А.Ю. ШАДЖЕ
доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета*
Этногруппа курдов Адыгеи в парадигме «адаптация-интеграция»1
В последние десятилетия социально-культурная ситуация в России заметно трансформировалась. Произошедшие изменения не привели к интеграции полиэтничного общества в России и ее регионах. На состояние межэтнических отношений оказывают влияние следующие факторы.
- Обнажились старые проблемы в области межэтнических отношений, о которых умалчивались ранее.
- Появление мигрантов, беженцев, возвращение части зарубежных диаспор на российскую землю сопровождаются решением новых проблем.
- Активизация религиозной идентичности, привнесение новых религиозных атрибутов в жизнь российских регионов.
- Изменения, связанные с активизирующейся культурной глобализацией, которая, с одной стороны, открывает пути взаимодействия, а с другой - размывает этнокультурные ценности, в которых сосредоточены механизмы идентичности, ментальные ценности и т.д. В результате чего создаются основы для социокультурных рисков, способствующие появлению специфических искусственных культурных моделей и культурных образцов, которые могут проявиться в повседневной жизни, поведении людей, в их деятельности и т.д.
Все эти факторы кардинально изменяют условия взаимодействия народов, усиливается противопоставление «мы» - «они». Создающаяся
* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-06-00131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы».
новая межэтническая ситуация начинает предъявлять новые требования друг к другу, к межкультурному диалогу и взаимопониманию.
Рассмотрим некоторые аспекты социокультурной адаптации этногруппы курдов Адыгеи в парадигме «адаптация-интеграция».
Методологической основой выбран междисциплинарный подход, включающий в себя теорию адаптации и интеграции мигрантов в принимающих обществах. Для нашей работы интерес представляют классические, неклассические и современные, постнеклассические работы отечественных и зарубежных ученых, в которых представлены результаты исследований теории этноса как социокультурной реальности, этнокультурной идентичности в контексте укрепления национальной идентичности в полиэтничном сообществе, проблемы «толерантности - интолерантности» и мигрантофобии как этносоциального явления.
Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного неформализованного метода интервью. Выбор метода глубинного интервью объясняется рядом причин: во-первых, ввиду языкового барьера и наличия необразованной части людей среди исследуемой группы; во-вторых, только с помощью гибкого («мягкого») метода можно объяснить и понять «человеческую сущность» социальных явлений и социокультурных процессов; в-третьих, для расшифровки внешне наблюдаемых действий людей и их высказываний эффективен качественный метод-интервью и наблюдение, что дает возможность «участвовать в событиях», сопереживая с людьми реальные (трагические) события. Представляется, что более полную информацию для понимания социальной проблемы можно получить именно с помощью гибкого интервью на русском языке2.
2
См.: Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 1991, т. 1, № 1, с. 14-31.
Республика Адыгея, представляющая собой полиэтничный российский регион, остро ощутила трансформацию во всех сферах нашего бытия. Одной из центральных проблем, требующей особого внимания, является изменение этнической и социокультурной карты региона.
В Адыгее живут представители 108 этносов, причем не менее десяти из них образуют этнические группы. Численность населения Адыгеи, по данным переписи 2010 г., составляет 440,3 тыс. человек. Основное население - русские (52 %) и адыгейцы (24,2%), к числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, белорусы, украинцы, немцы, греки и др.
В процессе совместного проживания народов и их взаимного сотрудничества исторически выработаны такие социокультурные институты, отмечают в своих воспоминаниях европейские авторы, побывавшие на Кавказе в Х111-Х1Х вв., как «хачещ» и «хасэ», в которых принимали участие в основном советы старейшин, вырабатывались мудрые и справедливые решения с помощью диалога. Они формировались не просто, иногда болезненно, но в то же время дали определенный опыт обществу. Именно они помогли определить формы сосуществования и взаимодействия. Это - ментальная совместимость различных человеческих сообществ, мирное сосуществование этносов и конфессий, осознание того, что разнообразие - это реальность жизни, умение понимать, доверять и помогать друг другу, ценить общение и сотрудничество.
Понятно, что эти социокультурные институты в том виде, в каком они исторически формировались, не могут быть возрождены. Используя терминологию Гегеля, можно сказать, что они могут быть рассмотрены сегодня лишь в «снятой» форме. К этим феноменам следует подходить с учетом возможности выявления нового социокультурного смысла и
ценностей в условиях современного общества. Это сложно, но очень важно.
Или вспомним 90-е гг. - Как в период становления государственности Республики Адыгея, когда принимались Конституция Республики Адыгея и Закон «О языках народов Республики Адыгея» удалось сохранить гражданский мир? Много проблем вставало на уровне общественного сознания и политиков. В обществе чувствовалась социальная напряженность. Руководству Адыгеи, «Комитету-40», полиэтничному народу и многим общественным объединениям, которые руководствовались здравым смыслом, удалось сберечь мир от социальных вспышек и разобщенности населения. Цена гражданского мира, сохраненного в обществе, велика. Не идеализируя ситуацию, можно сказать, что Адыгея сегодня - относительно мирный уголок на Кавказе. Мы высоко ценим это общее достояние мудрости народа и политиков. Сегодня, пожалуй, уважительное восприятие и понимание «другого» стало смыслом существования людей. В такую социокультурную среду «окунулись» курды 25 лет тому назад.
До 90-х гг. прошлого века на территории Адыгеи курды были немногочисленны. По переписи 1989 г., лиц курдской национальности в Адыгейской автономной области насчитывалось 262 человека, в статданных переписи 2002 г. их число составило 3631 человек (пятая позиция в рейтинге народов Республики Адыгея после русских, адыгов,
о
армян и украинцев)3, по переписи 2010 г., курды составляют 4528 человек (1,1 % населения республики). Таким образом, численность представителей этого этноса в Республике Адыгея за период 2002-2010 гг. выросла на 25 %. В целом по России численность курдов с момента
3 См.: Ханаху Р.А., Цветков О.М. Республика Адыгея: социально-демографический портрет. Майкоп, 2010, с. 13.
переписи населения в 2002 г. возросла на 18% и составила 23322 человека4.
Курды в Адыгее - это вынужденные переселенцы/беженцы из зоны Карабахского конфликта и из других регионов Закавказья и Средней Азии. Они проживают компактно на территории Красногвардейского района Адыгеи. С момента их переселения появилась «курдская проблема», которая, по словам принимающего населения, обусловлена переселением курдов в Красногвардейский район. Большинство опрошенного населения и экспертов оценивает фактор совместного проживания с курдами-переселенцами как причину межэтнических конфликтов.
В целях успешной адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея принял в 2001 г. план мероприятий культурно-психологической адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея5. К сожалению, принятый план не был реализован.
Более того, средства массовой информации не работали на конструирование позитивного образа курдов-переселенцев. «О нас либо ничего не пишут, либо пишут только плохо» (из интервью с курдами).
Следует сказать, что отсутствовала исследовательская практика по проблеме этнических мигрантов в принимающем обществе, т.е. теоретико-методологических и прикладных разработок по проблемам социокультурного взаимодействия мигрантов и населения полиэтничной Адыгеи не было. Впервые к исследованию проблем курдов в Краснодарском крае обратился М.В. Савва6. Проявление
4 См.: Соколова А.Н., Шаповаленко А.Н. Статистические и социометрические данные о курдах Красногвардейского района Республики Адыгея // Проблемы школьного и дошкольного образования и воспитания детей курдов-переселенцев в Республике Адыгея. Материалы Круглого стола, 29 октября 2012 г. / Ред.-сост. А.Н. Соколова, ред. З.А. Жаде, А.Ю. Шадже. Майкоп, 2012, с. 90-102.
5 Постановление Кабинета министров Республики Адыгея «О плане мероприятий культурно-психологической адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея» от 27 августа 2001 г. № 290.
6 См.: Савва М.В. Курды в Краснодарском крае. Сборник информационно-методических материалов. Краснодар, 2007.
этноаффилиативных и интегративных установок у 8 этнических меньшинств в Адыгее была изучена А.Ю. Муляр7. Автор исследовал этническую группу курдов, проживающих только в Майкопе.
Проблема социокультурной адаптации этногруппы курдов в Адыгее активно изучается второй год участниками междисциплинарного исследовательского проекта (руководитель профессор А.Н. Соколова). Выявлена этнологическая и антропологическая специфика курдов-перселенцев, изучены экономические и социокультурные аспекты их адаптации, осуществлено социологическое измерение адаптационных вопросов; на круглых столах обсуждены проблемы школьного и дошкольного образования курдских детей, правовые и экономические
о
аспекты адаптации курдов в Адыгее8 и т.д.
Курдский мир: каков он?
За период проживания в Республике Адыгея курды включились в изменяющееся социокультурное пространство российского социума, в частности и Адыгеи. Находясь за пределами своей исторической родины, этническая группа стремится к самосохранению и саморазвитию.
Совершенно справедливо отмечает Ю.В. Арутюнян, что «этнос в границах «своего государства» и вне его находится в принципиально разных условиях самовоспроизводства. В «своей среде» этнос самоутверждается и модернизируется по нормам и требованиям самосохранения и собственного социокультурного развития. В инонациональной среде, подчиняясь необходимости адаптации к ней, этническая группа может полностью трансформироваться в соответствии со спецификой осваиваемого инонационального пространства. И то, и
7 См.: Муляр А.Ю. Культурно-ценностные ориентации этнических меньшинств в поликультурном регионе // Северный Кавказ в фокусе российской идентичности / Под общ. ред. А.Ю. Шадже. М., Майкоп, 2011, с 131-148.
8 См.: Жаде З.А., Шадже А.Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития 2012, №10, с. 31-35; Шадже А.Ю. Интеграция курдов Республики Адыгея в российскую идентичность // Кавказский диалог: материалы III международной научно-практической конференции (30 ноября 2012 г.). Невинномысск, 2012, .356-358; Шовгенов Т.М. Курды в отраслях народного хозяйства Республики Адыгея // Европейский журнал социальных наук, 2012, №11(27), т.1, с. 419-423; и др.
другое нашло достаточно полное отражение в судьбах коренных наций бывших союзных республик советского общества9.
В концепциях социокультурной адаптации этнических групп к инонациональной среде имеются и другие подходы, которые нельзя не учитывать. Этногруппа курдов за период проживания в Адыгее не только не ассимилировалась и не трансформировалась в иноэтничной среде, но и смогла сохранить почти все исторически сформировавшиеся обычаи, стереотипы и т.д., которые активно работают только на механизм этнокультурной идентичности.
Интеграция курдов в иноэтничное полиэтничное общество Адыгеи представляет собой очень сложный и противоречивый процесс. На обыденном уровне заметно развитие - самосохранение и самовоспроизводство - курдов-перселенцев как самодостаточного этноса. В результате чего население принимающего общества и эксперты считают их «закрытой» этногруппой.
Важно отметить, что «в течение длительного времени культурный потенциал, привезенный мигрантом, достаточен для него. В условиях локальных замкнутых поселений и даже отдельных семей он естественным образом воспроизводится в воспитании и социализации детей на протяжении длительного периода и даже нескольких поко-лений...»10. Эта мысль подтверждается в нашем исследовании при анализе социокультурной адаптации курдов в полиэтничной среде Адыгеи, в частности, «фактора оппозиции идентичностей» и «фактора культурных различий и противоречий», являющихся одними из существенных условий, препятствующих сотрудничеству и интеграции и
9 См.: Арутюнян Ю.В. Этнос в «своей» и инонациональной среде // Тезисы докладов и выступлений участников II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М., 2003, с. 381.
10 Белопольская Т.Н. Особенности социальной адаптации мигрантов (на примере Краснодарского края // Социология социальной реальности: методология. Теория, методика исследований явлений и процессов. Сб. статей. Т.1. / Под ред. В.Н. Петрова, Е.М. Куликова, В.Н. Ракачева. Краснодар, 2010, с. 139.
создающих предпосылки для возникновения, роста социальной (межэтнической) напряженности и конфликтов11.
В процессе взаимодействия с другими этническими группами Адыгеи курды-переселенцы нацелены на сохранение и поддержание своей этнокультурной идентичности. У опрошенных курдов проявляется наибольшая потребность в групповой этнокультурной идентичности по сравнению с другими этносами республики, у которых активизирована этничность. Обращает на себя внимание тот факт, что вынужденное переселение курдов в другой регион активизировало процесс институциализации этнического фактора. Велико желание самосохранения и самовоспроизводства через систему ценностей «своей» культуры. Поэтому этнокультурная идентичность и этнокультурные традиции менее открыты «другой» культуре; они не способствуют формированию толерантного сознания и установлению диалогичных отношений с представителями других этносов. Интолерантность не дает понимание «другого» в полиэтничном социуме. Именно этнокультурная идентичность придает курдам чувство защищенности в России и в Адыгее. Из интервью: «...можно чувствовать себя спокойно и уверено только у себя или в рамках своей этнической группы». Группа остается достаточно «закрытой» по сравнению с другими этносами, проживающими на территории республики, что затрудняет определение степени их интеграции в полиэтничное общество. Можно сказать, что трансформация этнокультуры курдов только начинается.
Председатель общественной организации курдов Адыгеи «Агры» Ф.Г. Абдулаев совершенно справедливо отмечает, что «ментальность курдов меняется очень медленно». Говоря о будущем, он подчеркивает, что «у курдов два пути. Первый - стать частью того общества, в котором
11 См.: Петров В.Н. Социальное взаимодействие этнических мигрантов и населения принимающего общества // Этнические мигранты в принимающем обществе, ч. 1 / Под ред. В.Н. Петрова. Краснодар, 2005, с. 68-87.
мы живем. Но это само собой не произойдет, мы должны работать с населением. Второй - непонятный, непредсказуемый. Мы должны найти точки соприкосновения».
Сконструированный образ курдов-переселенцев на уровне массового сознания и экспертного опроса, к сожалению, имеет негативный смысл. В регионе и в республике зачастую их воспринимают весьма насторожено. Укоренившийся стереотип в массовом сознании, что «курды-переселенцы провоцируют межэтнические напряженности и социокультурные риски», насаждает негативный образ этой этногруппы. Подобные рассуждения вызваны незнанием курдов, они несут в себе отрицательный заряд и конфликтогенность.
Рассматривая сложившийся образ курдов-переселенцев, важно формировать иное представление о них (и у них о принимающих этносах в Адыгее), основываясь на реалии. Ведь реальность намного богаче, нежели сложившиеся образы и стереотипы. Но классическая наука не дает понимание сложных противоречивых процессов, происходящих внутри этногруппы. Этим и вызвано наше обращение к современной, постнеклассической науке, позволяющей разглядеть новые качества и смыслы этнической группы, познать и выявить конструктивное содержание образа курдов-переселенцев и постараться увидеть за этой этнической группой «курдский мир».
Известно, что любая этническая группа воспринимает и оценивает себя через противопоставление с другими. В процессе формирования представлений о себе и «другом» основаны на знании и/или незнании. Статус «другого» имеет тот, который отличен от нас. Отсутствие знаний о «другом» не дает возможность его понимания. Безусловно, здесь работают и сложившиеся стереотипы мышления о «другом». В связи с этим исследователи обращают внимание на использование потенциала
межкультурного диалога в условиях расширения миграционных
12
процессов в нашей стране12.
Интеграция курдов в полиэтничное общество Адыгеи является результатом двух встречных процессов: социокультурной самоорганизации этногруппы курдов; управления/направления процессов самоорганизации. Не силовое взаимодействие на самоорганизацию системы этногруппы курдов связано с проводимой политикой в регионе.
Можно сказать: понимание этногруппы связано с познанием самоорганизационных процессов, а также идентификационного пространства региона, которому присуще нелинейное взаимодействие этнокультурной, религиозной и национальной форм идентичности. Такое понимание возможно только в рамках современной науки, используя синергетическую (от греч. «совместное действие») теорию. Здесь важно понять смысл и ценность этнокультурной идентичности, самосохранение и самовоспроизводство в иноэтничном обществе. Перспектива развития региона требует использования ценностного потенциала этнических культур, культурных ценностей курдов-переселенцев, а также их возможности, способствующие сохранению этнокультурного многообразия и гражданского мира.
Представляется, что в целях сохранения и укрепления гражданского мира необходимо разработать культурно-национальную политику в регионе, основанную на методах современной науки - синергетики. Потому что синергетические принципы дают понимание взаимосвязи целого (российской нации) и части (российских этносов), зависимости их будущего друг от друга, которое практически невозможно традиционными методами науки и практики понять и решить. Именно поэтому синергетические методы могут и должны составить основу
12 См.: Астафьева О.Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 13-16 сентября 2007 года / Под общ. ред. В.К. Егорова. М., 2008, с. 127-132.
современного «искусства жить вместе», формируя толерантное сознание и способствуя сохранению не только биологического, но и социокультурного разнообразия в условиях глобализации.
Думается, что разработанная нами модель укрепления российской идентичности на Северном Кавказе13, в которой описаны текущие и желаемые состояния идентификационного пространства региона с помощью трех основных характеристик, взаимосвязанных друг с другом -доминирующего вида идентичности, устойчивости, жесткости условий среды - может быть применена к идентификационному пространству рассматриваемой этногруппы. Она дает возможность совмещения самоорганизации с несиловым воздействием на нее. Так, изменение доминирующего вида идентичности - в нашем случае этнокультурной -возможно в результате целеориентирования процессов самоорганизации и предполагает снижение степени устойчивости системы (за счет расширения количества потенциально возможных идентификационных видов, увеличения открытости этнокультурной системы и т.д.).
Представляется, проблема адаптации и интеграции курдов-переселенцев - задача не из легких. Помимо законодательного и политического решения курдской проблемы важно проведение научно разработанной культурно-национальной политики по распространению этнокультурных знаний, способствующих взаимопониманию курдов и полиэтничного населения принимающего общества. Создание атмосферы диалогичного сотрудничества этносов будет способствовать укреплению российской национальной идентичности.
Известный исследователь А.Н. Соколова отмечает, что «интеграция курдов в российское общество может происходить тем успешнее, чем выше будет статус их образовательных ценностей. Неинтегрированность в принимающее сообщество всегда чревато
13
См.: Делокаров К.Х., Шадже А.Ю., Чефранов С.В., Куква Е.С. Российская национальная идентичность на Северном Кавказе: опыт нелинейного моделирования // Гуманитарий Юга России. Москва-Ростов-н/Д., 2012, №4, с. 127-138.
разрывом с ним. В истории курдского народа сложились определенные «традиции неинтегрированности». Возможно, поселение курдов в Адыгее будет содействовать разрушению сложившихся негативных культурных стереотипов»14. Хочется надеяться, что из четырех моделей адаптации, имеющихся в истории человечества - геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция - адаптационная стратегия курдов будет строиться по типу интеграции. А были ведь в истории примеры, как люди от нетерпимости переходили к толерантным отношениям.
В заключение хочется сказать, что адаптация и интеграция курдов в Адыгее требуют комплексного подхода: в полиэтничном регионе важно формировать соответствующий информационный дискурс, нацеленный на конструирование образа «мы - полиэтничное сообщество»; образование следует рассматривать как путь к толерантности, путь к формированию культуры восприятия «другого»; региональную культурно-национальную политику важно подчинить созданию условий для саморазвития каждой культуры и каждого этноса, укрепления социальной стабильности и безопасности в регионе, сохранения единства России.
В Адыгее, как и в России, много проблем и трудностей. Между тем не следует обвинять в них ни курдов, ни другие этносы. И не следует использовать имеющиеся проблемы для дихотомического противостояния «мы» - «они». Важно понять, что «не существует опасных народов». Могут быть опасные политические условия, создаваемые некоторыми политиками и учеными. Поэтому важно проявить научную и политическую корректность и мудрость, содействовать взаимопониманию на разных уровнях на основе диалога.
Шадже А.Ю. Этногруппа курдов Адыгеи в парадигме «адаптация-интеграция». В статье осмысливается адаптация и интеграция курдов-
14 Соколова А.Н. Образовательные ценности курдов-переселенцев (на примере Республики Адыгея) // Европейский журнал социальных наук, 2012, №11(27), т.1, с. 139.
переселенцев в полиэтничной Республике Адыгея. Выявлена специфика адаптации этногруппы курдов и аргументировано положение о необходимости конструирования позитивного образа курдов в полиэтничном обществе в целях сохранения межэтнического согласия и укрепления единства российской национальной идентичности. Делается вывод о необходимости проведения культурно-национальной политики, направленной на познание и понимание «другого», на взаимопонимание.
Ключевые слова; полиэтничное общество Адыгея, этногруппа курдов, этнокультурная идентичность, адаптация, интеграция, межэтническое согласие, российская национальная идентичность, политика взаимопонимания.
Chadje A.Yu. Kurdish Ethnic Group of Adygheain the "adaptation-Integration" Paradigm. This work sheds light upon adaptation and integration of Kurdish immigrants in the multi-ethnic Adyghea Republic. The author shows the specificity of adaptation of ethnic group of Kurds and gives reasons for a need of designing a positive image of Kurds in a multi-ethnic society. The paper proves the importance of pursuing the cultural and national policy focused on preservation of an interethnic consent, mutual understanding and strengthening the unity of the Russian national identity.
Key words: multi-ethnic society of Adyghea, ethnic group of Kurds, ethnocultural identity, adaptation, integration, interethnic consent, Russian national identity, policy of mutual understanding.