм развития сложных социальных структур [8, с.187]. Так, этносоциальные процессы, протекающие в режиме индивидуальных и групповых практик, могут быть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расценены как самоорганизация. В условиях потребности российского общества в консолидации, рефлексируемой властями, требуется встречный процесс - управление этносоциальными процессами. Причем Г. Хакен утверждает, что даже небольшие управляющие воздействия на систему могут подтолкнуть ее в желаемом направлении [9, с. 202]. Такое воздействие вполне ожидаемо от государства, оно должно быть выверено и при этом минимизировано. Отметим вслед за немецким ученым, что это воздействие не обязательно должно быть персонифицировано, т.е. исходить от конкретных людей или органов государства. Формами упорядочивания могут выступать идеальные конструкты. В случае с этносоциальными процессами ими могут стать дискурс и дискурсивные практики, продуцируемые с участием государства, подвижки в идеологии, образовании, общественном мнении, избыток или недостаток информации и т.д. [10, с. 171].

Осуществление политики, в частности национальной политики, силовыми методами слишком опасно в любой сложной системе. Например, в современном сложном, нелинейно развивающемся мире, где даже случайные сбои в разветвленных информационных, компьютерных сетях могут привести к мировой катастрофе. Чем сложнее организована система и чем больше различных функций она выполняет, тем она более неустойчива в своем функционировании и развитии. Поэтому понимание форм совместной жизни разнородных, находящихся на разном уровне развития социальных и геополитических структур, путей их устойчивого коэволюционного развития становится конструктивной альтернативой сегодняшнего дня [11, с. 110-111].

Для понимания процессов самоорганизации сложных социокультурных систем необходима смена парадигм мышления, что означает переход от линейного мышления к нелинейному. Это означает поиск достижения согласия и гармоничного сосуществования, например, в обществе, с помощью диалога и признания разнообразия интересов разных социальных групп, межэтнической толерантности друг к другу. В этом плане трудно не согласиться с К. Майнцером, который указывал на необходимость осторожного обращения с высокочувствительными сложными системами в природе и обществе. «Мы должны быть осторожными и храбрыми - в соответствии с условиями нелинейности и сложности эволюции. В политике нам не следует забывать о том, что любой вариант монокаузальности может привести к догматизму, нетерпимости и фанатизму» [12, с.84-98].

Итак, линейное мышление может быть опасным в нелинейной сложной реальности. В обществе это может привести к межэтнической напряженности, межэтническим конфликтам и к силовому решению межэтнических проблем. Одним словом, линейное мышление разрушает естественные процессы самоорганизации сложных систем.

При проецировании действий человека на социокультурные процессы, закономерно встает «синергетический» вопрос: «Когда же человек может повлиять на функционирование сложной системы?».

Прежде всего, в момент неустойчивости. Дело в том, что человек не является винтиком общества, региона, социокультурных систем. В соответствующие моменты, а именно неустойчивости, действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы, на макросоциальные образцы поведения, в том числе приводить к смене макросоциальных структур. Отсюда вытекает необходимость осознания огромной ответственности каждого отдельного человека за судьбу всей системы, всего общества [13, 168-169].

Здесь напрашивается вывод: человек, с одной стороны, является элементом системы. С другой стороны, человек осуществляет активную деятельность. Его мышление, ценностно-мировоззренческие ориентации, целевые установки, отношение к природе, людям, себе определяют принятие им решений. А от его практических действий зависит поведение сложной системы, то есть характер и динамика направления развития. Другими словами, практические действия человека определяют судьбу сложной системы, в нашем случае судьбу полиэтничного общества/региона/этносов.

С методологической точки зрения это означает, что между параметрами порядка полиэтничного общества и деятельностью индивидов существует связь: параметры порядка (скажем, этнический фактор) могут оказать активное влияние на их деятельность, ориентировать их в активности (конструктивной или деструктивной).

Таким образом, синергетический подход вскрывает механизм саморазвития сложных систем. Признавая возможности синергетики и специфику синергетического подхода к социокультурным/этносоциальным процессам, следует отметить, что она позволяет осмыслить и переосмыслить этнокультурные традиции в новых условиях, формировать умения связать традиции с инновациями, понять «модернизацию традиционности» (А.Б. Гофмана). Здесь важно проявление креативной способности мышления - включение исторической и культурной памяти - в процессе исследования сложных социокультурных/этносоциальных систем, что позволит получить новые смыслы прошлого, настоящего и будущего, определить новые горизонты в прогнозировании будущего.

Синергетика позволяет раскрыть взаимосвязь гибкого управления и самоорганизации рассматриваемых сложных систем, сосуществующих в социокультурной системе, а также выявить деструктивную роль силового вмешательства в естественные процессы, способствующего обострению межэтнических отношений и конфликтов. Можно сказать, что в условиях нестабильности и неустойчивости они усиливаются под влиянием активизирующейся глобализации.

Список литературы

1. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. №8. С. 5-17.

2. Каган М.С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 28-49.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем // Глобализация: синергетический подход / Под общ. ред. В.К. Егорова. М.: РАГС, 2002. С.9-30.

4. Российская национальная идентичность на Северном Кавказе / З. Жаде, Е. Куква, С. Ляушева, А. Шадже; под общ. Ред. А.Ю. Шадже. М.: Социально-гуманитарные знания: Майкоп: ООО «Качество», 2010. - 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад. /Под редакцией В. А. Тишкова. М.: ИЭА РАН; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. 90 с.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.

7. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.

8. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Коэволюция сложных социальных структур баланс доли самоорганизации и доли управления // Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. М.: Книжный Дом «Либроком», 2011. С. 187-200.

9. Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. М.: Книжный Дом «Либроком», 2011. С. 201-215.

10. Буданов В.Г. Конструирование сложности в антропной среде // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». М.: Прогресс-Традиция, 2011. С.158-178.

11. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.109-125.

12. См.: Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке. Междисциплинарное введение (перевод Князевой Е.Н.) // Вопросы философии. 2010. №10. С. 84-98.

13. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. С. 168-169.